Биосоциальная сущность человека и высшая нервная деятельность человека

Человек появился на Земле в результате длительной эво­люции живых организмов и является ее вершиной. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo Sapiens (человек разумный). Наиболее близкими род­ственниками человека являются высшие приматы, эволюци­онные пути с которыми у человека разошлись 5-7 млн лет назад. XX в. решил проблему родства между человеком и че­ловекообразными обезьянами в пользу теории Дарвина, ко­торый считал, что эволюция постепенно привела от древней обезьяны к человеку. Процесс возникновения человека уче­ные называют антропогенезом (лат. genesis — возникновение, греч. антропос — человек). Предпосылками антропогенеза были сложная психическая деятельность высших животных; зачатки орудийной деятельности; инстинктивный труд чело­векоподобных предков; сложная стадная жизнь высших жи­вотных. Но природа человека определяется не только биоло­гическими, но и социальными факторами. Поэтому человек является биосоциальным существом. От любого животного он отличается следующими чертами: — умением изготавливать орудия труда при помощи дру­гих орудий и использовать их в целях производства;

— человек сам создает условия своего существования;

— прямохождение, позволяющее лучше видеть окружаю­щую обстановку и освобождающее руки;

— способность человеческой руки выполнять сложные и тонкие функции;

— большой мозг и сложная нервная система, способствую­щие развитию интеллекта;

— наличие абстрактного мышления;

— наличие членораздельной речи;

— жизнедеятельность носит не биологически запрограмми­рованный характер, а сознательно-волевой, социально обусловленный;

— деятельность человека носит универсальный характер. Сегодня можно утверждать, что производственная дея­тельность человека, с одной стороны, и мышление и язык — с другой, возникли с разрывом примерно в 1-1,5 млн лет. Счи­тается, что человек современного нам типа (кроманьонец) воз­ник примерно 30-40 тыс. лет назад. После этого биологичес­кая эволюция практически прекратилась, ведущую роль ста­ла играть социальная эволюция.

Процесс возникновения и формирования общества на­зывается социогенезом (лат. socio — общий, общество). Таким образом, весь процесс возникновения человека и человечес­кого общества называется антропосоциогенезом.

Двойная (бинарная) природа человека проявляется в том, что все социальное в нем надстраивается на биологическую основу. Будучи природным существом, живущим по законам природного мира, свое полное развитие человек получает толь­ко в обществе. Сознание, речь, поведение, другие важные фак­торы жизнедеятельности формируются у человека только в обществе. Родившись, человек уже является индивидом, еди­ничным представителем человеческого рода, обладающим индивидуально-своеобразными чертами. Личностью человек становится в результате социализации.

Характерной особенностью человека является его спо­собность к социальной адаптации, умение индивида приспо­сабливаться к условиям социальной среды. С другой сторо­ны, человек, как любая биологическая система, способен к саморегуляции, т. е. к поддержанию на определенном уровне физиологических и других биологических показателей. Со­циальный прогресс не способен преодолеть все природные чер­ты, свойственные человеку как биологическому существу.

Вместе с человеком появилась новая форма существова­ния материи, высшая по сравнению с биологической — соци­альная. Но в то же время человек, являясь существом соци­альным, нормально функционирует, используя, а не нару­шая законы природы. Природа в свою очередь удовлетворяет различные потребности человека.

Бытие — философское понятие, отражающее факт суще­ствования чего-либо вообще. Обычно выделяют четыре фор­мы бытия:

— бытие процессов природы и вещей, созданных челове­ком;

Бытие человека — это реальный процесс его жизнедея­тельности, ограниченный во времени рождением и смертью. Первичная предпосылка бытия человека — это жизнь его тела, которая зависит от законов природы. Право на жизнь сегод­ня рассматривается как фундаментальное право человечес­кого индивида.

Мотивы деятельности человека определяются необходи­мостью удовлетворения его потребностей. Под потребностью понимается противоречие между наличной ситуацией и необ­ходимыми условиями жизни и развития человека. В основе любой человеческой потребности лежит биологический фак­тор — врожденный инстинкт.

— витальные (лат. vita — жизнь), которые обеспечивают жизнедеятельность организма;

— социальные (отношения человек—человек, человек—об­щество);

— интеллектуальные — инстинкты познания. Потребности человека делятся на биологические, соци­альные, духовные.

Глава 2.

Человек и общество.

Человек как предмет биологической и социальной эволюции.

Сущность сознания.

Постижение сущности сознания.

Разум, мышление, душа.

Сознательное и бессознательное.

Бытие человека.

Потребности человека.

Сущность человеческой деятельности и ее многообразие.

Трудовая деятельность и общение человека и общества.

Предназначение человека и подходы к трактовке его сущности.

Цель и смысл жизни человека.

Общение и коммуникация.

Человек, индивид, личность.

Способности и характер личности.

Социализация личности.

Свобода и ответственность личности.

Характеристика межличностных отношений.

Конфликтные ситуации и способы их разрешения.

Духовный мир человека.

Мировоззрение человека.

Ценности.

Основные типы жизненных стратегий в современном обществе.

Интересы.

Человек как предмет биологической и социальной эволюции.

Взаимосвязь духовного и телесного, биологического и соци­ального начал в человеке. Бытие человека, его деятельность и творчест­во. Цель и смысл жизни человека, его жизненный выбор и образ жизни. Самореализация человека и его самопознание. Личность, ее самореа­лизация и воспитание. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное. Поведение, свобода и ответственность личности. Позна­вательная деятельность человека. Мировоззрение как система взглядов на мир и место человека в нем. Истина и ее критерии. Научное позна­ние. Знание и вера. Многообразие форм человеческого знания. Науки о человеке и обществе. Социальное и гуманитарное знание. Всему этому предшествовало длительное эволюционное развитие в самом человеке биологического, социального и духовного начал.

Человек как биосоциальное существо.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное.Онявляется частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слитывоедино, и только в таком единстве существует человек. Биологическая природа человека – это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.

Как биологическое существо человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии. Как биологический вид человек обладает кровеносной, мышечной, нервной, костнойи другими системами. Уступая животным в развитии отдельных органов, человек превосходит их по своим потенциальным возможностям. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Биологическое у человека не суще­ствует в чистом виде, оно социально обусловлено. Влияние социального испытывает на себе генетика человека, наследственность. Это проявляется, например, в акселерации детей, в сокращении рождаемости, детской смертности и др.

Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь всту­пая в общественные отношения, в общение с другими людьми. Индивид, в силу определенных причин оторванный с рождения от общества, остается животным. Поскольку человеческая деятельность может существовать только как общественная, сущность человека предстает как совокупность общественных отношений.

Человек не только продукт общественно-исторического развития, но и субъект, своей активностью воздействующий на окружающую среду.

Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно-полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Из вышеизложенного укажем на основные отличия человека от животных:

1. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Высокоорга­низованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных средств.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначаль­но запрограммированы. Человеческая деятельность целенаправленна, имеет сознательно-волевой характер. Че­ловек сам моделирует свое поведение и может выбирать, различные социальные роли. Человек обладает способно­стью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных и соци­альных процессов. Человеку свойственно ценностное от­ношение к действительности, а животное не отделяет себя от природы.

3. Животные не могут производить коренных измене­ний в условиях своего существования. Они приспосаб­ливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Человек же преобразует действитель­ность в соответствии со своими постоянно развивающи­мися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры.

4. Человек обладает высокоорганизованным мозгом, мышлением и членораздельной речью.

Взаимодействие духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке.

Изменчивость живого связывается с изменениями в окружающей среде. В соответствии с эволюцион­ной теорией человек как особый биологический вид так­же имеет естественное, природное происхождение и ге­нетически связан с высшими млекопитающими. Психи­ка человека, его способность мыслить, трудиться есть результат эволюционных процессов. Данная теория в определенном смысле растворяла человека в животном царстве. Дарвинизм не давал окончательного ответа на вопрос, что именно послужило причиной выделения че­ловека из животного мира.

Ответить на этот вопрос пытался Ф.Энгельс в своей теории происхождения человека. В качестве главной причины появления человека он называл труд. Он считал, что только трудовая деятельность свойственна человеку и выступает основой существования человеческого общества. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности.

Несмотря на существующие научные открытия, мно­гие вопросы, связанные со становлением человека, еще не имеют однозначного ответа. Проблема происхождения человека и сегодня находится в центре внимания многих наук.

Процесс становления и развития человека – антропогенез – носил длительный эволюционный характер и был неразрывно связан со становлением общества – социогенезом. Становление человека и становление общества – две тесно связанные стороны единого по своей природе процесса – антропосоциогенеза, длившегося более трех миллионов лет. Современный тип человека – Homo sapiens (Человек разумный) появился 50-40 тыс. лет назад.

Многие ученые считают, что родословная человека восходит к человекообразным обезьянам. Антропологами исследованы останки древних человекообразных обезьян. Са­мыми отдаленными в этом отношении предками являются дриопитеки, жившие 14-20 млн лет назад, далее идут рамапитеки (10- 14 млн. лет назад ). За ними следуют австралопитеки. Они, по мнению многих ученых, вплотную подошли к границе, отделяющей животных от человека. Начало антропогенеза ученые связывают с появлением Homo habilis (Человек умелый) 2.5-3 млн. лет назад.Он изготовлял примитивные каменные орудия труда и охотился на живот­ных. С этого момента постепенно начинает формироваться человеческое общество. Далее эволюция привела к появлению питекантропа (800 тыс. лет назад), а затем и неандертальца (150-200 тыс. лет назад). В ходе антропогенеза переход от неандертальского человека к Homo sapiens (Человеку разумному) совпал с формиро­ванием, существующих и ныне, различных человече­ских рас: европеоидной, негроидной, монголоидной. Найденные ископаемые остатки свидетельствуют, что человек является продуктом длительной эволюции жиз­ни на Земле. Важной вехой в эволюции выступает прежде всего, прямохождение, которое, изменив центр тяжести, повлекло за собой изменение всего организма обезьяноподобного предка человека. Главное - оно выс­вободило передние конечности для систематического манипулирования предметами в качестве орудий труда (человек научился обрабатывать различные предметы и использовать их в качестве орудий труда). Еще один эволюционный скачок – появление сравнительно крупного мозга. У современного человека он в среднем равен 1450 куб. см. У Человека умелого он составлял 650-680 куб см., у питекантропа - примерно 974, у неандертальца – в среднем 1350. Увеличение объема мозга было связано с расширением возможностей взаимодействия предков человека между собой и окружающим миром. Постепенно закрепляется решающее отличие человека от других животных, даже от обезьян - это труд. Трудовая деятельность способствовала развитию общения между людьми, что обусловило появление и развитие языка и речи. Развитие речевого общения было одним из важнейших факторов антропогенеза.

Существенная веха в антропогенезе и социогенезе была связана с изменениями в семейно-брачных отношениях. Стадо человекообразных существ основывалось на эндогамии - близкородственных половых связях внутри стада. Антропогенез привел к запрету близкородственных отношений и переходу к экзогамии - установлению брачных отношений с членами других общин. Эти и другие запреты (табу) явились первыми простейшими социально-нравственными запретами и ознаменовали переход человечества к нравственным ориентирам поведения, что явилось еще одним важным фактором становления человека и его отдаления от животного мира.

В этом движении к цивилизации большую роль сыграла культура, которая являлась с одной стороны ускорителем преобразований в материальной сфере, а с другой стороны она формировала духовную сферу человека и общества также ускоряя процесс очеловечивания человека.

Сущность сознания.

Философия определяет сознание как высшую, свойственную только людям и связанную с речью функцию мозга, заключавшуюся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности (бытия), в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Сознание - не только основное понятие философии, но и социологии, психологии, педагогики и других наук о человеке. Многие мыслители говорили о сознании как о чуде из чудес, божественном даре и вечном проклятии человека, поскольку, обладая сознанием, человек осозна­ет и свою конечность, смертность, что неизбежно накла­дывает отпечаток трагизма на всю его жизнь. Существует множество позиций и подходов к осмыслению сущности сознания.

Под сознанием понимают высшую человеческую фор­му психического отражения действительности. Незави­симо от того, на каком уровне оно осуществляется - био­логическом или социальном, чувственном или рациональном.

Сознание имеет сложную структуру. В его структуре, прежде всего, выделяются такие моменты, как осознание (познание) вещей, а также переживание, т. е. определен­ное отношение к тому что человек познает. Развитие со­знания предполагает обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Осознание получаемых знаний имеет различные уровни, глубину про­никновения, т. е. разную степень ясности понимания. Отсюда часто выделяются обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Таким образом, в структуре сознания часто выделяется его ядро, состоящее из ощущения, восприятия, представления, по­нятия и мышления в целом,а это не что иное как человечески разум. Кроме этого в структуру со­знания часто включают такие компоненты, как способность к иррациональному мышлению (вымысел, фантазии, иллюзии), к эмоциональному восприятию мира и самого себя, волевые процессы, память, интуицию и др.

Конечно же, этот перечень не может быть полным и исчерпывающим, так как природа сознания не столь проста и однозначна, как кажется на первый взгляд Например, в структуру сознания, кроме перечисленного, входят страх и ненависть, чувство вины и раскаяния, радости и возбуждения, любви и веры, какие-то бессознательные или подсознательные формы реакции и саморегуляции. Нельзя игнорировать и подавленные культурой и воспитанием жи­вотные инстинкты и многое другое в человеке.

Исследователи человеческого сознания обращают вни­мание на то, что оно не только сложное, но еще и систем­ное, органически целостное, упорядоченное образование.

Кроме того, человек не только осознает мир. Но его сознание обращено на самого себя - он осознает себя как личность. Данное явление принято называть самосознанием - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Самосознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия, т. е. размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в глубины своей внутренней духовной жизни.

Названные науки дают возможность сделать следующие выводы, касающиеся проблемы сознания:

1. Сознание есть познавательный инструмент (когни­тивная функция сознания);

2. Сознание выявляет особенности внутреннего мира человека (феноменологическое значение сознания);

3. Существует взаимосвязь сознания и внешнего мира.

В отличие от всех других видов, которые приспосабливаются к природным условиям в результате морфофизиологических изменений, человек переделывает окружающую среду, пользуясь орудиями труда, изготовляя одежду, строя жилище, окультуривая растения и одомашнивая животных, развивая науку и производство.

Процесс индивидуального развития человека базируется на информации двух видов. Первый — биологическая информация, которая зафиксирована как генетическая в ДНК (универсальный для всех живых организмов механизм хранения, реализации и передачи из поколения в поколение информации). Благодаря ей в индивидуальном развитии человека складывается специфический комплекс анатомических и физиологических признаков, свойств, качеств, отличающих его от других видов живых организмов.

Однако, поскольку существуют разум и речь, у человека имеется и второй вид информации, представленный суммой знаний и умений. Они создаются, сохраняются, используются и приумножаются поколениями людей по мере развития человеческого общества. Освоение их индивидуумом происходит в процессе его воспитания, обучения и общения в обществе. Данная особенность определяется понятием социальной наследственности, присущей исключительно человеческому обществу.

На социальной сущности людей основаны закономерности нашего исторического развития, что и обусловило ослабление роли естественного отбора. С появлением кроманьонцев (см. ниже) он утрачивает ведущее значение в развитии человека и биологическая эволюция уступает место социальной.

Морфофизиологические характеристики человека не изменились с эпохи кроманьонцев. Однако на ранних этапах развития была ярко выражена внутривидовая и межвидовая борьба за существование и главным фактором эволюции выступал именно естественный отбор.

Изменение условий обитания древних предков человека, австралопитеков (см. ниже), — переход от древесного образа жизни к жизни в степных условиях — привело к прямохож-дению и высвобождению передних конечностей. Это, в свою очередь, способствовало развитию орудийной деятельности с помощью случайно подбираемых предметов. Недостаток растительной пищи стимулировал хищничество и совместные действия на охоте, что усиливало значение социального поведения.

На этом этапе начинаются процессы прогрессивного развития верхних конечностей и головного мозга под действием естественного отбора, направленного на повышение способности к ручному труду и уровня социальности у предков человека.

Доказательства животного происхождения человека


Рис. 1. Сравнительная анатомия. Показаны некоторые анатомические различия между человеком и гориллой. На рисунке буквами обозначены: А — особенности анатомии человека (а — череп с короткой лицевой частью и большой округлой мозговой коробкой, вертикально сбалансированной на позвоночнике; б — небольшие челюсти; маленькие зубы, покрытые толстым слоем эмали; коренные зубы с низкой коронкой; зубная дуга, имеющая форму параболы; в — длинные пальцы руки, позволяющие точно захватывать мелкие предметы; г — короткая поясница; д — широкий короткий таз; е — ноги длиннее рук; ж — большой палец ноги расположен параллельно другим пальцам и помогает при ходьбе переносить массу тела). Б — особенности анатомии гориллы (а — череп с выступающей вперед удлиненной лицевой частью расположен спереди от спинного хребта и имеет костный гребень, поддерживающий мощную челюсть и мышцы шеи; 6 — массивные челюсти с большими клыками, коренными зубами, которые имеют высокие коронки и тонкий слой эмали; зубная дуга в форме латинской буквы U; в — короткий большой палец и длинные остальные пальцы руки; г — поясница более короткая, чем у человека; д — удлиненный таз; е -ноги короче рук; ж — отставленный в сторону большой палец ступни приспособлен для хватания).


Рис. 2. Форма кисти руки человека и человекообразных обезьян: 1 — орангутанг; 2 — шимпанзе; 3 — человек; 4 —горилла


Сходство человека с обезьянами давно обращало на себя внимание. Передние конечности хватательные, есть кисть, свободно сгибающаяся и разгибающаяся; большой палец противопоставлен остальным; концевые фаланги пальцев снабжены сводчатыми ногтями. В плечевом поясе хорошо развиты ключицы, обеспечивающие разнообразные и сложные движения передних конечностей. Черепная коробка крупная. Глазницы расположены на лицевой стороне черепа и обращены прямо (см. рис. 3). Поле видимости каждого глаза не изолировано, как у большинства млекопитающих, но перекрывается одно другим — отсюда бинокулярное, объемное зрение. При этом оно и цветное (по данным Н. Н. Ладыгиной-Котс, шимпанзе различают 22 цвета).

Человек и человекообразные обезьяны, в отличие от других млекопитающих, обладают высокоразвитым головным мозгом, имеющим особенно развитые затылочные и лобные доли. Развитие затылочных долей связано с совершенствованием зрения, а лобных — с возникновением сложных форм поведения (у человека — с интеллектуальной деятельностью). Весь комплекс — способные к сложным манипуляциям передние конечности, высокоразвитое зрение и головной мозг у обезьян — основополагающие предпосылки способности к труду.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бровкина А. Р.

В статье освещаются различные решения вопроса о сущности человека. Предпринята попытка оценить жизнеспособность и адекватность каждой из позиций. Поднимается вопрос о человеческом геноме как необходимой составляющей каждого индивида. Рассматривается феномен культуры как мир очеловеченной природы, представляющий собой колоссально сложную систему.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Бровкина А. Р.

К ВОПРОСУ О БИОСОЦИАЛЬНОЙ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

В статье освещаются различные решения вопроса о сущности человека. Предпринята попытка оценить жизнеспособность и адекватность каждой из позиций. Поднимается вопрос о человеческом геноме как необходимой составляющей каждого индивида. Рассматривается феномен культуры как мир очеловеченной природы, представляющий собой колоссально сложную систему.

Проблема, собственно, сводится к тому, что биологическую составляющую организма можно рассматривать как форму проявления социальных, исторически определенных функций данного индивида, а можно с точностью до наоборот трактовать общественную составляющую как сведенную к природным особенностям организма.

Взять, к примеру, спор о причинах преступного поведения, который неоднократно поднимался за последние столетия. Можно ли считать, что такой признак, как предрасположенность к насилию, преступности и вообще асоциальному поведению, передается по наследству?

Как бы то ни было, попробуем развеять доводы генетико-биологическо-го детерминизма, апеллируя к данным самой генетики.

Что же такое культура? Культура - это фактически мир очеловеченной природы, который представляет собой колоссально сложную систему, вбирающую в себя всё предшествующее человеческое развитие [2]. Говоря о человеке, мы вынуждены с необходимостью рассматривать его не как отдельно взятого индивида, а как человека в рамках окружающей среды, которая являет собой не просто мир природы как таковой, но и мир очеловеченной природы, то есть мир вещей, созданных человеческим трудом для человека. Культура передается из поколения в поколение исключительно путем

Онтология и теория познания

обучения, приобщения каждого нового индивида к миру очеловеченной природы. Иначе говоря, культура не наследуется через гены.

Феномен культуры удивителен. Ведь культура позволяет человеку развиваться куда более стремительно, чем это возможно на основе одной лишь биологической составляющей. Она влечет за собой прогресс и очень эффективна, хотя бы потому, что гены наследуются непосредственно прямыми потомками, а культурные изменения передаются значительно большему числу людей.

Исходя из данного понимания культуры, а также принимая во внимание тот факт, что при рождении буквальном, индивид есть лишь представитель

Выходит так, что всю ответственность, которую так удобно было переложить на плечи генетического материала человека, несёт в итоге общество, и каждый его представитель как элемент этого самого общества.

1. Биология. Под ред. В.Н. Ярыгина - М.: Высшая школа, 2003. - 432 с.

2. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991.

3. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал. - М.: Искусство, 1984. - С. 8-77.

4. Плеханов И.А. Д.И. Дубровский и Э.В. Ильенков: неоконченный спор о природе психики // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2007. - № 1 (6). - С. 153-162.

5. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопси-хологии). - М.: Мысль, 1974.

Обществознание, 10 класс

Урок 2. Человек – биосоциальное существо

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

2. Потребности и мотивы.

3. Способности человека.

4. Человек в системе общественных отношений

Человек – биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.

Индивид - единичный представитель человеческого рода.

Индивидуальность – неповторимые свойства, отличающие индивида от других людей.

Личность – человек. обладающий социально-значимыми качествами: волей, целеустремлённостью, сознанием и самосознанием.

Самосознание — способность личности принимать самостоятельные решения и вступать в определённые отношения с другими людьми и природой. Самореализация – процесс осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, максимальная реализация творческого потенциала.

Потребности – осознаваемая и переживаемая нужда человека в чём-либо.

Мотивация – внутренне состояние человека, связанное с его потребностями.

Способности - свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 28 - 41; 192 – 198.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 5 - 37;

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Человеческая природа имеет двойственный характер. Это происходит потому, что человек — результат биологической эволюции и развития общества: от рождения в человеке преобладает природное, а его становление связано с приобретением социальных черт и признаков.

Биологическая сущность человека проявляется в том, что человек — часть живой природы. От природы человек получает и инстинкты, и биологические потребности. Например, к основным биологическим потребностям относятся воспроизводство рода, еда (питание), сон (отдых). Подавление и регулировка инстинктов, речь, мышление, навыки, связь с обществом отражают общественное (социальное) в человеке. Например, основными социальными потребностями являются общение, мышление, труд.

Биологическое и социальное в человеке связано, так как человек — биосоциальное существо.

В процессе жизни в человеке происходят определённые изменения, связанные со становлением личности.

Человек рождается индивидом — единичным представителем человеческого рода. По мере развития в нём проявляются индивидуальные черты — неповторимые свойства, отличающие индивида от других людей.

Область наложения индивидуальности на личность — это те свойства личности, которые составляют основу её индивидуальности. Человек как личность проявляет себя в процессе общественных отношений через набор социальных функций и ролей.

Человек одновременно может выполнять разные роли: потребителя, производителя, семьянина, гражданина. Качество роли проявляется в поступках. Например, он может быть профессионалом своего дела, патриотом, заботливым семьянином. В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется. Действует, борется, любит и ненавидит, тоскует не сама личность, а человек, который обладает личностью.

Самосознание и самореализация являются главными условиями в поведении человека в процессе реализации социальных связей и формирования социальных качеств. Американский учёный А. Маслоу относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Самосознанием называют способность личности принимать самостоятельные решения и вступать в определённые отношения с другими людьми и природой. Главный признак самосознания — готовность нести ответственность за свои решения и действия. Самореализация — процесс осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, максимальная реализация творческого потенциала.

Разбор типового тренировочного задания

  1. Вставьте пропущенное слово:

_______ – биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.

Правильный вариант/варианты: 1) Человек.

  1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Когда мы говорим о человеке, то нередко употребляем родственные этому общему понятию термины. _______ — это человек как единичное природное существо, отдельный, обособленный представитель человеческой общности. С этим термином тесно связано понятие________________. Это человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.