Афазия брока что это такое



Ежедневно острое нарушение мозгового кровообращения поражает сотни людей. Такое заболевание как инсульт является актуальной проблемой здравоохранения в большинстве развитых стран мира, так как заболеваемость, инвалидность и даже смертность от осложнений, связанных с нарушением мозгового кровотока занимает лидирующие позиции в сравнении с другими патологиями. Афазия – одно из самых частых осложнений, развивающихся после ишемического поражения центральной нервной системы больного. Конечно инсульт не единственная причина развития моторной афазии, однако одна из самых распространённых.

Что такое моторная афазия?

Афазия – расстройство когнитивной сферы человека, связанное с выраженным нарушением речевой функции или восприятия услышанной речи больным. Важно отметить, что афазия является заболеванием, при котором нарушается или пропадает уже сформированная речевая функция. При афазии происходит частичная или абсолютная потеря способности к синтезу собственной речи или её восприятию, причём важно отметить, что при афазии не происходит органического поражения гортани и голосовой щели. Нарушение речи связано с локальным поражением корковых структур головного мозга, отвечающих за синтез и восприятие речи. Помимо нарушения речевой функции у больных также встречаются парафазии, синдром логореи, персеверации, аграфия и алексия, а также речевые эмболы. Заболевание характеризуется значительным сокращением словарного запаса и соответственно лексикона пострадавшего человека, соответственно больной также теряет способность к правильной и осознанной письменности и чтению.

Все вышеперечисленные дисфункциональные проявления афазии в конечном итоге приводят к социальной дезадаптации больного, нарушению личностных качеств и характеристик, а также к социальной замкнутости. Всё это влечёт за собой развитие и прогрессию не только неврологических расстройств, но и психических. Афазия считается сложной патологией смешанного характера. Сферой изучения, диагностики и лечения афазии занимаются такие специалисты, как неврологи, логопеды, психологи и психиатры, а также врачи-реабилитологи. В Клиническом Институте Мозга на базе неврологического центра работает целое отделение, занимающееся данными вопросами, все сотрудники разных специальностей постоянно взаимодействуют друг с другом, что делает диагностику и лечение больных с диагнозом моторная афазия намного более эффективной.

Центральная нервная система человека устроена наисложнейшим образом, благодаря тонкому взаимодействию всех корковых и подкорковых структур головного мозга происходит формирование всех основных функций высшей нервной деятельности. Чтобы понять какие нарушения влечёт за собой развитие афазии необходимо знать небольшой минимум физиологических аспектов функционирования зон головного мозга, отвечающих за синтез и восприятие речи.

Основную роль в анализе и синтезе речи играют две зоны в коре больши полушарий головного мозга:

  1. Речевая зона названная в честь исследователя, её открывшего – Вернике;
  2. Центр Брока отвечающий за моторную функцию речи.

Обе зоны отвечают за восприятие и обработку поступающей в головной мозг речевой и визуальной информации с дальнейшей её обработкой и интерпретацией, а также синтетической речевой деятельностью. Зона Брока находится в области задней нижней части третьей лобной извилины левого полушария.

  • Зона Брока отвечает за моторную организацию речевой функции и связана с фонологическим и синтаксическим преобразованием поступающей информации. Таким образом зона Брока является кинетико-моторным вербальным анализатором, воспринимающим мышечную информацию.
  • Зона или область Вернике – область коры головного мозга, отвечающая за восприятие письменной и устной речи. Данная зона находится в области задней части верхней височной извилины на стороне доминантного полушария. Данная зона отвечает за синтаксис и интонационные характеристики речи.

Причины

Афазия – органическое поражение головного мозга, это означает, что в его причинах лежат серьёзные нарушения метаболической активности. Существует много причин, способных оказать патологическое действие на нейроны головного мозга, к самым распространённым из них можно отнести:

  • Острое нарушение мозгового кровообращения или инсульт;
  • Черепно-мозговая травма;
  • Онкологическое поражение ткани головного мозга;
  • Инфекционные заболевания, такие как энцефалит или менингит;
  • Болезнь Альцгеймера или Пика;
  • Оперативные вмешательства на головном мозге.

Все вышеперечисленные причины могут приводить к повреждению нейронов, участвующих в образовании речевой функции.

Также важно отметить и предрасполагающие факторы, которые значительно повышают риск формирования вышеперечисленных заболеваний. К таким факторам относятся:

  • Дисметаболические нарушения;
  • Дислипидемия и атеросклероз церебральных сосудов;
  • Артериальная гипертензия;
  • Ревматизм.

Чаще всего моторная афазия развивается после перенесённого инсульта. При этом ишемическое повреждение с последующим некрозом происходит в зоне Брока, которая отвечает за моторную функцию речи. Причём чаще всего поражение данной зоны происходит в результате тромбоза ветвей средней мозговой артерии. На втором месте после нарушения мозгового кровообращения находится поражение зоны Брока онкологического характера.

Классификация

Для удобства применения в практической медицине существует специальная классификация афазий, основанная на систематизации проявляемых нарушений в соответствии с утраченной функцией и поражённым участком головного мозга.

Различают следующие виды афазии:

  • Эфферентная моторная афазия, проявляется при поражении зоны Брока, при этом у больного появляются артикуляционные дефекты речи или апраксия;
  • Афферентная моторная афазия, развивается с поражением постцентраьной борозды. Основным нарушением при данной форме является кинетическое нарушение речи или выраженное затруднение речевой функции, связанной с формированием конкретных звуков;
  • Акустико-гностическая, при поражении зоны Вернике. Характеризуется утратой фонематического слуха. Человек с данной формой перестаёт адекватно воспринимать речь собеседника;
  • Акустико-мнестическая, при данной форме также поражается зона Вернике, а проявлением становится нарушение зрительного представления о предмете и потеря слуховой памяти;
  • Амнестико-семантическая, при поражении задневисочных отелов головного мозга. Нарушается понимание сложных грамматических конструкций, простая речь не страдает;
  • Динамическая, проявляется при поражении задних участков лобных долей. Проявляется нарушением программы высказывания, что приводит как к нарушению восприятия речи, так и нарушению её формирования.

Симптомы и признаки

Центр Брока считается моторным или речедвигательным, что при его поражении вызывает появление характерных функциональных нарушений в речепродукции. Моторная афазия проявляется нарушением моторной функции речи, причём пострадавший человек мысленно не испытывает проблем в формировании речи, однако при произнесении испытывает крайне выраженное затруднение.

Моторная афазия характеризуется:

  1. Распадом грамматического строя речи или по-другому агремматизм. Происходит путаница в падежах, временах, также пациенту сложно произносить артикли и предлоги. Происходит формирование речевых стериотипов;
  2. Аномией – трудность в подборе нужных слов, при этом речь значительно замедляется, так как больной пытается найти синонимы к предыдущему слову.
  3. Нарушение артикуляции – путаница звуков, нарушение их порядка.

Уже при общении с пациентом можно с уверенностью выставить диагноз моторной афазии опираясь на наличие вышеописанных симптомов.

Диагностика

План диагностического обследования пациента с моторной афазией практически ничем не отличается от обследования пациента пострадавшего от острого нарушения мозгового кровоснабжения или с повреждением головного мозга. Обязательными исследованиями являются:

  • Томографические методы исследования, в особенности магнитно-резонансная томография, которая позволяет хорошо отобразить органические повреждения мягких тканей, в особенности головного мозга. Позволяет подтвердить наличие или отсутствие очагов распада нервной ткани или опухолевого процесса;
  • Ультразвуковое доплеровское исследование сосудов шеи на предмет выявления атеросклеротического поражения сосудов;
  • Рентгенокнтрастное исследование церебральных сосудов или ангиография – применяется при топической диагностики ишемических повреждений головного мозга.

Обязательно проведение стандартных лабораторных исследований, таких как: общий анализ мочи и крови, биохимический анализ крови.

На базе Клинического Института Мозга имеется высокофункциональное передовое диагностическое отделение, а также клинический лабораторный комплекс, оснащённый современным оборудованием. Высококвалифицированный персонал клиники позволяет проводить быструю и точную диагностику для формирования последующей лечебной схемы в самые короткие временные сроки.

Проводится для уточнения локализации поражений головного мозга, а также уточнения формы афазии. Проведение дифференциальной диагностики необходимо для правильного формирования дальнейшей эффективной лечебной тактики. При общении с пациентом удаётся выяснить какие именно симптомы характерные для конкретного вида афазии превалируют, что и позволяет определиться с клиническим диагнозом.

Лечебная тактика

Сразу стоит сказать, что радикального лечения при любом виде афазии на данный момент не предусмотрено. Даже самые передовые лечебные и реабилитационные схемы не позволяют полностью скорректировать органические повреждения головного мозга, повлекшие за собой функциональную дезорганизацию работы когнитивной сферы пострадавшего.

Основное лечение направлено на устранение заболевания, повлекшего за собой развитие повреждение зоны Брока и анатомически прилежащих мозговых структур. Основа лечения – предотвращение трофических нарушений для минимизации зоны органического повреждения нервной ткани головного мозга. Для этого применяется комплексная фармакологическая терапия, которая заключается в курсовом применении препаратов с нейропротективным действием, ноотропов, а также метаболических препаратов, улучшающих нейроциркуляторную деятельность.

Помимо медикаментозного лечения обязательно проводится под контролем лабораторных показателей крови.

Реабилитация

Обязательным лечебно-восстановительным звеном является реабилитация. Для частичного восстановления утраченной речевой функции и социальной адаптации пациента проводится курсовая реабилитация. Для больных с моторной афазией реабилитация заключается в применении специальных речевых упражнений, которые направлены на формирование новых речевых навыков. Также в период реабилитации и в дальнейшем важно периодическое посещение больным психотерапевта, так как моторная афазия является социально-зависимым заболеванием.

Прогноз

Во многом прогноз при моторной афазии зависит от степени тяжести поражения головного мозга и соответственно клинических проявлений заболевания. Прогноз при формировании у больного моторной афазии условно-благоприятный. Несмотря на то, что заболевание до конца не излечивается, оно не является жизнеугрожающим, а при своевременной лечебной коррекции метаболических нарушений и проведении полноценной реабилитации, пострадавший вполне может адаптироваться к проявлениям заболевания.

Механизм развития

Медики выделяют несколько систем языка:

  • Фонологическую. Она отвечает за обработку акустического сигнала головным мозгом. Другими словами, ее задачей является анализ услышанных слов.
  • Морфологическую. Данная система анализирует языковые комбинации.
  • Синтаксическую. Отвечает за формирование логичной речи, в которой слова расположены последовательно.
  • Семантическую. Это лексическая система.

В норме все эти функции регулируются центром Брока. Он расположен в головном мозге. Под воздействием различных неблагоприятных факторов работа двигательного речевого центра нарушается. Другими словами, человек просто перестает понимать слова и разговаривать. В этом случае и принято говорить о развитии синдрома моторной афазии Брока.


Причины

В большинстве случаев рассматриваемая патология является следствием перенесенного инсульта. Повреждение речевого центра наступает после кровоизлияния в головной мозг, точнее, в левое его полушарие.

Кроме того, причинами афазии Брока могут быть:

  • Новообразования как доброкачественного, так и злокачественного характера.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Болезнь Альцгеймера.
  • Энцефалит.
  • Абсцессы.
  • Лейкоэнцефалит.
  • Болезнь Пика.

Кроме того, афазия Брока иногда является следствием хирургического вмешательства в головной мозг.

Существуют определенные факторы риска, которые значительно повышают риск развития заболевания. К ним относятся:

  • Пожилой возраст.
  • Наследственная предрасположенность.
  • Закупорка сосудов головного мозга атеросклеротическими бляшками.
  • Гипертония.
  • Пороки сердца ревматического характера.
  • Перенесенные в прошлом транзисторные ишемический атаки.

Важно знать о том, что афазия Брока - это заболевание приобретенного характера. Происходит потеря именно сформировавшейся речи.


Клинические проявления

Симптомы афазии Брока довольно специфичны. Основные признаки патологии:

  • Медленная речь. Больной произносит слова с трудом. Для выражения своих мыслей он использует минимальный набор слов, при этом крайне быстро устает.
  • Аномия. Под данным термином понимается патологическое состояние, при котором больному трудно называть предметы.
  • Аграмматизм. Человек с афазией Брока не может правильно составлять предложения.
  • Невозможность повторения. Больные иногда понимают то, что им говорят. Но при этом повторить услышанные слова им крайне трудно, почти невозможно.
  • Осознание проблемы. Существует несколько форм афазии. При большинстве из них человек находится в твердом убеждении, что его речь корректна. При афазии Брока больной понимает, что у него возникли проблемы.

В некоторых случаях патология может сопровождаться симптомами неврологического характера:

  • Неспособностью осознанно управлять мышцами лица и ротовой полости.
  • Односторонним парезом. Иными словами, чувство слабости ощущается только в левой или правой части лица.
  • Гемиплегией. Это состояние, при котором парализует одну сторону тела.

Кроме того, больные теряют способность не только говорить, но и читать и писать.


Диагностика

При возникновении признаков патологии человека необходимо доставить в медицинское учреждение. Диагностика заболевания подразумевает оценку состояния больного по следующим критериям:

  • Беглость речи. При наличии патологии она косноязычная и крайне медленная.
  • Понимание. Оценить данный показатель весьма сложно, так как любые неправильные ответы могут являться следствием наличия трудностей с произношением.
  • Повторение. Врачу необходимо понять, насколько пациент в состоянии усвоить услышанную информацию. Кроме того, специалисту важно знать, сможет ли человек воспроизвести эти слова. Способность повторения при афазии Брока нарушена.
  • Память на названия предметов. В большинстве случаев пациенты не в состоянии озвучить те или иные наименования.
  • Автоматические последовательности. Это один из лингвистических навыков, заключающийся в произношении последовательностей, которые хорошо известны. Ярким примером является называние месяцев года по порядку.

На основании результатов проведенного исследования врач ставит диагноз и определяется с тактикой ведения пациента.


Лечение

Оно напрямую зависит от степени тяжести патологии. В некоторых случаях показана медикаментозная терапия и хирургическое вмешательство.

Но в большинстве случаев достаточно коррекционного воздействия. Его задачи:

  • Восстановить и улучшить навыки письма и устной речи.
  • Помочь пациенту заново наладить взаимодействие с социумом.
  • Улучшить качество жизни человека.

Лечением афазии Брока занимаются логопеды. При необходимости пациента направляют на консультацию к нейропсихологу.

Схема коррекционного воздействия включает следующие пункты:

  • Тренировка памяти, вычислений, рассуждений, внимания.
  • Регулярное выполнение упражнений, направленных на развитие памяти на имена и названия предметов.
  • Тренировка речи. Пациента заново учат говорить.
  • Постепенное увеличение длины предложений.

Это только малая часть той работы, которая ведется с пациентами, страдающими от афазии Брока. Задачей врачей является выявление возникших нарушений и их коррекция.


В заключение

В конце 19 века французский врач Поль Брока исследовал участок коры головного мозга. Он располагается в лобной коре, в нижней ее извилине в задней части. Исследователь выявил, что этот участок обеспечивает двигательную организацию речи. Задненижнюю лобную извилину назвали в честь ученого – зона, или центр Брока.

Из-за поражения моторного речевого центра возникает нейропсихологический синдром двигательной дисфазии – патология, при которой нарушается воспроизведение фраз.

Что это такое

Афазия Брока – неврологический синдром, характеризующийся комплексным нарушением сформированной речи. Чаще всего сопровождается тремя патологиями: аграмматизмом, аномией и дезартикуляцией. Однако в синдром могут входить и другие расстройства, например, моторная диспросодия или нарушение чтение и письма. Афферентная моторная афазия входит в синдром поражения лобных участков коры головного мозга.

Все эти расстройства имеют один корень – патология образования собственной речи, при сохранении сенсорного компонента, то есть больной понимает слова и их смысл, но не может сказать что-то свое. Хотя есть смешанные расстройства, объединяющие нарушение понимания и формирования речи.

Патология речи считается не только неврологическим, но психическим и социальным нарушением. При дисфазии сохраняется критическое отношение к своему заболеванию, в отличие от сенсорной афазии. Больной с моторной афазией осознает свой недостаток.

Психастенические особи или с люди с депрессивной акцентуацией могут закрываться от общества и тяжело переживать расстройство. Снижается социальная адаптация и интеллектуальный потенциал. Такие люди не желают вступать в контакт с окружающими, не выходят из дому. Легкая изоляция может достигать крайнего затворничества.

Моторная дисфазия ограничивает жизнеспособность. Степень нарушения функций человека определяется клинической и функциональной тяжестью.

1 степень – легкая двигательная дисфазия. Нарушается устный разговор, уменьшается словарный запас. Группа инвалидности не выдается.

2 степень – средняя дисфазия. Ограничивается устная речь, уменьшается словарный запас, разговор состоит из простых шаблонных фраз. Оформляется 3 группа инвалидности.

3 степень – выраженные речевые патологии. Резко ограничено взаимодействие с окружающими. Для понятной коммуникации используется мимика и жестикуляция. Выдается 2 группа инвалидности.

4 степень – тотальная дисфазия. Выдается 1 группа инвалидности, так как больной не может взаимодействовать с социумом из-за непонимания устной речи и невозможности сформулировать предложение или хоть как-то передать информацию.


Причины

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении нижней лобной извилины сзади или центра Брока. Патология имеет центральный механизм нарушения. Это значит, что болезнь появляется после нарушения высших корковых функций.

  • Геморрагический или ишемический инсульт. Это наиболее частые причины повреждения мозгового участка. Вследствие острого нарушения кровообращения нейроны нижней лобной извилины погибают и замещаются нейроглией – почти нефункциональной тканью.
  • Опухоль или метастазы. Объемный процесс или новообразование механически сдавливает лобный участок.
  • Травматическое поражения головного мозга.
  • Острые нейроинфекции: энцефалит, менингит, менингоэнцефалит, церебральный абсцесс. Их осложнения: отек головного мозга, некроз мозговой ткани.
  • Хирургические операции на головном мозгу, в ходе которых врач повредил нижнюю лобную извилину.
  • Нейродегенеративные заболевания: болезнь Альцгеймера, Пика, Паркинсона, лобная деменция, рассеянный склероз.

Также моторная афазия развивается при поражении центра Брока внутримозговой гематомой.

Виды моторной афазии

Афферентная и эфферентная афазия – разные понятия, несмотря на их схожесть в названии. Сравнительная характеристика афферентной и эфферентной моторной афазии:

  1. Эфферентная – поражаются премоторные области коры мозга. Афферентные – поражается артикуляционная зона, располагающаяся в постцентральной извилине.
  2. Афферентная встречается преимущественно у пожилых, эфферентная – юных, молодых и зрелых людей.
  3. Афферентное расстройство касается моторной составляющей фраз, преимущественно нарушается артикуляция. Эфферентное нарушение сопровождается замедлением перехода между одной единицы речи к другой.

Афферентная моторная дисфазия бывает двух вариантов:

  • Первый вариант. Отличительной чертой является нарушение систем, обеспечивающих артикуляцию. Грубая моторная афазия сопровождается нарушением целесообразности двигательных речевых актов.
  • Второй вариант. Эта моторная афазия характеризуется сохранностью шаблонных простых фраз, но нарушением спонтанных речевых актов. Типовая локализация при поражении – теменная кора левого полушария.

Динамическая эфферентная афазия классифицируется по тяжести патологии:

Существует комбинация – сенсомоторная афазия. Это сочетание моторного нарушения речи и ее восприятия. Возникает в результате инсульта в бассейне левой мозговой артерии. Часто сопровождается параличом и парезом одной стороны тела, реже – с односторонней патологией зрения.


Симптомы

Клиническая картина афферентной афазии. В основе – неспособность самостоятельного воспроизведения отдельных звуков. Когда больной пробует это сделать, у невольного возникают хаотические двигательные акты языка и губ.

Сразу же после инсульта в клинической картине афферентной дисфазии нарушается понимание слуховой речи. Такое состояние длится не более нескольких дней и полностью проходит. Признаки также выявляются в снижении географической ориентации и нарушении конструктивно-пространственном восприятии.

Афферентная афазия сопровождается нарушением навыков письма и чтения. Их тяжесть зависит от тяжести расстройства речи. В письме это проявляется непроизвольным пропуском гласных букв. Навыки письма реабилитируется по мере восстановления речи.

Осложнения афферентной дисфазии часто выражаются депрессивными реакциями как осознание немощного состояния. Кроме того, патология речи – это поражение двигательной коры, следовательно, снижается двигательная активность больного. В результате снижаются функции самообслуживания. Это усиливает психологический дефект. Если не оказать психологическую помощь, возникает риск развития клинической депрессии.

Ведущий дефект при эфферентной моторной афазии – нарушение переключения между отдельными единицами языка, которые дополняются другими симптомами. Клиническая картина эфферентной афазии включает следующие элементы моторной афазии:

Динамическая моторная афазия также сопровождается нарушением письма. Больному трудно дается написание предложений. В слове заменяются буквы, сами слова стоят в неправильной последовательности. При моторном варианте восприятие слуховой и письменной речи обычно сохранено.

Обычно афферентная дисфазия Брока сопровождается неврологическими нарушениями. Наблюдается односторонний паралич или парез, одностороннее нарушение зрения.

Осложнения – депрессивная реакция на собственный речевой недостаток, снижение социальной адаптации из-за нарушения коммуникации, снижение двигательной активности.

Диагностика

В диагностике учавствует команда специалистов и берутся результаты инструментальных методов исследования.

Инструментальное и общеклинические обследования:

  • Компьютерная и магнитно-резонансная томография. Они выдают трехмерное послойное изображение головного мозга, на котором можно рассмотреть очаги нарушения кровообращения в лобной области коры, либо другую причину расстройства – опухоль, черепно-мозговую травму, внутримозговую гематому.
  • Анализ спинномозговой жидкости. По ее составу и изменениям можно судить о наличии воспалительных реакций в центральной нервной системе и выявить природу воспаления – туберкулезный менингит или клещевой энцефалит.
  • Церебральная гемодинамика. По успешности кровообращения можно судить о нарушении гемодинамики в той или иной области.

Консультация у специалистов:

  1. Логопед. Он диагностирует произносительную сторону нарушения речевых функций. Обычно также обнаруживается дислексия и дисграфия.
  2. Невролог. Он диагностирует неврологическую сторону речевой дисфункции. В ходе обследования также выявляются нарушения чувствительности по гемитипу и односторонние парезы или параличи.
  3. Психиатр. Инсульт артерий в области лобной коры мог вовлечь и соседние участки коры, ответственные за контроль за своим поведением, эмоциональное расторможение и интеллект.
  4. Медицинский психолог. Он диагностирует психологические нарушения, например, тревогу насчет своего состояния, депрессивную реакцию на речевой недостаток или острую реакцию на стресс после перенесения инсульта или черепно-мозговой травмы.

Методы коррекции

Восстановление речи проводится такими методами лечения:

  • Этиотропная терапия. Направленна на устранения причины болезни. Например, при инсульте первоочередное – восстановление кровотока и жизнеспособности мозговой ткани, при опухоли – удаление новообразования.
  • Медикаментозная терапия. Проводится коррекция мозговой деятельности путем стабилизации обмена веществ. Применяются нейропротекторы и нейрометаболические препараты.
  • Психологическая поддержка у людей с острым переживанием перенесенной травмы.

После стабилизации больного выполняется логопедическая работа с моторной афазией. Методы восстановления включают артикуляционную и мимическую гимнастику. Упражнения включают произношение фраз, изучение стихов. Также выполняется работа, направленная на правильное движение языка, губ и щек.

Сроки излечения зависят от причины и ее масштабности. В среднем улучшение речи наступает через 6 месяцев после начала занятий. Более или менее речь стабилизируется ко второму году лечения. Важно знать, что чем раньше начнется реабилитация (а ее лучше начинать к концу 3-й недели после инсульта), тем выше успех восстановления речевых функций.

Моторная афазия или афазия Брока является нарушением речевой деятельности при одновременной ведущей роли нарушения кинетического аспекта.

Очаг поражения в основном локализуется в заднем отделе премоторной области левого, доминантного по речевой деятельности мозгового полушария.

При полном нарушении работы зоны пациенты не в состоянии произносить ни единого слова. При попытке произнести слова или фразы больные произносят нечленораздельные звуки, но одновременно они прекрасно понимают речь, обращенную к ним, как отдельные слова, так и целые предложения. Зачастую в устной речи остается только одно слово или словосочетание, которое заменяет все другие слова. Пациенты произносят фразы с разной интонацией, тем самым выражая свои мысли.

Это важно! К этиологическим факторам заболевания относятся острые и хронические типы нарушений кровотока в средней части мозговой артерии, в ложе верхней фронтальной ветви. Ещё более редкие причины формирования афазии — это кровоизлияние, формирование новообразований, процессы воспаления, метастазы, энцефалит или травмирование лобной доли в головном мозге.

Клиническая картина заболевания

Моторная афазия Брока характеризуется нарушением произношения речи, а одновременно с этим понимание письменной и разговорной речи нарушается намного меньше.

К трем основным нарушениям речевой деятельности, свойственным афазии Брока, следует относить:

  1. Аграмматизм — пациенту становится трудно пользоваться разнообразными грамматически значимыми артиклями и предлогами. Также становится заметно, что больному очень трудно дается выражение в речи падежей и времен.
  2. Аномия — пациент с большим трудом ищет необходимые слова, поэтому речь сильно замедляется и становится косноязычной.
  3. Затруднение артикуляции — в связи с этим, происходит неправильное произношение слов. Звуки, буквы и слоги при этом, которые составляют целые слова, часто располагаются в неправильном порядке.

Пациенты с данной патологией могут говорить только недлинные осмысленные предложения, которые с трудом воспринимаются окружающими людьми. Кроме того развитие афазии дополняется ослаблением и формированием паралича ноги и руки с правой стороны. Это объясняется близким расположением коры головного мозга центров произвольных движений к мозговому центу Брока.

Какие существуют степени тяжести развития патологии

Выделяется несколько основных степеней тяжести для моторной эфферентной афазии.

Для легкой формы характерно проявление умеренного нарушения возможности осуществления устной и письменной речи. При этом практически не страдает понимание речи окружающих людей.

При проведении более тщательного обследования у больных диагностируется нарушения разные по своей тяжести, касающиеся понимания речи человеком. Известны случаи, когда пациенты с афазией Брока временно не могут воспроизводить речь. А понимание речи окружающих сохраняется на должном уровне. По-другому это состояние называют афемией.

Это важно! При более тяжелом протекании заболевания происходит заметное нарушение устной речи пациента, ему становится трудно воспринимать письменную и разговорную речь окружающих людей.

В процессе восстановления человека в его речи появляются стереотипные предложения и высказывания, которые он повторяет, как ответ на любой поставленный вопрос. Также может формироваться медленная, неплавная и грамматически неправильная речь. В речи нет служебных слов, союзов, предлогов, нет плавности и интонации.

Реализация мероприятий по диагностике заболевания

Диагностика патологии должна проводиться целой группой специалистов, а именно: неврологом, логопедом и нейропсихологом.

Для установления и конкретизации причин развития афазии и выявления места нахождения очага поражения организуется компьютерная томография и МРТ для головного мозга, УЗГД для сосудов головы, шеи, любмальная пункция, дуплексное сканирование для сосудов в головном мозге.

Исследование речевой деятельности при афазии Брока заключается в диагностике устной речи, письменной речи. Нейропсихолог, который проводит работу с пациентами, болеющими афазиями, организует диагностирование слухоречевой памяти и также других модально-специфических форм памяти, праксиса, работы зрительных органов, конструктивно-пространственной деятельности, интеллектуальной работы.

Реализация комплексного диагностирования помогает отличить афазию Брока от алалии у детей, от тугоухости, от дизартрии и т.д.

Процесс лечения афазии Брока

Восстановление речи при поражении головного мозга афазией зачатую занимает много времени. Порой на это уходит до двух лет. Начинать процесс восстановления речевой деятельности лучше, как можно скорее.

Это важно! Результат восстановления речи зависит от множества факторов — от причины, спровоцировавшей повреждение мозга, от места повреждения, от глубины и объема повреждения, от общего состояния здоровья пациента¸ от его возрастной группы. В реализации терапии афазии должны обязательно участвовать родственники больного.

Окружающим, которые ведут общение с больными, рекомендуется:

  • Простота речи, использование простых и недлинных высказываний.
  • Повторение ключевых слов в предложениях в случае необходимости.
  • Сохранение привычного стиля общения. Не стоит выстраивать разговор, как со слабоумным или ребенком.
  • Активное задействование пациента в беседе.
  • Реализация всех видов общения — язык жестов, речевая деятельность.
  • Не стоит исправлять пациента во время разговора.
  • Предоставление пациенту необходимого времени для высказывания фразы.

Также реализуются и другие подходя к возобновлению речи — это может быть применение специализированных программ на компьютере с упражнениями для людей, пострадавших от афазии.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.