Афазия при мозговом инсульте столярова л г

В мире ежегодно инсульт диагностируется у более чем 6 миллионов человек, в России – у более чем 450 тыс. Подобное состояние означает нарушение кровообращения в головном мозге вследствие различных причин, в результате чего происходит либо некроз – тогда говорят об ишемическом инсульте (инфаркте мозга), либо излитие крови в ткань мозга – тогда говорят об инсульте по геморрагическому типу. Кровоизлияния в мозг встречаются реже, однако летальность от них значительно выше; они возникают внезапно, днем, чаще у молодых, в то время как инфаркты мозга могут сопровождаться периодом предвестников и возникают чаще ночью или утром, среди полного покоя.

Геморрагический инсульт головного мозга – это внезапное нарушение церебрального кровообращения с образованием гематомы или пропитыванием кровью нервной ткани. Повреждение вещества мозга влечет за собой значительные неврологические расстройства вплоть до полной потери двигательной и чувствительной функции, а также нарушения глотания, речи, дыхания.

Л.Г. Столярова отмечала, что афазический синдром имеет различный характер и разное обратное развитие в зависимости от того, вызван ли он кровоизлиянием в мозг или развитием очага размягчения. Для афазии, возникающей вследствие геморрагического инсульта, типичны смешанный характер речевых расстройств, быстрый темп и значительная степень восстановления речи часто без применения специального логопедического обучения, меньшее по тяжести поражение речевых функций по сравнению с двигательными.

При ишемическом инсульте афазический синдром и его обратное развитие зависят от уровня поражения сосудистой системы и характера этого поражения.

При геморрагическом инсульте большая степень поражения какой-либо из сторон речи (моторной или сенсорной) не находится в прямой зависимости от близости расположения очага к соответствующей речевой зоне. При афазии, возникшей вследствие геморрагического инсульта, очаг расположен обычно вдали от корковых речевых областей мозга. Афазия, возникающая вследствие геморрагического инсульта, связана с распространением на речевые зоны коры мозга отека и охранительного торможения. Одинаковое влияние очага на различные отделы коры очевидно и приводит к тому, что в большинстве случаев как моторные, так и сенсорные речевые функции страдают в равной мере, и афазия представлена как тотальная или смешанная [3; 76 c.].

Отсутствием очагового, анатомического повреждения речевых областей объясняется быстрое и значительное восстановление речи у больных, переживших геморрагический инсульт, а также диссоциация в степени восстановления речи и движений – значительная степень восстановления речи и стойкость грубого двигательного дефекта.

Проиллюстрируем выше сказанное примером больного. Пациент Д., 39 лет. Внутримозговое кровоизлияние в области базальных ядер слева. Базальные ядра левой гемисферы от 20.02.14.

В результате геморрагического инсульта у больного Д. развилась тотальная афазия с частичной сохранностью понимания речи окружающих. Дата обследования: 21.02.14.

Нейропсихологическое логопедическое обследование от 25.02.14

Жалобы: на нарушение речи.

Импрессивная речь: трудности в понимании обращенной речи.

Экспрессивная речь: фразовая, простой лексико-грамматической структуры типа S-P cо множественными персеверациями. Спонтанная речь изобилует вербальными парафазиями. Недостаточный контроль за собственной речью. Затруднения в подборе слов. При показе предмета, пациент называет его предназначение. В речи преобладает предикативная лексика.

Орально-артикуляторный праксис нарушен по эфферентному типу.

Фонематический слух нарушен незначительно.

Объем слухо-речевой памяти не нарушен.

Называние предметов малочастотной лексики затруднено.

Заключение: остаточные явления перенесенной эфферентной моторной афазии, элементы сенсорной афазии.

Изучение речи Пациента Д. показало, что несмотря на тяжелое состояние и наличие грубой очаговой неврологической симптоматики началось спонтанное восстановление речевых функций. Логопедическая работа, начатая па фоне спонтанного восстановления, заметно ускорила темп восстановления речи, и в конечном итоге удавалось достигнуть значительной степени восстановления речевых функций.

Реабилитация больных после острого нарушения кровообращения направлена на восстановление функциональных возможностей нервной системы или компенсацию неврологического дефекта, социальную, профессиональную и бытовую реабилитацию. Длительность процесса реабилитации зависит от степени тяжести инсульта, распространенности зоны поражения и топики поражения. Мероприятия, направленные на реабилитацию больного, важно начинать в остром периоде заболевания. Они должны осуществляться поэтапно, систематически и в течение длительного времени.

Таким образом, среди факторов, определяющих своеобразие речевых расстройств при геморрагическом инсульте, значительное место занимают: тяжесть мозгового поражения, выраженность общемозговых и нейродинамических изменений в головном мозге, определяющих тяжесть состояния, в том числе и тяжесть речевых нарушений в острый период инсульта.

Кроме того, большое значение имеют особенности локализации очага – в области подкорковых узлов, на известном расстоянии от корковых речевых областей мозга, при отсутствии очагового повреждения последних, следствием чего является смешанный характер речевых расстройств, быстрое по темпу и значительное по степени восстановления речи. Следовательно, если больные переживают геморрагический инсульт, то в абсолютном большинстве случаев для восстановления речи существуют благоприятные условия и можно рассчитывать на хороший прогноз.

Афазия после инсульта возникает у 15-38% пациентов. Расстройство речи приводит к инвалидизации больного и затрудняет реабилитацию, снижает качество жизни и сопровождаются эмоциональными нарушениями в ответ на понимание собственных дефектов.

Афазия – это расстройство понимания и воспроизведения речи. Патология сопровождается снижением способности к коммуникации и социальной дезадаптацией. Тотальная афазия после инсульта характеризуется, кроме того, нарушением письма, чтения и арифметического счета.

Нарушение речи после инсульта считается плохим прогностическим признаком: у таких больных выше процент смертности и дольше время пребывания в стационаре. Вероятность восстановления повышает молодой возраст пациента, наличие высшего образования, склонность к быстрому обучению и относительно небольшой ишемический очаг в головном мозге.

Центры речи – это нижняя извилина лобной доли и верхняя извилина височной доли (зона Брока и зона Вернике соответственно). В первой области программируется речь и двигательные акты, обеспечивающие письменное или устное высказывание. Центр Брока непосредственно связан с гортанью и ротовой полостью нервными волокнами, которые иннервируют их.

Область Вернике отвечает за понимание вербальной (слуховой) информации. Она также регулирует слияние зрительной и кинестетической информации. Например, жесты и мимика не воспроизводят звуковую речь, однако объединение работы зрительной и кинестетической зон позволяет человеку понять сказанное без звука.

Кроме поражения коры и высших корковых функций, афазия при инсульте может обуславливаться повреждением подкорковых структур. Это происходит при остром нарушении кровообращения в подкорковых ядрах серого вещества.


Почему возникает

При инсульте, просвет сосуда перекрывается тромбом. Сосуд перестает нести кровь к тканям мозга. В бассейне и ветках средней мозговой артерии возникает ишемия – это острое патологическое состояние, при котором ткань страдает от недостатка питательных веществ и кислорода.

Если сосуд перекрывается дольше пяти минут, возникают трудно обратимые органические изменения и клетки коры вместе с нейронными связями погибают. Нарушается функция центра Брока и Вернике, вслед за этим нарушается восприятие и формирование речи.

Как распознать

После инсульта может возникнуть такие варианты дисфазии:

Это смешанное расстройство, состоящее из нарушения понимания и воспроизведения речи. Возникает, когда зона ишемии охватила бассейн левой средней мозговой артерии. Часто сочетается с односторонним парезом мышц и нарушением зрения со стороны поражения мозга.

Восстановление и коррекция

Начинается лечение афазии после инсульта с консервативной терапии. Назначаются препараты, восстанавливающие и поддерживающие обмен веществ и кровоток в нейронах. Наибольшей эффективностью обладает Цераксон. Препарат восстанавливает стенки нервных клеток и синаптические связи.

Ведение пациента также подразумевает упражнения при афазии после инсульта. Упражнения с логопедом начинаются уже в острых период инсульта, когда общее состояние человека стабилизировалось и появился контакт с врачом.

Сейчас непосредственный контакт с логопедом теряет актуальность: разработаны приложения для смартфонов и планшетов, представляющие собой набор заданий и упражнений. Подручные приложения позволяют самостоятельно восстанавливать речь, экономя время родственников и медицинского персонала.

Вероятность восстановления тем выше, чем чаще пациент занимается собой. При этом сложность упражнений не играет такой роли, как частота и длительность занятий.

*Импакт фактор за 2018 г. по данным РИНЦ

Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК.


Читайте в новом номере

В статье рассматриваются варианты речевых нарушений и варианты изменений вещества головного мозга при инсульте в бассейне левой средней мозговой артерии (СМА), особое внимание уделено афазии и вызвавшим ее вариантам ишемического, как правило, инфаркта головного мозга. Проанализирована результативность комплекса занятий по улучшению речи.
Цель исследования: изучить соотношение объема поражения головного мозга при инсульте в бассейне левой СМА и степени нарушения речи.
Материал и методы: в исследование было включено 356 человек с подозрением на острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК), которые были обследованы неврологом, проведена оценка неврологического дефицита. В дальнейшем, если состояние пациентов позволяло, им проводилось логопедическое исследование, в большинстве случаев – на следующий день после поступления в стационар. Всем пациентам при поступлении и большинству пациентов в динамике проводилась КТ головного мозга с целью подтверждения/исключения очагового поражения головного мозга и уточнения объема поражения и локализации патологического участка.
Результаты: по результатам КТ головного мозга у 32 (25,8%) человек из 124 выявлены типичные ишемические изменения в бассейне ЛСМА, из них у 7 – при исследовании в динамике, т. е. при поступлении изменения еще не были явными (начальная стадия инсульта). Основными группами сравнения стали 3 группы пациентов: с дизартрией (20 человек), моторной афазией (13 человек) и сенсомоторной афазией (23 человека). Критериями сравнения были объем и характер поражения, состояние сознания, сроки восстановления речи.
Выводы: сенсомоторная афазия при ишемическом инфаркте головного мозга может возникать как при поражении обширной области вокруг Сильвиевой борозды доминантного полушария, так и при локальном поражении в зоне одного из речевых корковых центров или зоны белого вещества между ними. Афазический синдром чаще встречается при криптогенном варианте ишемического инсульта, сенсомоторный вариант афазии часто возникает при повторных инсультах. С учетом менее выраженной динамики восстановления речи в группе больных с сенсомоторной афазией этим больным актуально продолжить логопедические занятия после выписки, чтобы достичь значительного/полного восстановления.

Ключевые слова: инсульт, левая средняя мозговая артерия, афазия, инфаркт головного мозга, центр Брока, центр Вернике, компьютерная томография, дизартрия.

Для цитирования: Кутькин Д.В., Бабанина Е.А., Шевцов Ю.А. Инсульт в бассейне левой средней мозговой артерии: соотношение речевых нарушений с вариантом инфаркта головного мозга. РМЖ. Медицинское обозрение. 2016;26:1747-1751.

Left middle cerebral artery stroke: the correlation between speech disorders and cerebral infarction
Kut'kin D.V., Babanina E.A., Shevtsov Yu.A.

City Clinical Hospital No. 5, Barnaul

Background. The paper discusses speech disorders and variants of brain injury after left middle cerebral artery (MCA) stroke. Aphasia and underlying types of ischemic stroke are of special interest. The efficacy of speech therapy exercises is analyzed.
Aim. To study the correlation between brain injury severity after left MCA stroke and speech disorder degree.
Patients and methods. The study enrolled 356 patients with probable acute stroke who were examined by neurologist to assess the severity of neurological deficiency. If the condition was satisfactory, the patient was examined by speech therapist. At admission and dynamically, the patients underwent brain CT to verify or to exclude focal brain injury and to specify lesion size and localization.
Results. Brain CT revealed typical ischemic lesions in the left MCA perfusion area in 32 of 124 patients (25.8%). In 7 patients, these lesions were not obvious (early stroke). Three study group were compared: patients with dysarthria (n = 20), motor aphasia (n = 13), or sensorimotor aphasia (n = 23). Comparison criteria were lesion size and localization, consciousness, and speech recovery time.
Conclusions. Sensorimotor aphasia after ischemic strokes may result from large lesions around Sylvian fissure as well as from local lesions of cortical speech center(s) or white matter between them. Aphasia is more common in cryptogenic ischemic strokes while sensorimotor aphasia is more common in recurrent strokes. Considering delayed speech recovery in sensorimotor aphasia group, these patients should proceed with the speech therapy after the discharge to achieve significant improvement or full speech recovery.

Key words: stroke, left middle cerebral artery, aphasia, cerebral infarction, Broca’s area, Wernicke's area, computed tomography,dysarthria.

For citation: Kut'kin D.V., Babanina E.A., Shevtsov Yu.A. Left middle cerebral artery stroke: the correlation between speech disorders and cerebral infarction // RMJ. 2016. № 26. P. 1747–1751.

В статье рассматриваются варианты речевых нарушений и варианты изменений вещества головного мозга при инсульте в бассейне левой средней мозговой артерии

Для клиники левополушарных инсультов характерны речевые нарушения, среди которых наиболее значимой является афазия. Афазия, проявившаяся остро, указывает на нарушение кровообращения в бассейне средней мозговой артерии (СМА) [1].
Речевые процессы, как правило, обнаруживают значительную степень латерализации и у большинства людей зависят от ведущего (доминантного) полушария [2]. Необходимо учитывать, что в определении доминантного полушария, ответственного за речь, подход, связывающий доминантность только с праворукостью или леворукостью, является упрощенным. Профиль распределения функций между полушариями обычно многообразен [2, 3], что отражается на степени речевых нарушений и возможностях восстановления речи [4]. Многие люди проявляют лишь частичную и неодинаковую доминантность полушария в отношении разных функций [2]. Наряду с тем, что функция речи у правшей (≥90%) и большинства левшей (>50%) связана преимущественно с левым полушарием [1,4], существуют три исключения из этого правила:
1. Менее чем у 50% левшей функция речи связана с правым полушарием.
2. Аномическая (амнестическая) афазия может возникать при метаболических расстройствах и объемных процессах в головном мозге.
3. Афазия может быть связана с поражением левого таламуса [1].
Так называемую перекрестную афазию (афазию, вызванную ипсилатеральным к доминирующей руке церебральным поражением) в настоящее время относят только к правшам [4].
Область коры, ответственная за функцию речи, расположена вокруг Сильвиевой и Ролландовой борозд (бассейн СМА). Продукцию речи определяют четыре зоны этой области, тесно связанные между собой и расположенные последовательно вдоль заднепередней оси: зона Вернике (задняя часть верхней височной извилины), угловая извилина, дугообразный пучок (ДП) и зона Брока (задняя часть нижней лобной извилины) (рис. 1, 2) [1].




ДП представляет собой подкорковые волокна белого вещества, соединяющие зону Брока и зону Вернике. Есть сведения, что в левом полушарии ДП встречается в 100% случаев, тогда как в правом – только в 55% [5]. Ряд исследователей считают, что имеется несколько проводящих путей, участвующих в обеспечении речевой функции [6, 7]. Другие авторы получили достоверное подтверждение только роли ДП [8].
Патогенез дизартрических расстройств речи обусловливается различными по локализации очаговыми поражениями мозга. Нередко наблюдаются сложные формы дизартрии [9].
Цель исследования: изучить соотношение объема поражения головного мозга при инсульте в бассейне левой СМА и степени нарушения речи.




Афазии наблюдаются при поражениях коры головного мозга. В одном случае причиной афазии было поражение подкорковых структур левого полушария (медиальная внутримозговая гематома в таламусе (рис. 3). Нарушения речи в таких случаях не соответствуют ни одному из основных типов афазий. Поражение подкорковых структур можно заподозрить в тех случаях, когда амнестическая афазия сочетается с дизартрией или афазия – с гемипарезом. У данного пациента наблюдался правосторонний гемипарез 4 балла.


По классификации ишемических инсультов TOAST у госпитализированных пациентов с речевыми нарушениями выявлены следующие типы инсультов: в группе пациентов с сенсомоторной афазией наиболее частым был криптогенный вариант (47,6% случаев), на 2-м месте – кардиоэмболический (28,6%), на 3-м – атеротромботический (23,8%), отмечалась наибольшая частота повторных инсультов. В группе пациентов с моторной афазией также наиболее частым оказался криптогенный вариант, но в меньшем проценте случаев (41,7%), на 2-м месте – атеротромботический вариант (25,0%), на 3-м – кардиоэмболический (16,7%). В группе с дизартрией наиболее часто встречался лакунарный вариант (38,9% случаев), на 2-м месте – кардиоэмболический и криптогенный варианты (каждый по 22,2% случаев).
В группе больных с сенсомоторной афазией (23 человека) в 39,1% (9 человек) случаев у больных с сенсомоторной афазией был выявлен крупный инфаркт в бассейне ЛСМА доминантного полушария (рис. 4–6). В 47,8% (11 человек) случаев выявлен инфаркт малых размеров (рис. 7).




Выявлены 3 медиальные гематомы слева, 2 из которых таламические (одна сопровождалась моторной афазией, другая – дизартрией), 1 – таламическая с распространением на внутреннюю капсулу (сопровождалась дизартрией). В одном случае в группе пациентов с дизартрией патологических изменений не выявлено, дизартрия регрессировала менее чем за 24 ч (табл. 5).


Случаев сопора и комы не было.
Достичь значительного улучшения речи у больных с сенсомоторной афазией в стационаре часто не удается (табл. 6). Поэтому логопед дает рекомендации каждому больному продолжать занятия в домашних условиях.


1. Сенсомоторная афазия при ишемическом инфаркте головного мозга может возникать как при поражении обширной области вокруг Сильвиевой борозды доминантного полушария, так и при локальном поражении в зоне одного из речевых корковых центров или зоне белого вещества между ними.
2. У больных с сенсомоторной афазией, вызванной инсультом, чаще, чем в других группах, отмечено оглушенное сознание, несмотря на то, что размер подтвержденного инфаркта более чем в половине случаев не был большим.
3. Фактические границы речевых центров индивидуально, по всей видимости, варьируют, поэтому не всегда обнаруживается совпадение точности предполагаемого анатомического поражения степени функциональных нарушений (афазии).
4. Полное соответствие объема выявленного инфаркта мозга объему речевых нарушений было отмечено в группе больных с сенсомоторной афазией, когда инфаркт был крупным.
5. Афазический синдром чаще встречается при криптогенном варианте ишемического инсульта, сенсомоторный вариант афазии часто возникает при повторных инсультах.
6. С учетом менее выраженной динамики восстановления речи в группе больных с сенсомоторной афазией этим больным следует продолжать логопедические занятия после выписки, чтобы достичь значительного/полного восстановления.


При этом диагнозе отсутствует возможность правильного построения предложений из-за невозможности анализировать и преобразовывать устную информацию, которая поступает к человеку извне.

Виды афазии

1. Мнестическая ― характеризуется медлительностью произношения слов (в т.ч. не подходящих по контексту к окружающей обстановке), невозможностью сконцентрироваться на одной мысли для корректной формулировки фраз. Кроме того, из услышанного от собеседника человек способен запоминать только пару слов. В свою очередь, включает такие подтипы: оптико-мнестическая, акустико-мнестическая.

2. Семантическая ― проявляется в сложности восприятия действий, касающихся логического мышления, а также длинных предложений.

1. Динамическая ― проявляется в бессмысленности произносимых человеком фраз, которую провоцирует непроизвольная перестановка слов в предложениях. При этом пациент осознает неправильность произношения, но повлиять на ситуацию никак не может.

2. Афферентная ― проявляется в перестановке звуков в произносимых словах. К примеру, замена звонких согласных глухими.

Письменная речь пациентов с подобным нарушением отличается большим количеством ошибок. Иногда люди начинают заменять слова противоположными по значению. При тотальной афазии наблюдается одновременно затруднение понимания и произношения.

Уровень смертности среди госпитализированных с речевыми дефектами превышает аналогичную цифру по сравнению с постинсультным состоянием, в котором не наблюдаются проблемы восприятия и воспроизведения речи. Детальнее со статистикой по прогнозу жизни можно ознакомиться в этой статье.

Прогнозирование эффективности восстановительной терапии осуществляется в индивидуальном порядке ― лечащий врач оценивает объем повреждений, пострадавшую зону мозга.

Факторы, которые влияют на положительный исход лечения:

• возраст ― молодые люди имеют больше шансов на поправку;
• уровень эрудированности (образования);
• тип инсульта ― при геморрагическом подвиде шансы на позитивизацию клинической картины увеличиваются в разы.

Родственники больного должны быть готовы к тяжелому труду и большим экономическим затратам на дополнительное медикаментозное лечение, поскольку подобные проблемы решаются на протяжении длительного срока.

Упражнения при афазии после инсульта

Для скорейшего восстановления речевой функции рекомендовано выполнять специальные упражнения под руководством логопеда-афазиолога. Чем раньше после перенесения инсульта будут начаты занятия, тем результативнее будут проделанные мероприятия.

Рекомендовано начинать занятия сразу же после переведения больного в условия обычного стационара (за исключением палат интенсивной терапии).

Тренировки начинаются с небольших нагрузок (до 7-ми мин. в день), постепенно увеличивая время взаимодействия с узкопрофильным специалистом (до 15 мин/день). Примечание: ключевую роль играет не продолжительность, а частота и регулярность занятий.

• чтение;
• письменные нагрузки;
• построение предложений (происходит в виде доверительного диалога);
• пение;
• логопедический массаж ― специалист массирует щеки, участки языка, нёбо, губы с помощью одноразового деревянного или пластикового отоларингологического шпателя;
• манипуляции, направленные на достижение пациентом понимания происходящего вокруг, произносимых предложений. Иногда прибегают к использованию жестикуляции, мимики.

1. Складывание губ трубочкой с попыткой удержать их в таком положении хотя бы пять секунд. Аналогичное упражнение проделывают и с языком.
2. Надувание щек воздухом.
3. Поочередный захват зубами верхней и нижней губы.
4. Выполнение круговых движений языком по часовой и против часовой стрелки (так называемое облизывание губ).
5. Имитация поцелуя.
6. Необходимо достать языком к подбородку/носу.
7. Постукивание кончиком языка по небу.
8. Проработка и регулярное повторение элементарных слов, в т.ч. с помощью визуализации данных (бумажные картинки, специальные мобильные приложения, программы на ПК и т.д.).
9. Разучивание и оттачивание качества проговаривания скороговорок.
Примечание: для контроля качества выполнения упражнений, перечисленные манипуляции рекомендовано проделывать перед зеркалом.
Львиная доля успеха зависит от самостоятельного закрепления материала. Речь идет о проведении тренировок с родными и близкими человека, перенесшего отек головного мозга. За любую удачную попытку пациента нужно хвалить.

Когда пожилой человек пытается что-то объяснить родственникам, а у него получается или бессмысленный набор звуков, или совершенно неподходящие для ситуации слова, это называется афазией. Основная ее причина у людей старшего возраста – мозговой инсульт, в результате которого отмирают клетки в одном или нескольких центрах мозга, отвечающих за речь. И чтобы Ваш пожилой родственник не получил тяжелой депрессии и не стал предпринимать суицидальных попыток, связанных с афазией после инсульта, необходимо как можно раньше начинать ее лечение. Большая часть лечебных мероприятий ложится на плечи родных больному людей.

  1. Из-за чего при инсульте возникает афазия
  2. Как распознать афазию
  3. Как лечить афазию:
    • Медикаментозное лечение
    • Физиотерапия
    • Занятия с логопедом
    • Занятия с психотерапевтом
    • Альтернативные методы лечения
    • Что делать в домашних условиях

Из-за чего при инсульте возникает афазия

В человеческом мозге имеется несколько связанных между собой центров, отвечающих за устную речь: за ее понимание, воспроизведение, анализ сложных речевых конструкций, возможность построения правильных предложений. Все они связаны между собой нервными волокнами, и расположены, в основном, в центральной части мозга, а также в височной и теменной долях. Часть этих речевых центров симметрична в обоих полушариях (то есть они дублируются в каждом из них), но есть и такие участки, которые у правшей имеются только в левом полушарии, а у левшей – в правом.


Когда происходит инсульт, отмирает какой-то участок мозга. Если гибель произошла в одном из речевых центров, или повредились нервные окончания, связывающие эти зоны, развивается афазия. Таким образом, афазией называется нарушение понимания или воспроизведения уже сформированной устной речи, иногда вплоть до полного ее отсутствия. Если нарушение касается письменной речи, то такой неврологический синдром уже будет носить другое название (алексия, аграфия).

Как распознать афазию

Афазию после инсульта можно распознать по различным симптомам, сочетание которых дает возможность выделить несколько видов этого синдрома.


Так, об афазии сенсорного характера (Вернике), можно говорить, если у больного присутствует:

При этом собственное предложение больной сформулировать может. И хоть оно и будет немногословно, без описательных оборотов, но смысл в нем будет присутствовать.

Если после инсульта развилась мнестическая афазия, пожилой человек:

  • может удержать в памяти только нескольких слов из прослушанной фразы;
  • начав говорить, забывает, о чем хотел сказать;
  • говорит медленно, тщательно подбирая слова;
  • заменяет одни слова другими, не подходящими по смыслу.

Это – акустико-мнестическая афазия. Бывает также оптико-мнестический вид синдрома, тогда:

  • человек может прочитать заголовки в книгах или газетах, но смысл самого текста теряется;
  • ему трудно не только описать то, что он видит (в окружающем мире или на изображении), но и называть предметы.

Не сразу заметна семантическая афазия. В этом случае человека, перенесшего инсульт, ввергают в ступор длинные предложения, описывающих логические действия, пространственные отношения.

Второй основной тип заболевания – моторная афазия. В этом случае человек, напротив, отлично понимает обращенную речь, но воспроизвести ее не может, от чего очень страдает морально. Моторная афазия делится на 3 вида:

  1. Афферентная моторная афазия. В этом случае больной путает похожие глухие и звонкие согласные, переставляет местами звуки в словах.
  2. Динамическая афазия. Больной понимает обращенную речь и пытается ответить, но слова в его предложении настолько стоят не на своих местах, что вся фраза теряет смысл. Человек это слышит и понимает, но исправить не может, из-за чего страдает.
  3. Афазия Брока. Она возникает у людей, утративших вследствие инсульта участок мозга вблизи лобной доли левого полушария (там находится центр Брока, отвечающий за согласованность движений, благодаря которым воспроизводится речь). Это характеризуется изменением стиля общения: человек говорит отдельными словами, делает между ними, и даже между отдельными слогами паузы, так как ему трудно переключаться с одного слога на совершенно непохожий. Писать и читать такой человек начинает с грубыми ошибками. Он может повторять один и тот же слог все время, называть слова, противоположные по значению, говорить неразборчиво.


Диагноз моторной афазии должен ставить врач-невролог, так как в быту может быть трудно отличить именно этот синдром от того, который называется дизартрией. Дизартрия возникает при поражении центров мозга, которые несут команду к мышцам, участвующих в формировании речи (движении языка, губ, голосовых связок). Больные с дизартрией понимают обращенную речь и правильно строят предложения. Но из-за изменения их тембра голоса и невозможности произнести отдельные звуки их речь становится неразборчивой. Если к этому присоединяется нарушение дыхания, это вынуждает больного пожилого человека разговаривать короткими предложениями. Описания, прилагательные, наречия из речи не пропадают.

  • в ответ на обращенную речь смотрит на говорящего, не понимая. Если упростить предложение, заменить слова более простыми, примитивными, может выполнять просьбу, но понятно ответить все же не может;
  • такой человек, перенесший инсульт, неспособен внятно сформулировать просьбу;
  • пропускает в предложении сразу несколько слов. Остальные слова – самые простые. Никаких литературных оборотов: гипербол, сравнений, сложных деепричастных оборотов, в речи нет. В тяжелых случаях из фраз пропадают даже прилагательные и наречия: предложение состоит из одних существительных.

Как лечить афазию

  1. ежедневная деятельность, которая станет задействовать участки мозга, находящиеся рядом с погибшей зоной;
  2. достаточное кровоснабжение мозга, особенно в пострадавшей области;
  3. обеспечение головного мозга необходимым количеством кислорода;
  4. устранение дополнительных хаотичных импульсов, которые возникают в мозге при стрессе и мешают направить поток импульсов в область возле очага погибших клеток. Стресс при афазии вызывается тем, что человек понимает свою неспособность донести свою мысль до окружающих.

По этим принципам лечится и афазия после инсульта. Начинать ее нужно как можно раньше – как только будет купирован отек мозга, который проявляется угнетением сознания (от сонливости до комы), судорогами, галлюцинациями.


Терапия должна быть:

  • начата как можно раньше;
  • проводиться ежедневно, в том объеме, который больной может осилить;
  • направлена на коррекцию не только устной, но и письменной речи, если такой синдром имеет место у Вашего родственника.

В некоторых случаях афазия после инсульта может купироваться самостоятельно, но это бывает крайне редко, поэтому на такой исход не стоит рассчитывать. В основном, лечение этого синдрома – процесс длительный и кропотливый, требующий от родственников большой отдачи.

Рассмотрим каждый вид терапии подробно.

Оно назначается врачом-неврологом стационара, где лежит больной с инсультом, и начинает проводиться в максимально ранние сроки. Медикаментозная терапия включает препараты, улучшающие доставку кислорода и полезных веществ к мозгу, упрочивающие в нем нервные связи, оптимизирующие в нем обмен веществ. Это:

  • Ишемический инсульт головного мозга: симптомы, прогноз, лечение
  • Реабилитация после эндопротезирования тазобедренного сустава
  • Почечная недостаточность в пожилом возрасте

Эти препараты применяются в комплексе, по той схеме, которую практикует данное лечебное учреждение. Вначале их вводят внутривенно и внутримышечно в течение 1-3 недель. Далее переходят на таблетированную форму этих медикаментозных средств.

Для лечения афазии после инсульта проводятся физиотерапевтические процедуры, направленные на улучшение мозгового кровообращения. Это:

  • иглорефлексотерапия;
  • электромиостимуляция (воздействие импульсами тока) мышц, участвующих в артикуляции;
  • воздействие на кору мозга магнитным полем.

Купированием афазии после инсульта занимается особый логопед – афазиолог. Обычно эти специалисты работают в том же лечебном учреждении, которое занимается лечением инсульта, но в некоторых случаях родственникам приходится самостоятельно искать такого специалиста.


Начинаться занятия с афазиологом должны еще в условиях неврологического отделения, через неделю после того, как больного переведут из палаты интенсивной терапии. Этот врач тренирует перенесшего инсульт пожилого человека в течение сначала 5-7 минут, постепенно увеличивая время занятий до 15 минут. Он работает по такой схеме:

  1. Строить с больным диалог.
  2. Добиваться понимания.
  3. Тренировать чтение.
  4. Вспоминать навыки письма.

Прежде, чем приступить к занятиям с больным сенсорной афазией, если он не понимает своего состояния, его просят написать слово (обычно он пишет набор букв), затем – прочитать его. Общаются с ним мимикой и жестами. На листке с набором букв подчеркивают карандашом или ручкой.

Афазиолог должен показать родственникам упражнения, которые он выполняет с больным, чтобы они могли вечером их повторять.

  • Раздувание щек.
  • Облизывание языком попеременно то верхней губы, то нижней.
  • Вытягивание губ трубочкой, после чего нужно продержать их в таком положении на 5 секунд, потом – расслабить.
  • Движения языком: к кончику носа – к подбородку.
  • Попытки перед зеркалом сложить язык трубочкой.
  • Нижнюю челюсть выдвинуть вперед и вверх, чтобы зубами захватить верхнюю губу. Потом сделать то же самое с нижней челюстью.
  • С закрытым ртом нужно пытаться достать языком до язычка.
  • Цоканье языком по нёбу.
  • Изображение поцелуев.
  • Произношение простых привычных слов.

Эффективна в лечении афазии мелодико-интонационная терапия: во время пения артикуляция улучшается – появляется уверенность в своих силах. Начинают пение со знакомой песни, всячески поддерживая больного, даже если ни одного внятного звука он произнести не смог.


Если речь пострадала несильно, или на более поздних этапах лечения прибегают к диктантам, чтению вслух. Для лечения важно также проговаривать скороговорки, тренирующие, в особенности, те звуки, которые у больного не получается выговаривать.

После каждого удачно выполненного задания больного хвалят.

Кроме упражнений и диктантов, логопед-афазиолог выполняет логопедический массаж. Для этого он аккуратно, с помощью шпателя или ложки массирует разные зоны языка, губы, щеки, небо. Задача массажа – восстановить тонус мышц этих областей, чтобы улучшить речь.

Больных с афазией после инсульта, особенно ее моторной разновидностью (когда они понимают речь, но не могут ее воспроизвести), отличает слезливость, подавленное настроение. Чтобы у них не развилась депрессия, нужны занятия с психотерапевтом. Этот специалист оценит психическое состояние Вашего родственника, и на основании этого назначит соответствующий вид психотерапии, который может быть дополнен необходимой медикаментозной поддержкой.

В большинстве случаев психотерапевт проводит занятия не только с самим больным, но и с его родственниками. Он объясняет, как им нужно выстроить линию поведения по отношению к больному, как общаться с ним, как реагировать на его слезы или приступы злости.


В данный момент для лечения тяжелых, не поддающихся стандартной терапии, форм афазии, могут применяться:

После выписки родственникам нужно будет продолжать терапию, начатую в стационаре:

  • прием медикаментов в таблетках;
  • упражнения для речевого аппарата: назначенные врачом или те, которые указаны выше;
  • проговаривание скороговорок;
  • при необходимости – занятия с психологом и психотерапевтом.

С больным нужно обращаться вежливо, стараться не акцентировать внимание на том, что его речь непонятна, повторять, что это временная трудность и совместными усилиями вы справитесь с этой болезнью. Говорите четко, ясно, но – не так как с умственно отсталым или несмышленым младенцем и не громко. Старайтесь затрагивать только те темы, которые будут вселять в него оптимизм.

Не изолируйте пожилого родственника. Напротив, старайтесь собирать вокруг него многих родственников и друзей, которые будут общаться с ним и между собой, чтобы он слышал их речь. Если нарушения речи тяжелые, то задавать ему вопросы лучше таким образом, чтобы он мог ответить отрицательно или утвердительно.

Передачи и видео больному смотреть можно, но – не более 2 часов в сутки. Это объясняется тем, что нельзя перегружать отдельные зоны еще не до конца восстановившегося мозга, чтобы не вызвать ухудшения состояния. Просматриваемые передачи, фильмы или видео должны быть обязательно позитивными.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.