Что такое компенсаторные возможности цнс

Адаптация организма к агрессивным факторам внешней среды – основной признак, отличающий жизнеспособные бионты. Приспособительные способности включают явления наследственности, онто- и филогенеза, модификационной изменчивости. Роль адаптационных механизмов велика, поскольку недостаточная развитость их приводит к вымиранию целых видов.

Что такое компенсаторный механизм

В общем смысле под таким механизмом понимают выработку рефлекторных реакций и адаптивных изменений в организме в ответ на травмирующие факторы. Это могут быть следствия болезни, агрессивных воздействий среды либо механических повреждений.

Защитно-компенсаторные механизмы вырабатываются для уменьшения повреждающих действий болезни, выступая своеобразной физиологической защитой. Проявляется на всех уровнях: молекулярном, клеточном, тканевом.


К приспособительным реакциям относятся:

  • регенерация;
  • гипертрофия;
  • гиперплазия;
  • атрофия;
  • метаплазия;
  • дисплазия;
  • тканевая перестройка;
  • организация.

Стоит рассмотреть подробнее виды компенсаторно-приспособительных механизмов и их действие.

Виды компенсаторно-приспособительных реакций

Регенерация – приспособление организма, заключающееся в образовании новых клеток или тканей, взамен отмерших или поврежденных. Восстановление на клеточном уровне предполагает размножение клеток, на внутриклеточном – увеличение клеточных структур.

В зависимости от причин и механизмов регенерация делится на физиологическую (постоянное обновление клеток эпидермиса или слизистых оболочек), репаративно-восстановительную (заживление поврежденных поверхностей) и патологическую (раковые изменения или перерождение тканей).

Гипертрофия и гиперплазия – компенсаторный ответ органа на повышенную нагрузку, проявляется в увеличении размеров клетки в первом случае, либо увеличении количества клеток во втором. Рабочая гипертрофия часто наблюдается в сердечном миокарде при гипертонии, относится к компенсаторным механизмам сердца.


Атрофия – процесс уменьшения размеров и интенсивности функционирования органов и тканей, нагрузка на которые отсутствует длительное время. Так, при параличах нижних конечностей происходит заметное ослабление и уменьшение объема мышечной ткани. Этот механизм связан с рациональным перераспределением трофики клеток: чем меньше энергии требуется на выполнение работы органа или ткани, тем меньше питания к ним поступает.

Метаплазия представляет собой преобразование тканей в родственные виды. Явление характерно для эпителия, в котором происходит переход клеток из призматической формы в плоскую. Наблюдается также в соединительной ткани. Опухолевые новообразования также появляются на фоне метаплазии.

Компенсаторный механизм, при котором развитие клеток, тканей или органов идет по неправильному пути, носит название дисплазия. Выделяют два вида: клеточный и тканевый. Клеточная дисплазия относится к предраковым состояниям и характеризуется изменением форм, размера и строения клетки вследствие нарушения ее дифференциации. Тканевая дисплазия – нарушение структурной организации ткани, органа или его части, развивающаяся в ходе пренатального развития.

Тканевая перестройка – еще одна приспособительная реакция, суть которой заключается в структурных изменениях ткани под воздействием заболеваний. В качестве примера – адаптивная перестройка уплощенного эпителия альвеол, который принимает кубическую форму в условиях недостаточного поступления кислорода.

Организация – заместительная реакция организма, при которой некротизированный или поврежденный участок ткани замещается соединительной тканью. Яркий пример – инкапсуляция и заживление ран.


Фазы защитных компенсаторных процессов

Отличительная черта адаптивных приспособлений – стадийность процессов. Различают три динамические фазы:

  1. Становление – своего рода аварийная фаза, при которой наблюдается резкий выброс энергии митохондриями клеток органа, несущего увеличенную нагрузку вследствие неблагоприятных условий. Митохондриальная гиперфункция приводит к разрушению крист и последующему энергетическому дефициту – основе этой фазы. В условиях дефицита энергии запускается функциональный резерв организма, и развиваются приспособительные реакции.
  2. Относительно устойчивая компенсация. Для фазы характерна гиперплазия клеточных структур, усиливающих гипертрофию и гиперплазию клетки в целях снижения энергетического дефицита. В случае, если травмирующий фактор не устранен, большая часть энергии клетки будет постоянно направлена на выдерживание внешней нагрузки в ущерб восстановлению внутриклеточных крист. Это неизбежно повлечет декомпенсацию.
  3. Декомпенсация, когда наблюдается преобладание процессов распада внутриклеточных структур над их восстановлением. Почти все клетки в подвергшемся патогенезу органе начинают разрушаться, утрачивая способность к репарации. Это происходит оттого, что клетки не получают возможности перестать функционировать, что нужно для нормального восстановления. Вследствие уменьшения нормально функционирующих структур на фоне их постоянной гиперфункции развивается гипоксия тканей, метаболические изменения и, в конечном итоге, дистрофия, вызывающая декомпенсацию.

Развитие компенсаторных реакций – важная часть адаптационного ответа на болезнь. К примеру, функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы повлекли появление ряда компенсаторных механизмов организма.

Защитные приспособительные реакции сердца


Любые формы ослабления сердца влекут развитие адаптивных процессов, направленных на поддержание кровообращения в организме. Различают три основных вида адаптаций, возникающих непосредственно в сердце:

  • объемные изменения сердца, связанные с их тоногенной дилатацией – увеличиваются полости сердца и его ударный объем;
  • изменения частоты сердечных сокращений в сторону учащения, вызывающие тахикардию;
  • гипертрофические изменения миокарда.

Объемные изменения и тахикардия развиваются быстро в отличие от гипертрофии миокарда, на развитие которого требуется время. При этом увеличивается масса сердечной мышцы. Происходит утолщение стенки в три этапа:

  1. Аварийный – в ответ на возросшую нагрузку усиливается функционирование структур миокарда, приводящих к нормализации сердечной функции.
  2. Относительно устойчивая гиперфункция. На этом этапе достигается динамическое равновесие энергообразования миокарда.
  3. Прогрессирующий кардиосклероз и истощение. Вследствие длительной гиперфункции механическая эффективность работы сердца падает.

Помимо сердечных механизмов компенсации, различают внесердечные или экстракардиальные, которые включают:

  • увеличение объема циркулирующей крови;
  • повышение уровня эритроцитов;
  • активация ферментов, утилизирующих кислород;
  • повышение периферического сопротивления;
  • активизация симпатической нервной системы.

Перечисленные компенсаторные механизмы приводят к нормализации кровообращения организма.

Механизмы адаптационной защиты психики


Помимо клеток, тканей и органов адаптационным изменениям подвержена также психика человека. Поскольку увеличение потока перерабатываемой информации, усложнение норм общественной жизни и эмоциональные стрессы значительной степени интенсивности выступают травмирующими факторами, возникают адаптивные процессы психологической защиты. Среди основных компенсаторных механизмов защиты психики выделяют:

  • сублимации;
  • вытеснения желаний;
  • отрицания;
  • рационализации;
  • инверсии;
  • регрессии;
  • замещения;
  • проекции;
  • идентификации;
  • интеллектуализации;
  • интроекции;
  • изоляции.

Эти процессы направлены на снижение или устранение травмирующих факторов, к которым относятся негативные переживания.

Роль компенсаторных процессов в эволюции человека

Эволюционные изменения воспринимаются исследователями следствием выработки адаптивно-компенсаторных реакций. Компенсаторный механизм – основа приспособления организма к изменяющимся условиям среды. Все приспособления направлены на сохранение вида в целом. Поэтому сложно переоценить роль компенсаторных процессов в эволюции видов.

1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг .

  • Компенсато́рная па́уза
  • Компенсато́рный проце́сс

Процессы приспособления и компенсации — Приспособление (адаптация) к меняющимся условиям существования является наиболее общим свойством живых организмов. Все патологические процессы, по существу, можно разделить на две группы: (1) процессы повреждения (альтеративные процессы) и (2)… … Википедия

КОМПЕНСАТОРНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ — (от лат. compenso — возмещаю), реакции высокоорганизованных организмов на повреждения, при которых органы и системы, непосредственно не пострадавшие от действия повреждающего фактора, выполняют функции повреждённых структур путём… … Ветеринарный энциклопедический словарь

Поро́ки се́рдца приобретённые — Пороки сердца приобретенные органические изменения клапанов или дефекты перегородок сердца, возникающие вследствие заболеваний или травм. Связанные с пороками сердца нарушения внутрисердечной гемодинамики формируют патологические состояния,… … Медицинская энциклопедия

Перенаселение — Эту страницу предлагается объединить с Проблема народонаселения. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объедин … Википедия

История российской дефектологии — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

Саморегуля́ция физиологиче́ских фу́нкций — форма взаимодействия биологических структур, обеспечивающая на основе принципа обратной связи поддержание на относительно постоянном уровне физиологических показателей. С. ф. ф имеет, как правило, циклический характер и может проявляться на… … Медицинская энциклопедия

Боль — I тягостное ощущение, отражающее психофизиологическое состояние человека, которое возникает под влиянием сверхсильных или разрушительных раздражителей. Биологическое и физиологическое значение боли состоит в том, что она сигнализирует о наличии… … Медицинская энциклопедия

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая особенности психики аномальных детей, подростков и взрослых; включает разделы по видам нарушений (интеллекта, слуха, зрения и т. д.); составная часть дефектологии. Сообщения об особенностях психики детей и взрослых,… … Российская педагогическая энциклопедия

Патологи́ческая физио́логия — (синоним патофизиология) наука о жизнедеятельности больного организма; изучает общие закономерности возникновения, развития, течения и исхода болезней и патологических процессов. Сформировалась во второй половине 19 в. в рамках патологии… … Медицинская энциклопедия

Адаптация — I Адаптация (лат. adaptatio приспособление: синоним: приспособление, приспособительные реакции) развитие новых биологических свойств у организма, популяции, вида, биоценоза, обеспечивающих их нормальную жизнедеятельность при изменении условий… … Медицинская энциклопедия

В тех случаях, когда имеется “поломка” какого-либо механизма мозга, процесс развития и обучения нарушается. “Поломка” может произойти на разном уровне: могут быть нарушены ввод информации, ее прием, переработка и т.д. Например, поражение внутреннего уха с развитием тугоухости обусловливает снижение потока звуковой информации. Это приводит, с одной стороны, к функциональному, а затем и к структурному недоразвитию центрального (коркового) отдела слухового анализатора, с другой — к недоразвитию связей между слуховой зоной коры и двигательной зоной речевой мускулатуры, между слуховым и другими анализаторами. В этих условиях оказываются нарушенными фонематический слух и фонетическое оформление речи. Нарушается не только речевое, но и интеллектуальное развитие ребенка. В результате значительно затрудняется процесс его обучения и воспитания.

Таким образом, недоразвитие или нарушение одной из функций ведет к недоразвитию другой или даже нескольких функций. Однако мозг располагает значительными компенсаторными возможностями. Мы уже отмечали, что неограниченные возможности ассоциативных связей в нервной системе, отсутствие узкой специализации нейронов коры головного мозга, формирование сложных “ансамблей нейронов” составляют основу больших компенсаторных возможностей коры головного мозга.

Резервы компенсаторных возможностей мозга поистине грандиозны. По современным расчетам, человеческий мозг может вместить примерно 10 20 единиц информации; это означает, что каждый из нас в состоянии запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов библиотеки. Из имеющихся в мозге 15 млрд клеток человек использует лишь 4 %. О потенциальных возможностях мозга можно судить по необычайному развитию какой-либо функции у талантливых людей и возможностям компенсации нарушенной функции за счет других функциональных систем. В истории различных времен и народов известно большое число людей, обладавших феноменальной памятью. Великий полководец Александр Македонский знал по имени всех своих солдат, которых в его армии насчитывалось несколько десятков тысяч. Такой же памятью на лица обладал А. В. Суворов. Поражал феноменальной памятью главный хранитель библиотеки в Ватикане Джузеппе Меццофанти. Он знал в совершенстве 57 языков. Моцарт обладал уникальной музыкальной памятью. В возрасте 14 лет в соборе св. Петра он услышал церковную музыку. Ноты этого произведения составляли тайну папского двора и хранились в строжайшем секрете. Молодой Моцарт весьма простым способом “похитил” этот секрет: придя домой, он по памяти записал партитуру. Когда много лет спустя удалось сопоставить записи Моцарта с подлинником, то в них не оказалось ни одной ошибки. Исключительную зрительную память имели художники Левитан и Айвазовский.

Известно большое число людей, обладающих оригинальной способностью к запоминанию и воспроизведению длинного ряда цифр, слов и т.д.

Приведенные примеры наглядно демонстрируют неограниченные возможности мозга человека. В книге “От мечты к открытию” Г.Селье отмечает, что в коре мозга человека заключено столько мыслительной энергии, сколько физической энергии содержится в атомном ядре.

Большие резервные возможности нервной системы используются в процессе реабилитации лиц с теми или иными отклонениями в развитии. При помощи специальных приемов дефектолог может компенсировать нарушенные функции за счет сохранных. Так, в случае врожденной глухоты или тугоухости ребенка можно обучить зрительному восприятию устной речи, т. е. считыванию с губ. В качестве временного заместителя устной речи может быть использована дактильная речь. При повреждении левой височной области человек теряет способность понимать обращенную к нему речь. Эта способность может быть постепенно восстановлена за счет использования зрительного, тактильного и других видов восприятия компонентов речи.

Таким образом, дефектология строит свои методы работы по абилитации и реабилитации больных с поражениями нервной системы на использовании огромных резервных возможностей мозга.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

Например, поражение внутреннего уха с развитием тугоухости обусловливает снижение потока звуковой информации. Это приводит, с одной стороны, к функциональному, а затем и к структурному недоразвитию центрального (коркового) отдела слухового анализатора, с другой — к недоразвитию связей между слуховой зоной коры и двигательной зоной речевой мускулатуры, между слуховым и другими анализаторами. В этих условиях оказываются нарушенными фонематический слух и фонетическое оформление речи. Нарушается не только речевое, но и интеллектуальное развитие ребенка.


ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ РАЗВИТИЕМ,

ОБУЧЕНИЕМ И ВОСПИТАНИЕМ

Процессы обучения и воспитания неразрывно связаны с процессами развития. Развитие – непрерывный процесс изменения морфологических структур и функциональных систем мозга в зависимости от возраста. Имеет неравномерный характер (неравномерность созревания различных функциональных систем обусловлена их неодинаковой значимостью на разных этапах индивидуального развития). Во внутриутробном периоде созревают в основном те функциональные системы мозга, которые обеспечивают жизненно важные функции: дыхание, кровообращение, питание и т. п. Созревание функциональных систем как бы оставлено на послеродовый период, причем длительность этого периода — самая большая во всем эволюционном ряду.

Чрезвычайная неприспособленность новорожденного – основа гибкого, дифференцированного приспособления к условиям среды, основа для безграничного обучения не только в детстве, но и в течение всей жизни. Можно сказать, что новорожденный от рождения не способен ни к чему, кроме как всему научиться.

Наибольшее значение для педагога-дефектолога имеют два уровня развития:
1. Актуальный уровень развития - в процессе обучения ребенок может выполнить предложенное ему задание, опираясь на уже имеющиеся знания, опыт, навыки.

2. Зона ближайшего развития (ЗБР) - если ребенок самостоятельно не справляется с каким-либо заданием, то может выполнить его с помощью педагога, который использует для этого дополнительное объяснение, показ, наводящий вопрос.

Смысл обучения состоит в переходе ЗБР в актуальное развитие. В этом же заключена внутренняя взаимосвязь между обучением и развитием.
В случаях, когда созревание тех или иных структур мозга задерживается или нарушается, процесс обучения затруднен. Например, снижение слуха и недоразвитие фонематического восприятия, мешающих ребенку усвоить звуковой анализ слова, на определенном этапе развития начинает затруднять процесс овладения письмом. У детей с параличом речедвигательной мускулатуры нарушается звукопроизносительная сторона речи, что в свою очередь нередко приводит к недоразвитию и других компонентов речи. В результате затрудняется не только речевое, но и интеллектуальное развитие ребенка. При обучении аномального ребенка нормальный переход ЗБР в актуальный уровень развития значительно затрудняется, в процессе обучения педагогу-дефектологу приходится уделять огромное внимание ЗБР.


КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ

В развитии ребенка различают несколько имеющих специфические особенности периодов. Эти периоды называют критическими, или возрастными, кризами из-за повышенной ранимости НС и повышенного риска возникновения нарушений ее функций.

Наиболее ответственным является первый возрастной криз. Этот период охватывает первые 2 — 3 года жизни. На первом году закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению и овладению речью. Восприятие различных раздражителей, контакт с окружающим миром имеют для грудного ребенка огромное значение.

Подросток проявляет стремление быть или казаться взрослым. Иногда такое стремление выражается в нежелательных формах. К таким формам относятся, например, неподчинение разумным требованиям со стороны взрослых. Стремление казаться взрослым выражается в том, что мимика и жесты подростка приобретают напыщенный, манерный и несколько театральный характер. У здоровых подростков к 16 годам обычно наступает фаза успокоения. Поведение подростка становится вполне адекватным. Взаимоотношения с окружающими вступают во вполне нормальное русло.
Нежелательные проявления особенно ярко выражены у подростков с теми или иными нарушениями НС.

Возрастные кризы сопровождаются сложными нейроэндокринными изменениями. Если имеет место заболевание НС, то эти изменения могут приводить к нарушениям психического развития. Кроме того, под влиянием нейроэндокринных изменений у больных детей могут возникать асинхронии (задержанное или опережающее развитие тех или иных функциональных систем). Такие асинхронии часто наиболее ощутимо проявляются именно в периоды возрастных кризов.

Педагог-дефектолог должен хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей повседневной работе. Вместе с врачом ему необходимо принимать меры предупреждения тех нежелательных явлений, которые иногда возникают во время критических периодов развития. В том случае, если во время таких кризов у конкретного ребенка обостряется или выявляется то или иное отклонение в развитии, надо провести определенные медицинские и коррекционно-воспитательные воздействия. Есть основание полагать, что к 18—20 годам формирование НС завершается. Например, картина электрической активности коры головного мозга у восемнадцатилетних людей и лиц более старшего возраста примерно одна и та же.

Список литературы

1.Бадалян, Л. О. Детская неврология[Текст]/ Л. О. Бадалян. – М.: МЕДПРЕСС-Информ, 2002. – 608 с.

2.Глизерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. М.:Наука, 1983. – 242с.

3.Уманская Т.М., Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики [Текст] : учебное пособие для вузов / Т. М. Уманская ; под ред. В. И. Селивёрстова. - Москва : Владос, 2015. - 296 с. - (Коррекционная педагогика) (Бакалавриат). - Гриф УМО. - ISBN 978-5-691-02135-0.

4.Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). - М.: Владос, 2015. – 148с.

Интернет ресурсы

В случаях, когда в деятельности какого-либо анализатора на­блюдается дефект, то другие анализаторы начинают работать в усиленном режиме, то есть наши органы чувств обладают ком­пенсаторными возможностями.

Можно привести множество примеров,

- когда слепые станови­лись прекрасными музыкантами,

- а слепоглухие адаптировались в окружающем мире благодаря активной работе тактильных, обо­нятельных ощущений и т. д.

Нарушения ощущений.

Они весьма многообразны.

Нарушения ощущений могут возникать, при органическомили функциональном нарушении нервных проводников, в частности, сосудистой иннервации (иннервация (от лат. in — в, внутри и нервы), снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с центральной нервной системой (ЦНС).)

К этой группе растройств можно отнести кожный зуд, часто сопровождающий эмоциональные напряжения, неврозы, заболевания почек и крови, заболевания обмена веществ, аллергические реакции, реакция на приём медикаментов, пищи.

Особенно неблагоприятно влияет зуд на психику больного: появляется раздражительность, нетерпимость, злобность и гневливость.

Такие больные нуждаются в терпеливом и спокойном к ним отношении.

2. Гиперестезия - повы­шенная чувствительность - часто наблюдается у ас­тенизированных больных. Солнечный свет, обычные звуки, запа­хи, прикосновение одежды к телу кажутся невыносимыми.

3. Гипостезия - пониженная чувствительность - пациент почти не реагирует на инъекцию, но может получить ожог от горчичников или грелки.

4. Анестезия - отсутствие чувствитель­ности.

Происходит при повреждении чувствительных нервов или мозга (спинного или головного), вследствии чего внешние раздражения не достигают центральной нервной системы.

Анестезия может поразить всё тело (общая) или какую-либо часть его (местная).

5. Парестезии ­ощущения жжения, покалывания, стягивания, ползания насекомых на коже или под кожей и т.д. Могут возникать при неврологических расстройствах.

Все эти ощущения неблагоприятно влияют на психику пациента:

- человек становится раздражительным,

Контакт с такими людьми требует большого терпения.

Боль

Медсестра в практической деятельности чаще всего сталки­вается с болью.

Чтобы наилучшим образом помочь пациенту, испыты­ваюшему боль, надо понимать ее специфические черты.

Наиболее употребительным является определение боли, данное Международ­ной ассоциацией по изучению боли (МАИБ):

По этому определению, боль - нечто большее, чем просто ощущение, поскольку обычно сопровождается неприятным аффективным пере­живанием.

В связи с этим правильнее говорить о восприятии боли.

Боль является не простым ощущением, а сложным явлением, включающим

- и физический,

- и эмоциональный компонент.

Это явление чисто субъективное.

Объективных методов измерения боли, испытываемой человеком, не существует.

ВОСПРИЯТИЕ БОЛИ

На восприятие боли влияют факторы:

1. К физическим факторам относятся

- побочные эф­фекты лечения.

2. К психологическим факторам–

- гнев, разочаро­вание, отчаяние,

- ощущение беспомощности из-за от­сутствия интереса у врачей,

- потеря доверия к врачу вследствие неадекватного лечения,

- тревожность как результат боязни испытывать боль,

- страх перед больницами вообще,

- чувство брошенности и ненуж­ности.

3. Социальные факторы –

- заниженная самооценка в результате по­тери статуса,

- тревога о финансовых проблемах,

4. Духовные факторы –

- страх смерти и самого процесса умирания,

- духов­ные метания, чувство вины,

- потеря надежды и уверенности в будущем.

Лечение боли включает как лекарственные, так и нелекарственные методы.

Нелекарственные могут быть:

- физическими (грелки, чрескожная элект­ростимуляция нервов)

- и психологическими (релаксация, когнитивная, поведенческая терапия).

Следует помнить, что чувство дискомфорта, бессонница, страх, скука, грусть, заброшенность обостряют восприятие боли.

Наоборот, сопере­живание окружающих, хорошее настроение, релаксация, творчествопо­вышают устойчивость к восприятию боли.

Боль сильнее, если она занимает все внимание человека.

Боль можно уменьшитьс помощью отвлекающей деятельности.

Ø При уходе за пациентами с болевым синдромом медсестра должна как можно быстрее реагировать на просьбы об обезболивании.

Ø Медсестра должна всегда про­являть сочувствие и желание помочь.

Встречаются люди с полной врожденной нечувствительностью к боли.

- Такие люди с первых лет жизни постоянно получают серьез­ные травмы или ранят сами себя.

- Некоторые из них преждевремен­но умирают, например, от заболеваний вроде аппендицита, так как не ощущают болевых симптомов и не обращаются за медицинской помощью.

Многие из нас испытывали психогенную боль (некоторые авторы считают, что половина пациентов, посещающих ЛПУ, жалуются именно на такую боль).

В данном случае суще­ствует неосознаваемый психический конфликт.

Известны так называемые фантомные ощущения (фантомные боли).

- Это ощущения присутствия утраченной конечности или ее части, которые могут сопровождаться болью.

Субъективный характер боли делает ее трудноизмеримым поня­тием.

Это особенно актуально для тех, кто затрудняется выразить свою боль словами:

- пациентов в состоянии изменен­ного сознания,

- пациентов, которым трудно говорить,

- пациентов­ иностранцев и т.д.

Во всем мире достаточно широко используются всевозможные шкалы оценки боли (Pain Rating Scales):

- описательные (рис. 3.1),

- числовые (рис. 3.2),

- аналоговые, визуальные и т.д.

Нет Умеренная Очень

боли боль сильная боль

Слабая Сильная Предельно

боль боль сильная боль

Рис. 3.1. Упрощенная описательная шкала боли.

Выберите число, которое наиболее соответствует уровню испытыва­емой вами боли

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Нет боли _______________________________Ужасная боль

Рис. 3.2. Десятибалльная шкала оценки боли.

Для обучения пациентов и семей по использованию числовой шкалы боли

(рис. 3.2) рекомендуется:

1. показать шкалу и объяснить, что ее используют для того, чтобы помочь медработнику понять уровень боли пациента и выбрать способы ее облегчения.

2. Медсестра будет регулярно спрашивать пациента об уровне испытываемой им боли, но и сам пациент должен также сообщать о боли;

3. объяснить, что значат числа на шкале:

- 0- означает отсутствие боли,

- 10 - самую сильную боль.

- Середина шкалы возле числа 5озна­чает умеренную боль.

- Боль, оцененная 2 или 3 баллами, будет слабой болью,

- 7 баллами и выше - сильной.

Существуют шкалы, с помощью которых можно измерить вызванный болью дистресс (рис. 3.3).

Ничего нет Неудобство Ужас

Досада, раздражение Страх опасение Мука

Рис. 3.3. Описательная шкала оценки вызванного болью дистресса.

Однако гораздо важнее облегчить состояние пациента.


Ученым из Carnegie Mellon University’s Center for Cognitive Brain Imaging впервые удалось показать, как мозг адаптируется к повреждениям. Исследование (Mason, Prat, & Just, 2013) показало, как в случае снижения функциональности одного региона, мозг немедленно подключает резервные регионы, выполняя работу не только выведенных из строя, но и поддерживающих их структур.

Ученые применяли транскраниальную магнитную стимуляцию (repetitive Transcranial Magnetic Stimulation (rTMS)) для временного выключения зоны Вернике (региона, ответственного за понимание языка) у участников эксперимента, используя функциональный магнитный томограф (fMRI). Людей просили выполнять задачи по пониманию смысла предложений до, во время воздействия и после воздействия rTMS.


Снижение функций и перекрывающее восстановление в ответ на стимуляцию rTMS. Применение транскраниальной магнитной стимуляции на зону Вернике (семантическая обработка, показана синим кружком) приводит к снижению функциональности в регионах, обрабатывающих речь (например, left temporal, left inferior frontal, left inferior parietal), в также правополушарных регионах (right inferior frontal), и главных визуальных регионах (bilateral occipital).

Воздействие rTMS, как и предполагалось, существенно угнетало работу зоны, но сканирование показало, что другие зоны мозга мгновенно начали подключаться к выполнению этой, не свойственной им, функции. Причем выполняли это так успешно, что не приводило к значимому ухудшению понимания предложений.

Компенсирующую роль на себя принимали следующие зоны:

  • Контралатеральные, зеркально расположенные в другом полушарии;
  • Соседние зоны в непосредственном окружении поврежденной;
  • Фронтальный исполнительный регион.

Предположительно, именно фронтальный регион принимает на себя главную управляющую и вычислительную роль в распределении задач по выполнению функций вышедшего из сторя региона.

Выведение из строя одного региона приводит к нарушению других функций, поскольку для мышления и понимания мы используем сеть регионов, и, соответственно, это нарушает весь процесс. Если бы не компенсация от других зон, мы видели бы катастрофические последствия даже самых банальных сотрясений мозга. После окончания воздействия TMS, активность зоны Вернике вернулась в исходное, но некоторое время запасные регионы продолжали работать. Это приводило даже к улучшению работы мозга по выполнению задач – ведь он использовал больше регионов для того, с чем обычно справлялся ранее.

Эта автономная (независимая от нашего сознания) способность мозга самоорганизовываться в ответ на изменяющиеся обстоятельства, является, по-видимому, основой для гибкого интеллекта.

Исследование дает более глубокое понимание нейропластичности мозга и уверенность в том, что когнитивные тренировки мозга могут сыграть неоценимую роль в случае травмы головы или инсульта. Секрет заключается в развитии альтернативных методов мышления. Предыдущие исследования (Prat & Just, 2011) показали большую адаптивность у людей с хорошими навыками чтения и высокой емкостью рабочей памяти. В условиях снижения работоспособности региона мозга, их мозг способен лучше адаптироваться к изменениям, рекрутируя компенсирующие регионы, в сравнении с людьми с низкоемкой рабочей памятью. На мой взгляд, еще один повод начать заниматься брейнфитнесом.

Mason, R. A., Prat, C. S., & Just, M. A. (2013). Neurocognitive brain response to transient impairment of Wernicke’s area. Cerebral Cortex. DOI: 10.1093/cercor/bhs423.

Prat, C. S., & Just, M. A. (2011). Exploring the neural dynamics underpinning individual differences in sentence comprehension. Cerebral Cortex. 21:1747–1760.

Изображение в начале статьи: Oliver Burston, 2005, Wellcome Images.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.