Что такое нервная система человека детская энциклопедия

Нервная система человека состоит из мельчайших клеток, которые называются нервными. Посредством цепей, составленных из этих клеток, нервные импульсы поступают к головному мозгу, а ответные - к мышцам. В общей сложности в организме человека более 10 миллиардов нервных клеток.


Нервные клетки называются нейронами. Внешне нейроны имеют разнообразную форму: одни имеют форму звезды, другие – треугольника или спирали. Но даже такая мелкая деталь организма, как нейрон, состоит из нескольких частей : тела, длинного отростка - аксона и более коротких и тонких отростков - дендритов. Благодаря отросткам обеспечивается крепление клеток друг к другу и их взаимодействие. Тело нейрона, как и любая другая клетка, состоит из ядра, окружённого цитоплазмой и покрытого оболочкой.

Центральным органом нервной системы человека, контролирующим её функционирование, является головной мозг. Мозг человека способен выполнять гораздо больше процессов, связанных с мышлением, чувствами, эмоциями, чем мозг остальных живых существ. Поверхность головного мозга человека покрыта неглубокими бороздами - извилинами. Он состоит из белого и серого веществ. С помощью первого происходит связь между спинным и головным мозгом, а второе составляет кору мозга.


Продолговатый мозг и мост служат для взаимодействия головного мозга со спинным. Они контролируют работу пищеварительной и дыхательной систем, работу сердца.

Мозжечок координирует все движения человека. Именно деятельностью этой части мозга обеспечивается точность и быстрота движений.

Средний мозг отвечает за реакцию на внешние раздражители, то есть отвечает за систему органов чувств.

Промежуточный мозг регулирует обмен веществ и температуру организма.

Самыми крупными отделами головного мозга являются два больших полушария мозга. Полушария мозга позволяют человеку анализировать ощущения, получаемые благодаря органам чувств (например, вкус пищи). Полушария головного мозга отвечают также за речь, мышление, эмоции.

Вес головного мозга — в среднем равен у мужчин 1360-1375 граммов, у женщин 1220-1245 граммов. После быстрого роста в течение первого года жизни (мозг новорожденного 410 граммов — 1/8 веса тела; вес мозга в конце первого года 900 граммов - 1/14 веса тела) мозг растет медленно и между 20-30 годами достигает предела своего роста, до 50 лет не изменяется, а затем начинает уменьшаться в весе. Среди животных человек обладает наибольшим весом мозга, не только относительным, но и абсолютным. Только у кита мозг несколько тяжелее человеческого (2816 г.). Мозг лошади весит 680 г.; льва — 250 г.; антропоморфных обезьян 350-400 г., редко более.

Больший или меньший вес мозга у различных людей сам по себе не может служить указанием на размеры их умственных способностей. С другой стороны, люди выдающихся способностей нередко отличаются весом мозга, далеко превосходящим средний. Богатство психической организации находится в зависимости от количества и качества нервных клеток коркового слоя полушарий и, вероятно, от количества ассоциационных волокон большого мозга.

Вторым по значимости органом нервной системы является спинной мозг. Он располагается внутри спинных и шейных позвонков. Спинной мозг отвечает за все движения человека и связан с головным мозгом, координирующим эти движения. Спинной мозг вместе с головным составляют центральную нервную систему, а нервные отростки – периферическую нервную систему.

Благодаря спинному мозгу происходит также передача импульсов, воспринимаемых нервными окончаниями частей человека, в головной мозг. При повреждении спинного мозга человек не теряет способности мыслить или говорить, но теряет подвижность и чувствительность конечностей.

Ирина Шульц
Знакомство с нервной системой человека. Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. Валеология

Программное содержание: продолжить знакомить детей со строением человека, дать понятие и начальные знания о нервной системе человека; продолжать учить детей работать в парах; закрепить умение изображать и различать различные эмоции с помощью мимики ;развивать эмоционально- волевую сферу,речь,мышление, любознательность. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью,доброжелательное отношение к окружающим людям.

Оборудование: плакат с изображением нервной системы человека, кружка с горячей водой, кусок льда,мяч, листы бумаги с изображением смайликов с грустным и сердитым настроением, карандаши.

Ход занятия:

1. Воспитатель рассказывает детям небольшую историю о том как поссорились мама с ребенком. В конце истории звучит фраза мамы "Ты мне все нервы попортил. ".Вопрос воспитателя к детям : "Что такое нервы? Как вы думаете где они находятся?"Воспитатель сообщает детям тему занятия.

2. Экспериментальная часть. Педагог предлагает детям ущипнуть себя за руку, ногу,щеку, ухо, живот. Спрашивает что они почувствовали,везде ли им было больно. Затем воспитатель даёт возможность дотронуться до кружки с горячей и куска льда, что теперь ощутили? Также воспитатель предлагает попробывать на вкус лимон и яблоко и рассказать какие они на вкус.

- Сейчас мы узнаем почему и как люди ощущают боль, вкус пищи, температуру предметов на ощупь и др.

3. Воспитатель показывает таблицу с изображением человека с нанесенной на ней нервной системой,предлагает рассмотреть ее и ответить на вопросы:" Кто изображен на картине? Что это за ниточки (ответы детей)Педагог объясняет,что это и есть нервы человека которые состоят из мельчайших клеточек. Благодаря им человек имеет возможность получать различные ощущения. Они располагаются по всему телу человека. "Давайте рассмотрим куда они все ведут. "Далее педагог рассказывает что все нервы сходятся в позвоночнике и по нему идут в головной мозг человека. Когда человек ударился,порезался, дотронулся до горячего и. т. д. сигнал по нервам идет в позвоночник,затем в мозг и мы начинаем чувствовать боль. Все это происходит очень быстро. Позвоночник и головной мозг называются центральной нервной системой человека, а нервы которые располагаются в руках и ногах называются периферической нервной системой. Вопрос детям :"Так почему вам было больно когда вы себя щипали?"

Что такое наше тело?

Что оно умеет делать?

Улыбаться и смеяться,

Прыгать, бегать, баловаться.

Наши ушки звуки слышат.

Воздухом наш носик дышит.

Ротик может рассказать,

Глазки могут увидать,

Ножки могут быстро бегать.

Ручки все умеют делать.

Пальчики хватают цепко и сжимают крепко-крепко.

5. Д/у"Исправь настроение". У каждого ребенка лежит лист бумаги с изображением лица (смайлика) с грустным или сердитым настроением. Детям предлагают нарисовать рядом то,что может сделать настроение человека радостным.

6. Воспитатель объясняет детям,что нервы очень важны для жизни человека. благодаря им мы слышим, видим, можем говорить. Так как нервы располагаются по всему телу и органам. то от их состояния во многом зависит и здоровье человека. Человек который много нервничает гораздо быстрее может заболеть. При больных нервах человек может перестать чувствовать. ходить, видеть. слышать. говорить. И наоборот, у человека который всегда веселый, не сердится, любит других людей- у него крепкие нервы, а значит он меньше болеет, а если и заболел. то быстрее выздоравливает.

7. Д/и "Подари улыбку".Дети становятся в круг. Бросают мяч соседу и говорят доброе слово.

8. Д/и "Зеркало".Дети делятся на пары. В парах одни дети показывают эмоции, другие угадывают. Затем дети меняются ролями.

9. Итог занятия. Воспитатель вместе с детьми делают выводы что надо делать чтоб нервы всегда были здоровыми. Дети рассказывают,что нового они узнали на занятии.


Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, тема:”На встречу к звездам” Цель: Познакомить детей.

Иногда утром вы видите бегущий по стене солнечный зайчик. Вот он упал на подоконник и нагрел его. Затем скользнул на зеленый лист комнатного цветка — и в мельчайших клеточках листа началось превращение простых неорганических веществ в сложные органические. Наконец, он добрался до вашей руки. В коже тотчас же начались еще более сложные физико-химические процессы, и вы ощутили тепло. Эти три очень разные явления объединяет только одно: каждый живой и неживой предмет изменяется под воздействием внешней среды. Но между живыми существами и неживыми предметами огромная разница.

Камни под действием иссушающей жары будут постепенно разрушаться, а растения и животные будут изменяться и приспосабливаться к этим трудным условиям, чтобы не погибнуть. Все вы видели кактус в ботаническом саду или у себя дома. Это растение мексиканских пустынь. Прошли миллионы лет, пока под действием внешних условий в пустыне, где все живое борется за каждую каплю воды, листочки кактуса превратились в иголки, а толстый мясистый стебель стал основным хранителем воды. Животные тоже приспособились к жизни в пустынях. Например, антилопа-сайга или верблюд могут неделями обходиться без воды и питаться растущими в пустыне колючими растениями.

ПОЧЕМУ ПОБЕЖАЛИ ТУФЕЛЬКИ


Справа — инфузория-туфелька, увеличенная в 800 раз; слева (вверху) — туфелька под малым увеличением; прикосновение иглы заставляет ее уходить от раздражения; слева (внизу) — туфельки стремятся уйти от света на темную половину баночки.

Вот капля воды из пруда. Посмотрите на нее в микроскоп. Какие странные существа увидите вы. По форме они напоминают след остроносого башмачка, отороченного по бокам быстро двигающимися ресничками. Ученые назвали такое существо парамецией, или туфелькой. Туфелька — только один из видов особых животных — инфузорий. Она построена всего из одной клетки.

Дотронемся до туфельки острой иголкой. Она сейчас же убежит от прикосновения. Положим под стеклянную банку, где плавают туфельки, черную бумажку так, чтобы одна половина дна была светлой, а другая — темной. Туфельки тотчас же побегут на темную половину. Чем же ощущают они свет и темноту, прикосновение иголки, движение воды и т. п.? Очевидно, всем своим маленьким телом.

На примере туфельки видно, что клетка, построенная из живого вещества, обладает очень важными свойствами, которых нет у неживых предметов. Эти свойства — возбудимость и проводимость. Протоплазма живой клетки (особенно ее наружные слои) способна воспринимать раздражения из внешней среды и соответственно отвечать на них. Но ведь туфелька состоит только из одной клетки. А если организм построен из многих миллиардов клеток, как например наше Тело? Что связывает и объединяет работу этих многочисленных клеток, какие органы сигнализируют нам об опасности или о благоприятных условиях?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно заглянуть в далекое прошлое и посмотреть, как развивались живые существа.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Конспект занятия по региональному компоненту здорового образа жизни .Конспект занятия "Нервная система человека".

Скачать:

ВложениеРазмер
nervnaya_sistema_cheloveka.docx 44.19 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД № 35

г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

413855, Саратовская область, г. Балаково, ул.Набережная 50 лет ВЛКСМ д.12

ст.воспитатель Пронина Г.В

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению детей с основами здорового образа жизни .

Подготовила старший воспитатель Пронина Г.В.

Цель: Познакомить детей с понятием –нервная система человека.

Расширять знания о своем организме.

Продолжать формировать интерес к познанию своего тела.

Работать над совершенствованием постановки эксперимента.

Учить следить за своим здоровьем.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.

Беседа об органах чувств у человека.

Если все твои нервы вытянуть в линию один за другим получится 75 км. Нервная система человека состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов.

Головной мозг находится внутри черепа. Управляет работой всего тела, произвольными и непроизвольными действиями, и отвечает за способность думать и рассуждать.

Спинной мозг толщиной с ваш мизинец и защищен позвоночником. Он соединяет головной мозг совсем организмом.

Головной и спинной мозг составляют центральную нервную систему. Центральная нервная система контролирует также импульсы, поступающие из внешнего мира через органы чувств. Мы можем слышать, видеть, вдыхать запах, чувствовать вкус, а также распознавать предметы на ощупь. Эти наши свойства называются пятью чувствами. Дело в том, что сигналы от ушей, глаз, носа, рта и кожи передаются в мозг, а он тут же определяет, что мы ощущаем. Благодаря этим пяти чувствам мы распознаем собственные ощущения и познаем окружающий нас мир

Эксперимент :Как работают ваши нервы.

Восп-ль задает вопросы дети на них быстро отвечают.

Что ты будешь делать ?

  1. Ты слышишь свисток.
  2. Тебе жарко.
  3. Ты видишь летящий мяч.
  4. Ты проголодался.
  5. Встретил друга.
  6. Уколешь палец

Нервы –это важнейший передатчик информации.

Я, предлагаю вам проверить скорость вашей реакции.

Восп-ль одной рукой держит линейку за конец с самым большим делением шкалы, а др. секундомер. Ребенок держит свою левую руку внизу. У основания линейки, но не касаясь её.

Вос-ль отпускает линейку и одновременно включает секундомер, ребенок ловит ее.

Повторить эксперемент3 раза на левой и 3 раза на правой руке. и записать время и расстояние на линейке. Сравнить результаты и узнать какая рука реагирует быстрее.

Ребята вы замечали что когда вы сердитесь или расстроитесь очень трудно сосредоточиться .Это происходит потому что ваша нервная система перегружена. Поскольку нервная система очень сложна.ее не так легко вылечить. Все мы должны беречь нервы. То есть хорошо отдыхать Рефлексия:

Ребята , а как вы думаете что еще вредит нашей нервной системе?

(ответы детей: много шума, долгое сидение перед телевизором и компьютером, некоторые напитки, неправильный сон )

Мозг – командир всего тела, мозгом люди думают. Он очень важен.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский материал, можно использовать в работе с детьми подготовительной к школе группы.

Пищеварительная система.Цель. Создать условия для разви.

Наша иммунная система защищает нас от возбудителей болезней – днем за днем, 24 часа в сутки. Без иммунитета мы бы были беззащитны перед вирусами, грибками и так далее. Он работает без устали, различая.

Занятия об органах дыхания и значения воздуха в жизни человека.

Содержание окружающей развивающей среды и этапы цветового восприятия.

Занятие с детьми по ознакомлению с космическим пространством, как и зачем человек изучает космос,и многое другое дети узнали на занятии.

Ирина Шульц
Знакомство с нервной системой человека. Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. Валеология

Программное содержание: продолжить знакомить детей со строением человека, дать понятие и начальные знания о нервной системе человека; продолжать учить детей работать в парах; закрепить умение изображать и различать различные эмоции с помощью мимики ;развивать эмоционально- волевую сферу,речь,мышление, любознательность. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью,доброжелательное отношение к окружающим людям.

Оборудование: плакат с изображением нервной системы человека, кружка с горячей водой, кусок льда,мяч, листы бумаги с изображением смайликов с грустным и сердитым настроением, карандаши.

Ход занятия:

1. Воспитатель рассказывает детям небольшую историю о том как поссорились мама с ребенком. В конце истории звучит фраза мамы "Ты мне все нервы попортил. ".Вопрос воспитателя к детям : "Что такое нервы? Как вы думаете где они находятся?"Воспитатель сообщает детям тему занятия.

2. Экспериментальная часть. Педагог предлагает детям ущипнуть себя за руку, ногу,щеку, ухо, живот. Спрашивает что они почувствовали,везде ли им было больно. Затем воспитатель даёт возможность дотронуться до кружки с горячей и куска льда, что теперь ощутили? Также воспитатель предлагает попробывать на вкус лимон и яблоко и рассказать какие они на вкус.

- Сейчас мы узнаем почему и как люди ощущают боль, вкус пищи, температуру предметов на ощупь и др.

3. Воспитатель показывает таблицу с изображением человека с нанесенной на ней нервной системой,предлагает рассмотреть ее и ответить на вопросы:" Кто изображен на картине? Что это за ниточки (ответы детей)Педагог объясняет,что это и есть нервы человека которые состоят из мельчайших клеточек. Благодаря им человек имеет возможность получать различные ощущения. Они располагаются по всему телу человека. "Давайте рассмотрим куда они все ведут. "Далее педагог рассказывает что все нервы сходятся в позвоночнике и по нему идут в головной мозг человека. Когда человек ударился,порезался, дотронулся до горячего и. т. д. сигнал по нервам идет в позвоночник,затем в мозг и мы начинаем чувствовать боль. Все это происходит очень быстро. Позвоночник и головной мозг называются центральной нервной системой человека, а нервы которые располагаются в руках и ногах называются периферической нервной системой. Вопрос детям :"Так почему вам было больно когда вы себя щипали?"

Что такое наше тело?

Что оно умеет делать?

Улыбаться и смеяться,

Прыгать, бегать, баловаться.

Наши ушки звуки слышат.

Воздухом наш носик дышит.

Ротик может рассказать,

Глазки могут увидать,

Ножки могут быстро бегать.

Ручки все умеют делать.

Пальчики хватают цепко и сжимают крепко-крепко.

5. Д/у"Исправь настроение". У каждого ребенка лежит лист бумаги с изображением лица (смайлика) с грустным или сердитым настроением. Детям предлагают нарисовать рядом то,что может сделать настроение человека радостным.

6. Воспитатель объясняет детям,что нервы очень важны для жизни человека. благодаря им мы слышим, видим, можем говорить. Так как нервы располагаются по всему телу и органам. то от их состояния во многом зависит и здоровье человека. Человек который много нервничает гораздо быстрее может заболеть. При больных нервах человек может перестать чувствовать. ходить, видеть. слышать. говорить. И наоборот, у человека который всегда веселый, не сердится, любит других людей- у него крепкие нервы, а значит он меньше болеет, а если и заболел. то быстрее выздоравливает.

7. Д/и "Подари улыбку".Дети становятся в круг. Бросают мяч соседу и говорят доброе слово.

8. Д/и "Зеркало".Дети делятся на пары. В парах одни дети показывают эмоции, другие угадывают. Затем дети меняются ролями.

9. Итог занятия. Воспитатель вместе с детьми делают выводы что надо делать чтоб нервы всегда были здоровыми. Дети рассказывают,что нового они узнали на занятии.


Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, тема:”На встречу к звездам” Цель: Познакомить детей.

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество . 2000 .

  • НЕФРИТ
  • НЕВРИТ

НЕРВНАЯ СИСТЕМА — НЕРВНАЯ СИСТЕМА. Содержание: I. Эмбриогенез, гистогенез и филогенез Н.с. . 518 II. Анатомия Н. с. 524 III. Физиология Н. с. 525 IV. Патология Н.с. 54? I. Эмбриогенез, гистогенез и филогенез Н. е.… … Большая медицинская энциклопедия

НЕРВНАЯ СИСТЕМА — (systema nervosum), морфофункц. совокупность отд. нейронов и др. структур нервной ткани животных и человека, объединяющая деятельность всех органов и систем организма в его постоянном взаимодействии с внеш. средой. Н. с. воспринимает внеш. и… … Биологический энциклопедический словарь

нервная система — Нервная ткань, как и все другие ткани организма, состоит из бесконечного количества клеток с особой формой и функциями. Клетки, высоко дифференцированные, носят название нервных клеток или невронов. Нервная система управляет функционированием… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

нервная система — ▲ система органов животного ↑ для (чего), регулирование, жизнедеятельность, посредством, сигнал нервная система осуществляет общую регуляцию жизнедеятельности при помощи возбуждающих и угнетающих электрических импульсов; связывает рецепторы с… … Идеографический словарь русского языка

НЕРВНАЯ СИСТЕМА — НЕРВНАЯ СИСТЕМА, система, состоящая из взаимосвязанных нервных клеток, или НЕЙРОНОВ, которая координирует все функции организма, рост, физическую и умственную активность. У низших животных, таких как медузы, она состоит из сети нервов, без центра … Научно-технический энциклопедический словарь

нервная система — (от грёч. n ё u гоп нерв и sistema целое, составленное из частей) совокупность всех элементов нервной ткани живых организмов, взаимосвязанных между собой и обеспечивающих ответ на внешние и внутренние раздражители. Н. с. обеспечивает… … Большая психологическая энциклопедия

НЕРВНАЯ СИСТЕМА — Совокупность всех нервов. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. НЕРВНАЯ СИСТЕМА органическая совокупность всех нервов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

Нервная система — человека. НЕРВНАЯ СИСТЕМА, совокупность отдельных нейронов и других структур нервной ткани (мозг, ганглии, нервные волокна) у животных и человека; обеспечивает восприятие действующих на организм раздражителей, анализ и переработку поступающей… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

НЕРВНАЯ СИСТЕМА — совокупность образований (рецепторы, нервы, ганглии, мозг) у животных и человека; осуществляет восприятие действующих на организм раздражителей, проведение и обработку возникающего при этом возбуждения, формирование ответных приспособительных… … Большой Энциклопедический словарь

Нервная Система — иерархическая структура нервных образований в организме человека и позвоночных животных. За счет ее работы обеспечиваются: 1. Контакты с внешним миром; 2. Реализация целей; 3. Координация работы внутренних органов; 4. Целостная адаптация… … Психологический словарь

Нервная система — СИСТЕМА, ы, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

НОД для старшей группы по ознакомлению детей с основами здорового образа жизни

Цель: Познакомить детей с понятием –нервная система человека.

Расширять знания детей о своем организме

Продолжать формировать интерес к познанию своего тела.

Работать над совершенствованием постановки эксперимента.

Учить следить за своим здоровьем

. Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.

Предварительная работа:

Беседа об органах чувств у человека.

Оборудование:

Ядро грецкого ореха , скорлупа на каждого ребенка.

Если все твои нервы вытянуть в линию один за другим получится 75 км. Нервная система человека состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов.

Головной мозг находится внутри черепа. Управляет работой всего тела, произвольными и непроизвольными действиями, и отвечает за способность думать и рассуждать.


Нельзя обойтись без мозга- он командир всего тела.

Ядро грецкого ореха очень похож на мозг. Положите на стол перед собой, накройте ореховой скорлупой. Попробуйте нажать, что получилось ?Мозг человека закрывают толстые кости черепа. Потрогайте свою голову .Необходимо всегда оберегать голову от ударов.

Как живешь? (вот так)

Спинной мозг толщиной с ваш мизинец и защищен позвоночником. Он соединяет головной мозг совсем организмом.

Головной и спинной мозг составляют центральную нервную систему. Центральная нервная система контролирует также импульсы, поступающие из внешнего мира через органы чувств. Мы можем слышать, видеть, вдыхать запах, чувствовать вкус, а также распознавать предметы на ощупь. Эти наши свойства называются пятью чувствами. Дело в том, что сигналы от ушей, глаз, носа, рта и кожи передаются в мозг, а он тут же определяет, что мы ощущаем. Благодаря этим пяти чувствам мы распознаем собственные ощущения и познаем окружающий нас мир


.

Эксперимент :Как работают ваши нервы.

Воспитатель задает вопросы дети на них быстро отвечают.

Что ты будешь делать ?

Ты слышишь свисток.

Ты видишь летящий мяч.

Нервы –это важнейший передатчик информации.

Я, предлагаю вам проверить скорость вашей реакции.

Воспитатель одной рукой держит линейку за конец с самым большим делением шкалы, а др. секундомер. Ребенок держит свою левую руку внизу. У основания линейки, но не касаясь её.

Воспитатель отпускает линейку и одновременно включает секундомер, ребенок ловит ее.

Повторить эксперемент3 раза на левой и 3 раза на правой руке. и записать время и расстояние на линейке. Сравнить результаты и узнать какая рука реагирует быстрее.

Ребята вы замечали что когда вы сердитесь или расстроитесь очень трудно сосредоточиться .Это происходит потому что ваша нервная система перегружена. Поскольку нервная система очень сложна ее не так легко вылечить .Все мы должны беречь нервы. То есть хорошо отдыхать Рефлексия:

Ребята , а как вы думаете что еще вредит нашей нервной системе?

(ответы детей: много шума, долгое сидение перед телевизором и компьютером, некоторые напитки, неправильный сон )

Пронина Галина Владимировна

Темперамент и нервная система ребенка

С давних пор подмечена связь черт темперамента и характера нервных процессов, особенностей высшей нервной деятельности человека. Холерик, нервничая, скорее всего, кричит, а меланхолик – плачет. Помните старинные итальянские маски Пьеро и Арлекина? Арлекин раздает подзатыльники, а Пьеро грустит и вздыхает. Можно вспомнить и столь популярные амплуа белого и рыжего клоунов в любом цирке.

Свойства нервной системы лежат в основе темперамента, составляют его физиологическую базу. Индивидуальные различия определяются фундаментальными свойствами нервных процессов – возбуждения и торможения.

Что это за свойства? Прежде всего сила. Она зависит от работоспособности нервных клеток и проявляется в функциональной выносливости, способности выдерживать либо достаточно длительное, либо хотя и кратковременное, но сильное возбуждение, не выключаясь, не переходя в состояние охранительного торможения.

Ребенок с сильной нервной системой награжден от природы возможностью долго, не отвлекаясь и не утомляясь, воспринимать новую информацию, обучаться не знакомым ранее формам взаимодействия, откликаться на неожиданные раздражители. Он не начнет зевать через десять минут после того, как вы вступили с ним в беседу, и вряд ли уснет в театре – правда, если будет заинтересован. А дети со слабой нервной системой, даже очень заинтересованные чем-то, все же нуждаются в отдыхе, переключении, в определенном ритме работы, чтобы не наступило истощение.

Сила нервных процессов проявляется не только в трудоспособности человека, степени его утомляемости, но и в чувствительности, восприимчивости к окружающему. Она определяет протекание процессов внимания.

Детей со слабой нервной системой даже ненавязчивые посторонние раздражители отвлекают. Им для работы нужны привычная обстановка и тишина. А для обладателей сильной нервной системы и более яркие раздражители оказываются полезными, способствующими еще большей концентрации внимания.

Вы замечали, что старший из ваших детей предпочитает делать уроки под музыку и это ему нисколько не мешает, даже наоборот? А младший, подражая брату, тоже надевает наушники, однако посторонние звуки явно отвлекают его от основного занятия. Ребенок быстро устает, начинает смотреть в окно, берет в руки планшет, который взрослые разрешают включать только после завершения домашнего задания. Если надо выучить стихотворение, то без наушников с музыкой у младшего это происходит быстрее и качественнее, а у старшего – медленнее.

Возбуждение и торможение в коре головного мозга каждого из нас могут распространяться активно и пассивно, быстро и медленно. Что является признаком силы процесса возбуждения? Стойкая активность, продолжительные усилия при выполнении любой работы. А по каким признакам судить о силе процесса торможения? По полной сосредоточенности на деятельности, умению без особого напряжения сдерживать определенные движения, отказываться от нежелательных импульсов.

Когда мы говорим о влиянии нервной системы на темперамент, то помимо силы выделяется второе ее важное свойство – уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Признаком уравновешенности является баланс возбуждения и торможения, их равная сила.

Что является показателем уравновешенности нервной системы ребенка? Его умение выполнять задание спокойно и равномерно, без явных авралов и периодов бездействия, без паники и тревоги. Уравновешенный ребенок обычно отличается выдержкой, самообладанием, терпеливостью, эмоциональной устойчивостью. Неуравновешенность проявляется в отсутствии четкого ритма работы, чередовании повышенной активности с периодами ничегонеделания, апатии. Дети с неуравновешенной нервной системой отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью, нервными срывами.

А психолог вместо ответа почему-то интересуется, соблюдают ли режим другие члены семьи, похожи ли дни недели друг на друга, встречаются ли постоянно взрослые и дети за завтраком и ужином или каждый ест когда придется, существуют ли единые для всех семейные привычки. Оказывается, у неуравновешенного ребенка совсем непросто выработать жесткий ритм выполнения домашних заданий. Он нуждается в перемене образа жизни всей семьи, ее сплочении. Хорошо, если удастся, жертвуя лишним получасом утреннего сна, всем вставать в одно время и под бодрую музыку делать зарядку. Еще лучше бегать на воздухе хотя бы 10–15 минут. После контрастного душа, который тоже обязателен для всех, и сын видит, что никто не исключение, все вместе завтракают и делятся планами на день. А вечером, за ужином, каждый докладывает семейному совету, удалось ли реализовать задуманное, что не вышло и почему. Множество приемов преодоления неуравновешенности изобретают в каждой семье, если только взрослые осознали, насколько это необходимо их ребенку, насколько поведение каждого взрослого сказывается на укреплении нервной системы их сына или дочери.

Почему так важна подвижность процессов возбуждения и торможения в нервной системе? Дело в том, что это свойство лежит в основе умения быстро адаптироваться, приспосабливаться к новым условиям, незнакомым обстоятельствам, неожиданным задачам. Ребенок с подвижной нервной системой не испытывает затруднений при переключении с одной деятельности на другую, достаточно легко вступает в контакт с незнакомыми людьми.

Противоположность подвижности – инертность нервных процессов. Человека считают инертным, если ему требуется немало сил для перехода от торможения к возбуждению или наоборот. Например, после сна такой малыш долго остается заторможенным, вялым, малоподвижным, не включается в игры других детей. Если же он наконец разыграется, его трудно успокоить, переключить на что-нибудь другое. Развеселившись во время просмотра мультфильма, он будет с большим трудом засыпать, то и дело заговаривая, вспоминая пережитое, пересказывая мультик.

Соотношение силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, их сочетание создает тип высшей нервной деятельности, задающий темперамент человека. Основных типов четыре.

Можно ли окончательно определить тип нервной системы ребенка в самом раннем детстве? На этот вопрос следует ответить отрицательно. Почему? Да потому, что описанные выше типы проявляются, структурируются по мере созревания нервной системы, в процессе взаимодействия с окружающей средой, овладения различными видами деятельности. Так что ребенку нужно 5–7 лет взрослеть, прежде чем можно будет сказать определенно, какой нервной системой он обладает.

В раннем детстве возрастные особенности могут маскировать индивидуальные свойства темперамента. Болезненность малыша, конфликтная атмосфера в семье, стрессовые переживания тормозят созревание нервной системы, ослабляя ее и мешая родителям понять, насколько нервная система их ребенка сильная или слабая, уравновешенная или возбудимая, подвижная или инертная.

Исследования ученых показали, что свойства темперамента зависят не только от соотношения силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. Оказывают влияние и такие врожденные свойства нервной системы, как динамичность и лабильность. Что является показателем динамичности? Скорость обучения, восприятия новой информации, то есть быстрота образования новых условнорефлекторных связей. А лабильность нервной системы – это характеристика ее работы, показывающая скорость возникновения и прекращения нервных процессов.

Эти и другие свойства нервной системы, находясь в сложном взаимоподчинении, являются нейродинамическими характеристиками индивидуальности. Они задают определенные параметры темперамента на протяжении всей жизни человека начиная с рождения. Чистых типов высшей нервной деятельности практически не бывает. Каждый из нас несет в себе отдельные черты того или иного темперамента, поэтому можно говорить о существовании немалого количества промежуточных и переходных форм темпераментов.

Помимо общих свойств нервной системы, существуют также свойства парциальные, то есть частичные. Они характеризуют работу отдельных областей коры головного мозга, различных анализаторов – зрительного, слухового, двигательного и других. Когда мы пытаемся дома диагностировать свойства нервной системы своего ребенка, следует помнить именно об этих – парциальных свойствах нервной системы.

Не надо торопиться с выводами относительно силы нервной системы, если вы определяли реакции малыша только на зрительные раздражители. Может быть, на слуховые у него будут совсем другие реакции. Поэтому следует проверять ваши выводы, сопоставляя отклики ребенка на свет, звук, прикосновения, касания. Зачем родителям знать о парциальных свойствах нервной системы своего ребенка? Они особенно важны для определения его задатков, дарований, способностей, талантов. У будущего музыканта будет превалировать слуховой анализатор, у будущего художника – зрительный, а у фигуриста – кинестетический, связанный с движениями.

Может ли в процессе взросления ребенка измениться тип его нервной системы и, соответственно, темперамент? Это почти нереально, хотя иногда кажется, что так бывает. Скорее всего, родители просто ошиблись при первичной диагностике темперамента своего малыша и приняли временную слабость нервной системы, связанную с длительной болезнью, например, за свойство темперамента. В ходе взросления изменяется выразительность внешних проявлений, под влиянием внешних воздействий сглаживаются неблагоприятные особенности, в процессе усложнения структуры индивидуальности более четко проявляются взаимосвязи половозрастных и индивидуально-типологических характеристик.

Справедливости ради отметим, что, по мнению глубоко изучавших этот вопрос специалистов, некоторая возможность смены типа нервной системы все-таки допускается. Это происходит под влиянием сильнейших жизненных потрясений, травматических повреждений, сложных инфекций и интоксикаций. Тяжелое инвалидизирующее заболевание может ослаблять работоспособность нервных клеток, повышать истощаемость, инертность, неуравновешенность процессов возбуждения и торможения. В то же время систематические многолетние оздоравливающие и закаливающие процедуры, безусловно, укрепляют нервную систему и способствуют большей уравновешенности, выносливости, переключаемости ребенка.

И хотя в большинстве случаев меланхолик практически всегда останется меланхоликом, а флегматик – флегматиком, в зависимости от возраста внешние проявления темперамента видоизменяются. Так, известно, что при монотонной работе такие врожденные свойства темперамента, как эмоциональность и импульсивность, проявляются у подростков ярче и разнообразнее, чем у младших школьников.

Есть своя специфика и в зависимости от пола детей. Девочки обычно владеют более разнообразными способами внешнего проявления типологических черт, чем мальчики. У них шире диапазон эмоциональных реакций, выше впечатлительность, ниже уравновешенность. Так что флегматик-мальчик и флегматик-девочка не очень похожи. Возможно, поэтому взрослые склонны находить среди девочек больше меланхоликов, а среди мальчиков – холериков.

С возрастом черты темперамента, обусловленные свойствами нервной системы, хотя и претерпевают некоторые изменения, но зачастую в рамках одного и того же типа. Чем младше ребенок, тем выше его возбудимость, чувствительность, впечатлительность, ранимость. Временные нервные связи легко замыкаются и столь же свободно разрушаются, психика истощаема, неустойчива. Поэтому родителям малышей первого-второго года жизни может показаться, что нервная система их дочерей и сыновей близка к слабому типу, что темперамент складывается меланхолический.

Сила процесса возбуждения, обычно небольшая в дошкольном возрасте, проявляется в отвлекаемости внимания вашего ребенка, трудностях сосредоточения. Пониженной работоспособности сопутствует повышенная возбудимость и чувствительность. Зазвонил телефон, бабушка на кухне включила погромче телевизор, запахло почти готовым пирогом – и ваш сын, который только что с неподдельным интересом учил буквы, просит сделать перерыв, не слушает объяснений, зевает.

Лишь к 7–8 годам сила процесса возбуждения достигает того максимального уровня, который возможен для данного типа темперамента. Начиная с этого возраста больших различий в работоспособности между детьми и взрослыми, относящимися к одному и тому же типу, не отмечается. Истощаемость меланхолика и выносливость флегматика теперь больше зависит не от возраста, а от условий жизнедеятельности или состояния здоровья.

Сила процесса торможения достигает максимума позже, чем сила процесса возбуждения. Умение сдерживать свои реакции, ждать, правильно воспринимать запреты и ограничения в большей мере поддается тренировке, чем сила возбудительного процесса.

Чем раньше и последовательнее вы будете воспитывать у своего ребенка сдержанность, терпеливость, умение подавлять сиюминутные желания, произвольно регулировать поведение, тем больше оснований надеяться, что максимальный уровень процесса торможения будет достигнут еще в подростковом возрасте.

Уравновешенность нервных процессов складывается окончательно в подростковом возрасте. Большинство детей до 11–13 лет напоминают по своему поведению холериков со всей свойственной им неуравновешенностью, хотя позднее становятся выраженными сангвиниками или меланхоликами.

Преобладание возбуждения над торможением проявляется в столь ценимой взрослыми детской непосредственности, которая может вылиться как в искренность, так и в бестактность. Истинно безудержные дети, которые, повзрослев, останутся холериками, отличаются от сверстников низким контролем над своими высказываниями и поступками, полной зависимостью от обстоятельств. В период, когда возрастная неуравновешенность суммируется с типологической, родителям и воспитателям приходится особенно туго.

Подвижность нервных процессов также устанавливается не сразу, в раннем детстве она сравнительно невелика. Малышам трудно переучиваться, если они уже выучили слова с неправильным ударением или едят, зажав ложку в кулаке. Школьнику быстрое приспособление к изменяющимся требованиям дается легче. Заметим, что в пожилом возрасте подвижность снова падает, бабушки и дедушки не любят перемен обстановки, старательно следуют давно выработанным стереотипам поведения, стабильным, многолетним вкусам и привычкам. Может, поэтому дошкольникам иногда бывает легче найти общий язык с любимой бабушкой, чем с молодыми, энергичными, подвижными родителями?

Тип нервной системы окончательно определяется лишь к юношескому возрасту. Существуют индивидуальные различия в свойствах нервной системы детей, значительно влияющие на особенности темперамента. Типологические характеристики могут быть частично замаскированы возрастными особенностями ребенка.

Это обстоятельство требует от родителей особой осторожности при попытках определить темперамент своего ребенка, подобрать эффективные формы воспитательных воздействий.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.