Что такое концентрация в цнс

Проведение афферентной волны по рефлекторной дуге вызывает в ее нервных центрах состояние возбуждения или торможения. Эти процессы при определенных условиях могут охватывать и другие рефлекторные центры. Распространение процесса возбуждения на другие нервные центры называют иррадиацией.

Она осуществляется благодаря многочисленным взаимосвязям нейронов одной рефлекторной дугис нейронами других рефлекторных дуг, так, что при раздражений одного рецептора возбуждение в принципе может распространяться в центральной нервной системе в любом направлении и на любую нервную клетку. Чем сильнее афферентное раздражение и чем выше возбудимость окружающих нейронов, тем больше нейронов охватывает процесс иррадиации.

Иррадиация через некоторое время сменяется явлением кон­центрациипроцессов возбуждения в том же исходном пункте цент­ральной нервной системы. Концентрация происходит в несколько раз медленнее, чем иррадиация нервных процессов.

Процесс иррадиации может быть основой при формировании новых реакций организма, в частности ориентировочных реакций. По И.П.Павлову иррадиация является основой формирования условных рефлексов. На этой основе возможно, например, формирование новых двигательных навыков. Наряду с этим иррадиация возбуждения может оказать и отрицательное воздействие на состояние и поведение организма. Иррадиация возбуждения в ЦНС может нарушить тонкие взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в нервных центрах, что может стать основой ухудшения точности и эффективности двигательной деятельности.


Принцип конвергенции.К одной и той же нервной клетке сходится множество нервных путей (рис.3.6). Так, на каждом мотонейроне спинного мозга и ствола головного мозга образуют синоптические окончания тысячи сенсорных, а также возбуждающих и тормозных вставочных нейронов разных уровней.

Рис.3.6. Принципы конвергенции и общего конечного пути(по genetics.org.ua/. /Р).

Благодаря такой морфологической особенности к нейрону сходится множество потоков импульсов, что и называют конвергенцией.Конвергенция многих нервных путей к одному нейрону делает его интегратором соответствующих сигналов. Состояние нейрона (активность в виде импульсации или "молчания" в каждый данный момент) определяются алгебраическим сложением массы возбуждающих и тормозных входов, иными словами, интегралом всех его ВПСП и ТПСП (свойство суммации в нервных центрах).

Взаимосочетанная (реципрокная) иннервация мышц-антагонистов(рис.3.7).Для сгибательного движения в суставе необходимо не только сокращение мышц-сгибателей, но и одновременное расслабление мышц-разгибателей. При этом в мотонейронах мышц-сгибателей возникает процесс возбуждения, а в мотонейронах мышц-разгибателей - процесс торможения. При возбуждении же центров разгибателей, наоборот, тормозятся центры сгибателей. Такие координационные взаимоотношения между моторными центрами спинного мозга были названы взаимосочетанной или реципрокной иннервацией мышц-антагонистов.


Рис.3.7. Дуга рефлекса растяжения и реципрокного торможения мышц—антагонистов (www.scorcher.ru/neuro/science/ev. tion.php)

Появление и усиление в нервных центрах процесса торможения при одновременном возбуждении других центров - индукция.

Механизмы проявления реципрокной иннервации заключаются в том, что афферентное раздражение направляется не только по собственному рефлекторному пути к мотонейронам мышц-сгибателей, но и одновременно через коллатерали активирует тормозные клетки Рэншоу. Окончания этих клеток образуют тормозные синапсы на мотонейронах мышц-разгибателей, вызывая в них торможение.

В условиях мышечной деятельности при необходимости (при фиксации суставов, при точностных движениях) реципрокные отношения сменяются одновременным возбуждением мышц – антагонистов, что наглядно отражает координацию рефлексов. У человека во время ходьбы и бега основной фор­мой координации являются реципрокные отношения, но кроме этого существуют фазы одновременной активности мышц-антагонистов голеностопного и, особенно коленного и тазобедренного суставов. Длительность фаз одновременной активности увеличивается с повыше­нием скорости перемещения.

Реципрокные отношения формируются также при возникновении доминанты, когда при возбуждении одних центров с помощью со­пряженного торможения выключается деятельность других, посторонних, нервных центров.

Последовательная смена процессов возбуждения и торможения. Взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе могут проявляться во времени в виде последовательной смены возбуждения и торможения в одних и тех же нервных центрах.

Контрастное усиление одного процесса после другого в одном и том же нервном центре получило название последовательной ин­дукции.Оно имеет большое значение при организации ритмической двигательной деятельности, обеспечивая попеременное сокращение и расслабление мышц.

Функции коры мозга осуществляется двумя нервными процессами– возбуждениеми торможением.

Возбуждение - это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга.

Торможение - это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга.

Но не надо считать, что торможение – это прекращение деятельности, пассивное состояние нервных клеток. Торможение также активный процесс, но противоположного характера, чем возбуждение. Торможение обеспечивает необходимые условия для восстановления работоспособности клеток мозга.

Возбуждение или торможение, возникшее в какой-либо клетке или группе клеток мозга, всегда склонны к распространению. Распространение нервного процесса из очага его возникновения на окружающие нервные клетки называется иррадиацией (от лат. irradiare – сиять). После широкой иррадиации наступает сосредоточение, концентрациянервногопроцесса в месте его возникновения. Таким образом, возбуждение и торможение то разливаются (иррадиируют), то сосредоточиваются (концентрируются) в определенных пунктах коры.

Непрерывное взаимодействие движущихся и вызывающих друг друга возбудительных и тормозных процессов создает в высших отделах мозга чрезвычайно тонкую мозаику, колеблющийся узор из переплетения возбужденных и заторможенных нейронов. Такие мозаики лежат в основе различных актов поведения.


Иррадиация (распространение) возбуждения (+) и торможения (-)

Концентрация возбуждения и торможения

Индукцией (от лат. induction – возбуждение) называется свойство каждого из основных нервных процессов вызывать вокруг себя и после себя противоположный процесс.

Явление, при котором процесс торможения порождает процесс возбуждения, называется положительной индукцией.


Процесс, в ходе которого возбуждение вызывает торможение, называется отрицательной индукцией.

Пример положительной индукции: у малыша, утомившегося в течение дня, в коре больших полушарий начинают развиваться процессы торможения. Торможение в коре по закону положительной индукции вызывает возбуждение подкорковых центров. Ребенок начинает либо веселиться, либо капризничать.

Пример отрицательной индукции: ребенку дали суп, он с аппетитом начал его есть, но тут включили телевизор, и ребенок застыл с поднятой ложкой. Произошло знакомое внешнее торможение: сильное возбуждение зрительных центров затормозило пищевой центр.

Известный физиолог А.А. Ухтомский обнаружил, что в головном мозге могут возникать сильные очаги временного возбуждения. Эти временно господствующие очаги возбуждения в ЦНС, способные оказывать тормозящее влияние на деятельность других нервных центров, были названы доминантами (от лат. dominantis – господствующий).

Особой формой торможения является так называемое охранительное торможение. Оно возникает под влиянием очень сильных или долгих раздражителей, которые вызывают сверхсильное возбуждение нервных клеток. Как только раздражение достигает определенного предела, вступает в действие охранительное торможение. Например, перевозбужденный впечатлениями, переутомленный ребенок быстро засыпает, иногда даже сидя у телевизора. Это проявление охранительного торможения.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

В начале образования положительного условного рефлекса происходит распространение возбуждения из непосредственного пункта раздражения в коре мозга на другие отделы. Такое распространение И.П.Павлов назвал иррадиацией возбудительного процесса. При иррадиации в процесс возбуждения вовлекаются соседние нервные клетки по отношению к группе клеток, непосредственно возбужденных пришедшими сигналами. Распространение происходит по ассоциативным нервным волокнам коры, которые соединяют рядом расположенные клетки. В иррадиации возбуждения могут участвовать также подкорковые образования и ретикулярная формация.

По мере замедления условного рефлекса возбуждение сосредоточивается все в более ограниченной зоне коры, к которой адресовано раздражение. Это явление носит название концентрации возбудительного процесса. В случае выработки дифференцировоч-ного торможения, оно и ограничивает иррадиацию возбуждения.

И.П.Павлов считал, что торможение также способно к иррадиации и концентрации. Торможение, возникшее в анализаторе при использовании отрицательного условного раздражителя, иррадиирует по коре головного мозга, но в 4-5 раз медленнее (от 20 сек до 5 мин), чем возбуждение. Еще медленнее происходит концентрация торможения. По мере повторения и закрепления отрицательного условного рефлекса время концентрации торможения укорачивается и торможение сосредоточивается в ограниченной зоне коры.

При исследовании взаимоотношений возбуждения и торможения в коре мозга было установлено, что в течение нескольких секунд после воздействия тормозного раздражителя эффект положительных условных раздражителей усиливается. И наоборот, после применения положительных условных раздражителей усиливается действие тормозящих раздражении. Первое явление названо И.П.Павловым отрицательной индукцией, второе - положительной индукцией.

При положительной индукции в клетках, смежных с теми, где только что вызывалось торможение, после прекращения действия тормозного сигнала возникает состояние повышенной возбудимости. Вследствие этого импульсы, поступающие к нейронам при действии положительного раздражителя, вызывают повышенный эффект. При отрицательной индукции в клетках коры, окружающих возбужденные нейроны, возникает процесс торможения.

Отрицательная индукция ограничивает иррадиацию процесса возбуждения в коре мозга. Отрицательной индукцией можно объяснить торможение условных рефлексов более сильными посторонними раздражениями (внешнее безусловное торможение). Такое сильное раздражение вызывает в коре мозга интенсивное возбуждение нейронов, вокруг которых появляется широкая зона торможения нейронов, захватывающая клетки, возбужденные условным раздражителем.

Явления отрицательной и положительной индукции в коре головного мозга подвижны, постоянно сменяют друг друга. В разных пунктах коры мозга одновременно могут возникать очаги возбуждения и торможения, положительной и отрицательной индукции.

Положительная и отрицательная индукция. Индукцией в физиологии высшей нервной деятельности называется возникновение в коре головного мозга процесса, противоположного по своему значению первоначально возникшему. Если в каком-нибудь участке мозга возникает процесс возбуждения, то смена его тормозным процессом является индукцией. В этом случае мы имеем отрицательную индукцию. И, наоборот, если в участке мозга развивается торможение, которое сменяется процессом возбуждения, то такое явление называется положительной индукцией. Многочисленные исследования в лаборатории академика И. П. Павлова показали, что в результате индукции вокруг участка мозга, в котором повышена возбудимость, развивается тормозное состояние. И, наоборот, вокруг участка мозга, находящегося в заторможенном состоянии, развивается процесс возбуждения.

Положительная и отрицательная индукции являются чрезвычайно важными закономерностями мозговой деятельности. При помощи их объясняются многие сложные стороны высшей нервной деятельности. Так, например, академик И. П. Павлов внешнее торможение объяснял отрицательной индукцией. Если во время условно-рефлекторной деятельности на собаку подействовал какой-нибудь раздражитель, который вызвал в ее головном мозгу новый очаг возбуждения, то в результате отрицательной индукции остальные участки мозга оказываются заторможенными. Это и выразится в уменьшении или полном прекращении условно-рефлекторной деятельности.

В общем, торможение одного акта поведения (условно - или безусловно-рефлекторного) другим актом поведения следует рассматривать как результат отрицательной индукции.

Основные нервные процессы (возбуждение и торможение) в ЦНС обладают способностью одновременно или последовательно влиять на функциональное состояние соседних окружающих зон. Это влияние проявляется в усилении или ослаблении выработанных условных рефлексов.

Одна из характерных особенностей процесса возбуждения — свойство его распространения, вовлечения в этот процесс новых зон, областей коры мозга. Распространение нервного процесса из центрального очага на окружающую зону называется иррадиацией возбуждения. Противоположный процесс — ограничение, сокращение зоны очага возбуждения называется концентрацией процесса возбуждения. Процессы иррадиации и концентрации нервных процессов составляют основу индукционных отношений в центральной нервной системе.

Индукцией называется свойство основного нервного процесса (возбуждения и торможения) вызывать вокруг себя и после себя противоположный эффект. Если предъявлять положительный условный сигнал сразу после действия дифференцировочного раздражителя, вызывающего в зоне центрального представительства условного стимула тормозное состояние — дифференцировочное торможение, то наступит усиление условного рефлекса. Это означает, что тормозной процесс, развивающийся в результате действия дифференцировочного раздражителя, вызывает вокруг себя и после себя состояние повышенной возбудимости — индукционный эффект. По характеру влияния различают положительную и отрицательную индукцию, по времени — одновременную и последовательную индукцию.

Положительная индукция наблюдается в том случае, когда очаг тормозного процесса сразу или после прекращения тормозящего стимула создает в окружающей его зоне-область повышенной возбудимости.

Отрицательная индукция имеет место, когда очаг возбуждения создает вокруг себя и после себя состояние пониженной возбудимости. Функциональная роль отрицательной индукции заключается в том, что она обеспечивает процесс концентрации условного возбуждения, исключение побочных реакций на другие возможные раздражения.

Если очаг центрального возбуждения сменяется в следующий момент времени (после прекращения вызывающего это возбуждение стимула) торможением этой же зоны, то следует говорить о феномене положительной последовательной индукции.

Как правило, скорость процессов иррадиации и концентрации возбудительного процесса в 2—3 раза больше, чем скорость тормозного процесса.

В различных отделах головного мозга, ответственных за разные формы проявления высшей нервной деятельности, в частности за образование и осуществление условных рефлексов, формируется сложная пространственно-временная мозаика процессов центрального возбуждения и торможения, обусловленная их движением и взаимодействием.

13. Концептуальная рефлекторная дуга (Е.Н.Соколов). Интегративная деятельность мозга. Структура поведенческого акта — функциональная система П.К.Анохина. (выше есть)

Расстановка ударений: КОНЦЕНТРА`ЦИЯ НЕ`РВНЫХ ПРОЦЕ`ССОВ

КОНЦЕНТРАЦИЯ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ - сосредоточение возбуждения или торможения в пункте их первичного возникновения. Согласно одному из основных законов высшей нервной деятельности (закон концентрации), возбуждение или торможение, возникшее в определённом участке больших полушарий и сначала иррадиировавшее (см. Иррадиация) по коре головного мозга, с течением времени возвращается в место своего возникновения. Эта К. н. п. в строго определённом очаге может произойти и без предварительного иррадиирования, если сила вызвавшего их раздражителя является средней (оптимальной). В этом случае возбуждение или торможение остаётся в пределах тех клеточных элементов, в к-рых оно первоначально возникло. Процесс концентрации возбуждения в определённом участке головного мозга лежит в основе внимания. Концентрация возбуждения в определённом пункте центральной нервной системы сопровождается возникновением процесса торможения на периферии данного пункта (см. Индукция нервных процессов). Этим обеспечивается устойчивость акта внимания, т. к. посторонние раздражения, попадая в тормозную зону коры, часто вовсе не воспринимаются организмом и тем самым не нарушают внимания. Учитывая это, преподаватель, стремящийся с максимальным успехом провести урок, должен в первую очередь позаботиться о создании у учеников стойкого очага концентрированного возбуждения. Это может быть достигнуто различными приёмами, в частности рассказом о каком-либо интересном случае, ознакомление с к-рым и составляет содержание урока (или его части). Однако нужно постоянно иметь в виду, что только раздражители средней силы приводят к образованию очагов с концентрированным возбуждением и торможением. Поэтому приводимые в целях повышения заинтересованности учеников факты не должны иметь характер чего-то из ряда вон выходящего. Как сильные раздражители они способны вызвать иррадиированный процесс возбуждения с репродукцией большого количества разнообразных ассоциаций, затрудняющих восприятие содержания излагаемого урока.

Т. к. на организм человека действуют не только положительные раздражители, но и тормозные, то вместе с очагами возбуждения в центральной нервной системе постоянно сосуществуют очаги концентрированного торможения, весьма важные для правильных реакций организма на внешние раздражения. Концентрация тормозного процесса, согласно мнению И. П. Павлова, ". служит к разграничению пункта коры с состоянием раздражения от пунктов с тормозным состоянием. А так как в коре масса разнообразнейших пунктов, раздражительных и тормозных, относящихся как к внешнему миру (зрительных, слуховых и др.), так и к внутреннему (двигательных и др.), то кора представляет грандиозную мозаику с перемежающимися пунктами разных качеств и разных степеней напряжения раздражительного и тормозного состояний. Таким образом бодрое рабочее состояние животного и человека есть подвижное и вместе локализованное то более крупное, то мельчайшее дробление раздражительного и тормозного состояния коры. " (Полн. собр. соч., т. 3, кн. 2, 1951, С. 331).

Э. Г. Вацуро. Ленинград.

  1. Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1965. - 912 с. с илл., 5 л. илл.

Иррадиация, концентрация и индукция возбуждения и торможения

В начале образования положительного условного рефлекса происходит распространение возбуждения из непосредственного пункта раздражения в коре мозга на другие отделы. Такое распространение И.П.Павлов назвал иррадиацией возбудительного процесса. При иррадиации в процесс возбуждения вовлекаются соседние нервные клетки по отношению к группе клеток, непосредственно возбужденных пришедшими сигналами. Распространение происходит по ассоциативным нервным волокнам коры, которые соединяют рядом расположенные клетки. В иррадиации возбуждения могут участвовать также подкорковые образования и ретикулярная формация.

По мере замедления условного рефлекса возбуждение сосредоточивается все в более ограниченной зоне коры, к которой адресовано раздражение. Это явление носит название концентрации возбудительного процесса. В случае выработки дифференцировоч-ного торможения, оно и ограничивает иррадиацию возбуждения.

И.П.Павлов считал, что торможение также способно к иррадиации и концентрации. Торможение, возникшее в анализаторе при использовании отрицательного условного раздражителя, иррадиирует по коре головного мозга, но в 4-5 раз медленнее (от 20 сек до 5 мин), чем возбуждение. Еще медленнее происходит концентрация торможения. По мере повторения и закрепления отрицательного условного рефлекса время концентрации торможения укорачивается и торможение сосредоточивается в ограниченной зоне коры.

При исследовании взаимоотношений возбуждения и торможения в коре мозга было установлено, что в течение нескольких секунд после воздействия тормозного раздражителя эффект положительных условных раздражителей усиливается. И наоборот, после применения положительных условных раздражителей усиливается действие тормозящих раздражении. Первое явление названо И.П.Павловым отрицательной индукцией, второе - положительной индукцией.

При положительной индукции в клетках, смежных с теми, где только что вызывалось торможение, после прекращения действия тормозного сигнала возникает состояние повышенной возбудимости. Вследствие этого импульсы, поступающие к нейронам при действии положительного раздражителя, вызывают повышенный эффект. При отрицательной индукции в клетках коры, окружающих возбужденные нейроны, возникает процесс торможения.

Отрицательная индукция ограничивает иррадиацию процесса возбуждения в коре мозга. Отрицательной индукцией можно объяснить торможение условных рефлексов более сильными посторонними раздражениями (внешнее безусловное торможение). Такое сильное раздражение вызывает в коре мозга интенсивное возбуждение нейронов, вокруг которых появляется широкая зона торможения нейронов, захватывающая клетки, возбужденные условным раздражителем.

Явления отрицательной и положительной индукции в коре головного мозга подвижны, постоянно сменяют друг друга. В разных пунктах коры мозга одновременно могут возникать очаги возбуждения и торможения, положительной и отрицательной индукции.

В нервной системе сосуществуют два процесса — возбуждение и торможение. Они постоянно сменяют друг друга, взаимодействуют друг с другом, принято говорить о динамике нервных процессов. И возбуждение, и торможение могут подвергаться концентрации, т.е. процесс захватывает меньшую площадь и локализуется в каком-то небольшом очаге. Возможен также и обратный процесс — иррадиации как возбуждения, так и торможения, при котором процесс расширяется, захватывает большие площади поверхности коры б.п. Очень сильные либо очень слабые раздражители при длительном воздействии на организм вызывают иррадиацию возбуждения (этот процесс распространяется по значительной площади коры б.п.). Иррадиация возбуждения вызывает значительное повышение тонуса коры головного мозга, в результате чего даже незначительные раздражители вызывают выраженную реакцию. Представления об иррадиации возбуждения были основаны на явлении генерализации, которое наблюдается в процессе выработки условного рефлекса (вторая стадия). На этой стадии выработки условного рефлекса ответную реакцию можно вызвать не только условным сигналом, но и другими, похожими на него раздражителями. Таким образом, предполагается, что при действии условного раздражителя возникает сильное возбуждение, которое распространяется (иррадиирует) к соседним областям коры. В результате эти задействованные в возбуждении области коры участвуют в образовании побочных рефлекторных реакций. Однако поскольку такие реакции не подкрепляются, они со временем угасают, и остается реакция только на один условный сигнал (происходит специализация навыка, третья стадия формирования условного рефлекса). В этой ситуации возбуждение перестает иррадиировать и концентрируется в одной локальной области (зоне проекции условного сигнала). Кроме того, концентрация возбуждения может быть и результатом взаимной индукции процессов возбуждения и торможения. Индукция (в данном случае) это возникновение противоположного по знаку процесса: возбуждение индуцирует торможение и наоборот [1] .

Некоторые явления, связанные с динамикой нервных процессов, получили названия законов индукции. Так, на периферии очага одного процесса всегда возникает процесс с противоположным знаком (рис. 4.1). Если в одном участке коры сконцентрирован процесс возбуждения, то вокруг него индуктивно возникает процесс торможения. Чем интенсивнее очаг возбуждения, гем интенсивнее и шире распространен вокруг него процесс торможения.

Наряду с одновременной индукцией существует последовательная индукция нервных процессов: последовательная смена нервных процессов в одних и тех же участках мозга.

При действии комплексных раздражителей в разных областях коры возникают одновременно процессы возбуждения и торможения. Сначала они иррадиируют, а затем концентрируются в местах первоначального возникновения. Взаимная индукция нервных процессов создает в коре мозаику из возбужденных и заторможенных участков, между которыми устанавливается баланс. Только оптимальное соотношение процессов возбуждения и торможения обеспечивает поведение, адекватное (соответствующее) окружающей среде. Нарушение баланса между этими процессами, преобладание одного из них, вызывает значительные нарушения в психической регуляции поведения.


Рис. 4.1. Законы положительной и отрицательной индукции

Иррадиация, концентрация и индукция возбуждения и торможения

В начале образования положительного условного рефлекса происходит распространение возбуждения из непосредственного пункта раздражения в коре мозга на другие отделы. Такое распространение И. П. Павлов назвал иррадиацией возбудительного процесса. При иррадиации в процесс возбуждения вовлекаются соседние нервные клетки по отношению к группе клеток, непосредственно возбужденных пришедшими сигналами. Распространение происходит по ассоциативным нервным волокнам коры, которые соединяют рядом расположенные клетки. В иррадиации возбуждения могут участвовать также подкорковые образования и ретикулярная формация.

По мере замедления условного рефлекса возбуждение сосредоточивается все в более ограниченной зоне коры, к которой адресовано раздражение. Это явление носит название концентрации возбудительного процесса. В случае выработки дифференцировочного торможения, оно и ограничивает иррадиацию возбуждения.

И. П. Павлов считал, что торможение также способно к иррадиации и концентрации. Торможение, возникшее в анализаторе при использовании отрицательного условного раздражителя, иррадиирует по коре головного мозга, но в 4–5 раз медленнее (от 20 сек до 5 мин), чем возбуждение. Еще медленнее происходит концентрация торможения. По мере повторения и закрепления отрицательного условного рефлекса время концентрации торможения укорачивается и торможение сосредоточивается в ограниченной зоне коры.

При исследовании взаимоотношений возбуждения и торможения в коре мозга было установлено, что в течение нескольких секунд после воздействия тормозного раздражителя эффект положительных условных раздражителей усиливается. И наоборот, после применения положительных условных раздражителей усиливается действие тормозящих раздражений. Первое явление названо И. П. Павловым отрицательной индукцией, второе – положительной индукцией. При положительной индукции в клетках, смежных с теми, где только что вызывалось торможение, после прекращения действия тормозного сигнала возникает состояние повышенной возбудимости. Вследствие этого импульсы, поступающие к нейронам при действии положительного раздражителя, вызывают повышенный эффект. При отрицательной индукции в клетках коры, окружающих возбужденные нейроны, возникает процесс торможения. Отрицательная индукция ограничивает иррадиацию процесса возбуждения в коре мозга. Отрицательной индукцией можно объяснить торможение условных рефлексов более сильными посторонними раздражениями (внешнее безусловное торможение). Такое сильное раздражение вызывает в коре мозга интенсивное возбуждение нейронов, вокруг которых появляется широкая зона торможения нейронов, захватывающая клетки, возбужденные условным раздражителем.

Явления отрицательной и положительной индукции в коре головного мозга подвижны, постоянно сменяют друг друга. В разных пунктах коры мозга одновременно могут возникать очаги возбуждения и торможения, положительной и отрицательной индукции.

Похожие главы из других книг:

2. Механизмы проведения возбуждения по нервному волокну. Законы проведения возбуждения по нервному волокну Механизм проведения возбуждения по нервным волокнам зависит от их типа. Существуют два типа нервных волокон: миелиновые и безмиелиновые.Процессы метаболизма в

6. Виды торможения, взаимодействие процессов возбуждения и торможения в ЦНС. Опыт И. М. Сеченова Торможение – активный процесс, возникающий при действии раздражителей на ткань, проявляется в подавлении другого возбуждения, функционального отправления ткани

7. Законы проведения возбуждения по нервному волокну Механизм проведения возбуждения по нервным волокнам зависит от их типа. Существуют два типа нервных волокон: миелиновые и безмиелиновые.Процессы метаболизма в безмиелиновых волокнах не обеспечивают быструю

17. Виды торможения, взаимодействие процессов возбуждения и торможения в ЦНС Торможение – активный процесс, возникающий при действии раздражителей на ткань, проявляется в подавлении другого возбуждения, функционального отправления ткани нет.Торможение может

38. Образование условных рефлексов и механизм их торможения Для образования условных рефлексов необходимы определенные условия.1. Наличие двух раздражителей – индифферентного и безусловного. Это связано с тем, что адекватный раздражитель вызовет безусловный рефлекс, а

1. Индукция, дедукция. Различные уровни обобщения в диагностике Все клинические и инструментальные исследования, проводимые в клинике, имеют своей целью постановку правильного диагноза. Это очень сложная и ответственная задача, поскольку от поставленного диагноза

Синдром преждевременного возбуждения желудочков Синдром преждевременного возбуждения желудочков связан с наличием дополнительных проводящих путей, по которым импульсы проводятся от предсердия к желудочкам, минуя атриовентрикулярное соединение. Наиболее частыми его

Глава XIV Флагелляция из-за денег и для возбуждения Бесспорно, что сечение по спине и частям, близким к половому органу, вызывает половое возбуждение и эрекцию у лиц, страдающих импотенцией, хотя далеко не всегда.Вот почему иногда развратники, спустившиеся на степень

ИНДУКЦИЯ В пределах системы тело-разум феномен индукции включает не только внушение, самовнушение и эффект плацебо, но также гипноз, проекционную идентификацию, веру и духовное исцеление, шаманские практики, воздействие одной личности на другую. Кроме того —

Классификация видов торможения Торможение в ЦНС можно классифицировать по различным признакам (рис.9): электрическому состоянию мембраны (гипер-поляризационное и деполяризационное); отношению к синапсу (постсинаптическое и пресинаптическое); нейрональной организации

НАРУШЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИМПУЛЬСА ВОЗБУЖДЕНИЯ (ПРОВОДИМОСТИ) Нарушение функции проводимости представляет собой полную задержку или замедление проведения возбуждения по проводниковой системе. При полной задержке возникает полная блокада, в иных случаях – частичная.Для

7. Упражнения для возбуждения кровообращения 1) Встать прямо.2) Вдохнуть полное дыхание и задержать его.3) Слегка наклониться вперед, взять в руки палку или трость, за два конца крепко сжимая и постепенно вкладывая всю силу в руки, сжавшие палку.4) Пустить палку и выпрямиться,

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.