Акалькулия при сенсорной афазии

1. Определение акалькулии.

2. Формы акалькулии.

3. Этиология и механизмы акалькулии при афазии.

4.Симптоматика акалькулии при афазии.

Акалькулия (от греч. А – отрицат. Частица + лат. Calculatio – счет, вычисление) – нарушение счета и счетных операций. А. возникает при поражении различных областей коры головного мозга.

Первичная акалькулия характеризирует патологию в понимании разрядного строения чисел, трудности с самими счетными операциями, больной не различает арифметических знаков и т.д.

Вторичная акалькулия является частью структуры нейропсихологического синдрома, иными словами она может развиваться при наличии других расстройств высших психических функций (афазия, амнезия, агнозия) или в случае общего нарушения целенаправленной интеллектуальной деятельности.

· Если поражению подверглись височные отделы коры больших полушарий, наблюдается расстройство устного счета;

· если поражаются затылочные отделы, не распознаются близкие по написанию цифры;

· а когда поражаются префронтальные отделы, наблюдается расстройство целенаправленной деятельности, планирования счетных операций и контроль над их выполнением.

Среди неспецифических форм акалькулии отмечают четыре формы: сенсорная, акустико-мнестическая, оптическая и условно-лобная, при которых счет нарушается, но не первично, а из-за вторичных механизмов нарушения.

Так как нас интересует акалькулия при афазии, рассмотрим сенсорную и акустико-мнестическую формы акалькулии.

Этиология и механизмы акалькулии при афазии.

Поражение (или недоразвитие у детей) верхней височной извилины (22 поле Wernicke), как известно, ведет к сенсорной афазии, в основе которой лежит нарушение фонематического слуха. Казалось бы, речь и фонематический слух не имеют прямого отношения к счету. И, тем не менее, поражение этого участка мозга также ведет к своеобразной акалькулии. Нарушения счета в этом случае идут в синдроме акустической агнозии вместе и на фоне нарушения фонематического слуха. Узнавание и называние цифры и числа становится затруднительным для больных с сенсорной акалькулией, а нередко и невозможным.

Акустико-мнестическая акалькулия- форма нарушения счета также неспецифическая, вторичная, и дефекты счета связаны с нарушениями речи и акустического восприятия и идут в синдроме акустико-мнестической афазии, главными механизмами (факторами) которой являются дефекты объема акустического восприятия и нарушение предметных образов-представлений. Эта форма акалькулии мало изучена и нуждается в дальнейшем осмыслении.

При разных формах афазии механизм акалькулии тесно связан с механизмом речевых расстройств. Например, нарушения номинации цифр могут быть связаны с общими амнестическими нарушениями при акустико-мнестической афазии, отчуждение на значение названного числа - с нарушением акустико-гностического звена при сенсорной афазии. Нарушение счетных операций при моторной афазии - с нарушением внутренней речи, инертностью мозговых процессов, дезавтоматизацией (при поражении премоторных отделов речевой зоны).

Симптоматика акалькулии при афазии.

При сенсорной акалькулии больные не понимают на слух значения цифры и числа, делают много попыток при выполнении устных арифметических операций, но все они безуспешны.

При акустико-мнестической акалькулии нередко имеют место симптомы неузнавания чисел, предъявленных при повышенном шуме или в большом количестве одновременно для последовательного их узнавания и называния, т.е. возникали симптомы вторичной агнозии и как бы амнезии на наименование цифры или числа. При этих сенсибилизированных условиях возникали перцепторные трудности, Дефекты восприятия, узнавания и называния чисел из-за дефектов образов-представлений и объема восприятия. При задании быстро написать ряд цифр или чисел больные также делали много ошибок, выполняли задание медленно и в высшей степени произвольно и осознанно, делали попытки называть то, что они написали, как бы помогая себе речью.

Если при обучении этих больных создать комфортные для них условия — уменьшить объем задания, снизить темп подачи материала и ответа, то большинство ошибок исчезало. Однако оставались ошибки в написании цифр, в которых иногда отсутствовали существенные признаки, отличающие их от других, похожих на них цифр (3—5,7—1,4—1 и т.д.). Последующее опознание и называние этих цифр было затруднено. Особые трудности возникали, когда нужно было писать много и быстро, т.е. в более автоматизированном и менее произвольном режиме. Эти дефекты укладываются в синдром нарушения перцепторных образов и образов-представлений предметов и символических фигур букв и цифр. В патологии более затронут низший, непроизвольный уровень восприятия и опознания числа. Структура счета, понятие числа, разрядное его строение в этом случае первично не нарушаются, но все процессы, связанные со счетом, затруднены.

Список используемой литературы:

-А.В. Парняков, А.С. Власова. Нейропсихологические синдромы.

Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 1442 | Нарушение авторских прав


Акалькулия — это обобщающее понятие, включающее разнообразные нарушения понимания чисел и совершения арифметических действий. Проявляется зрительным/слуховым неузнаванием цифр, непониманием понятия число, числовой разряд, невозможностью последовательно выполнять вычисления. Диагностируется на основании клинических особенностей, результатов неврологического, психиатрического осмотра, арифметического тестирования, церебральной томографии. Лечение проводится в отношении базового заболевания, реабилитация включает специальные занятия по восстановлению арифметических способностей.

МКБ-10


  • Причины акалькулии
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы акалькулии
  • Диагностика
  • Лечение акалькулии
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения


Причины акалькулии

Различные формы патологии связаны с поражением коры теменных, затылочных, височных, лобных долей мозга. Основными этиофакторами, приводящими к патологическим изменениям церебральной коры, являются:

  • Цереброваскулярная патология. Акалькулия может возникать при остром нарушении церебрального кровотока (ишемическом, геморрагическом инсульте), при хронической ишемии мозга, приводящей к постепенно нарастающей сосудистой деменции.
  • Черепно-мозговые травмы. Расстройства калькуляции связаны с ушибом головного мозга, сопровождающимся образованием гематом, участков размозжения мозгового вещества с вовлечением областей коры, которые участвуют в процессе счёта.
  • Нейроинфекции. Наряду с другими когнитивными нарушениями акалькулия сопровождает вариабельные по этиологии энцефалиты, менингоэнцефалиты, энцефаломиелиты.
  • Интоксикации. Поражения мозговой коры возможны при острых отравлениях, хронических интоксикациях, в том числе обусловленных дисметаболическими процессами (гипергликемией, уремией).
  • Опухоли головного мозга. К выпадению корковых функций приводят конвекситальные новообразования (глиомы, менингиомы), внутримозговые опухоли, прорастающие или сдавливающие кору.
  • Дегенеративные заболевания ЦНС: болезнь Крейтцфельдта-Якоба, лейкодистрофии, болезнь Альцгеймера. Акалькулия обусловлена прогрессирующей атрофией церебральной коры.

Акалькулия детского возраста чаще связана с аномалиями развития мозга, перинатальной патологией (гипоксией плода, внутриутробной инфекцией, внутричерепной родовой травмой), наследственными заболеваниями и дисметаболическими синдромами.

Патогенез

Распознавание цифр, совершение вычислений осуществляется при участии памяти, требует определённой концентрации внимания. Решение самых простых математических задач происходит под управлением лобных отделов коры, отвечающих за способность воспринимать абстрактные понятия, осуществлять целенаправленную деятельность.

Этиологические факторы запускают диффузные или локальные сосудистые, воспалительные, посттравматические, дистрофические процессы в структурах мозговой коры, приводящие к дегенерации и гибели нейронов. Акалькулия возникает, когда в патологический процесс вовлекаются корковые зоны, участвующие в реализации функции счета. Поражение центра счёта крайне редко носит изолированный характер, в большинстве случаев сочетается с другими нарушениями когнитивной сферы.

Классификация

С учетом механизма возникновения акалькулия классифицируется на две основные формы: первичную и вторичную. Первичная (специфическая) акалькулия вызвана патологическими процессами в области счётного центра на стыке затылочной и теменной доли доминирующего полушария. Вторичная (неспецифическая) акалькулия возникает при поражении прочих зон коры, участвующих в сложном процессе счёта, бывает четырех видов:

  • Оптическая — нарушение зрительного восприятия цифр. Развивается при патологии затылочных областей церебральной коры. Сопутствует зрительной агнозии.
  • Сенсорная (слуховая) — обусловлена расстройством узнавания звуков и речи. Связана с поражением верхней височной извилины, сочетается с сенсорной афазией.
  • Акустико-мнестическая (амнестическая) — в основе нарушения лежит расстройство слухоречевой памяти при патологических процессах в височных отделах коры. Сопровождается другими нарушениями памяти.
  • Лобная — операции с цифрами невозможны из-за расстройств организации и контроля целенаправленной деятельности (праксиса). Наблюдаются иные проявления апраксии.

Симптомы акалькулии

Вторичная акалькулия выявляется в сочетании с прочими расстройствами когнитивной сферы: агнозией, апраксией, афазией, амнезией. Оптическая форма проявляется отсутствием или ошибками узнавания изображённых чисел. Больные не могут назвать увиденное число, путают схожие по рисунку цифры (7 и 1, 9 и 6). Сохранено понятие числа, восприятие чисел на слух, способность производить счётные операции в уме. Типична симптоматика зрительной агнозии — неузнавание букв, лиц, изображений предметов. Отмечается дисграфия, дислексия.

Сенсорная акалькулия сопровождает слуховую агнозию — нарушение узнавания звуков, элементов речи. Пациенты не понимают услышанное, говорят много, с перестановкой слогов, повторами, ошибками. Чтение чисел, понимание прочитанных арифметических вычислений страдают в меньшей степени. Акустико-мнестическая форма связана с расстройством объёма восприятия чисел, образов-представлений, затруднённым вспоминанием числа по названию. Характерно увеличение числа ошибок написания цифр под диктовку при увеличении скорости их подачи, большом объёме задания, повышенной зашумлённости. Счёт затруднён, понятие числа, разрядов, структуры счёта сохранны.

Лобная акалькулия проявляется в структуре апраксии. Нарушение касается последовательности выполнения математических вычислений наряду с расстройством деятельности при решении любых поставленных задач. Больной владеет автоматизированным счётом в пределах десятка, пониманием простых чисел, таблицей умножения, но не может оперировать многозначными числами, составить число по предложенным цифрам, найти состав числа, решить пример с простыми числами в несколько действий. Отмечаются изменения психоэмоциональной сферы: импульсивность, лабильность, стереотипность, агрессивность, нарушенное поведение.

Диагностика

Поскольку акалькулия входит в состав комплексных нарушений когнитивной сферы, её вычленение среди ведущих интеллектуально-мнестических расстройств представляет определённую диагностическую сложность. Еще одной задачей является определение формы патологии, диагностика базового заболевания, проявлением которого стала акалькулия. Используются следующие диагностические методики:

  • Сбор анамнеза. Позволяет выяснить, как началось и развивалось заболевание, чем было спровоцировано.
  • Исследование неврологического статуса.Осмотр невролога даёт возможность выявить очаговую симптоматику, предположить локализацию церебрального поражения. У детей обследование включает оценку уровня психического развития. Пациенты с ЧМТ, интракраниальными опухолями дополнительно консультируются нейрохирургом.
  • Осмотр психиатра. Необходим больным с нарушениями психической сферы, помогает дифференцировать когнитивные расстройства от психических заболеваний.
  • Арифметическое тестирование. Направлено на диагностику формы акалькулии. Включает исследование зрительного, слухового понимания цифр, способности запоминать числа, производить вычисления.
  • МРТ, МСКТ головного мозга. Нейровизуализация выявляет характерные для базового заболевания морфологические изменения: посттравматические гематомы, внутримозговые опухоли, очаги воспаления, зону инсульта, дегенеративные процессы. В случае цереброваскулярной патологии назначается УЗДГ, МРТ сосудов головного мозга.

Лечение акалькулии

Терапия направлена на купирование этиопатогенетических механизмов основного заболевания, последующее восстановление утраченных неврологических функций, включая способность оперировать числами. Лечение проводится поэтапно.

Медикаментозная терапия базового заболевания:

  • Коррекция церебральной гемодинамики. При интракраниальных кровоизлияниях применяются антифибринолитики (гамма-аминокапроновая кислота), ангиопротекторы (препараты кальция, этамзилат натрия), при церебральной ишемии — сосудорасширяющие (винпоцетин), улучшающие микроциркуляцию (пентоксифиллин) средства, тромболитики (надропарин).
  • Нейрометаболическая терапия. В различном объёме проводится практически при любых церебральных поражениях. Включает ноотропы, аминокислоты, антиоксиданты, комбинированные средства.
  • Профилактика отёка головного мозга . Назначаются мочегонные фармпрепараты, при угрозе отёка осуществляется капельное введение осмодиуретиков.
  • Психотропные препараты. Седативные, транквилизаторы, нейролептики применяются по показаниям для купирования психомоторного возбуждения, эмоциональной лабильности, агрессивности.
  • Этиотропная терапия инфекций. Требуется пациентам с инфекционным поражением мозга, производится в соответствии с установленной природой возбудителя (бактериальной, вирусной, паразитарной).

  • Арифметические занятия. Должны полностью соответствовать структуре выявленных нарушений. Различные методики включают использование карточек с цифрами, восстановление представлений о числовых разрядах, проговаривание чисел, выполнение арифметических действий.
  • Психотерапия. Психотерапевтическая помощь необходима для коррекции отношения пациента к возникшим проблемам интеллектуальной сферы, формирования позитивного настроя на реабилитационные занятия.
  • Логопедические занятия. Показаны при слуховой агнозии. Проводятся логопедом в рамках коррекции афазии.

В случае острого процесса (инсульт, энцефалит, ЧМТ) вначале осуществляется фармакотерапия, реабилитация проводится после купирования острого состояния. При хроническом течении основной патологии (хроническая церебральная ишемия, дегенеративные поражения ЦНС) медикаментозная терапия сочетается с восстановительной. Пациентам с внутричерепными новообразованиями показано радикальное нейрохирургическое лечение.

Прогноз и профилактика

Акалькулия является отдельным симптомом в структуре базисной патологии мозга, её прогноз неотрывно связан с характером и течением основного заболевания. Корректная терапия, молодой возраст больного обеспечивают 100% восстановление функции счёта после перенесённой травмы, энцефалита, острой интоксикации, лакунарного инсульта. Стойкая акалькулия негативно отражается на качестве жизни больного, ухудшает его социальную адаптацию.

Прогностически неблагоприятными факторами являются церебральные аномалии, пожилой возраст, обширность зоны поражения, невозможность радикального удаления опухолевого процесса, неуклонное прогрессирование дегенеративной патологии. Профилактика сводится к предупреждению ЧМТ, инфекционных болезней, перинатальной патологии, токсических поражений, своевременному лечению цереброваскулярных заболеваний.


Акалькулия – нейропсихический синдром, для которого характерна утрата способности к арифметическим операциям и восприятию чисел. Развивается при поражении доминантного полушария: у правшей левого полушария, у левшей –правого.

Акалькулия является приобретенным заболеванием, и возникает на фоне поражения участков мозга или нейропсихических заболеваний. Возникает на фоне нарушений работы височной, теменной и затылочной области коры головного мозга, которое в свою очередь возникает по причине травм, нейроинфекций, новообразований и т.д.

Также часто акалькулия развивается на фоне основного неврологического или психического заболевания. Так, акалькулия часто сочетается со следующими болезнями: оптическая агнозия, алексия, дислексия, акустико-мнестическая афазия, дефицит внимания, сенсорная афазия, амнезия, деменция, инсульт.

Причины нарушения

Акалькулия возникает по причине поражения теменных, затылочных, височных и префронтальных отделов коры головного мозга. Причины подобного поражения головного мозга могут быть различными:

  • значительное количество неврологических нарушений в перинатальный период
  • наследственный фактор;
  • органические поражения головного мозга;
  • нейроинфекции;
  • новообразования в головном мозге;
  • различные интоксикации;
  • дисметаболические отклонения;
  • поражение головного мозга инфекционными заболеваниями;
  • негативная социальная среда;
  • цереброваскулярные болезни;
  • черепно-мозговые травмы.

Разновидности и формы заболевания

Развитие акалькулии происходит при нарушениях различных когнитивных систем. В зависимости от того, какая познавательная функция поражена, выделяют такие виды заболевания:

  1. Вербальная – отклонения в словесном обозначении понятий математики. Пациент может успешно выполнять математические
    операции, но не может вербально обозначить название чисел, символов, не в состоянии обозначить количество предметов.
  2. Апраксическая – человек не возможность исчислять предметы. Пациент не может совершить счет предметов, и выделить их количественные характеристики.
  3. Дислектиксическая – отсутствие способности прочесть математические символы, выразить количественные термины.
  4. Графическая – неспособность записывать математические символы и знаки, а также корректно изображать геометрические фигуры.
  5. Операциональная – утрата способности к выполнению математических операций.

Также случаи акалькулии могут быть подразделены по признаку первичности и вторичности.

Первичная (специфическая) – вызвана поражениями участков коры головного мозга, выделяют следующие ее виды:

Вторичная (неспецифическая) – возникает по причине нейропсихического заболевания, выделяют такие виды:

  1. Оптическая – возникает при патологиях долей головного мозга, отвечающих за зрительный анализатор. При оптической акалькулии
    нарушено зрительное восприятие чисел и математических знаков. Пациент не способен различить похожие арифметические символы, распознать римские цифры.
  2. Сенсорная – развивается при поражении участков головного мозга, участвующих в акустическом восприятии речи. Проявляется в затруднениях при устном счете и проведении счетных операций на слух.
  3. Акустико-мнемоническая – также связана с акустическим восприятием речи. Отличие состоит в том, что у пациента нарушена слухоречевая память и снижен объем слухового восприятия.

Акалькулия и дискалькулия являются сходными понятиями, однако между ними есть различие. Оно заключается в том, что дискалькулия – следствие врожденных нарушений развития головного мозга и при ней математические знания полностью не усваиваются. Акалькулия же является приобретенным состоянием, и возникает по причине неврологических травм и нарушений, приобретенных в процессе жизни.

Симптоматика нарушения

Симптомы акалькулии варьируются в зависимости от формы заболевания.

При первичной форме нарушения у пациента наблюдаются такие симптомы:

Вторичная форма акалькулии проявляется такими симптомами:

  • отсутствует визуальное восприятие чисел, и незнание их названий;
  • нарушено восприятие чисел и математических операций на слух;
  • проблемы с пониманием математических операций, их планированием и контролем над выполнением.

Осмотр и диагностика

Выявить заболевание может врач дефектолог, психолог, психиатр, специалист в нейропсихологии.

Расстройство счета редко выступает единственным когнитивным нарушением, и зачастую сопровождается другими патологиями. Акалькулия может быть не выявлена при первичном обследовании и диагностике, по причине более интенсивных проявлений других нарушений.

Диагноз может быть поставлен после проведения арифметических тестов и их анализа. Чрезмерно низкие результаты свидетельствуют о патологии. Также необходимо использование таких диагностических мероприятий как тесты на выявление патологий речи, письма, чтения, ориентации в пространстве, праксиса.

Лечение и коррекция

При терапии акалькулии основные лечебные мероприятия должны быть направлены на устранение причин возникновения заболевания.

Выбор программы коррекции зависит от формы болезни, и, соответственно, причин ее возникновения. Комплексная терапия осуществляется такими специалистами: клинический психолог, дефектолог, психиатр, специалист нейропсихологии.


При первичной форме акалькулии основная задача состоит в восстановлении у пациента восприятия чисел, их разрядов. Применяются специальные методики, основным принципом которых является работа с визуальной памятью пациента.

Применяются карточки с изображением чисел, предметов и их количества. Предпочтительно использовать яркие и разнообразные цвета, так как это способствует лучшему восприятию и запоминанию. При работе с детьми желательно использовать игровые формы.

Работа с числами заключается в необходимости разложить любое из них на вариации. Вспомогательным инструментом могут быть палочки. К примеру, больному называют число 7 и дают задание разбить его на возможные составляющие.

Пациент выполняет эту задачу, раскладывая палочки в таких комбинациях: 3+4, 2+5, 1+6. Все действия записывают в дневник терапии. При прогрессировании результата добавляют устное комментирование математических действий – все операции сопровождаются проговариванием. Это способствует развитию способности производить счет в уме.

При нарушении восприятия названий чисел и их разрядов, работа специалистов заключается в проговаривании чисел от 1 до 100 вместе с пациентом, и параллельными пояснениями касательно единиц, десятков. Одним из упражнений является записывание чисел цифрами под их буквенными обозначениями. Например, рядом со словами двести сорок один записать 241.

После 3 занятий к наглядным и образным материалам следует присоединять устные формы работы, озвучивание арифметических действий.

Лечение вторичной формы акалькулии выбирается в зависимости от области поражения коры головного мозга:

  1. При поражении затылочной части коры лечение направлено на восстановление правильного написания чисел, и их зрительного
    восприятия. На это направлены такие методы: упражнения с двигательным образом числа, предметный счет, различные манипуляции с задачами и числами, озвучивание чисел, при одновременном представлении их в уме. Наилучшие результаты достигаются при удовлетворительном уровне развития зрительной памяти, способностей к воображению, слухового восприятия.
  2. При поражении височных участков коры головного мозга у пациентов нарушается слуховое восприятие чисел. При данном нарушении нет необходимости в специализированной терапии.
  3. При нарушениях в префронтальных отделах коры терапевтические меры направлены на обучение пониманию чисел, простых арифметических действий, постепенно переходя к более сложным операциям.

Последствия и ограничения

Акалькулия способна вызывать различные осложнения. К таким негативным последствиям относят аграмматизм (затруднения при составлении и восприятии предложений), парафазии (замена звуков, неверное употребление звуков), речевой эмбол (навязчивое повторение слова или словосочетания).

К последствиям акалькулии также относят снижение социальной адаптации индивида из-за сочетания заболевания с другими когнитивными нарушениями. Вследствие этого происходит снижение качества жизни пациента.

При развитии заболевания у детей это вызывает проблемы в обучении, социальной адаптации в школе, ухудшает навык коммуникации и может негативно сказаться на дальнейшем когнитивном развитии ребенка. У детей может развиваться низкая самооценка и депрессия.



Сенсорная афазия имеет множество синонимов своего названия: рецептивная, беглая, акустико-гностическая, афазия Вернике или просто глухота на слова. Патология заключается в поражении слуховой зоны коры больших полушарий, а именно зоны Вернике. В основе патологии лежит трудность распознавания звукового состава слова. Ключевым поражением при данном виде афазии является отсутствие понимания значения слова, при этом человек может свободно повторять слова и слышать их, вся суть в отсутствии понимания их значения. При тяжёлых поражениях зоны Вернике слышимая речь другого человека воспринимается, как белый шум.

Афазия Вернике возникает под влиянием дефекта в верхней височной извилине. При этом повреждается слуховой анализатор, а именно первичное слуховое поле. Родной язык в таком случае воспринимается человеком, в качестве иностранного языка. Так как повреждаются корковые центры слухового анализатора, происходит потеря опыта речевого восприятия, отсюда и формируется второе название патологии – речевая глухота. Практически всегда совместно с поражением первичного слухового поля поражаются сенсорные центры речи.

Признаки и причины сенсорной афазии

Сенсорная афазия может возникнуть в результате широкого спектра причин. К данному заболеванию могут привести как заболевания сердечнососудистой системы, так и травматические повреждения головы и центральной нервной системы. Самыми частыми причинами формирования сенсорной афазии являются:

  • Острые и транзиторные нарушения церебрального кровотока, например, эмболии или геморрагический инсульт. Эмболизация может произойти в результате наличия нестабильной атеросклеротической бляшки в русле одной из сонных артерий или в результате попадания тромба из ушка левого предсердия при артимогенных состояниях.
  • Травматические повреждения головы, чаще всего происходящие при транспортных авариях. Контузии и черепно-мозговые травмы могут приводить к одномоментному повреждения корковых и подкорковых структур или повреждению в отсроченном варианте при развитии отёка головного мозга.
  • Онкологические процессы с локализацией в черепной коробке. Доброкачественные или злокачественные опухоли могут стать значимым фактором в развитии сенсорной афазии.

Важно отметить то, что в формировании поражения чаще всего задействованы следующие ветви, входящие в бассейн средней мозговой артерии:

  • Нижняя ветвь средней мозговой артерии;
  • Задняя височная артерия;
  • Артерия угловой извилины.

Формы сенсорной афазии

Существует несколько значимых клинических форм сенсорной афазии, характерных для сенсорной афазии. При присоединении к поражённой зоне Вернике дополнительных патологических очагов коркового вещества появляются новые симптомы в нарушении речевой функции. В связи с этим специалисты-неврологи выделяют следующие формы афазии:

При этой афазии происходит нарушение опознавания логики и взаимосвязи слов и предметов. Особенно это касается пространственного восприятия.

В данном случае ключевым симптомом является формирование локализованного нарушения речевой функции. А именно нарушения счёта. При этом другие формы речи у больного не страдают.

Отсутствие осознания речи связано не только с поражением корковой части слухового анализатора, но и с нарушением артикуляционной функции. Иными словами человек не может правильно оценить жестикуляции при произношении конкретного слова как у другого человека. Так и у самого себя. Сам пациент не осознаёт своего заболевания и весьма раздражается в ситуациях, когда его не понимают.

При таком варианте у пострадавшего отмечается комбинация разных видов функционального расстройства речевой функции. У больного отмечаются нарушения письменной и устной речи. В данном случае пациент не воспринимает чужую речь и сам также не может что-либо ответить.

Симптомы

Клинические проявления сенсорной афазии имеют ряд специфических признаков, которые помогают провести быструю и эффективную дифференциальную диагностику. К таким признакам относятся:

Выделяют также чистую сенсорную афазию (субкортикальная), когда нарушается только понимание устной речи, однако понимание письменной информации, а значит прочитанного сохраняется. Также выделяют ещё одну форму – транскортикальная сенсорная афазия, которая характеризуется сохранением способности повторять устную речь, несмотря на отсутствие её восприятия и понимания. Основная проблема – то, что больной слышит обращение к своей персоне, однако не может интерпретировать смысловую нагрузку сказанного собеседником. Родной язык воспринимается как будто бы иностранным.

Сенсорная афазия в редких случаях протекает в роли самостоятельного поражения слуховых зон, находящихся в головном мозгу, так как практически в 85% случаев повреждении задействовано несколько участков головного мозга, отвечающих за самые разнообразные функции организма пострадавшего. Например, при инсульте сенсорная афазия часто сочетается с парезом или параличом скелетной мускулатуры на противоположной поражению стороне. В случае инфекционно-воспалительного процесса: абсцесс, менингит, энцефалит, будут присутствовать признаки общей интоксикации организма и лихорадочный синдром, а также общемозговая симптоматика. В случае энцефалита будут добавляться специфические изменения в ликворе – спинномозговой жидкости.

Сенсорную афазию в детском возрасте можно спутать с алалией – первичным отсутствием речи, однако существует разница: если при алалии речь не сдвигается с исходного уровня развития, т.е. не прогрессирует и не подвергается регрессу, то при афазии заметна резкая деградация развития речевой функции, которая уже сформировалась у человека. Так как в детском возрасте речевая функция ещё не окончательно сформирована, то для афазии имеются специфические признаки:

  • Как правило, наблюдается быстрое развитие заболевания и быстрое восстановление речевой функции. Отсутствие прогресса восстановления на протяжении нескольких недель является плохим прогностическим признаком для дальнейшего выздоровления и говорит о более серьёзных повреждения головного мозга.
  • Восстановление функции речи осуществляется за счёт повышения активности соседних участков коры, которые в некоторой степени способны компенсировать неврологический дефицит. У взрослых восстановление речевой функции осуществляется за счёт формирования новых логических связей и развитому понятийному аппарату.
  • Скудная симптоматика. Очень часто у детей сложно определить конкретный тип афазии, так как речевая функция у них является недостаточно развитой. Вследствие этого не формируются условия для раскрытия полноценной клинической картины сенсорной афазии.

Диагностика

Диагностика сенсорной афазии в первую очередь направлена на выявление причины возникновения заболевания. Диагностическое исследование должно быть комплексным и строится на следующих этапах:

  • Консультация и опрос пациента с выяснением анамнеза жизни и заболевания. Также во время первичного приёма врач проводит осмотр пациента и исследование специфических симптомокомплексов. Невролог ищет сопутствующие заболевания, которые проявляются не только внешними признаками, но и при проведении дополнительных тестов и исследований. В ходе осмотра специалист – невролог определяет очаги поражения, характер и течение патологического процесса, оценивает общее состояние больного, а также кровоснабжение мозга. Составляет прогноз и план последующего лечения в соответствии с возрастом пациента. Его индивидуальными особенностями и сопутствующими соматическими заболеваниями. А также уровнем поражения центральной нервной системы.
  • Консультация логопеда, психолога и других специалистов. Они определяют степень выраженности дефекта речевой функции и согласовывают дальнейшую тактику восстановления утраченных функций с лечащим врачом.
  • Проведение дополнительных инструментальных и лабораторных исследований для верификации и уточнения клинического диагноза. Проводятся такие исследования, как компьютерная и магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография, ангиографии церебральных сосудов. Данные исследования проводятся с целью выявления уровня и площади поражения головного мозга, наличия объёмных образований в нервной ткани, аневризм и кровоизлияний в ткани головного мозга, очагов абсцесса, последствий инсульта.

Лечение

Лечебный процесс, направленный на восстановление последствий возникших в результате афазии требует длительного времени и огромной самоотдачи, как от пациента и его родственников, так и от медицинского персонала и специалистов, которые прошли специальную подготовку. Восстановительная работа такого патологического состояния состоит из следующих пунктов:

  • Фармакологическая (медикаментозная) терапия. Главным образом включает в себя применение препаратов из группы ноотропов, препаратов увеличивающих метаболизм и трофический потенциал головного мозга, витаминотерапию нейропртективными витаминами группы В. Дополнительная терапия подбирается индивидуально и назначается в соответствии с причиной вызвавшей сенсорную афазию. Например, в случае инсульта добавляются тромболитические или кровоостанавливающие препараты, в случае инфекционно воспалительного поражения добавляют антибиотики, нестероидные противовоспалительные препараты или противогрибковые средства.
  • Занятие с логопедом. Основная сложность, возникающая при осуществлении попытки контакта с пострадавшим заключается в непонимании того обращения специалиста к пациенту. Нарушение коммуникативной активности требует длительной коррекции и упорства. Также возникают трудности с интерпретацией сказанного пациентом. Так как его речь малоинформативная. Очень трудно выделить главную мысль. Консультации с логопедом позволяют восстановить словарный запас больного, правильное произношение звуков и осмысленную речь. При помощи специальных упражнений и оборудования можно активно взаимодействовать с пациентом даже в домашних условиях.
  • Хирургические вмешательства. В некоторых случаях при глубоких или грубых повреждениях головного мозга больному требуется проведение экстренного оперативного вмешательства с целью устранения угрозы жизни. При аневризме может быть проведено по рентгенологическим контролем клипирование или склерозирование аневризмы. Если афазия вызвана ростом опухоли, то может быть проведена стереотаксическая операция, направленная на разрушение опухолевого очага.
  • Дополнительные методы лечения позволяют ускорить восстановительные процессы в нервной ткани пострадавшего, а также повышают эффективность основной терапии. В лечении сенсорной афазии применяют такие методы, как: лечебная физкультура, массаж, физиотерапевтические методы, использование компьютерных программ стимулирующих речевой центр и улучшающие речевые способности. Также отмечен положительный эффект при контакте с животными, так что в терапии могут быть использованы: иппотерапия, фелинотерапия и дельфинотерапия.

На базе Клинического Института Мозга работает специализированный реабилитационно-восстановительный центр, который занимается коррекцией нарушений у больных с афазией. Вместе с лечением, нам удаётся добиться быстрого поэтапного восстановительного процесса. Между лечением и реабилитацией существует тесная связь, что помогает ьыстрее провести адаптацию пациента к новым жизненным условиям, тем самым значительно повышая эффективность терапии и восстановления.

Реабилитация

Только ежедневные занятия с логопедом и другими специалистами будут способствовать активному реабилитационно-восстановительному процессу. Очень важно правильно выстроить реабилитационный план от простого к сложному. Для начала пострадавший обязательно должен быть садаптирован к новым условиям. Только после курса психотерапии можно приступать к восстановительным мероприятиям, так как у больного должна быть создана мотивация, направленная на выздоровление.

Пациент также может в домашних условиях выполнять следующие упражнения:

  1. Простые вопросы: пациенту сначала задают вопросы с односложными ответами да или нет, в дальнейшем переходят на открытые вопросы.
  2. Практикуются тематические диалоги с постепенным развитием диалога по конкретным темам;
  3. Письмо и чтение. Начинается корректировка написания и произношения букв. Затем слогов, которые затем пациент складывает в слова. В дальнейшем при успешном прогрессе переходят на написание диктантов и чтение небольших текстов. Пациенту предлагается пересказать своими словами прочитанный рассказ и ответить на вопросы по его содержанию;
  4. Задание, направленное на соотнесение картинки и текста. Пациенту предлагается выстроить рассказ, при этом последовательно разложив картинки;
  5. Структурирование картинок по общим свойствам и признакам. Пациенту дают задание расположить картинки соответственно категориям и выделением общих характеристик, например, отделить одних животных от других.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.