Акустико гностическая афазия упражнения

Акустико-мнестическая афазия – подвид амнестической дисфазии и патология речи, обусловленная снижением объема слуховой и речевой памяти. В основе акустико-мнестической афазии – трудности в подборе нужного слова в диалоге и письме, сложности воспроизведения информации. Расстройство также сопровождается частичным непониманием быстро произносящейся слуховой речи.

Чистая форма нарушения речи как самостоятельная патология не встречается. Она сочетается с другими неврологическим и психическими расстройствами, чаще всего с географической дезориентацией, нарушением двигательной сферы, памяти или чувствительности.

Причины

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении 21 и 37 поля Бродмана. 21 поле – это часть боковой коры височной области, участвует в обработке слуховой информации. 37 поле располагается в хвостовой части веретенообразной извилины и частично в нижней височной коре. Это акустико-гностический центр, отвечающий за понимание речи и распознавание знакомых лиц.

Нарушение функции возникает, когда нервная ткань этих полей погибает в результате следующий причин:

  1. Инсульты. Это наиболее часто встречающая причины любых высших корковых функций. У людей, которые перенесли ишемический или геморрагический инсульт, дисфазия наблюдается у 30-60%. Вследствие ишемического инсульта кора погибает от недостатка кровообращения, а геморрагического вследствие внутримозгового кровоизлияния.
  2. Внутричерепные опухоли, располагающиеся в проекции 21 и 37 полей Бродмана. Объемное новообразование сдавливает нервные клетки и разрушает их. Последствия отягощаются, когда в зоне компрессии возникают воспалительные реакции и отек.
  3. Черепно-мозговые травмы. Клетки погибают в результате размножения и посттравматического отека. Осложняется образованием внутримозговой гематомы.
  4. Нейроинфекции. Наиболее частые – менингит, энцефалит, нагноение и образование абсцессов.
  5. Нейродегенерация как основное течение болезни Альцгеймера, Паркинсона и Пика.


Симптомы

Клиническая картина акустико-мнестической афазии выявляется слабыми непониманием речи и нарушениями, при которых больной не может понять скрытый смысл, контекст повествования. Отличительной чертой является трудность называния предметов при понимании их предназначения и описания.

Немного нарушается устная речь. Это проявляется в непроизвольных повторах своих же слов и паузами между отдельными словами, так как больному в диалоге нужно на ходу вспоминать названия объектов и явлений.

Навыки письма и чтения сохранены. Больные с акустико-мнестической афазией имеют критику к своему состоянию, пытаются компенсировать недостаток информации мимикой, жестами и интонациями. Люди с расстройством речи замечают свои дефекты.

Присутствует невыраженная эмоциональная лабильность, выражающаяся в периодической смене настроения в течение дня и тревожностью.

Специфика мнестических процессов выражается в том, что при поступлении большого количества зрительной и слуховой информации перегружается оперативная память (А. Лурия). То есть сама информация поступает, но в результате тормозится.

Нарушение номинативной функции (называние подходящего слова) по мнению исследований конца XX века происходит за счет снижения формирования зрительных образов и чувствительной основы слова. То есть человек не может подобрать правильное слово потому, что в процессе подбора у него не возникают визуальные образы и нет эмоционального подкрепления.

Для дисфазии характерен еще один механизм – снижение объема слухового восприятия. Имеется в виду, что человек понимает не всю обращенную к нему диалогическую речь.

Дефекты воспроизведения речи наблюдаются при письме. Хотя автоматические навыки письма, такие как написание букв и каллиграфия, сохранены. Выражается в плохом запоминании надиктованных фраз. Больные по несколько раз просят повторить одну и ту же фразу. В письме также наблюдаются аграмматизмы – нарушение порядка слов и синтаксиса.

Дополнительный и не всегда встречающийся симптом – нарушение арифметического счета. Однако нарушение счета обуславливается не нарушенным интеллектом, а трудность запоминания нескольких чисел одновременно.

Диагностика

Акустико-мнестическая афазия требует следующих диагностических мер:

  • Консультация у логопеда. Он исследует речевую сторону нарушения высших корковых функций.
  • Консультация у невролога. Врач в ходе объективного исследования обнаруживает нарушение чувствительности по гемитипу и гемипарез (снижение мышечной силы на одной стороне тела).

Инструментальные методы исследования необходимы для подтверждения органического нарушения. Используется:

  1. Магнитно-резонансная томография. Выявляет опухоли, ишемические очаги, кровоизлияние или отек.
  2. Исследование гемодинамики. Позволяет оценить кровоток в коре головного мозга и судить о достаточности поступления крови к нервным клеткам.

Методы коррекции

Перед коррекцией проводится этиотропная и патогенетическая терапия, направленная на стабилизацию состояния больного. Например, при инсульте восстанавливают мозговой кровоток, и только потом приступают к коррекции нарушений речи.

В основе восстановления – занятия с логопедом. Упражнения направлены на увеличение объема слуховой и речевой памяти. Первые задания выполняются в палате больного: чем раньше начнется реабилитация, тем больше вероятность восстановления речи.

Типичная характеристика упражнения: диктовка простых слов и предложений, которые больной должен воспроизвести по памяти; картинки с изображениями, которые больной должен обозначить и назвать наиболее подходящим словом. Пациентам рекомендуется изучать стихи, начиная с простых, заканчивая сложными. Лучше учить стихи на иностранном языке, даже если недостаточно знаний.

Параллельно коррекции проводится фармакотерапия. Она направлена на восстановление и стабилизацию мозгового кровообращения. Назначаются нейропротекторы и нейрометаболические средства, по типу гамма-аминомасляной кислоты.

АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Процесс слухового, акустического запоминания является прямым продолжением процесса восприятия — акустико-гностического анализа звукового состава слова. Любое внешнее воздействие, а тем более необходимость запомнить следующее слово, по смыслу не связанное с предыдущим словом, отвлечение на него внимания, неизбежно тормозит и блокирует акустико-мнестические процессы.

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области (А. Р. Лурия, 1969, 1975; Л. С. Цветкова, 1975). А. Р. Лурия считает, что в её основе лежит снижение слухоречевой памяти, которое вызвано повышенной тормозимостью слухоречевых следов. При восприятии каждого нового слова и его осознании больной утрачивает предыдущее слово. Это нарушение проявляется также при повторении серий слогов и слов.

Нарушение понимания серийно-организованного высказывания.

Для акустико-мнестической афазии характерна диссоциация между относительно сохранной способностью повторить отдельные слова и нарушением возможности повторения трех-четырех не связанных по смыслу слов (например: рука — дом — небо; ложка — диван — кот; лес — дом — ухо). Обычно больные повторяют первое и последнее слово, в более тяжелых случаях — лишь одно слово из заданной серии слов, объясняя это тем, что не запомнили все слова. При повторном прослушивании они также не удерживают либо их последовательность, либо опускают одно из них. Нарушение слухоречевой памяти наблюдается и при других формах афазий, однако при акустико-мнестической афазии это нарушение речевой памяти является основным дефектом, так как оказываются сохранными фонематический слух, артикуляторная сторона речи. У больных наблюдается повышенная речевая активность, компенсирующая трудности коммуникации.

Л. С. Цветкова (1975) объясняет невозможность удержания речевого ряда не только повышенной тормозимостью слухоречевой памяти, но и сужением ее объема. Нарушение объема удержания речевой информации, ее тормозимость приводят к трудностям понимания при этой форме афазии длинных, многосложных высказываний, состоящих из пяти — семи слов: больной может указать или дать не тот предмет, о котором идет речь, возникает его акустико-мнестическая дезориентированность, с трудом ориентируется в беседе с двумя-тремя собеседниками.

При втором варианте акустико-мнестической афазии, так называемой оптической афазии, трудности удержания на слух смысловой стороны речи заключаются в ослаблении и обеднении зрительных представлений о предмете, в соотношении воспринятого на слух с его зрительным представлением. Объясняется эта слабость зрительных представлений тем, что задневисочные отделы (поле 37, по Бродману) являются смежными с затылочными, оптико-гностическими отделами. Снижение оптико-мнестических процессов приводит к тому, что зрительное представление о предмете становится неполным. При рисовании тех или иных предметов опускаются, недорисовываются значимые для их опознания детали. Так, пациент может недорисовать носик у чайника, гребешок у петуха, ручку у чашки. Характерно, что недорисовываются те элементы предметов, которые, с одной стороны, специфичны именно для них, а с другой — связаны с многозначностью слова (например, слова: носик, гребешок, ручка). Больной вместо петуха рисует неопределенной формы птицу, вместо чайника нечто похожее на сахарницу, вместо чашки миску или стакан.

Нарушение экспрессивной речи.

Нарушение номинативной функции речи при акустико-мнестической афазии проявляется не только в трудностях при назывании, но и в подборе слов в собственной речи, в рассказах по картинкам. При рассказе по серии сюжетных картинок, пересказе текста, в спонтанной речи существительные замещаются местоимениями.

Аграмматизм при акустико-мнестической афазии характеризуется смешением флексий глаголов и существительных в роде и числе.

Нарушение чтения и письма.

При акустико-мнестической афазии в письменной речи больше, чем в устной, выступают явления экспрессивного аграмматизма, смешение предлогов, а также флексий глаголов, существительных и местоимений, главным образом, в роде и числе. При записи текста под диктовку больные испытывают значительные трудности в удержании в слухоречевой памяти даже фразы, состоящей из трех слов, при этом они обращаются с просьбой повторить каждый фрагмент фразы.

При акустико-мнестической афазии возникают значительные трудности в понимании читаемого текста. Это объясняется тем, что печатный текст состоит из предложений значительной длины, и тем, что удержание в памяти читаемого текста тоже требует сохранности слухоречевой памяти.

Таким образом, при акустико-мнестической афазии нарушения слухоречевой памяти вторично приводят к трудностям нормальной реализации письма, чтения и счета.

Для преодоления речевых расстройств у больных с акустико-мнестической афазией логопед опирается на сохранные у них механизмы речевого высказывания, на описания признаков предмета, введение слова в различные контексты, на составление внешних опор, позволяющих больному удерживать различный объём слухоречевой нагрузки.

Методы и приёмы работы

  • Улучшение слухоречевой памяти происходит с опорой на зрительное восприятие. Логопед выкладывает перед больным серии предметных картинок, название которых предварительно прочитываются и пишутся в тетрадь. Таким образом, больной знает, что он услышит. На первом этапе предлагаются картинки одной семантической группы, затем двух, трёх. Затем логопед просит показать предметы, которые могут быть вписаны в какую-либо ситуацию.

Задание. Покажите то, на чём можно готовить еду, чем едят мясо, из чего охотник стреляет, животное с пушистым рыжим мехом и т.д….

Лес, яблоко, плита, ствол, тарелка, нож, кастрюля, стол, чашка, заяц, лист, вилка, ружьё, лиса, охотник, плита.

  • Трудности называния связаны снедостаточностью в сфере зрительных представлений. Для преодаления трудностей называния и актуализации предметной лексики логопед предлагает следующие задания.

Задание. Подпишите названия частей дерева.

Крона, кора, листья, ствол, корни, ветки

Задание. Пациенту можно предложить выбрать среди верных и конфликтных названий и изображений. Выберите только те картинки, которые имеют отношение к дому

Дверь, окно, труба, планета, поле, крыша, океан

Задание. Логопед выкладывает перед больным карточки и просит в одну стопку сложить карточки с изображением посуды, в другую электротехники для кухни. Далее можно выкладывать большее количество карточек и просить пациента раскладывать картинки на три стопки, по каким – либо признакам. В ходе занятия каждая карточка прочитывается, затем называется. В конце занятия логопед просит вспомнить, о чём сегодня говорили, ещё раз вспомнить все слова и картинки.

Салатница, кастрюля, холодильник, ковш, тарелка, плита, чайник, мясорубка, кофемолка, соковыжималка, кофеварка, чашка, фужер,ложка

  • Для восстановления зрительных представлений больным даются задания конструировать предметы двух из элементов.

Из трёх элементов

Подобрать недостающие части одежды

Дорисовать недостающие части до целого

Нарисуйте недостающие части лица

Глаза, нос, губы, брови, ресницы

Разложите картинки в нужной последовательности

  • Когда больной начнёт справляться с этими заданиями логопед предлагает составить сюжетный рассказ, из разрезных карточек выкладывая их в нужной последовательности.

Прогулка

Дождь

Задание. Посмотрите, какой детали не хватает, дорисуйте её, опишите этот предмет, зачем он нужен, что им делают

Задание. Посмотрите на рисунки, что унесли воры, дорисуйте недостающие предметы, назовите предметы, запишите в тетрадь, повторите.

Задание. Соедините линиями картинки и описания слов. Закройте карточку. Какие предметы были нарисованы. Что такое спички, лампа, сосиски, весы, арахис, аквариум. Составьте предложения со словами весы-сосиски, лампа-аквариум.

Тонкие палочки для получения огня.

Небольшие тонкие колбаски, употребляемые в вареном виде.

Висячий светильник из нескольких подсвечников для ламп.

Прибор для определения веса.

Стеклянная емкость с водой для содержания рыб.

Спички, лампа, арахис, сосиски, весы, аквариум.

Задание. Соедините линиями картинки и описания слов. Закройте карточку. Какие предметы были нарисованы. Что такое сундук, рогатка, магнит, фотоаппарат, трубка, тёрка. Составьте предложения со словом трубка, зачем она нужна, что с ней делают, опишите её, из чего чаще всего изготовляют трубки.

Кухонный прибор для растирания чего-то твердого.

Тяжелый напольный ящик для хранения вещей.

Прибор для фотографирования.

Небольшой деревянный предмет с резинкой для метания.

Кусок железа, способный притягивать стальные предметы.

Сундук, рогатка, магнит, фотоаппарат, трубка, тёрка

Задание. Соедините линиями картинки и описания слов. Закройте карточку. Какие предметы были нарисованы. Что такое Корабль, розетка, полка, петух, окно, тетрадь. Составьте предложения со словами окно-петух, окно-корабль, полка-тетрадь….

Проём в стене для проникновения света и воздуха.

Сшитые листы чистой бумаги в обложке.

Самец домашней курицы.

Вилка для присоединения к электрической сети аппаратов.

Предмет мебели, вешаемый на стену.

Корабль, розетка, полка, петух, окно, тетрадь

Колпак для лампы — . . . . . .

Красная строка — . . . . .

Деньги, выдаваемые вперед в счет заработка — . . . . .

Ледяная плавучая гора — . . . . . . .

Устройство для дыхания под водой — . . . . . . . .

Строение для хранения зерна — . . . . .

Опросный лист — . . . . . .

Предварительное объявление (о фильме) — . . . . .

Состояние полного безразличия — . . . . . .

Судья в некоторых видах спорта — . . . . . .

Большая круглая площадка посередине цирка — . . . . .

Наем помещения, земли во временное пользование — . . . . . .

Заключение под стражу — . . . . .

Учреждение для хранения старых документов — . . . . .

Выдающийся летчик — . .

Мастерская по шитью одежды — . . . . . .

Главарь, предводитель в казачьих войсках — . . . . . .

Приятный запах — . . . . . .

Юрист, защищающий интересы обвиняемого — . . . . . . .

Посланец Бога, покровительствующий человеку — . . . . .

Проем в стене — . .

_____________________________________________

Аванс, анкета, ангел, арест, архив, арка, арена, амбар, акваланг, абажур, айсберг, аромат, апатия, атаман, адвокат, ателье, афиша, аренда, абзац, арбитр.

Работа с текстом.

  • При грубой форме акустико-мнестической афазии пересказ текстов значительно затруднён. На первых этапах логопед предлагает больному пересказывать короткие тексты, с опорой на зрительный образ.

Задание. Прочитайте текст:

Сорока

Сорока очень любит блестящие вещи. Все блестящее сорока тащит себе в гнездо. Гнездо сороки находится высоко на березе. Один раз под березой мама варила варенье. Варенье перемешивала серебряной ложкой. Эту ложку сорока утащила себе в гнездо.

Ответьте на вопросы:

Что любит сорока?

Куда она тащит блестящие вещи?

Где находится гнездо сороки?

Что варила мама под березой?

Чем перемешивала варенье?

Что сделала сорока?

Вставить глаголы по памяти

Сорока очень _________ блестящие вещи. Все блестящее сорока __________ себе в гнездо. Гнездо сороки __________ высоко на березе. Один раз под берёзой мама __________варенье. Варенье ____________ серебряной ложкой. Эту ложку сорока __________ себе в гнездо.

Составить картинно-графический план рассказа, пересказать по плану.

Вставить недостающие слова в текст

Вспомнить начало предложений, пересказать текст:

Задание. Причитайте текст. Ответьте на вопросы.

Весна

Солнце пригрело. Побежал ручьи. Прилетели грачи. Птицы выводят птенцов.

Весело скачет по лесу заяц. Лисица вышла на охоту и чует добычу.

Волчица вывела волчат на поляну. Медведица рычит у берлоги.

Над цветами летают бабочки и пчелы. Все рады весне.

Ответьте на вопросы.

Какое время года наступило?

Кого выводят птицы?

Кто весело скачет по лесу?

Кто вышел на охоту?

Кто вывел волчат на поляну?

Кто рычит у берлоги?

Кто летает над цветами?

Задание. Соединить картинку и слов

заяц

птенец

Вставьте в рассказ по памяти подходящее по смыслу слово.

Весна

(что?)…………………………………..пригрело. Побежали (что?) …………………… Прилетели (кто?) ……………….. Птицы выводят (кого?) ……………………Весело скачет по лесу (кто?) ……………………….. (Кто?)……………….вышла на охоту и чует добычу. (Кто?)…………………….. вывела волчат на поляну. (Кто?)………………… рычит у берлоги. Над цветами летают (кто?)…………………………и пчелы. Все рады весне.

  • Трудности нахождения нужного слова преодолеваются путём расширения, а иногда сужения смысловых полей слова (уточнение и систематизация их значение). Для это го логопед предлагает следующие упражнения.

Задание. Объясните значение выражений. В чём разница. С каждым словосочетанием составьте предложения.

Задание. Составьте и запишите словосочетания, в которых бы каждое из указанных слов выступило в разных значениях.

Задание. Прочитайте словосочетания. Укажите, какие слова употреблены в прямом, а какие – в переносном значении.

Стремиться, тянуться, устремляться, стараться.

Заветная, сокровенная, заповедная.

Думать, размышлять, мыслить, раздумывать, помышлять.

Думаю, полагаю, считаю.

Задание. Закончить фразы тремя разными вариантами:

Однажды утром я проснулся и 1)……….2)……………3)

Выходя из дома 1)……….2)…………..3)

Покупая продукты,я 1)……….2)…………….3)

Для здоровья очень полезно, 1)………2)…………….3)

Я написал письмо, но 1)……….2)……………3)

Мои часы стали 1)……….2)……………3)

У наших соседей 1)……….2)……………3)

Подъехав в институт, ……………1)………2)……. 3)

Отчалив от берега, ………………….1)………2)……3)

Находясь в комнате, ………………..1)………2)……3)

Задание. Подберите к глаголам слова. С полученными словосочетаниями составьте и запишите предложения.

Каширкина Виктория Викторовна
логопед, ЦПРиП (центр патологии речи и нейроребилитации)
г. Москва

Восстановление и улучшение понимания при всех формах афазии — залог успешности восстановления ВПФ (рис. 15).


Рис. 15. Нарушение фонематического слуха при локальных поражениях левого полушария мозга (по А.Р. Лурия).

Схема, составленная на основе изучения около 800 случаев огне­стрельных ранений мозга, показывает, в каком проценте случаев ране­ния соответствующих зон мозга возникло нарушение фонематическо­го слуха.

Нами описан пример больной Р., в прошлом доктора наук, профессора, контакт с которой, в силу ее сложного характера, устанавливался в течение нескольких недель (стр. 66). После осознания факта заболевания больные с сенсорной афазией почти влюбляются в логопеда, приходят к нему в течение его рабочего дня несколько раз с просьбой, которая слышна в их интонации, дать еще и еще задания на списывание, решение примеров и т.п.

Логопед для восстановления у больного навыков чтения постепенно расширяет количество предметных рисунков, предлагая разложить к ним подписи, написанные четким, крупным почерком. Больному даются скрепки, чтобы он при выполнении домашнего задания мог скрепить подписи с ри­сунками. По достижении освоения больным 16 рисунков с подписями логопед переходит к постепенному освоению боль­ным чтения, списывания и разложения подписей к рисункам слов, обозначающих их, отличающихся одним слогом, одним звуком или стечением звуков в 2—3-сложных словах, затем переходит к дифференциации слов, отличающихся одними оп­позиционными звуками: б-п, д-т и т.д. На эти занятия с боль­ными уходит 6—8 недель.

Следующим этапом является чтение больными фраз под сюжетными рисунками, разложением подписей к сюжетным рисункам, работа с текстами, работа с орфографическим сло­варем, с выбором из них 5—8 слов на оппозиционные звуки. (Этот этап работы длится 1,5—2 месяца.)

Очень важно проводить с больным зрительные диктанты, а затем самостоятельное письмо фраз к картинкам.

Больные с сенсорной афазией долгое время не слышат свою парафазическую речь, поэтому при составлении фраз по сюжетным картинкам им дается схема предложения (подле­жащее—сказуемое и т.д.), с акцентированием внимания на признаках существительного и глагола, что предупреждает у больных этой группы возникновение уже не литеральных, а вербальных парафазий и появление характерного для них аграмматизма (смешение рода, числа и лица местоимений и гла­голов).

Именно в связи со всеми этими особенностями речи ее восстановление при всех формах афазии требует на первых по­рах обязательного зрительного подкрепления как в виде ри­сунка, так и чтения, то есть константного прогнозирования, деталей рисунка и опоры на константный состав читаемых больными графических изображений слова, что и способствует обеспечению понимания смысла слова, несомненно, опираю­щегося на сохранную память о значении и назначении того или иного слова в предыдущем речевом опыте индивида.

Покажите родственнику больного схему головного мозга и ухо, от которого пунктиром обозначьте линии — связи уха с височной долей. Несколько позже это же объясняется и боль­ному, используя схему мозга с приблизительным местом пора

Рис. 18. Иллюстрация к одному из заданий при акустико-гности-ческой афазии.

ювать его при разных вариантах афазии; 5) умение считать и сосчитать — признак элементарной самостоятельности.

Задание № 8. Поменяйте пары подписей проработанных 8 слов и предложите больному разложить слова к подписям. Пусть он многократно списывает эти слова по клеткам и без клеток:

нож — тарелка, мяч — галоши, мел — яблоко, нож — бума­га, мяч — яблоко и т.д.

Задание № 9. Помогите больному разложить подписи к кар­тинкам и списать их по отдельным буквам:

соль, с-о-л-ь; конфеты, к-о-н-ф-е-т-ы, кон-фе-ты; суп, с-у-п; карандаш, к-а-р-а-н-д-а-ш, ка-ран-даш.

Во время этих занятий больной уже чувствует слоговую структуру слова и пытается читать подписи. Не поправляйте его, когда он неверно произносит слово, помогите ему в рас­кладывании подписей. В виде домашнего задания предложите ему самостоятельно разложить подписи. Смешайте подписи к 12 картинкам и предложите больному разложить их под кар­тинками.

В связи с этим специальное внимание следует уделить пре­одолению аграмматизма этих больных, расширению длины их фразы, опираясь на схему предложения.

Задание № 36. Помогите больному прочитать предложения к картинкам, произнести их самостоятельно, пользуясь схемой предложения из 3—4 слов. Кто? Как? Что делает? Что? Куда? Где? Например:

Мальчик быстро бежит. Мальчик спокойно стоит. Мальчик сидит на земле. Мальчик лежит на траве. Змея ползет по тро­пинке. Птица быстро летит. Мужчина несет ящик. Дедушка везет санки. Мальчик плывет на лодке. Девочка рисует. Жен­щина стирает белье.

Приведем пример дисграфии и аграмматизма в самостоя­тельной письменной речи по сериям сюжетных картинок боль­ной Ив. (63 лет) с акустико-гностической сенсорной афазией при повторном стационировании спустя год после начала за­нятий в НИИ неврологии АМН СССР в 1975 году, с длитель­ным периодом амбулаторных занятий с перерывами на 2—3 месяца.

27/ХИ—76г. Девочка пришла в библиотеку за книгу. Миша пришел в магазин за и игрушкаме.

4/1—77г. Мама пришла будить. в школу ходит он в сада.

10/1—77г. Мальчик собирают книги.

Рабочие поехали в лес рубить елке для базара. Папа и сын несуд с базари елки (елку).

14/1—77г. Мама зовед мальчика домой. Мальчики играют 11я машиной.

Обращаем ваше внимание на то, что при акустико-гности­ческой афазии, в отличие от афферентной кинестетической моторной афазии (АМА), в письме происходят замены глухих фонем на звонкие, тогда как при АМА в письме и в устной речи наблюдается тенденция замены звонких фонем на глухие.

Главное условие занятий: больному должно быть интерес­но в беседе с высокообразованным логопедом. Больной дол­жен уходить с очередного занятия в приподнятом настроении (это касается больных со всеми формами афазии). Больные с этой формой афазии не только возвращаются к работе по спе­циальности, но заканчивают вузы и даже изредка защищают кандидатские диссертации (больной Б. Шуб, перенесший травму височной доли, будучи еще студентом).

Несколько слов об акустико-гностической афазии у лев­шей. К сожалению, все эти больные обратились к нам на рези-дуальной стадии спонтанного восстановления и наблюдались в течение 1,5—2 месяцев, что позволило нам лишь описать симптомокомплекс речевых расстройств у этих больных и на­метить программу занятий с ними. Изучение особенностей на­рушений ВПФ у этих больных-левшей и приемы их преодоле­ния — дело будущего.

Акустико-гностическая афазия является расстройством, при котором нарушено восприятие и синтез той информации, которая получена адресатом в процессе речевого общения.

Проблема заключается в поражении зоны Вернике, когда есть повреждения центра слухового анализатора. Поэтому в некоторых источниках данный дефект речи называют нарушением зоны Вернике.

При данных нарушениях у человека нарушены не только письмо и чтение, но и счёт.

Диагноз ставится логопедом или по результатам неврологического исследования. В первую очередь проводят МРТ и КТ мозга, исследуют церебральные сосуды.

Лечат в процессе логопедических занятий, также принимают назначенные неврологом препаратов.

Причины

В коре головного мозга есть сенсорная речевая зона. Она располагается в передней части верхней височной извилины. Называется по первооткрывателю – зона Вернике и соответствует 22 полю Бродмана. Эта область коры отвечает за усвоение и понимание устной и письменной речи. Из-за повреждения зоны Вернике возникает акустико-гностическая афазия.

Причины, из-за которых нейроны этой области погибают:

  1. Эмболия. Это наиболее частая причина. Эмбол перекрывает кровоток в бассейне средней мозговой артерии, из-за чего височная кора перестает получать кровь. Возникает ишемический инсульт и клетки мозга погибают вследствие недостатка кровообращения и гипоксии.
  2. Внутримозговое кровоизлияние как результат геморрагического инсульта.
  3. Черепно-мозговые травмы. Клетки коры погибают из-за сотрясения мозга или ушиба. Удар по мозговому веществу приводит к образованию посттравматического отека, который сдавливает кору и разрушает нейроны.
  4. Инфекции центральной нервной системы. Энцефалит, менингит или абсцесс – типовые причины сенсорной дисфазии.
  5. Объемные внутричерепные процессы. Опухоль, чаще всего глиома и астроцитома, увеличивается и механически сдавливает область Вернике, разрушая клетки мозга. Кроме опухолей нейроны разрушаются метастазами.
  6. Нейродегенерация. Болезнь Альцгеймера, Пика, Крейтцфельдта-Якоба лейкодистрофия, характеризуются постепенной атрофией коры головного мозга.

Патогенез

Все перечисленные факторы неизбежно приводят к дисфункции речевой зоны Вернике. Поступающая информация уже не воспринимается на должном уровне. Искажены звуковоспринимающие и звукопередающие области слухового анализатора. Фонемы практически не распознаются на слух.

Особенно проблематично распознаются и анализируются схожие по звучанию фонемы. Если заболевание запущено, то родной язык воспринимается как набор незнакомых звуков.

Человек не может контролировать собственную речь на слух, поэтому случаются повторы, парафразии и аграмматизмы.

Соответственно появляются проблемы с чтением и письмом, так как именно в этих видах деятельности требуется проговаривание слов. А пораженные височные доли полушарий головного мозга не позволяют делать этого.

Трудности в узнавании звуков появляются не только в получении речевой информации, но даже и неречевые звуки воспринимаются с трудом. Это могут быть даже капание воды их крана или бумажный шелест. Распознавание даже таких звуков затруднительно для больного.

Симптомы

Клиническая картина обычно начинается сразу же после травматического события. После инсульта или ушиба головного мозга утрачивается понимание устной и письменной речи. Больной слышит не звуки, объединенные в слова и предложение, а хаотические и нечленораздельные звуки. Первая ответная реакция – эмоциональное возбуждение и многословность. Спустя несколько дней, после восстановления кровотока в головном мозгу, понимание речи частично возвращается.

Характеристика акустико-гностической афазии:

Смотрите также: Как вылечить Афазию?

Сенсорная афазия редко встречается изолированно. Обычно нарушение восприятия сочетается вместе с односторонним нарушением зрения, сглаживанием правой части носогубного треугольника, психомоторным возбуждением, неологизмами (новообразованные слова).

Патология может осложняться нарушениями двигательной сферы и расстройствами высших психических функций.

Как образуется

Механизм патологии заключается в поражении зоны Вернике височной извилины левого полушария (у правшей). В тридцатых годах ⅩⅩ века ученые определили, что за появлением отклонения стоит нарушение распознавания фонем.

Акустико-гностическая, или сенсорная афазия, впервые была изучена немецким психиатром Вернике в 1874 г. Ее отличие от других форм заключается в том, что нарушается анализ речи при восприятии ее на слух. Механизм образования связан с нарушением устного восприятия информации. Имеет значение не только дифференциация звуков по фонематическим характеристикам, но и их последовательность, как расположен ударный слог в слове. Тяжелое отклонение речевых составляющих при данном неврологическом расстройстве всегда является приобретенным.

Диагностика

Диагностика афазии требует следующих мер:

  1. Осмотр у невролога. В ходе обследования выявляются нарушения зрения, одностороннее ослабление мышечной силы и нарушение деятельности глазодвигательных мышц.
  2. Магнитно-резонансная и компьютерная томография, общий и биохимический анализ крови, исследование кровообращения височной коры, пункция спинного мозга для анализа цереброспинальной жидкости.
  3. Консультация у психиатра. Этого требует дифференциальная диагностика. После травматического события патологическое состояние больного напоминает психоз или биполярно-аффективное расстройство.

Как диагностируют

Для диагностики болезни привлекают невролога, логопеда, психолога и психиатра. Афазия состоит из нескольких компонентов:

  • утраты речи (частично или полностью);
  • потери вербального общения;
  • патологического изменения личности.

Болезнь чаще регистрируется во взрослом возрасте, но иногда может возникать и у детей. Она сопровождает 1/3 от общего количества патологий, связанных с нарушением церебрального кровообращения.

Последствия и осложнения сенсорной афазии

Игнорирование речевых расстройств или попытки их самостоятельного лечения грозят прогрессированием недуга. Даже при изначально смазанной клинической картине терапия нужна срочная и комплексная. В противном случае со временем незначительные признаки перерастут в потерю навыков общения, чтения, письма, понимания окружающих. Даже при своевременном начале терапии у акустико-гностической сенсорной афазии могут развиться такие последствия, как заикание, дефекты произношения, проблемы с социальной адаптацией. Отказ от лечения основного заболевания может привести к смерти пациента.

Динамическая

Динамическая афазия – форма, при которой поражается область головного мозга, которая находится рядом с областью Брока. Это средние и передние отделы нижней лобной извилины. При подобной форме патологии речевая активность пациента понижена. Нередко может показаться, что человек не желает поддерживать диалог.

Стоит отметить, что речь пациента является скудной, медленной и достаточно неожиданной. При этом отсутствует экспрессивность. В предложениях может не быть глаголов, а также предлогов. Помимо этого могут отсутствовать междометия и сложные прилагательные. Слова не связаны друг с другом, отсутствуют грамматические формы.

Нередко у пациента может быть одновременно несколько форм афазии, при этом смешанная форма появляется из-за анатомической близости тех мозговых зон, которые несут ответственность за восприятие речи и за произношение слов.

Важно знать классификацию афазии, чтобы примерно понимать, с чем именно приходится иметь дело. При этом если у человека имеются речевые расстройства, потребуется непременно обратиться к медицинскому специалисту. В этой ситуации можно будет провести диагностику и своевременно определить, с чем именно приходится иметь дело.

Прогноз и профилактика

Перспектива восстановления речевой функции зависит от этиологии, тяжести расстройства, возраста пациента. Своевременное корректное лечение инфекционных, травматических, малых ишемических поражений в молодом возрасте приводит к практически полному восстановлению. При тяжёлых нарушениях, отсутствии логопедической терапии у больных сохраняется стойкая акустико-гностическая афазия. Наиболее неблагоприятный прогноз при прогрессирующих дегенеративных и опухолевых процессах. Профилактика направлена на уменьшение вероятности развития причинной патологии путём эффективного лечения цереброваскулярных заболеваний, предупреждения травм головы и онкогенных воздействий, укрепления иммунитета.

Основные аспекты терапии состояния

Терапия заболевания подбирается в соответствии с причиной, в динамике пациента наблюдают нейрохирург, невролог. Афазию лечат комплексно: подбирают фармакологические средства, при необходимости может понадобиться операция. Логопед прорабатывает с больным афазией коррекцию или восстановление речи, в том числе письменной. Логопедические занятия являются важными лечебными мероприятиями, которые могут использоваться не только в остром периоде, но и на этапе реабилитации.

Тип афазии зависит от локализации патологии (в лобной, височной извилине, теменной области). Кроме этого, степень выраженности клинических проявлений отличается в зависимости от стадии и степени тяжести болезни.

На течение и характеристику афазии влияет этиологическая составляющая нарушения кровообращения, степень проявления нейрогенных отклонений (апатия, утомляемость, парезы, параличи). Также имеет значение наличие сопутствующих заболеваний. Если причина патологии – травма или онкологическое образование, большое значение имеет давность процесса. Наилучших результатов удается добиться только при применении комплексной схемы терапии. Чтобы она была успешной, начинать необходимо с выяснения этиологии отклонения.

Больному предлагают срисовывать или списывать простые рисунки и текст. Как это сделать, рассказывают с помощью жестов и мимики. На последующих коррекционных упражнениях объяснения носят устный характер, при этом специалист использует побудительную интонацию. Так пациента приучают слушать речь с различными ритмическими темповыми характеристиками.

В реабилитационном периоде назначают лечебную физкультуру, массаж, физиотерапевтические процедуры и механотерапию. Прогноз для больного в каждом случае индивидуален, шансы на возвращение качества жизни увеличиваются при строгом соблюдении рекомендаций специалистов.

Осложнения

Наличие выраженного речевого расстройства препятствует вербальной и общей коммуникации пациента. Ситуация усугубляется сопутствующими когнитивными и, возможно, двигательными нарушениями. Расстройство высших психических функций, неврологический дефицит обуславливают инвалидизацию больного, ухудшают качество жизни. Отсутствие полноценного вербального контакта неблагоприятно отражается на эмоциональном состоянии пациента, приводит к изменению его личности, поведения. Без своевременной логопедической, психологической поддержки указанные изменения закрепляются, больной теряет надежду быть понятым, замыкается в себе. Возможно развитие депрессии, апатии, потеря интереса к лечению, желания улучшить своё состояние.

Акустико-гностическая афазия

То ещё один вид афазии, который встречается у людей достаточно часто. Она появляется в том случае, когда поражается верхняя часть мозговой коры в височной зоне. Эта часть называется областью Вернике. Она несёт ответственность за понимание человеком речи на слух, а также за восприятие слов. Если пациент страдает данной формой расстройства, тогда у него нарушается фонематический анализ устных слов. Пациент может только частично понимать ту речь, с которой к нему обратились.

Стоит отметить, что в данной ситуации физиологический слух не нарушен. При этом люди обладают способностью складывать слоги в конкретные слова, а затем их произносить. Пациентам легко проговаривать то, что им знакомо и легко даётся. При этом устно не могут воспроизводить сложные и новые понятия.

При данной форме заболевания у человека речь становится спутанной и простой по строению. Учитывая тот факт, что структура предложения нарушена, окружающим крайне сложно воспринимать то, что им пытается сказать пациент.

Достаточно часто подобные люди разговаривают эмоционально и быстро. При этом вся их речь не является связной. Иногда можно решить, что человек общается на своём языке, которые прекрасно понимает.

При этом окружающие не знают, что да них пытается донести больной. Люди с данной формой заболевания не могут самостоятельно записывать слова, а также читать вслух предложения. Пациент нередко даже не догадывается, что с ним что-то не так. Он не осознаёт, что делает ошибки пи разговоре, а также в буквах.

Семантическая афазия

Данная разновидность патологии встречается при поражении нижней теменной зоны полушария. Семантическая афазия отличается невозможностью пациента сопоставлять время и пространство.

Также для них тяжело разъяснить поговорки и пословицы. При афазии подобного типа люди могут читать текст, а вот пересказать своими словами то, что прочитали, не могут.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.