Блоки нервной системы лурия

До того, как вы появились на свет, мозг создает нейронную карту всех частей тела.
Если бы вы могли использовать заряды своего мозга, их бы хватило, чтобы зажечь электрическую лампочку в 10 ватт.
Прикасаясь к чему-то, мы посылаем в мозг импульсы, идущие со скоростью 200 километров в час.
Подсчитано, что в течение дня человеческий мозг порождает примерно 70 000 мыслей.
Вес мозга составляет только 2% от веса вашего тела, однако 20% крови, проходящей через сердце, несет питательные вещества именно к мозгу.
Роберт Фрост: Мозг - удивительный орган. Он начинает работать, как только вы просыпаетесь утром и не прекращает до тех пор, пока вы не приходите на службу.
В 7 лет ваш мозг достигает своего почти стопроцентного размера.
Поначалу мозг каждого человека формируется как женский. Известно, что типичный мужской мозг отличается по биохимическому составу от типичного женского. Бомбардировка мозга эмбриона тестостероном маскулинизирует организм. Если тестостерона на ранних стадиях недостаточно, маскулинизации не происходит.
Центральная нервная система отбрасывает 99% информации, которую регистрируют ваши чувства, чтобы не беспокоить мозг несущественными деталями.
Мозговые волны имеют отношение к вашей привлекательности. Если эти волны каким-то образом совпадают с волнами возможного партнера, то контакт налаживается мгновенно. По крайней мере, так считают некоторые специалисты, работающие с энцефалографом. Они стремятся понять, возможно ли найти подходящую пару на основе анализов энцефалограмм.
Мозг использует в 10 раз больше кислорода, чем все остальные части тела, вместе взятые.
Существует устойчивое мнение, что человеческий мозг использует примерно 15% своих возможностей.
Каждый день вы используете для работы 7 миллионов клеток мозга.
Для простого распознавания геометрической формы - круга, квадрата или треугольника - ваш мозг задействует около 25 миллионов нервных клеток.
Достаточно понимать лишь 70% того, что вы слышите, - недостающее дополнит мозг.
В течение человеческой жизни клетки мозга постепенно исчезают. Однако мозг умеет хорошо приспосабливаться. Такая пластичность помогает ему справляться с потерей клеток. Мозг может компенсировать старение или даже травму, изменяя собственную структуру. Обычно в таких случаях меняются количество и эффективность связей между нейронами.
Ваш мозг постоянно отделяет истинную информацию от ложной. Тесты памяти показывают, что люди легко вспоминают то, что считают правдой, и чаще забывают то, что кажется им ложью.
Возможно, человеческий мозг содержит более чем 1014 синапсов. В нашем организме попросту недостаточно генов, чтобы соответствовать такой сложности. Исследователи определили, как внегенетические факторы (включая нейронную активность, контакт с другими клетками, радиацию и химические воздействия) влияют на работу мозга, особенно в то время, когда он растет и развивается. Прибегнув к компьютерной терминологии, можно сказать, что наш мозг постоянно перепрограммирует себя в ответ на внешние и внутренние воздействия.
Четвертая часть человеческого мозга связана с функцией зрения.


Источники:
Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. Учебное пособие. - М., 2005.
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2003.
Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. 4-е изд. - СПб., 2010.
Бадалян Л.О. Невропатология: учебник для студ. высш. учеб. заведений - М., 2007.
Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. Учебное пособие. - СПб., 2008.
Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. - М., 1992.
Джуан Ст. Странности нашего мозга. - М., 2009.

Интегративная деятельность мозга может быть представлена в виде взаимодействия трех основных функциональных блоков, участие которых необходимо для осуществления любой психической деятельности:

1) блок регуляции тонуса и бодрствования (ретикулярная формация ствола мозга и среднего мозга, лимбическая система),

2) блок приема, переработки и хранения информации (центральный корковый аппарат того или иного модально-специфического анализатора),

3) блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности (моторная область, префронтальные отделы головного мозга).

Для того чтобы обеспечить полноценные психические процессы, необходимо бодрственное состояние человека. Только в условиях оптимального бодрствования человек может наилучшим образом принимать и перерабатывать информацию, вызвать в памяти системы связей, программировать деятельность, осуществлять контроль за ней. Для организованного психического процесса решающую роль играет сохранение тонуса коры.

В 1949 г. Г. Мэгун и Г. Моруци обнаружили, что в стволовых отделах головного мозга находится особое нервное образование, регулирующее и модулирующее состояние мозговой коры (ретикулярная формация).

Одни из волокон РФ направляются вверх, оканчиваясь в конечном итоге в новой коре. Это восходящая РФ, играющая решающую роль в активации коры и в регуляции ее активности. Другие волокна идут в обратном направлении: они начинаются от более высоко расположенных нервных образований – новой и древней коры, хвостатого тела и ядер зрительного бугра – и направляются к расположенным ниже структурам среднего мозга, гипоталамуса и мозгового ствола. Эти образования получили название нисходящей ретикулярной системы. Оба эти отдела составляют единую систему, единый саморегулирующий аппарат, который обеспечивает изменение тонуса коры, но вместе с тем сам находится под регулирующим влиянием происходящих в ней изменений.

Ретикулярная формация – аппарат, обеспечивающий регуляцию тонуса коры и состояний бодрствования. Исследование показало, что раздражение одних ядер РФ вызывает реакцию пробуждения, повышает возбудимость, обостряет чувствительность. Поражение же других ядер ПФ вело к снижению тонуса коры, к появлению состояния сна.

Активирующая РФ была названа неспецифической; ее активирующее и тормозное влияние равномерно затрагивает все сенсорные и двигательные функции организма.

Можно выделить по крайней мере три основных источника этой активации.

Первый из этих источников – обменные процессы организма, приводящие к сохранению внутреннего равновесия организма (гомеостазиса), Наиболее простые формы связаны с дыхательными, пищеварительными процессами, с обменов веществ, с внутренней секрецией. Все они регулируются, главным образом, аппаратом гипоталамуса. РФ, тесно связанная с гипоталамусом, играет важную роль в наиболее простой форме активности,

Второй источник активации связан с поступлением в организм раздражителей из внешнего мира и приводит к возникновению совершенно иных форм активации, проявляющихся в виде ориентировочного рефлекса. Как показали микроэлектродные исследования, ориентировочный рефлекс тесно связан с неспецифическими ядрами таламуса, хвостатым ядром и гиппокампом.

Третьим источником активации человека служат планы, перспективы и программы, которые формируются в процессе сознательной жизни людей: они социальны по своему происхождению и осуществляются при участии сначала внешней, а потом и внутренней речи. Всякий сформулированный в речи замысел вызывает целую программу действий, направленных к достижению этой цели. Мозговой аппарат, лежащий в основе этой активности, представлен теми связями, которые существуют между высшими отделами коры и нижележащей РФ.

Нисходящие аппараты ретикулярной формации представлен нисходящими волокнми, идущими преимущественно от префронтальной коры, адресуются к ядрам зрительного бугра и нижележащим стволовых образований и являются тем аппаратом, посредством которого высшие отделы мозговой коры, непосредственно участвующие в формировании намерений и планов, управляют работой нижележащих аппаратов ретикулярной формации таламуса и ствола.

Кроме ретикулярной формации среднего мозга, за регуляцию уровня бодрствования отвечают структуры базальной области переднего мозга, таламус и структуры лимбической системы.

Таким образом, в регуляции функционального состояния мозга в той или иной степени участвуют многие структуры. Если ретикулярная формация среднего мозга имеет организующее значение, формируя определенную фоновую активность, зависящую от внешней стимуляции, то остальные структуры включены в модуляцию этого состояния, создавая конкретный уровень активации.

Между корой больших полушарий и ретикулярной форма­цией имеются двусторонние связи. Ретикулярная формация оказывает тонизирующее влияние на кору больших полушарий, а кора, в свою оче­редь, посылает в ретикулярную формацию свои нисходящие импульсы, которые могут снижать или возбуждать ретикулярную формацию. Когда ретикулярная формация усиливает свое активирующее влияние на кору, она тем самым включает в действие противоположно действующий механизм, который через кортико-ретикулярный путь подтормаживает саму ретикулярную формацию. Благодаря такой саморегуляции обеспечивается ста­бильный уровень активности мозговых механизмов.

Рис.19. Три структурно-функциональных блока мозга (А - первый, Б – второй, В - третий)

А. Б.
В.
А – I блок - 1/ мозолистое тело; 2/ средний мозг; 3/ теменно-затылочная борозда; 4/ мозжечок; 5/ ретикулярная формация; 7/ гипоталамус; 8/ таламус. Б.В.-II,III блоки - 1/премоторная область; 2/прецентральная извилина; 3/ центральная извилина; 4/ моторная область; 5/префронтальная область.

Второй функциональный блок – наружные отделы новой коры: затылочная кора (зрительная), височная кора (слуховая), теменная (общая чувствительность).

По своим функциональным особенностям аппарат второго блока приспособлен к приему раздражителей, доходящих до головного мозга от периферических рецепторов. Этот функциональный блок обладает высокой модальной специфичностью.

Основу этого блока составляют первичные или проекционные зоны коры, которые характеризуются высоким развитием нейронов IV афферентного слоя, значительная часть которых обладает высокой специфичностью. Нейроны этих зон коры реагируют только на узкоспециальные свойства раздражителей (оттенки цвета, характер линий, направление движений и т.д.).

Вокруг первичных зон расположены вторичные зоны коры (или гностические). Нейроны этих зон не имеют столь выраженной модальности и включают в свой состав значительное число ассоциативных нейронов с короткими аксонами, что позволяет комбинировать поступаюшие возбуждения.

Познавательная деятельность человека никогда не протекает, опираясь лишь на одну модальность (или зрение. или слух. или осязание). Любое предметное восприятие или представление является результатом полимодальной деятельности. Поэтому оно должно опираться на совместную работу целой системы зон коры головного мозга. И функцию обеспечения такой совместной работы целой группы анализаторов несут третичные зоны – зоны перекрытия корковых отделов различных анализаторов. Эти зоны расположены на границе затылочного, височного и заднецентрального отделов коры и составляют основную часть образования нижнетеменной области – задний ассоциативных центр.

Таким образом, деятельность третичных зон отделов коры необходима для перехода от уровня непосредственного наглядного синтеза, к уровню символических процессов, для оперирования значениями слов, сложными грамматическими и логическими структурами, системами чисел (мышление, память).

Прием, переработка и хранение информации составляют только одну сторону сознательной жизни человека. Ее другая сторона – организация активной, сознательной, целенаправленной деятельности. Она обеспечивается третьим функциональным блоком мозга – блоком программирования, регуляции и контроля.

Человек не только пассивно реагирует на доходящие до него сигналы. Он создает замыслы, формирует планы и программы своих действий, следит за их выполнением, регулирует свое поведение, приводя его в соответствие с планами и программами.

Этим задачам и служат аппараты третьего блока головного мозга, расположенные в передних отделах больших полушарий – кпереди от передней центральной извилины. Выходными воротами этого блока служит двигательная зона коры (4-ое поле), 5-й слой, который содержит гигантские пирамидные клетки Беца. Волокна от них идут к двигательным ядрам спинного мозга, а оттуда к мышцам, составляя части большого пирамидного пути.

Импульсы, посылаемые на периферию, должны быть хорошо подготовлены и только после такой подготовки могут обеспечить нужные целесообразные движения. Такая подготовка двигательных импульсов не может быть выполнена самими пирамидными клетками. Оно должна быть обеспечена как в аппарате передней центральной извилины, так и в аппаратах вторичных зон коры, которые готовят двигательные программы, лишь затем передающиеся на гигантские пирамидные клетки.

Передняя центральная извилина является лишь проекционной зоной, исполнительным аппаратом мозговой коры. Решающее значение в подготовке двигательных импульсов имеют вторичные и третьичные зоны, где формируются двигательные планы и программы и лишь затем переходят к аппаратам первичной двигательной зоны, которая посылает подготовленные импульсы на периферию.

Наиболее существенной частью третьего функционального блока мозга являются префронтальные отделы мозга. Особенностью данной области мозга является ее богатейшая система связей как с нижележайшими отделами мозга и отделами РФ, так и с о всеми остальными отделами мозга. Эти связи носят двусторонний характер.

Многочисленные исследования подтверждают, что лобная кора участвует в генерации процессов активации, возникающей при наиболее сложных формах сознательной деятельности, в организации которой важнейшую роль играет речь. Лобные доли принимают самое непосредственное участие в повышении состояния активности, которое сопровождает всякую сознательную деятельность. Именно лобные отделы коры и обеспечивают те сложные формы программирования, регуляции и контроля сознательной деятельности человека, которые не могут осуществляться без участия оптимального тонуса корковых образований.

- Мозговые структуры объединяются в более крупные морфофункциональные единицы на основе их роли в психической деятельности;

- Сходство функций; функциональная специфичность и общность структур;

- Концепция связана с новым взглядом на классификацию афазий. Новый взгляд на мозг.

Предпосылки возникновения концепции:

- Концепция появилась после того, как были завершены работы по памяти в 1973 году. Выяснилось, что особую роль в процессах памяти играют глубинные, подкорковые структуры => Лурия обратил внимание на глубинные структуры.

- Нейрохирургия тоже вышла на глубинные структуры в связи с психохирургией (Пенфилд, Бехтерев). Пример: операции, связанные с паркинсонизмом.

Получены данные, что подкорковые структуры высокоспецифичны, связи между ними сложны.

- Развитие когнитивной психологии. Становление и использование информац. подхода.

1. Блок регуляции тонуса и бодрствования.

(Восходящая и нисходящая ретикулярная формация, ср.мозг, гипоталамус, таламус, медиальные отделы височных долей, гиппокамп, лимбическая система, медиальные отделы лобных долей).

Поражение этих структур приводит к резкому снижению тонуса коры, появлению состояния сна с синхронизацией в ЭЭГ, иногда к коматозному состоянию. Здесь структуры, связанные с витальными потребностями. Приток сенсорной информации. Источники активности находятся внутри самого блока. С этим блоком связаны побудительные мотивы, желания, эмоции.

Источники активации: 1) Обменные процессы организма (связанные с гипоталамусом ретикулярные формации продолговатого и среднего мозга). 2) Ориентировочный рефлекс. Связан с поступлением в организм раздражений из внешнего мира. Активирующая и тормозящая (модулирующая) функция нейронов гиппокампа и хвостатого тела – источник регуляции тонических состояний мозговой коры, кот.связаны с наиболее сложными формами ориентировочного рефлекса. 3) Намерения, планы, перспективы и программы.

Аппараты первого функц.блока не только тонизируют кору, но и сами испытывают ее дифференцирующее влияние, первый блок работает в тесной связи с высшими отделами коры.

Работа по принципу градуальных изменений. Блок построен по вертикальному принципу – восхождение от простых к сложным. ФАКТОРЫ: 1) необходимый энергетический уровень психической активности чел-ка, степень активности, ее длительность и избирательность; 2) установление баланса между возбудителями и тормозными процессами.

ФУНКЦИИ: память, внимание, эмоции, сознание (спорно).

2. Блок приема, переработки и хранения информации.

Наружные отделы новой коры, ее задние отделы; блок включает в свой состав аппараты затылочной, височной и теменной (общечувствит) областей. (СМ. СЕМИНАР).

Модальноспецифич. блок. Строение: рецепторыàпромеж.структурыàкора (первичные - проекционные, вторичные-гностические поля). Соматотопич. проекция обеспеч. тонкий анализ различных параметров поступающей инф-ции. Здесь работает принцип иерархической организации. Третичные поля – ТПО. Синтез синтезов. Высший уровень обобщения образов мира. Эта область обеспеч. переход от чувств.восприятия к символическому уровню.

Обладает высокой модальной специфичностью.

Структуры данного блока подчиняются следующим законам:

1. Закон иерархического строения корковых зон

2. Закон убывающей специфичности иерархически построенных зон

3. Закон прогрессивной латерализации функций.

ФАКТОРЫ: анализ и синтез модально-специфич.видов информации.

ФУНКЦИИ: гностическая деятельность человека на перцептивном и мнестическом уровнях.

При расстройствах этого блока возникают: агнозии, афазии, апраксии.

3. Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности.

Организация активной сознательной психической деятельности.

Лобные доли. Передние отделы больших полушарий, спереди от передней центральной извилины.

Двигательная зона корыà двигательные ядра спинного мозга à мышцы (большой пирамидный путь). Данный блок не содержит модально-специфических зон

В пределах передней центральной извилины аппарат, участв.в подготовке двигательных программ – верхние слои коры и глиальное серое вещ-во. Префронтальные отделы мозга – гранулярная лобная кора – относ.к третичным зонам – играют решающую роль в формировании намерений и программ. Здесь – богатые двусторонние связи с нижележащими отделами.

Поэтапное построение двигательных программ, построение речи, процессуальная сторона мышления. Данный блок отвечает за организацию активной сознательной психической деятельности.

При поражениях: кинетическая апраксия, тормозность мыслительных процессов.

Таблица 1. Сравнительная характеристика 3 блоков мозга.

БЛОК 1 БЛОК 2 БЛОК 3
Функции Регуляция тонуса и бодрствования: Получение, переработка и хранение информации Программирование, регуляция и контроль сложной деятельности.
Основной аппарат функционирования Ретикулярная формация Задние отделы новой коры Префронтальные отделы больших полушарий
Специфичность Специфичность, отличная от модальной специфичности Модальная специфичность Нет модальной специфичности
Характеристика процессов регуляции Нисходящие и восходящие Восходящие (Закон убывания специфичности) Нисходящие

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Марина Елецкая
Нейропсихологический подход в логопедии. Функциональные блоки мозга А. Р. Лурия

Выделяют восемь категорий детей с нарушениями в развитии:

- дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие и позднооглохшие);

- дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

- дети с нарушением речи (логопаты);

- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич);

- дети с задержкой психического развития (замедленности мыслительных процессов, нарушение внимания);

- дети с нарушением поведения и общения (расстройство аутистического спектра);

- дети с нарушением интеллекта (умственная отсталость);

- дети со сложными дефектами в развитии (глухие или слепые дети с нарушениями интеллекта, слепоглухонемые).

У детей с тяжелыми нарушениями речи первичным дефектом является недоразвитие речи. У них отмечаются психофизические отклонения различной выраженности, которые вызывают расстройства коммуникативной и познавательной функции речи. У детей остальных категорий, могут быть нарушения речи, но они вторичны.

Логопед сталкивается с различными нарушениями, поэтому он должен знать и применять различные методики, технологии в своей коррекционной работе.

Речь – это высшая психическая функции, которая является основным средством выражения мысли. Опираясь на анатомо-физиологические основы, речь реализуется сложными структурными образованиями, в которые объединены центральный и периферический отдел. Коснемся именно центрального отдела, который состоит из головного мозга.

Необходимо обратиться к нейропсихологии для понимания функционирования головного мозга.

Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов. Она изучает, какие зоны мозга отвечают за ту или иную психическую функцию. Какие зоны работают, когда человек читает или говорит. Эта наука была создана в середине 20 века в нашей стране Александром Романовичем Лурия.

А. Р. Лурия разделил (условно) мозг человека на 3-и функциональных блока, взаимодействие которых необходимо для любой психической деятельности.

Согласно данной модели, каждая высшая психическая функция, интерпретируемая как сложная сознательная форма психической деятельности, реализуется при участии 3-х блоков мозга. Каждый из них вносит специфический вклад в ее осуществление и характеризуется определенными особенностями строения и физиологическими принципами, лежащими в основе его работы, а также той ролью, которую он играет в реализации психической функции.

Три основных функциональных блока мозга:

I блок – энергетический;

II блок – приём, переработка и хранение внешней информации;

III блок – программирование, произвольная регуляция и контроль психической деятельности.

Первый блок мозга – Энергетический блок (Рис. №1).

1-й блок - обеспечение условий для психической деятельности. Он обеспечивает условия, в которых будет проистекать психическая деятельность. Два самых главных условия – бодрствование и должный тонус (возбуждение) коры. За эту работу отвечает не кора, а подкорковые отделы и части мозга, расположенные вблизи ствола, включая лимбическую систему и ряд других структур. Все, что происходит с мамой во время беременности (болезни, психотравмы, прием лекарств и т. д.) откладывает свой отпечаток на формирование 1 блока мозга.

Если недостаточно развит первый блок, ребенок быстро утомляется. К концу письменных работ увеличивается количество ошибок, и они становятся более грубыми. На уроках такие дети зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться, ронять карандаши, ручки, мешать другим.

Признаки нарушений в развитии 1-го блока мозга:

- истощаемость, утомляемость, вялость;

- аллергии у ребенка;

- часто болеющие дети;

- дети, которые долго не могут научиться завязывать шнурки;

- движение языком во время письма (другие синкинезии);

- сужение полей зрения и др.

Комплекс нейропсихологического сопровождения 1-го блока мозга включает в себя:

- тренировка мышц речевого аппарата;

- упражнения для шеи, плеч, рук и ног.

Таким образом, комплекс этих технологий, ориентированных на коррекцию 1 -го функционального блока мозга формирует сенсомоторное обеспечение, которое в свою очередь активирует общий энергетический, эмоциональный и тонический статус, гармонизирует нервно-соединительные взаимодействия.

Второй блок мозга – Приём, переработка и хранение внешней информации (Рис. №2).

2-й блок – получение и анализ «входящей информации (в значительной степени от органов чувств). Включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны, которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Это операциональный уровень заложенных и приобретенных в течение жизни навыков и автоматизмов в любой сфере человеческого бытия: письма и речи, различных сенсомоторных паттернов. Данный блок формируется от 3-х до 7-и лет.

На особенности письма у школьников с левополушарной дисфункцией указывают: смещение букв по акустико-артикуляторному принципу, ошибки обозначения границ слов, бедность словарного запаса.

Правополушарные гностические трудности обусловливают ошибки, связанные с особенностями переработки зрительно-пространственной информации: оптические замены букв, несоблюдение строки, наклона и размера букв, трудности их запоминания.

Признаки несформированности 2-го блока:

- несформированность пространственных представлений (у школьников – чтение через абзац, пропуски слов, несоблюдение строчек и т. п.);

- несформированность сенсомоторных координаций (согласованные глаз и действия рук и т. п.);

- неловкость, однотипность движений.

Методы коррекции 2-го блока мозга: направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушария.

С помощью коррекции мы можем начинать внедрение специальных когнитивных процедур более высокого порядка. Мишенями здесь становятся те психические функции, которые надстраиваются в онтогенезе над сенсомоторным фундаментом. Это: соматогнозис, тактильный, зрительный, слуховой гнозис, моторная и речевая кинетика, память, пространственные представления и речь.

Третий блок мозга – Программирование, произвольная регуляция и контроль психической деятельности (Рис. №3).

Если первичный блок принимает информацию, поступающую от одного из органов чувств, вторичный блок обрабатывает ее, а третий блок соединяет информацию, полученную из разных органов чувств и соответствующих областей мозга.

3-й блок – собственно психическая деятельность. Тут происходят процессы, связанные со сложной психической деятельностью: речь, память и многое другое. Функции этого блока: планирование высшей психической деятельности, самоорганизация и регуляция (то есть ее фактическое исполнение, контроль. Собственно, поэтому третий блок и называют блоком программирования, регуляции и контроля. Для данной работы задействуют передние отделы больших полушарий (преимущественно лобные доли). Данный блок формируется от 7-и до 15-и лет. Полное созревание лобных долей происходит к 20-и годам.

К нарушениям письма при дисфункции этого блока относят персеверации, упрощения, пропуски букв, слогов, слов. При письме под диктовку и при списывании учащиеся допускают большое количество ошибок обозначения границ предложения, границ слова. Ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать, даже если хочет. В работах этих учеников большое количество орфографических ошибок. Дети не в состоянии контролировать осуществление такой сложной и многоступенчатой программы как орфографическое правило.

Признаки недостаточной сформированности у детей 3-го блока мозга:

- отвлекаемость на любой стимул, полевое поведение;

- упрощение любой программы;

- пропуски букв в письме, недописывание слов, недоделывание заданий;

- не могут решить смысловую задачу.

Методы коррекции 3-го функционального блока мозга: направлены на формирование оптимального функционального статуса передних отделов мозга, что приводит в онтогенезе к закреплению контролирующей роли произвольной саморегуляции над всеми иными составляющими психики, что, собственно, и является целью и результатом нормального онтогенеза.

Упражнения, направленные на формирование навыков внимания и преодоления стереотипов, формирование программирование, целеполагание, на развитие способности к самоконтролю, коммуникативных навыков, интеллектуальных процессов.

Большое количество упражнений, представленных в работах Т. В. Ахутиной, Семенович А. В, Н. М. Пылаевой, А. Е. Соболевой, Е. Н. Емельяновой, можно адаптировать к логопедическим занятиям, так как их использование повышает интерес и мотивацию к занятиям.

Общая структурно-функциональная модель организации мозга, предложенная А. Р. Лурия, предполагает, что различные этапы произвольной, опосредованной речью, осознанной психической деятельности осуществляется с обязательным участием всех трех блоков мозга.

Поражение одного из 3-х блоков (или его отдела) отражается на любой психической деятельности, так как приводит к нарушению соответствующей стадии (фазы, этапа) ее реализации.

Детская нейрокоррекция – это работа со всеми ТРЕМЯ блоками мозга. На занятиях идет поэтапное проживание каждой фазы развития, стимулирование всех зон мозга.


Блоки Деньеша для малышей. Как можно использовать мультимедийные презентации в математическом развитии младших дошкольников Блоки Деньеша для малышей. Как можно использовать мультемидийные презентации в математическом развитии младших дошкольников. У меня большой.


Блоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возраста Блоки Дьенеша – преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаУважаемые коллеги, я много лет работаю с детьми раннего дошкольного.


Неделя логопедии в детском саду. Фотоотчет. В нашем детском саду проходила неделя логопедии, так, как, в настоящее время наблюдается задержка речевого развития у детей дошкольного.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.