Бехтерев центральная нервная система

4.13 Физиология, медицина

4.13.092Исследование мозга Бехтеревым

Научные интересы В.М. Бехтерева столь обширны, что охватить их все в коротком очерке не представляется возможным. Все изыскания ученого в области морфологии и физиологии нервной системы, клинической невропатологии и психиатрии, анатомии и психологии, гипноза и социальной психологии настолько тесно связаны друг с другом, что их невозможно расчленить и рассмотреть вне создаваемого всю жизнь Владимиром Михайловичем (и так и не созданного им) целостного учения о человеке.

Туда же можно отнести работы ученого по анализу поведения ребенка раннего возраста, половому воспитанию детей, лечению алкоголизма.

Идеи Бехтерева о всестороннем изучении человека получили свое продолжение в последующем развитии отечественной и мировой психологии, хотя и используются еще далеко не в полной мере.

Разнообразные исследования Владимира Михайловича в области невропатологии, нейроморфологии, нейрофизиологии и т.д. оставили в истории медицины названия морфологических структур нервной системы, симптомов, болезней, которые навечно связанны с именем ученого.

К ним относятся ядро, пучок, центральный путь покрышки, скуловой феномен Бехтерева; 15 рефлексов и 10 симптомов Бехтерева; акроэритроз, хореическая эпилепсия, болезнь Бехтерева (анкилозирующий спондилоартрит) и т.д.

Параличами, нарушениями чувствительности, судорогами, мигренями и пр. люди болеют, сколько живут. Египтяне, индийцы, таджики, европейцы тысячи лет искали средство спасения от этой напасти. Изучая нервную систему человека, описывая клинические проявления болезней, методы их диагностики и лечения, медики по крупинке формировали науку, которая позволила бы им решить эту весьма болезненную проблему человечества.

Возникнув в Средние века, неврология как наука сформировалась в XIX в., когда были систематизированы патологоанатомические исследования, появилась возможность заняться химическим исследованием мозга, фиксировать и окрашивать нервную ткань, наблюдать серийные срезы под микроскопом.

В изучение физиологии нервной системы огромный вклад внесли три русские школы невропатологии (московская, петербургская и казанская): А.Я. Кожевников, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.Е. Введенский, А.А. Ухтомский, И.П. Мержеевский, В.М. Бехтерев и др.

К тому времени наименее изученным органом человека из-за низких экспериментальных возможностей исследований был головной мозг. Структура мозга, его строение были практически неизвестны.

Признав основополагающую роль мозга и нервной системы в жизнедеятельности человека и в регуляции его взаимоотношений с миром, Бехтерев задался целью выяснить строение мозга и его функции, с тем, чтобы затем установить, зависят ли душевные расстройства людей от повреждения мозга и от нарушения его функций.

Без малого 20 лет ученый занимался срезами замороженного мозга! Были сделаны тысячи срезов, которые были укреплены на тысячах стеклышках и тысячи раз рассмотрены под микроскопом и зарисованы.

Изучение хода пучков в центральной нервной системе и волокон в сером веществе, исследования состава белого вещества спинного мозга позволили Бехтереву выяснить физиологическое значение отдельных частей центральной нервной системы, получить данные по локализации различных центров в мозговой коре.

Глубоко изучив анатомические основы мозговой деятельности, Бехтерев в рамках собственного структурно-функционального подхода (когда строение мозга и его функции изучаются безотрывно друг от друга) занялся поиском функциональных механизмов, определяющих работу мозга в норме и патологии.

P.S. Из множества отзывов коллег Бехтерева о ученом и его собственных высказываний о профессии, которой Владимир Михайлович посвятил жизнь, выберем по одному:

Владимир Михайлович Бехтерев — выдающийся русский психиатр, один из основателей русской экспериментальной психологии, обладал выдающимися способностями и исключительным трудолюбием.

Будущий великий врач родился 20 января 1857 года в семье мелкого государственного служащего в селе Сорали Елабужского уезда Вятской губернии (ныне село Бехтерево Республика Татарстан). В 1856 году отец, Михаил Павлович, дослужившийся до скромного чина коллежского секретаря, умер от туберкулеза, оставив сиротами троих сыновей. Ему не было и 40 лет.


В. М. Бехтерев среди слушателей Императорской Военно-медицинской академии (1912)

1 июня 1884 года, в 27-летнем возрасте, его как особо талантливого ученого, имеющего немало собственных исследований, опубликованных на русском и иностранных языках, командируют на два года за границу. Бехтерев стажируется в лабораториях и клиниках таких всемирно известных специалистов, как лейпцигский невролог Пауль Флексиг (1847-1929), один из основоположников современной нейроморфологии, выдающийся парижский невропатолог Шарко и Вильгельм Вундт, основоположник экспериментальной психологии. Бехтерев оставил у них хорошее о себе впечатление, поразив их широтой интересов и глубиной познаний. Следует отметить, что благодаря посещению клиники Шарко, в которой вовсю кипела работа по изучению гипноза, Бехтерев научился лечить с помощью гипноза и внушения.


Дом в Вятке, где прошли детские годы Бехтерева

Весной 1893 года Бехтерев получил от начальника Петербургской военно-медицинской академии приглашение занять кафедру душевных и нервных болезней. Бехтерев прибыл в Петербург и начал создавать первую в России нейрохирургическую операционную.

В 1894 году Бехтерев был назначен членом медицинского совета Министерства внутренних дел, а в 1895 году он стал членом Военно-медицинского ученого совета при военном министре и тогда же членом совета дома призрения душевнобольных.

История жизни Владимира Михайловича Бехтерева


В. М. Бехтерев на фотографии К. Буллы.

Вообще, работы Бехтерева по изучению морфологии мозга внесли бесценный вклад в развитие отечественной психологии. Его, в частности, интересовал ход отдельных пучков в центральной нервной системе, состав белого вещества спинного мозга и ход волокон в сером веществе, и вместе с тем на основании произведенных опытов ему удалось выяснить физиологическое значение отдельных частей центральной нервной системы (зрительных бугров, преддверной ветви слухового нерва, нижних и верхних олив, четверохолмия).

Занимаясь непосредственно функциями мозга, Бехтерев открыл ядра и проводящие пути в мозге; создал учение о проводящих путях спинного мозга и функциональной анатомии мозга; установил анатомо-физиологическую основу равновесия и пространственной ориентации, обнаружил в коре головного мозга центры движения и секреции внутренних органов и т.д.

Исходя из того, что психическая деятельность возникает в результате работы мозга, он считал возможным опираться главным образом на достижения физиологии, и прежде всего на учение об условных рефлексах. Таким образом, Бехтерев создает целое учение, названное им рефлексологией, которое фактически продолжило дело объективной психологии Бехтерева.

Открытые Бехтеревым физиологические рефлексы (лопаточно-плечевой, рефлекс большого веретена, выдыхательный и др.) позволяют определить состояние соответствующих рефлекторных дуг, а патологические (тыльно-стопный рефлекс Менделя-Бехтерева, запястно-пальцевой рефлекс, рефлекс Бехтерева-Якобсона) отражают поражение пирамидных путей. Симптомы Бехтерева наблюдаются при различных патологических состояниях: спинной сухотке, седалищной невралгии, массивных мозговых инсультах, ангиотрофоневрозах, патологических процессах в оболочках основания мозга и т.д.

Для оценки симптомов Бехтерев создал специальные приборы (альгезиметр, позволяющий точно измерять болевую чувствительность; барэстезиометр, измеряющий чувствительность к давлению; миоэстезиометр — прибор для измерения чувствительности и т.д.).

Бехтерев также разработал объективные методы изучения нервно-психического развития детей, связь между нервными и психическими болезнями, психопатии и циркулярный психоз, клинику и патогенез галлюцинаций, описал ряд форм навязчивых состояний, различные проявления психического автоматизма. Для лечения нервно-психических заболеваний он ввел сочетательно-рефлекторную терапию неврозов и алкоголизма, психотерапию методом отвлечения, коллективную психотерапию. В качестве успокаивающего средства широко использовалась микстура Бехтерева.

В 1908 году Бехтерев создал Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге и стал его директором. После революции в 1918 года Бехтерев обратился в Совнарком с ходатайством об организации Института по изучению мозга и психической деятельности. Когда институт был создан, Бехтерев занял должность его директора и оставался им до самой смерти. Институт по изучению мозга и психической деятельности был впоследствии назван Государственным рефлектологическим институтом по изучению мозга им. В.М. Бехтерева.

В 1921 году академик В.М. Бехтерев вместе с известным дрессировщиком животных В.Л. Дуровым проводил опыты мысленного внушения дрессированным собакам заранее задуманных действий. Аналогичные опыты проводились и в практической лаборатории зоопсихологии, которой руководил В.Л. Дуров при участии одного из пионеров мысленного внушения в СССР инженера Б.Б. Кажинского.

Уже к началу 1921 года в лаборатории В.Л. Дурова за 20 месяцев исследований было проделано 1278 опытов мысленного внушения (собакам), в том числе удачных 696 и неудачных 582. Опыты с собаками показали, что мысленное внушение необязательно должен проводить дрессировщик, это мог быть опытный индуктор. Необходимо было только, чтобы он знал и применял методику передачи, установленную дрессировщиком.

Внушение проводилось как при непосредственном визуальном контакте с животным, так и на расстоянии, когда собаки не видели и не слышали дрессировщика, а он — их. Следует подчеркнуть, что опыты проводились с собаками, имеющими определенные изменения в психике, возникшие после специальной дрессировки.

В конце 1927 года В.М. Бехтерев должен был участвовать в работе I Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров и I Всесоюзного съезда, посвященного проблеме воспитания и обучения детей. В Москве он поселился в доме старого знакомого, профессора университета С.И. Благоволина. 22 декабря на открывшемся съезде невропатологов и психиатров В.М. Бехтерева избрали почетным председателем. В тот же день состоялось его последнее публичное выступление: он сделал доклад о коллективном лечении внушением под гипнозом больных наркоманиями и, в частности, алкоголизмом, а также различными формами неврозов; он рассказал о методике коллективной гипнопсихотерапии и о ее преимуществах перед индивидуальным методом лечения, что связано с возникающей при этом своеобразной взаимной индукцией больных.


Могила Бехтерева на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.

На следующий день он руководил заседанием съезда, посвященным проблеме эпилепсии. Заседание происходило в здании Института психоневропрофилактики Наркомздрава на Кудринской улице. После заседания В.М. Бехтерев изъявил желание познакомиться с некоторыми лабораториями института. В сопровождении директора и крупных московских психиатров он посетил лабораторию морфологии центральной нервной системы и отдел патофизиологии труда, которым руководил бывший ученик В.М. Бехтерева — Ильин.

Вечером того же дня он был на спектакле в Большом театре, а в 23 часа 40 минут 24 декабря 1927 года крупнейший нейроморфолог, невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев скончался.

В.М. Бехтерев оставил собственную школу и сотни учеников, в том числе 70 профессоров. Однако ни один из его учеников не смог заменить покойного ученого-энциклопедиста, наделенного блестящими организаторскими способностями. Психоневрологическая академия, созданная им, вскоре распалась.

  • Add to friends
  • RSS

Тёмная триада

В возрасте 27 лет приват-доцента Бехтерева, талантливого ученого, имеющего немало научных публикаций в русскихBehterev_book2 и зарубежных изданиях, командировали на два года за границу для освоения передового опыта западных коллег-физиологов, анатомов, психиатров, для ознакомления с новейшими методиками изучения нервной деятельности, лечения психических и нервных заболеваний. Он стажировался в лабораториях и клиниках немецкого невролога Пауля Флексига (1847-1929), одного из основоположников современной невропатологии и психиатрии, француза Жана Мартэна Шарко (1825-1893), основоположника экспериментальной психологии Вильгельма Вундта (1832-1920), немецкого физиолога и философа Эмиля Дюбуа-Раймона (1818-1896), а также известного специалиста по анатомии и физиологии мозга, австрийского психиатра Теодора Мейнерта (1833-1892).

По возвращении в Россию в июле 1885 года еще совсем юный Бехтерев приказом министра народного просвещения был назначен профессором и заведующим кафедрой психиатрии Казанского университета. Он читал курс лекций по диагностике нервных болезней, а в организованной им самим университетской психофизиологической лаборатории вел постоянную исследовательскую работу в области неврологии и анатомии нервной системы.

В 1921 году ученый вместе с известным дрессировщиком животных В.Л.Дуровым проводил опыты по мысленному внушению специально дрессированным собакам различных действий. За 20 месяцев исследований было проделано 1278 опытов, в том числе 696 удачных и 582 неудачных. Такие данные, по мнению Бехтерева, не исключали, но и не доказывали возможности телепатии

Активно занимаясь проблемами невропатологии и психиатрии, Бехтерев в качестве основной причины психических нарушений выделил изменения в деятельности нервной системы и мозга, которые, по его мнению, могут иметь травматический характер, то есть быть приобретенными, или являются наследственно обусловленными. Он считал необходимым рассматривать мозговые процессы в единстве с функционированием всего организма с учетом условий жизнедеятельности человека. Единство внешнего и внутреннего в объяснении причин психических заболеваний — одна из особенностей психиатрической школы Бехтерева.

Владимир Михайлович одним из первых в России стал использовать гипноз при лечении психических заболеваний. В своих научных трудах он изложил теоретические основы и дал широкий круг клинических показаний к его применению в лечебных целях. В частности, Бехтерев полагал, что гипноз, внушение и психотерапия эффективны как при функциональных заболеваниях нервной системы (истериях и неврозах), так и при ее органических поражениях. В последнем случае всегда наблюдаются различные функциональные нарушения психогенной природы, которые вполне могут быть устранены через внушение.

Весной 1893 год Бехтерев получил предложение возглавить кафедру нервных и душевных болезней Петербургской военно-медицинской академии. Вступив в должность, Владимир Михайлович тут же организовал при академии анатомическую лабораторию для изучения строения центральной нервной системы, а также лабораторию экспериментальной психологии. Помимо преподавательской и научной деятельности, он с головой окунулся в хозяйственно-административные заботы: взялся за создание клиники нервных и психических болезней, условия лечения в которой соответствовали бы всем требованиям того времени. Ученый руководил закупкой стройматериалов, оборудования и медикаментов, набирал штат специалистов.Это требовало постоянного напряжения сил, а главное, отвлекало от занятий наукой. Даже несколько лет спустя, когда клиника уже принимала пациентов и стажеров со всей России, Бехтерев, провожая девятнадцатый век, поднял тост за блаженные времена, когда ученые, наконец, смогут заниматься одной только наукой. Следует отметить, что в клинике Бехтерева было открыто первое в мире нейрохирургическое отделение. Владимир Михайлович очень гордился этим и в первые годы присутствовал на всех операциях.

Продолжая исследовать морфологию и физиологию нервной системы, Бехтерев вновь вернулся к проблемам психологии. Теперь он говорил о равноправном существовании как субъективной психологии, основным методом которой является самонаблюдение, так и объективной. Бехтерев выступал в защиту объективной психологии, изучающей психику путем регистрации рефлекторных двигательных и вегетативных реакций, сопровождающих, по мнению ученого, все психические процессы. Бехтерев создал целое учение, названное рефлексологией. Несмотря на то, что рефлексология подвергалась критике за механистичность и эклектичность и перестала существовать практически сразу после смерти Бехтерева, его идеи о комплексном и всестороннем изучении человека нашли свое продолжение в последующем развитии психологии.

Бехтерев разработал объективные методы изучения нервно-психического развития детей, исследовал связь между Behterev_bookнервными и психическими болезнями, психопатии и циркулярный психоз, клинику и патогенез галлюцинаций, описал ряд форм навязчивых состояний, различные проявления психического автоматизма. Он ввел в медицинскую практику сочетательно-рефлекторную терапию неврозов и алкоголизма, психотерапию методом отвлечения, коллективную психотерапию.

В 1907 году Бехтерев организовал и возглавил Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге, объединивший в себе учебное заведение, клинику и научный институт. После октябрьской революции 1917 года институт был временно закрыт, а спустя год возобновил лечебную и исследовательскую работу по актуальным направлениям психиатрии, неврологии, психологии, психотерапии, нейрохирургии и наркологии. Бехтерев возглавлял Институт до самой смерти.


Внучка знаменитого психиатра Владимира Бехтерева, она создала собственную научную школу. При этом верила в вещие сны, жизнь после смерти и экстрасенсорику. А также выступала за исследования феноменов Ванги и Кашпировского.


Первая операция по имплантации электродов

1960 год. Научный сотрудник Ленинградского нейрохирургического института Минздрава СССР Наталья Бехтерева проводит лето на стажировке в Англии. В Бристоле она знакомится с Греем Уолтером, известным нейрофизиологом, одним из немногих, кто действительно понимал, что такое человеческий мозг. Уолтер открыл в нём массу феноменов, в том числе дельта- и тета-волны, и одним из первых начал применять для диагностики и лечения различных заболеваний мозга метод долгосрочных имплантированных электродов.

Именно этот метод больше всего впечатлил молодую исследовательницу из Советского Союза. Это сейчас имплантация и стимуляция подкорковых ядер, скажем, при паркинсонизме стали рутинной операцией, а тогда об этой процедуре и упоминать было страшно. Вживление электродов в мозг ассоциировалось с фашистскими экспериментами в концлагерях. Но Бехтерева, вернувшись на родину, смогла преодолеть неприятие, порой доходившее до яростного сопротивления. Она получила разрешение Минздрава, и в 1962 году в Нейрохирургическом институте прошла первая операция по имплантации электродов женщине, страдающей болезнью Паркинсона. Операцию начали утром, а закончили после полуночи.


«Причём это не было слепым копированием метода Грея Уолтера, были сделаны принципиальные усовершенствования, — вспоминает сын Бехтеревой, академик Святослав Медведев. — Если у Уолтера электроды вводились веером, а потом уже проверялось, куда они попали, то Наталья Петровна указала, куда их надо вводить, используя стереотаксический метод. Именно на нём позднее была основана наука под названием „стереотаксическая неврология“.


Теории, опередившие время

В 1960-е годы Бехтерева выдвинула целый ряд теорий. Во-первых, это теория устойчивого патологического состояния (УПС). Суть в том, что при определённых заболеваниях в организме формируется патологическое состояние, которое становится самоподдерживающимся и не исчезает даже после выздоровления. Приведем простой пример. Человек сломал правую руку. Ходит в гипсе, учится писать левой рукой. Потом гипс снимают, а он продолжает использовать в основном левую руку. И человеку приходится заново переучиваться.

Забавно, но Бехтерева считала, что эта теория уже известна науке, настолько она казалась ей очевидной. Лишь убедившись, что трудов на данную тему не было, Наталья Петровна решилась на публикацию.


Наконец, третья её теория касается организации мыслительной деятельности. В то время шли споры о том, как мозг обеспечивает те или иные процессы высшей нервной деятельности. Участвует ли он в них целиком или же посредством разных своих центров? Бехтерева впервые заявила, что для обеспечения работы мозга в нём образуются системы из нервных клеток, имеющие звенья различной степени жёсткости. Жёсткие звенья — это костяк, он отвечает за конкретное действие. А гибкие могут быть расположены в других участках мозга, но в случае необходимости он их привлекает для выполнения определённого задания. Эта теория Бехтеревой впоследствии получила экспериментальное подтверждение.


Известно, что Наталью Бехтереву интересовали необычные способности людей. Она считала, что не стоит априори отвергать такие феномены, как ясновидение, гипноз, альтернативное зрение (метод Бронникова), телепатия. И даже решалась ставить эксперименты, исследуя некоторые из них. Это вызывало протесты со стороны академического сообщества.


«Бехтеревой не могли простить, что в своих работах она затрагивала самое сокровенное: как мозг „управляет“ психической деятельностью, — утверждает Святослав Медведев. — Материалисты не способны до конца поверить, что всё богатство нашего внутреннего мира определяется всего полутора литрами студнеобразной материи: именно мозг обеспечивает мышление.

Всё совершенно иначе!


Великий русский ученый, он несколько раз номинировался на Нобелевскую премию, посвятил свою жизнь раскрытию тайн человеческого мозга, лечил людей гипнозом, изучал телепатию и психологию толпы.

Мистика и материализм

Неоднозначно воспринимались современниками, особенно научным сообществом, эксперименты Владимира Бехтерева с гипнозом. В конце XIX века к гипнозу отношение было скептическим: его считали чуть ли не шарлатанством и мистикой. Бехтерев доказал: эту мистику можно использовать в исключительно прикладном ключе. Владимир Михайлович рассылал по улицам города повозки, собиравшие пьяниц столицы и доставлявшие их к ученому, а после проводил сеансы массового лечения алкоголизма с помощью гипноза. Только тогда, благодаря невероятным результатам лечения, гипноз признают официальным методом лечения.

Карта мозга

Парапсихология

В 1918 году Бехтеревым был создан институт по изучению мозга. При нем ученый создает лабораторию по парапсихологии, основной задачей сотрудников которой стало изучение чтения мысли на расстоянии. Бехтерев был абсолютно убежден в материальности мысли и в практической телепатии. Для решения проблем мировой революции группа ученых не только основательно занимается изучением нейробиологических реакций, но и пытается прочесть язык Шамбалы, планирует поход в Гималаи в составе экспедиции Рериха.

Анализ проблемы общения

Вопросы общения, взаимного психического влияния людей друг на друга занимают одно из центральных мест в социально-психологической теории и коллективном эксперименте В. М. Бехтерева. Социальную роль и функции общения Бехтерев рассматривал на примере специфических видов общения: подражания и внушения. «Не будь подражания, - писал он, - не могло бы быть и личности как общественной особи, а между тем подражание черпает свой главный материал из общения с себе подобными, между которыми благодаря сотрудничеству развивается род взаимной индукции и взаимовнушения". Бехтерев был одним из первых ученых всерьез занимавшихся психологией коллективного человека и психологией толпы.

Детская психология

Опыты с животными

Бессознательная телепатия

Как сохранить свой разум до старости. Апгрейд мозга по Бехтереву. Телепатия и гипноз реальны

Кстати.

Академик Бехтерев, как-то заметил, что великое счастье умереть, сохранив на дорогах жизни разум, будет дано лишь 20% людей. Остальные к старости превратятся в злых или наивных маразматиков и станут балластом на плечах собственных внуков и взрослых детей. 80% — это значительно больше, чем число тех, кому суждено заболеть раком, болезнью Паркинсона или слечь в старости от хрупкости костей. Чтобы войти в будущем в счастливые 20%, начинать важно уже сейчас.

Вот некоторые косвенные признаки, указывающие на то, что стоит заняться апгрейдом мозга.

1. Вы стали болезненно воспринимать критику, в то время как сами слишком часто критикуете других.

2. Вам не хочется учиться новому. Скорее согласитесь на ремонт старого мобильного телефона, чем будете разбираться в инструкции к новой модели.

4. Вы готовы с упоением рассказывать о чем-то, невзирая на скуку в глазах собеседника. Не важно, что он сейчас заснет, главное: то, о чем вы говорите, интересно вам.

5. Вам трудно сосредоточиться, когда вы начинаете читать серьезную или научную литературу. Плохо понимаете и запоминаете прочитанное. Можете сегодня прочитать половину книги, и уже завтра забыть её начало.

6. Вы стали рассуждать о вопросах, в которых никогда не были сведущи. Например, о политике, экономике, поэзии или фигурном катании. Причем вам кажется, что вы настолько хорошо владеете вопросом, что могли бы прямо завтра начать руководить государством, стать профессиональным литературным критиком или спортивным судьей.

7. Из двух фильмов — произведение культового режиссера и популярная киноновелла/детектив — вы выбираете второе. Зачем лишний раз напрягаться? Вы вообще не понимаете, что интересного кто-то находит в этих культовых режиссерах.

8. Вы уверены, что другие должны подстраиваться под вас, а не наоборот.

9. Многое в вашей жизни сопровождается ритуалами. Например, вы не можете выпить свой утренний кофе из какой-нибудь другой кружки, кроме своей любимой, не покормив предварительно кота и не пролистав утреннюю газету. Выпадение даже одного элемента выбило бы вас из колеи на целый день.

10. Временами вы замечаете, что тираните окружающих какими-то своими поступками, причем делаете это без злого умысла, а просто потому, что считаете, что так — правильнее.

Рекмендации по развитию мозга

1. Каждые два-три года начинайте чему-то учиться. Вам не обязательно поступать в институт и получать третье или даже четвертое образование. Можно пройти краткосрочный курс повышения квалификации или освоить совершенно новую профессию. Можно начать есть те продукты, которые раньше не ели, узнавать новые вкусы.

2. Окружайте себя молодыми людьми. У них вы всегда сможете поднабраться всяких полезных вещей, которые помогут всегда оставаться современным. Играйте с детьми, они вас могут научить многому, о чем вы даже не подозреваете.

3. Если вы давно не узнавали ничего нового, может быть, вы просто не искали?Оглянитесь вокруг, сколько нового и интересного происходит там, где вы живете.

4. Время от времени решайте интеллектуальные задачки и проходите всевозможные предметные тесты.

5. Учите иностранные языки, даже если не будете на них разговаривать. Необходимость регулярно запоминать новые слова поможет тренировать память.

6. Растите не только вверх, но и вглубь! Доставайте старые учебники и периодически вспоминайте школьную и ВУЗовскую программу.

7. Занимайтесь спортом! Регулярная физическая нагрузка до седых волос и после — действительно спасает от слабоумия.

8. Почаще тренируйте память, заставляя себя вспоминать стихи, которые когда-то знали наизусть, танцевальные па, программы, которые разучивали в институте, номера телефонов старых друзей и многое другое — всё, о чем сможете вспомнить.

10. Давайте больше свободы другим и делайте как можно больше сами. Чем больше спонтанности, тем больше творчества. Чем больше творчества, тем дольше вы сохраните ум и интеллект!

Тайна академика Бехтерева | Телеканал "История"

Бехтерева Наталья Петровна (внучка) великий ученный знающий о мозге очень многое.

Бехтерева Наталья Петровна Магия мозга

Что же МЫ вообще знаем о мозге? Да ничего собственно. Наталья Петровна в одном из своих многочисленных интервью, сказала:

"Разум в голове не живет."

Ученный мир не знает где же память на самом деле находится. В нейронах? Или в облачном хранилище не видимом для зрения человеческого? (фантастика да?) я так не думаю!

НИБМ - так его рисовали ранее.



Изображение нимба, как атрибута небожителя, известно в различных религиях, и в буддизме, и у многих язычников, и появилось задолго до христианства.



Греки и римляне верили, что олимпийские боги, когда спускаются на землю, предстают перед людьми в лучистом сиянии, в облаке света. Это отразилось на их изображениях. Также в Древнем Риме нимбы могли быть на портретах императоров. Ведь правитель тоже считался богом, а власть священной.

Христиане переняли внешние формы этой традиции, но наполнили их своим, совсем новым смыслом.



Но вернемся к облаку:

Значит все же ОБЛАКО, облако для хранения данных, (памяти) - так мы называем ЭТО сегодня, а может быть ОБЛАКО было всегда? Не зря же Латиняне называли ЭТО явление - ОБЛАКОМ.

И да, я не утверждаю, а размышляю как бы для вас и с вами. У вас у каждого есть свои соображения относительно облаков (хранилищ) или же память находится в голове человека, в нейронах (скажем так) или же над головой в облаке. (третьего не дано)!

Если в голове в нейронах, то стало быть память - конечна! (нельзя в емкость загрузить больше чем физически позволено) ну ведь так же?

С другой стороны, живем, вроде как учимся, получаем какие то якобы знания (ну или вспоминаем их) ну вот пришел час и бабуля с косой явилась на порог дома. Пора собираться в последний путь, пробил час!

Всё накопленное за годы жизни, все знания в могилу и всё? ( Потому я и говорю вам всем - ОБЛАКО) Пусть вы назовёте облако - ноосферой, или НИБМом, или (кто читал) Хроники Акаши (вот видео) для наглядного пособия и понимания о том что я пишу сейчас:

Как работают Хроники Акаши

То есть, есть банк данных с не конечным размером (нет ограничений) и вот там хранится всё, все что было есть и будет, обо всех и обо всем.

Возможно паранормальные особи иногда и получают оттуда сведения, то есть - это не просто он-лайн всегда, а по запросу так сказать. Хотя есть и высшей категории ведуны, они о себе не пишут в газетах и не участвуют в теле шоу, ИМ это не нужно. У них цели совсем другие на Земле.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.