Блинова закономерности высшей нервной деятельности

Внутри художника поэтому действуют две как бы исключающие друг друга силы: с одной стороны — стремление к снятию напряже­ния в окончательном результате творческого акта, несущее удовлет­ворение и некоторое угасание созидательной потребности, а с дру­гой — тяга к подъему напряжения, концентрации, новому активному преодолению среды. Первый комплекс движущих сил поведения был подробно разработан 3. Фрейдом в теории сублимации, превращен­ных форм снятия напряжения. Однако если обычному человеку сня­тие напряжения приносит успокоение, ведет к завершению деятель­ности, то у художника, напротив, реализованный результат влечет за собой потребность нового подъема сил, нового нарастания напря­жения. Второй комплекс движущих сил получил разработку в трудах А. Берталанфи и Ш. Бюлер. Близкие идеи высказывал и Г. Гессе, ут­верждавший, что путь художника — это непрестанное самоотрече­ние, в то время как идеал мещанина — самосохранение.

Дополнительные наблюдения и объяснения процессов творчес­кого акта предлагает современная естественнонаучная психология, в частности те экспериментальные разработки и исследования, кото­рые ведутся в сфере нейродинамики творческой деятельности. Этот подход к изучению творческой деятельности имеет достаточно дав­нюю биографию. Ученых интересует, что происходит в структурах мозга в момент творческой деятельности, что побуждает человека к выбору профессии художника, музыканта, писателя. Имеются ли физиологические основы, позволяющие говорить о предрасположен­ности человека к занятиям искусством? Ряд исследователей отвеча­ют на этот вопрос отрицательно. В работах других (Ауэрбаха, Тандлера) можно встретить наблюдения о некоторых особенностях строе­ния мозга музыкантов и писателей (значительное развитие височных извилин мозга, поперечной извилины, в некоторых случаях — лоб­ных долей мозга).

Исследования нейродинамических процессов показали, что одни и те же звучания у музыкантов вызывают более сильные реакции, чем у обычного человека. Как известно, все процессы высшей нервной деятельности основываются на механизмах возбуждения и тор­можения. Разная конфигурированность механизмов возбуждения и торможения обусловливает разные типы темпераментов, которые были выявлены еще Гиппократом. Сангвиника в этом отношении отличает сильный, подвижный, уравновешенный тип высшей нервной деятельности. Холерик — сильный, подвижный, неуравновешенный. Флег­матик — сильный, уравновешенный, спокойный. Меланхолик — это сла­бый тип.

* Подробнее об этом см.: Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономер­ности высшей нервной деятельности. Л., 1974.

* Чайковский П.И. Переписка с Н.Ф. фон Мекк. М.—Л., 1934. Т. 1. С. 373-374.

Некоторые типы художнического темперамента приводят к столь сильному процессу возбуждения, что художник часто бывает не в состоянии успевать фиксировать на бумаге возникающие мысли и идеи. Так, например, было с Генделем, темпы работы которого тре­бовали стенографии. Работая над большими хоровыми произведени­ями, он вначале записывал эскизы всех партий, затем постепенно терял их, приходя к финишу лишь с одной.

* Цит. по: Корганов В. Моцарт. Биографический этюд. М., 1962. С. 169, 182.

Таким образом, разработки в области прикладной (естественно­научной) психологии помогают детализировать и объяснить ряд на­блюдений, накопленных общетеоретической психологией творчества. Взаимодополнительность этих научных сфер очевидна: она позволя­ет пролить свет на труднообъяснимые процессы рождения, вынаши-вания и претворения художественного замысла.

1. В каких процессах творчества проявляет себя действие интен­ции художника?

2. Как взаимодействуют механизмы спонтанности и контро­лирующего самосознания в творческом акте? В каких поняти­ях истолковывает этот процесс прикладная психология творчества?

Абрамян Д Н. Общепсихологические основы художественного творчества. М., 1994.

Арнаудов М. Психология литературного творчества М., 1970.

Басин Е.Я. Психология художественного творчества М., 1985.

Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 1989 (гл : 4, 7, 8, 9)

Блинова М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности Л., 1974.

Готсдинер А.Л. Музыкальная психология М., 1993.

Громов Е.С. Художественное творчество. М., 1971.

Дидро Д. Парадокс об актере. М., 1957.

Дранков В.Л. Психология художественного творчества СПб., 1991.

Ержембский Г.Л. Закономерности и парадоксы дирижирования. Психо­логия Теория Практика. СПб , 1993.

Ершов П. Режиссура как практическая психология М., 1972.

Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельнос­ти М., 1959.

Кривцун О.А. Художник и артистический мир//Человек 1993. № 2.

Лейтц Г. Психодрама. М., 1994.

Мейлах Б.С. Талант писателя и процессы творчества Л., 1969.

Петрушин М.И. Музыкальная психология. М., 1997.

Психология процессов художественного творчества. Л., 1980.

Райков В.П. Роль гипноза в стимуляции психологических условий творчества//Психологический журнал. 1983 № 1.

Рождественская Н.В. Психология художественного творчества. СПб., 1995.

Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий М., 1976.

Homo musicus. Альманах музыкальной психологии М., 1994.

Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. Л., 1986.

Художественное творчество и психология. М., 1991.

Якобсон П.М. Психология сценических чувств актера. М., 1936.

ГЛАВА 29. ПСИХОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ

Воздействие произведения искусства зависит не только от свойств уже готового художественного текста, но и от характера его воспри­ятия. Множественность интерпретаций произведения искусства все­гда остро ставила вопрос о том, какую роль играют объективные и субъективные факторы в процессе художественного восприятия, в какой мере сама художественная ткань является источником смыслопорождения и в какой степени дополнительные смыслы привно­сит реципиент — читатель, зритель, слушатель.

* Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968. С. 262.

Для понимания природы художественного восприятия важно видеть связь, существующую между фантазией и эмоцией. По этому поводу каждый человек может найти пример из собственной жизни. Если висящее в комнате пальто кто-то ночью принимает за фигуру человека, то ясно, что это заблуждение, но возникающее чувство страха оказывается совершенно реальным. Точно так же и в искусст­ве: история, рассказываемая в театре, кино, литературном произве­дении, — вымышленная, но слезы, проливаемые зрителем, — ре­альные. Здесь действует психический механизм, который обозначают как феномен допущения и который заставляет смотреть на вымыш­ленное как на реальное, на заблуждение — как на действительный факт. В самом деле, повседневная жизнь любого человека подтверж­дает, что эмоцию вызывает как реальное событие, так и воображае­мое. Оказывается, что иллюзии жизни равны ей самой, граница между воображаемым и реальным — проницаема. Степень интенсивности переживания художественной реальности может быть ничуть не мень­ше, чем переживания действительного события.

Для осмысления механизмов психологии художественного вос­приятия важное значение имеет понятие художественной установки. Художественную установку можно определить как систему ожида­ний, складывающуюся в преддверии восприятия произведения ис­кусства. Каково соотношение сознательных и бессознательных ком­понентов художественной установки? Отдавая себе отчет в том, ка­кое произведение он собирается слушать, человек настраивается на особый образно-тематический строй, язык, стилистику этого про­изведения. Неосознаваемые компоненты установки зависят от внут­ренних особенностей самого реципиента, от интенциональности его сознания. Особая направленность в большей степени ориентирует одних на детективы, других — на мелодрамы, третьих — на трагедии и т.д. Изначальная установка формируется окраской темперамента, особыми эмоциональными свойствами индивида.

Белова С. С. Творчество: психологические и компьютерные модели // Психология: Журнал Высшей школы экономики. 2008. № 4. С. 112–119.

Беляев Д. К. Социальное и биологическое в человеке // Политическое самообразование. 1982. № 2. С. 33–41.

Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1900.

Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. Бердяев Н. А. Смысл творчества. М., 2006.

Березовский Б. Л. К методике выявления музыкальных способностей у детей // Вопросы психологии. 1982. № 5. С. 94–100. Берк Л. Е. Развитие ребенка. СПб., 2006.

Беркенблит М., Петровский А. Фантазия и реальность. М., 1968.

Бернштейн С. М. О природе научного творчества (по зарубежным материалам) // Вопросы философии. 1966. № 6.

Бернштейн С. М. Психология научного творчества // Вопросы психологии. 1965. № 3.

Берхин Н. Б. Особенности литературно-творческой деятельности старших школьников // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1971. № 1. С. 113–116.

Берхин Н. Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 155–160.

Бехтерев В. М. Творчество с точки зрения рефлексологии. В кн.: С. О. Грузенберг. Гений и творчество. Л., 1924.

Библер В. С. Научная интуиция и ее логический подтекст: Проблемы научного и технического творчества: Материалы симпозиума. М., 1967. Библер В. С. Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога. М., 1975. Бинсвангер Л. Бытие – в – мире. М., 1999.

Бирюков С. Д. Традиционные маркеры одаренности: дифференциально-психологический анализ структуры показателей: Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия. М., 2000. С. 12–29.

Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978. Блинова М. П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л., 1974. Блох М. А. Творчество в науке и технике. Пг., 1920.

Богданов Н. Н. "…И меж детей ничтожных мира…" (психопатология и творчество) // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 115–121.

Богоявленская Д. Б. Целеполагание как центральная проблема психологии творчества // Новые исследования в психологии. 1978. № 1. С. 3–7.

Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. М., 1981.

Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983а.

Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества: Исследование проблем психологии творчества. М., 1983б. С. 182–195.

Богоявленская Д. Б. "Субъект деятельности" в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 35–41.

Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002.

Богоявленская Д. Б. Парадоксы современной психологии творчества: Материалы Международного конгресса по креативности и психологии искусства. Пермь. 2005. 1–3 июня. М., 2005. С. 50–52.

Богоявленская Д. Б. Измерение креативности – описание индивидуальности: Психология индивидуальности: Материалы Всероссийской конференции. М., 2006. С. 87–90.

Богоявленская Д. Б. Как можно посмотреть на предмет с разных сторон: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. М., 2007. Т. 1. С. 106.

Богоявленская Д. Б. Этапы диагностики творческих способностей детей: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. М., 2007. Т. 1. С. 107.

Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005.

Богоявленская Д. Б., Тюрин П. Т. Опыт построения методики исследования активности в изобразительной деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 156–159.

Богпомочева О. А. Жизненная перспектива у одаренных подростков: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. М., 2007. Т. 1. С. 107.

Бодалев А. А. О направлении и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 119–124.

Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998.

Бодалев А. А., Рудкевич Л. А. Как становятся великими и выдающимися? М., 2003.

Боно Э. Латеральное мышление. СПб., 1999.

Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонности мышления. М., 1976.

Борев Ю. Б. Эстетика. М., 1990.

Борзова В. А., Борзов А. А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 1994.

Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2003. № 2.

Бородай Ю. М. Воображение и теория познания: критический очерк кантовского учения о продуктивной способности воображения. М., 1966.

Бочкарев Л. Л. Исследование структуры музыкальности в современной психологии (обзор литературы) // Психологический журнал. 1986. № 4. С. 138–148.

Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М., 1997.

Бочкарев Л. Л., Дженков В. А. Диагностика и формирование пригодности к музыкально-исполнительской деятельности: Вопросы методики отбора на исполнительские отделения музыкальных вузов страны. Клайпеда, 1985.

Брунер Дж. Процесс познания. М., 1977.

Брушлинский А. В. Воображение и познание // Вопросы философии. 1967. № 11. Брушлинский А. В. Воображение и творчество: Научное творчество. М., 1969. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. М., 1979. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.

Букреев И. С. Психологические предпосылки формирования творческой индивидуальности студента-дирижера: Автореф. дис…. канд. наук. М., 1983.

Булка Н. И. Вербальная креативность: адаптация теста П. Торренса: Психология XXI века: Тезисы Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. СПб., 2002. С. 8–9.

Бунге М. Интуиция и наука. М., 1967.

Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. СПб., 2002.

Бурно М. Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга). М., 2005.

Буторина О. В. Кросскультурное исследование креативности в управленческом потенциале руководителя: Психология XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. СПб., 2003. С. 276–278.

Буш Г. О. Основы эвристики для изобретателей. Рига, 1977. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. М., 1990.

Валуева Е. А. Характеристики задач в экспериментальных исследованиях творческого мышления: Психология – наука будущего: Материалы Международной конференции молодых ученых. М., 2007. С. 77–80.

Вальден П. И. О техническом творчестве // Производительные силы России. 1916. № 2.

Варламова Е. П., Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности. М., 1998.

Васильев И. А. Теоретическое и экспериментальное изучение интеллектуальных эмоций: Автореф. дис. канд. наук. М., 1976. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 2000. Венгер Л. А. Педагогика способностей. М., 1973. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. М., 1972.

Виданова Ю. И. Психическое выгорание в процессе профессионализации административных работников // Вестник СПбГУ. Серия 6: Философия. Политология. Социология. Психология. Право. Международные отношения. 2007. Вып. 4. C. 364–369.

Вильчек В. М. Алгоритмы истории. М., 1989.

Виноградов Е. С. О физических факторах интеллекта // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 108–114. Виноградова Т. В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 63–71. Вишнякова Н. В. Креативная психопедагогика. Минск, 1995.

Водопьянова Н. Е., Серебрякова А.Б., Старченкова Е. С. Синдром "психического выгорания" в управленческой деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. 1997. Вып. 2 (№ 13). С. 84–90.

Воробьев В. В. Общество невропатологов и психиатров: Отчеты за 1901–1902 гг. М., 1902.

Воронин А. Н. Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торренса) // Психологическое обозрение. 1995. № 1. С. 31–33, 75–87.

Воскобойников В. М. (сост.) Как определить и развить способности ребенка. СПб., 1996.

Выготский Л. С. К вопросу о психологии творчества актера. В кн.: Якобсон П. М. Психология сценических чувств актера. М., 1936. С. 197–211.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.

Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1950.

Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968.

Высотская Н. Е. Индивидуальные особенности фиксированной установки в связи с подвижностью нервных процессов: Психофизиологические особенности спортивной деятельности. Л., 1975. С. 116–120.

Высотская Н. Е. Изучение индивидуальных качеств, влияющих на успешность овладения профессией артиста балета: Автореф. дис. канд. наук. Л., 1976.

Закономерности протекания процессов возбуждения и торможения.

К ним относятся иррадиация, концентрация и индукция нервных процессов. Аналитическая и синтезирующая деятельность коры головного мозга - это высшая регуляция взаимоотношений организма со средой, сложная деятельность коры больших полушарий головного мозга по тонкой дифференциации многочисленных раздражителей и установлению между ними самых различных связей.

Динамическая стереотипия (системность в работе коры головного мозга). Кора головного мозга постоянно подвергается воздействию большого числа раздражителей, вызывающих в ней разнообразные по качеству и степени процессы возбуждения и торможения. Однако, несмотря на это, мозг обеспечивает не хаотические и разобщенные, а целостные реакции организма на раздражения. Объясняется это тем, что нервные процессы в коре всегда протекают по определенной системе. При повторном воздействии раздражителя процессы возбуждения и торможения будут иррадиировать и концентрироваться по ранее уже активизированным нервным путям, что и вызовет образование динамического стереотипа. Системность (динамическая стереотипия) в работе коры головного мозга обеспечивает целостные реакции организма на внешние раздражения и вместе с тем приспособление этих реакций к меняющимся условиям среды.

Сигнальная деятельность коры головного мозга. В работе коры головного мозга человека имеют место две сигнальные системы – первая и вторая.

Первую сигнальную систему составляют условные временные связи, в которых раздражителями (сигналами) являются непосредственно действующие на зрительный, слуховой, кожный и другие рецепторы раздражители.

Вторую сигнальную систему составляют временные связи – условными раздражителями, в отличие от первой сигнальной системы, являются слова, с помощью которых человек осознает предметы и явления.

Функциональные системы психики – это такое сочетание нервных процессов и органов тела человека, которое позволяет эффективно выполнять определенное задуманное действие.

Акцептор результатов действия – это психофизиологический механизм прогнозирования и оценки результатов деятельности, функционирующий в процессе принятия решения и действующий на основе соотнесения с находящейся в памяти моделью предполагаемого результата.

1.14. Особенности безусловных рефлексов

Безусловный рефлекс – врожденная, наследственно закрепленная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или на изменения внутренней среды организма. Термин введен И. П. Павловым для обозначения качественно своеобразного класса рефлексов – основы пожизненного формирования условно-рефлекторных связей.

В отличие от рефлексов условных, служащих приспособлению организма к изменяющимся обстоятельствам, безусловные рефлексы имеют свои особенности (см. схему), определяют приспособление к относительно постоянным факторам и не зависят от наличия подкрепления.

Подкрепление – безусловный раздражитель, вызывающий значимую реакцию организма, при сочетании которой с предваряющими ее действием индифферентного стимула вырабатывается классический условный рефлекс.

Подкрепление, наносящее вред организму (например, удар током), называется отрицательным (наказание); подкрепление в виде пищи – положительным (награда).

Вершины дуг безусловных рефлексов лежат в стволе мозга и отчасти в спинном мозге. Поэтому эти рефлексы могут осуществляться без участия коры больших полушарий, т. е. непроизвольно. Но поскольку работа нижележащих отделов контролируется корой, а процессы в ней влияют на процессы в других отделах, существует и возможность произвольного влияния на действие безусловных рефлексов.

Безусловный рефлекс имеет место, если: а) действует жизненно важный раздражитель; б) рефлекторный центр находится в возбужденном состоянии. Безусловные рефлексы прекращаются, если: а) получены сигналы достижения требуемого результата; б) выполнена врожденная программа действий; в) раздражитель прекратил свое действие; г) начал действовать более сильный (значимый) раздражитель.

Безусловные рефлексы стойки, мало меняются в процессе жизни. Например, человеку очень трудно не реагировать, когда на него действует тот или иной безусловный раздражитель (т. е. раздражитель, обязательно вызывающий распространение возбуждения по определенной, врожденно организованной цепи или сети нейронов).

При росте и развитии человека и животного система безусловно-рефлекторных связей оказывается недостаточной (бедной, инертной, слишком простой), чтобы обеспечить все необходимое разнообразие реакций в условиях постоянно меняющейся и бесконечно многоликой окружающей среды. Начинают образовываться и приобретать все большое значение в поведении условные рефлексы – временные связи между какими-то раздражителями и определенными реакциями на них.

1.15. Особенности условных рефлексов

Условный рефлекс – врожденная или приобретенная (выученная) реакция, автоматически (непроизвольно) следующая в ответ на биологически нейтральный раздражитель, который превратился в сигнал, предупреждающий организм о предстоящем биологически важном воздействии.

Всякий нейтральный внешний раздражитель, если он несколько раз совпадает во времени с действием на организм безусловного раздражителя, начинает вызывать свойственную этому безусловному раздражителю ответную реакцию. Например, вид пищи, при первом ее предъявлении не вызывавший слюноотделения, начинает его вызывать после того, как появление пищи несколько раз совпадает с попаданием ее в рот, т. е. с безусловным раздражением.

Условные рефлексы имеют свои особенности, отличающие их от безусловных.

1. Все условные рефлексы предполагают образование в коре больших полушарий временных нервных связей, которые нуждаются в периодическом подкреплении. Отдельные условные рефлексы у человека, выработанные на основе многосторонней связи нескольких раздражителей и постоянно подкрепляемые в процессе жизненной практики, часто практически не угасают (прием пищи, одевание, общение с людьми, речь на родном языке и пр.). И наоборот, условные рефлексы, которые вырабатываются в видах деятельности, не являющихся повседневными (игра на музыкальном инструменте, чтение и письмо на иностранном языке, спортивная игра и др.), нуждаются в систематически проводимых подкреплениях путем повторения этих видов деятельности.

2. Безусловные рефлексы могут быть различными у отдельных представителей одного и того же вида животных. Например, дрессированное животное имеет такие условные рефлексы, которыми не обладает недрессированное животное того же вида.

3. Совпадение во времени безусловного и нейтрального раздражителей – необходимое условие для того, чтобы нейтральный раздражитель оказался способным вызывать реакцию, ранее свойственную только безусловному раздражителю. Благодаря такому совпадению нейтральный раздражитель как бы сигнализирует организму о предстоящем воздействии безусловного раздражителя, вследствие чего он и называется сигналом.

4. На базе уже закрепленных условных рефлексов образуются новые, так называемые условные рефлексы первого, второго порядка и т. д. У собак, например, были выработаны условные рефлексы третьего порядка, у человекообразных обезьян – четвертого порядка. Человек же имеет выработанные в течение жизни, в процессе воспитания и обучения, условные рефлексы до девятого порядка, наслаивающиеся на многочисленные рефлексы, выработанные в предшествующем жизненном опыте.

1.16. Сущность динамического стереотипа

Окружающая среда наряду с постоянной изменчивостью характеризуется и известной периодичностью своих трансформаций, повторяемостью раздражителей в каком-то комплексе и последовательности. Это внешний стереотип. Кроме того, бывают стереотипы внутренние, динамические.

Динамический стереотип – закрепившаяся система временных нервных связей (условных рефлексов), образовавшаяся в ответ на устойчиво повторяющуюся систему условных раздражителей и позволяющая выполнять определенные действия без значительного напряжения сознания.

И. П. Павлов распространял понятие динамического стереотипа очень широко: от простейших приемов действий человека до его образа жизни, образа мышления.

● облегчают выполнение стандартных, повторяющихся действий. Многократное повторение одних и тех же процессов в центральной нервной системе приводит к их максимальной дифференцированности, выраженности, делает осуществление динамического стереотипа легким, экономичным, автоматическим (автоматичным). Это освобождает остальные отделы мозга для творческой работы;

● обеспечивают длительное сохранение опыта действий в привычных условиях, а также готовность действовать максимально эффективно в случае, если эти условия возникнут в будущем;

● вызывают по механизму временной связи повышение готовности к предстоящей деятельности;

● обеспечивают наилучшее использование прошлого опыта в новых условиях для выработки новых связей. Взрослый человек, попавший в новые условия, отличается от новорожденного, в частности потому, что он пытается разобраться в возникшей ситуации на основе своего опыта, используя все ценное в нем, т. е. видоизменяет и динамические стереотипы, приспосабливая их к новым условиям;

1.17. Сущность и особенности функциональных систем психики

Поведение и рефлекторная деятельность человека должны рассматриваться как целостный, определенным образом организованный процесс, направленный, во-первых, на адаптацию организма к среде и, во-вторых, на активное ее преобразование. В их основе лежит деятельность функциональных систем психики, изученных П. К. Анохиным.

Функциональная система (ФС) – это такая организация активности элементов нервной системы и органов тела человека, действие которой направлено на достижение полезного приспособительного результата и позволяет продуктивно выполнять задуманное действие.

Достижение приспособительного результата осуществляется с помощью специфических механизмов, из которых наиболее важными являются:

1) афферентный синтез всей поступающей в нервную систему информации;

2) принятие решения с одновременным формированием аппарата прогнозирования результата в виде афферентной модели акцептора результатов действия;

3) собственно действие;

4) сличение на основе обратной связи афферентной модели акцептора результатов действия и параметров выполненного действия;

5) коррекция поведения в случае рассогласования реальных и идеальных (смоделированных нервной системой) параметров действия.

Состав функциональной системы не определяется пространственной близостью структур или их анатомической принадлежностью. В ФС могут включаться как близко, так и отдаленно расположенные системы организма. Она может вовлекать отдельные части любых целостных в анатомическом отношении систем и даже части отдельных органов. При этом отдельная нервная клетка, мышца, часть какого-либо органа, весь орган в целом могут участвовать в достижении полезного приспособительного результата, только будучи включены в соответствующую функциональную систему. Фактором, определяющим избирательность этих соединений, является биологическая и физиологическая архитектура самой ФС, а критерием эффективности этих объединений является конечный приспособительный результат.

Функциональные системы характеризуются:

● степенью пластичности, т. е. способностью менять составляющие их компоненты. Например, ФС дыхания состоит преимущественно из стабильных (врожденных) структур и поэтому обладает малой пластичностью: в акте дыхания, как правило, участвуют одни и те же центральные и периферические компоненты. В то же время ФС, обеспечивающая движение тела, пластична и может достаточно легко перестраивать компонентные взаимосвязи;

● индивидуальными и меняющимися требованиями к афферентации. Именно количество и качество афферентных импульсов характеризует степень сложности, произвольности или автоматизированности функциональной системы;

● способностью к саморегуляции, которая присуща ей как целому. При возможном дефекте ФС происходит быстрая перестройка составляющих ее компонентов так, чтобы необходимый результат, пусть даже менее эффективно (как по времени, так и по энергетическим затратам), но все же был бы достигнут.

Акцептор результатов действия. Необходимой частью ФС является акцептор результатов действия – центральный аппарат оценки результатов и параметров еще не совершившегося действия. Таким образом, еще до осуществления какого-либо поведенческого акта у живого организма уже имеется представление о нем, своеобразная модель или образ ожидаемого результата.

В процессе реального действия от акцептора идут эфферентные сигналы к нервным и моторным структурам, обеспечивающим достижение необходимой цели. Об успешности или неуспешности поведенческого акта сигнализирует поступающая в мозг афферентная импульсация от всех рецепторов, которые регистрируют последовательные этапы выполнения конкретного действия (обратная афферентация). Оценка поведенческого акта как в целом, так и в деталях невозможна без такой точной информации о результатах каждого из действий. Этот механизм является абсолютно необходимым для успешной реализации каждого поведенческого акта. Более того, любой организм немедленно бы погиб, если бы подобного механизма не существовало.

В основе координационной деятельности ЦНС лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.