Безопасность и нервная система

Естественные системы человека для защиты от негативных воздействий

Основы физиологии труда

1. Естественные системы человека для защиты от негативных воздействий

2. Допустимое воздействие вредных факторов на человека (классификации основных форм деятельности человека)

3. Обеспечение комфортных условий в производственной среде

4. Экспертиза экологичности предприятий

В процессе деятельности человек часто сам является носителем потенциальных опасностей, и его ошибочные действия могут быть причиной различного рода нежелательных событий. При создании различных средств безопасности следует учитывать, что за миллионы лет в ходе эволюционного и социального развития у человека выработалась естественная система защиты от опасностей. Эта система отличается совершенством, но имеет определенные пределы, которые необходимо знать для обеспечения безопасности деятельности.

Рассмотрим эту систему защиты человека.

Основу естественной системы защиты человека от опасностей составляет нервная система (центральная и периферийная). Центральная нервная система (ЦНС) (головной и спинной мозг) представляет собой обширное скопление нервных клеток, исчисляемых десятками миллиардов. С нервными волокнами периферической нервной системы связаны особые чувствительные аппараты, воспринимающие сигналы, которые поступают из внешнего мира и внутренней среды организма. Академик И. П. Павлов назвал их анализаторами. Они превращают энергию раздражителей в нервные импульсы, которые со скоростью примерно 120 м/с поступают по нервам в ЦНС. Здесь происходит распознание нервных импульсов и выработка приказов для исполнительных органов — мышц и желез, которые совершают действия, соответствующие поступившим сигналам.

Основная характеристика анализаторов — высокая чувствительность. Но существует определенный диапазон их чувствительности. Всякое воздействие, превышающее по интенсивности некоторый предел, вызывает боль и нарушение деятельности анализатора.

Психофизическими опытами установлено, что величина ощущений изменяется медленнее, чем сила раздражителя. Если интенсивность раздражителя увеличивается, например, в 10 раз, то интенсивность ощущений — примерно на единицу, если интенсивность раздражителя увеличивается в 100 раз, то интенсивность ощущений — лишь на две единицы.

Безусловные рефлексы побуждают вести поиск, бороться за существование. Но происходит это вслепую, неосознанно. Для успешной борьбы с опасностями нужен особый тип рефлекторной деятельности — условные рефлексы.

Условные рефлексы сложнее, чем безусловные. По определению И.П. Павлова, условный рефлекс — это временная, гибкая связь сигналов с ответной деятельностью организма. Он формируется на основе опыта. Условные раздражители имеют сигнальный характер и предупреждают об опасности. Условный сигнал, не получающий подкрепления, постепенно ослабевает и в конце концов исчезает совсем. Этим явлением, очевидно, объясняется недостаточная эффективность некоторых мероприятий по охране труда. Ведь световая, цветовая, знаковая информация, широко применяемая в охране труда, — это условные сигналы.

Рассматривая защитную систему организма человека от вредных и опасных производственных факторов, выделяют прежде всего следующие анализаторы, имеющие важное значение для обеспечения его безопасности: кожные, слуха, зрения, обоняния, вкуса.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

О том, что такое нервная система , человек узнает еще в школьные годы. На уроках биологии дается общая информация о теле в целом и об отдельных органах в частности. В рамках школьной программы дети узнают, что от состояния нервной системы зависит нормальное функционирование организма. При возникновении в ней сбоев нарушается работа и других органов. Существуют разные факторы, которые в той или иной степени на это влияют. Нервную систему характеризуют как одно из важнейших звеньев организма. Она обуславливает функциональное единство внутренних структур человека и связь организма с внешней средой. Рассмотрим подробнее, что такое нервная система.


Структура

Чтобы понять, что такое нервная система, необходимо изучить все ее элементы в отдельности. В качестве структурной единицы выступает нейрон. Он представляет собой клетку, имеющую отростки. Из нейронов формируются цепи. Говоря о том, что такое нервная система, следует также сказать, что она состоит из двух отделов: центрального и периферического. К первому относят спинной и головной мозг, ко второму – отходящие от них нервы и узлы. Условно нервная система делится на вегетативную и соматическую.

Клетки

Они делятся на 2 крупные группы: афферентные и эфферентные. Деятельность нервной системы начинается с рецепторов. Они воспринимают свет, звук, запахи. Эфферентные – двигательные – клетки генерируют и направляют импульсы определенным органам. Они состоят из тела и ядра, многочисленных отростков, именуемых дендритами. В нервной клетке выделяют волокно – аксон. Его длина может составлять 1-1.5 мм. Аксоны обеспечивают передачу импульсов. В мембранах клеток, отвечающих за восприятие запаха и вкуса, находятся специальные соединения. Они реагируют на те или иные вещества посредством изменения своего состояния.

Вегетативный отдел

Деятельность нервной системы обеспечивает работу внутренних органов, желез, лимфатических и кровеносных сосудов. В определенной степени она обуславливает и функционирование мускулатуры. В вегетативной системе выделяют парасимпатический и симпатический отделы. Последний обеспечивает расширение зрачка и мелких бронхов, повышение давления, учащение пульса и пр. Парасимпатический отдел отвечает за функционирование половых органов, мочевого пузыря, прямой кишки. От него исходят импульсы, активизирующие другие нервы (глазодвигательный, языкоглоточный, например). Центры располагаются в стволе головного и крестцовой части спинного мозга.


Патологии

Заболевания вегетативной системы могут обуславливаться разными факторами. Довольно часто расстройства являются следствием других патологий, например ЧМТ, отравлений, инфекций. Сбои в вегетативной системе могут обуславливаться недостатком витаминов, частыми стрессами. Зачастую заболевания "маскируются" другими патологиями. К примеру, при нарушении функционирования грудных или шейных узлов ствола отмечаются боли в грудине, отдающие в плечо. Такие симптомы характерны для болезней сердца, поэтому пациенты часто путают патологии.

Спинной мозг

Внешне он напоминает тяж. Длина этого отдела у взрослого человека - около 41-45 см. В спинном мозге присутствует два утолщения: поясничное и шейное. В них образуются так называемые иннервационные структуры нижних и верхних конечностей. В спинном мозге выделяют следующие отделы: крестцовый, поясничный, грудной, шейный. На всем своем протяжении он покрыт мягкой, твердой и паутинной оболочками.

Головной мозг

Он расположен в черепной коробке. Мозг состоит из правого и левого полушарий, ствола и мозжечка. Установлено, что его вес у мужчин больше, чем у женщин. Свое развитие мозг начинает еще в эмбриональном периоде. Реального размера орган достигает примерно к 20 годам. К концу жизни вес мозга уменьшается. В нем выделяют отделы:

  1. Конечный.
  2. Промежуточный.
  3. Средний.
  4. Задний.
  5. Продолговатый.

Полушария

В них присутствуют базальные ядра и обонятельный центр. Внешняя оболочка полушарий имеет достаточно сложный рисунок. Это объясняется наличием валиков и борозд. Они формируют подобие "извилин". У каждого человека рисунок индивидуален. Тем не менее существует несколько борозд, одинаковых для всех. Они позволяют выделить пять долей: лобную, теменную, затылочную, височную и скрытую.


Безусловные рефлексы

Процессы нервной системы – ответная реакция на раздражители. Безусловные рефлексы изучал такой видный отечественный ученый, как И. П. Павлов. Эти реакции ориентированы главным образом на самосохранение организма. В качестве основных из них выступают пищевые, ориентировочные, оборонительные. Безусловные рефлексы – врожденные.

Классификация

Безусловные рефлексы исследовались Симоновым. Ученый выделил 3 класса врожденных реакций, соответствующих освоению конкретной области среды:

  1. Витальные. Они обеспечивают видовое и индивидуальное сохранение организма. К таким рефлексам относят пищевой, ориентировочный, оборонительный, питьевой, регуляцию сна и пр. В качестве критериев таких реакций выступают: физическая гибель при неудовлетворении соответствующей потребности, реализация реакции без участия других особей этого же вида.
  2. Ролевые. Эти рефлексы реализуются только при взаимодействии с другими особями этого же вида. Такие реакции формируют основу для родительского, территориального и пр. поведения. Эти рефлексы имеют особое значение для "сопереживания", эмоционального резонанса, создания групповой иерархии, в которой каждая особь имеет определенную роль – родителя, партнера, детеныша, пришельца или хозяина ареала, ведомого, лидера и так далее.
  3. Реакции саморазвития. Эти рефлексы направлены на освоение пространственно-временных сред, они обращены к будущему. К таким реакциям относят исследовательское поведение, имитацию, сопротивление и пр.


Ориентировочный рефлекс

Он выражается в непроизвольном сенсорном внимании, сопровождаемом повышением мышечного тонуса. Вызывается рефлекс новым или неожиданным раздражителем. Ученые называют такую реакцию "настораживанием", тревогой, удивлением. Выделяют три фазы ее развития:

  1. Прекращение текущей деятельности, фиксация позы. Симонов называет это общим (превентивным) торможением. Оно возникает на появление любого раздражителя с неизвестным сигналом.
  2. Переход в реакцию "активации". На этом этапе организм переводится в рефлекторную готовность к вероятной встрече с чрезвычайной ситуацией. Это проявляется в общем повышении мышечного тонуса. На этой фазе имеет место поликомпонентная реакция. Она включает в себя поворот головы, глаз в сторону стимула.
  3. Фиксация поля раздражителя для начала дифференцированного анализа сигналов и выбора ответной реакции.

Значение

Ориентировочный рефлекс входит в структуру исследовательского поведения. Это особенно явно проявляется в новой среде. Исследовательская деятельность может быть ориентирована и на освоение новизны, и на поиск объекта, способного удовлетворить любопытство. Кроме этого, она может обеспечивать и анализ значимости раздражителя. В такой ситуации отмечается усиление чувствительности анализаторов.

Механизм

Реализация ориентировочного рефлекса является следствием динамического взаимодействия множества образований неспецифических и специфических элементов ЦНС. Фаза общей активации, например, связывается с запуском ретикулярной формации и началом генерализованного возбуждения коры. При анализе раздражителя основное значение имеет корково-лимбико-таламическая интеграция. Важная роль при этом принадлежит гиппокампу.

Условные рефлексы

На рубеже 19-20 вв. Павлов, продолжительное время исследовавший работу пищеварительных желез, выявил у экспериментальных животных следующий феномен. Повышение секреции желудочного сока и слюны происходило регулярно не только при непосредственном попадании еды в ЖКТ, но и при ожидании ее получения. В тот период механизм этого феномена не был известен. Ученые объясняли его "психическим возбуждением" желез. В ходе последующих исследований Павлов отнес такую реакцию к условным (приобретенным) рефлексам. Они могут возникать и исчезать в течение жизни человека. Для появления условной реакции необходимо, чтобы совпали два раздражителя. Один из них в любых условиях провоцирует закономерный ответ – безусловный рефлекс. Второй, ввиду своей обыденности, не провоцирует какую-либо реакцию. Он определяется как безразличный (индифферентный). Чтобы возник условный рефлекс, второй раздражитель должен начать воздействие раньше, чем безусловный, на несколько секунд. При этом биологическая значимость первого должна быть меньше.


Защита нервной системы

Как известно, на организм воздействуют самые разные факторы. Состояние нервной системы сказывается на работе других органов. Даже незначительные на первый взгляд сбои могут стать причинами серьезных заболеваний. При этом далеко не всегда они будут связаны с деятельностью нервной системы. В этой связи большое внимание следует уделять профилактическим мероприятиям. В первую очередь необходимо снизить влияние на нервную систему раздражающих факторов. Известно, что постоянные стрессы, переживания являются одной из причин сердечных патологий. Лечение этих заболеваний включает в себя не только медикаменты, но и физиопроцедуры, ЛФК и пр. Особое значение имеет рацион. От правильного питания зависит состояние всех систем и органов человека. Пища должна содержать достаточное количество витаминов. Специалисты рекомендуют включать в рацион растительные продукты, зелень, овощи и фрукты.

Витамин С

Он оказывает благотворное влияние на все системы организма, в том числе и нервную. За счет витамина С на клеточном уровне обеспечивается выработка энергии. Это соединение участвует в синтезе АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты). Витамин С считается одним из сильнейших антиоксидантов, он нейтрализует негативное воздействие свободных радикалов, связывая их. Кроме этого, вещество способно усиливать активность и других антиоксидантов. В их числе витамин Е и селен.

Лецитин

Он обеспечивает нормальное течение процессов в нервной системе. Лецитин – основное питательное вещество для клеток. Содержание в периферическом отделе составляет порядка 17 %, в мозге – 30 %. При недостаточном поступлении лецитина возникает нервное истощение. Человек становится раздражительным, что часто приводит к нервным срывам. Лецитин необходимо всем клеткам организма. Он включен в группу В-витаминов и способствует выработке энергии. Кроме этого, лецитин участвует в продукции ацетилхолина.


Музыка, успокаивающая нервную систему

Как выше было сказано, при заболеваниях ЦНС лечебные мероприятия могут включать в себя не только прием медикаментов. Терапевтический курс подбирается в зависимости от серьезности нарушений. Между тем, релакс нервной системы достигается зачастую и без обращения к врачу. Человек самостоятельно может найти способы снять раздражение. Например, существуют разные мелодии для успокоения нервной системы . Как правило, это медленные композиции, часто без слов. Однако некоторых людей может успокаивать и марш. При выборе мелодий следует ориентироваться на собственные предпочтения. Нужно только следить за тем, чтобы музыка не была депрессивной. Сегодня достаточно популярным стал специальный расслабляющий жанр. В нем сочетается классика, народные мелодии. Основной признак расслабляющей музыки – негромкая монотонность. Она "обволакивает" слушателя, создавая мягкий, но прочный "кокон", охраняющий человека от внешних раздражений. Релакцирующая музыка может быть классической, но не симфонической. Обычно она исполняется одним инструментом: пианино, гитара, скрипка, флейта. Также это может быть песня с повторяющимся речитативом и простыми словами.

Это одна из важнейших систем, поскольку выполняет контрольно-регуляторные, управленческие функции. Важным элементом системы является нервный центр - совокупность нейронов, которые осуществляют определенную функцию или рефлекс (лат. - Отражение, отражение). Рефлекс - это ответная реакция на действие раздражителя, причем она должна быть адекватной характеристикам раздражителя. Поэтому каждый нервный центр отвечает за формирование одного определенного рефлекса. Первым заговорил о рефлексах выдающийся ученый - математик, физик 17 века Рене Декарт. Создал теорию рефлексов в начале ХХ в. выдающийся российский ученый И.П. Павлов - лауреат Нобелевской премии.

Условные, или приобретенные рефлексы - это основа высшей нервной деятельности (ВНД) человека - речь, мышление, память, эмоции, характер, темперамент - основа психической деятельности человека. Мозг, или большие полушария - самый удивительный творение природы - скопление нервной ткани, контролирует и регулирует все функции организма, его реакции на воздействие внешней и внутренней среды.

Головной мозг человека содержит 14-16 млрд нервных клеток, основное количество которых сосредоточена в коре его больших полушарий.

В мозгу выделяют эволюционно древнюю часть - ствольную и более позднюю - большие полушария. Он состоит из многих отделов, выполняющих разнообразные функции, но основных отделов пять: продолговатый мозг, мост, средний мозг (образуют стволовую часть мозга, где расположена ретикулярная формация), мозжечок, большие полушария .. Площадь коры от 1470 до 1670 апрель . см, что значительно превышает площадь внутренней поверхности черепа. Из-за этого кора собрана в складки, которые образуют извилины и борозды. Количество извилин у всех людей примерно одинаковая, но рисунок, который они образуют, также разный, как и папиллярные линии на пальцах. На поверхности коры расположены конечные части всех анализаторов и многих нервных центров, которые изображены на рисунке. На левом полушарии - центр речи, письма, чтения, счета, словесного запоминания, логического и абстрактного мышления. Правое полушарие отвечает за эмоциональность речи - интонацию и выразительность, фиксацию представлений, распознавание геометрических фигур. Однако работают оба полушария в тесном содружестве.

Для больших полушарий характерна биоэлектрическая активность - колебания электрических потенциалов, впервые зарегистрировал в 1913 г.. В.В.Правдич-Немирович с помощью электроэнцефалографа, катодной осциллографа. Эта активность характеризуется четырьмя основными биоэлектрическими ритмами, частоту которых измеряют в Герцах. По частоте, в порядке ее уменьшения они образуют два ряда: быстрые колебания - а (альфа) -ритм (8-13 Гц) и Р (бета) -ритм 13-30 Гц и медленные колебания электрической активности мозга: наиболее медленный А (дельта ) -ритм (0,5-3,5) Гц и 0 (тета) -ритм (4-7 Гц). Альфа-ритм регистрируется в состоянии покоя и закрытых глазах. Во время сна - дельта-ритм, но при так называемом парадоксальном сне, когда активность мозга резко повышается и снятся сны, проявляются альфа и бета ритмы одновременно. Бета-ритм проявляется при эмоциональном возбуждении, умственной работе, или в состоянии покоя при открытых глазах . Эти данные используют в электроэнцефалографии - метод исследования физиологического состояния мозга при повреждениях и болезнях, например опухолях.

При отсутствии кровоснабжение мозга его биоэлектрическая активность исчезает. Метод исследования биоэлектрической активности мозга широко применяют в медицине, психологии. Воздействуя на ритмическую активность мозга, например с помощью ритмично повторяющихся звуков, музыки, особенно той, что не имеет мелодии, или химических препаратов, электромагнитных колебаний можно влиять на поведение человека, изменять ее психическое состояние.

Продолжением головного мозга является спинной мозг, который осуществляет две основные функции - рефлекторную, контролирующая двигательные, вегетативные рефлексы и проводниковую - контролирует работу внутренних органов и скелетной мускулатуры. От него зависит двигательная активность организма, состояние его внутренних органов. При его повреждениях -Травмы возникает парализация определенных органов.

Вопрос

1. Какие структурные элементы нервной системы имеют значение для безопасности человека?

2. Что такое рефлексы, их значение в безопасности человека?

3. Какие функции основных отделов головного мозга формируют безопасность организма

4. Что такое биоэлектрическая активность мозга, ее значение в безопасности человека?

5. Какова роль головного и спинного мозга в обеспечении безопасности человека?

В организме человека имеется 12 систем: центральная нервная система (ЦНС), дыхательная система, сердечно-сосудистая, кроветворная, пищеварительная, выделительная (включая мочевыделительную систему и кожу), репродуктивная система, эндокринная, костно-мышечная, лимфатическая, иммунная, периферическая нервная система. Не существует важных или неважных систем. Каждая нужна и каждая важна. Если в организме страдает одна из них, то через время, в процесс вовлекуться все остальные.

Центральная нервная система


Центральная нервная система — это система, которая обеспечивает в организме человека контроль над всей его жизнедеятельностью. В нашем организме находятся миллиарды, триллионы нервных клеток, которые существуют сами по себе и, к сожалению, не размножаются. За 3-4 года человек может полностью (в смысле здоровья клеток и их полноценной функции) восстановить печень, сердце, наша кровь обновляется через 4 месяца. Но с клетками мозга все по-другому. С течением жизни их не становиться больше, эти клетки возможно только полноценно питать и улучшать межклеточное пространство между ними, по возможности очищать от разного рода токсинов. Поэтому, если мы ребенка уморим с детства экологическими ядами, то это на всю оставшуюся жизнь. Например: приведем в садик, где красят стены, или в школу, которую не доремонтировали. Или отправим 3 раза в неделю плавать в бассейне с хлорированной водой. Никто не воспринимает нейроны как живую клетку. Ведь очень важно, чтобы мы понимали: нами руководит мозг. Пример: мы думаем, неплохо было бы купить творог. На самом деле — в организме дефицит кальция, а нейроны без кальция жить не могут, вот и посылают Вас в магазин за ним.

Для того чтобы понять, что необходимо нейрону, нужно изучить жизнь клетки. Для ее жизнедеятельности необходимы: 28 аминокислот, 15 минералов, 12 витаминов, жирные кислоты, ферменты, вода и кислород.

В медицине нервную систему разделили между двумя врачами: одной частью владеют невропатологи, другой -психиатры. Как будто поведение — это нечто особенное. Поведение — это жизнь нейрона. Чувство страха — это ничто иное как дефицит кислорода, который испытывает нейрон. Стресс, выделился адреналин, спазмировались сосуды, возник дефицит кровоснабжения мозга, отсюда нехватка кислорода. Формируется чувство страха.

Почему может заболеть головной мозг? Вспомним 12 причин возникновения заболеваний.

1. Психология и центральная нервная система

Сегодня биологической медициной доказано, что негативные эмоции, а больше всего — обида, оказывают самое разрушительное воздействие на тело человека и, в первую очередь, на центральную нервную систему. Человек с обидой в душе потенциальный онкобольной. Понимание этих механизмов дарит большую надежду человеку. Для меня это направление мыслей 10 лет назад открыли книги Луизы Хей и Лиз Бурбо. Многие серьезные результаты моих пациентов также были получены с применением этих знаний.

2. Питание и центральная нервная система

3. Вода и центральная нервная система

Ещё раз повторим: мозг на 90% состоит из воды. Мы не имеем права не пить 1,5 литра воды в день, потому что мы выделяем 1,0 литр мочи. А с дыханием и потом — и того больше.

4. Паразиты, вирусы и центральная нервная система

5. Медицина и центральная нервная система

Может ли она явиться причиной заболевания центральной нервной системы? 100% может. Практически все лекарственные препараты обладают нейротоксическим действием в той или иной степени: нтигистаминные, жаропонижающие, снотворные препараты, транквилизаторы.

6. Наследственность и центральная нервная система

Задумайтесь: цитомегаловирус, вирус герпеса, токсоплазма тоже передаются от матери к ребенку.

7. Травмы и центральная нервная система

Дорогие родители, оцените, каким видом спорта занимается ваш ребенок и насколько он травматичен. 2-3 удара по голове мячом могут привести к эпилепсии, а в лучшем случае к вегето-сосудистой дистонии.

8. Движение и центральная нервная система

Отсутствие движения напрямую не связано с нарушением работы центральной нервной системы, но это общий образ жизни, и косвенно он также является причиной заболеваний.

9. Биоэнергетика и центральная нервная система

Центральная нервная система первая отреагирует на любое энергетическое воздействие извне.

10. Экология и центральная нервная система

Может ли быть нормальным мозг маляра, работающего всю жизнь с маслами и красками, или шахтера? Даже теоретически не может. Что ему делать? Необходимо одно: очищать организм каждые три месяца, пить воду и правильно питаться. А кто позаботиться о нервной системе педагогов? У людей этой профессии она находиться в постоянном напряжении. Если бы удалось достучаться до врачей, которые занимаются профпатологией, то для каждой профессии можно было бы выбрать сберегающий фактор для центральной нервной системы.

11. Вредные привычки и центральная нервная система

Безусловно. Мозг реагирует на все, начиная от неправильного сна и чтения в общественном транспорте, до воздействия никотином и смолами при курении.

Поддержание центральной нервной системы

Вот что должен получать головной мозг для оптимальной работы.

Мальцева М.В. – Философия здоровья

1.2. Нервная система

Между всеми системами организма существуют взаимосвязи, и организм человека в функциональном отношении представляет собой единое целое. Одной из важнейших систем организма является нервная система, которая связывает между собой различные системы и части организма.

Нервная система имеет широкое взаимодействие центральных и периферических образований, включая различные анатомические структуры, комбинации гуморальных веществ (ферментов, белков, витаминов, микроэлементов и др.), объединенных взаимозависимо­стью и участием в приспособительных реакциях организма. Нервная система человека подразделяется на центральную нервную систему (ЦНС), включающую головной и спинной мозг, и периферическую, которую составляют нервные волокна и узлы, лежащие вне ЦНС;

Центральная нервная система представляет собой совокупность нервных клеток (нейронов) и отходящих от них отростков. В этой совокупности клеточных тел, находящихся в черепной коробке и позвоночном канале, происходит переработка информации, которая поступает по нервным волокнам и исходит от них к исполнительным органам.

Периферическая нервная система (ПНС) осуществляет связь ЦНС с кожей, мышцами и внутренними органами. ПНС условно подразде­ляется на соматическую и вегетативную. Периферические нервные волокна, связывающие ЦНС с кожей* слизистыми оболочками, мыш­цами, сухожилиями и связками относятся к соматической нервной системе (СНС). Нервные волокна, связывающие ЦНС с внутренними органами, кровеносными сосудами, железами принадлежат к вегета­тивной нервной системе (ВНС). В отличие от соматической вегетатив­ная система обладает определенной самостоятельностью и поэтому ее называют автономной. ВНС не подчиняется воле человека. Вегетативную нервную систему подразделяют на симпатическую и парасимпа­тическую, которые оказывают противоположное действие на органы. Например, симпатическая нервная система расширяет зрачок, вызы­вает учащение пульса и повышение кровяного давления, парасимпа­тическая система суживает зрачок, замедляет пульс, снижает кровяное давление.

Нервная система функционирует по принципу рефлекса. Рефлек­сом называют любую ответную реакцию организма на изменения во внешнем мире или внутренней среде и осуществляющуюся с участием нервной системы. Путь нервного импульса от рецептора через ЦНС до исполнительного органа называют рефлекторной дугой.

В случаях экстремального воздействия на организм опасных и вредных факторов нервная система формирует защитно-приспособительные реакции, определяет соотношение воздействующего и защит­ного эффектов.

1.3. Гомеостаз и адаптация

Человек постоянно приспосабливается к изменяющимся услови­ям окружающей среды благодаря гомеостазу — универсальному свой­ству сохранять и поддерживать стабильность работы различных систем организма в ответ на воздействия, нарушающие эту стабильность.

Гомеостаз — относительное динамическое постоянство со­става и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологи­ческих функций организма. Любые физиологические, физические, химические или эмоциональные воздействия, будь то температура воздуха, изменение атмосферного давления или волнение, радость, печаль могут быть поводом к выходу организма из состояния динами­ческого равновесия. Автоматически, при помощи гуморальных и нер­вных механизмов регуляции осуществляется саморегуляция физио­логических функций, обеспечивающая поддержание жизнедеятельно­сти организма на постоянном уровне. Гуморальная регуляция осуще­ствляется через жидкую внутреннюю среду организма с помощью молекул химических веществ, выделяемых клетками или определенны­ми тканями и органами (гормонов, ферментов и т. д.). Нервная регуляция обеспечивает быструю и направленную передачу сигналов со скоростью до 80. 120 м/с в виде нервных импульсов, поступающих к объекту регуляции. Важным свойством живого организма, влияющим на эффективность механизмов регуляции, является реактивность.

Реактивность — способность организма отвечать (реагиро­вать) изменениями обмена веществ и функций на раздражители внешней и внутренней среды.

Компенсация изменений факторов среды обитания оказывается возможной благодаря активации систем, ответственных за адаптацию (приспособление).

Гомеостаз и адаптация — два конечных результата, организующих функциональные системы. Вмешательство внешних факторов в состо­яние гомеостаза приводит к адаптивной перестройке организма, в результате которой одна или несколько функциональных систем ком­пенсируют возможные нарушения и восстанавливают равновесие. Вна­чале происходит мобилизация функциональной системы, чувстви­тельной к данному раздражителю, затем на фоне некоторого снижения резервных возможностей организма включается система специфиче­ской адаптации и обеспечивает необходимое повышение функциональ­ной активности организма. В безвыходных ситуациях, когда раздражитель чрезмерно силен, эффективная адаптация не формиру­ется и сохраняется нарушение гомеостаза. Вызываемый этими нару­шениями стресс достигает чрезвычайной интенсивности и длитель­ности, в такой ситуации возможно развитие заболеваний.

Таким образом, защитные приспособительные реакции имеют три стадии:

— нормальная физиологическая реакция (гомеостаз);

— нормальные адаптационные изменения;

— патофизиологические адаптационные изменения (развитие за­болевания).

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.