Батуев а с высшая нервная деятельность м высшая школа 1991 396 с

Женский институт ЭНВИЛА

Кафедра психологии

Реферат

Тишко О.А. – студентки 2 курса

Психологического факультета

Заочного отделения, ПС-201

МИНСК 2001

Роль эмоций в организации поведения

Под эмоциями подразумевают субъективные реакции животных и человека на внутренние и внешние раздражения, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, страха, гнева, тоски, радости, надежды, грусти и так далее.

1) для обозначения субъективных ощущений, которые можно изучать только путём непосредственного самонаблюдения (интроспекции);

2) для обозначения экспрессивных проявлений при наблюдении за другими особями;

3) для описания сложного поведения типа драки, побега и так далее.

Благодаря эмоциональному возбуждению создаётся эмоциональная окраска текущего поведения, происходит субъективная оценка ситуации.

Если эмоцию рассматривать как форму отражения действительности, как процесс, регулирующий отношения субъекта с внешней средой, то психическое и физиологическое в эмоциях выступает как две стороны единой нервной деятельности.

В эмоциях есть субъективное, но нет идеального, ибо внешний мир отражается не в виде образов, а в виде переживаний субъективных состояний.

На определённом этапе эволюции возникновение ощущений обогащается свойствами переживаемости и возникает то, что именуют субъективным. Отражение психикой внутреннего состояния организма в виде субъективных переживаний служит предпосылкой возникновения субъективных образов.

Эмоции и мотивации.До сих пор нет чёткого мнения о том, различаются эти два субъективных состояния организма или отражают просто разные оттенки одного и того же процесса. И.П.Павлов не проводит резкого разграничения между эмоциями и мотивациями и часто употребляет эти термины как синонимы. И эмоции, и мотивации И.П.Павлов рассматривал как проявление функционального состояния мозга в связи с действием раздражителей внешней или внутренней среды.

Один из учеников И.П.Павлова польский физиолог Ю.М.Конорски также не находит различий между этими явлениями и считает, что они регулируются единой мозговой системой с помощью драйв-рефлексов, которые подготавливают работу исполнительной системы мозга. Систему, контролирующую эти драйв-рефлексы, он называет эмотивной или мотивационной.

И.С.Бериташвили полагает, что эмоции теснейшим образом связаны с удовлетворением трёх основных потребностей: пищевой, защитной и половой. Он подчёркивает, что не сам по себе голод, а то эмоциональное возбуждение, которое возникает при представлении пищи, является побудительной причиной пищевого поведения. Значит, в основе мотивационной деятельности лежит эмоциональное возбуждение.

Близкое по существу представление выдвинуто П.К.Анохиным, который считает, что мотивационное возбуждение Сопровождается эмоциональными отрицательными состояниями (жажды, голода, страха), которые и мобилизуют организм к быстрому и оптимальному удовлетворению потребности. Удовлетворённая потребность сопровождается положительной эмоцией, которая и выступает как конечный подкрепляющий фактор.

Другие исследователи разграничивают мотивации и эмоции. П.Юнг считает, что эмоция берёт начало в психологической ситуации, но не является результатом внутриорганизменных сдвигов, побуждающих, например, к удовлетворению голода. П.В.Симонов полагает, что эмоции представляют собой самостоятельный мозговой механизм, играющий специфическую роль в организации поведения.

А.В.Вальдман придерживается мнения, что эмоции индуцируются преимущественно внешними, а мотивация – внутренними стимулами. Мотивационное поведение имеет организованный характер, а эмоциональное – не организовано. Эмоции имеют психогенную природу, а мотивации – эндогенно-метаболическую. Эмоция возникает на базе сильной мотивации, если существуют затруднения в её удовлетворении. Эмоция может возникать как следствие возникновения мотивов, конфликта в планах их осуществления. Эмоции соответствуют такому снижению уровня адаптивных возможностей организма, которое наступает, когда мотивация является слишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта. Значит, существует оптимум мотивации, за пределами которого возникает эмоциональное поведение.

Теории эмоций. Ч.Дарвин создал биологическую концепцию эмоций, основанную на сравнительном исследовании эмоциональных выразительных движений у млекопитающих. Эти движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой биологический смысл и вместе с тем выступающих в качестве биологически значимых сигшалов для особей не только своего, но и других видов. Эти выразительные движения (гнев, страх, радость) и особенно мимические реакции относились к врождённым проявлениям эмоций.

Согласно теории П.К.Анохина эмоции возникли в эволюции как субъективные ощущения, позволяющие животному и человеку быстро оценивать различные внутренние потребности, действие на организм внешних факторов, результаты поведенческой деятельности и, наконец, удовлетворение внутренних потребностей. Как правило, любая потребность сопровождается эмоциональным переживанием отрицательного характера. Оно стимулирует животное и человека к активной деятельности, направленной на удовлетворение данной потребности. Удовлетворение любой потребности сопровождается эмоциональным переживанием положительного характера, то есть вызывает чувство удовлетворения и санкционирует успех поведенческой деятельности. Ассоциированная с успешным завершением действия положительная эмоция закрепляется в памяти и начинает выполнять важную роль в механизмах формирования целенаправленной деятельности. Неоднократное удовлетворение потребности, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиски новых более успешных способов достижения цели. Эмоциональные воздействия усиливают, удлиняют и углубляют фиксацию следов от раздражений, что помогает адекватному реагированию на внешние сигналы.

Широкое использование электроэнцефалографии в изучении мозга привело к открытию неспецифических функций ретикулярной формации ствола и других отделов мозга. С этим периодом тесно увязано появление активационной теории эмоций Д.Б.Линдслея, которая приписывала основную эмоциогенную функцию активирующей ретикулярной системе ствола мозга.

Выраженная эмоциональная реакция возникает лишь при диффузной активации коры с одновременным включением гипоталамических центров промежуточного мозга. Основным же условием появления эмоциональных реакций является наличие активирующих влияний из ретикулярной формации при ослаблении коркового контроля за глубокими структурами мозга и лимбической системы.

В.Р.Гесс на основании метода раздражения составил карты подкорковы эмоционально-мотивационных зон при раздражении гипоталамуса, а Е.Бовард, развив эти исследования, предположил существование двух реципрокных гипоталамических эмоциональных систем: эмоционально-положительной в передних и латеральных ядрах гипоталамуса и эмоционально-отрицательной – в задних и медиальных его отделах.

Возникающие же параллельно изменения в соматичекой и висцеральной сфере, которые сопровождают эмоциональное состояние, обозначаются как эмоциональное выражение (или выражение эмоции).

Эмоции как формы психического состояния вовсе не обязательно должны быть сопряжены с действием. Длительность проявления, инертность эмоционального состояния – одна из характерных свойств эмоций. Человек может переживать сильные эмоции, не совершая никаких действий путём их волевого торможения. При этом, однако, вегетативные компоненты эмоций обычно не удаётся подавить, так как они мало подвержены произвольной регуляции. Будучи включёнными в обеспечение доминантного характера действия, эмоции могут включаться во все звенья условно-рефлекторного процесса, выступая в качестве условного сигнала или компонента центрального замыкательного механизма, или фактора подкрепления, или, наконец, полноправный компонент ассоциативного процесса.


Батуев Александр Сергеевич - доктор биологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, действительный член Российской академии образования и Международной академии наук высшей школы Нью-Йоркской академии наук, член Международной организации по изучению мозга при ЮНЕСКО.

С 1991 г. А. С. Батуев избирается на должность заведующего кафедрой высшей нервной деятельности биолого-почвенного факультета, которой успешно руководит в течение 14 лет. С 2004 г. и по настоящее время А. С. Батуев - профессор кафедры высшей нервной деятельности и психофизиологии и руководитель лаборатории психофизиологии матери и ребенка. В основе научных интересов А. С. Батуева лежит изучение мозговых механизмов поведения.

Будучи педагогом по призванию, А. С. Батуев вырастил и сформировал не одно поколение высококвалифицированных специалистов. Под его руководством защищено 12 докторских и 58 кандидатских диссертаций. Сегодня многие из его учеников возглавляют научные и педагогические коллективы как в нашей стране, так и за рубежом (Конго, Вьетнам, Армения, США, Таджикистан, Казахстан).

Книги (6)

Модульный принцип организации. Курс лекций.

Книга содержит основные сведения по микро- и макроструктуре высшего отдела головного мозга — коры больших полушарий.

Дается характеристика клеточного и субклеточного уровня уровней, электрических и химических механизмов взаимодействия нейронов, закономерностей созревания коры мозга в индивидуальном развитии организма, роли коры головного мозга в приеме и переработке сенсорной информации, программировании и организации целенаправленных двигательных актов.

Краткий иллюстрированный словарь.

Статьи словаря раскрывают содержание основных понятий современной науки о человеке и ее важнейших областей — анатомии, физиологии и психологии.

В учебнике содержатся основные современные сведения по анатомии сенсорных систем и физиологическим механизмам восприятия информации, а также базовые сведения по физиологии основных поведенческих актов человека. Рассматриваются проблемы соотношения сознания и бессознательного в психике, психологические и физиологические детерминанты поведения.

Рассмотрены генетические и онтогенетические закономерности поведения.

Освещены биологические предпосылки развития психических явлений в филогенезе. Подробно представлены достижения в области исследований физиологических основ коммуникации животных.

Проанализированы биологические основы психофизиологии. В книге нашли отражение представления многих отечественных и зарубежных физиологических школ.

Книга, написанная известным автором - академиком РАО А.С.Батуевым, состоит из небольших рассказов, темы которых выходят за рамки традиционных учебных программ. В этих рассказах затронуты спорные, еще не решенные наукой проблемы, связанные с так называемыми таинственными явлениями человеческой психики.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Батуев А.С. Высшая нервная деятельность.
В учебнике изложены современные сведения о предмете и методах исследования ВНД, формах поведения, механизма приема и переработки информации, процессах возбуждения и торможения, закономерностях интегративной деятельности мозга и формировании условных рефлексов, механизмах памяти, регуляции целенаправленных действий. Рассмотрены особенности психофизиологии человека и закономерности работы его мозга при разных формах практической деятельности. Книга хорошо иллюстрирована.

Продавец Описание Состояние Фото Купить по цене
1 BS-XAPKIB_bookinist
Украина, Харьков.
М.: Высшая школа, 1991г. 256 с., илл. твердый переплет, Увеличенный формат. Состояние: Очень хорошее. Купить за 100 руб.
2 BS-Barvinok
Украина, Одесса.
М. Высшая школа 1991г. 256 с., илл. твердый переплет, увеличенный формат. Состояние: слегка пожелтели края страниц, хорошее, владельческая подпись Купить за 150 руб.
3 BS-avlan
Москва.
М. Высшая школа. 1991г. 256с.илл. твердый переплет, увеличенный формат. Состояние: отличное Купить за 150 руб.
4 BS-TOMIKOCAH
Ростов-на-Дону.
М.: Высшая школа, 1991г. 256 с., илл. твердый переплет, Увеличенный формат. Купить за 150 руб.
5 BS-Barvinok
Украина, Одесса.
М. Высшая школа 1991г. 256 с., илл. твердый переплет, увеличенный формат. Состояние: слегка пожелтели края страниц, хорошее Купить за 200 руб.
6 BS-Ragman
Воронеж.
М. Высшая школа 1991г. 256 с. твердый переплет, увеличенный формат. Состояние: хорошее с+ Купить за 200 руб.
7 BS-Orlik
Петрозаводск.
М Высшая школа 1990г. 253с твердый переплет, увелич формат. Состояние: удовл.,штамп,нет титульного листа,отклеена обложка Купить за 350 руб.
Лучшие продавцы >>>

Copyright © 1999 - 2020, Ведущий и K°. Все права защищены.
Вопросы, предложения пишите в книгу

Б———————————————————116-91 ББК 28.91 001(01)—91 5А2.2

АКАДЕМИКА П. В. СИМОНОВА

Среди многих ныне существующих отраслей знания, посвященных изучению поведения и психической деятельности живых организмов (этология, сравнительная и общая психология, психофизиология и т. п.), науку о высшей нервной деятельности можно определить как науку о мозговых механизмах поведения и психики, базирующуюся на рефлекторной теории в ее современном виде, обогащенном достижениями целого ряда дисциплин XX столетия. Исследованиям высшей нервной деятельности исходно присущ комплексный междисциплинарный характер. Традиционно опираясь на различные области биологии — генетику, биохимию, нейрофизиологию, эволюционную теорию, наука о высшей нервной деятельности (тем более — человека!) неизбежно вторгается на территорию гуманитарных дисциплин, будь то психология, социология, философия, педагогика и т. п. Именно такому современному статусу изучения высшей нервной деятельности максимально соответствует характер учебника для университетов, где соседство и взаимовлияние биологического и гуманитарного знания предопределено самой структурой учебного заведения.

Комплексный междисциплинарный характер науки высшей нервной деятельности заставил автора данного учебника проделать огромный труд по обобщению и систематизации фактических данных и теоретических представлений, накопленных к настоящему времени отечественными и зарубежными учеными. Два обстоятельства помог-

ли ему справиться с этой задачей: более чем двадцатилетний опыт преподавания и собственные интенсивные исследования на протяжении всех этих лет. Именно личная экспериментальная работа, анализ ее результатов в монографиях, главах руководств и статьях позволили автору взглянуть на излагаемый материал глазами непосредственного участника процесса познания высших и чрезвычайно сложных проявлений деятельности мозга.

Необходимо отметить, что многие вопросы, затронутые в учебнике, остаются предметом острых дискуссий, не имеют общепринятых решений. Однако автор не берет на себя роль судьи, оценивающего объективную истинность той или иной концепции. Он поступил единственно разумным образом — поставил перед собой задачу по возможности точно воспроизвести ныне существующие точки зрения на данную проблему, справедливо полагая, что только время и дальнейшие исследования внесут желаемую ясность в ее решение.

Вместе с тем настоящий учебник — отнюдь не бесстрастное перечисление самых разноречивых мнений. В тексте отчетливо просматривается совершенно определенный идейный стержень, который отличает труд А. С. Батуева от других попыток дать систематизированное изложение современного состояния науки о высшей нервной деятельности. Этот стержень •— творческий синтез идей двух отечественных школ И. П. Павлова и А. А. Ухтомского, их взглядов на природу поведения и пси-

хики. Автор разделяет и разрабатывает очень важную мысль о своеобразной дополнительности наследия Павлова и Ухтомского, поскольку идеи последнего вносят принципиальнейший элемент активности как в представления об организации поведения, так и в признание избирательности, предвзятости психического отражения действительности. Можно только приветствовать, что учебник, пронизанный идеями А. А. Ухтомского, выходит из стен Ленинградского университета, где трудился выдающийся биолог и мыслитель нашего века.

Приближение к объективной истине, успех в познании объективных законов деятельности мозга — единственный критерий подлинного развития науки о высшей нервной деятельности.

Учебник А. С. Батуева вызовет заинтересованное внимание самого широкого круга читателей — от студентов, только что переступивших порог университета, до специалистов, работающих в различных областях биологических и гуманитарных дисциплин.

П. В. Симонов

Моим сотрудникам и ученикам посвящается

ПРЕДИСЛОВИЕ ОТ АВТОРА

Наука о высшей нервной деятельности, основы которой были заложены И. М. Сеченовым, И. П. Павловым, А. А. Ухтомским и другими выдающимися учеными, традиционно является одной из основных дисциплин при подготовке современных специалистов биологов, психологов и философов.

Автор настоящего учебника начиная с 1957 г. осуществляет систематическое чтение лекций по курсу высшей нервной деятельности для студентов биолого-почвенного, философского и психологического факультетов Ленинградского университета. Основная идейная платформа построения курса базируется на теоретических позициях двух отечественных физиологических школ — И. П. Павлова и А. А. Ухтомского, синтез которых позволяет формулировать ряд новых положений о мозговых механизмах сложных форм поведения и психики.

Автор при подготовке учебника старался избежать неоправданного замал-

чивания взглядов ряда ученых, огульной критики нестандартных теоретических положений, пытаясь использовать то рациональное зерно, которое обязательно содержится в любой научной теории. При этом автор отдает себе отчет в том, что какие-то вопросы науки о высшей нервной деятельности неизбежно оказались недостаточно представленными. Оправдание этому можно видеть либо в их неразработанности к настоящему времени, либо в наличии других учебных пособий по частным вопросам высшей нервной деятельности.

Автор выражает большую благодарность за критические замечания при просмотре рукописи проф. Э. А. Костандову, проф. Г. А. Куликову, доц. Н. Г. Андреевой, доц. Ю. А. Юнатову, доц. И. П. Никитиной, доц. Т. Р. Натишвили, проф. У. Г. Гаса-нову, акад. Т. К. Иоселиани, ст. науч. сотр. В. Г. Каменской, ст. науч. сотр. А. Г. Смирнову, науч. сотр. Л. В. Соколовой.

Автор

Обаяние схоластических законченных теорий давно миновало. Теперь для нас теория есть ступень, опершись на которую мы шагаем в новый опыт.

А. А. Ухтомский

МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

кафедра физиологии человека и животных

Тбилисского государственного университета

(зав: кафедрой акад. АН ГССР, д. б. н., проф. Т. К Иоселиани);

д-р мед. наук, проф. У. Г. Гасанов

(Институт высшей нервной деятельности

и нейрофизиологии Академии наук СССР)

Батуев А. С.

В учебнике изложены современные сведения о предмете и методах исследования ВНД, формах поведения, механизма приема и переработки информации, процессах возбуждения и торможения, закономерностях интегративной деятельности мозга и формировании условных рефлексов, механизмах памяти, регуляции целенаправленных действий. Рассмотрены особенности психофизиологии человека и закономерности работы его мозга при разных формах практической деятельности.

1910000000(4309000000)—347

Б———————————————————116-91 ББК 28.91 001(01)—91 5А2.2

АКАДЕМИКА П. В. СИМОНОВА

Среди многих ныне существующих отраслей знания, посвященных изучению поведения и психической деятельности живых организмов (этология, сравнительная и общая психология, психофизиология и т. п.), науку о высшей нервной деятельности можно определить как науку о мозговых механизмах поведения и психики, базирующуюся на рефлекторной теории в ее современном виде, обогащенном достижениями целого ряда дисциплин XX столетия. Исследованиям высшей нервной деятельности исходно присущ комплексный междисциплинарный характер. Традиционно опираясь на различные области биологии — генетику, биохимию, нейрофизиологию, эволюционную теорию, наука о высшей нервной деятельности (тем более — человека!) неизбежно вторгается на территорию гуманитарных дисциплин, будь то психология, социология, философия, педагогика и т. п. Именно такому современному статусу изучения высшей нервной деятельности максимально соответствует характер учебника для университетов, где соседство и взаимовлияние биологического и гуманитарного знания предопределено самой структурой учебного заведения.

Комплексный междисциплинарный характер науки высшей нервной деятельности заставил автора данного учебника проделать огромный труд по обобщению и систематизации фактических данных и теоретических представлений, накопленных к настоящему времени отечественными и зарубежными учеными. Два обстоятельства помог-

ли ему справиться с этой задачей: более чем двадцатилетний опыт преподавания и собственные интенсивные исследования на протяжении всех этих лет. Именно личная экспериментальная работа, анализ ее результатов в монографиях, главах руководств и статьях позволили автору взглянуть на излагаемый материал глазами непосредственного участника процесса познания высших и чрезвычайно сложных проявлений деятельности мозга.

Необходимо отметить, что многие вопросы, затронутые в учебнике, остаются предметом острых дискуссий, не имеют общепринятых решений. Однако автор не берет на себя роль судьи, оценивающего объективную истинность той или иной концепции. Он поступил единственно разумным образом — поставил перед собой задачу по возможности точно воспроизвести ныне существующие точки зрения на данную проблему, справедливо полагая, что только время и дальнейшие исследования внесут желаемую ясность в ее решение.

Вместе с тем настоящий учебник — отнюдь не бесстрастное перечисление самых разноречивых мнений. В тексте отчетливо просматривается совершенно определенный идейный стержень, который отличает труд А. С. Батуева от других попыток дать систематизированное изложение современного состояния науки о высшей нервной деятельности. Этот стержень •— творческий синтез идей двух отечественных школ И. П. Павлова и А. А. Ухтомского, их взглядов на природу поведения и пси-

хики. Автор разделяет и разрабатывает очень важную мысль о своеобразной дополнительности наследия Павлова и Ухтомского, поскольку идеи последнего вносят принципиальнейший элемент активности как в представления об организации поведения, так и в признание избирательности, предвзятости психического отражения действительности. Можно только приветствовать, что учебник, пронизанный идеями А. А. Ухтомского, выходит из стен Ленинградского университета, где трудился выдающийся биолог и мыслитель нашего века.

Приближение к объективной истине, успех в познании объективных законов деятельности мозга — единственный критерий подлинного развития науки о высшей нервной деятельности.

Учебник А. С. Батуева вызовет заинтересованное внимание самого широкого круга читателей — от студентов, только что переступивших порог университета, до специалистов, работающих в различных областях биологических и гуманитарных дисциплин.

П. В. Симонов

Моим сотрудникам и ученикам посвящается

ПРЕДИСЛОВИЕ ОТ АВТОРА

Наука о высшей нервной деятельности, основы которой были заложены И. М. Сеченовым, И. П. Павловым, А. А. Ухтомским и другими выдающимися учеными, традиционно является одной из основных дисциплин при подготовке современных специалистов биологов, психологов и философов.

Автор настоящего учебника начиная с 1957 г. осуществляет систематическое чтение лекций по курсу высшей нервной деятельности для студентов биолого-почвенного, философского и психологического факультетов Ленинградского университета. Основная идейная платформа построения курса базируется на теоретических позициях двух отечественных физиологических школ — И. П. Павлова и А. А. Ухтомского, синтез которых позволяет формулировать ряд новых положений о мозговых механизмах сложных форм поведения и психики.

Автор при подготовке учебника старался избежать неоправданного замал-

чивания взглядов ряда ученых, огульной критики нестандартных теоретических положений, пытаясь использовать то рациональное зерно, которое обязательно содержится в любой научной теории. При этом автор отдает себе отчет в том, что какие-то вопросы науки о высшей нервной деятельности неизбежно оказались недостаточно представленными. Оправдание этому можно видеть либо в их неразработанности к настоящему времени, либо в наличии других учебных пособий по частным вопросам высшей нервной деятельности.

Автор выражает большую благодарность за критические замечания при просмотре рукописи проф. Э. А. Костандову, проф. Г. А. Куликову, доц. Н. Г. Андреевой, доц. Ю. А. Юнатову, доц. И. П. Никитиной, доц. Т. Р. Натишвили, проф. У. Г. Гаса-нову, акад. Т. К. Иоселиани, ст. науч. сотр. В. Г. Каменской, ст. науч. сотр. А. Г. Смирнову, науч. сотр. Л. В. Соколовой.

Обаяние схоластических законченных теорий давно миновало. Теперь для нас теория есть ступень, опершись на которую мы шагаем в новый опыт.

А. А. Ухтомский

МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рефлекторная теория

В основе системы научного познания лежит принцип детерминизма, который позволяет выявить закономерную причинно-следственную связь явлений, определяемую взаимодействием материальных факторов. Современная материалистическая наука о высшей нервной деятельности основывается на трех теориях, объединенных принципом детерминизма: рефлекторной теории, теории отражения и теории системной деятельности мозга.

Исходя из рефлекторного принципа, Р. Декарт пытается также объяснить и обучаемость поведения: люди даже со слабой душой могли бы приобрести неограниченную власть над всеми своими страстями, если бы приложили достаточно старания, чтобы их дисципли-

пировать и руководить ими. Стремление Декарта понять целостное поведение особенно четко проявилось в его учении о страстях. Печаль и радость — это те факторы, которые формируют целесообразное отношение организма к внешнему миру, делают реакцию координированной и сложной. В страстях проявляется связь души с телом.

ф Основные теоретические положения Р. Декарта, используемые современной физиологией, сводятся к следующим: органом ощущений, эмоций и мыслей является мозг; мышечный ответ порождается процессами в примыкающем к мышце нерве; ощущение обусловлено изменениями в нерве, связывающем орган чувств с мозгом; движение в сенсорных нервах отражается на моторных, и это возможно без участия воли (рефлекторный акт); вызванные посредством сенсорного нерва движения в веществе мозга создают готовность вновь производить такое же движение (обучаемость).

В оценке общенаучного значения идей Р. Декарта, однако, важно подчеркивать не столько механизм, сколько материалистическую сущность учения о поведении, не столько дуализм в понимании психической деятельности, сколько первую пробу ее детерминистического понимания, «. картезианский материализм,— отмечал К. Маркс,—


Базовые учебники

  1. Смирнов В. М., Будылина С. М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. М.: Академия, 2003. 304 с.
  2. Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность, М: Академия, 3-е переиздание, 2007.
  3. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем, С-Пб: Питер, 3-е издание, 2008.
  4. Недоспасов В.О. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.
  5. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 367 с.
  6. Физиология человека и животных / под ред. Даринского Ю., Апчела В. М.: Академия, 2011.

Основная литература

  1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность СПб. 2002.
  2. Вартанян И.А. Физиология сенсорных систем. СПб., 1999.
  3. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М., 1991.
  4. Батуев А.С., Куликов Г.А. Введение в физиологию сенсорных систем. М. 1984.
  5. Бериташвили И.С. Избранные труды. Нейрофизиология и нейропсихология. М. 1976.
  6. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., 1988.
  7. Воронин Л.Г. Сравнительная физиология высшей нервной деятельности животных и человека. М., 1989.
  8. Дьюсбери Д. Поведение животных. М., 1981.
  9. Зорина З.А., Полетаева И.И. Элементарное мышление животных. Учебное пособие по ВНД и зоопсихологии. М., 2003.
  10. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. М. 1986.
  11. Крушинский Л.В. Эволюционно-генетические аспекты поведения. 1981.
  12. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. М., 1988.
  13. Механизмы деятельности мозга человека. Нейрофизиология человека. Л., 1988.
  14. Механизмы памяти Рук. по физ. 1987.
  15. Общий курс физиологии человека и животных, ред А.Д. Ноздрачев, М., 1991.
  16. Основы сенсорной физиологии / Под ред. Р. Шмидта. М., 1984.
  17. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981.
  18. Симонов П.В. Мотивированный мозг. М., 1987.
  19. Соколова Л.В. Развитие учение о мозге и поведении. СПб., 1995.
  20. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М. 1996.
  21. Физиология поведения. Нейробиологические закономерности. Рук. по физ. 1987.
  22. Физиология поведения. Нейрофизиологические закономерности. Рук. по физ. 1986.
  23. Ухтомский А.А. Избранные труды. Л., 1979.
  24. Чайченко Г. М., Харченко П.Д. Физиология высшей нервной деятельности. Киев, 1981.
  25. Шеперд Г. Нейробиология. т.1. М., 1987.

Дополнительная литература

  1. Акоев Г.Н., Алексеев Н.П. Функциональная организация механорецепторов. Л., 1985.
  2. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.
  3. Анохин П.К. Узловые вопросы теории Функциональных систем. М.1980.
  4. Асратян Э.А. Рефлекторная теория высшей нервной деятельности. М., 1983.
  5. Ашмарин И.П. Загадки и откровения биохимии памяти. Л., 1975.
  6. Батуев А.С. Высшие интегративные системы мозга. Л., 1981.
  7. Броун Г.Р., Ильинский О.Б. Физиология электрорецепторов. Л., 1984.
  8. Вартанян И.А. Звук, слух, мозг. Л., 1981.
  9. Вартанян И.А. Слуховой анализ сложных звуков. Л., 1978.
  10. Вартанян Г.А. Нейробиологические основы высшей нервной деятельности. М., 1991.
  11. Долин А.С., Долина С.А., Патологии высшей нервной деятельности. М., 1972.
  12. Кейдель В.Л. Физиология органов чувств. М., 1975.
  13. Кольцова М.М. О формировании высшей нервной деятельности ребенка. М., 1958.
  14. Костандов Э.А., Функциональная асимметрия мозга и неосознаваемое восприятие. М., 1983.
  15. Куфлер С., Николс Дж. От нейрона к мозгу, М., 1979.
  16. ЛиндсейП., Норман Д. Переработка информации у человека. М. 1972.
  17. Меннинг О. Поведение животных. М., 1982.
  18. Милнер П. Физиологическая психология. М., 1979.
  19. Павлов И.П. Полное собрание сочинений т.3, кн.1, 2 М. Л. 1951.
  20. Прибрам К. Языки мозга. М., 1975.
  21. Россолимо Т.Е., Москвина-Тарханова И.А., Рыбалов Л.Б. Физиология центральной нервной системы и сенсорных систем, М., 1999.
  22. Руководство по физиологии. Физиология высшей нервной деятельности., ч. 1, 2. М. 1971.
  23. Сеченов И.М. Избранные произведения, т.1, М. 1952.
  24. Сомьен Дж. Кодирование сенсорной информации. М., 1975.
  25. Сперри Р. Глаз и мозг. В сб.: Восприятие. Механизмы и модели. М., 1974.
  26. Тамар Г. Основы сенсорной физиологии. М., 1976.
  27. Тинберген Н. Поведение животных. М., 1978.
  28. Трауготт Н.Н., Баллонов Л.Я., Личко А.Е. Очерки физиологии высшей нервной деятельности. М., 1957.
  29. Уолтер Г. Живой мозг. М. 1966.
  30. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976.
  31. Фирсов Л.А. Поведение антропоидов в природных условиях. Л., 1977.
  32. Функциональная асимметрия мозга и обучение: этнические особенности / Л.К. Будук-оол, М.В. Назын-оол. М: Академия Естествознания, 2010. 143 с.
  33. Хайнд Р. Поведение животных. М., 1975.
  34. Хорн Г. Память, импринтинг и мозг. М., 1988.
  35. Физиология человека. Compedium. СПб., 1996.
  36. Шовен Р. Поведение животных. М., 1972.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.