Биология 8 класс нервная система рефлексы

Система состоит из органов, а они - из тканей. Органы нервной системы состоят из нервной ткани. Основу нервной ткани образуют нервные клетки - нейроны (см. с. 30). По выполняемым функциям нейроны бывают 3 видов: чувствительные, вставочные и двигатель­ные. Нейроны получают импульсы (информация) по коротким отро­сткам (дендрнты), а отдают сигналы по длинному отростку (аксон) (см. рис. 12).

Нервы, или нервные волокна, тоже подразделяются на чув­ствительные и двигательные. Изменения окружающей среды (свет, запах, температура) вызывают возбуждение в рецепторах (чувстви­тельных воспринимающих нервных окончаниях). От них по чувстви­тельным нервным волокнам импульсы поступают в центральную нервную систему. Двигателыгые нервные волокна проводят импульсы от центральной нервной системы к органам.

Функции нервной системы:

1) регулирует работу органов и систем органов. Например, сокра­щение сердца, мышц; выделение пота, слюны, молока, желудочного сока и другие процессы;


2) возглавляет и координирует взаимосогласованную работу всех органов и систем органов. Например, при беге для усиления работы мышц активизируется обмен веществ, учащается работа сердца и ды­хания; пищеварительная функция снижается, так как уменьшается поступление крови к желудку и кишечнику;

Рис. 27. Строение нейрона:

/ - тело клетки: 2 - ядро: 3 - дендриты: 4 - аксон; 5 - синапсы.

Стрелками указано направление импульсов

3) обеспечивает взаимосвязь организма и окружающей среды. Бла­годаря нервной системе осуществляется зашита организма от различ­ных явлений. Например, остановка при приближении транспортных средств (машины, трамвая), зашита от холодного и горячего, пре­достережение от травмирующих предметов и др.

Мышление, речь и сознание человека обусловлены сложным раз­витием нервной системы.

Окончания нейронов связываются с другими клетками не беспо­рядочно, а через специальные структуры - синапсы. Синапс (от греч. синапсис соединение, связь) - это образование, служащее для пере­дачи нервного импульса между возбудимыми клетками. Синапсы (связь) образуются на месте контакта одного нейрона с другим ней­роном (рис. 27), с клеткой мышц или железистым эпителием (см. рис. 12). Через синапсы передается нервный импульс (информация) в виде слабого биоэлектрического тока биологического потенциала. Если удалить синапс, то нейрон, как бы сильно он ни был возбужден, не сможет передать нервный импульс соседней клетке ни через какой другой вид межклеточных контактов.

В зависимости от типа взаимодействующих клеток синапсы быва­ют межнейронными; нервно-мышечными; нервно-железистыми. Пе­редача сигналов через синапс осуществляется с помощью медиа­торов (от лат. медиатор - посредник).

По функциям синапсы могут быть возбуждающими и тормозными. Большинство нейронов образует тысячи синапсов. Один аксон может контактировать через синапсы с десятками других нейронов.

Рефлекс и рефлекторная дуга. Рефлекс (от лат. рефлексус - от­ражение) это ответная реакция организма на внутренние и внеш­ние раздражители, осуществляемая с помощью центральной нервной системы. Рефлекторная дуга это путь, по которому проходит нервный импульс для осуществления рефлекса (рис. 28).

Рефлекторная дуга состоит из 5 отделов:

1) рецепторы (от лат. рецептор - принимающий) - нервные окон­чания, воспринимающие раздражения;

2) чувствительные нервные волокна (проводят импульсы в централь­ную нервную систему);

3) нервный центр (нейроны и их контакты в центральной нервной системе - мозге);

4) двигательные нервные волокна (проводят импульсы от цент­ральной нервной системы к органам);

5) органы, отвечающие на раздражения (мышцы или железы).

Рефлекторная дуга начинается с рецепторов, которые восприни­мают различные раздражения (холод, звук, укол, прикосновение и др.). От рецепторов по чувствительным нервным волокнам возбуж­дение передается в центральную нервную систему. Здесь в нервных цен­трах спинного или головного мозга происходит анализ поступившей


Рис. 28. Звенья рефлекторной дуги:

а)рефлекторная дуга: 1 - рецептор; 2 - чувствительное нервное полокно;

3 - спинной мозг (центральная нервная система, нейроны и их контакты в ЦНС); •/ - двигательное нервное волокно; 5 - мышцы (исполнительный орган);

б) рефлекторная дуга сгибания руки: 1 - рецептор; 2 чувствительный ней­рон: 3 - спинной мозг; •/ - вставочный нейрон; 5 - двигательный нейрон;

информации. От центральной нервной системы по двигательным нерв­ным волокнам возбуждение передается в исполнительные органы (мышцы).

Рефлекс осуществляется, когда функционируют все звенья реф­лекторной дуги. При потере хотя бы одного из звеньев рефлекс не I совершается.

Нейрон, рецептор, чувствительное нервное волокно, двигатель ное нервное волокно, синапс, биологический потенциал, медиа тор. рефчекс. рефлекторная дуга.

1. Что такое нейрон? Каково его строение?

1. Каковы функции нервной системы?

2. Что такое аксоны и дендриты? В чем их отличие?

1. Почему дендриты так называют? Что они напоминают?

2. Что означает рефлекс?

3. Что такое синапс?

1. Какими бывают нервные волокна?

2. Как вы понимаете согласованную работу органов и систем орга­нов? Приведите примеры.

3. Из каких отделов состоит рефлекторная дуга?


Рис. 29. Рефлекторная дуга коленного рефлекса:

/ - коленный сустав; 2 - мышцы: 3 - чувствительный нейрон: 4 - спинной мозг: 5 - двигательный нейрон

М2. Наблюдения за коленным реф­лексом.

С помощью школьного врача можно провести лабораторную работу по де­монстрации коленного рефлекса (рис. 29). Для этого надо положить одну ногу на другую. Резиновым молотком слегка прикоснуться (стукнуть) в об­ласти сухожильной связки чуть ниже коленной чашечки. Под воздействи­ем удара возбуждение передается мышцам, и нога поднимается, колен­ка разгибается.

Разгнбательный рефлекс колена осу­ществляется за счет управления спин­ным мозгом.

Разделы: Биология

Цель: Формирование знаний о рефлекторной регуляции.

Задачи

  1. Развить понятия о рефлексе, условных и безусловных рефлексах, их значении в жизни человека.
  2. Сформировать представление о рефлекторной дуге, типах рефлекторных дуг, прямой и обратной связи, рефлекторном круге.
  3. Показать вклад И.М.Сеченова и И.П. Павлова в развитие учения о рефлексах.
  4. Развивать способность к анализу изученного и нового материала, делать выводы на основе проделанных опытов.
  5. Продолжить развивать интерес к приобретению знаний о своем организме, воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Оборудование

Тип урока: Урок освоения школьниками новых знаний.

Вид урока: Комбинированный урок.

Формы: Рассказ, письменное тестирование, эвристическая беседа, лабораторная работа в группах.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый, репродуктивный.

Организация: Работа в группах, взаимопроверка, индивидуальная работа.

Этапы урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Записывают тему в тетрадь.

2. Целеполагание и мотивация. (Рассказ)

Сегодня на уроке вам предстоит убедиться, что рефлекс лежит в основе работы нервной системы, и выяснить, какова материальная основа и механизм осуществления рефлексов.

3. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания проводится в виде письменного теста с вопросами закрытого типа по вариантам.

Укажите номера верных суждений:

Укажите номера верных суждений:

  1. Безмякотные нервные волокна толще мякотных.
  2. Участки мякотного волокна, не покрытые миелином, называются перехваты Ранвье.
  3. Нерв – совокупность нервных волокон, покрытая соединительнотканной оболочкой.
  4. Смешанные нервы могут проводить нервный импульс в двух направлениях.
  5. В синапсе мембрана аксона – пресинаптическая, а дендрита – постсинаптическая.
  6. В химических синапсах возбуждение передается от одного нейрона к другому с помощью нейромедиатора.
  7. Наружная сторона клеточной мембраны отрицательно заряжена по отношению к внутренней.
  8. Мембранный потенциал покоя у нейрона равен примерно -70 мВ.
  9. Торможение – это процесс, приводящий к угнетению возбуждения.
  10. Потенциал действия у нейрона может длиться несколько секунд или минут.

Ответы: I Вариант 1, 2, 4, 5, 8, 9. II Вариант 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9.

По окончании теста ребята обмениваются работами с одноклассниками и производят взаимопроверку, а затем сдают их на проверку учителю. После чего можно провести устное обсуждение вопросов теста, в ходе которого учащиеся выявляют правильные ответы и свои ошибки.

Письменно отвечают на поставленные вопросы, производят взаимопроверку тестовых работ. После сдачи работ в ходе обсуждения с одноклассниками и учителем выявляют правильные ответы.

4. Изучение новой темы. Усвоение теоретических знаний. (Беседа, рассказ, практическая работа, лабораторная работа в группах)

Проблемный вопрос: При прикосновении к губам новорожденного у него возникают сосательные движения. Как вы думаете, почему это происходит? Ведь у ребенка еще нет опыта такого питания: до рождения все необходимые вещества он получал через пуповину.

Основываясь на данном примере, попытайтесь дать определение понятию рефлекс.

В ходе эвристической беседы учитель приводит примеры различных рефлексов у животных, напоминая, что простейшие рефлексы проявляются впервые у кишечнополостных.

Что из перечисленных примеров, вы бы отнесли к рефлексам, а что к раздражимости?

  1. Укол иглой гидры вызывает у нее мгновенное сокращение всех кожно-мускульных клеток.
  2. Если в каплю воды с амебами положить кристаллик соли, то они будут двигаться в направлении от него.
  3. Движение эвглены зеленой в более освещенную часть водоема.
  4. Сворачивание листовых пластинок у Мимозы стыдливой при прикосновении к ним
  5. Слезотечение при раздражении слизистой глаза луковым соком.
  6. Раскрывание и закрывание корзинки одуванчика в зависимости от освещенности.

(Рефлексы: 1, 5. Раздражимость:2, 3, 4, 6.)

Рефлекс – непроизвольный акт, быстрая ответная реакция организма на действие раздражителя, осуществляемая с участием центральной нервной системы и под ее контролем. Это основная форма нервной деятельности организма многоклеточных животных, включая человека.

Из курса зоологии вам известно, что организм рождается с большим набором готовых, врожденных рефлексов. Часть рефлексов вырабатывается в течение жизни при определенных условиях действия среды. Как называются такие рефлексы (безусловные и условные соответственно).

Виды рефлексов

Безусловные

Условные

Механизм осуществления рефлекса рассмотрим на примере коленного рефлекса. Во всех органах тела имеются рецепторы – чувствительные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервные импульсы. Имеются они и в мышце бедра. Если ударить по сухожильной связке чуть ниже колена, то мышца натягивается и в ее рецепторах возникает возбуждение, которое передается по чувствительному (афферентному) нерву на двигательный (эфферентный), тело которого находится в спинном мозге. По этому нейрону нервный импульс достигает той же мышцы (рабочего органа), и она сокращается, разгибая ногу в коленном суставе. Скопления нейронов центральной нервной системы, вызывающих определенное рефлекторное действие, называют рефлекторными центрами этих рефлексов. Коленный рефлекс возникает при раздражении не одного, а многих рецепторов, расположенных в одной области тела – рефлексогенной зоны (рецептивное поле).

Таким образом, материальной основой рефлекса является рефлекторная дуга – цепочка нейронов, образующая путь нервного импульса при осуществлении рефлекса.

Звенья рефлекторной дуги

Функции звеньев

Преобразование раздражения в нервные импульсы

2. Чувствительный (афферентный, центростремительный) нейрон

Проведение импульса в ЦНС

3. Центральная нервная система (спинной или головной мозг) ЦНС

Анализ, обработка поступивших сигналов и передача их на двигательный нейрон

4. Исполнительный (эфферентный, центробежный) нейрон

Проведение импульса из ЦНС к рабочему органу

5. Эффектор – нервное окончание в исполнительном органе

Ответная реакция - эффект (сокращение у мышцы, секреция у железы)

Простейшую рефлекторную дугу можно наблюдать у гидры: раздражитель > нейрон > реакция. У более высокоорганизованных животных рефлекторные дуги имеют более сложное строение. Выделяют простые и сложные рефлекторные дуги.

Для осуществления рефлекса необходима целостность всех звеньев рефлекторной дуги.

Объясните, будет ли у человека осуществляться коленный рефлекс, если у него поврежден: а) чувствительный нейрон; б) двигательный нейрон; в) спинной мозг ниже поясницы? Почему? (Во всех случаях рефлекс не будет осуществляться, так как нарушено одно из звеньев рефлекторной дуги, из-за чего проведение нервного импульса от рецептора к исполнительному органу будет невозможно.)

Выделяют следующие виды рефлексов:

По строению рефлекторной дуги являются полисинаптическими с участием спинного и головного мозга (кора больших полушарий), но в ее составе нисходящий путь спинного мозга будет представлен либо возбуждающим нейроном, либо тормозным. В зависимости от этого в исполнительном нейроне будет соответственно наблюдаться либо возбуждение (рефлекторный акт осуществится), либо торможение (рефлекс не проявится). В данном случае характер ответа будет зависеть от прошлого опыта. Основой этих рефлексов является научение. Учение об условных рефлексах разработал великий русский физиолог, лауреат Нобелевской премии И.П. Павлов. Впервые об условных рефлексах он сообщил на четырнадцатом Международном медицинском конгрессе в Мадриде.

Рассмотрите раздаточный материал (Рисунок1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4). Определите рефлекторные дуги. Каким видам рефлексов они соответствуют. (Моносинаптическому, полисинаптическому спинномозговому, безусловному полисинаптическому с участием спинного и головного мозга и условному рефлексам соответственно).

Если случайно уколоть палец, то проявится оборонительный врожденный рефлекс – одергивание руки. Почему этот рефлекс не проявляется, когда у человека прокалывают кожу пальца для взятия крови на анализ? (С помощью волевого усилия можно затормозить этот рефлекс, так как его спинномозговой нервный центр подчиняется контролю со стороны коры больших полушарий).

Связи

Прямые

Обратные

Сигналы от нервного центра к исполнительному органу, вызывающие его работу

Сядьте, согнув ноги под углом 90 градусов и скрестив руки на груди. Попытайтесь встать не нагибая корпуса вперед. Это невозможно.

Рефлекс вставания – сложный акт, включающий два этапа: 1) наклон туловища с перемещением центра тяжести; 2) разгибание ног и вставание. Встать, пропустив первый этап, невозможно, пока в отвечающий за вставание центр не придет обратная связь о том, что корпус наклонился, т.е. первый этап завершен.

Поэтому при осуществлении рефлекса справедливо говорить не о рефлекторной дуге, а о рефлекторном кольце (круге).

Лабораторная работа в группах.

Распределяются по группам. Выполняют лабораторную работу, делают выводы о значении условных и безусловных рефлексов в жизни человека и животных.

5. Закрепление изученного материала

1. Что называют рефлексом?
2. В темноте, заходя в свою комнату, вы безошибочно определяете местонахождение выключателя и зажигаете свет. Безусловным или условным рефлексом является ваше движение в сторону выключателя? Ответ обоснуйте.
3. Сколько звеньев включает рефлекторная дуга?
4. Какими анатомическими структурами представлен каждый отдел рефлекторной дуги?
5. Возможно ли осуществление рефлекса при нарушении одного из звеньев рефлекторной дуги? Почему?
6. У некоторых людей коленный рефлекс бывает слабо выражен. Чтобы его усилить, предлагают сцепить руки перед грудью и тянуть их в разные стороны. Почему это приводит к усилению рефлекса?

Отвечают на вопросы,
обсуждают ответы одноклассников.

Учебник А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша § 46, 49. Рабочая тетрадь №2 задания 150-153, 158, 181.

Записывают домашнее задание.

7. Подведение итогов урока

Подведем итоги урока. Что нового узнали? Над чем работали? Чему научились?

Учитель сообщает и комментирует оценки учащихся. В целом ученик может получить за урок максимум 4 оценки: за выполнение теста, за проверку теста одноклассника, за выполнение лабораторной работы, за активную работу на уроке в ходе изучения нового материала.

Отвечают на вопросы, оценивают результаты своей деятельности.

Данная разработка пердполагает проведение урока в блочно-модульной системе, т.е. урок рассчитан не на 45 минут, а на 1 час 30 минут. Соответственно я, разрабатывая данный урок, попыталась соединить интересную подачу материала и физическую активность обучающихся (физкультминутку).

Скачать:

ВложениеРазмер
методическая разработка урока 449.53 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Алексеева О.Н.

Учащиеся на данном уроке должны развить следующие метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные: владеть приемами работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации и ее систематизацию; формулировать проблему; организовывать свою учебную деятельность; Участвовать в групповой работе.

Коммуникативные : планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; владеть диалогической и монологической формами речи в соответствии с нормами родного языка; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; составлять план ответа; оценивать свой ответ, а также работу одноклассников.

Также данный урок призван развивать такие личностные умения, как проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук, нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания; владение коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности; стремление к здоровому образу жизни.

Педагогические технологии : личностно-ориентированные.

Цель урока: изучить рефлекторный принцип работы нервной системы.

  1. Повторить все, что известно учащимся о нервной системе (согласно материалу предыдущих уроков).
  2. Сформировать представление о рефлекторном принципе работы нервной системы.
  3. Научиться составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса.
  4. Развивать умения работать с текстом учебника, анализировать, сравнивать.
  5. Развивать коммуникативные навыки и творческий потенциал учащихся.

Оформление доски: число, тема урока.

Слева на доске: план урока:

Справа на доске: место для схемы рефлекторной дуги.

  1. Приветствие учителя, объявление темы и плана урока (тему урока учащиеся записывают в тетрадь).
  2. Повторение изученного на предыдущих уроках (в форме фронтального опроса).

Учащимся предлагаются следующие вопросы:

  • Какую роль нервная система играет в организме? (примерный ответ: нервная система осуществляет координацию и регуляцию деятельности организма).
  • Как устроена нервная клетка? (примерный ответ: нервная клетка имеет тело и отростки. Длинные отростки-аксоны образуют белое вещество мозга, короткие отростки-дендриты образуют серое вещество мозга).
  • Что такое синапс? (примерный ответ: место контакта между двумя нейронами. С его помощью передается информация от одного нейрона к другому).
  • Из каких отделов состоит нервная система? (примерный ответ: из центрального и периферического. Периферический делится на симпатический и парасимпатический.
  1. Объяснение нового материала (рассказ учителя)

Путь, по которому проходит нервный импульс от места своего возникновения до рабочего органа называют рефлекторной дугой. Рефлекторная дуга может быть простой или сложной.

Давайте проследим путь нервного импульса при самом простом рефлексе—человек дотрагивается до горячего чайника и отдергивает руку (во время объяснения учитель рисует схему на доске, учащиеся рисуют в тетрадях):

На самом деле, и если бы все это происходило столько времени, сколько я потратила на объяснения, мы все ходили бы обожженные, расцарапанные и т.д. Происходит этот процесс за доли секунды. Давайте и мы с вами попробуем воспроизвести путь нервного импульса или рефлекторную дугу.

  • Горячий чайник
  • Рецептор
  • Чувствительные нейроны
  • Двигательные нейроны
  • Вставочные нейроны
  • Рабочий орган (мышца) (рецептор и рабочий орган может изображать один и тот же ученик).

Упражнение повторяется 3-4 раза. Цель упражнения—учащиеся совмещают закрепление материала с двигательной активностью.

5.Самостоятельная работа учащихся (закрепление материала).

Прочитать страницы 57-58 учебника, в тетради на печатной основе выполнить задания № 49,50 на страницах 34-35.

6.Подведение итогов урока: учащимся задаются вопросы—что нового они узнали на уроке и как эти знания могут пригодиться в жизни? Учитель объявляет оценки за работу на уроке.

Учитель прощается с учениками и благодарит их за работу.

Фронтальный опрос также можно провести в виде игры: учитель читает утверждения по теме. Если утверждение верно, ученики поднимают руки. Если нет, не поднимают.

  • Нервная система связывает организм с внешней средой (верно)
  • Нервная система осуществляет гуморальную регуляцию (неверно)
  • Нервная система состоит из нервных клеток, которые называют аксоны (неверно)
  • Нейроны—нервные клетки (верно)
  • Длинные отростки называются аксоны, а короткие дендриты (верно)
  • Рецепторы переключают возбуждение с чувствительных нейронов на двигательные (неверно)
  • Рецепторы воспринимают раздражение (верно)
  • Синапс это область контакта нервных клеток друг с другом (верно)


Значение нервной системы.

Для функционирования организма необходимо:

· Способность воспринимать информацию из окружающей и внутренней среды, обрабатывать её и по возможности, адекватно на неё реагировать.

· Организм, состоящий из нескольких триллионов клеток, должен функционировать, как единое целое.


Всё это обеспечивает нервная система. Именно она ответственна за способность организма приспосабливаться к окружающей среде и собственно, выживать.

Строение нервной системы.

Нервная ткань состоит из клеток, называемых нейронами. Клетки соединены между собой отростками. Связь между ними происходит путём генерирования и передачи нервного импульса.


Анатомически, то есть по месторасположению, нервная система делится на две части: центральную (ЦНС) и периферическую.

Центральная включает в себя головной мозг и спинной мозг. Эти отделы представлены скоплениями нервных клеток, образуя нервные центры.

Периферическая нервная система состоит из нервов, нервных узлов и нервных окончаний.


Нерв (лат. nervus) ─ покрытая оболочкой структура, состоящая из пучка нервных волокон (главным образом, аксонов) и поддерживающей их нейроглии.

Нервы бывают трёх типов: чувствительные, двигательные и смешанные.

Чувствительные нервы, проводят нервные импульсы от рецепторов к ЦНС
Двигательные – из ЦНС к органам-исполнителям.
Смешанные проводят нервные импульсы в обоих направлениях.

Нервные узлы (ганглии) представляют собой скопления тел нейронов, расположенные вне пределов центральной нервной системы.

Физиологически, то есть по выполняемым функциям, нервную систему подразделяют также на две части, или отдела: соматический и вегетативный (автономный).

Соматическая нервная система управляет работой скелетных мышц. Благодаря ей мы совершаем произвольные движения.

Вегетативная (автономная) нервная система регулирует работу внутренних органов. Эта часть нервной системы неподвластна нашей воле (например, желудок, сердце, почки функционируют независимо от желания человека) и работает автономно. Отсюда происходит и название этого отдела.

Нервная система человека функционирует на основе рефлексов. Наши мысли и поступки могут быть гениальными и не совсем благовидными, но все они рефлекторны и укладываются в уже упомянутую схему: восприятие раздражения – обработка информации – ответная реакция.

Рефлекс – ответная реакция организма на воздействие из внешней или внутренней среды при участии нервной системы.


При этом нервный импульс, распространяемый по нейронам, проделывает определённый путь по нервной системе. Этот путь называется рефлекторной дугой.

Рефлекторная дуга соматического отдела нервной системы состоит из трёх нейронов. Проследим прохождение нервного импульса.

Таким образом, по чувствительным нейронам (тела которых располагаются в нервных узлах) нервный импульс передаётся в центральную нервную систему, где происходит обработка информации, а оттуда поступает сигнал рабочему органу выполнить команду.


В нашем примере мы рефлекторно отдёрнем руку. Но произойдёт это только при условии, что все звенья рефлекторной дуги возбуждены, а места контакта нейронов (синапсы) содержат медиатор, не вызывающий торможения данного рефлекса.

В рефлекторной деятельности прохождение нервного импульса от мозга к органам является примером прямой связи. А от органов к мозгу – обратной.

Если рефлекс включает в себя несколько этапов, то каждый последующий не начинается, пока в ЦНС по обратным связям не поступит информация, что предыдущий этап завершён.

Итог урока. Нервная система человека обеспечивает приспособленность организма к окружающей среде и функционирование его, как единого целого.

Анатомически нервная система состоит из центральной и периферической, а физиологически из соматической и вегетативной (автономной). Соматическая обеспечивает работу скелетной мускулатуры, автономная – работу внутренних органов.

Рефлекс – ответная реакция организма на воздействие из внешней или внутренней среды при участии нервной системы

Нервный импульс распространятся по рефлекторной дуге, которая включает в себя чувствительный, вставочный и двигательный нейроны.

Мысль о том, что психическая деятельность осуществляется при участии нервной системы, возникла в глубокой древности, но каким образом это происходит, очень долго оставалось неясным. Даже сейчас нельзя сказать, что механизмы работы мозга полностью раскрыты.

Первым ученым, доказавшим участие нервной системы в формировании поведения человека, был римский врач Гален (II в. н. э.). Он обнаружил, что головной и спинной мозг связаны со всеми остальными органами с помощью нервов и что разрыв нерва, соединяющего мозг и мышцу, приводит к параличу. Гален также доказал, что при перерезании нервов, идущих от органов чувств, организм перестает воспринимать раздражители.

Что же такое рефлекс? Рефлекс— это наиболее правильная, чаще всего встречающаяся реакция организма на внешние раздражители, которая осуществляется через посредство нервной системы. Например, ребенок прикоснулся рукой к горячей плите и mi новенно ощутил боль. Единственно правильное решение, которое всегда принимает мозг в этой ситуации, — отдернуть руку для того, чтобы не получить ожог.


Действительно, обе науки — физиология ВНД и психология изучают деятельность мозга; их объединяет и ряд общих методов исследования. Вместе с тем физиология ВНД и психология исследуют разные стороны работы мозга: физиология ВНД — механизмы деятельности всего мозга, его отдельных структур и нейронов, связи между структурами и их влияние друг на друга, а также механизмы поведения; психология— результаты работы ЦНС, проявляющиеся в виде образов, идей, представлений и других психических проявлений. Научные исследования психологов и физиологов ВНД всегда были взаимозависимы. В последние десятилетия даже возникла новая наука — психофизиология, основной задачей которой является изучение физиологических основ психической деятельности.

Все рефлексы, возникающие в организме животного или человека, И. П. Павлов подразделил на безусловные и условные.

Безусловные рефлексы. Безусловные рефлексы обеспечивают приспособление организма к постоянным условиям среды. Иначе говоря, это реакция организма на строго определенные внешние раздражители. Все животные одного вида обладают сходным набором безусловных рефлексов. Поэтому безусловные рефлексы относят к видовым признакам.


Примером безусловных рефлексов может служить возникновение кашля при попадании инородных тел в дыхательные пути, отдергивание руки при уколе о шипы розы.

Уже у новорожденного ребенка наблюдаются безусловные рефлексы. Это и понятно, ведь без них жить невозможно, а обучаться некогда: дышать, питаться, уклоняться от опасных воздействий необходимо с первых же мгновений жизни. Одним из важных рефлексов новорожденных является рефлекс сосания — пищевой безусловный рефлекс. Примером защитного безусловного рефлекса служит сужение зрачка при ярком свете.


Более сложные формы поведения — инстинкты — представляют собой цепочку последовательно связанных друг с другом рефлекторных реакций, которые следуют одна за другой. Здесь каждая отдельная реакция служит сигналом для по следующей. Наличие такой цепочки рефлексов позволяет организмам приспосабливаться к той или иной ситуации, окружающей среде.

Ярким примером инстинктивной деятельности может служить поведение муравьев, пчел, птиц при постройке гнезда и т. д.


У высокоорганизованных позвоночных животных ситуация иная. Например, волчонок рождается слепым и совершенно беспомощным. Конечно, при рождении у него присутствует ряд безусловных рефлексов, но их недостаточно для полноценной жизни. Для того чтобы приспособиться к существованию в постоянно меняющихся условиях, необходима выработка широкого набора условных рефлексов. Условные рефлексы, вырабатываясь в качестве надстройки над врожденными рефлексами, во много раз повышают шансы организма выжить.

Условные рефлексы. Условные рефлексы — это приобретенные в течение жизни каждого человека или животного реакции, с помощью которых происходит приспособление организма к меняющимся воздействиям среды. Для образования условного рефлекса необходимо наличие двух раздражителей: условного (безразличного, сигнального, индифферентного относительно вырабатываемой реакции) и безусловного, вызывающего определенный безусловный рефлекс. Условный сигнал (вспышка света, звук звонка и т. п.) должен несколько опережать по времени безусловное подкрепление. Обычно условный рефлекс вырабатывается после нескольких сочетаний условного и безусловного раздражителей, но в некоторых случаях достаточно одного предъявления условного и безусловного раздражителей, чтобы образовался условный рефлекс.

Например, если несколько раз включать свет лампочки перед тем, как давать собаке пищу, то, начиная с какого-то момента, собака будет подходить к кормушке и выделять слюну каждый раз при включении света еще до того, как ей будет предьявлена пища. Здесь свет становится условным раздражителем, сигнализирующим о том, что организм должен приготовиться к безусловнорефлекторной пищевой реакции. Между стимулом (светом лампочки) и пищевой реакцией формируется временная функциональная связь. Условный рефлекс вырабатывается в процессе обучения, причем связь между сенсорной (в нашем случае— зрительной) системой и эффекторными органами, обеспечивающими реализацию пищевого рефлекса, формируется на основе совмещения условного стимула и безусловного подкрепления его пищей. Итак, для успешной выработки условного рефлекса обязательно соблюдение трех условий. Во-первых, условный раздражитель (в нашем примере — свет) должен предшествовать безусловному подкреплению (в нашем примере — пища). Во-вторых, биологическая значимость условного раздражителя должна быть меньшей, чем безусловного подкрепления. Например, для самки любого млекопитающего крик ее детеныша является заведомо более сильным раздражителем, чем пищевое подкрепление. В-третьих, сила как условного, так и безусловного раздражителей должна иметь определенную величину (закон силы), так как очень слабые и очень сильные раздражители не приводят к выработке стабильного условного рефлекса.


Условным раздражителем может служить любое событие, произошедшее в жизни человека или животного, которое несколько раз совпало с действием подкрепления.

Мозг, способный к выработке условных рефлексов, рассматривает условные раздражители в качестве сигналов, свидетельствующих о скором появлении подкрепления. Так, животное, обладающее только безусловными рефлексами, может есть только ту пищу, на которую оно случайно наткнулось. Животное же, способное к выработке условных рефлексов, связывает ранее безразличный запах или звук с наличием поблизости пищи. И эти раздражители становятся подсказкой, которая заставляет его более активно искать добычу. Например, голуби могут спокойно сидеть на карнизах и подоконниках какой-то архитектурной достопримечательности, но как только к ним приблизится автобус с туристами, птицы тут же начнут опускаться на землю, ожидая, что их покормят. Таким образом, вид автобуса, и особенно туристов, является для голубей условным раздражителем, говорящим о том, что надо занимать место поудобнее и начинать биться с соперниками за еду.

В результате животное, способное к быстрой выработке условных рефлексов, будет более успешно добывать пищу, чем то, которое живет, пользуясь лишь набором врожденных безусловных рефлексов.

Торможение. Если безусловные рефлексы практически не тормозятся в течение жизни, то выработанные условные рефлексы могут терять свое значение при изменении условий существования организма. Угасание условных рефлексов называют торможением.


Различают внешнее и внутреннее торможение условных рефлексов. Если под действием нового сильного внешнего раздражителя в мозге возникает очаг сильного возбуждения, то ранее выработанная условнорефлекторная связь не срабатывает. Например, пищевой условный рефлекс у собаки тормозится при сильном шуме, испуге, действии на нее болевого раздражителя и т.д. Такой вид торможения называют внешним. Если же выработанный на звонок рефлекс слюноотделения не подкреплять кормлением, то постепенно звук перестает выполнять роль условного раздражителя; рефлекс начнет угасать и вскоре затормозится. Временная связь между двумя центрами возбуждения в коре разрушится. Такой вид торможения условных рефлексов носит название внутреннего.

Навыки. В самостоятельную категорию условных рефлексов выделяют вырабатываемые в течение жизни двигательные условные рефлексы, т. е. навыки, или автоматизированные действия. Человек обучается ходить, плавать, кататься на велосипеде, печатать на клавиатуре компьютера. Обучение требует времени и упорства. Однако постепенно, когда навыки уже закрепились, они выполняются автоматически, без контроля сознания.

За свою жизнь человек овладевает многими специальными двигательными навыками, связанными с его профессией (работа на станке, управление автомобилем, игра на музыкальном инструменте).

Владение навыками полезно для человека, потому что экономит время и энергию. Сознание и мышление освобождаются от контроля за операциями, которые автоматизировались и стали навыками в повседневной жизни.

Иногда выработанные ранее условные рефлексы сохраняются долго, даже если не получают больше безусловного подкрепления.

  • В английской кавалерии середины XIX в. лошадей годами учили ходить в атаку сомкнутым строем. Даже если всадник был выбит из седла, его конь должен был скакать в общем строю бок о бок с другими лошадьми и вместе с ними делать разворот. Во время Крымской войны в одной из атак кавалерийская часть понесла очень большие потери. Но оставшаяся в живых часть лошадей, развернувшись и поддерживая по возможности строй, вышла на исходную позицию, спасая тех немногих раненых кавалеристов, которые смогли удержаться в седлах. В знак благодарности этих лошадей отправили из Крыма в Англию и содержали там в прекрасных условиях, не заставляя ходить под седлом. Но каждое утро, как только открывались двери конюшни, лошади выбегали на поле и строились в ряд. Затем лидер табуна подавал знак ржанием, и шеренга лошадей устремлялась в полном порядке через все поле. У края поля шеренга разворачивалась и в том же порядке возвращалась к конюшне. И это повторялось изо дня в день. Это пример условного рефлекса, который сохранялся длительное время без безусловного подкрепления.
  1. Каковы заслуги И.М.Сеченова и И П. Павлова в развитии учения о высшей нервной деятельности?
  2. Что такое безусловный рефлекс?
  3. Какие безусловные рефлексы вы знаете?
  4. Что лежит в основе врожденной формы поведения?
  5. Чем условный рефлекс отличается от безусловного?
  6. Что такое инстинкт?
  7. Какие условия необходимы для выработки условного рефлекса?
  8. Какие формы поведения можно отнести к приобретенным?
  9. Почему условный рефлекс может со временем угаснуть?
  10. В чем суть условного торможения?

В результате чего условный рефлекс угасает? В чем биологический смысл этого явления?

В основе нервной деятельности лежит рефлекс. Различают врожденное и приобретенное поведение. Их основу составляют безусловные и условные рефлексы. Сложной формой приобретенного поведения является рассудочная деятельность, это начало мышления. Условные рефлексы могут угаснуть. Различают безусловное и условное торможение.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.