Больной с амнестической афазией тест

Афазия – это нейропсихологическое расстройство, которое характеризуется нарушением приобретенных функций речи. Амнестико-семантическая афазия – подвид дисфазии, сопровождающийся трудностью называния предметов при условии, что больной знает их назначение.

Патофизиология дисфазии изучена мало, однако известно, что в основе нарушения лежат не моторные и сенсорные расстройства, а патология структур, отвечающих за кратковременную и долговременную память, а также повреждение теменно-височной коры головного мозга.

Отличительной чертой амнестическо-семантической афазии является то, что у больного сохранен интеллект, смысловое понимание и отражение сути предмета внутри сознания. В отличие от других дисфазий, например, моторной, при амнестической не нарушается артикуляция и нет эхо-симптомов (эхолалия), при которых больной непроизвольно повторяет слова из речи собеседника.

Амнестическая афазия как самостоятельное заболевание разделяется на два подвида:

Причины

Амнестическая афазия наблюдается при поражении теменно-височной области конечного мозга. Характерна функциональная асимметрия: у правшей амнестическая дисфазия возникает при поражении левого полушария, у левшей – правого.

Нейроны височной и теменной коры погибают из-за таких причин:

  • Ишемический или геморрагический инсульт. При остром нарушении кровообращения эти зоны страдают от недостатка кровотока, ишемии и гипоксии. Вследствие нехватки питательных веществ они умирают.
  • Черепно-мозговая травма. Гибель нервных клеток наблюдается после прямого удара по черепу, если его локализация приходится на теменную и височную область.
  • Ошибки в ходе операции на головном мозгу.
  • Острые инфекционные заболевания с вовлечением коры головного мозга, например, энцефалит или нагноение.
  • Опухоли, механически сдавливающие нервную ткань.
  • Острая интоксикация вследствие отравления ядами, тяжели металлами или лекарствами.
  • Нейродегенеративные заболевания: болезнь Альцгеймера, Пика, Паркинсона, хорея Гентингтона.
  • Эпилепсия.


Симптомы

Амнестическая афазия характеризуется трудностью называния предметов. Признаки амнестической афазии:

  1. Снижение скорости обработки понимания слов. Так, например, это выявляется, когда с больным быстро говорить. Пациенту нужно больше времени, чтобы понять смысл озвученной ему информации.
  2. Невозможность повторить основную суть повествования. Например, общаясь с пациентом, вы рассказываете ему небольшую историю. После просьбы повторить больной из 20 слов рассказа воспроизводит 3-4. Здесь же бывает характерно ретроактивное торможение, при котором пациент повторяет последние несколько слов из предложения, а первые забывает.
  3. Словесная реминисценция. Больному хорошо удается воспроизвести материал рассказа спустя несколько часов.
  4. Активная жестикуляция и мимика. Чтобы передать больше информации, больной обращается к выраженным интонациям, движениям рук и мимике. Таким образом пациент пытается компенсировать дефект речи.

Дополнительная и не обязательная характеристика амнестической афазии (возникает не у всех):

  • Слабые зрительные образы, связанные с предметом, который назван врачом.
  • Речь замедлена, между словами присутствуют паузы длиной в несколько секунд.

Диагностика

Амнестическая дисфазия диагностируется тяжело. Диалогическая речь относительно сохранена, и при первом взгляде может и не вызвать вопросов и подозрений и у врача. Фразы выстроены верно, слова стоят в правильном порядке. Первое, что может вызвать опасения – трудности в подборе слов и небольшие паузы между ними, однако после подсказки больной быстро вспоминает и называет слово.

Следующие диагностические приемы выявляют болезнь:


Методы коррекции

Коррекция заключается в улучшении работы нейронных связей между отделами коры головного мозга. Суть – восстановить соотношения названий предметов и их предназначения при помощи изображений с картинами и метода классификации. Упражнения начинаются с легкого. Например, просят показать и назвать свои части тела. Далее пациента просят осмотреть комнату и найти предмет по названию, озвученное врачом.

Сложные упражнения представляют собой написание небольших рассказов по картинкам, которые дает нейропсихолог, просят пересказать повествование. Эти упражнения расширяют объем слуховой и зрительной памяти.

Определите, к какому из определений относится понятие, котором говорится об утрате речи вследствие локального поражения речевых зон коры головного мозга.

( а)афазия;

б) ринолалия;в) заикание;г) дисграфия.

53. При поражении задней трети верхней височной извилины возникает следующая форма афазии:

55. Первые попытки локализации высших психических функций предпринял: ;

56. Нарушение наглядно – образного мышления возникает при поражении:

б) теменно-затылочных отделов мозга

57. При поражении лимбической системы возникают следующие симптомы нарушений памяти:

в) нарушения кратковременной памяти;

58. Методику дихотического прослушивания для выявления специфических нарушений внимания предложил:

59. Корсаковский синдром возникает при поражении следующих отделов головного мозга:

б) лимбической системы;

61. Системные персеверации возникают при:

а) предметной агнозии;

60. Симптом дископии – дисграфии возникает при поражении:

г) зоны ТРО. Второй синдром поражения МТ – синдром "дископии-дисграфии". Он проявляется в том, что больному становится полностью недоступно письмо левой)рукой в сочетании с невозможностью рисовать (срисовывать) правой рукой. Диагностическим приемом, позволяющим дифференцировать эти симптомы от обычных нарушений письма и зрительно-конструктивной деятельности является смена руки при выполнении заданий. Больным с комиссуротомиями доступно письмо правой, а выполнение рисунка левой рукой.

62. Соотнесите формы афазий и их типичные симптомы:

Афферентная моторная Б

А)Нарушения пространственных и квазипространственных отношений.

Б) Нарушение артикуляции

В) Нарушение фонетико-фонематичес-кого слуха

Г) Нарушение построения внутренней фразы

Д) Нарушение слухоречевой памяти,

Е) Нарушение номинативной функции речи

63. Дайте определения следующим понятиям:

1. Фактор определенный вид аналитико-синтетической деятельности специфических, дифференцированных, определенных мозговых зон.

Синдром - сочетанное, комплексное нарушение психических функций, возникающее при поражении определенных зон мозга и закономерно обусловленное выведением из нормальной работы того или иного фактора. Нейропсихологический синдром — закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное выпадением (или нарушением) определенного мозгового фактора.

* симптом — понятие, обозначающее нарушение высшей психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга.

*Нейро-психологические симптомы делятся на первичные, непосредственно связанные с нарушением деятельности головного мозга, и вторичные — возникающие как следствие первичных по законам системной взаимосвязи с первичными нарушениями.

64. Охарактеризуйте психологические принципы восстановительного обучения.

Л. С. Цветкова описывает ряд принципов восстановительного обучения, разработанных под руководством А. Р. Лурия. к психологическим принципам относятся:

— принцип учета личности больного. Восстановительное обучение должно исходить из задач лечения человека, восстановления нарушенной функций у больного, а следовательно, опирается на мотивационную сферу деятельности;

— принцип опоры на сохранные формы вербальной и невербальной деятельности больного. Опора на прошлый опыт больного позволяет перенести пострадавшую функцию на другой, более низкий и доступный, уровень ее осуществления;

— принцип опоры на предметную деятельность. Как известно, психические процессы формируются в предметной, специально организованной деятельности. Естественно, что их восстановление должно идти в тех же условиях;

— принцип программированного обучения предусматривает разработку программ, состоящих из ряда последовательных операций, выполнение которых приводит к реализации нарушенного умения.

психологические и психолого-педагогические

74. В функциональные обязанности нейропсихолога не входит:

г) проведение нейропсихологической диагностики.

76. Инструментом для выделения нейропсихологического фактора является:

в) синдромный анализ

78. Неспецифические расстройства памяти преимущественно связаны с работой:

б) второго блока мозга;

72. При поражении височных отделов головного мозга возникают следующие эмоциональные нарушения:

а) устойчивые депрессии;

70. Феномен проактивного торможения проявляется в:

б) невозможности повторить элементы словесного ряда кроме первых двух слов;.

65Охарактеризуйте неспецифические симптомы при поражении глубоких подкорковых структур.

а) первая группа — нейродинамические нарушения (или нарушения динамического аспекта) всех высших психических функций в виде снижения их скорости, продуктивности, неравномерной эффективности выполнения заданий и т. п. К этой группе динамических нарушений примыкают и модально-неспецифические нарушения внимания в виде общей рассеянности, трудностей сосредоточения, легкой отвлекаемости и т. д. К динамической группе симптомов относится и изменение общего функционального состояния мозга, его колебания, истощаемость, астения и т. п.;

б) вторая группа симптомов сложнее. Она включает более избирательные нарушения — памяти и эмоциональных процессов. В то же время у больных нет явных дефектов других познавательных процессов (кроме динамических): зрительного, слухового, тактильного гнозиса, речевых или двигательных дефектов. Нарушения памяти носят модально-неспецифический характер, т. е. не зависят от модальности запоминаемого материала. Преимущественно страдает кратковременная память при относительной сохранности долговременной (например, профессиональной) памяти. Эмоциональные нарушения могут проявляться в форме эмоциональной возбудимости, повышенной реактивности или аффективных пароксизмов, вспышек негативизма, гнева. Общая структура эмоционально-личностной сферы нарушается по-разному. В одних случаях она относительно сохранна, больные ос таются эмоционально адекватны, нет явных признаков эйфории или эмоционального безразличия, тупости. Сохранны как профессиональные интересы, привязанность к близким, так и личность больного в целом — он адекватно оценивает себя и окружающих. В других случаях эмоционально-личностные отношения достигают стадии грубого дефекта; в) третья группа симптомов изменения состояния сознания, которые проявляются в острых стадиях заболевания в виде отключения сознания, что особенно характерно для травматических поражений, когда в первую очередь страдают срединные стволовые структуры мозга. Возможна и более сложная феноменология нарушений сознания.

68. Выделите нарушения эмоций при поражении лобных долей:

а) обеднение эмоций;

г) исчезновение выразительных средств.

66. Больной не может одновременно воспринимать два изображения, так как резко сужен объем зрительного восприятия. Какая форма агнозии охарактеризована?

67. При поражении нижних отделов неспецифических структур у больных наблюдаются следующие симптомы, кроме:

а) резкое сужение объема внимания;

б) нарушение концентрации внимания;

в) быстрая истощаемость;

80Соотнесите локализацию и формы нарушений мышления:

Форма нарушений мышления

2. Премоторные отделы;А

1. Теменно – затылочные отделы; -Б

4. Височные отделы –В

3.Префронтальные отделы; Г

А) нарушение свернутых, автоматизированных интеллектуальных операций;

Б) нарушение наглядно – образного мышления;

В) нарушение последовательных дис-курсивных вербальных операций;

Г) нарушение операций с понятиями и логическим отношениями.

69. Эфферентная моторная афазия возникает при поражении:

б) премоторных отделов левого полушария;

71. Нарушение операций с понятиями и логическими отношениями возникает при поражении:

в) префронтальных отделов мозга;

73. Модально-специфические нарушения памяти возникают при поражении:

а) первого блока мозга; (мод-неспец)

б) второго блока мозга; в) третьего блока мозга.

75. Медиобазальные отделы мозга по классификации А.Р. Лурия относятся:

а) к энергетическому неспецифическому блоку;

77. Неспособность узнать плоский предмет на ощупь с закрытыми глазами называется:

а) аутотопагнозией; Астереогноз. Под астереогнозом понимают невозможность с закрытыми глазами узнать предмет на ощупь.

79. Дайте определение следующим понятиям:

1. Интерференция - это … О.Лазаренко считает, что интерференция - это "замена в речи билингва элементов одного языка элементами другой" .. (как следствие двуязычия. социолингвистическая проблема.)

Амнезия – это… (от греч. а — отрицат. частица и mneme — память) - нарушение памяти, возникающее при различных локальных поражениях мозга..

3. Афазия – это…(греч. aphasia , от а — отрицательная частица и phasis — высказывание), расстройство речи состоящее в утрате способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли вследствие поражения определённых зон коры головного мозга.

**********81 Продолжите определение:

82. Выделите признаки функциональных систем, которые являются общими (1) и различными (2) для физиологических и психологических функциональных систем:

д) произвольность и контролируемость.

83. Межполушарная асимметрия мозга – неравноценность, качественное различие вклада левого и правого полушарий мозга в осуществление каждой психической функции, различная мозговая организация высших психических функций в левом и правом полушариях.

84Охарактеризуйте синдром динамической афазии.

Синдром динамической афазии возникает при поражении расположенных вблизи от зоны Брока - это 9,10 и 46 поля предтеменной области коры непосредственно примыкающие к зоне Брока.

. По А.Р. Лурия в основе динамической афазии лежит нарушение организации, программирования речевого высказывания, нарушения "формирования смысловой схемы".

Общим для всех больных является утеря речевой инициативы - больные не могут спонтанно говорить, т.е. они не могут построить понятное и простое предложение. Речь их скудная, свернутая, стереотипная, но без произносительных затруднений, так же отсутствует стремление к общению. Особенно труднодоступны в использовании слова, обозначающие действия (глаголы). Понимание речи и сложных грамматических конструкций не страдает или нарушается незначительно. Чтение вслух и про себя у всех больных относительно сохранено, на запомнить прочитанное больной полностью не может. Нарушения письма неоднородны, относительно сохранено письмо под диктовку, но все больные отказываются от самостоятельного письма.

86 Охарактеризуйте психофизиологические принципы восстановительного обучения.

Л. С. Цветкова описывает ряд принципов восстановительного обучения, разработанных под руководством А. Р. Лурия. Их условно делят на психофизиологические, психологические и психолого-педагогические.

К первым, психофизиологическим, можно отнести:

— принцип квалификации дефекта (нейропсихологический анализ нарушенной функции и выявление его механизма, т. е. первичного дефекта, лежащего в основе нарушения);

— принцип использования сохранных анализаторных систем в качестве опоры при обучении. В ряде случаев пораженное звено функциональной системы может быть заменено сохранным;

— принцип опоры на разные уровни организации психических функций. Восстановительное обучение должно учитывать наличие разных уровней организации функциональной системы и использовать сохранные уровни нарушенных функций для их восстановления;

— принцип опоры на сохранные психические функции, взаимодействующие с пострадавшей (например, на речь, память, интеллект);

— принцип контроля, исходящий из положения о том, что лишь постоянный поток обратной информации обеспечивает слияние выполняемого действия с исходным намерением и своевременную коррекцию допускаемых ошибок (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, А. Р. Лурия).

85 Основным тезисом эквипотенциальности является:

г) равноценность роли всех зон мозга в реализации психической деятельности.

87. Теория эквипотенциальности (равноценности) нервной ткани К.Лешли. Для организации психики важное значение имеет масса вовлеченного мозгового вещества, а не локализация отдельных функций в мозге (все участки равноценны-эквипотенциальны). Кроме этого, решающее значение имеет структура связей между мозговыми элементами.

92. Поражение теменно-затылочной зоны левого полушария приводит к:

в) семантической афазии;

96. Продолжите определение:

К пароксизмам относятся спонтанно возникающие аффекты, не имеющие реального повода… , а также аффекты , возникающие в ответ на реальную причину, но неадекватные ей.

88. Замена нужных движений на шаблонные является признаком:

г) регуляторной апраксии

90Нарушение контроля за исполнением собственного поведения в основном связано с:

а) патологией лобных долей

89Расстройства различных видов ощущений называются:

91. Изменчивость мозговой организации функций является отражением:

б) принципа динамической локализации функций;

93 Определите соотношение:

1. Структуры височной области левого полушария (1)- Б и правого полушария (2) – Г связаны с:

б) подсистемой неречевого слуха; (левог полуш.)

г) анализом интонационных характеристик.(правое полуш)

94. Соотнесите симптомы нарушения с поражением соответствующего им уровня периферической или центральной части кожно-кинестетической системы:

А) выпадение всех видов чувствительности на определенном участке тела, унилатеральной очагу поражения =5 ;

Б) выпадение всех видов чувствительности на определенном участке тела, контрлатеральном очагу поражения;=1

В) повышение порогов болевой, температурной чувствительности, нарушение локализации боли что подходит, острая аффективная реакция;= 2

Г) астереогноз;= 4

Д) соматоагнозия=3 Ответы: (1 – таламус=Б, 2 – рецепторный уровень= В , 3 – вторичные гностические зоны, верхнетеменная область =Д , 4 – вторичные гностические зоны, нижнетеменная область; = Г 5 – проводниковый уровень ниже поясничной области =А, 6 – проводниковый уровень выше поясничной области, 7 – ядерные зоны).

К какой группе речевых нарушений относится афазия, выделяемая в классификации речевых расстройств:

в) нарушений структурно-семантического оформления высказывания;

95. Продолжите определения:

1. Нейропсихологический фактор – это …принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры.

2. Нейропсихологический синдром – это… закономерные сочетания нарушений высших психических функций. слияние нейропсихологических симптомов, связанных с выпадением одного или нескольких факторов.

3. Нейропсихологический симптом – это нарушение психических функций в результате локальных поражений головного мозга. …

97Охарактеризуйте педагогические принципы восстановительного обучения.

Психолого-педагогические принципы - это:

- принцип "от простого к сложному" . При этом главное - определить, что именно является сложным или простым при данном нарушении функции. Например, для больного с сенсорной афазией гораздо сложнее выделить отдельный звук, чем понять большой текст;

- принцип учета объема и степени разнообразия материала (вербального и картиночного). Объем не должен загружать внимание, поэтому он не может быть очень большим или слишком разнообразным;

- принцип учета сложности вербального материала . Необходимо учитывать объективную и субъективную частотность лексики, фонематическую сложность, длину слов, фраз, текста;

- принцип учета эмоциональной сложности материала . Он должен создавать положительный эмоциональный фон для занятий, положительный настрой клиента.

98.Охарактеризуйте основные требования, предъявляемые к нейропсихологу.

Основным в работе нейропсихолога в настоящее время являются задачи выявления специфики:

- дефицитарности (несформированности) психических функций на разных этапах онтогенеза и особенностей их компенсации, исследования динамики развития ВПФ;

- установления причин и разработки методов профилактики и коррекции школьной неуспеваемости. В этом случае особое значение имеет несформированность, тех психических функций, навыков и умений, которые наиболее востребованы социальной ситуацией развития ребенка - обучением в школе и его интенсификацией в современном обществе на фоне ухудшения экологии, снижения психофизического здоровья детей и, в целом, недостаточного внимания взрослых к ребенку.

99. Классическая депрессивная триада характеризуется:

а) эмоциональным торможением;б) двигательным торможением;

в) идеаторным торможением; г) всем перечисленным;прав. Ответ

д) ничем из перечисленного.

100. К простым вариантам депрессивного синдрома относится все перечисленное, кроме:

а) гневливой мании; б) веселой мании; в) спутанной мании;

г) мании с чувственным бредом; д) непродуктивной мании.

Депрессии с бредом осуждения прав. ответ

101. Маниакальная триада характеризуется:

а) повышенным настроением; ) ускоренными ассоциациями;

в) двигательным возбуждением г ) всем перечисленным; прав. Отв.

д) ничем из перечисленного.

102 К отвлеченным навязчивостям относится все перечисленное, кроме:

а) бесплодное мудрствование; ) навязчивый счет;

в) навязчивое воспроизведение в памяти забытых имен, дат, терминов и т.д.

г) навязчивое чувство антипатии;

103. Синдром деперсонализации характеризуется всем перечисленным, кроме:

в) нарушения сознания;

104. Сенестопатии характеризуются всем перечисленным, кроме:

д) восприятия, искажения формы и величины своего тела.

Соотнесите локализацию и формы нарушений мышления

Форма нарушений мышления

1. Теменно – затылочные отделы;

2. Премоторные отделы;

3. Префронтальные отделы;

4. Височные отделы

А) нарушение свернутых, автомати-зированных интеллектуальных операций;

Б) нарушение наглядно – образного мышления;

В) нарушение последовательных дис-курсивных вербальных операций;

Г) нарушение операций с понятиями и логическим отношениями.

Дайте определение следующим понятиям:

1.Речь - это высшая психическая функция или элементарная Ответ: Элементарная. Высшая

2. Какие из следующих высших психических функций локальные?
Ответ: Память. Речь. Внимание. Гнозис. Праксис. Мышление

3. Что такое устная - письменная, внутренняя - внешняя речь? Экспрессивная - импрессивная
речь?

Монологическая - диалогическая речь? Ответ: Виды речи. Функции речи

4. . Что такое коммуникативная, номинативная, накопительная, контролирующая,
регулирующая речь?

Ответы: Виды речи. Функции речи.

5. Собственное устное высказывание - какой вид речи?
Ответы: Импрессивная речь. Экспрессивная речь

6. Собственное письменное высказывание - какой вид речи?
Ответы; Экспрессивная речь. Импрессивная речь.

7. Понимание речи, чтение - какой вид речи?
Ответы: Экспрессивная речь Импрессивная речь.

8. К какому уровню мозга относятся фонема, слово, морфема, предложение?
Ответ: Символическому (языковому). Гностико-праксическому

9. К какому уровню мозга относятся акустический образ звука речи и его артикуляционная поза?

Ответ: Символическому (языковому.).Гностико-праксическому.

10. К какому уровню мозга относятся буква (графема)? Ответ: Символическому (языковому).

11. Какой отросток у нервной клетки один? Ответ: Аксон. Дендрит.

12. Каких отростков у нервной клетки много?
Ответ: Аксонов. Дендритов.

13. Что такое синапс? .

Ответ: Врожденная нервная структура Результат созревание нервных клеток

14. Сколько существует блоков мозга (по А.Р. Лурия)?
Ответ: Два. Пять. Три.

15. Какой блок мозга носит название накопительного?
Ответ: Задний. Энергетический. Передний.

16. Сколько видов полей коры мозга выделено в неврологии и нейропсихологии?

Ответ: Два. Три. Один.

17. В каком виде полей коры локализованы гнозис и праксис?
Ответ: Первичных. Вторичных. Третичных.

18. В каком виде полей коры локализована способность к использованию средств языка?
Ответ: Первичных. Вторичных.

19. В каком виде полей коры локализована буква как средство смыслового письма?
Ответ: Первичных. Вторичных. Третичных.

20. Какие поля коры мозга наиболее высокие по иерархии?
Ответ: Первичные. Вторичные. Третичные

21. Какие поля коры мозга наиболее низкие по иерархии?
Ответ: Первичные. Вторичные. Третичные

22. За счет какого вида полей коры мозга осуществляются физический слух и физическое

Ответ: Вторичных. Первичных, Третичных.

23. За счет какого вида полей коры мозга осуществляются символическая деятельность?
Ответ: Вторичных. Первичных Третичных.

24. У какого биовида, обитающего на земле, наиболее выражена функциональная
асимметрия полушарий мозга?

Ответ: у животных. У человека.

25. Какое из полушарий мозга является доминантным?
Ответ: Левое. Правое.

26. Какое из полушарий мозга является субдоминантным?
Ответ: Левое. Правое.

27. Какой тип локализации речевой и других высших психических функций?
Ответ: Динамическая локализация. Центры.

28. В рамках какого вида артикуляционного праксиса осуществляется произнесение
отдельного звука речи?

Ответ: Афферентного. Эфферентного.

29. В рамках какого вид артикуляционного праксиса осуществляется
произнесение серии звуков речи?

Ответ: Афферентного. Эфферентного._

30. Какова Локализация неречевого слухового гнозиса?
Ответ: Височная доля левого полушария. Височная доля правого полушария

31. Какова локализация речевого слухового гнозиса?
Ответ: Височная доля левого полушария. Височная доля правого полушария

32. В какой области мозга локализован предметный зрительный гнозис?
Ответ: Височной. Теменной. Лобной. Затылочной. Теменно-затылочной __

33. В какой области мозга локализованы цветовой и пальцевый гнозис?
Ответ: Височной. Теменной. Лобной. Затылочной

34.В какой области мозга локализован пальцевой праксис?
Височной, теменной, лобной, затылочной, темнено - затылочной.

35_В какой области мозга локализован динамическийпраксис? Ответ:

Височной. Теменной. Лобной. Затылочной. Теменно-затылочной

36. Что является единицей фонологического кода языка?
Ответ: Слово Фонема Морфема Предложение

37. Что является единицей лексического кода языка?
Ответ: Слово Фонема Морфема Предложение

38. Что является единицей морфологического кода языка?
Ответ: Слово Фонема Морфема. Предложение

39. Что является единицей синтаксического кода языка?

Ответ: Слово Фонема Морфема. Предложение

40. Какая речь является более развернутой по структуре?
Ответ:Устная Письменная Теменно-затылочной

41. Какая речь является более свернутой по структуре?
Ответ: Диалогическая. Монологическая.

42. Какая речь является более произвольной по способу реализации? Ответ Ситуативная. Неситуативная

43. Какая речь является симультанной?
Ответ: Внешняя. Внутренняя

44. Какая речь является дискретной?
Ответ: Внешняя. Внутренняя.

45.Что изучает психолингвистика?

Ответ: Мозговые механизмы речевой функции. закономерности перевода внутренней речи во внешнюю. Лингвистические особенности нарушений речи.

46. Каким термином обозначается развитие отдельного человека?
Ответ: Речевой онтогенез. Речевой антропогенез

47. К каким особенностям мозговой организации высших психических функций относятся
различия в коэффициенте межполушарной асимметрии мозга?

Ответ: Общечеловеским (универсальным). Индивидуальным

48. О чем свидетельствует коэффициент межполушарной асимметрии мозга, меньшими по
величине, чем нормативный?

Ответ: о гипоактивности правого полушария, гиперактивности правого полушария

49. Обязательны ли "ненормативной функциональной полушарной асимметрии левшество
или амбидекстрия в виде доминирования правой руки или двурукости?

50. Какова этиология нарушений речи органического генеза у детей? (Отметить нужное)

Ответ: Внутриутробная и родовая травма

Неблагоприятная социальная среда

51. Какова этиология нарушений речи органического генеза взрослых? (Отметить нужное)
Ответ:

Черепно-мозговая травма Ослабленное здоровье

Неблагоприятная социальная среда

Перенесенные психотравмы, стрессы

52. Какова этиология нарушений речи функционального генеза у детей?
Ответ:

Черепно-мозговая травма Ослабленное здоровье

Неблагоприятная социальная среда

Перенесенные психотравмы, стрессы

53. Какова этиология нарушений речи функционального генеза у взрослых?
Ответ: Черепно-мозговая травма

Неблагоприятная социальная среда

Перенесенные психотравмы, стрессы

54. В какую классификацию входят речевые расстройства, обозначаемые как задержка
речевого развития (ЗРР) и общее недоразвитие речи (ОНР)?

55. В какую классификацию входят речевые расстройства, обозначаемые как алалия и
афазия?

56. О недоразвитии какой способности свидетельствует наличие в речи ребенка замен
одного звука речи на другой?

Ответ: Фонематической или Фонетической

57. О недоразвитии какой способности свидетельствует наличие искажений в произношении

звука речи? Ответ: Фонематической

58. Каково состояние фонематического слуха при нарушениях
звукопроизношения по типу замен?

59. Каково состояние фонематического слуха при нарушениях
звукопроизношения по типу искажений?

60. О чем свидетельствует переход ребенка от физиологическогокосноязычия к дислалии по
типу искажений в произношении звуков речи?

Об отставании в формировании фонематической

О продвижении в формировании фонематического слуха

О первичной неполноценности органов артикуляции

61. При какой алалии преобладающим является отсутствие собственной устной речи?
Ответ:

62. При какой алалии преобладающим являются трудности понимания речи?
Ответ: Сенсорной. Моторной

63. Каково состояние внутренней речи при аталии?
Ответ:

64. Каким поражением мозга обусловлена афазия?
Ответ:

65. Какие факторы можно отнести к числу этиологических при афазии?
Ответ:

67. Какой фактор можно отнести к числу патогенетических при афазии?
Ответ: Несформированность речевой функции

Специфическое расстройство в виде потери представлений законах и правилах языка

Общее нарушение интеллектуально-мнестических процессов

68. К каким классификациям афазий относятся моторная и сенсорная афазия?
Ответ:

Классической неврологической Нейропсихологической

69. При каких формах афазии первично страдает экспрессивная речь?
Ответ:

70. При каких формах афазии первично страдает импрессивная речь?
Ответ:

71. При какой форме афазии имеется импрессивный аграмматизм (трудности понимания
логико-грамматических конструкций)?

72. Какова степень близости следующих неречевых функций к речевой? (Расположите их в
соответствующем порядке - по убывающей).

3 Предметный зрительный гнозис

6 Речевой слуховой гнозис

1 Пальцевый праксис

2 Динамический праксис

5 Оральный праксис

4 Симультанный зрительный гнозис

73. При какой форме афазии первичным дефектом является речевая слуховая
агнозия (по нейропсихологической классификации А.Р. Лурия)?

74. При какой форме афазии (по нейропсихологической классификации А.Р. Лурия) первичным дефектом является артикуляционная апраксия?

75. При какой форме афазии (по нейропсихологической классификации АР. Лурия) первичный
дефект представлен импрессивным аграммагнзмом. т.е. непониманием логико-грамматических

76. При какой форме афазии (по нейропсихологической классификации А.р.лурия) первичным
дефектом является нарушение слухо-речевой памяти

77. При какой форме афазии (по нейропсихологической классификации А.Р. Лурия) первичным
дефектом является снижение речевой инициативы?

78. Для какой формы афазии характерно отчуждение смысла слова?
Ответ:

79. Для какой формы афазии характерен аграмматизм типа телеграфного стиля?
Ответ: Моторной

Семантической Акустико- мнестической

80. Для какой формы афазии характерно сужение объема слухоречевой памяти и слабость
слухоречевых следов?

81. К какой классификации относятся фонологическая, лексическая, морфологическая и
синтаксическая афазия?

Классической неврологической Нейропсихологической

82. При какой форме афазии (по нейролингвистической классификации)
первичным дефектом является нарушение выбора слов?

Фонологической Морфологической Лексической

83. При какой форме афазии (по нейролингвистической классификации) первичным дефектом
является потеря представлений о системе фонематических противопоставлений?

84. При какой форме афазии (по нейролингвистической классификации) первичным дефектом
является нарушение построения предложения? Ответ:

Фонологической Морфологической Лексической Синтаксической

85. При какой форме афазии (по нейролингвистической классификации) первичным дефектом
является нарушение способности к словообразованию и словоизменению?

Ответ: Фонологической Морфологической Лексической Синтаксической

86. Какая область мозга специализирована в отношении слуховой модальности?
Ответ: Лобная

87. Какая область мозга специализирована в отношении зрительной модальности? Ответ: Лобная Височная Теменная Затылочная

88. Какая область мозга специализирована в отношении тактильной модальности?
Ответ:

89. Какая область мозга специализирована в отношении двигательной
модальности?

90. К какой афазии приводит очаг поражения, расположенный в височной доле мозга?
Ответ:

91. К какой афазии приводит очаг поражения, расположенный в лобной
(премоторной) доле мозга?

92. К какой афазии приводит очаг поражения, расположенный в теменной (постцентральной)
доле мозга?

Моторной эфферентной Сенсорной

93. При какой форме афазии первично нарушена повторная речь?
Ответ:

Проводниковой, динамической, моторной, сенсорной, акустико-мнестической, семантической.

100. Для какого контингента более актуально коррекционное обучение?
Ответ:

101. Для какого контингента более актуально восстановительное обучение?
Ответ:

102. У кого речевые автоматизмы играют значительную компенсаторную роль?

Ответ: у детей
у взрослых больных

104. При каком расстройстве речи наиболее актуальны прямые методы логопедической работы?

При дислексии, дизграфии афазии

105. При каких расстройствах речи наиболее актуальны обходные методы (замещающие и

При дислексии, дисграфии

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО АЛАЛИИ

1. Определение понятия АЛАЛИЯ. История изучения проблемы.

2. Клинические, психологические, лингвистические и психолингвистические направления в изучении алалии. Сравнительный анализ алалии и афазии в детском возрасте.

3. Психолингвистическая классификация алалии.

4. Этиология и патогенетические механизмы моторной (экспрессивной) и сенсорной (импрессивной) алалии.

5. Моторная (экспрессивная) алалия. Определение понятия. Кинестетическая и кинетическая апраксия. Нарушение формирования процессов речевого программирования и грамматического структурирования.

6. Сенсорная (импрессивная) алалия. Характеристика нарушения. Современные представления о патогенетических механизмах речевого расстройства.

7. Методика логопедической работы при алалии.

8. Формирование мотивации к развитию лингвистических способностей.

9. Формирование всех компонентов языка в процессе доступных ребенку форм общения и видов деятельности.

10 .Формирование речи с учетом современных представлений о процессах восприятия и порождения речевого высказывания. Отработка семантического уровня речи, далее - языкового и затем - произно­шения.

11.Формирование речи в связи с развитием всей психической деятельности ре­бенка.

12.Взаимодействие специалистов с родителями и воспитателями.

13. Реализация междисциплинарного комплексного и системного подхода к развитию речи детей с алалией.

14. Нарушение неречевых функций у детей с алалией: зрительного, слухового, тактильного восприятия, пространственного гнозиса и праксиса, кинестетического и кинетического праксиса, внимания, памяти, мышления, поведения.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.