Чем отличается нервная система от психической

Нервная система. Органы чувств. Чувства и эмоции.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА И ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА

Физическое тело человека состоит из различных
клеток. Они имеют свойства размножения. Весь организм делится на органы. Они
образуют различные системы. Есть костная, мышечная, нервная
системы. А так же дыхательная, пищеварительная, выделительная, репродуктивная, эндокринная, иммунная и
покровная система.
Поэтому наш организм, ввиду его сложности, нуждается в механизме, который
регулировал бы деятельность всех органов и систем, обеспечивая их
функциональное единство и связь организма с внешней средой. Это осуществляется
нервной системой.


Вся нервная система делится на центральную
систему и периферическую. К центральной нервной системе относится головной и
спинной мозг. От них по всему телу расходятся нервные волокна - периферическая
нервная система. Она соединяет мозг с органами чувств и с исполнительными
органами - мышцами и железами. Все живые организмы обладают способностью
реагировать на физические и химические изменения в окружающей среде.
Нервная система состоит из совокупности клеток - нейронов, которые контактируют
друг с другом при помощи отростков - дендритов и аксонов. Так образуется
разветвленный комплекс, наподобие компьютера. Он передает команды головного
мозга (центральная нервная система) мышцам скелета (периферическая нервная
система) и автоматически регулирует работу непроизвольных мышц (вегетативная
автономная нервная система).

У взрослого человека общая длина нервов, расходящихся по всему телу, составляет
75 км.
Электрические сигналы проходят через них со скоростью, превышающей 400 км/ч.


Психика человек состоит
из
головного и спинного мозга, нервов, разума, сознания и подсознания.


В Царстве Небесном на каждого человека заведён
персональный компьютер. Он ловит излучение, исходящее от
человека. По этой электромагнитной волне движется энергия, в которой сфотографирована вся жизнь
человека в определённом квадрате. Вся
страница жизни человека в компьютере распределена по минутам. Одновременно туда
приходят его мысли. У каждого человека есть
Ангел-хранитель. Он постоянно наблюдает
за компьютером. Все мысли человека записываются словами. В персональном компьютере, можно найти любое мгновение жизни человека.
Для этого Ангел хранитель мысленно вводит в поиск вопрос.
Каждому человеку Бог даёт разную по величине
память. Все учёные имеют большое по величине подсознание. У их разума есть
приставка с определённой программой. Люди, склонные к знаниям многих языков,
так же имеют к своему разуму приставку, которая запрограммирована иностранными языками.

Органы чувств человека и их значение

Органы чувств человека даны природой для хорошей адаптации в окружающем мире. Ранее, в первобытном мире, органы чувств давали возможность избежать смертельной опасности и помогали в добыче пропитания. Органы чувств объединены в пять основных систем, благодаря которым мы можем видеть, чувствовать запахи, прикосновения, слышать звуки, ощущать вкус потребляемой пищи.

Глаза являются чуть ли не самыми главными среди органов чувств. При помощи них мы получаем около 90% всей поступающей информации. Зачатки органов зрения формируются в процессе развития эмбриона из его головного мозга.
Зрительный анализатор состоит из: глазных яблок, зрительных нервов, подкорковых центров и высших зрительных центров, расположенных в затылочных долях. Глаза воспринимают информацию, а зрительной корой мы способны видеть и оценивать то, какую информацию поставляет нам периферия. Глаза являются великолепным оптическим прибором, принцип которых сегодня используется в фотоаппаратах.
Свет, проходя через роговицу, преломляется, сужается и доходит до хрусталика (двояковыпуклой линзы), где снова преломляется. Далее свет проходит через стекловидное тело и сходится в фокусе на сетчатке (является частью центра, вынесенного на периферию). Острота зрения у людей зависит от способности роговицы и хрусталика преломлять свет. Кроме того, глаза способны совершать движения в стороны, снижая нагрузку с позвоночника, благодаря трем парам глазодвигательных мышц.

Уши являются частью органа слуха. Ухо состоит из трех частей: наружного, среднего и внутреннего уха. Наружное ухо представлено ушной раковиной, которая постепенно переходит в наружный слуховой проход. Ушная раковина имеет интересную форму и состоит преимущественно из хряща. Только мочка раковины не имеет хряща. Наружное ухо необходимо для того, чтобы определить источник звука, его локализацию.
В наружном проходе, сужающегося при движении внутрь, имеются серные железы, вырабатывающие так называемую ушную серу. После наружного слухового прохода начинается среднее ухо, наружной стенкой которого является барабанная перепонка, способная воспринимать звуковые колебания. За перепонкой располагается барабанная полость – основная часть среднего уха. В барабанной полости имеются маленькие косточки – молоточек стремя и наковальня, объединенные в единую цепь.
Далее за средним ухом следует внутреннее ухо представленное улиткой (со слуховыми клетками) и полукружными каналами, которые являются органами равновесия. Звуковые колебания воспринимаются перепонкой, передаются трем слуховым косточкам, далее в слуховые клетки. От слуховых клеток раздражение идет по слуховому нерву в центр.
Обоняние
Воспринимать запахи человек может благодаря органу обоняния. Обонятельные клетки занимают небольшую часть в верхних носовых ходах. Клеточки имеют форму волосков, благодаря которым они способны улавливать тонкости различных запахов. Воспринятая информация направляется по ольфакторным (обонятельным) нитям в луковицы и далее в корковые центры головного мозга. Обоняние человек может временно утратить при различных простудных заболеваниях. Длительная утеря обоняния должна вызвать тревогу, так как она возникает в случае повреждения самого тракта или головного мозга.

Благодаря органу вкуса, человек способен оценить пищу, употребляемую им в данный момент. Вкус пищи воспринимают специальные сосочки, расположенные на языке, а также вкусовые луковицы, имеющиеся в небе, надгортаннике и верхней части пищевода. Орган вкуса тесно взаимосвязан с органом обоняния, поэтому неудивительно, когда мы хуже ощущаем вкус еды, когда страдаем каким либо простудным заболеванием. На языке существуют определенные зоны, ответственные за определение того или иного вкуса. Например, кончик языка определяет сладкое, середина – соленое, края языка ответственны за определение кислоты продукта, а корень – за горечь.

Благодаря осязанию человек способен изучать окружающий его мир. Он всегда знает, к чему он прикоснулся, гладкий объект или шероховатый, холодный или горячий. Кроме того, благодаря бесчисленным рецепторам, воспринимающим любое прикосновение, человек может получить радость (происходит выброс эндорфинов – гормонов радости). Он может воспринимать любое давление смену температуры вокруг и боль. Но сами рецепторы, расположенные на поверхности, могут сообщить лишь о температуре, частоте колебаний, силе давления.
Информация о том, к чему мы прикоснулись, или кто нас ударил, и т.д. сообщает высшая станция – головной мозг, который постоянно анализирует множество поступающих сигналов. При излишней импульсации, мозг принимает выборочно более важные импульсы. Например, в первую очередь, головной мозг оценивает опасные для жизни и здоровья человека сигналы. При возникновении боли, если вы обожгли руку, поступает команда немедленно отдернуть руку от повреждающего фактора. На температуру реагируют терморецепторы, на давление – барорецепторы, на прикосновение – тактильные рецепторы, есть еще проприорецепторы, реагирующие на вибрацию и растяжение мышц.


Значение слова чувства из словаря Ефремовой Ударение:чу;вства
мн.
Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее, владеть своими душевными и физическими способностями.
Способность деятельно переживать что-л., откликаться на жизненные впечатления, сочувствовать чему-л.

Похожие слова
без чувств— Утратив способность воспринимать окружающее, в бесчувственном состоянии, без сознания (о человеке
чувство— Способность живого существа воспринимать внешние впечатления. Самый процесс ощущения, восприятия чего-л. 3) а) Психофизическое состояние живого существа, то, что оно испытывает, ощущает. 4) а) разг. Любовь, испытываемая кем-л. к кому-л

Значение слова Чувство из словаря Ожегова

1) Чувство-Способность ощущать,испытывать, воспринимать внешние воздействия
2) Чувство- Эмоция, переживание
3) Чувство- Состояние, в котором человек способен сознавать,воспринимать окружающее
4) Чувство- Осознанное отношение к чему-нибудь
5) Чувство- См. любовь N1
6) Чувство- Само такое ощущение


Эмоция- значение слова в словарях Значение слова эмоция

Словарь иностранных слов

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.

эмоция ж. Душевное переживание, чувство.
Орфографический словарь
эмоция эм`оция, -и

Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой

ЭМОЦИЯ, -и, ж. Душевное переживание чувство. Положительные, отрицательньи эмоции. Э. радости, 11 прил. эмоциональный, -ая, oое. Эмоциональное воздействие.
Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова
ЭМОЦИЯ эмоции, ж. (фр. йmotion) (псих.). Душевное переживание, волнение, чувство (часто сопровождаемое какими-н. инстинктивными выразительными движениями). Эмоция гнева, печали, радости. Он упрекнул себя в утрате способности управлять своими эмоциями. М. Горький.

Cловарь синонимов Н. Абрамова
эмоция см. горячность


Значение слова эмоции в словарях

Значение слова Эмоции по Ефремовой:

Эмоции -Внешнее проявление чувств.

Эмоции в Энциклопедическом словаре:

Эмоции - (франц. emotion -волнение- от лат. emoveo - потрясаю, волную),реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма. Дифференцированные и устойчивые эмоции,возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называются чувствами (интеллектуальными, эстетическими, нравственными).

Значение слова Эмоции по Психологическому словарю:

Эмоции -Эмоции(от лат. emovere -возбуждать,волновать) - состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся преждевсегов форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его акт

У человека есть пять органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Благодаря им, он осознаёт происходящее вокруг него и внутри себя. Эти пять органов вызывают в человеке чувства.

Чувство- это какое-то ощущение, восприятие. Например, человек увидел, как взрослый парень бьёт свою собаку. Этот человек ощутил сильную жалость к животному. Эта жалость вызвала в нём бурю эмоций. Он начал громко кричать мужчине, чтобы тот прекратил истязать собаку. Эмоции могут выражаться в виде гнева, слёз, громкого крика, восклицания, драки, битья посуды. Если человек умеет сдерживать свои чувства, то его эмоции контролирует разум.

Дух человека состоит из разума, сознания и подсознания. Слово разум произошло от словосочетания раз (разный) и ум. Ум рождает мысли. То есть человек размышляет при помощи ума. Мысли могут быть разумные и неразумные. Разумное мышление можно назвать здравомыслием или логикой. Логика – это анализ всех действий. Если человек имеет в памяти (подсознание) верные знания, то его логика будет правильной.

Эмоции не подконтрольны уму. Поэтому каждый человек должен стремиться подчинить чувства разуму. Нужно уметь подавлять эмоции здравомыслием, уметь быстро заглушать в себе чувство гнева. Если человек сможет взять под свой контроль чувства, то эмоции не будут выходить наружу.

Невроз или психоз у человека — может определить психиатр, врач-психотерапевт. Данные патологии должен лечить только специалист: пытаться излечиться самостоятельно, вылечить в домашних условиях родственников или друзей не стоит. Чем раньше будет начата терапия, тем выше вероятность благоприятного исхода.

Главные отличия психоза от невроза

В чем разница между болезнями, понимают не все. Главное, чем отличается невроз от психоза — данное психическое отклонение является обратимым. Больной осознает наличие проблемы, нередко самостоятельно обращается к доктору для получения профессиональной помощи, личность не претерпевает изменений.

Отличаются и причины развития. Неврозы чаще всего развиваются из-за пережитых в детском возрасте психологических травм, могут появляться после сильного, затяжного стресса; формируются при отсутствии выраженных физических отклонений, нарушений, патологий. Появление психоза обусловлено нарушениями функционирования нервной и эндокринной систем; заболевание часто развивается медленно, на начальных этапах незаметно.


При невротических расстройствах отмечаются клинические проявления со стороны физического здоровья; психотические нарушения характеризуются только психологической симптоматикой.

Подобный переход невозможен. Расстройства имеют разную этиологию. Отличаются и выраженность симптоматики, главные симптомы. Невротические расстройства изначально не являются патологией: патологические процессы могут развиться при отсутствии помощи, лечения. Психотические отклонения с самого начала являются заболеванием, часто развиваются спонтанно.

Симптомы психозов и неврозов

При психозе характерными симптомами являются визуальные и слуховые галлюцинации. У человека часто наблюдаются бредовые, навязчивые идеи. Возможно отсутствие понимания реальности. Больной не способен к адекватному восприятию окружающего мира. Настроение меняется часто, возможна неконтролируемая агрессия, которая может переходить в физическое насилие. Люди с данной патологией легко раздражаются; причиной гнева может стать даже незначительный повод, иногда злость возникает беспричинно. Речь отрывистая, хаотичная. Характерно постепенное развитие симптомов.

Неврозы имеют другие проявления. Истощается нервная система, возникает постоянное чувство усталости, апатия, нежелание делать что-либо. Человек быстро устает, страдает от головных болей, испытывает сложности с засыпанием. Возможна истерия: эмоциональные реакции становятся чрезмерно бурными, наблюдаются хаотичные движения, нарушения речи во время припадка. Возможно беспокойство, постоянная беспричинная тревога. Больные мнительны, склонны к навязчивым действиям и мыслям.

Часто проявляется лишь часть признаков.

Лечение расстройств

Лечиться нужно у психиатра. Дополнительно разрешается посещать психологов, психотерапевтов.


При неврозах главным методом лечения является психотерапия. Человека обучают также техникам релаксации, применять которые он легко может самостоятельно. Могут быть назначены легкие успокоительные. Кроме того, используют терапию витаминами, рекомендуют увеличить время отдыха, больше гулять на свежем воздухе, отказаться от вредных привычек, сократить потребление сладостей. Важно исключить стрессовый фактор.

При психозах требуется прием сильных лекарственных препаратов. Назначают нейролептики, нормотимики, холиноблокаторы. Все препараты должен подбирать врач.

Психотерапия является дополнительным методом. Могут применяться психоанализ, поведенческая терапия, психоэдукация. Работа проводится наедине и в группе. Важна поддержка семьи.

Анатомия человека :: Нервная система

Функция и работа - головной мозг, спинной мозг, вегетативная нервная система, периферические нервы

Любое живое существо, в том числе и человек, наделено способностью реагировать на внешние раздражители, и каждая группа клеток, из которых оно состоит, специализируется на определенной функции: размножении, пищеварении, дыхании.

Поэтому наш организм, ввиду его сложности, нуждается в механизме, который регулировал бы деятельность всех органов и систем, обеспечивая их функциональное единство и связь организма с внешней средой. Это осуществляется нервной системой.

Нервная система состоит:

- центральная нервная система
- головной мозг
- спинной мозг

- периферическая нервная система
- соматическая (произвольная) нервная система
- вегетативная (непроизвольная) нервная система
- симпатическая система (возбуждает тело и мобилизует его энергию)
- парасимпатическая система (расслабляет тело и сохраняет его энергию)

Нервная система состоит из совокупности клеток - нейронов, которые контактируют друг с другом при помощи отростков - дендритов и аксонов. Так образуется разветвленный комплекс, наподобие компьютера, который передает команды головного мозга (центральная нервная система) мышцам скелета (периферическая нервная система) и автоматически регулирует работу непроизвольных мышц (вегетативная автономная нервная система).


Головной мозг - часть центральной системы, находящаяся внутри черепа. Состоит из ряда органов: большого мозга, мозжечка, ствола и продолговатого мозга.

Спинной мозг – образует распределительную сеть центральной нервной системы. Лежит внутри позвоночного столба, и от него отходят все нервы, образующие периферическую нервную систему.

Вегетативная нервная система - регулирует внутреннюю деятельность организма, ее работа не зависит от нашей воли. Выполняет свои функции через две системы, координирующие работу разных органов, - симпатическую и парасимпатическую.

Периферические нервы - представляют собой пучки, или группы волокон, передающих нервные импульсы. Могут быть восходящими, если передают ощущения от всего тела в центральную нервную систему, и нисходящими, или двигательными, если доводят команды нервных центров до всех участков организма.

Итак, согласно большинству определений, под психикой прежде всего подразумевают способность центральной нервной системы головного мозга человека осуществлять взаимодействие с окружающей его средой, - биосферой и инфосферой, т.е. поддерживать в режиме активного функционирования его организм и возможность адекватно реагировать на явления и события, происходящие вокруг, в интересах самого данного организма, в интересах и для пользы общества, членом которого он является, в интересах самой окружающей среды, как среды его обитания. Элементные стороны психики: ощущения, восприятия, чувства, воля, мыслительный анализ, адекватная речевая или двигательная реакция в форме возбуждения или торможения. Психика находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью-пассивностью, целостностью, соотнесенностью, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т.д.

Психология человека как раздел психологии занимается изучением типов человеческой личности, что очень помогает многим людям в общении с себе подобными.

Часто случается, что окружающие люди хотят от нас чего-либо против нашей воли. Как правило, это нам неприятно и мы начинаем искать пути выхода из сложившейся ситуации. Пути бывают разные, но чаще всего, мы ищем компромисс, проявляем агрессию или ведем себя пассивно.

Если человек в различных ситуациях ведет себя пассивно, не пытается озвучивать свои желания и предпочтения, то практически всегда он не в силах противостоять требованиям окружающих. На таких людей легко воздействовать, легко подчинять их своей воле. Пассивный человек не уверен в себе, он страдает от того, что его способности недооценены. Часто такое состояние становится причиной сбоя внутреннего самосознания, что накладывает отпечаток на всей его деятельности.

Человек, который ведет себя с окружающими агрессивно, как правило, стремится добиться желаемого за счет других. Он в угоду себе игнорирует права и желания других, часто нанося им определенный моральный ущерб. Окружающие перестают доверять ему и настраиваются против него, проявляя при этом идентичное отношение к агрессору. Агрессивностью человек может добиться только сиюминутного кратковременного успеха, который повлечет за собой массу негативных последствий для него самого.

Полностью контролировать ситуацию вокруг себя способен только человек, который способен на компромисс. От других его отличают умение позитивно относиться к людям и объективная оценка самого себя. Такой человек ведет себя спокойно, уверенно, изъясняется четко и ясно. Ему не страшны обман и уловки, так как он сразу их вычислит и сможет вовремя защититься. Ему легко найти общий язык с окружающими и адаптироваться в любой обстановке.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что наша жизнь это – постоянная борьба за место под солнцем, за свои права в этом мире. Настоящая личность не боится трудностей, только справившись со всеми преградами, человек способен поверить в себя, в свои возможности.

Психология жизни человека как личности.

Формирование личности начинается уже в раннем детском возрасте. У каждого человека есть врожденный дар впитывать в себя то, что он наблюдает и ощущает, а затем пользоваться этими знаниями. Ни для кого не секрет, что наши шансы справиться с возникшей проблемой напрямую зависят от нашего желания. Воспринимать жизнь, такой как она есть, значит осознавать в ней самого себя. Главное место тут отводится самоконтролю. У человека, всецело владеющего собой, не бывает эмоциональных всплесков, поэтому его трудно чем-либо уязвить. Чтобы всегда держаться на плаву в нашем современном мире, надо знать и выполнять несколько простых правил. Постарайтесь научиться разбираться в людях, это поможет сохранить хорошие отношения с окружающими в любой ситуации. Если вы будете ладить с людьми и сможете влиять на них, то успех вам обеспечен, учитывайте желания и потребности других людей, ведь у каждого есть свои права, и об этом всегда нужно помнить, не опускайте руки перед невзгодами, боритесь из последних сил. Всегда старайтесь войти в положение других людей, тогда и вас будут стараться понять окружающие. Активный образ жизни способен значительно поднять энергетический жизненный тонус. Не общайтесь с окружающими с позиции силы и принуждения, это только отдалит вас от других людей. Не бойтесь совершать поступки. Боритесь за свои права, всегда помня об обязанностях. Помните, что главное средство для достижения успеха – практика.

Если человек попадает в особую ситуацию, это, обычно, вызывает у него эмоциональный всплеск и психологическое напряжение. Реакция у людей бывает разной. У одного – мобилизуются все жизненные ресурсы, у другого наоборот наблюдается снижение работоспособности и полное отсутствие возможности предпринимать какие-либо действия. Такая разная реакция объясняется индивидуальными свойствами организма человека, его воспитанием, осведомленностью, осознанием степени опасности, моральной закалкой и психическим состоянием. Этим и определяется степень готовности к соответствующим действиям в той или иной ситуации.

Как правило, при стихийных бедствиях, в крупных авариях или катастрофах человек переживает сильное эмоциональное возбуждение, справиться с которым помогают психологическая устойчивость, решительность, умение и желание помочь пострадавшим. У тех, кто не имеет соответствующей психологической подготовки, возникает сильное чувство страха и желание скрыться от надвигающейся опасности, может возникнуть и психологический шок, который вызывает неподвижность, человек теряет способность нормально мыслить и контролировать свои чувства и сознание. Такая реакция человека на чрезвычайное происшествие может длиться до нескольких дней.

Люди ведут себя так по ряду причин: их пугает внезапное возникновение опасности и неспособность противостоять ей из-за неопытности и отсутствия соответствующей морально-психологической подготовки.

Для того чтобы свести к минимуму отрицательное воздействие, человека необходимо заранее готовить к чрезвычайным ситуациям, закалять психику и тренировать волю.

Чаще всего, первая реакция человека на приближающуюся опасность – страх. Чувство страха вызывает негативные ощущения, вместе с тем, страх сигнализирует о том, что нужно защищаться, потому главная задача, которая стоит перед человеком, спасти свою жизнь.

Надо учитывать, что в любой чрезвычайной ситуации самым главным фактором является уровень психологической подготовки людей. Если, попадая в особую ситуацию, человек пугается и теряется, то это уже само по себе может стать причиной тяжелых и непоправимых последствий. Особенно это касается руководящего состава, члены которого обязаны мобилизовать коллектив, не допустить паники и суеты. Именно поэтому так важно изучать психологию поведения человека в различных ситуациях при подготовке спасателей, руководителей и населения к возможным экстремальным ситуациям.

Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования и рассчитан на преподавание предмета из расчета 3 часа в неделю.

Учебник содержит сведения об основных законах и закономерностях, отражающих порядок и самоорганизацию в природе; о строении и деятельности живых систем от клетки до экосистемы; о происхождении и развитии жизни на Земле; об особенностях происхождения и развития человека, его генетике и заболеваниях; о ноосфере и технических достижениях человека.

Современное оформление, многоуровневые вопросы и задания, дополнительная информация и возможность параллельной работы с электронным приложением способствуют эффективному усвоению учебного материала.

Учебник адресован учащимся 11 класса.

Книга: Естествознание. Базовый уровень. 11 класс

§ 61 Нервные и психические заболевания

  • Нервные заболевания
  • Психические заболевания
  • Проверьте свои знания
  • Задания

§ 61 Нервные и психические заболевания

Усталый врач поглядел на Рюхина и вяло ответил:

– Двигательное и речевое возбуждение… бредовые интерпретации… случай, по-видимому, сложный… Шизофрения, надо полагать.

Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита

Эти заболевания связаны с нарушением функций нервной системы: головного или спинного мозга, иногда периферических нервов. Нервные заболевания отличаются от психических тем, что не вызывают серьёзных расстройств психики. Они могут проявляться в виде болезненных ощущений, нарушений движений, нарушений сна, периодических обмороков и др. Среди нервных заболеваний наиболее часто встречаются головные боли, которые могут возникать в результате многих причин: поражения оболочек мозга, повышения внутричерепного давления, воспаления черепно-мозговых нервов, атеросклероза мозга и различных травм головы. Иногда головные боли могут возникать из-за нарушений функций внутренних органов, таких как печень или почки, и при недостатке кислорода в крови. Их причиной также может быть эмоциональное или физическое переутомление.

Среди нервных болезней нередко встречается атаксия, вызванная поражением лобных долей, мозжечка или спинного мозга.


Рис. 189. Мигрень: А – помеченная красным цветом область головы указывает на обычную зону распространения боли при мигрени; Б – рисунок, созданный человеком, страдающим мигренью, – попытка передать ощущения, сопровождающие приступ

При атаксии человек не может стоять с закрытыми глазами, есть и писать из-за сильной дрожи в руках, часто заикается. К числу схожих с атаксией болезней относится паркинсонизм, или болезнь Паркинсона, при которой нарушается связь между средним и конечным мозгом. Болезнь Паркинсона обычно проявляется в виде перенапряжения или дрожания мышц.

Некоторые нервные заболевания возникают в результате инфекций. Например, существует болезнь, называемая рассеянным склерозом, которая начинается с ухудшения зрения. Впоследствии, иногда через несколько лет, появляется неустойчивость при ходьбе и головокружение. На поздних стадиях болезни может наступить слабоумие. Причиной рассеянного склероза является так называемая аутоиммунная реакция, когда собственные антитела организма разрушают изолирующую оболочку нервов и нарушают их проводимость. Эти нарушения иммунной системы вызываются проникающим в организм вирусом. По-видимому, существуют люди с повышенной чувствительностью к этому вирусу, так как заболевание рассеянным склерозом часто имеет наследственный характер.

К нервным заболеваниям относят также воспаления или другие повреждения периферических нервов, часто вызывающие сильную боль, судорожные приступы, не сопровождающиеся нарушениями психики, параличи, вызванные опухолями мозга, а также инсульт.

Психические заболевания сопровождаются изменением эмоционального состояния (депрессией или, наоборот, повышенной агрессивностью), потерей памяти, часто возникновением ложных воспоминаний и галлюцинациями. Главной причиной психических заболеваний являются нарушения, происходящие в системе медиаторов головного мозга. Из курса биологии вам известно, что передача нервного сигнала с одной клетки на другую сопровождается выбросом из нервного окончания определённого вещества, называемого медиатором. В головном мозге человека находится более десяти миллиардов нейронов, с каждым из которых могут контактировать тысячи окончаний, передающих сигналы от других клеток. При нормальной работе мозга все они выбрасывают медиаторы в нужном месте и в нужном количестве. Но при недостатке или избытке выброса какого-либо медиатора возникают психические расстройства.

Одним из основных медиаторов, имеющих прямое отношение к психическим заболеваниям, является дофамин. Он вырабатывается во многих отделах головного мозга и регулирует как двигательные[21], так и психические, главным образом эмоциональные, процессы. При недостатке в мозге дофамина, а также ещё нескольких близких к нему по строению медиаторов развиваются депрессии. Так называют психические расстройства, которые сопровождаются снижением настроения, пессимистическим взглядом на всё происходящее, снижением самооценки и двигательной заторможенностью. Напротив, повышенное содержание дофамина в мозге приводит к эйфории, повышенной активности. В некоторых случаях повышение содержания этого медиатора может вызвать тяжёлое психическое заболевание, называемое шизофренией.

Одна из причин эпилепсии – нарушение баланса возбуждающих и тормозных процессов в мозге. Торможение в нервной системе осуществляет главным образом медиатор, который называют гамма-аминомасляной кислотой (ГАМК). Основным возбуждающим медиатором мозга является глутаминовая кислота.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.