Что такое нервная регуляция 6 класс биология

Большой Энциклопедический словарь . 2000 .

  • НЕРВНАЯ ДУГА
  • НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Нервная регуляция — координирующее влияние нервной системы (НС) на клетки, ткани и органы, приводящее их деятельность в соответствие с потребностями организма и изменениями окружающей среды; один из основных механизмов саморегуляции функций. Многоклеточный организм… … Википедия

НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ — координирующее влияние нервной системы на клетки, ткани и органы, приводящее их деятельность в соответствие с потребностями организма и изменениями окружающей среды. Н. р. имеет ведущее значение в обеспечении целостности организма и является… … Биологический энциклопедический словарь

нервная регуляция — регулирующее воздействие нервной системы на ткани, органы и их системы, обеспечивающее согласованность их деятельности и нормальное существование организма как целого в меняющихся условиях среды. См. Нейрогуморальная регуляция. * * * НЕРВНАЯ… … Энциклопедический словарь

нервная регуляция — nervinis reguliavimas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Nervų sistemos veikla, koordinuojanti fiziologinius organizmo vyksmus. atitikmenys: angl. nervous regulation vok. Nervenregulation, f rus. нервная регуляция … Sporto terminų žodynas

Нервная регуляция — координирующее влияние нервной системы (НС) на клетки, ткани и органы, приводящее их деятельность в соответствие с потребностями организма и изменениями окружающей среды; один из основных механизмов саморегуляции (См. Саморегуляция)… … Большая советская энциклопедия

НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ — регулирующее воздействие нерв. системы на ткани, органы и их системы, обеспечивающее согласованность их деятельности и нормальное существование организма как целого в меняющихся условиях среды. См. Нейрогуморальная регуляция … Естествознание. Энциклопедический словарь

НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ — [от лат. regulare приводить в порядок, налаживать] регулирующее воздействие нервной системы на ткани, органы и их системы, обеспечивающее согласованность их деятельности и нормальное существование организма как целого в меняющихся условиях среды… … Психомоторика: cловарь-справочник

нервная система — (от грёч. n ё u гоп нерв и sistema целое, составленное из частей) совокупность всех элементов нервной ткани живых организмов, взаимосвязанных между собой и обеспечивающих ответ на внешние и внутренние раздражители. Н. с. обеспечивает… … Большая психологическая энциклопедия

Регуляция сенсорной информации — Фильтрация сенсорной информации фильтрация афферентных сигналов нервной системой. В результате такой фильтрации на определённые уровни обработки поступает только часть полученной предшествующими уровнями сенсорной информации. В английской… … Википедия

НЕРВНАЯ СИСТЕМА — сложная сеть структур, пронизывающая весь организм и обеспечивающая саморегуляцию его жизнедеятельности благодаря способность реагировать на внешние и внутренние воздействия (стимулы). Основные функции нервной системы получение, хранение и… … Энциклопедия Кольера


План-конспект урока п теме :"Жизнедеятельность организма и ее регуляция. Нервная система" и презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
zhiznedeyatelnost_organizma_i_ee_regulyatsiya.docx 19.87 КБ
nervnaya_sistema_6_klass.pptx 1.4 МБ
plan.doc 53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 25 " Жизнедеятельность организма и ее регуляция. Нервная система."

1.ФИО(полностью) Лещук Оксана Николаевна

место работы , должность МБОУ Костинская ООШ, учитель биологии

2. Предмет биология

4. номер урока урок № 25

5. базовый учебник Биология 6 класс: учеб. для общеобразовательных

учреждений/ Н.И. Сонин. - 4 -е изд., М.: Дрофа, 2010

Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению регуляции процессов жизнедеятельности организмов.

обучающие- определять особенности поведения животных, выделять характерные признаки разных типов нервной системы

развивающие- совершенствовать умение работать с различным источниками информации ( учебник, биологический словарь), продолжить развитие умения сравнивать различные точки зрения, отстаивать свою позицию

воспитательные- продолжить формирование интереса к предмету, знать основные правила и принципы отношения к живой природе

Тип урока : открытие новых знаний

Форма работы учащихся : фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями и карточки рефлексии

Название использованных ЭОР

Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика.

Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу.

II.Мотивация к учебной деятельности.(5 мин)

Учитель на слайде показывает 2 изображения : диспетчера за пультом управления и хирурга во время , проведения операции.

Задание. Подберите по 1 слову-ассоциации, которое характеризует эти профессии.

Люди в этих профессиях ( диспетчер- пилот, хирург- пациент) тесно взаимосвязаны между собой, где любое изменение влечет за собой изменение поведения другого. Так и в природе живые организмы тесно связаны с окружающей средой; любое изменение в окружающей среде тот час влияет на живые организмы , которые отвечают на него своей деятельностью( поведением).

Запишите в тетради число и тему урока.

Учащиеся пишут слова на выданных листах.

Затем каждый выходит и прикрепляет свое слово на магнитную доску, составляется ассоциативный ряд ( приказ, управление, взаимодействие, единство, согласование, остановка, направление), который сравнивается с а. рядом, составленный учителем.

Записывают число и тему урока.

III. Открытие новых знаний.

На экране появляется слайд (лиса и заяц).

Скажите как изменится поведение зайца при появлении лисы.

Простейшие- представители живых организмов, значит они тоже способны к регуляции своих процессов. Найдите в тексте учебника примеры, доказывающие это.

В ходе эволюции процессы регуляции и координации усложнялись, совершенствовались и работу всех органов , их связь с окружающей средой у сложноорганизованных животных регулируют нервная и эндокринная системы. найдите в тексте учебника у кого впервые появилась нервная система, каковы ее особенности, рассмотрите рис.115

На доске учитель пишет название схемы

" Типы нервной системы", которая будет заполняться по ходу изучения нового материала.

Как вы думаете откуда взялось такое название? опишите, что произойдет с гидрой если ей нанести укол, прикоснувшись к щупальцу.

Ребята такое поведение называется рефлексом. Запишите себе определение в тетрадь.

Как вы думаете могут быть рефлексы у инфузории-туфельки?

На экране появляются рисунки -схемы нервной системы дождевого червя, моллюска, рака. Посмотрите и скажите какие отличия в строении нервной системы вы видите.

Попробуйте сами составить вопросы на основе текста учебника

Делают предположения, согласно составленного ассоциативного ряда.

Работают с текстом учебника. Находят примеры.

Находят ответ в учебнике( диффузная нервная система-кишечнополостные)

Учащиеся переносят схему себе в тетрадь, в которой заполняется 1 графа.

Нервная система гидры состоит из клеток, которые соединяясь своими отростками как сетью, опутывают все ее тело. Гидра сожмется в комок.

Записывают определение. РЕФЛЕКС -это адекватная реакция организма на раздражение, осуществляемая при посредстве нервной системы.

Нет, т.к. это одноклеточные организмы, у них нет нервной системы, а без нее нет рефлекса

Если возникают затруднения обращаются к тексту учебника, где находят название второго типа нервной системы ( узловой) и третьего типа ( нервная трубка) вносят их в схему.

Нервная регуляция осуществляется с помощью электрических импульсов, идущих по нервным клеткам. По сравнению с гуморальной она

  • происходит быстрее
  • более точная
  • требует больших затрат энергии
  • более эволюционно молодая.

Гуморальная регуляция может осуществляться с помощью:

  • гормонов – биологически активных (действующих в очень маленькой концентрации) веществ, выделяемых в кровь железами внутренней секреции;
  • других веществ. Например, углекислый газ
    • вызывает местное расширение капилляров, к этому месту притекает больше крови;
    • возбуждает дыхательный центр продолговатого мозга, дыхание усиливается.

1) Железы внутренней секреции (эндокринные) не имеют выводных протоков и выделяют свои секреты непосредственно в кровь. Секреты эндокринных желез называются гормонами, они обладают биологической активностью (действуют в микроскопической концентрации). Например: щитовидная железа, гипофиз, надпочечники.

2) Железы внешней секреции имеют выводные протоки и выделяют свои секреты НЕ в кровь, а в какую-либо полость или на поверхность организма. Например, печень, слезные, слюнные, потовые.

3) Железы смешанной секреции осуществляют и внутреннюю, и внешнюю секрецию. Например

  • поджелудочная железа выделяет в кровь инсулин и глюкагон, а не в кровь (в 12-перстную кишку) – поджелудочный сок;
  • половые железы выделяют в кровь половые гормоны, а не в кровь – половые клетки.

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какие из перечисленных желез выделяют свои продукты через специальные протоки в полости органов тела и непосредственно в кровь
1) сальные
2) потовые
3) надпочечники
4) половые

НЕРВНАЯ - ГУМОРАЛЬНАЯ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между признаком регуляции функций в организме человека и его видом: 1) нервная, 2) гуморальная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) доставляется к органам кровью
Б) большая скорость ответной реакции
В) является более древней
Г) осуществляется с помощью гормонов
Д) связана с деятельностью эндокринной системы

2. Установите соответствие между характеристиками и видами регуляции функций организма: 1) нервная, 2) гуморальная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) включается медленно и действует долго
Б) сигнал распространяется по структурам рефлекторной дуги
В) осуществляется действием гормона
Г) сигнал распространяется с током крови
Д) включается быстро и действует коротко
Е) эволюционно более древняя регуляция

НЕРВНАЯ - ГУМОРАЛЬНАЯ ПРИМЕРЫ ЖЕЛЕЗ
Установите соответствие между органом (отделом органа), участвующим в регуляции жизнедеятельности организма человека, и системой, к которой он относится: 1) нервная, 2) эндокринная.
А) мост
Б) гипофиз
В) поджелудочная железа
Г) спинной мозг
Д) мозжечок

НЕРВНАЯ - ГУМОРАЛЬНАЯ ПРИМЕРЫ ПРОЦЕССОВ
1. Установите соответствие между процессом, происходящим при дыхании человека, и способом его регуляции: 1) гуморальная, 2) нервная
А) возбуждение рецепторов носоглотки частицами пыли
Б) замедление дыхания при погружении в холодную воду
В) изменение ритма дыхания при избытке углекислого газа в помещении
Г) нарушение дыхания при кашле
Д) изменение ритма дыхания при уменьшении содержания углекислого газа в крови

2. Установите соответствие между примером регуляции работы сердца и типом регуляции: 1) гуморальная, 2) нервная
А) учащение сердцебиений под влиянием адреналина
Б) изменение работы сердца под влиянием ионов калия
В) изменение сердечного ритма под влиянием вегетативной системы
Г) ослабление деятельности сердца под влиянием парасимпатической системы

3. Установите соответствие между примерами и видами регуляции дыхания у человека: 1) рефлекторная, 2) гуморальная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) остановка дыхания на вдохе при входе в холодную воду
Б) увеличение глубины дыхания из-за увеличения концентрации углекислого газа в крови
В) кашель при попадании пищи в гортань
Г) небольшая задержка дыхания из-за снижения концентрации углекислого газа в крови
Д) изменение интенсивности дыхания в зависимости от эмоционального состояния
Е) спазм сосудов мозга из-за резкого увеличения концентрации кислорода в крови

ГУМОРАЛЬНАЯ
1. Выберите три варианта. Гуморальные воздействия на физиологические процессы в организме человека
1) осуществляются с помощью химически активных веществ
2) связаны с деятельностью желёз внешней секреции
3) распространяются медленнее, чем нервные
4) происходят с помощью нервных импульсов
5) контролируются продолговатым мозгом
6) осуществляются через кровеносную систему

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Что характерно для гуморальной регуляции организма человека?
1) ответная реакция четко локализована
2) сигналом служит гормон
3) включается быстро и действует мгновенно
4) передача сигнала только химическая через жидкие среды организма
5) передача сигнала осуществляется через синапс
6) ответная реакция действует продолжительное время

ГУМОРАЛЬНАЯ ПРИМЕРЫ ПРОЦЕССОВ
Выберите три варианта. В каких случаях осуществляется гуморальная регуляция?
1) избыток углекислого газа в крови
2) реакция организма на зеленый сигнал светофора
3) избыток глюкозы в крови
4) реакция организма на изменение положения тела в пространстве
5) выделение адреналина при стрессе

ГУМОРАЛЬНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
Установите, в какой последовательности осуществляется гуморальная регуляция дыхания при мышечной работе в организме человека
1) накопление углекислого газа в тканях и крови
2) возбуждение дыхательного центра в продолговатом мозге
3) передача импульса к межреберным мышцам и диафрагме
4) усиление окислительных процессов при активной мышечной работе
5) осуществление вдоха и поступление воздуха в легкие

ВНУТРЕННЕЙ
1. Выберите три железы внутренней секреции.
1) гипофиз
2) половые
3) надпочечники
4) щитовидные
5) желудочные
6) молочные

2. Выберите три варианта. К железам внутренней секреции относят
1) гипофиз
2) слюнные железы
3) надпочечники
4) сальные железы
5) кишечные железы
6) щитовидную железу

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Клетки каких желез выделяют секрет непосредственно в кровь?
1) надпочечники
2) слезные
3) печень
4) щитовидная
5) гипофиз
6) потовые

ВНУТРЕННЕЙ - ВНЕШНЕЙ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между характеристикой железы и видом, к которому ее относят: 1) внутренней секреции, 2) внешней секреции. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) имеют выводные протоки
Б) вырабатывают гормоны
В) обеспечивают регуляцию всех жизненно важных функций организма
Г) выделяют ферменты в полость желудка
Д) выводные протоки выходят на поверхность тела
Е) вырабатываемые вещества выделяются в кровь

2. Установите соответствие между характеристикой желез и их типом: 1) внешней секреции, 2) внутренней секреции. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) образуют пищеварительные ферменты
Б) выделяют секрет в полость тела
В) выделяют химически активные вещества – гормоны
Г) участвуют в регуляции процессов жизнедеятельности организма
Д) имеют выводные протоки

ВНУТРЕННЕЙ - ВНЕШНЕЙ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между железами и их типами: 1) внешней секреции, 2) внутренней секреции. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) эпифиз
Б) гипофиз
В) надпочечник
Г) слюнная
Д) печень
Е) клетки поджелудочной железы, вырабатывающие трипсин

2. Установите соответствие между железой в организме человека и её типом: 1) внутренней секреции, 2) внешней секреции
А) молочная
Б) щитовидная
В) печень
Г) потовая
Д) гипофиз
Е) надпочечники

ВНУТРЕННЕЙ - ВНЕШНЕЙ - СМЕШАННОЙ
Установите соответствие между железой организма человека и типом, к которому её относят: 1) внутренней секреции, 2) смешанной секреции, 3) внешней секреции
А) поджелудочная
Б) щитовидная
В) слёзная
Г) сальная
Д) половая
Е) надпочечник

ВНЕШНЕЙ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К железам внешней секреции относят
1) поджелудочную железу
2) слюнные железы
3) щитовидную железу
4) надпочечники
5) потовые железы
6) печень

В рамках фестиваля открытых уроков было проведено занятие в 6 классе на тему "Нервная регуляция".

Коллеги, если вам нужны уточнения к презентации, пишите, с радостью поделюсь.


5 марта 2019 г.

Увеличение длины светового дня


Составьте пары…



Дайте определение

Раздражимость - .

Гормон - .


Какие виды регуляции у живых организмов вы знаете?

Регуляция:

Гуморальная

Нервная

Нейрогуморальная


Расскажите о гуморальной регуляции жизнедеятельности организмов.


5 марта 2019 г.

Тема урока:

Нервная регуляция

Цель урока: .


Нейрон = нервная клетка

(учебник - с.144)


Место контакта с другим нейроном


Что передаётся от нейрона к нейрону?


Насколько быстро передаётся нервный импульс от одного нейрона к другому?

скорость до 120 м/с

А гормоны могут так быстро регулировать жизнедеятельность?

скорость до 0,5 м/с


Ткани растений

Ткани животных



Клетка – Ткань – Орган – Система органов


Нервная система есть у многоклеточных животных


Кто раньше появился на Земле?



У гидры нервная система сетчатого типа.


У дождевого червя нервная система

узлового типа.

Есть брюшная нервная цепочка и окологлоточное нервное кольцо.


У позвоночных животных нервная система

трубчатого типа.

Спинной и головной мозг

составляют основу.

Трубка у меня





Что такое рефлекс? (учебник – с.144)

Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая С ПОМОЩЬЮ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

Конспект открытого урока биологии в 6 классе

Цель урока: создать условия для формирования представления о строении и функциях нервной и гормональной системы.

Задачи урока:

• расширить знания учащихся о регуляции жизнедеятельности организма на основе знакомства с нервной и нуморальной регуляцией;

• сформировать представления о нервной системе, нейроне, рефлексе;

• раскрыть рефлекторный характер деятельности нервной системы;

• показать тесную взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции, значение саморегуляции физиологических процессов в организме.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с механизмом нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности организмов; овладевают умением объяснять роль нейрогуморальной регуляции в жизни многоклеточных животных.

Метапредметные:

Регулятивные - научится составлять план работы с информацией, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу.

учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, совершенствуют навыки работы с текстом учебника, продолжают учиться работать с разными источниками информации,

Познавательные - научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией, находить информацию о процессах жизнедеятельности животных в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её.

Коммуникативные - научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации

Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению регуляции процессов жизнедеятельности животных.

Основные понятия урока: нейрон, нервная система, рефлекс, нейрогуморальная регуляция, гормоны.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов наблюдения за реакцией аквариумных рыб на раздражители.

Формы и методы обучения

Формы : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы : словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Организационный момент. Приветствие, настрой на урок.

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке

Книги, ручки и тетрадки.

Мы уже знаем, что системы органов образуют единое целое – организм. Что заставляет все физиологические процессы в организме человека работать согласованно?

Давайте разберемся с вами

Что такое нервная систем?

( Нервная система – это система, которая регулирует деятельность всех органов и систем человека с помощью нервных импульсов .)

Какой тканью образована нервная система?

Что является основной клеткой нервной ткани?( нейрон)

А кто мне сможет нарисовать нейрон на доске?

Как работает нервная система? (При раздражении чувствительного окончания в нейроне возникает сигнал — нервный импульс,

По короткому отростку нервный импульс движется к телу нейрона. Затем по длинному отростку он передаётся другим нервным клеткам. Так от одного нейрона к другому сигнал движется в мозг.)

Что такое рефлекс? (Ответную реакцию организма на раздражение, осуществляемую с помощью нервной системы, называют рефлексом)

Приведите пример.

Примерами рефлексов являются выделение слюны при виде лимона, слёзотечение при чистке репчатого лука, кашель, чихание).

А что такое гуморальная система (это система, которая регулирует деятельность всех органов и систем человека с помощью химических веществ в том числе гормонов)

Фильм, как работает нейрон

Что такое гормоны

(биологически активные вещества — гормоны)

Избирательно контролируя жизненпые процессы, гормоны обусловливают нормальную жизнедеятельность всего организма. Регулирующее воздействие различных гормонов на функции организма называют гормональной регуляцией. Она является составной частью гуморальной регуляции (от лат. гумор — жидкость).

Приведите примеры гормональной регуляции (рост, скорость обмена веществ, линька) Как гормоны влияют на работу органов. (Например, при повышении содержания адреналина в крови усиливается работа сердца, сужаются кровеносные сосуды, повышается температура тела и уровень глюкозы в крови)

И так, уважаемые коллеги)какой же вывод мы сделаем с вами?

Жизнедеятельность многоклеточных животных координируется за счёт совместного действия гуморальной и нервной регуляции, которую называют нейрогуморальной регуляцией. Гуморальная регуляция позволяет координировать длительные процессы жизнедеятельности: рост, индивидуальное развитие. Нервная регуляция позволяет животным быстро воспринимать и оперативно реагировать на внешние и внутренние раздражения. С помощью нейрогуморальной регуляции обеспечивается согласованная работа всех систем органов, поддерживается постоянство внутренней среды и устойчивость всех функций организма.

А теперь подумайте. Что произойдет если у организма не будет нервной регуляции?

(Организм не сможет быстро реагировать на изменения вокруг себя, он не сможет двигаться, дышать сердце перестанет биться.)

А если гормоны перестанут выделяться?

Все органы будут работать хаотично, организм перестанет расти и развиваться.

Подведение работы на уроке.

Учитель: Вот и заканчивается наш урок!

Вы сегодня хорошо поработали и заслужили оценки:

- за работу на уроке.

1 Изучить § 38 учебника, ответить на вопросы в конце параграфа.2.

У многих простейших нет специальных структур, которые участвуют в жизнедеятельниости одноклеточного организма, а вот, у более сложноорганизованной инфузории туфельки, они уже есть. Это особые волокна, которые пронизывают всё её тело. Они координируют работу ресничек. При повреждении этих волокон наблюдается беспорядочное биение, нарушается движение инфузории.
Работу всех органов, их связь с окружающей средой у сложноорганизованных животных регулируют нервная и эндокринная системы.

Вопрос 2.
Нервная система регулирует работу всех систем организма, обеспечивая координацию их деятельности в меняющихся условиях существования.

Вопрос 3.
Нервная система животных состоит из специальных клеток-нейронов. Впервые нейроны появляются у кишечнополостных (гидра). Нервные клетки гидры, соприкасаясь друг с другом, образуют так называемую сетчатую нервную систему. По-настоящему сложная нервная система появилась у дождевого червя. У него нервные клетки не разбросаны по всему телу, а собраны в нервные узлы. Нервная система образована парным надглоточным нервным узлом (головным мозгом) и окологлоточным нервным кольцом, которое связывает надглоточный узел с подглоточным. Подглоточный узел представляет собой первый узел брюшной нервной цепочки. Брюшная нервная цепочка образована двумя продольными нервными стволами, на которых в каждом сегменте располагаются два сближенных нервных узла. От нервных узлов отходят нервы к органам и тканям животного.
У позвоночных нервная система располагается на спинной стороне, а не на брюшной, как у кольчатых червей и членистоногих.
Анатомически нервная система делится на центральную и периферическую, а функционально — на соматическую и вегетативную. Структурно нервная система имеет головной, спинной отделы, нервные узлы и нервные волокна. Соматическая нервная система обеспечивает произвольные и непроизвольные сокращения скелетной мускулатуры. Центральная часть соматической нервной системы включает в себя спинной и головной мозг, периферическая – нервные узлы и нервные волокна. Вегетативная нервная система управляет работой внутренних органов, регулирует обмен веществ в организме.

Вопрос 4.
Рефлекс — ответная реакция организма на внешнее или внутреннее раздражение, осуществляемая и контролируемая центральной нервной системой.Выделяют два вида рефлексов – безусловные и условные.
Безусловные — это врожденные рефлексы, которые наследуются потомством от родителей и сохраняются в течение всей жизни человека. Например, глотание, чихание, отдёргивание руки от горячего предмета и др.
Условные рефлексы — это рефлексы, которые легко приобретаются организмом в течение жизни и образуются на основе безусловного рефлекса при действии условного раздражителя (свет, звук, стук, время и т. д.). Например, приём пищи в определённое время, подготовка уроков, чистка зубов утром и вечером и т. д.

Вопрос 5.
У кишечнополостных имеется примитивная нервная система. Она образована нервными клетками, разбросанными в эктодерме. Они соединяются в общую сеть с помощью нервных отростков. Этот тип нервной системы называется рассеянным нервным сплетением или сетчатая нервная система.

Вопрос 6.
Нервная система дождевого червя образована парным надглоточным нервным узлом (головным мозгом) и окологлоточным нервным кольцом, которое связывает надглоточный узел с подглоточным. Подглоточный узел представляет собой первый узел брюшной нервной цепочки. Брюшная нервная цепочка образована двумя продольными нервными стволами, на которых в каждом сегменте располагаются два сближенных нервных узла. От нервных узлов отходят нервы к органам и тканям животного.

Вопрос 7.
Центральная нервная система хордовых имеет трубчатое строение. Нервная трубка (спинной мозг) образована из эктодермы и расположена над хордой. Внутри спинного мозга имеется спинномозговой канал, заполненный спинномозговой жидко¬стью, которая выполняет транспортную функцию — снабжение нервной ткани питательными веществами и удаление продуктов обмена клеток. Структурно нервная система позвоночных состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов. У различных животных все отделы мозга развиты по-разному. Это связано с уровнем организации и образом жизни животного. Наивысшего развития нервная система достигла у млекопитающих. Она состоит из тех же отделов, что у всех млекопитающих, но головной мозг развит значительно сильнее.

Вопрос 8.
Головной мозг делят на три отдела: задний, средний и передний. К заднему относят продолговатый мозг, мост и мозжечок, а к переднему мозгу относятся конечный мозг и промежуточный мозг.

Вопрос 9.
Отличительный признак строения центральной нервной системы млекопитающих - развитие крупных полушарий переднего отдела головного мозга. Хорошо развит мозжечок. Это связано с усложнением организации млекопитающих по отношению к другим позвоночных.

Вопрос 10.
Самый крупный отдел мозга – большие полушария головного мозга, поверхность которых – кора – состоит из миллиардов нервных клеток. У некоторых видов наружная поверхность коры гладкая, у представителей более прогрессивно развитых отрядов в ней появляются борозды и извилины, которые увеличивают поверхность коры. Полушария настолько велики, что прикрывают промежуточный и часть среднего мозга. Полушария переднего мозга покрыты слоем серого вещества, содержащего тела нейронов (корой). В коре сосредоточены центры, воспринимающие зрительные, слуховые, осязательные и другие раздражения, а также двигательные и ассоциативные центры. Появление коры обеспечивает высокий уровень нервной деятельности и сложное приспособительное поведение млекопитающих. Кора служит центром сбора информации, поступающей от всех органов чувств; в ней также формируются условные рефлексы.

Вопрос 12.
Железы, выделяющие гормоны у животных:
1) . Гипофиз (нижний мозговой придаток) — центральная железа внутренней секреции, расположенная у основания головного мозга. Гипофиз вырабатывает несколько гормонов, имеющих большое значение для жизнедеятельности организма. Удаление гипофиза приводит к смерти. Один из гормонов гипофиза — гормон роста - оказывает мощное воздействие на рост молодого организма.
2). Надпочечники — парные железы внутренней секреции, примыкающие к верхушке каждой почки. Они вырабатывают норадреналин и адреналин. Эти гормоны регулируют обмен углеводов и жиров, деятельность сердечно-сосудистой системы, скелетной мускулатуры, мускулатуры внутренних органов. Адреналин — гормон стресса — усиливает сокращения сердца, повышает кровяное давление, расширяет зрачки, способствует превращению гликогена печени в глюкозу. Норадреналин сужает кровеносные сосуды, повышает артериальное давление.
3). Щитовидная железа расположена на шее, спереди трахеи и на боковых стенках гортани. Железа вырабатывает гормоны тироксина и других, которые регулируют обмен веществ. От их количества в крови зависит уровень потребления кислорода всеми органами и тканями организма.
4). Поджелудочная железа вырабатывает гормон инсулин, играющий важную роль в углеводном обмене.
5). Половые железы. Мужские — семенники — парные органы, располагающиеся в кожном мешке (мошонке), образуют мужские гормоны (среди которых тестостерон), под действием которых формируются вторичные половые признаки самцов. Женские — яичники — выделяют гормоны, влияющие на формирование женских вторичных половых признаков.

Вопрос 13.
Гормоны растений – ростовые вещества – сравнительно низкомолекулярные органические вещества. Они образуются в различных тканях и органах растения и действуют в очень низких концентрациях порядка. Ростовые вещества усиливают рост стебля, корня, способствуют формированию и созреванию семян. Особенно много ростовых веществ образуется в растущих тканях – кончике корня, на верхушке побега, в камбии. Перемещаются ростовые вещества от верхушки растения к корню по проводящей системе. Ростовые вещества растений иначе называют фитогормонами.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.