Центральной задачей обучения при акустико гностической афазии является

1. Медицинское направление прямое восстановление пострадавшей функции с использованием медикаментозных средств (курс лечения назначается и проводится под наблюдением врача).

2. Логопедическое направление непосредственное восстановительное обучение на спец. организованных занятиях. Нужно начинать занятия как можно раньше, чтобы предотвратить возникновение вторичных нарушений и закрепление патологических проявлений. Восстановление речевой функции предусматривает восстановление пассивного и активного словарного запаса.

3. Коррекционно-педагогическая система занятий предполагает такой выбор приемов работы, который позволил бы восстановить первично нарушенную предпосылку (при ее неполной поломке), либо реорганизовать сохранные звенья речевой функции.

4. Независимо от того какая нейропсихологическая предпосылка оказывается нарушенной, при любой форме афазии, ведется работа над всеми сторонами речи: над экспрессивной, пониманием, письмом и чтением.

5. При всех формах афазии восстанавливается коммуникативная функция речи, развивается самоконтроль за ней. Лишь при понимании больным характера своих ошибок можно создать условия для его контроля за своей речью, за планом повествования.

6. При всех формах афазий ведется работа над восстановлением словесных понятий, включением их в различные сочетания.

При моторной афазии: отработка артикуляционных дифференцировок; отработка произношения слов с различной слоговой структурой; активизация лексического запаса и преодоление аграмматизма; формирование связной речи;

При сенсорной афазии: развитие фонематического восприятия; обучение понимания речи; воспитание наывка слухового контроля за собственной речью.

Основной задачей восстановительного обучения при акустико-гностической сенсорной афазии является преодоление дефектов дифференцированного восприятия звуков, восстановление фонематического слуха.

Приакустико-мнестической (амнестической) форме афазии центральная задача обучения – восстановление (расширение) объема акустического восприятия, преодоление дефектов слухо-речевой памяти и восстановление устойчивых зрительных образов-представлений предметов

В восстановительном обучении при семантической афазии обучение идет от восстановления пространственных взаимоотношений предметов с постепенным переводом действия на речевой уровень.

Центральная задача восстановительного обучения при моторной афферентной афазии – восстановление артикуляторной деятельности, а цель – восстановление устной экспрессивной речи. Основным методом восстановления речи при этой форме афазии является метод смысло-слуховой стимуляции слова. Данный метод предусматривает произношение не звука, а целого слова. Восстановление звуко-артикуляторного анализа и кинетической основы слова проводится на основе восстановленного активного и пассивного запаса слов.

При моторной эфферентной афазии основной задачей является преодоление патологической инертности и восстановление динамической схемы произносимого слова. Цель обучения – восстановление устной речи, письма, чтения. Реализация данной цели возможна при решении следующих задач: 1) общее растормаживание речи; 2) преодоление персевераций, эхолалий; 3) восстановление общей психической и вербальной активности. Три наиболее важные задачи восстановительного обучения при динамической афазии определены Л.С. Цветковой: 1) способность программирования и планирования высказывания; 2) предикативность речи (восстановление актуализации глаголов); 3) активность речи (восстановление активной фразы).

Большой вклад по разработке принципов и приемов преодоления афазии внесли Э. С. Бейн, М. К. Бурлакова (Шохор-Троцкая), Т. Г. Визель, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова.

В логопедической работе по преодолению афазии используются общие дидактические принципы обучения (наглядность, доступность, сознательность и т. п.), однако в связи с тем, что восстановление речевых функций отличается от формирующегo обучения, что высшие корковые функции уже говорящего и пишущего человека организованы несколько иначе, чем у начинающего говорить ребенка(А. Р. Лурия, 1969, Л. С. Выготский, 1984), при разработке плана коррекционно-педагогической работы следует придерживаться следующих положений:

3. Корреционно-педагогическая система занятий предполагает такой выбор приемов работы, который позволил бы либо восстановить первично нарушенную предпосылку (при ее неполной поломке), либо реорганизовать сохранные звенья речевой функции. Например, компенсаторное развитие акустического контроля при афферентной моторной афазии - это не просто замещение нарушенного кинестетического контроля акустическим для восстановления письма, чтения и понимания, а развитие сохранных периферийно расположенных анализаторных элементов, постепенное накопление возможности их использования для деятельности дефектной функции. При сенсорной афазии процесс восстановления фонематического слуха осуществляется путем использования сохранной оптической, кинестетической, а главное смысловой дифференциации слов, близких по звучанию.

4. Независимо от того, какая первичная нейропсихологическая предпосылка оказывается нарушенной, при любой форме афазии ведется работа над всеми сторонами речи: над экспрессивной речью, пониманием, письмом и чтением.

5. При всех формах афазии восстанавливается коммуникативная функция речи, развивается самоконтроль за ней. Лишь при понимании больным характера своих ошибок можно создать условия для его контроля за своей речью, за планом повествования за коррекцией литеральных или вербальных парафазий и т. п.

6. При всех формах афазии ведется работа над восстановлением словесных понятий, включением их в различные словосочетания.

7. В работе используются развернутые внешние опоры и постепенная их интериоризация по мере перестройки и автоматизации нарушенной функции. К таким опорам относятся при динамической афазии схемы предложения и метод фишек, позволяющие восстанавливать самостоятельное развернутое высказывание, при других формах афазии - схема выбора способов артикуляции при произвольной организации артикуляторных укладов фонем, схемы, используемые для преодоления импрессивного аграмматизма.

Динамика восстановления нарушенных речевых функций зависит от места и объема очага поражения, от формы афазии; сроков начала восстановительного обучения и преморбидного уровня больного.

При афазиях, возникших вследствие кровоизлияния в мозг, речь восстанавливается лучше, чем при тромбоэмболии сосудов головного мозга или обширных травмах мозга. Афазические расстройства у 5-6 летних детей (в большинстве случаев травматического происхождения) преодолеваются быстрее, чем у школьников и взрослых.

Коррекционно-педагогическая работа начинается с первых недель и дней с момента инсульта или травмы по разрешению врача и под его контролем. Раннее начало занятий предотвращает фиксацию патологических симптомов и направляет восстановление по наиболее целесообразному пути. Восстановление нарушенных психических функций достигается при длительных логопедических занятиях.

При афазии проводятся индивидуальные и групповые логопедические занятия. Индивидуальная форма работы считается основной, так как именно она обеспечивает максимальный учет речевых особенностей больного, тесный личный контакт с ним, а также большую возможность психотерапевтического воздействия. Длительность каждого занятия на раннем этапе после инсульта в среднем от 10 до 15 минут 2 раза в день, на поздних этапах - 30-40 минут не реже 3 раз неделю. Для групповых занятий (три - пять человек) с однотипными формами речевых расстройств и относительно одинаковой стадией восстановления речи время занятий 45-50 минут.

Логопед должен разъяснить родным особенности личности больного, связанные с тяжестью заболевания. На конкретных примерах объясняется обязательность его посильного участия в жизни семьи. Даются инструкции для работы по восстановлению речи.

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 791 ;

1. Подготовка больного к осознанному отношению к звукам речи.

2. Восстановление фонематического восприятия.

3. Восстановление умения выделять слово из фразы, фразы из предложения.

Поскольку непосредственная дифференцировка звуков речи недоступна больным с сенсорной афазией, восстановительное обучение должно быть направлено на включение процессов узнавания звуков в новую функциональную систему.

Этот метод является центральным в случаях сенсорной афазии и проходит через все восстановительное обучение, распадающееся на ряд стадий.

Задачей первой стадии является подготовка больного к осознанному отношению к звукам речи. Для этого следует начинать обучение с восстановления умения больного слушать речь и соотносить услышанное с определенными своими действиями.

Обучение необходимо начинать с ограничения речевого режима, с одной стороны, и восстановления осознанного отношения к слышимым речевым инструкциям – с другой.

Прямое запрещение не дает желаемых результатов, поэтому всякое переключение внимания с устной речи на разнообразные формы внеречевой работы – рисование, вышивание, конструирование и др. – обеспечивает условия для затормаживания неправильной устной речи больного.

Жесткое ограничение речевого режима должно иметь место не только на занятиях, но и вне их.

Чтобы добиться осознанного отношения к собственным словам, необходимо создать условия для того, чтобы больной мог оценивать правильность своей речи, иначе говоря, для обратной афферентации. Для достижения этой цели следует отобрать из речи больного значимые и правильно произносимые им слова, записать на магнитофон и организовать прослушивание больным этих записей.

Очень полезной может оказаться система приемов работы больного с числом: счет вслух последовательного ряда чисел (например, от 1 до 10), счет парами, тройками, выполнение практических арифметических операций и т. д.

Описанная работа создает лишь основу для преодоления центрального дефекта при сенсорной афазии – нарушения процесса звукоразличения.

На второй стадии решается основная задача всего обучения – восстановление дифференцированного и константного восприятия звуков речи.

Основным методом восстановления звукоразличения является соотнесение звука с его артикуляцией посредством опоры на оральный образ с одновременным осознанием буквенного обозначения звука и его смыслового значения. Опорой являются предметные картинки и буквы.

Чтобы обеспечить такое развернутое восприятие звука, необходимо создать адекватную серию операций, которая должна быть развернутой, выполняться на основе внешних опор и по своему составу представлять вынесенную вовне структуру процесса звукоразличения.

Сначала вся серия операций проделывается педагогом, и только постепенно в работу включается больной, выполняя предложенные операции по образцу.

Работа ведется по следующей программе:

1. Педагог произносит знакомое (прежде отработанное с больным) слово.

2. Показывает больному соответствующую картинку.

3. Педагог снова произносит это слово.

4. Педагог выделяет из данного слова первый звук, произносит его отдельно и в слове.

5. Подкрепляет эти операции реальными действиями с данным словом, составленным из букв разрезной азбуки: отделяет первую букву от слова, называет ее, снова включает букву в состав слова и произносит все слово.

6. Выделенную из составленного слова первую букву педагог подкладывает под картинку, наименование которой начинается с этой буквы.

7. Вновь называет букву отдельно и в слове.

8. Обращает внимание больного на оральный образ звука. (Больной вслед за педагогом делает попытки беззвучно имитировать оральный образ звука, контролирует себя с помощью зеркала).

Постепенно эта серия операций усваивается больным и выполняетсябыстро. Одновременно проводится ряд упражнений, с помощью которых происходит закрепление отработанных таким образом звуко-букв.

Произнесение звука больным полезно записать на магнитофон, дать больному прослушать эту запись, затем дать ему прослушать произнесение этого звука в норме и сравнить свое произнесение с нормой, и после этого букву записывают в тетрадь.

Полезны упражнения, в которых больной отыскивает и подчеркивает нужную букву в разных словах данного ему текста, подписывает ее под соответствующими предметными картинками, вписывает в слова, где она пропущена, и т.д.

В результате описанной работы больные с сенсорной афазией усваивают заданный им извне способ звукоразличения, с помощью которого они сначала учатся выделять первые звуки услышанного слова и по ним опознавать слово, а позже и другие звуки, входящие в состав слова, которые помогают уже более точному опознанию слова и актуализации его значения.

Восстановительную работу рекомендуется начинать с анализа слов, уже появившихся в импрессивной речи больных, и лишь позже можно вводить новые слова. Работа ведется в основном над словами, обозначающими предметы, явления или их признаки.

Занятия, посвященные работе над звукобуквенным анализом, должны вестись легко, непринужденно, на хорошем эмоциональном фоне больного. Материал должен быть небольшим по объему и простым – одно- сложные или двусложные слова с открытыми слогами. Ошибки должны ликвидироваться сразу же и объясняться с помощью дополнительных средств (зеркало, ощупывание, разъяснение смысла слова и т.д.).

В конце каждого такого упражнения по различению фонем соответствующие им буквы обязательно записываются больным в тетрадь (с непременным проговариванием), вписываются в пропущенные места в словах и т.д.

Восстановление осознанного отношения к звукам и словам речи позволяет па следующей (третьей) стадии обучения перейти к осознанному и дифференцированному выделению слова из фразы и фразы из контекста.

Очень полезно начинать эту работу с количественного и качественного анализа слышимой фразы с опорой на соответствующие сюжетные картинки. Предъявляемые фразы постепенно увеличиваются в объеме и усложняются по структуре.

Этот прием соотнесения слова с предметом сопровождается обязательно звукобуквенным анализом услышанного слова, составлением его из букв разрезной азбуки, громким его проговариванием при письме, чтением записанного слова и снова соотнесением услышанного, а затем записанного и прочитанного слова с соответствующей картинкой.

Эта система приемов и направлена на восстановление дифференцированного слухового отношения к звучащим словам как отдельно, так и внутри фразы, на восстановление константности звучания слов в восприятии больного и их соотнесения с конкретными предметами на основе обобщения зрительной, кинестетической и акустической информации о слове.

Восстановление понимания речи должно с самого начала идти параллельно с восстановлением чтения и письма, которые выступают в роли дополнительной опоры при восприятии звуков и слов.

Роль дополнительных опор постепенно уменьшается, но подключается к работе непосредственно акустический анализ звучащей речи с целью нормализации протекания вновь создающейся деятельности – понимания речи.

Методика работы с магнитофоном дает пациенту возможность работать самостоятельно, без педагога, выполняя определенную программу действий, состоящую из серии последовательных операций. Она направлена на дальнейшее восстановление звукоразличения, понимания слышимой речи, но уже с включением в работу пострадавшего акустического анализатора.

Такое направление в обучении способствует восстановлению не только понимания речи, но и устной речи, чтения и письма, нарушенных в связи с дефектами акустического гнозиса.

Системный распад импрессивной стороны речи, ВПФ, личности, поведения, коркового генеза. Локализация поражения – верхние височные отделы коры левого полушария, которые отвечают за анализ и синтез звуков – формирует ФС. При нарушении идет распад ФС, распад речи на уровне слова, распад понимания речи.

Восстановительное обучение: центральная задача – восстановление ФС.

1 стадия. Цель: установление контакта с больным, затормаживание логореи (многословия). Надо: упорядочивание общего и речевого поведения пациента – пациента переводят на невербальные формы деятельности. В процессе предметно практической деятельности активным должен быть логопед, пациент пассивен.

2 стадия. Цель: обучить слушать речь логопеда, стимуляция понимания обиходного словаря. Надо: магнитофонные записи, озвученное чтение, работа с натуральным рядом чисел.

17. Задачи и содержание восстановительного обучения на 3 стадии при акустико-гностической афазии.

Системный распад импрессивной стороны речи, ВПФ, личности, поведения, коркового генеза. Локализация поражения – верхние височные отделы коры левого полушария, которые отвечают за анализ и синтез звуков – формирует ФС. При нарушении идет распад ФС, распад речи на уровне слова, распад понимания речи.

Восстановительное обучение: центральная задача – восстановление ФС.

3 стадия. Цель: восстановление понимания отдельных текстов и предложений: восстановление понимания общего смысла высказывания, понимания предложений из только что проработанных текстов, предложений вне текста, понимания конкретного значения слова.

Надо: 1. а) введение в контекст текста – логопед сообщает о чем будет рассказывать, дает 2 сюжетные картинки, к одной картинке составляет описательный рассказ. Задача: послушать текст, соотнести текст с соответствующей картинкой, обвести на картинке предметные слова; б) прием соотнесения текста с соответствующей картинкой – логопед читает короткий текст, соблюдая паузы, пациент слушает и проговаривает про себя, смотрит на оральный образ, рассматривает 3 картинки: 1- соответствует рассказу, 2- близка, 3- не близка рассказу. Нужно выбрать правильную. в) аналитическое прослушивание текстов – логопед читает текст, пациент соотносит с соответствующей картинкой: подсчет предложений, анализ выделенных предметных слов, составление схем с выделением глаголов. Объем текста 3-5 предложений. Длина предложения 3-4 слова.

2. Восстановление понимания. а) логопед читает текст целиком, пациент соотносит с картинкой. Б) логопед читает отдельные предложения, пациент соотносит с соответствующими элементами картинки в) подсчитывается количество слов в предложении. Г) в тетрадь записывается графическая схема, дается озвученное чтение

3. логопед называет предложение, пациент соотносит с картинкой. А) количественный анализ фразы б) линейная схема предложений в) смысловой анализ предложений г) деление на тему и рему

18. Задачи и содержание восстановительного обучения на 4 стадии при акустико-гностической афазии.

Системный распад импрессивной стороны речи, ВПФ, личности, поведения, коркового генеза. Локализация поражения – верхние височные отделы коры левого полушария, которые отвечают за анализ и синтез звуков – формирует ФС. При нарушении идет распад ФС, распад речи на уровне слова, распад понимания речи.

Восстановительное обучение: центральная задача – восстановление ФС.

4 стадия. Для восстановления ФС надо обратиться к сохранным предпосылкам предметно-смыслового восприятия: тактильное восприятие, кинестетические ощущения, обращения к букве.

1. 1 этап. Программа ведет пациента от предмета к букве: предмет – слово – буква. Выделение первого звука, буквы из наименования предметной картинки. Перед пациентом выкладывается 3 буквы и серия предметных картинок. Ставится задача провести классификацию картинок по буквам. Отрабатываются все звуки, буквы.

2 этап. Оптико-акустическая классификация предметных картинок. Выкладывается 3 буквы, логопед их называет, пациент проводит соответствие м/д буквами и картинками.

3 этап. Вычленение звука, буквы из наименования предметной картинки. Логопед называет буквы, пациент раскладывает звуки в соответствии с этими звуками + озвученное чтение.

4 этап. Пациент должен выделить звук и соотнести его с артикуляцией. Алгоритм: посмотри на картинку – вспомни название предмета – как произносишь первый звук – найти соответствующую букву – закрой глаза и ощупай букву – произнеси звук – произнеси звук перед зеркалом – звук дается с магнитофона – молча проартикулируй звук и соотнеси с буквой – буква включается в тренировочные упражнения.

2. 1 программа. Выделение звука из начала слова. Алгоритм: прослушайте звучание слова – найдите соответствующую картинку – посмотрите на оральный образ слова – посмотри как произносится 1 звук этого слова – имитируй беззвучное произношение этого звука – сравни как произносим звук я и ты – еще раз послушай как я произношу – найти соответствующую букву и назови, положи под соответствующей картинкой. Через эту программу проходят все звуки речи.

2 программа. Выделение звука из нескольких слов, начинающихся с одного звука. Алгоритм: шапка, шуба, шарф – слова должны соотноситься с предметной картинкой – выделяется 1 звук этих слов, внимание обращается на то что это один и тот же звук – анализируются основные моменты артикуляции перед зеркалом – выделенные звук соотносится с буквой и подкладывается под картинку.

3 программа. Звук отрабатывается в процессе противопоставления. Вычленяются фонемы из разных слов, которые уже начинаются с разных звуков поэтому важна опора на предметно-смысловой образ слова, опора на оральный образ звука и слова, опора на артикуляцию, опора на букву.

Диагностика

Афазия диагностируется следующими способами:

  1. Исключаются другие речевые расстройства, свойственные психическим патологиям, например, персеверация или логорея при шизофрении.
  2. Патопсихологическое исследование.
  3. Визуализация головного мозга.

Обычно при первом же контакте с больным врач может заподозрить дисфазию. Тут же необходимо отличить афазию от других расстройств коммуникации. Так, пациент может иметь нейросенсорную тугоухость, нарушение иннервации мышц и органов артикуляции.

Сенсорная дисфазия Вернике в первые 2-3 сутки может быть похожей на делирий из-за повышенной речевой продукции и невнятного разговора. Однако психотические состояния легко дифференцируются за счет наличия галлюцинаций и нарушения сознания. При афазии сознание сохранено.

Тестирование представляет собой экспресс-диагностику и логопедическое обследование:

  • спонтанная речь; она оценивается по скорости произношения, количеству слов в минуту;
  • номинативная функция; исследуется возможность больного называть предметы и явления по своему наименованию;
  • наличие повторов;
  • понимание обращенной речи;
  • сохранность навыков чтения и письма.

Методы коррекции

Восстановление расстройства речи требует комплексного вмешательства. В целом лечение состоит их двух этапов:

После основных двух этапов могут добавляться дополнительные, необязательные, для восстановления нормального психического состояния.

Для этого проводится психотерапия, например, при помощи животных (иппотерапия) или песочная терапия.


Медикаментозное лечение

Методы медикаментозного лечения – это набор мероприятий, которые направлены на устранение причины дисфазии и восстановление нормальной работы мозга. Основные направления: этиотропная, патогенетическая и симптоматическая терапия.

Этиотропная терапия – лечение, направленное на устранение причины заболевания. Зависит от того, что привело к афазии. В случае инсульта проводится коррекция водно-солевого баланса, кислотно-щелочного баланса, устраняется отек мозга, восстанавливается мозговое кровообращение. После этого назначаются нейротрофические, нейропротекторные средства и антигипоксанты. Такие препараты улучшают питание мозговой ткани и защищают их от кислородного голодания.

В случае острой инфекции, например, при менингите или энцефалите, назначается противовирусная или антимикробная терапия. Проводится дезинтоксикация и регидратация организма – из кровяного русла удаляются продукты жизнедеятельности инфекции, восстанавливается объем циркулирующей крови и уровень электролитов. Все это направлено на нормализацию работы мозга, без которой логопедические занятия проводить невозможно.

Симптоматическая и патогенетическая медикаментозная терапия зависит от ситуации. При нарушениях работы сердца – корригируют сердечную деятельность, при судорогах – вводят противоэпилептические средства.

Логопедическая помощь

Общие задачи восстановительного обучения – восстановить понимание и воспроизведение речи, попутно корригируя сопутствующие патологии артикуляционного аппарат. Коррекция афазии зависит от ее вида.

Восстановительное обучение при афазии начинается в остром периоде, после стабилизации больного. Чем быстрее начнется коррекционная работа, тем выше вероятность успеха и реабилитации речи.

Методики восстановления при смешанной сенсомоторной афазии

Главные задачи – уменьшение речевой продукции и привлечение слухового внимания. Для этого используются такие упражнения:

  • Больному нужно выполнить речевые инструкции. Врач озвучивает простую инструкцию, а больной их выполняет. Методика работы идет от простого к сложному. Например, первые фразы – откройте глаз, моргните левым глазом или сожмите руку в кулак. Более сложные фразы – укройтесь одеялом, возьмите чашку или ложку.
  • Пациенту показывают простые сюжетные картинки из одного действия. Его задача – назвать несколько простых действий или описать ситуацию на изображении. Например, художник рисует картину, мама обнимает ребенка.
  • Активизация внимания пациента. Врач задает вопрос, а больной на него отвечает, ассоциируя ответ с предметом. Например, врач спрашивает, болит ли у вас голова; пациент утвердительно кивает и прикасается к своей голове.

Методы восстановления при моторной афазии

Задачи – преодолеть трудность в переключении звуков. Используются такие упражнения:

Общие методы восстановления:

  • Логопедический массаж. Это механическое воздействие на мышцы, нервы и сосуды органов речевого аппарата. Массажные движения в области челюсти и шеи улучшают местный кровоток и лимфообращение, расслабляют мышцы и нормализуют дыхание.
  • Упражнения и игры. Игры в своей сути позволяют восстановить или научить больного правильно дышать при разговоре и улучшить произношение звуков. Правильная игра также развивает дыхательную систему, укрепляют мышцы губ и языка, улучшают фразовую речь на выдохе.
  • Методы стимуляции речи при афазии. Сегодня используются сенсорные методы стимуляции, среди которых тактильная и аудиовизуальная стимуляция. В основе тактильной стимуляции – прикосновение к телу больного пальцами или тупой иголкой, поглаживание. Зрительная стимуляция представляет собой привлечение визуального внимания пациента, слуховая стимуляция – привлечение слухового внимания.

Иппотерапия

Лечебная езда на лошади, или иппотерапия, – неспецифический метод восстановления тонуса организма. Относится к методам пет-терапии, то есть лечения при помощи животных. Верховая езда не оказывает конкретного влияния на артикуляционный аппарат или высшие корковые центры речи, но обладает терапевтическим свойством: улучшает координацию, чувство симметрии, укрепляет мышцы тела, синхронизирует части тела при движении и развивает мелкую моторику. Лечебная езда оказывает психотерапевтический эффект: снимает тревогу, стресс, расслабляет.

1. Что лежит в основе механизма любой формы афазии:

а) поражение зон коры головного мозга;

б) первично нарушенная нейрофизиологическая или нейропсихологическая предпосылка;

в) нарушение межанализаторного взаимодействия;

г) поражение проводящих путей.

2. Какой компонент не входит в синдром афазии:

а) собственно нарушение речи;

б) связь с нарушением других психических процессов;

в) социальная дезадаптация;

г) изменение личности.

3. Задние формы афазий возникают при поражении зон коры головного мозга, входящих:

а) в I функциональный блок;

б) во II функциональный блок;

в) в III функциональный блок;

г) не входит в функциональные блоки.

4. При любой форме афазии происходит нарушение:

а) номинативной функции речи;

б) коммуникативной функции речи;

в) планирующей функции речи;

г) регулирующей функции речи.

5. Нарушения голоса как расстройства просодической стороны речи происходят:

а) при афферентной моторной афазии;

б) при акустико-мнестической афазии;

в) при семантической афазии;

г) не входят в синдром афазии.

6. При каких формах афазии нарушаются парадигматические отношения:

а) передние формы;

в) при всех формах афазии;

г) не нарушаются вообще.

7. В основе классификации афазий А.Р. Лурия лежит критерий:

а) локализации поражения;

б) недоразвития языковых систем;

в) синдромальный анализ дефекта;

г) выделения пораженного функционального блока.

8. Нейролингвистическая классификация афазий разработана:

а) В. К. Орфинской;

б) М. К. Бурлаковой;

в) Т. Б. Глезерман, Т. Г. Визель;

г) М.К. Шохор-Троцкой.

9. Обследование больного с афазией включает в себя:

а) обследование устной и письменной речи;

б) выявление левшества;

в) обследование гнозиса, праксиса;

г) все высшие психические функции.

10. Центральным механизмом при динамической афазии является:

а) сужение объема слухоречевой памяти;

б) дефекты внутренней речи и ее предикативность;

в) нарушение фонематического слуха;

г) нарушение двигательной реализации артикуляторной программы.

11. Оптико-мнестическая афазия является вариантом:

а) акустико-гностической афазии;

б) афферентной моторной афазии;

в) акустико-мнестической афазии;

г) самостоятельным речевым нарушением.

12. Аграфия и алексия как вторичные нарушения письменной речи проявляются при:

а) семантической афазии;

б) эфферентной моторной афазии;

в) афферентной моторной афазии;

г) динамической афазии.

13. Дефекты реализации моторной программы высказывания наблюдаются при:

а) семантической афазии;

б) афферентной моторной афазии;

в) акустико-мнестической афазии;

г) проводниковой афазии.

14. Жаргонафазия как специфическое расстройство экспрессивной речи проявляется при:

а) динамической афазии;

б) семантической афазии;

в) акустико-гностической афазии;

г) акустико-семантической афазии.

15. При акустико-гностической афазии очаг поражения локализован в:

в) зоне перекрытия затылочной, височной и теменной долей коры головного мозга;

г) моторные зоны коры головного мозга.

16. Центральным дефектом при семантической афазии является:

а) дефекты реализации моторной программы;

б) нарушение симультантного пространственного восприятия;

в) нарушение понимания логико-грамматических конструкций;

г) нарушение внутреннего планирования речевых высказываний.

17. В основе восстановительного обучения при афазии лежит:

а) нейропсихологическая реабилитация;

б) медикаментозное лечение;

в) психотерапевтическая помощь;

г) коррекционно-педагогическое воздействие.

18. Активизация процесса восстановления речи является главной задачей коррекционной работы:

а) на раннем этапе восстановления;

б) на резидуальном этапе восстановления речи;

в) на протяжении всего восстановительного обучения;

г) в период остаточных явлений.

19. К развернутым внешним опорам, содействующим интериоризации восстанавливаемой функции относятся:

б) надстрочные знаки;

в) рисунки, сюжетные и предметные картинки;

г) все выше перечисленное.

20. При прогнозировании результатов восстановления речевых функций учитывается:

а) преморбидный уровень больного и наличие левшества;

б) общее соматическое состояние и взаимоотношения с родственниками;

в) интеллектуальное развитие;

г) все выше перечисленное.

21. Целью групповых занятий при восстановлении речи у больных с афазией является:

а) восстановление личного и социального статуса;

б) восстановление речи;

в) формирование ВПФ;

г) все выше перечисленное.

22. Что служит материальной базой для перестройки нарушенной анализаторной системы:

а) межанализаторные связи;

б) межполушарное взаимодействие;

в) сохранные функциональные системы;

г) все выше перечисленное.

23. Центральной задачей обучения при акустико-гностической афазии является:

а) восстановление зрительных предметных образов;

б) восстановление процесса звукоразличения;

в) восстановление способности программирования высказывания;

г) восстановление вербальных форм коммуникации.

24. При афферентной моторной афазии основной задачей коррекционно-педагогической работы является:

а) преодоление нарушений кинестетического гнозиса и праксиса;

б) преодоление патологической инертности в звене порождения звуковой и слоговой структуры;

в) восстановление грамматического структурирования;

г) восстановление предикативности речи.

25. Задача восстановления процесса опознания предмета при акустико-мнестической афазии реализуется с помощью:

а) приема срисовывания предмета;

б) приема рисования по слову;

в) метода дорисовывания существенных признаков предмета;

г) прием опорных сигналов.

26. Восстановление понимания метафор, юмористических рассказов, пословиц является задачей коррекционной работы при:

а) акустико-мнестической афазии;

б) семантической афазии;

в) динамической афазии;

г) оптической афазии.

27. Целью коррекции афферентной моторной афазии выступает:

а) преодоление апраксии артикуляционного аппарата;

б) восстановление звуко-слоговой структуры;

в) восстановление письма и счета;

г) восстановление акустико-гностических процессов.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.