Черепные нервы методические разработки

Предлагаемое практическое занятие закрепляет и конкретизирует теоретические знания, что позволяет использовать их при решении ситуационных задач, устном ответе и программированном контроле.

Скачать:

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_prakticheskogo_zanyatiya_chmn_.docx 90.93 КБ

Предварительный просмотр:

Министерства здравоохранения и социального развития

аудиторного практического занятия

по дисциплине ОП. 02. Анатомия и физиология человека

для специальности 34.02.01. Сестринское дело (базовая подготовка)

анатомии и физиологии

человека Кириллова Г.И.

Рассмотрена и одобрена

на заседании ЦМК

Председатель ЦМК ______

Зам. директора по УР БОУ СПО

______________ Н.А. Баранова

Актуальность методической разработки состоит в том, чтобы помочь преподавателю выработать чёткость в проведении практического занятия с соблюдением всех этапов урока и временного интервала, в организации аудиторной самостоятельной учебной деятельности обучающихся.

Цели методической разработки совпадают с целями занятия и заключаются в конкретизации и закреплении знаний по теме, для чего выполнить следующие задачи:

-проверить исходный уровень знаний обучающихся фронтальным опросом;

-проверить степень усвоения темы, используя КИМы.

Все это способствует формированию следующих компетенций:

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

В процессе обучения используется образовательная технология: практико-ориентированное обучение с элементами делового подхода;

используются следующие методы и приемы обучения: беседа, объяснение, инструктаж, демонстрация, метод работы малыми группами по 2 -3 чел; осуществляется комбинированный метод контроля.

- сколько пар ЧМН,

-на какие группы они делятся, -

-через какие отверстия в черепе проходят,

-какие функции выполняют и как проявляются нарушения их функций.

Уметь использовать знания при решении ситуационных задач.

Методическая разработка аудиторного практического занятия

Специальность 34.02.01. Сестринское дело (базовая подготовка)

Дисциплина: ОП.02. Анатомия и физиология человека.

Семестр: II семестр

Тема : Черепномозговые нервы

Тип занятия : аудиторное практическое занятие

Вид занятия : урок закрепления изучаемого материала

Формирование ОК и ПК:

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

Цель: Обобщить и закрепить знания по теме.

-проверить исходный уровень знаний обучающихся фронтальным опросом;

-проверить степень усвоения темы, используя КИМы.

Цель: Воспитывать профессионально - личностные качества обучающихся.

-воспитывать активность в обсуждении вопросов занятия;

-воспитывать самостоятельность при выполнении индивидуальной работы.

Цель: Развивать мыслительные навыки.

-формировать и развивать навыки анализировать, проводить сравнение, систематизацию.

Место проведения занятия: кабинет анатомии.

МДК.01.01. Здоровый человек и его окружение.

МДК.01.02. Основы профилактики.

МДК.01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению.

Репродуктивный, самостоятельная работа.

Фронтальная, в малых группах.

2. Раздаточный материал по теме.

3. Контрольно – измерительные материалы.

  1. Устный фронтальный опрос.
  2. Решение ситуационных задач.
  3. Тестовый.

В результате освоения темы студент должен знать:

- чувствительные ЧМН, их функции;

- двигательные ЧМН, их функции;

- смешанные ЧМН, их функции;

- локализацию ядер черепных нервов в стволовой части головного мозга;

- как проявляются нарушения их функций.

В результате освоения темы студент должен уметь:

- показывать на плакатах, черепе места прохождения ЧМН;

- показывать на плакатах расположение ядер ЧМН;

- использовать знания в решении ситуационных задач.

1.Организационная часть - 2 мин.

2.Актуализация опорных знаний - 3 мин.

3.Проверка исходного уровня знаний – 10 мин.

4.Демонстрационная часть - 7 мин.

5. Самостоятельная работа студентов – 40 мин.

6. Проверка степени усвоения материала - 15 мин.

Министерство здравоохранения

Пензенской области

Кузнецкий филиал ГБОУ СПО

ОП 02 Анатомия и физиология человека



Рассмотрена на заседании ЦМК

Выписка из рабочей программы

Студент должен знать:

Количество и название черепных нервов.

Функциональные виды черепных нервов.

Место образования, место выхода из мозга и полости черепа каждого черепного нерва.

Области иннервации 12 пар черепных нервов.

Студент должен уметь:

1. сравнивать, анализировать, делать выводы по теме;

2. демонстрировать на муляжах, планшетах, плакатах места выхода (входа) черепно-мозговых нервов из мозга и полости черепа , области иннервации.

Формирование знаний об анатомо-физиологических особенностях черепных нервов и умений сравнивать, анализировать, делать выводы по теме.

обеспечить усвоение студентами знаний о количестве, названии, топографии ядер, местах выхода из полости черепа и мозга, функции двенадцати пар черепных нервов, зоны иннервации черепных нервов;

научить демонстрировать на плакатах, муляжах, планшетах места выхода (входа) черепно-мозговых нервов из мозга и полости черепа и области иннервации;

развить интерес к изучению данной темы;

развить познавательную активност ь студентов;

развить умение применять полученные знания и навыки в конкретных ситуациях;

воспитывать аккуратность и дисциплинированность;

воспитывать чувство ответственности за качество выполняемой работы;

воспитывать любознательность, интерес к изучаемой дисциплине и любовь к профессии.

Вид занятия: практическое

Методы обучения: словесные, наглядные, объяснительно-демонстрационный, проблемный.

Место проведения: кабинет анатомии

Время занятия: 90 минут

Технические средства обучения:

II . Учебная и методическая литература:

Ход практического занятия по теме:

Преподаватель приветствует студентов, проводит контроль посещаемости, обращает внимание на внешний вид студентов, состояние аудитории, готовность студентов к занятию. Затем объявляет тему, озвучивает цели занятия и проводит мотивацию темы:

Ветви черепных нервов иннервируют мышцы, кожу, внутренние органы, железы, органы чувств и др. Посредством нервов и их разветвлений осуществляется связь центральной нервной системы с органами, и все системы органов представляют единое целое – осуществляется целостность организма. Знания, полученные сегодня, помогут правильно организовать уход за больным; своевременно выявить патологию, а следовательно и как можно раньше начать оказывать помощь, что позволит спасти жизнь и здоровье пациента. Тогда как ошибки

могут иметь самые серьезные последствия.

Укрепление дисциплины, воспитание требовательности студентов к себе, формирование настроя на целенаправленную деятельность.

Обоснование актуальности темы и

необходимости получить прочные знания и навыки по изучаемой теме.

Студенты приветствуют преподавателя вставанием, слушают, записывают тему, цели занятия в рабочие тетради, осмысливают план занятия, ставят перед собой цель: настроиться на данное занятие.

Фронтальный опрос (приложение № 1) – преподаватель задает 19 вопросов по теме. Привлекает других студентов дополнить ответы, оценить ответы, исправить ошибки. Преподаватель сопровождает каждый ответ демонстрацией по слайду.

Цель этапа: Выяснение уровня подготовки студентов к занятию и качества знаний. Оценка усвоения медицинской терминологии.

Студенты отвечают на заданные преподавателем вопросы. Каждому достается по 2-3 вопроса. Дополняют ответы других студентов, оценивают и комментируют ответы других.

Для достижения цели выяснения уровня подготовки студентов к занятию используется: фронтальный опрос по заранее подготовленным вопросам, наглядный метод.

Преподаватель информирует о хо-

де выполнения самостоятельной

работы, обращает внимание студентов

на необходимость выделения только самого основного при заполнении I части таблицы и на возможность использования не только текста учебника и лекции, но и демонстрируемого слайда презентации.

2) Во время самостоятельной работы студентов преподаватель выполняет роль консультанта: отвечает на вопросы, дает советы, указывает ошибки.

3) Преподаватель контролирует правильность заполнения таблицы, опрашивая студентов (каждый зачитывает по одной строке таблицы), привлекая других студентов дополнить ответы, оценить ответы, исправить ошибки.

1) Студенты внимательно слушают.

Заполнение таблицы в соответствии с эталоном

В конце самостоятельной работы студенты поочередно зачитывают строки таблицы, дополняют ответы одногруппников.

Цель этапа: формирование у студентов умения логически и полно выстраивать ответ, обеспечение усвоения изучаемого материала через систематизацию.

Достижению поставленной цели занятия способствует решение информационно-поисковой задачи в ходе работы с книгой при выполнении самостоятельной работы студентами.

Преподаватель вызывает студентку, подготовившую сообщение, которое содержит дополнительную информацию по теме (задание дано заранее и выполнено как самостоятельная внеаудиторная работа студента).

Студентка выступает с сообщением « ………. « в сопровождении мультимедийной презентации.

Преподаватель предлагает студентам, опираясь на данные I части таблицы и собственные знания, текст учебника и лекции, предположить последствия дисфункции ЧМН и заполнить II часть таблицы. Преподаватель демонстрирует правильное заполнение таблицы на примере I пары ЧМН.

Преподаватель выполняет роль консультанта: отвечает на вопросы, дает советы, указывает ошибки.

Преподаватель контролирует правильность заполнения таблицы, опрашивая студентов (каждый зачитывает по одной строке таблицы), привлекая других студентов дополнить ответы, оценить ответы, исправить ошибки. Во время поверки ответы сопровождаются слайда презентации.

Студенты, внимательно прослушав инструкцию, заполняют II часть таблицы (Приложение № 2), затем поочередно озвучивают строки таблицы.

Цель этапа: формирование у студентов умения логически и полно выстраивать ответ, Формирование любви к будущей профессии.

Решение ситуационных задач

(приложение № 3). Преподаватель раздает каждому студенту по задаче и дает определенное время для решения.

Когда студенты отвечают по задаче, то преподаватель привлекает к оцениванию ответов самих студентов.

Цель этапа: закрепить изученный материал. Научить выявлять ошибки, нарушения . Научить логически мыслить через ситуации, направленные на усвоение определенного опыта, формирование устойчивых навыков через моделирование различных ситуаций.

Студенты решают ситуационные задачи, записывая ответы в альбомах и затем каждый читает свою задачу остальным студентам и озвучивает ответ, сопровождая его демонстрацией на муляжах, плакатах, планшетах. Студенты

учатся выделять главное,

У них формируется интерес к будущей профессии.

Преподаватель использует ТСО, презентацию; применяет проблемный метод, ситуационные задачи разработаны с учетом дифференциального подхода для сильных и слабых студентов.

Преподаватель проводит тестовый контроль по компьютерной

программе с использованием ИКТ (приложение №4).

Цель этапа: Определить степень усвоения изученного материала каждым студентом .

Студенты отвечают на тестовые задания.

Преподаватель проводит тестовый контроль по компьютерной программе с использованием ИКТ

Преподаватель отмечает, что усвоено и что требует дополнительной отработки.

Преподаватель дает оценку деятельности каждого студента с обоснованием. Причем использует элементы рейтинговой оценки, оценивая работу студентов на каждом этапе занятия.

Студенты слушают и делают

выводы, проводят анализ своей

работы на занятии

8.Задание на дом.

Классификация вегетативной нервной системы (ВНС).

Области иннервации ВНС

Влияние отделов ВНС на деятельность внутренних органов.

Гаврилов Л.Ф., Татаринов В.Г. Анатомия.-М.:Медицина, 2006. Стр. 328-332

Федюкович, Н.И . Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб. пособие. /Н.И. Федюкович.– Ростов н/Д: Феникс, 2007. Стр. 406-419

Преподаватель задает индивидуальные задания в виде сообщений.

Цель этапа: Подготовка студентов

к следующему занятию.

самостоятельную работу с

целью приобретения знаний по новой теме, развития мышления,

интереса к теме.

Рекомендуемая литература для преподавателей:

Основные источники:

Гаврилов Л.Ф., Татаринов В.Г. Анатомия.-М.:Медицина, 2006.

Федюкович, Н.И . Анатомия и физиология человека [Текст]: учеб. пособие. /Н.И. Федюкович.– Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Дополнительные источники:

Барышников, С.Д. Тестовые задания по анатомии и физиологии человека с основами патологии [Текст] / С.Д. Барышников.– М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2007.

Сапин, М.Р.Атлас анатомии человека [Текст]: в 3- х. т. / М.Р. Сапин, - М.: Медицина, 2007.

Сапин, М.Р. Анатомия человека [Текст]: / М.Р. Сапин.- М.:Академия, 2005.

Черепные нервы

Черепные нервы (nervi craniales) составляют 12 пар (рис. 193). Каждая пара имеет собственное название и порядковый номер, обозначаемый римской цифрой: обонятельные нервы - I пара; зрительный нерв - II пара; глазодвигательный нерв - III пара; блоковый нерв - IV пара; тройничный нерв - V пара; отводящий нерв - VI пара; лицевой нерв - VII пара; преддверно-улитковый нерв - VIII пара; языкоглоточный нерв - IX пара; блуждающий нерв - X пара; добавочный нерв - XI пара; подъязычный нерв - XII пара.

Черепные нервы различаются по функции и, следовательно, по составу нервных волокон. Одни из них (I, II и VIII пары) - чувствительные, другие (III, IV, VI, XI и XII пары) - двигательные, а третьи (V, VII, IX, X пары) - смешанные. Обонятельные и зрительный нервы отличаются от других нервов тем, что являются производным головного мозга - они образовались путем выпячивания из мозговых пузырей и в отличие от других чувствительных и смешанных нервов не имеют узлов. Состоят эти нервы из отростков нейронов, расположенных на периферии - в органе обоняния и органе зрения. Смешанные по функции черепные нервы по своему строению и составу нервных волокон сходны со спинномозговыми нервами. Их чувствительная часть имеет узлы (чувствительные узлы черепных нервов), аналогичные спинномозговым узлам. Периферические отростки (дендриты) нейронов этих узлов идут на периферию в органы и оканчиваются в них рецепторами, а центральные отростки следуют в мозговой ствол к чувствительным ядрам, аналогичным ядрам задних рогов спинного мозга. Двигательная часть смешанных черепных нервов (и двигательные черепные нервы) состоят из аксонов нервных клеток двигательных ядер мозгового ствола, аналогичных ядрам передних рогов спинного мозга. В составе III, VII, IX и X пар нервов вместе с другими нервными волокнами проходят парасимпатические волокна (они являются аксонами нейронов вегетативных ядер мозгового ствола, аналогичных вегетативным парасимпатическим ядрам спинного мозга).

Обонятельные нервы (nn. olfactorii, I) по функции чувствительные, состоят из нервных волокон, являющихся отростками обонятельных клеток органа обоняния. Эти волокна образуют 15 - 20 обонятельных нитей (нервов), которые выходят из органа обоняния и через решетчатую пластинку решетчатой кости проникают в полость черепа, где подходят к нейронам обонятельной луковицы. Из нейронов луковицы нервные импульсы передаются через различные образования периферического отдела обонятельного мозга в его центральный отдел.

Зрительный нерв (n. opticus, II) по функции чувствительный, состоит из нервных волокон, являющихся отростками так называемых ганглиозных клеток сетчатой оболочки глазного яблока. Из глазницы через зрительный канал нерв проходит в полость черепа, где сразу образует частичный перекрест с нервом противоположной стороны (зрительный перекрест) и продолжается в зрительный тракт. В связи с тем что на противоположную сторону переходит только медиальная половина нерва, правый зрительный тракт содержит нервные волокна от правых половин, а левый тракт - от левых половин сетчатой оболочки обоих глазных яблок (рис. 194). Зрительные тракты подходят к подкорковым зрительным центрам - ядрам верхних холмиков крыши среднего мозга, латеральных коленчатых тел и подушек таламуса. Ядра верхних холмиков связаны с ядрами глазодвигательного нерва (через них осуществляется зрачковый рефлекс) и с ядрами передних рогов спинного мозга (осуществляются ориентировочные рефлексы на внезапные световые раздражения). От ядер латеральных коленчатых тел и подушек тал&муса нервные волокна в составе белого вещества полушарий следуют в кору затылочных долей (зрительная сенсорная зона коры).

Глазодвигательный нерв (n. осulomotorius, III) по функции двигательный, состоит из двигательных соматических и эфферентных парасимпатических нервных волокон. Эти волокна являются аксонами нейронов, составляющих ядра нерва. Различают двигательные ядра и добавочное парасимпатическое ядро. Они находятся в ножке мозга на уровне верхних холмиков крыши среднего мозга. Нерв выходит из полости черепа через верхнюю глазничную щель в глазницу и делится на две ветви: верхнюю и нижнюю. Двигательные соматические волокна этих ветвей иннервируют верхнюю, медиальную, нижнюю прямую и нижнюю косую мышцы глазного яблока, а также мышцу, поднимающую верхнее веко (все они поперечно-полосатые),а парасимпатические волокна - мышцу, суживающую зрачок, и ресничную мышцу (обе гладкие). Парасимпатические волокна по пути к мышцам переключаются в ресничном узле, лежащем в заднем отделе глазницы.

Блоковый нерв (n. trochlearis, IV) по функции двигательный, состоит из нервных волокон, отходящих от ядра. Ядро расположено в ножках мозга на уровне нижних холмиков крыши среднего мозга. Нерв выходит из полости черепа через верхнюю глазничную щель в глазницу и иннервирует верхнюю косую мышцу глазного яблока.

Тройничный нерв (n. trigeminus, V) по функции смешанный, состоит из чувствительных и двигательных нервных волокон. Чувствительные нервные волокна являются периферическими отростками (дендритами) нейронов тройничного узла, который находится на передней поверхности пирамиды височной кости у ее верхушки, между листками твердой оболочки мозга, и состоит из чувствительных нервных клеток. Эти нервные волокна образуют три ветви нерва (рис. 195): первая ветвь - глазной нерв, вторая ветвь - верхнечелюстной нерв и третья ветвь - нижнечелюстной нерв. Центральные отростки (аксоны) нейронов тройничного узла составляют чувствительный корешок тройничного нерва, идущий в мозг к чувствительным ядрам. У тройничного нерва имеется несколько чувствительных ядер (расположены в мосту, ножках мозга, продолговатом мозге и верхних шейных сегментах спинного мозга). От чувствительных ядер тройничного нерва нервные волокна идут в таламус. Соответствующие нейроны ядер таламуса связаны посредством отходящих от них нервных волокон с нижним отделом постцентральной извилины (ее корой).

Двигательные волокна тройничного нерва являются отростками нейронов его двигательного ядра, расположенного в мосту. Эти волокна по выходе из мозга образуют двигательный корешок тройничного нерва, который присоединяется к его третьей ветви - нижнечелюстному нерву.

Глазной нерв (n. ophthalmicus), или первая ветвь тройничного нерва, по функции чувствительный. Отойдя от тройничного узла, он идет к верхней глазничной щели и через нее проникает в глазницу, где делится на несколько ветвей. Они иннервируют кожу лба и верхнего века, конъюнктиву верхнего века и оболочки глазного яблока (в том числе роговицу), слизистую оболочку лобной и клиновидной пазух и части ячеек решетчатой кости, а также часть твердой оболочки головного мозга. Самая крупная ветвь глазного нерва называется лобным нервом.

Верхнечелюстной нерв (n. maxillaris), или вторая ветвь тройничного нерва, по функции чувствительный, следует из полости черепа через круглое отверстие в крыло небную ямку, где делится на несколько ветвей. Самая крупная ветвь называется подглазничным нервом, проходит по одноименному каналу верхней челюсти и выходит на лицо в области клыковой ямки через подглазничное отверстие. Область иннервации ветвей верхнечелюстного нерва: кожа среднего отдела лица (верхней губы, нижнего века, скуловой области, наружного носа), слизистая оболочка верхней губы, верхней десны, полости носа, неба, верхнечелюстной пазухи, части ячеек решетчатой кости, верхние зубы и часть твердой оболочки головного мозга.

Нижнечелюстной нерв (n. mandibularis), или третья ветвь тройничного нерва, по функции смешанный. Из полости черепа через овальное отверстие проходит в подвисочную ямку, где делится на ряд ветвей. Чувствительные ветви иннервируют кожу нижней губы, подбородка и височной области, слизистую оболочку нижней губы, нижней десны, щеки, тела и кончики языка, нижние зубы и часть твердой оболочки головного мозга. Двигательные ветви нижнечелюстного нерва иннервируют все жевательные мышцы, мышцу, напрягающую небную занавеску, челюстно-подъязычную мышцу и переднее брюшко двубрюшной мышцы. Самые крупные ветви нижнечелюстного нерва: язычный нерв (чувствительный, идет к языку) и нижний альвеолярный нерв (чувствительный, проходит в канале нижней челюсти, отдает ветви к нижним зубам, под названием подбородочного нерва через одноименное отверстие выходит к подбородку).

Отводящий нерв (n. abducens, VI) по функции двигательный, состоит из нервных волокон, отходящих от нейронов ядра нерва, расположенного в мосту. Выходит из черепа через верхнюю глазничную щель в глазницу и иннервирует латеральную (наружную) прямую мышцу глазного яблока.

Лицевой нерв (n. facialis, VII), или промежуточно-лицевой нерв, по функции смешанный, включает двигательные соматические волокна, секреторные парасимпатические волокна и чувствительные вкусовые волокна. Двигательные волокна отходят от ядра лицевого нерва, находящегося в мосту. Секреторные парасимпатические и чувствительные вкусовые волокна входят в состав промежуточного нерва (п. intermedius), который имеет парасимпатическое и чувствительное ядра в мосту и выходит из мозга рядом с лицевым нервом. Оба нерва (и лицевой, и промежуточный) следуют во внутренний слуховой проход, в котором промежуточный нерв входит в состав лицевого. После этого лицевой нерв проникает в одноименный канал, расположенный в пирамиде височной кости. В канале он отдает несколько ветвей: большой каменистый нерв, барабанную струну и др. Большой каменистый нерв содержит секреторные парасимпатические волокна к слезной железе. Барабанная струна проходит через барабанную полость и, покинув ее, присоединяется к язычному нерву из третьей ветви тройничного нерва; она содержит вкусовые волокна для вкусовых сосочков тела и кончика языка и секреторные парасимпатические волокна к поднижнечелюстной и подъязычной слюнным железам.

Отдав свои ветви в канале, лицевой нерв выходит из него через шилососцевидное отверстие, вступает в толщу околоушной слюнной железы, где делится на конечные ветви (см. рис. 190), двигательные по функции. Они иннервируют все мимические мышцы лица и часть мышц шеи: подкожную мышцу шеи, заднее брюшко двубрюшной мышцы и др.

Преддверно-улитковый нерв (n. vestibulocochlearis, VIII) по функции чувствительный, включает две части: улитковую - для звуко- воспринимающего органа (спиральный орган) и преддверную - для вестибулярного аппарата (орган равновесия). Каждая часть имеет нервный узел из чувствительных нейронов, расположенный в пирамидке височной кости вблизи внутреннего уха.

Улитковая часть (улитковый нерв) состоит из центральных отростков клеток улиткового узла (спиральный узел улитки). Периферические отростки этих клеток подходят к рецепторным клеткам спирального органа в улитке внутреннего уха.

Преддверная часть (преддверный нерв) представляет собой пучок центральных отростков клеток преддверного узла. Периферические отростки этих клеток заканчиваются на рецепторных клетках вестибулярного аппарата в мешочке, маточке и ампулах полукружных протоков внутреннего уха.

Обе части - и улитковая, и преддверная - от внутреннего уха следуют рядом по внутреннему слуховому проходу в мост (мозга), где находятся их ядра. Ядра улитковой части нерва связаны с подкорковыми слуховыми центрами - ядрами нижних холмиков крыши среднего мозга и медиальных коленчатых тел. От нейронов этих ядер нервные волокна идут к средней части верхней височной извилины (слуховая зона коры). Ядра нижних холмиков связаны также с ядрами передних рогов спинного мозга (осуществляются ориентировочные рефлексы на внезапные звуковые раздражения). Ядра пред- дверной части VIII пары черепных нервов связаны с мозжечком.

Языкоглоточный нерв (n. glossopharyngeus, IX) по функции смешанный, включает чувствительные общие и вкусовые волокна, двигательные соматические волокна и секреторные парасимпатические волокна. Чувствительные волокна иннервируют слизистую оболочку корня языка, глотки и барабанной полости, вкусовые волокна - вкусовые сосочки корня языка. Двигательные волокна этого нерва иннервируют шилоглоточную мышцу, а секреторные парасимпатические волокна - околоушную слюнную железу.

Ядра языкоглоточного нерва (чувствительные, двигательное и парасимпатическое) находятся в продолговатом мозге, некоторые из них общие с блуждающим нервом (X пара). Нерв выходит из черепа через яремное отверстие, спускается вниз и кпереди по направлению к корню языка и делится на свои ветви к соответствующим органам (язык, глотка, барабанная полость).

Блуждающий нерв (n. vagus, X) по функции смешанный, состоит из чувствительных, двигательных соматических и эфферентных парасимпатических нервных волокон. Чувствительные волокна разветвляются в различных внутренних органах, где имеют чувствительные нервные окончания - висцерорецепторы. Одна из чувствительных ветвей - нерв-депрессор - заканчивается рецепторами в дуге аорты и играет важную роль в регуляции кровяного давления. Сравнительно тонкие чувствительные ветви блуждающего нерва иннервируют часть твердой оболочки головного мозга и небольшой участок кожи в наружном слуховом проходе. Чувствительная часть нерва имеет два узла (верхний и нижний), лежащие в яремном отверстии черепа.

Двигательные соматические волокна иннервируют мышцы глотки, мышцы мягкого неба (за исключением мышцы, напрягающей небную занавеску) и мышцы гортани. Парасимпатические волокна блуждающего нерва иннервируют сердечную мышцу, гладкие мышцы и железы всех внутренних органов грудной полости и полости живота, за исключением сигмовидной кишки и органов малого таза. Парасимпатические эферентные волокна могут быть подразделены на парасимпатические двигательные и парасимпатические секреторные волокна.

Блуждающий нерв - самый крупный из черепных нервов, он отдает многочисленные ветви (рис. 196). Ядра нерва (чувствительное, двигательное и вегетативное - парасимпатическое) находятся в продолговатом мозге. Нерв выходит из полости черепа через яремное отверстие, на шее лежит рядом с внутренней яремной веной и с внутренней, а затем с общей сонной артерией; в грудной полости подходит к пищеводу (левый нерв проходит по передней, а правый - по задней его поверхности) и вместе с ним через диафрагму проникает в брюшную полость. В соответствии с местоположением в блуждающем нерве различают головной, шейный, грудной и брюшной отделы.

От головного отдела отходят веточки к твердой оболочке мозга и к участку кожи наружного слухового прохода.

От шейного отдела отходят глоточные ветви (к глотке и мышцам мягкого неба), верхний гортанный и возвратный нерв (иннервируют мышцы и слизистую оболочку гортани), верхние шейные сердечные ветви и др.

От грудного отдела отходят грудные сердечные ветви, бронхиальные ветви (к бронхам и легким) и ветви к пищеводу.

От брюшного отдела отходят ветви, участвующие в образовании нервных сплетений, иннервирующих желудок, тонкую кишку, толстую кишку от начала до сигмовидной кишки, печень, поджелудочную железу, селезенку, почки и яички (у женщин - яичники). Эти сплетения расположены вокруг артерий брюшной полости.

Блуждающий нерв по составу волокон и области иннервации является главным парасимпатическим нервом.

Добавочный нерв (n. accessorius, XI) по функции двигательный, состоит из нервных волокон, отходящих от нейронов двигательных ядер. Эти ядра расположены в продолговатом мозге и в I шейном сегменте спинного мозга. Нерв выходит из черепа через яремное отверстие на шею и иннервирует грудино-ключично-сосцевидную и трапециевидную мышцы.

Подъязычный нерв (n. hypoglossus, XII) по функции двигательный, включает нервные волокна, отходящие от нейронов двигательного ядра, расположенного в продолговатом мозге. Выходит из полости черепа через канал подъязычного нерва в затылочной кости, следует, описывая дугу, к языку снизу и делится на ветви, иннервирующие все мышцы языка и подбородочно-подъязычную мышцу. Одна из ветвей подъязычного нерва (нисходящая) образует вместе с ветвями I - III шейных нервов так называемую шейную петлю. Ветви этой петли (за счет волокон из шейных спинномозговых нервов) иннервируют мышцы шеи, лежащие ниже подъязычной кости.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.