Афазия и его коррекция

Афазия – это расстройство коммуникации, которое возникает из-за повреждения головного мозга в одной или нескольких областях, контролирующих язык.

Данное заболевание чаще встречается у пожилых людей, особенно у тех, кто перенес инсульт. Афазия становится на пути способности человека использовать или понимать слова.

Причины заболевания

Афазия возникает из-за:

  • опухоли мозга;
  • инфекции;
  • слабоумия или другого неврологического расстройства;
  • дегенеративного заболевания;
  • травмы головы.

По данным исследованиям возникает риск развития этого нарушения у людей, которые перенесли инсульт (25-40%).

Приступы головной боли (мигрени) провоцируют появление временной афазии. Временная форма заболевания может проявиться из-за транзиторной ишемической атаки (ТИА), которая временно прерывает приток крови к мозгу. ТИА еще называют инсультом.

Последствия транзиторной ишемической атаки включают в себя:

  • слабость;
  • онемение некоторых частей тела;
  • проблемы с речью;
  • сложности с пониманием речи.

Транзиторная ишемическая атака отличается от инсульта, потому что его последствия являются временными.

Детская афазия

Афазия поражает людей всех возрастов, в том числе и детей. Детская форма заболевания – это, прежде всего, нарушения ЦНС, при котором наблюдается частичное или полное расстройство речевых способностей, даже тогда, когда речь была ранее сформирована.

Педиатры редко диагностируют данное заболевание у детей (лишь 1%), в основном, оно считается взрослым.

У детей проявляется преимущественно в дошкольном или младшем школьном возрасте.

Дифференциация детского расстройства коммуникации:

  1. Заболевание, которое возникло после изменений (органических или структурных) в коре центрального отдела нервной системы. К ним относятся проблемы с речью из-за опухолей, травм, патологий в сосудах и т.п.
  2. Приобретенная эпилептическая детская форма. При этом речевые расстройства возникли не в результате каких-либо отклонений от нормы в головном мозгу. Причина ее появления – эпилептическая активность.

Случается, что эти типы объединены. Такой вариант заболевания развивается после полученной травмы, возникшего новообразования, гематомы или прочих структурных изменений в центральном отделе нервной системы.

К тому же стали возникать судорожные припадки, тем самым они значительно утяжеляют совокупность проявления болезни и стимулируют развитие у ребенка.

В основном, диагностируют после черепно-мозговой травмы (ЧМТ) и отклонений от нормы у крупных мозговых артерий, которые питают головной мозг.

К травмам центрального отдела нервной системы, которые могут спровоцировать появление афазии, относят открытые поражения, они сопровождаются потерей мозгового вещества. Закрытые ЧМТ в меньшей степени вызывают афазию.

Этиология расстройства коммуникации у детей:

  • опухоль;
  • аневризм;
  • гематома;
  • абсцесс головного мозга;
  • энцефалит.

На фоне синдрома Ландау-Клеффнера проблемы с речью сочетаются с появлением судорог. Педиатры считают, что приобретенная форма эпилептической афазии возникает после перенесенного энцефалита.

Формы и симптомы

Каждый тип заболевания вызывает ухудшение, оно варьируется от легкой до тяжелой степени.

Общие типы расстройства коммуникации включают в себя следующее:

  1. Экспрессивная. Человек знает, что хочет сказать, но испытывает трудности в общении с другими.
  2. Рецептивная. При данной форме человек способен слышать, читать, но не понимает смысла сказанного или прочитанного. Часто люди с таким заболеванием воспринимают язык буквально. Их собственная речь может быть нарушена, потому что они не понимают свой собственный язык.
  3. Аномическая. Человек испытывает трудности с поиском слов. Он пытается найти правильные слова для разговора и письма.
  4. Глобальная. Это самый тяжелый тип заболевания. Чаще всего наблюдается сразу после того, как случился инсульт. Человеку трудно говорить и понимать слова. Кроме того, он не в состоянии читать или писать.
  5. Первичная прогрессирующая. Это редкое заболевание, при котором люди постепенно теряют способность говорить, читать, писать и понимать то, что они слышат в разговоре в течение определенного периода времени. При инсульте афазия может улучшиться при правильной терапии. А вот для этой формы нет никакого лечения, чтобы обратить вспять данное заболевание. Поэтому люди общаются другими способами, например, они могут использовать жесты.

Формы афазии:

  • легкая;
  • тяжелая.

При легкой афазии больной в состоянии разговаривать, но у него есть проблемы с поиском правильного слова или пониманием сложных разговоров.

Тяжелая афазия ограничивает способность человека к общению. Он говорит мало и не может участвовать или понимать любой разговор.

Основные симптомы афазии включают в себя:

  1. Проблемы с речью.
  2. Борьба с подбором необходимого термина или слова.
  3. Использование странных или неуместных слов в разговоре.
  4. Употребление короткими, неполными предложениями или фразами.
  5. Неправильный порядок слов.

Афазия не влияет на навыки мышления. Но у человека могут быть проблемы с пониманием письменного материала и трудности с почерком. Иногда можно наблюдать, что люди с афазией испытывают трудности с использованием чисел не могут делать простые вычисления.

Методы диагностики

Обычно врач диагностирует афазию при лечении пациента от инсульта, черепно-мозговой травмы или опухоли. Используя серию неврологических тестов, врач может задать вопросы лично, просит повторить определенные команды, назвать различные предметы или объекты.

Результаты этих тестов помогают врачу определить, есть ли у человека афазия. Они также помогают определить тяжесть заболевания. КТ или МРТ помогают определить место и тяжесть поражения головного мозга.

Детская афазия диагностируется после сбора анамнеза, объективного обследования и общения с ребенком. Во время сбора анамнеза устанавливается причина (какие были травмы головы, есть ли другие заболевания), проводится анализ симптомов и их динамики.

Малыша также осматривает невролог и определяет нарушения, связанные с поражением центрального отдела нервной системы. Психиатр или педиатр проводит тесты, по которым просят ребенка: что-то сказать, написать, прочитать, посчитать.

По данным диагностикам и определяется есть ли у ребенка афазия, ее степень, а после подбирается вариант лечения. Такие лабораторные исследования как КТ, МРТ, ЭЭГ, рентгенография черепа оценивают какая часть головного мозга нарушена, определяют причину детской формы заболевания, а после подбирается необходимая терапия.

Способы коррекции у взрослых

Лечение человека с афазией зависит от таких факторов, как:

  • возраст;
  • причина травмы головного мозга;
  • тип афазии;
  • положение и размер поражения головного мозга.

Например, у человека с афазией может быть опухоль центрального отдела нервной системы, которая влияет на языковой центр мозга. В таком случае поможет операция по лечению опухоли головного мозга.

Человек с афазией, перенесший инсульт, может получить пользу от сеансов с речевым патологом. Терапевт будет регулярно встречаться с человеком, чтобы увеличить его или ее способность говорить и общаться.

Врач также научит пациента способам общения, которые не связаны с речью. Это поможет человеку компенсировать языковые трудности.

Дополнительно врач рекомендует:

  • использовать реквизит, чтобы помочь получить сообщение;
  • рисовать слова или картинки на бумаге при попытке общения;
  • говорить медленно и сохранять спокойствие во время разговора.
  • носить с собой карточку, чтобы незнакомые люди знали, что у человека есть афазия и что означает данное заболевание.

Игровые методы коррекции у детей

Во время коррекционной работы помимо лекарственной терапии с ребенком обязательно должен заниматься логопед, в основном, занятия проводятся индивидуально. Специально подобранная методика активизирует отдельные пораженные участки центрального отдела нервной системы. Учебный материал, который чаще всего используется:

  • различные тексты;
  • карточки;
  • картинки;
  • программы на компьютере;
  • предметы.

Логопед также использует варианты бытовых ситуаций, в которых отведена важная роль ребенку, предлагает прослушать музыкальную композицию, песню. Даются упражнения на прослушивание и повторение считалочек, чистоговорок, потешек, известных коротких стихотворений. Занятия проводятся обязательно доброжелательно и эмоционально, вовлекая ребенка в игровой процесс.

Родителям рекомендуется также делать различные логопедические упражнения с ребенком в домашней обстановке, от этого зависит эффективность работы по коррекции заболевания.

Прогноз и профилактика

Многие из состояний, которые вызывают афазию, невозможно предотвратить, например, опухоли головного мозга или дегенеративные заболевания.

Однако наиболее распространенной причиной данного расстройства является инсульт. Поэтому можно уменьшить риск инсульта, если снизить риск. Для этого рекомендуется выполнять следующие действия:

  • бросить курить;
  • употреблять алкоголь только в умеренных количествах;
  • ежедневно заниматься физическими упражнениями;
  • есть продукты с низким содержанием натрия и жира;
  • контролировать уровень кровяного давления и холестерина;
  • лечить заболевания сердца (фибрилляция предсердий) если они есть;
  • обратиться за немедленной медицинской помощи, если развиваются симптомы инсульта.

Коррекционная работа во время лечения – это длительный и трудоемкий процесс, во время которого участвуют: логопед, лечащий врач, родственники и сам больной.

Прогноз для детей часто положительный. Тяжелая форма поражения центрального отдела нервной системы или синдром Ландау-Клеффнера не может дать благоприятный исход лечения. Отрицательный показатель при всех формах заболевание – отсутствие положительной динамики в первые недели начатой коррекционной работы.

Профилактика данного заболевания для детей отсутствует. Родителям рекомендуется по максимуму исключить этиологию болезни, которая может спровоцировать нарушения нормальной работы сосудов центрального отдела нервной системы.

При возникновении травмы головы немедленно обратиться в медицинское учреждение, чтобы квалифицированные врачи провели диагностику, далее следует начать коррекционную работу.

Действенность реабилитации зависит от:

  • формы и продолжительности болезни;
  • тяжести поражения ЦНС;
  • причины появления;
  • возраста;
  • начала лечения.

Дети способны общаться уже через 1-1,5 месяца при легкой форме заболевания, при средней – немного дольше (от 1 месяца до полугода).

Если у ребенка наблюдается синдром Ландау-Клеффнера, то ему назначают кроме тренировок речевого аппарата специальное лечение противосудорожными препаратами.

Несмотря на улучшения итоговое выздоровление не гарантировано. Дети, прошедшие ряд коррекционных мероприятий все же отстают в развитии речи от своих ровесников.

Диагностика

Афазия диагностируется следующими способами:

  1. Исключаются другие речевые расстройства, свойственные психическим патологиям, например, персеверация или логорея при шизофрении.
  2. Патопсихологическое исследование.
  3. Визуализация головного мозга.

Обычно при первом же контакте с больным врач может заподозрить дисфазию. Тут же необходимо отличить афазию от других расстройств коммуникации. Так, пациент может иметь нейросенсорную тугоухость, нарушение иннервации мышц и органов артикуляции.

Сенсорная дисфазия Вернике в первые 2-3 сутки может быть похожей на делирий из-за повышенной речевой продукции и невнятного разговора. Однако психотические состояния легко дифференцируются за счет наличия галлюцинаций и нарушения сознания. При афазии сознание сохранено.

Тестирование представляет собой экспресс-диагностику и логопедическое обследование:

  • спонтанная речь; она оценивается по скорости произношения, количеству слов в минуту;
  • номинативная функция; исследуется возможность больного называть предметы и явления по своему наименованию;
  • наличие повторов;
  • понимание обращенной речи;
  • сохранность навыков чтения и письма.

Методы коррекции

Восстановление расстройства речи требует комплексного вмешательства. В целом лечение состоит их двух этапов:

После основных двух этапов могут добавляться дополнительные, необязательные, для восстановления нормального психического состояния.

Для этого проводится психотерапия, например, при помощи животных (иппотерапия) или песочная терапия.


Медикаментозное лечение

Методы медикаментозного лечения – это набор мероприятий, которые направлены на устранение причины дисфазии и восстановление нормальной работы мозга. Основные направления: этиотропная, патогенетическая и симптоматическая терапия.

Этиотропная терапия – лечение, направленное на устранение причины заболевания. Зависит от того, что привело к афазии. В случае инсульта проводится коррекция водно-солевого баланса, кислотно-щелочного баланса, устраняется отек мозга, восстанавливается мозговое кровообращение. После этого назначаются нейротрофические, нейропротекторные средства и антигипоксанты. Такие препараты улучшают питание мозговой ткани и защищают их от кислородного голодания.

В случае острой инфекции, например, при менингите или энцефалите, назначается противовирусная или антимикробная терапия. Проводится дезинтоксикация и регидратация организма – из кровяного русла удаляются продукты жизнедеятельности инфекции, восстанавливается объем циркулирующей крови и уровень электролитов. Все это направлено на нормализацию работы мозга, без которой логопедические занятия проводить невозможно.

Симптоматическая и патогенетическая медикаментозная терапия зависит от ситуации. При нарушениях работы сердца – корригируют сердечную деятельность, при судорогах – вводят противоэпилептические средства.

Логопедическая помощь

Общие задачи восстановительного обучения – восстановить понимание и воспроизведение речи, попутно корригируя сопутствующие патологии артикуляционного аппарат. Коррекция афазии зависит от ее вида.

Восстановительное обучение при афазии начинается в остром периоде, после стабилизации больного. Чем быстрее начнется коррекционная работа, тем выше вероятность успеха и реабилитации речи.

Методики восстановления при смешанной сенсомоторной афазии

Главные задачи – уменьшение речевой продукции и привлечение слухового внимания. Для этого используются такие упражнения:

  • Больному нужно выполнить речевые инструкции. Врач озвучивает простую инструкцию, а больной их выполняет. Методика работы идет от простого к сложному. Например, первые фразы – откройте глаз, моргните левым глазом или сожмите руку в кулак. Более сложные фразы – укройтесь одеялом, возьмите чашку или ложку.
  • Пациенту показывают простые сюжетные картинки из одного действия. Его задача – назвать несколько простых действий или описать ситуацию на изображении. Например, художник рисует картину, мама обнимает ребенка.
  • Активизация внимания пациента. Врач задает вопрос, а больной на него отвечает, ассоциируя ответ с предметом. Например, врач спрашивает, болит ли у вас голова; пациент утвердительно кивает и прикасается к своей голове.

Методы восстановления при моторной афазии

Задачи – преодолеть трудность в переключении звуков. Используются такие упражнения:

Общие методы восстановления:

  • Логопедический массаж. Это механическое воздействие на мышцы, нервы и сосуды органов речевого аппарата. Массажные движения в области челюсти и шеи улучшают местный кровоток и лимфообращение, расслабляют мышцы и нормализуют дыхание.
  • Упражнения и игры. Игры в своей сути позволяют восстановить или научить больного правильно дышать при разговоре и улучшить произношение звуков. Правильная игра также развивает дыхательную систему, укрепляют мышцы губ и языка, улучшают фразовую речь на выдохе.
  • Методы стимуляции речи при афазии. Сегодня используются сенсорные методы стимуляции, среди которых тактильная и аудиовизуальная стимуляция. В основе тактильной стимуляции – прикосновение к телу больного пальцами или тупой иголкой, поглаживание. Зрительная стимуляция представляет собой привлечение визуального внимания пациента, слуховая стимуляция – привлечение слухового внимания.

Иппотерапия

Лечебная езда на лошади, или иппотерапия, – неспецифический метод восстановления тонуса организма. Относится к методам пет-терапии, то есть лечения при помощи животных. Верховая езда не оказывает конкретного влияния на артикуляционный аппарат или высшие корковые центры речи, но обладает терапевтическим свойством: улучшает координацию, чувство симметрии, укрепляет мышцы тела, синхронизирует части тела при движении и развивает мелкую моторику. Лечебная езда оказывает психотерапевтический эффект: снимает тревогу, стресс, расслабляет.

Афазия является разновидностью нарушения речевой деятельности, которая характеризуется полной либо частичной утратой способности употреблять уже сформированную речь или правильно воспринимать обращенную речь. Это отклонение возникает и у детей, и у взрослых. Афазия может быть обусловлена поражениями головного мозга разного характера.

Общая характеристика патологии

Афазией называют вторичное расстройство речевой функции, связанное с поражением участков головного мозга, отвечающих за речь. При таком нарушении человек не может говорить, то есть выражать свои мысли в словах, понимать обращенную к нему речь, а также читать и писать.


У больных с афазией страдают:

  • экспрессивная речь (произношение звуков, словарный запас);
  • импрессивная речь (понимание и восприятие);
  • внутренняя речь;
  • письменная речь (сюда же входит и чтение).

Афазия является результатом патологических изменений особых участков (речевых центров) головного мозга. Отклонение имеет органический характер. Его отличительная особенность – утрата речи после ее окончательного формирования. Отклонение может возникнуть в любом возрасте, но чаще всего встречается у пожилых людей.

Помимо нарушения речевой функции у больных с афазией наблюдаются психические нарушения, нарушаются сенсорная и двигательная активность, а также личностная сфера. Именно поэтому афазию относят к одному из самых сложных и труднопреодолимых отклонений.

Классификация

Афазию классифицируют по нескольким критериям.

В зависимости от локализации поражения выделяют такие формы патологии:

С лингвистической точки зрения различают афазии следующих типов:

  • Вербальный. В этом случае речь идет о нарушениях словообразования, наличии дефектов произношения, ограничении словарного запаса.
  • Номинальный. Афазия такого типа делает невозможным восприятие речи и использование слов.
  • Синтаксический. В данном случае пациент теряет связанность предложений и говорит в телеграфном стиле.
  • Семантический. Пациент, страдающий таким типом афазии, имеет искаженное восприятие смысла высказывания сложной в грамматическом плане конструкции.

В зависимости от степени выраженности нарушения различают тотальную и частичную афазию. В первом случае наблюдается полное нарушение речи больного, во втором – частичное.

Тяжесть речевого расстройства напрямую зависит от месторасположения очага поражения и его размеров.


Причины

Развитие афазии в любом возрасте может быть связано с такими причинами:

  • травматическое воздействие на область черепа;
  • доброкачественные или злокачественные новообразования в отделах головного мозга;
  • ишемический или геморрагический инсульт;
  • воспалительные патологии головного мозга (абсцесс мозга, энцефалит);
  • эпилепсия, рассеянный склероз;
  • прогрессирующие патологии центральной нервной системы (болезнь Альцгеймера).

Факторами риска, которые повышают вероятность развития афазии, являются:

  • интоксикация организма тяжелыми ядами;
  • осложнения после нейрохирургических операций;
  • пороки сердца;
  • пожилой возраст (старше 60 лет);
  • хронически повышенный уровень артериального давления.

Если в семейном анамнезе есть случаи афазии, то риск ее развития также возрастает.

Симптомы афазии

Клиническая картина патологии зависит от формы, в которой она протекает, и может включать симптомы из следующего списка:

  • неоднократная перестановка слогов и звуков в процессе речи;
  • длительные паузы;
  • нарушение слухового восприятия речи;
  • расстройство ритмико-мелодической стороны речи;
  • грубые нарушения письма и речи;
  • резкое переключение с одного слова на другое в процессе речи;
  • отсутствие контроля над собственным речевым потоком;
  • нарушение письма и понимания счетных операций;
  • невозможность спонтанной повествовательной речи;
  • резкое снижение вербальной активности;
  • забывание названий определенных предметов;
  • невозможность понимать сложные обороты речи, а также метафоры, выражения и слова в переносном смысле;
  • неестественность речи;
  • трудности в построении предложения;
  • непонимание читаемого текста;
  • снижение объема запоминания.

При наличии одного или нескольких указанных нарушений необходимо сразу же обращаться к специалисту.

Диагностика

Для точной постановки диагноза при подозрении на афазию назначают следующие мероприятия:

  • КТ или МРТ головного мозга;
  • допплерография кровеносных сосудов головы и области шеи;
  • ангиография;
  • электроэнцефалография;
  • люмбальная пункция.

Чтобы установить степень речевого расстройства, проводят устную и письменную проверку, исследование слухоречевой памяти, определение возможности распознавания предметов.

Диагностикой афазии занимаются невролог, логопед и нейропсихолог.

Лечение и коррекция афазии

При выявлении нарушения разрабатывают коррекционный курс. Его содержание зависит от того, какая форма данного отклонения была выявлена.


При указанной форме нарушения речи проводят следующие коррекционные работы:

  • Восстановление слухоречевой памяти, основанное на зрительном восприятии. Для этого логопед подготавливает серии картинок с изображенными на них предметами. Названия несколько раз читаются и пишутся. Также специалист проводит слуховые диктанты фраз.
  • Восстановление письменного высказывания. Работу начинают с написания фраз по простым сюжетным картинкам. В дальнейшем за основу берут различные карикатуры в газетах и журналах. Работа над письменной речью сочетается с устной: логопед подбирает тексты, которые описывают сюжет или карточку, и просит пациента описать их.
  • Работа по уточнению смысла антонимов, синонимов, омонимов, составление разных видов предложений с этими словами.

В данном случае коррекционные мероприятия заключаются в следующем:

  • Восстановление экспрессивной речи. Специалист перечисляет пациенту различные признаки предметов (например, очков: из какого материала они сделаны, для чего нужны, каких форм бывают оправы), после чего просит его составить рассказ об этом предмете.
  • Выполнение упражнений на составление сложноподчиненных предложений с введением слов-союзов
  • Восстановление понимания сложных логико-грамматических конструкций путем развернутого и многократного обсуждения определенных ситуаций, изображений, репродукций картин.

Пациенты, страдающие такой формой афазии, склонны к депрессивным состояниям, поэтому специалист в ходе лечения должен постоянно поощрять их и давать такие домашние задания, которые они смогут выполнить.

В рамках лечения сенсорной афазии проводятся следующие мероприятия:

При такой форме заболевания проводят следующие коррекционные мероприятия:

Основная лечебная задача в данном случае заключается в том, чтобы восстановить у больного чувство языка. При такой форме афазии также необходимо научить пациента преодолевать инертность выбора слов, восстановить структуру устного и письменного высказывания.

Если нарушение речи очень грубое, то работа с больным начинается со слияния отдельных звуков в слоги. Одновременно больной должен складывать их из букв разрезанной азбуки.

После пациент составляет из освоенных слогов простые слова. Задача специалиста – овладение больным слоговой структурой слова.

Параллельно с этой работой проводят манипуляции по восстановлению фразовой речи. В данном случае логопед использует стихи, пословицы и поговорки для того, чтобы пациент получил чувство языка, улавливал созвучие.


Афферентная форма нарушения речи является наиболее тяжелой. Для ее преодоления требуется длительная работа со специалистом – это может занять 3-5 лет.

Основная цель лечения в данном случае – восстановление артикуляционной основы речепроизводства. Также работают над восстановлением произносительной стороны речи, преодолением нарушений понимания, восстановлением элементов аналитического письма и чтения.

Родные и близкие пациента, страдающего афазией, должны принимать активное участие в процессе восстановления. Им стоит обратить внимание на следующие рекомендации:

  • общаться с больным нужно короткими предложениями, используя простые слова;
  • следует избегать частых замечаний и исправлений, касающихся речи больного, так как он может замкнуться и отказаться говорить вообще;
  • при общении с больным нужно сохранять привычный для него, нормальный стиль: говорить с пациентом, страдающим от афазии, нужно на равных, а не как с ребенком или слабоумным;
  • не нужно торопить больного: следует дать ему время, чтобы он сформулировал мысль и мог выразить ее не торопясь.

Следует настроиться на длительный процесс восстановления человека с афазией.

Прогноз

Работа с пациентами, которые страдают от афазии, всегда долгая и трудоемкая. При этом важно участие не только специалистов, но и родных больного. Чем раньше была начата коррекционная работа при нарушении речи, тем больше шансов на успешный исход.

Во многом прогноз афазии зависит от участка поражения, степени его распространения, возраста больного и общего состояния его организма. Наиболее положительный прогноз наблюдается в процессе коррекции афазии у детей и молодых людей. Акустико-гностическая афазия у пожилых людей, перенесших инсульт, может привести к серьезным нарушениям развития речи вплоть до ее полной утраты.

Профилактика

Основная мера профилактики афазии заключается в том, чтобы избегать повреждений головного мозга. При наличии риска нарушения кровообращения в сосудах головного мозга следует регулярно помещать профилактические осмотры у специалиста и принимать рекомендованные препараты.

Особенности детской афазии

Детские афазии также проявляются в полной или частичной утрате ранее присутствовавшей речи.

В педиатрии афазии встречаются достаточно редко: у детей случаи регистрации этого отклонения в общей сумме составляют менее 1%. Чаще всего нарушение речи, которая присутствовала ранее, возникают у детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Как и у взрослых, у детей афазия вызвана черепно-мозговыми травмами и патологиями сосудов, которые поставляют кровь к головному мозгу. Злокачественные и доброкачественные опухоли, гематомы, абсцессы головного мозга, энцефалит также могут стать причиной полной или частичной утраты речи.

Афазии у детей условно делят на 2 таких вида:

  • отклонения, возникшие из-за структурного или органического изменения коры головного мозга;
  • эпилептическая детская афазия (синдром Ландау-Клеффнера), основой развития которой является эпилептиформная активность.

Отличия между детской и взрослой афазией заключаются в следующем:

  • у детей клиническая картина отклонения имеет не столь выраженный характер и не такая разнообразная, как у взрослых пациентов;
  • в младшем возрасте подобное отклонение в любой форме подвергается обратному развитию гораздо быстрее.

Детская афазия лечится методами, отличными от тех, что используются в процессе лечения взрослых. Терапия включает занятия с логопедом, прием медикаментов, при необходимости – оперативное вмешательство. Обязательна восстановительная терапия, включающая ЛФК, массаж, физиопроцедуры.

Игнорировать симптомы афазии у детей нельзя, поскольку запущенность процесса может привести к серьезным проблемам с речью вплоть до ее полной потери.

Смотрите видео о том, что такое афазия и почему она может возникнуть:

Афазия – нарушение ранее сформированной речи у взрослых или детей в возрасте от 3 лет. Основная причина такого расстройства заключается в патологиях головного мозга (опухоли, повреждения, нарушения кровообращения в сосудах). Коррекция предполагается длительная и может занимать несколько лет.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.