Чем отличается психика от нервной системы

Нервная система. Органы чувств. Чувства и эмоции.

НЕРВНАЯ СИСТЕМА И ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА

Физическое тело человека состоит из различных
клеток. Они имеют свойства размножения. Весь организм делится на органы. Они
образуют различные системы. Есть костная, мышечная, нервная
системы. А так же дыхательная, пищеварительная, выделительная, репродуктивная, эндокринная, иммунная и
покровная система.
Поэтому наш организм, ввиду его сложности, нуждается в механизме, который
регулировал бы деятельность всех органов и систем, обеспечивая их
функциональное единство и связь организма с внешней средой. Это осуществляется
нервной системой.


Вся нервная система делится на центральную
систему и периферическую. К центральной нервной системе относится головной и
спинной мозг. От них по всему телу расходятся нервные волокна - периферическая
нервная система. Она соединяет мозг с органами чувств и с исполнительными
органами - мышцами и железами. Все живые организмы обладают способностью
реагировать на физические и химические изменения в окружающей среде.
Нервная система состоит из совокупности клеток - нейронов, которые контактируют
друг с другом при помощи отростков - дендритов и аксонов. Так образуется
разветвленный комплекс, наподобие компьютера. Он передает команды головного
мозга (центральная нервная система) мышцам скелета (периферическая нервная
система) и автоматически регулирует работу непроизвольных мышц (вегетативная
автономная нервная система).

У взрослого человека общая длина нервов, расходящихся по всему телу, составляет
75 км.
Электрические сигналы проходят через них со скоростью, превышающей 400 км/ч.


Психика человек состоит
из
головного и спинного мозга, нервов, разума, сознания и подсознания.


В Царстве Небесном на каждого человека заведён
персональный компьютер. Он ловит излучение, исходящее от
человека. По этой электромагнитной волне движется энергия, в которой сфотографирована вся жизнь
человека в определённом квадрате. Вся
страница жизни человека в компьютере распределена по минутам. Одновременно туда
приходят его мысли. У каждого человека есть
Ангел-хранитель. Он постоянно наблюдает
за компьютером. Все мысли человека записываются словами. В персональном компьютере, можно найти любое мгновение жизни человека.
Для этого Ангел хранитель мысленно вводит в поиск вопрос.
Каждому человеку Бог даёт разную по величине
память. Все учёные имеют большое по величине подсознание. У их разума есть
приставка с определённой программой. Люди, склонные к знаниям многих языков,
так же имеют к своему разуму приставку, которая запрограммирована иностранными языками.

Органы чувств человека и их значение

Органы чувств человека даны природой для хорошей адаптации в окружающем мире. Ранее, в первобытном мире, органы чувств давали возможность избежать смертельной опасности и помогали в добыче пропитания. Органы чувств объединены в пять основных систем, благодаря которым мы можем видеть, чувствовать запахи, прикосновения, слышать звуки, ощущать вкус потребляемой пищи.

Глаза являются чуть ли не самыми главными среди органов чувств. При помощи них мы получаем около 90% всей поступающей информации. Зачатки органов зрения формируются в процессе развития эмбриона из его головного мозга.
Зрительный анализатор состоит из: глазных яблок, зрительных нервов, подкорковых центров и высших зрительных центров, расположенных в затылочных долях. Глаза воспринимают информацию, а зрительной корой мы способны видеть и оценивать то, какую информацию поставляет нам периферия. Глаза являются великолепным оптическим прибором, принцип которых сегодня используется в фотоаппаратах.
Свет, проходя через роговицу, преломляется, сужается и доходит до хрусталика (двояковыпуклой линзы), где снова преломляется. Далее свет проходит через стекловидное тело и сходится в фокусе на сетчатке (является частью центра, вынесенного на периферию). Острота зрения у людей зависит от способности роговицы и хрусталика преломлять свет. Кроме того, глаза способны совершать движения в стороны, снижая нагрузку с позвоночника, благодаря трем парам глазодвигательных мышц.

Уши являются частью органа слуха. Ухо состоит из трех частей: наружного, среднего и внутреннего уха. Наружное ухо представлено ушной раковиной, которая постепенно переходит в наружный слуховой проход. Ушная раковина имеет интересную форму и состоит преимущественно из хряща. Только мочка раковины не имеет хряща. Наружное ухо необходимо для того, чтобы определить источник звука, его локализацию.
В наружном проходе, сужающегося при движении внутрь, имеются серные железы, вырабатывающие так называемую ушную серу. После наружного слухового прохода начинается среднее ухо, наружной стенкой которого является барабанная перепонка, способная воспринимать звуковые колебания. За перепонкой располагается барабанная полость – основная часть среднего уха. В барабанной полости имеются маленькие косточки – молоточек стремя и наковальня, объединенные в единую цепь.
Далее за средним ухом следует внутреннее ухо представленное улиткой (со слуховыми клетками) и полукружными каналами, которые являются органами равновесия. Звуковые колебания воспринимаются перепонкой, передаются трем слуховым косточкам, далее в слуховые клетки. От слуховых клеток раздражение идет по слуховому нерву в центр.
Обоняние
Воспринимать запахи человек может благодаря органу обоняния. Обонятельные клетки занимают небольшую часть в верхних носовых ходах. Клеточки имеют форму волосков, благодаря которым они способны улавливать тонкости различных запахов. Воспринятая информация направляется по ольфакторным (обонятельным) нитям в луковицы и далее в корковые центры головного мозга. Обоняние человек может временно утратить при различных простудных заболеваниях. Длительная утеря обоняния должна вызвать тревогу, так как она возникает в случае повреждения самого тракта или головного мозга.

Благодаря органу вкуса, человек способен оценить пищу, употребляемую им в данный момент. Вкус пищи воспринимают специальные сосочки, расположенные на языке, а также вкусовые луковицы, имеющиеся в небе, надгортаннике и верхней части пищевода. Орган вкуса тесно взаимосвязан с органом обоняния, поэтому неудивительно, когда мы хуже ощущаем вкус еды, когда страдаем каким либо простудным заболеванием. На языке существуют определенные зоны, ответственные за определение того или иного вкуса. Например, кончик языка определяет сладкое, середина – соленое, края языка ответственны за определение кислоты продукта, а корень – за горечь.

Благодаря осязанию человек способен изучать окружающий его мир. Он всегда знает, к чему он прикоснулся, гладкий объект или шероховатый, холодный или горячий. Кроме того, благодаря бесчисленным рецепторам, воспринимающим любое прикосновение, человек может получить радость (происходит выброс эндорфинов – гормонов радости). Он может воспринимать любое давление смену температуры вокруг и боль. Но сами рецепторы, расположенные на поверхности, могут сообщить лишь о температуре, частоте колебаний, силе давления.
Информация о том, к чему мы прикоснулись, или кто нас ударил, и т.д. сообщает высшая станция – головной мозг, который постоянно анализирует множество поступающих сигналов. При излишней импульсации, мозг принимает выборочно более важные импульсы. Например, в первую очередь, головной мозг оценивает опасные для жизни и здоровья человека сигналы. При возникновении боли, если вы обожгли руку, поступает команда немедленно отдернуть руку от повреждающего фактора. На температуру реагируют терморецепторы, на давление – барорецепторы, на прикосновение – тактильные рецепторы, есть еще проприорецепторы, реагирующие на вибрацию и растяжение мышц.


Значение слова чувства из словаря Ефремовой Ударение:чу;вства
мн.
Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее, владеть своими душевными и физическими способностями.
Способность деятельно переживать что-л., откликаться на жизненные впечатления, сочувствовать чему-л.

Похожие слова
без чувств— Утратив способность воспринимать окружающее, в бесчувственном состоянии, без сознания (о человеке
чувство— Способность живого существа воспринимать внешние впечатления. Самый процесс ощущения, восприятия чего-л. 3) а) Психофизическое состояние живого существа, то, что оно испытывает, ощущает. 4) а) разг. Любовь, испытываемая кем-л. к кому-л

Значение слова Чувство из словаря Ожегова

1) Чувство-Способность ощущать,испытывать, воспринимать внешние воздействия
2) Чувство- Эмоция, переживание
3) Чувство- Состояние, в котором человек способен сознавать,воспринимать окружающее
4) Чувство- Осознанное отношение к чему-нибудь
5) Чувство- См. любовь N1
6) Чувство- Само такое ощущение


Эмоция- значение слова в словарях Значение слова эмоция

Словарь иностранных слов

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.

эмоция ж. Душевное переживание, чувство.
Орфографический словарь
эмоция эм`оция, -и

Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой

ЭМОЦИЯ, -и, ж. Душевное переживание чувство. Положительные, отрицательньи эмоции. Э. радости, 11 прил. эмоциональный, -ая, oое. Эмоциональное воздействие.
Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова
ЭМОЦИЯ эмоции, ж. (фр. йmotion) (псих.). Душевное переживание, волнение, чувство (часто сопровождаемое какими-н. инстинктивными выразительными движениями). Эмоция гнева, печали, радости. Он упрекнул себя в утрате способности управлять своими эмоциями. М. Горький.

Cловарь синонимов Н. Абрамова
эмоция см. горячность


Значение слова эмоции в словарях

Значение слова Эмоции по Ефремовой:

Эмоции -Внешнее проявление чувств.

Эмоции в Энциклопедическом словаре:

Эмоции - (франц. emotion -волнение- от лат. emoveo - потрясаю, волную),реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма. Дифференцированные и устойчивые эмоции,возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называются чувствами (интеллектуальными, эстетическими, нравственными).

Значение слова Эмоции по Психологическому словарю:

Эмоции -Эмоции(от лат. emovere -возбуждать,волновать) - состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся преждевсегов форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его акт

У человека есть пять органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Благодаря им, он осознаёт происходящее вокруг него и внутри себя. Эти пять органов вызывают в человеке чувства.

Чувство- это какое-то ощущение, восприятие. Например, человек увидел, как взрослый парень бьёт свою собаку. Этот человек ощутил сильную жалость к животному. Эта жалость вызвала в нём бурю эмоций. Он начал громко кричать мужчине, чтобы тот прекратил истязать собаку. Эмоции могут выражаться в виде гнева, слёз, громкого крика, восклицания, драки, битья посуды. Если человек умеет сдерживать свои чувства, то его эмоции контролирует разум.

Дух человека состоит из разума, сознания и подсознания. Слово разум произошло от словосочетания раз (разный) и ум. Ум рождает мысли. То есть человек размышляет при помощи ума. Мысли могут быть разумные и неразумные. Разумное мышление можно назвать здравомыслием или логикой. Логика – это анализ всех действий. Если человек имеет в памяти (подсознание) верные знания, то его логика будет правильной.

Эмоции не подконтрольны уму. Поэтому каждый человек должен стремиться подчинить чувства разуму. Нужно уметь подавлять эмоции здравомыслием, уметь быстро заглушать в себе чувство гнева. Если человек сможет взять под свой контроль чувства, то эмоции не будут выходить наружу.

Анатомия человека :: Нервная система

Функция и работа - головной мозг, спинной мозг, вегетативная нервная система, периферические нервы

Любое живое существо, в том числе и человек, наделено способностью реагировать на внешние раздражители, и каждая группа клеток, из которых оно состоит, специализируется на определенной функции: размножении, пищеварении, дыхании.

Поэтому наш организм, ввиду его сложности, нуждается в механизме, который регулировал бы деятельность всех органов и систем, обеспечивая их функциональное единство и связь организма с внешней средой. Это осуществляется нервной системой.

Нервная система состоит:

- центральная нервная система
- головной мозг
- спинной мозг

- периферическая нервная система
- соматическая (произвольная) нервная система
- вегетативная (непроизвольная) нервная система
- симпатическая система (возбуждает тело и мобилизует его энергию)
- парасимпатическая система (расслабляет тело и сохраняет его энергию)

Нервная система состоит из совокупности клеток - нейронов, которые контактируют друг с другом при помощи отростков - дендритов и аксонов. Так образуется разветвленный комплекс, наподобие компьютера, который передает команды головного мозга (центральная нервная система) мышцам скелета (периферическая нервная система) и автоматически регулирует работу непроизвольных мышц (вегетативная автономная нервная система).


Головной мозг - часть центральной системы, находящаяся внутри черепа. Состоит из ряда органов: большого мозга, мозжечка, ствола и продолговатого мозга.

Спинной мозг – образует распределительную сеть центральной нервной системы. Лежит внутри позвоночного столба, и от него отходят все нервы, образующие периферическую нервную систему.

Вегетативная нервная система - регулирует внутреннюю деятельность организма, ее работа не зависит от нашей воли. Выполняет свои функции через две системы, координирующие работу разных органов, - симпатическую и парасимпатическую.

Периферические нервы - представляют собой пучки, или группы волокон, передающих нервные импульсы. Могут быть восходящими, если передают ощущения от всего тела в центральную нервную систему, и нисходящими, или двигательными, если доводят команды нервных центров до всех участков организма.

Итак, согласно большинству определений, под психикой прежде всего подразумевают способность центральной нервной системы головного мозга человека осуществлять взаимодействие с окружающей его средой, - биосферой и инфосферой, т.е. поддерживать в режиме активного функционирования его организм и возможность адекватно реагировать на явления и события, происходящие вокруг, в интересах самого данного организма, в интересах и для пользы общества, членом которого он является, в интересах самой окружающей среды, как среды его обитания. Элементные стороны психики: ощущения, восприятия, чувства, воля, мыслительный анализ, адекватная речевая или двигательная реакция в форме возбуждения или торможения. Психика находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью-пассивностью, целостностью, соотнесенностью, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т.д.

Психология человека как раздел психологии занимается изучением типов человеческой личности, что очень помогает многим людям в общении с себе подобными.

Часто случается, что окружающие люди хотят от нас чего-либо против нашей воли. Как правило, это нам неприятно и мы начинаем искать пути выхода из сложившейся ситуации. Пути бывают разные, но чаще всего, мы ищем компромисс, проявляем агрессию или ведем себя пассивно.

Если человек в различных ситуациях ведет себя пассивно, не пытается озвучивать свои желания и предпочтения, то практически всегда он не в силах противостоять требованиям окружающих. На таких людей легко воздействовать, легко подчинять их своей воле. Пассивный человек не уверен в себе, он страдает от того, что его способности недооценены. Часто такое состояние становится причиной сбоя внутреннего самосознания, что накладывает отпечаток на всей его деятельности.

Человек, который ведет себя с окружающими агрессивно, как правило, стремится добиться желаемого за счет других. Он в угоду себе игнорирует права и желания других, часто нанося им определенный моральный ущерб. Окружающие перестают доверять ему и настраиваются против него, проявляя при этом идентичное отношение к агрессору. Агрессивностью человек может добиться только сиюминутного кратковременного успеха, который повлечет за собой массу негативных последствий для него самого.

Полностью контролировать ситуацию вокруг себя способен только человек, который способен на компромисс. От других его отличают умение позитивно относиться к людям и объективная оценка самого себя. Такой человек ведет себя спокойно, уверенно, изъясняется четко и ясно. Ему не страшны обман и уловки, так как он сразу их вычислит и сможет вовремя защититься. Ему легко найти общий язык с окружающими и адаптироваться в любой обстановке.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что наша жизнь это – постоянная борьба за место под солнцем, за свои права в этом мире. Настоящая личность не боится трудностей, только справившись со всеми преградами, человек способен поверить в себя, в свои возможности.

Психология жизни человека как личности.

Формирование личности начинается уже в раннем детском возрасте. У каждого человека есть врожденный дар впитывать в себя то, что он наблюдает и ощущает, а затем пользоваться этими знаниями. Ни для кого не секрет, что наши шансы справиться с возникшей проблемой напрямую зависят от нашего желания. Воспринимать жизнь, такой как она есть, значит осознавать в ней самого себя. Главное место тут отводится самоконтролю. У человека, всецело владеющего собой, не бывает эмоциональных всплесков, поэтому его трудно чем-либо уязвить. Чтобы всегда держаться на плаву в нашем современном мире, надо знать и выполнять несколько простых правил. Постарайтесь научиться разбираться в людях, это поможет сохранить хорошие отношения с окружающими в любой ситуации. Если вы будете ладить с людьми и сможете влиять на них, то успех вам обеспечен, учитывайте желания и потребности других людей, ведь у каждого есть свои права, и об этом всегда нужно помнить, не опускайте руки перед невзгодами, боритесь из последних сил. Всегда старайтесь войти в положение других людей, тогда и вас будут стараться понять окружающие. Активный образ жизни способен значительно поднять энергетический жизненный тонус. Не общайтесь с окружающими с позиции силы и принуждения, это только отдалит вас от других людей. Не бойтесь совершать поступки. Боритесь за свои права, всегда помня об обязанностях. Помните, что главное средство для достижения успеха – практика.

Если человек попадает в особую ситуацию, это, обычно, вызывает у него эмоциональный всплеск и психологическое напряжение. Реакция у людей бывает разной. У одного – мобилизуются все жизненные ресурсы, у другого наоборот наблюдается снижение работоспособности и полное отсутствие возможности предпринимать какие-либо действия. Такая разная реакция объясняется индивидуальными свойствами организма человека, его воспитанием, осведомленностью, осознанием степени опасности, моральной закалкой и психическим состоянием. Этим и определяется степень готовности к соответствующим действиям в той или иной ситуации.

Как правило, при стихийных бедствиях, в крупных авариях или катастрофах человек переживает сильное эмоциональное возбуждение, справиться с которым помогают психологическая устойчивость, решительность, умение и желание помочь пострадавшим. У тех, кто не имеет соответствующей психологической подготовки, возникает сильное чувство страха и желание скрыться от надвигающейся опасности, может возникнуть и психологический шок, который вызывает неподвижность, человек теряет способность нормально мыслить и контролировать свои чувства и сознание. Такая реакция человека на чрезвычайное происшествие может длиться до нескольких дней.

Люди ведут себя так по ряду причин: их пугает внезапное возникновение опасности и неспособность противостоять ей из-за неопытности и отсутствия соответствующей морально-психологической подготовки.

Для того чтобы свести к минимуму отрицательное воздействие, человека необходимо заранее готовить к чрезвычайным ситуациям, закалять психику и тренировать волю.

Чаще всего, первая реакция человека на приближающуюся опасность – страх. Чувство страха вызывает негативные ощущения, вместе с тем, страх сигнализирует о том, что нужно защищаться, потому главная задача, которая стоит перед человеком, спасти свою жизнь.

Надо учитывать, что в любой чрезвычайной ситуации самым главным фактором является уровень психологической подготовки людей. Если, попадая в особую ситуацию, человек пугается и теряется, то это уже само по себе может стать причиной тяжелых и непоправимых последствий. Особенно это касается руководящего состава, члены которого обязаны мобилизовать коллектив, не допустить паники и суеты. Именно поэтому так важно изучать психологию поведения человека в различных ситуациях при подготовке спасателей, руководителей и населения к возможным экстремальным ситуациям.

Как же связаны психика и нервная система человека? Очень просто: психика является своего рода ответом на активность человека, его нервной системы. Предлагаю рассмотреть это подробнее.

Вспомним: на орган чувств произошло определенное воздействие. Мы что-то услышали, что-то увидели, попробовали на вкус- главное, что было воздействие, воздействие внешнего раздражителя. Рецептор принял на себя это воздействие, выработал сигнал, электрический импульс, который по нервным волокнам (нервному пути) и центрам ствола мозга попадают на кору больших полушарий.

В свою очередь полушария разделены на следующие зоны: сенсорные зоны, моторные зоны и ассоциативные зоны. Сенсорные зоны в свою очередь имеются теменной, лобной, височной и затылочной долях коры головного мозга. В теменной зоне находятся зоны общей чувствительности, в затылочной – зрительная, в височной- слуховая. В соответствии с тем, на какой орган чувств действует раздражитель, нервный импульс, достигая коры головного мозга, попадает в соответствующую зону. При этом складывается образ или ощущение. Приведем пример. Нам дают кусок пирога. Мы его видим, чувствуем его запах, а когда пробуем, то ощущаем вкус. Итак, на органы зрения, обоняния и вкуса было произведено воздействие, у нас сложился образ объекта, представление о его внешнем виде, форме, размере, у нас сложилось ощущение о его качествах (сладкий, приятно пахнет).

Моторная зона. Отвечает за управление движениями и располагается в лобной доле коры головного мозга. В свою очередь лобная доля отвечает не только за произвольные движения, но и за процесс самоорганизации и концентрацию внимания [18].

Ассоциативная зона. Отвечает за такие процессы, как восприятие, память, воображение, мышления и речи и необходима для планирования действий. Также располагается в лобной доле [18].

Таким образом, можно сделать вывод, что в функции мозга входят обработка сенсорной информации, поступающей из органов чувств, планирование, принятие решений, управление движениями, вниманием, памятью, восприятие и генерация речи, а также выполняет высшую функцию- мышление.

Однако, помимо этого мозг отвечает за положительные и отрицательные эмоции. Своего рода (подкорковым) центром эмоций является гипоталамус, который, как я сказал ранее, находится в промежуточном мозге, являющимся частью переднего. Кроме того, эмоции так же распределены по коре головного мозга. Изучение больших полушарий помогло выяснить, что левое полушарие в большей степени связано с возникновение и поддержкой положительных эмоций, а правое – с отрицательными [17].

Проявление эмоций тесно связано с изменениями деятельностью функций организма, изменения во внутренней среде организма и во внешнем облике. Под первым подразумевают учащение или снижение частоты сокращения сердца, кровеносных сосудов, дыхания. Ко второму- изменения в скелетных и лицевых мышцах: изменения выражения лица, глаз, появление определенного характерного движения или жеста, специфическая интонация голоса. В зависимости от интеграции, интенсивность жизнедеятельности человека и его функциональных систем либо повышается либо понижается [10].

Стоит заметить, что важную роль в проявление эмоций играет вторая сигнальная система человека (речь). Она расширяет область эмоциональных переживаний человека, предоставляет возможность целенаправленной передачи эмоционального опыта, а так же является физиологической основой высших человеческих чувств- моральных, интеллектуальных и эстетических [5].

Психика - это ответ на активность нервной системы человека. В ней формируется образ, обязательно эмоционально и чувственно окрашенный, то есть субъективный образ, ввиду чего отличающийся от истинного, объективного. Активное отражение человеком субъективного мира и действительности - системное свойство нервной системы. Картина мира не просто формируется, она приобретает определенный смысл и определенное значение, что является еще одним проявлением активности отражения внешней картины мира. Это называется сознание индивида.

Кроме того, активность проявляется в том, что нервные процессы, регулирующие поведение человека, возникают как из-за непосредственного воздействия внешней среды, так и под влиянием желаний, потребностей, интересов и прошлого опыта человека, его памяти.

Под повелением чаще всего понимается целенаправленная система последовательных действий, осуществляемая как как единство психических и исполнительных внешних действий, позволяющих субъекту, например, приближаться к объекту или удаляться от него а также преобразовывать их. Саморегуляция поведения является, своего рода, еще одним результатом определенных процессов нервной системы, образующемся вместе с картиной мира в сознание человека. Механизмы саморегуляции зависят от состояния нервной системой, а также проявления её свойств в виде психических феноменов, адекватных условий жизни и деятельности человека. Повреждение нервной системы, сильные стрессы, также последующие срывы влекут за собой нарушения самоорганизации и саморегуляции организма, его взаимодействие с окружающей средой и, в конечном итоге, изменения в отражение картины объективного мира.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

Психика – это свойство высокоорганизован­ной материи отражать объективную реальность, создавать психические образы и регулировать деятельность человека и его поведение.

Классификация.

Психика — это субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе иде­альных образов, на основе которых осуществляется актив­ное взаимодействие человека со средой.

Отражение выражает в себе способность материальных объектов в процессе взаимодействия воспроизводить в сво­их изменениях особенности и черты воздействующих на них объектов. Форма отражения зависит от формы суще­ствования материи.

В природе можно выделить три основ­ных формы отражения. Низшему уровню организации жизни соответствует физическая форма отражения, характерная для взаимодействия объектов неживой природы. Более вы­сокому уровню соответствует физиологическая форма отра­жения. Следующий уровень приобретает форму наиболее сложного и развитого психического отражения со специфи­ческой для человеческой психики наивысшей ступенью от­ражения — сознанием.

Психика человека формируется и проявляется в его деятельности. Человеческая деятельность служит и дви­жущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психического развития человека. В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умствен­ные действия. Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий.

Психика человека — социально обусловленный фено­мен, а не естественный продукт мозга. Однако реализуется она мозгом. Психику нельзя отрывать от работы мозга, но ее нельзя и сво­дить к нейрофизиологическим процессам.

Специфика работы человеческого мозга состоит в осо­бом способе кодирования поступающей извне информации. Психическое отражение действительности человеком - это отражение, опосредованное словесным знаком, челове­ческим понятием, сформированным в общественно-исто­рической практике.

Психика представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархи­чески организованы и очень изменчивы.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Строение нервной системы человека, как нервной системы большинства млекопитающих, включает в себя центральную нервную систему, состоящую из головного и спинного мозга, и также периферическую нервную систему - отходящие нервные узлы и нервы от спинного и головного мозга.

Все живые организмы обладают способностью реагировать на физические и химические изменения в окружающей среде.

Стимулы внешней среды (свет, звук, запах, прикосновение и т.п.) преобразуются специальными чувствительными клетками (рецепторами) в нервные импульсы — серию электрических и химических изменений в нервном волокне. Нервные импульсы передаются по чувствительным (афферентным) нервным волокнам в спинной и головной мозг. Здесь вырабатываются соответствующие командные импульсы, которые передаются по моторным (эфферентным) нервным волокнам к исполнительным органам (мышцам, железам). Эти исполнительные органы называются эффекторами.

Основная функция нервной системы — интеграция внешнего воздействия с соответствующей приспособительной реакцией организма.

Структурной единицей нервной системы является нервная клетка —нейрон.

Соматическая нервная система обеспечивает связь организма ("сома"- тело) с окружающей средой передвижение в пространстве и реакции взаимодействия через ощущения. Соматическая система осуществляет произвольный контроль деятельности скелетной мускулатуры.

Вегетативная нервная система - (её ещё называют висцеральной, автономной, независимой) это все нервные связи, отвечающие за работу внутренних органов и внутренних процессов, протекающих в организме, а также гомеостаз в целом. Она в большинстве случаев не поддается произвольной регуляции. Вегетативная нервная система регулирует частоту сердечных сокращений, сокращение и расслабление гладкомышечной мускулатуры разных органов, приспособление хрусталика глаза к определённому расстоянию, секреции эндокринных желез и другие функции. Вегетативная система осуществляет свою работу без осознания и человеком процессов происходящих во внутренних органах и без волевого участия.

Вегетативная и соматическая нервная система разделяется, конечно, условно, поскольку это единая нервная система одного организма, волокна которой разветвлены во всех органах и тканях организма и связаны друг с другом через единый центр.

Периферическая нервная система осуществляет связь, через нервные цепи, с центральной нервной системой обеспечивая единую работу внутренних органов человека во взаимодействии его с внешней средой. Автономная нервная система передает импульсы от центральной нервной системы (ЦНС) к периферическим органам.

Автономная нервная система разделяется на симпатическую и парасимпатическую нервную систему.

Симпатическая нервная система ответственна за процессы возбуждения, а парасимпатическая вызывает реакции торможения и расслабления. Это разделение обусловлено рядом анатомических и функциональных особенностей. Симпатический отдел осуществляет усиление окислительных процессов, потребление питательных веществ, усиление дыхания, учащение деятельности сердца, увеличение поступления кислорода в кровь к мышцам.

Парасимпатический отдел - сужение зрачка при сильном свете, торможение сердечной деятельности, опорожнение полостных органов. Мочевой пузырь получает в основном парасимпатическую иннервацию, симпатическую иннервацию получают потовые железы, селезенка, надпочечники.

Деятельность парасимпатической нервной системы направлена на сохранение и возобновление запасов энергии в организме. Она снижает частоту сердечных сокращений и артериальное давление, облегчает процесс пищеварения, всасывание питательных веществ и выведение шлаков.

Функции и структура психики.

Функции психики.Психика выполняет определенные функции: отраже­ния воздействий окружающей действительности; регу­ляции поведения и деятельности людей; осознания ими своего места в окружающем мире.

1. Отражение воздействий окружающей действительности. Психическое отражение действительности имеет свои особенности:

- это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенству­ющийся, создающий и преодолевающий свои противо­речия;

- внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики и конкрет­ные состояния человека (поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним человеком);

- это правильное, верное отражение действитель­ности (возникающие образы материального мира явля­ются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий).

2. Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отра­жают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутрен­нее содержание деятельности и поведения.

3. Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильную адаптацию и ориентацию человека в объектив­ном мире, гарантируя ему осмысление этого мира и адекватное к нему отношение. С другой стороны, с помощью психики человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как пред­ставителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находившегося с ними в своеобразных межличностных отношениях. Правильное осознание человеком своих личностных характеристик помогает приспосабливаться к другим людям, правильно строить общение и взаимодействие с ними, достигать общих целей совместной деятельности, поддерживать гар­монию в обществе в целом.

Структура психики.Всё многообразие форм существования психического обычно объединяют в следующие группы:

1. Психические процессы — это элементарные психи­ческие явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей дейст­вительности (длятся от доли секунд до десятков минут и более). Как правило, имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.

Психические процессы подразделяются на:

а) познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь);

б) эмоциональные (эмоции и чувства);

2. Психические состояния более продолжительны по сравнению с психическими процессами (могут продол­жаться в течение нескольких часов, дней или даже недель) и более сложны по структуре и образованию.

Они выражаются в определенном уровне, работоспособ­ности и качестве функционирования психики человека, свойственных для него в определенный момент времени. К ним относятся состояния активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или уста­лости, раздражительности, рассеянности, хорошее или плохое настроение.

3. Психические свойства — наиболее устойчивые и посто­янно проявляющиеся особенности личности, обеспечиваю­щие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного челове­ка. К ним относятся направленность (что хочет человек?), темперамент и характер (как проявляется человек?), спо­собности (что может человек?).

4. Психические образования — это то, что становится результатом работы психики человека, ее развития и само­развития; это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и професси­онального опыта. К ним следует относить приобретенные знания, навыки и умения, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.

5. Социально-психологические явления — это психоло­гические феномены, обусловленные взаимодействием, общением, взаимовлиянием людей друг на друга и их при­надлежностью к определенным социальным общностям (классам, этносам, малым и большим группам, религиоз­ным конфессиям и т.д.).

Этапы развития психики.

Основные этапы развития психики человека Эволюция человечества существенно повлияла на этапы развития психики человека. Поэтому психологическое здоровье каждого из нас является именно таким не только потому, что были испытаны определенные эмоции и пережиты конкретные события, но и потому, что эволюция человека происходила определенным путем. Науке известны основные семь этапов развития психики. Их проходит каждый человек от рождения до становления полноценной взрослой личностью. К основным этапам относятся: ощущение; восприятие; интеллектуальный; психологический; сознание; самосознание; социальное поведение. На каждом этапе человек по-разному реагирует на окружающий его мир. Ему свойственно появление разных эмоций и ощущений психологического характера. Именно поэтому дети не могут испытывать тех эмоций, которые знакомы взрослым. В разном возрасте человек по разному относится ко всем событиям на психологическом уровне. Так как это напрямую зависит от этапа развития его психики.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 1091 ;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.