Аутизм это неврологическое нарушение а не психологическое

Последнее время встречаю отзывы пациентов о том, что дескать психиатр поставил страшный диагноз "аутизм", а потом они попали на прием к дефектологу/нейропсихологу, который сказал что это не аутизм, а органическое повреждение мозга, на фоне которого возникла задержка развития. Итак, давайте разберемся, что происходит.


Диагноз аутизм выставляется только при наличии состояния психоза или постпсихотического дефекта. Если психиатр видит психоз - он ставит "аутизм". Потому что сама аббревиатура - "аутизм" - взята из основ психотической симптоматики - 4а - аутизм, абулия, аффекты, амбивалентность. Если психоза нет - ставит задержку развития и т.д. Если психиатр поставил диагноз "аутизм", значит он наблюдал психоз.

При психозе нервные клетки приобретают дисфункциональное состояние. У пациентов с шизофренией наблюдаются необратимые изменения мозга - расширение желудочков, уменьшение серого и белого вещества. То есть, после психоза мозг получает органическое поражением в рамках функционала - изменение импульса, работы нервной клетки.

В ремиссии и ребенок и взрослый будет демонстрировать симптоматику органики - органического поражения - нарушение развития, плохую память и т.д.

Но, ПРИЧИНОЙ этого органического нарушения будет психоз. Когда педагог говорит о том, что несмотря на диагноз аутизм, ребенок имеет задержку по органическому типу - он наблюдает ребенка В РЕМИССИИ. Утверждая, что психиатр ошибочно поставил диагноз аутизм, педагог сознательно подрывает доверие родителей к врачу, что не может не сказаться на их выборе терапии при обострении - шубе, повторном психозе. Нет, мы не пойдем к злому психиатру, а пойдем к доброму нейропсихологу/дефектологу, пусть купирует это занятиями. И пока они ждут возможности попасть на прием - психоз проходит, унося с собой нервные клетки, оставляя новые органические повреждения в мозге.

Длительность обострения у всех разная - от нескольких часов до недель. Дефект при раннем начале психоза - олигофреноподобный. Это значит, что ребенок, переживший несколько психозов, будет демонстрировать внешне клинику олигофрении - умственной отсталости.

Только опытный врач психиатр сможет дифференцировать на этапе дефекта ПРИЧИНУ - психотическая или врожденная УО.

Неврология и психиатрия тесно связаны. Дети с задержкой развития любой формы - это и психиатрия, и неврология в том числе. Даже с неврозом - малая психиатрия. Дети с врожденной умственной отсталостью, эпилепсией - большая психиатрия, потому что необходима более длительная и глубинная коррекция.Психиатрия - это про состояние психики. Врач-психиатр занимается органическими нарушениями в том числе. Пациент, который выпил уксус из-за обострения шизофренического шуба - это психиатрия или гастроэнтерология ? Думаю, нет сомнений. Так и тут - ребенок в ремиссии с органической симптоматикой - это психиатрия или неврология? Это и то, и другое. Причина в психозе, последствия - в дисфункционале нервной системы. И вести, лечить это должен врач психиатр в первую очередь. Заявлять, что врач дескать "ошибся", я-то вижу органику - это верх непрофессионализма и отсутствие понимания клинической степени происходящего. Последствия таких заявлений фатальны - это ухудшение состояния ребенка, отсутствие необходимой медикаментозной поддержки в периоды обострений, и все это из-за самонадеянного - ваш врач ошибся, а я вот вижу органику! Конечно, видишь, только это ПОСЛЕДСТВИЯ, а НЕ ПРИЧИНА.

Еще по поводу психоза: наш мозг запоминает все, что с ним происходит. Именно поэтому после двух и более психозов или судорожных состояний вероятность того, что это повторится, перейдет в хронику - огромная. Но не все дети выходят в непрерывное психотическое течение. Есть дети, которые пережив психоз, приобретают пограничное состояние - шизоидную психопатию, синдром Аспергера. Есть те, кто вообще выходит в ЗПР - задержку развития и больше психоз не повторяется, условная норма, но этих детей всего 3 % из статистики. Это редкость.

В основном дети переживают новые обострения, выходя из каждого с нарушениями работы нервной системы и дефектом, приобретая к 7 годам стойкое нарушение - олигофрению, умственную отсталость, без дальнейшей симптоматики психоза или редкими повторениями обострения.

Быть "борцом с ошибками психиатров" - это выгодно, потому что каждый родитель будет рад услышать, что его ребенок без диагноза "аутизм", а просто "ЗПР", и конечно, будет ходить и советовать всем такого "хорошего" педагога, но ребенку от этого только хуже - пока вы радостно распространяете глупость направо и налево, торгуя надеждой - ребенок уходит в дефект, за который вы конечно не понесете никакого наказания - вы же не врач.

И да, по прошествии времени - динамики, диагноз "аутизм" трансформируется либо в олигофрению, либо в шизофрению, - в зависимости от степени дефекта. Олигофрения - это злокачественное психотическое течение, шизофрения - более легкое, значит есть что-то, что тормозит процесс - та же изначальная органика в том числе, или терапия за время жизни, поэтому психический процесс есть, но нет таких глубоких нарушений, как в первом типе - при дефекте УО.

Аутизм – что это за болезнь? Если с ребенком "что-то не так"


Симптомы, описанные Каннером, до сих пор служат основными критериями в диагностике аутизма. Среди них: заметная ограниченность в спонтанной деятельности; стереотипные движения руками (например, скрещивание пальцев в воздухе, потребность теребить предметы); отсутствие инициативы и необходимость в подсказке для начала действия; отсутствие интереса к беседе; неумение играть в коллективные игры; боязнь механических предметов (пылесос, лифт).

Через год, в 1944 году, австрийский психиатр Ганс Аспергер, не знавший о работе Каннера, опубликовал описание сходного нарушения, которое он назвал аутистической психопатией (Asperger, 1944 (1991)). В 1981 году эта форма аутизма (которую иногда называют высокофункционирующим аутизмом) была названа в его честь синдромом Аспергера. Психиатр также описал много характерных признаков аутизма, например, использование периферического зрения, навязчивые тенденции (скажем, необходимость расставлять предметы в определенном порядке), проблемы общения, кажущееся безразличие к окружающему.

  1. Качественные нарушения социального взаимодействия. Считается, что аутичный ребенок не понимает значения выражения лица, потребностей другого человека, принятых в обществе правил поведения, не знает, как себя вести в типовых ситуациях, не имеет общих интересов с окружающими.
  2. Качественные нарушения общения: речь отсутствует полностью или развивается с очень большой задержкой, при этом ребенок не делает попыток общаться иным способом, например, при помощи жестов; у ребенка отсутствует воображение.
  3. Ограниченные повторяющиеся и стереотипные интересы, занятия и поведение: приверженность к одним и тем же действиям, негибкость в отношении порядка действий, выраженная привязанность к бессмысленным рутинным или ритуальным действиям, таким как махание руками.

Почему детей с аутизмом становится больше

Аутизм долго считался редким нарушением, но с начала 1990-х годов количество случаев стало резко нарастать, и во многих странах заговорили об эпидемии аутизма. Есть мнение, что это связано с улучшением диагностики аутизма и более частым использованием этого термина в качестве диагноза.

Самая подробная статистика по аутизму ведется в США, в Калифорнии. В марте 1999 года власти штата были удивлены и обеспокоены трехкратным (210 %) ростом аутизма в период с 1987 по 1998 год и создали специальную комиссию для изучения проблемы. Комиссия пришла к заключению, что такая динамика не может быть объяснена изменением критериев диагностики, предположением, что в Калифорнию переехало большое количество детей с аутизмом или некими статистическими аномалиями (Sicile-Kira, 2010).

  • 1992 год: 1 случай на 10 000 детей;
  • 1997 год: 1 на 500;
  • 2002 год: 1 на 250;
  • 2012 год: 1 на 88.

Признается наличие генетической предрасположенности к аутизму; так, некоторые его черты могут в более слабой форме присутствовать у родителей, братьев, сестер и других близких родственников. Если в семье есть ребенок с аутизмом, существует вероятность (15–20 %), что он разовьется и у другого ребенка; если у одного из однояйцовых близнецов есть аутизм, в 90 % случаев он есть и у другого. Известно, что у мальчиков аутизм встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.

Различных теорий много, единого мнения не существует, но в целом причиной возникновения аутизма принято считать сложное взаимодействие генетических факторов, последствий патологии беременности и родов, черепно-мозговых травм, неблагоприятного воздействия внешней среды.

Загрязнение воды и воздуха токсичными веществами представляется одним из наиболее вероятных факторов. Кроме того, в последние 20 лет, на которые приходится резкий рост количества случаев аутизма, мы живем в окружении массы разнообразных приборов, излучающих электромагнитные волны. От них не спрячешься — и трудно предположить, что их постоянное воздействие на наш организм безопасно.


Аутизм — психологическое нарушение?

Лео Каннер считал причиной возникновения аутизма органическое поражение мозга, однако в 1950-х годах дальнейшее развитие получило высказанное им предположение о психологических причинах. В своей знаменитой статье 1943 года Каннер отмечал, что родители его пациентов занимались интеллектуальной работой (среди них были психологи и психиатры), были слишком заняты собой и не уделяли достаточно внимания детям, в чем видел возможную причину нарушений. Теперь известно, что аутизм проявляется независимо от социального положения.

Установка Беттельхейма была единодушно принята и доминировала до начала 1960-x годов, соответственно, главным методом лечения стал модный тогда психоанализ. Некоторые специалисты до сих пор разделяют такую точку зрения; к примеру, во Франции психоанализ в качестве основного средства лечения аутизма стал подвергаться критике только в 2012 году.

Во многих странах применение этой теории принесло немало горя детям с аутизмом и их семьям. Нас это тоже не обошло стороной. Когда Петя был еще совсем маленьким, двое из смотревших его специалистов — психологов и психиатров, в России и Франции, — настаивали, что еще в период беременности я плохо относилась к моему мальчику, а в раннем детстве не замечала его и не разговаривала с ним.

Современные представления об аутизме

Аутизм долго считался психиатрическим заболеванием, пока в начале второй половины ХХ века не появились работы Бернарда Римланда (Rimland, 1964) и Карла Делакато (Delacato, 1974).

Бернард Римланд, профессор психологии, основатель Американского общества аутизма, отец ребенка с аутизмом, полагал, что проблема ребенка с аутизмом состоит в том, что он не в состоянии правильно интерпретировать поступающие сенсорные сигналы.

Карл Делакато также полагал, что причиной многих проявлений аутизма являются нарушения в работе сенсорных функций и что, таким образом, аутизм — это не психологическое или психическое, а неврологическое нарушение, которому должны соответствовать неврологические методы реабилитации. Он показал, что тяжелые нарушения поведения детей с аутизмом могут быть вызваны нарушениями сенсорного восприятия, и предложил методы решения этих проблем, многие из которых были разработаны в период его многолетней работы в IAHP, Институтах достижения потенциала человека, основанных Гленном Доманом. Книга Карла Делакато (Delacato, 1974) незаслуженно остается малоизвестной, при том, что в ней изложены сведения, которые необходимо знать любому человеку, имеющему дело с аутизмом, в первую очередь специалистам.

Виноваты прививки?

В начале 1990-х годов резко увеличилось число случаев так называемого регрессивного аутизма (в пять раз по сравнению с 1970-ми годами). При регрессивном аутизме ребенок до двух-трех лет развивается нормально, а потом резко теряет приобретенные навыки; часто это происходит после вакцинации, в большинстве случаев так называемой тройной вакциной корь-краснуха-паротит (свинка). Римланд одним из первых высказал предположение, что такая динамика — следствие бесконтрольного применения антибиотиков и избыточной вакцинации детей в раннем возрасте.

Такой точки зрения придерживаются и некоторые другие специалисты, в частности доктор Джонатан Томми, у сына которого аутизм развился после тройной прививки. Доктор Эндрю Уэйкфилд, ученый, возглавлявший научную работу в клинике, был лишен медицинской лицензии и вынужден уехать из Англии за публикацию статей, в которых утверждал, что введение тройной вакцины может вызвать повреждения желудочно-кишечного тракта и симптомы, ассоциированные с аутизмом. Официальная медицина связь между вакцинацией и возникновением аутизма категорически отрицает.

Новые гипотезы: митохондрии и зеркальные нейроны

Другая теория, выдвинутая несколько лет назад, предполагает, что многие проявления аутизма вызваны недоразвитием так называемых зеркальных нейронов —высокоспециализированных клеток мозга, которые в 1992 году были случайно обнаружены у обезьян, а потом и у людей.

Эти клетки становятся активными при выполнении какого-то действия, а также при наблюдении за действием, выполняемым кем-то еще. Считается, что зеркальные нейроны ответственны за способность к имитации — к воспроизведению действий, поведения, дают возможность понимать чувства и намерения других людей, эмоционально сопереживать (эмпатия), участвуют в развитии речи, благодаря им ребенок воспринимает движение губ и языка другого человека, подражает звукам и жестам — это области нарушений, характерных для аутизма (Рамачандран, 2011).

Гипотеза многообещающая, но на сегодня эта область недостаточно изучена, и пока не совсем ясно, каким образом применять на практике то, что уже удалось выяснить.

Аутизм — это психоневрологическая патология, возникающая вследствие нарушений в работе головного мозга. Проявляется патологическим затруднением разговорного общения и проявления собственных эмоций. Приводит к трудностям в установлении межличностных отношений и значительному сужению круга интересов. В некоторых случаях влечет за собой снижение интеллектуальной активности больного. В подавляющем большинстве случаев данное заболевание устанавливается у детей младшей возрастной группы.

Рождение детей с данным заболеванием сопровождается формированием большого процента внутриутробных осложнений течения беременности. Сам по себе данный факт не приводит к возникновению аутизма, однако может провоцировать его развитие и прогрессирование.

Причины, которые вызывают возникновение данного заболевания:

  • Генетическая предрасположенность — доказано, что если близкие родственники больного страдали этой патологией, то риск ее проявления в следующих поколениях значительно вырастает;
  • Нарушение в структурном компоненте коры головного мозга — незрелость мозговых структур, которые отвечают за разговорную, эмоциональную или двигательную активность может повлечь за собой возникновение данного заболевания;
  • Отклонения в функциональной активности головного мозга — при снижении биоэлектрической активности структур головного мозга повышается риск психоневрологических отклонений у ребенка.

Выделяют несколько вариантов развития аутизма в зависимости от степени выраженности психоневрологических расстройств.

Первый вариант — характеризуется полной неспособностью к установлению межличностных контактов, отсутствием интересов и сложных двигательных реакций. Такие больные с трудом могут обслуживать сами себя. Данный вариант является самым тяжелым проявлением патологического процесса.

Второй вариант — больной хорошо чувствует себя в привычной обстановке, однако, при смене окружения замыкается и проявляет агрессию. Эмоциональные и речевые проявления отличаются стереотипностью и повторениями. Характерна отрешенность от окружающего мира.

Третий вариант — проявляется низкой способностью к ведению диалога. Эмоциональные реакции и речевые конструкции являются более сложными, чем в двух предыдущих вариантах. Больной может проявлять заинтересованность в окружающем мире, но сложные логические цепочки вызывают трудности.

Четвертый вариант — такие больные отличаются способностью к ведению диалога и установке контактов. Могут проявлять сложные эмоциональные и поведенческие реакции, нередко являются интеллектуально развитыми. Тем не менее, быстро утомляются и плохо концентрируют внимание на чем-то одном. Могут быть чрезвычайно ранимыми к негативным высказываниям.

Аутизм делится на несколько форм:

  • Синдром Каннера

Характеризуется полным проявлением клинической картины заболевания. Больной полностью не способен к нормальной речевой деятельности или эмоциональным проявлениям. Он погружен в собственный мир и не может установить контакт с окружающими. Отмечается значительно сниженная интеллектуальная активность и полное отсутствие способности к самообслуживанию. Эта форма является самой злокачественной из всех.

  • Синдром Аспергера

Особенностью является способность больного человека к полноценной речевой или эмоциональной активности. Такие люди могут вести социальную жизнь и устанавливать контакт с окружающими. Однако их отличает излишняя замкнутость, ранимость и погруженность в себя.

  • Синдром Ретта

Этот синдром проявляется и передается только по женской линии. Психоневрологические расстройства характеризуются своим постоянным прогрессированием и, как правило, заканчиваются летальным исходом у женщин в достаточно молодом возрасте.

Аутизм у взрослых



Аутизм у взрослых может диагностироваться в том случае, если данную патологию не заметили в детском возрасте. Кроме этого, известны случаи, когда взрослый здоровый человек подвергался внезапному развитию симптомов, типичных для данной патологии. Симптомы заболевания во взрослом возрасте характеризуются более яркой выраженностью и более заметными проявлениями.

Клиническая картина аутизма у взрослых характеризуется:

  • Неполноценностью мимики и жестикуляции;
  • Повторяющимися фразами и движениями;
  • Отрешенностью от окружающих людей и обстоятельств;
  • Отрицанием установленных норм и правил поведения;
  • Повышенной привязанностью к отдельным предметам и местам;
  • Сложностью в ведении диалога и установлении контактов;
  • Отсутствием эмоциональной окраски в речи и поведении.

Аутизм у взрослых может осложняться развитием серьезных неврологических и психологических расстройств, склонностью к суициду.

Аутизм у детей

Аутизм у детей обнаруживается, как правило, в дошкольном возрасте. Симптомы аутизма у детей:

  • Затруднение контакта с другими детьми;
  • Плохая обучаемость и невнимательность;
  • Погруженность в себя и обеднение эмоциональных проявлений;
  • Позднее развитие речи и ее примитивность и стереотипность;
  • Часто повторяющиеся однотипные движения;
  • Снижение мимики и жестикуляции;
  • Отклонения в общем поведении, которые проявляются повышенной активностью или агрессией;
  • Отказ от приема пищи и нарушение сна.

Аутизм у детей может прогрессировать и в итоге без должной коррекции приводить к полному отставанию в умственном развитии.

Диагностика аутизма



Аутизм диагностируется врачом-психиатром на основании клинической картины заболевания. Врач проводит полный осмотр пациента и ряд психологических тестов, которые позволяют установить диагноз. Дополнительно может назначаться:

  • Электроэнцефалография;
  • Ультразвуковое исследование головного мозга.

Лечение аутизма

Лечение аутизма подразумевает под собой регулярные занятия с психиатром, логопедом и другими специалистами. Врач индивидуально подбирает комплекс упражнений для такого больного и учит родственников правилам общения с ним. При наличии показаний возможно применение психотропных и успокоительных препаратов.

Профилактика заболевания



Профилактика заболевания заключается в как можно более ранней его диагностике и начале лечения. Предотвратить развитие заболевания не представляется возможным, однако, можно минимализировать его проявления и последствия.

Не впадайте в панику, нередко РАС поддаются лечению

17.12.2019 в 15:11, просмотров: 1433

В последнее время аутизма в мире становится больше. В чем причина этого, специалисты не знают. И можно было бы объяснить увеличение случаев рождения детей с расстройствами аутистического спектра чрезмерной внимательностью современных матерей, которые зачастую сами первые и ставят диагноз своим детям. Однако статистика наглядно демонстрирует: дело не в этом. Просто детей с РАС стало действительно рождаться в десятки раз больше.


СВОЕВРЕ­МЕННАЯ КОРРЕКЦИЯ

В Петербурге о том, что у ребенка, возможно, РАС, матерям сообщают зачастую, к сожалению, поздно. Женщины рассказывают, что нередко медики несколько лет уверяют, что у малыша просто легкие задержки развития или даже все в норме, а потом разводят руками: где вы раньше были, почему не забили тревогу вовремя.

Эксперты в один голос утверждают, что в некоторых случаях задержки развития аутистического спектра поддаются коррекции. Безусловно, это требует времени и совместной работы с ребенком, и грамотных специалистов и родителей. При этом лучше поддаются коррекции неврологические нарушения. Чтобы добиться максимального успеха, начинать с ними работать следует как можно раньше.

Кстати, клинически доказано, что успех в лечении некоторых симптомов расстройств аутистического спектра можно достичь и методами реабилитации, такими как дельфинотерапия, иппотерапия, рефлексотерапия или даже просто занятия в бассейне. Это связано с тем, что некоторые аспекты РАС имеют сенсорные проявления. Детям с РАС тяжело ощущать окружающую среду, она, как правило, для них слишком шумная, активная и потому неприятная. Если дать им возможность сенсорной разгрузки, самочувствие детей с РАС обычно улучшается. Кроме того, животные воздействуют и на эмоциональный фон ребенка, помогая его коррекции и развитию.


Эти люди доказали, что аутизм — это не болезнь, а способность мозга думать по-другому. Иногда даже гениально. Многие из этих особенных людей не только приспособились к самостоятельной жизни в обществе, но и стали известными на весь мир.

1. Стенли Кубрик

Он рос нестандартным ребенком, плохо учился, но был просто одержим игрой в шахматы. Атмосфера надуманного мира, которое мы видим в его фильмах, близка Кубрику. После переезда в Англию он обнес свою усадьбу высоким забором и почти никого не принимал в доме.

2. Кортни Лав

В девять лет будущей актрисе и рок-певице диагностировали легкую форму аутизма. У нее были проблемы с учебой и сложные отношения с одноклассниками. При этом ее называли талантливым ребенком.

3. Энтони Хопкинс

4. Дэрил Ханна

5. Сюзан Бойл

6. Дэн Айкройд

Аутизм – что это за болезнь

Во всемирном медицинском сообществе существует Международная классификация болезней, где четко прописаны названия всех патологических состояний, и они разделены на категории. Аутизм относится к так называемым РАС (расстройствам аутического спектра). Увеличение количества заболевших за последние несколько десятилетий многие ученые склонны объяснять тем, что в группу РАС входит не только аутизм, но и сходные дефекты развития.

Дело в том, что диагноз аутизм ставят чаще всего в возрасте 3-4 лет. Однако это не значит, что в младенческом возрасте невозможно распознать аутичные черты. А во взрослом возрасте проявления болезни и методы ее лечения зависят от формы патологии, степени тяжести симптоматики.


Причины аутизма

Например, аутизм связывают с некоторыми другими болезнями, и есть целый ряд заболеваний, которые, как полагали некоторые врачи, могут вызвать данную патологию развития. К таким болезням относятся:

Таким образом, аутизм является заболеванием, которое возникает из-за целого ряда причин, а зачастую определить источник патологии не представляется возможным.


Симптоматика аутизма

При внимательном профессиональном осмотре аутизм симптомы можно заметить у малыша уже до 1 года. Проблемы с движениями ручек и ножек помогают заподозрить начальные аутичные признаки, однако подобные нарушения моторики никто не станет трактовать как явный признак данной патологии. К тому же многие дети-аутисты достаточно хорошо владеют телом.


Особенности развития или аутизм?

Неспециалисту трудно, а порою и невозможно определить, почему их полуторагодовалый малыш отказывается разговаривать, никак не реагирует на свое имя, терпеть не может общество других детей. Так зачастую проявляет себя детский аутизм. Но это могут быть и другие особенности развития, поэтому стоит не только внимательно наблюдать за поведением и реакциями ребенка, а обязательно посоветоваться с врачом.

К 3-м годам болезнь проявляется, что называется, в полной мере, поэтому в данной возрастной категории чаще всего ставится диагноз. 3 года – это возраст, когда ребенка начинают постепенно приучать к жизни в социуме. Здесь аутизм становится очень заметен. Малыш не хочет играть с другими детьми, он попросту не понимает правил игр, не может их запомнить из-за отсутствия абстрактного мышления.

Аутист будет сидеть в уголке, не проявляя ни малейшего интереса к окружающим. В то время, как здоровые дети радуются подаркам, замечают и удивляются смене времен года, проявляют всевозможные эмоции, то дети с диагнозом аутизм ничего этого не делают, они и разговаривать начинают поздно. Грань между патологией аутизм и нормой, когда ребенок просто очень застенчивый, достаточно тонка, поэтому не следует пугаться, если ваш малыш пошел в садик и не желает играть с другими детьми. Каждый ребенок – это индивидуальность, со своим характером и особенностями. Аутизм ставится только по совокупности множества симптомов. И лишь после всестороннего обследования врачом, выяснения, что это действительно аутизм причины лечение определяются строго индивидуально.

Необходимо отметить, что возраст 1-3 года – самый благоприятный для врачебного вмешательства. И если удается найти верный подход, то аутизм отступает и человек сможет в будущем нормально существовать в социуме.


Главные и второстепенные признаки

Аутизм – такая патология, при которой многочисленные симптомы переплетаются между собой, у каждого ребенка это протекает по-своему. В то же время многие неврологические проявления никак не связаны с аутизмом и являются признаками других расстройств развития.

Главным манифестирующим признаком заболевания аутизм считается нарушение контакта с другими людьми. Патологические изменения других когнитивных функций (задержка речи или развития мелкой моторики рук, такой, как завязывание шнурков и др.), избыточная чувствительность к самым разнообразным воздействиям, к примеру, непереносимость цвета или формы пищи, могут косвенно подтверждать аутизм, но не всегда это однозначно.

Как же можно отличить аутизм от других патологий? Тут необходимо знать, что методов контакта довольно много. И если ребенок не заговорил к трем годам, но прекрасно реагирует на обращение к нему, смотрит в глаза, смеется, оглядывается на звук своего имени, то про аутизм говорить не стоит. Это, скорее всего, задержка развития речи, которая определенным образом лечится и ничего страшного не представляет.

То же самое относится к детям, которые дома ведут себя вполне раскованно, но в общественных учреждениях (детский сад, школа) ни с кем не дружат, не играют и даже не разговаривают. То есть аутизм симптомы должны проявляться в различных обстоятельствах одинаково. Если же в разных ситуациях человек ведет себя по-разному, диагностировать аутизм, скорее всего, не придется.

В любом случае проводится дифференциальный диагноз с такими заболеваниями, как шизофрения, умственная отсталость, синдром Ретта, глухота, различные нарушений речевых функций и др.


Чувствительность и мелкая моторика

Если более подробно разобрать аутизм с точки зрения нарушения моторики, то выяснятся следующие подробности. Грубые нарушения моторики встречаются и у здоровых людей, например, далеко не каждый человек может пнуть точно по мячу да еще запустить его в нужном направлении. А ведь при аутизме такое наблюдается почти всегда.

Считается, что у аутистов всегда нарушается мелкая моторика: ребенок не может удерживать в руках небольшие предметы, ему с трудом удается застегнуть пуговицы, он неуклюже прыгает (чаще всего обычные прыжки ему не по силам). Однако подобные проявления встречаются и при других неврологических патологиях. Поэтому диагноз можно поставить только в том случае, когда присутствует главный признак аутиста – отсутствие нормального контакта с окружающими.

Что касается обостренной чувствительности, то у аутистов это видно издалека. Ребенок вздрагивает от незначительного шума, яркого света, прикосновения. Тактильная чувствительность может нарушаться следующим образом – аутист предпочитает одни виды одежды и терпеть не может другие. Например, от обтягивающий вещей он категорически откажется в пользу свободных. Бурную отрицательную реакцию вызывают мелочи, которые здоровый человек не замечает. Из-за ярлычка на одежде, который давит на шею, аутист запросто устроит настоящую истерику. Подобные проявления позволяют заподозрить аутизм на ранних стадиях.

Также индивидуальна их реакция на звуки: рев самолета, звук скрежета по металлу, громкий окрик – все эти резкие звуки пугают маленького человека, он может заплакать, станет затыкать уши. В процессе лечения врачи и родители учатся узнавать пугающие звуки и, по возможности, ограждают от них малыша.


Особенности заболевания в подростковом возрасте

Что касается возраста полового созревания, аутисты-подростки, если с ними занимались в младенчестве и раннем школьном возрасте, вполне могут встроиться в социум и хорошо функционировать. Более того, некоторые аутисты за счет своей сосредоточенности на мелочах вырастают в знаменитых ученых или художников. Но это, скорее, исключение из правил.

Обычно подростки с диагнозом аутизм ведут себя отстраненно, не любят шумные вечеринки, избегают праздников, совершенно не понимают, как вести себя с представителями противоположного пола. Ведь это возраст первых влюбленностей, но аутисты на такие чувства не способны и часто не понимают, почему вокруг этой темы развивается ажиотаж.


Какой будет жизнь аутиста-подростка, предсказать невозможно, поскольку все зависит от тяжести заболевания. Аутизм может проявляться в легкой форме, тогда социализация не представит особых проблем при грамотном лечении. Но при тяжелых формах заболевания такому подростку очень тяжело контактировать с другими людьми, и тогда он будет учиться в специализированном учебном заведении при постоянной помощи других людей.

Подростки с диагнозом аутизм демонстрируют 3 основные модели поведения. В первом случае они ведут себя очень тихо, стараясь быть незаметными и всеми способами избегая общения. Умственная активность у таких подростков заторможена, общаться они могут даже при помощи жестов (им так комфортнее).

Во втором случае подростки-аутисты демонстрируют избыточную активность, агрессивное поведение. Они попросту плохо представляют, как нужно себя вести в новых сложившихся обстоятельствах. На таких больных хорошо влияет выполнение ими четкого распорядка дня (о чем лучше позаботиться окружающим взрослым).

Есть еще одна модель поведения при аутизме у подростков, она связана с тяжелой формой болезни. Такие дети могут повторять помногу раз одни и те же действия, движения, случается, что они буквально становятся одержимыми какой-либо идеей. Безусловно, аутизм в тяжелой форме требует постоянного присутствия специалиста или родителей рядом с подростком.


Аутизм лечится!

Миф о том, что аутизм не лечится, давно развенчан многочисленными прекрасными результатами терапии маленьких детей и подростков. Диагноз аутизм симптомы лечение этой патологии находятся под бдительным контролем медиков всех стран, поскольку данное заболевание выявляется хотя и с различной частотой, но по всему миру.

Аутизм можно победить или, по крайней мере, приостановить его развитие, если выполнять следующие действия:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.