Что такое нервно психический уровень устойчивости

Опыт работы с людьми показывает, что нервно-психическая устойчивость (НПУ), особенно в стрессовых ситуациях, помогает человеку не только оставаться спокойным и уравновешенным, но и существенно экономит личное время. Благодаря этой способности личность не теряет возможности правильно реагировать, оценивать свое положение и деятельность.

Что же такое нервно-психическая устойчивость, в чем заключается ее суть? Попытаемся разобраться и найти ответы на эти и многие другие важные вопросы.

Нервно-психическая устойчивость: понятие и суть

Нервно-психическая устойчивость – это целостная характеристика личности, ее способность к правильному регулированию своего взаимодействия со средой деятельности. Если перефразировать данное определение, то можно сказать, что это способность человека быть устойчивым к негативному, стрессогенному и фрустрирующему воздействию различных возникающих в жизни индивида ситуаций.

Некоторые специалисты утверждают, что НПУ – это способность предвидеть и предотвратить нарушение душевного равновесия, а при его потере – минимизировать усилия по его восстановлению.

Если использовать метафоры, то лучшим ее примером является детская игрушка неваляшка. Внутри у нее находится музыкальный центр тяжести, который все время возвращает ее в вертикальное положение. Радостный ребенок пробежит, запоет, толкнет игрушку, а она тоже запоет свою песню, качнется маятником несколько раз и сразу займет вертикальное положение. Обиженный малыш может бросить неваляшку на пол, чтобы и ей было больно. А она и с пола встанет, снова обретет свойственное ей положение. Никакое отклонение в сторону не мешает игрушке вернуться сразу в равновесное положение и спеть песню. В этом заключается сила неваляшки. Она – внутри игрушки!

Нервно-психическая устойчивость особенно важна в тех сферах жизнедеятельности человека, которые тесно связаны с работой в экстремальных и опасных для жизни условиях, требуют от него максимального использования психологических и физических резервов организма.

Специалисты утверждают, что в мире нет человека, который был бы устойчивым в любой стрессовой или фрустрационной ситуации. Показателем НПУ как таковой является не стабильность, а вариативность, которую можно рассматривать как:

  • высокую мобильность психики при переходе от одной задачи к другой;
  • гибкость;
  • быстроту приспособления к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности.

Нервно-психическая устойчивость не является врожденным свойством индивида. Она формируется в зависимости от типа нервной системы, опыта поведения в разных жизненных ситуациях, сформированных умений, навыков, уровня познавательных структур личности, профессионального опыта, некоторых других факторов.

Виды трудных условий и компоненты, обеспечивающие НПУ

Нервно-психическая устойчивость позволяет сохранять оптимальное функционирование психики в трудных условиях. Существует 2 самых распространенных типа трудных условий:

❷ Стресс – вид психического напряжения, которое возникает у индивида, когда он в повседневной жизни или при возникновении особых обстоятельств функционирует в трудных, сложных для его психики ситуациях. Например, вы хотите уехать в другую страну, чтобы увидеть друга, который уже долгое время зовет вас в гости, но у вас возникают проблемы с визой.


Эксперты выделяют 4 основных компонента, которые обеспечивают нервно-психическую устойчивость:

  1. эмоциональный;
  2. волевой;
  3. познавательный (интеллектуальный);
  4. психомоторный.

Саморегуляция – один из главных механизмов формирования НПУ

Одним из механизмов формирования нервно-психической устойчивости является саморегуляция, которая имеет такую структуру:

  • цель;
  • модель значимых субъективных и объективных условий;
  • программа собственных исполнительских действий;
  • система критериев успешности деятельности;
  • информация о результатах (обратная связь);
  • оценка соответствия результатов критериям успеха;
  • решение о необходимости и характере коррекций деятельности.

Чтобы понять в каких случаях срабатывает, а в каких не срабатывает данный механизм, следует рассмотреть этот аспект на примере поведения психически устойчивой и психически неустойчивой личности. Первые пять этапов типичны как для первого, так и для второго индивида:

  1. постановка задачи;
  2. формирование мотива;
  3. осуществление действий, ведущих к реализации задачи;
  4. осознание трудности;
  5. негативная эмоциональная реакция.

Что же происходит у разных типов личности после возникновения негативной эмоциональной реакции?

Психически устойчивый человек будет:

  1. искать способы преодоления трудностей, набрасывать эффективные варианты выхода из сложившейся ситуации;
  2. понижать силу отрицательных эмоций.

В результате функционирование поведения человека улучшается, появляется повышенная мотивация, уровень возбуждения (возможность сохранить работоспособность и действовать дальше в той или иной ситуации) оптимизируется.

Психически неустойчивый человек будет:

  1. вести хаотические поиски выхода из сложившейся ситуации (личность мечется, перебегает от одного варианта к другому);
  2. усугублять осознаваемые трудности в своем представлении о ситуации;
  3. испытывать возрастание негативных эмоций.

В результате такого поведения функционирование заметно ухудшается, уровень мотивации понижается, возникает защитная или оборонительная реакция. Неустойчивая личность эмоционально застревает в отрицательных эмоциях и усугубляет создавшуюся ситуацию.

  • Стратегия жизни – долгосрочные цели, которые связаны со смыслом жизни человека.
  • Жизненное равновесие – жизненный баланс, основанный на успешном управлении временем. Достигнув жизненного равновесия во всех областях, вы почувствуете творческий прилив сил, готовность и желание работать с любой ситуацией.
  • Техника саморегуляции – приемы и способы выполнения функций саморегуляции наилучшим образом.
  • Индивидуальный стиль деятельности – рациональная система приемов и способов выполнения деятельности, которая соответствует индивидуальным особенностям человека.

Рассмотрим на примере психически устойчивой личности использование перечисленных выше факторов. Предположим, что модель психически устойчивой личности включает в себя этих 4 фактора. Чем больше развит фактор, тем больше развита НПУ. Анализ показывает, что из всех 4 факторов, влияющих на нервно-психическую устойчивость, наибольшее значение имеет стратегия жизни. Чем больше он развит, тем она выше у человека.

Что касается индивидуального стиля деятельности, то он важен потому, что соответствует конкретной личности и является ее индивидуальной особенностью. Рассмотрим данный фактор на примере учебной деятельности. Психически устойчивый человек в оставшиеся 3 дня, отведенные для подготовки к экзамену, может спокойно выучить материал, прийти на экзамен и получить отличную оценку. Психически неустойчивая личность так сделать не сможет, потому что ее организм входит в тормозное состояние, поэтому ей необходимо учиться систематически в течение отведенного для этого занятия периода, а в оставшиеся 3 дня просто повторять пройденный материал.

Какой бы фактор, обеспечивающий нервно-психическую устойчивость индивида, не рассматривался, важно осознавать, что он является одновременно и возможностью, и ограничением. Древняя восточная мудрость гласит:


Нервно-психическая устойчивость – это один из великих даров, который человек может как приобрести, так и потерять по собственной воле. Попробуйте ответить на нижеприведенные вопросы однозначно, исходя из практики и анализа своей жизни. Это поможет вам четно определить, к какому типу вы относитесь.

> Как я проявляю себя, если обида или радость на меня обрушились – чаще как психически устойчивая или психически неустойчивая личность?

> Сколько времени я даю себе находиться в данном состоянии, и будет ли это состояние существенно влиять на мое восприятие остальных событий жизни, принятие решений, работоспособность и т.д.?

> В чем я испытываю давление? Что или кто меня угнетает?

Улучшить нервно-психическую устойчивость помогут:

  • позитивный самонастрой;
  • аутогенная тренировка;
  • медитация;
  • молитва;
  • смена видов деятельности;
  • сосредоточение внимания на другом человеке;
  • особый вид ничегонеделания – выделение некоторого времени для настроя на работу;
  • рефрейминг (изменение точки зрения);
  • использование специальных техник.

Выберите для себя подходящее и меняйтесь к лучшему.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Часто так бывает, что человек или группа людей под психологическим давлением делают что-либо хуже, чем могли бы при его отсутствии. Например, в футболе команда, которая при счете 0:0 пропускает первой гол, начинает, как правило, играть немного хуже. В то время как оппонент наоборот получает дополнительную мотивацию.

В спорте недостаток психологической устойчивости можно увидеть чаще всего. Вернее — там всегда наглядней. Мы видим результаты в виде количества минут или секунд, голов, заброшенных шайб, то есть статистики. В повседневной жизни это сделать сложнее, но тоже можно. Начальник видит, как падает работоспособность или продуктивность его подчиненного, после того, как его раскритиковали. Вы замечаете, как ребенок начинает делать ошибки в сочинении, если испытывает давление.

Замечать такие моменты за собой тоже нелегко, но можно. Вы наверняка знаете, насколько психически устойчивы, если проанализируете свое поведение и ситуации, когда теряете контроль, а ситуации или люди выводят вас из себя. Чуть позже вы пройдете небольшой тест, который расставит все точки. А сейчас разберемся с самим понятием.

Согласно Википедии, психическая устойчивость (mental toughness) — это мера индивидуальной стойкости и уверенности, которая может предсказать успех в спорте, образовании и в работе. Это набор атрибутов, которые позволяют человеку достичь своей цели и при этом справиться с трудными психологическими ситуациями без потери уверенности в себе. В последние десятилетия этот термин широко используется тренерами, спортивными психологами и бизнес-лидерами.

Отвечайте на следующие тестовые задания как можно честнее. Поставьте себе оценку от 1 до 5: 1 — если вы совершенно не согласны с утверждением, 5 — если полностью согласны. Чтобы подсчитать свой результат, возьмите лист бумаги и ручку.

  • Даже под сильным давлением я остаюсь спокойным.
  • Я не склонен волноваться в тех случаях, когда нежелательное событие еще не наступило.
  • Обычно мне легко вызвать в себе энтузиазм при работе, которую я не хочу делать.
  • Обычно я легко справляюсь с проблемой, которая передо мной только что возникла.
  • Я считаю себя ценным человеком.
  • Когда у меня много работы, я знаю, за что взяться в первую очередь.
  • Я часто ощущаю, что у меня все под контролем.
  • Я легко расслабляюсь даже в незнакомой обстановке.
  • Когда я чувствую усталость, то мне легко себя настроить на то, чтобы продолжать работать.
  • Я всегда вижу позитивную сторону в любой ситуации.

Проходя этот тест, вы наверняка и сами поняли, что чем больше очков получите, тем лучше:

  • 40-50 очков: высокий уровень психической устойчивости.
  • 35-39 очков: средний уровень психической устойчивости.
  • До 35: низкий уровень психической устойчивости.

Возможно, вам кажется, что требования к тесту слишком завышены, но на самом деле почти все компании требуют именно подобных результатов.

Феликс Гильен и Сильвен Лаборде в своем исследовании выявили четыре уровня психической устойчивости:

Чтобы уровень вашей психической устойчивости был высок, нужно развивать все четыре аспекта. Что интересно, спортсмены набирают почти вдвое больше баллов, чем не-спортсмены.

Исследователи также обнаружили, что психологическая устойчивость возрастала с возрастом: с практикой и опытом.

Чтобы вникнуть в эту сложную тему, нужно выяснить какие убеждения, мировоззрение и мышление развивают в себе люди с высоким уровнем психической устойчивости.

Убеждения

Решения, которые мы принимаем, и действия, которые последовательно совершаем, являются прямым результатом убеждений, которые мы воспитали в себе за жизнь. Эти убеждения либо помогают продвинуть нас вперед, либо препятствуют прогрессу.

То, во что мы верим, становится личной истиной. Зачастую она не является настоящей и не отвечает реалиям. И это именно то, что делает системы убеждений настолько мощными. Они могут помочь преодолеть самые сложные жизненные проблемы.

Люди с высоким уровнем психической устойчивости имеют свои системы убеждений, которые помогают справиться с трудностями и подняться на ноги после сокрушительного поражения. Эти системы могут показаться странными и нелепыми, но они работают.

По сути эти убеждения — это определенные аффирмации, которые стоит повторять себе каждый день по нескольку раз в течение месяцев, а то и лет. Конечно, это не значит, что стоит ими ограничиться и не испытывать себя в реальности.

Вот эти убеждения:

  • Я считаю, что неудачи не существует. Неудача — это просто часть успеха и не что иное, как процесс обучения. Она обеспечивает обратную связь, которая помогает мне двигаться вперед.
  • Я верю, что невзгоды — это лишь временное явление, которое я смогу без проблем преодолеть.
  • Я верю, что сложности закаляют мой характер, укрепляют мое тело и дух.
  • Я считаю, что моя уверенность растет из-за того, что я принимаю действия для достижения своих целей.
  • Я верю, что все имеет смысл и значение. Все случается не без причины. Возможно, сейчас я не знаю, куда приведет меня этот путь, но уверен, что приду туда, куда мне нужно.
  • Я верю, что способен на многое, потому что вкладываю максимум силы, энергии и времени. Вот почему я никогда не сдаюсь. Величайший успех может меня ждать за углом и я всегда готов к нему.
  • Я верю, что призываю удачу, когда реагирую на трудность с уверенностью. Я умею приспособиться к любой ситуации.

Знакомые фразы? Возможно, вы их слышали из уст Мохаммеда Али, Брюса Ли, Криштиану Роналду или Конора МакГрегора. Все величайшие спортсмены говорили нечто подобное. Но так как мы читаем об этом каждый день, то и проходит это мимо сознания и мы считаем их типичными фразами, которые и гроша не стоят. Между тем, это именно те категории, которыми мыслят эти люди.

Поищите интервью с лучшими спортсменами и выпишите подобные фразы. Составьте большой список этих аффирмаций и начинайте практиковаться. Большинство людей считает подобные слова бессмысленными, поэтому они никогда не достигнут своего максимального потенциала.

Мировоззрение

Система убеждений — это лишь одна часть паззла. Не менее важно развивать правильным образом свое мировоззрение, изменять мысли, обращать внимание на языковые шаблоны и привычки.

Люди с высоким уровнем психической устойчивости берут на себя полную ответственность за свои проблемы. Они не обвиняют никого, не жалуются и не оправдывают себя. И, что еще важнее, они не умеют мыслить негативно. Вместо этого они делают все возможное, чтобы выйти из затруднительного положения.

Да, в краткосрочной перспективе обвинять и жаловаться приятно. Но в долгосрочной приводит к синдрому жертвы. Психически устойчивые люди понимают это, принимают то, чего не могут изменить и двигаются дальше.

Они задают себе такие вопросы:

  • Как я могу это использовать?
  • Насколько это полезно?
  • Что в этом забавного?
  • К чему это может меня привести?
  • Какие возможности здесь скрыты?

Такие люди убеждены, что когда одна дверь закрывается, то открывается другая. Они знают, что в мире масса возможностей, нужно лишь обладать правильным мировоззрением.

В то время как слабые люди предаются обвинениям, сильные тут же берутся за дело. Таким образом, они выигрывают время и находят лучшие решения. Они редко ждут подходящего момента, чтобы начать действовать.

Мышление

Люди с высокой психологическтй устойчивостью используют свои мысли как топливо для повышения уверенности в себе и мотивации. Они мыслят позитивно, как бы шаблонно это не звучало.

Вот их типичные мысли:

  • Я могу это сделать.
  • Я верю в себя.
  • Я просто продолжаю двигаться вперед.
  • Просто продолжай идти, что бы ни случилось.
  • Я найду способ преодолеть это.

Сравните это с теми мыслями, которые возникают в вашей голове при столкновении с трудностями. Начинайте менять свое мышление.

Устойчивые люди умеют вводить себя в состояние сосредоточенности и мотивированности. И помогают им в этом именно мысли, а не какая-то особая магия.

Однако подобных утверждений недостаточно. Важно также задавать себе правильные вопросы, которые помогут вдохновить и развернуть мышление в другую сторону:

  • Как я могу сделать это лучше?
  • Что я могу извлечь из этого опыта?
  • Как я могу использовать с максимальной выгодой свое затруднительное положение?
  • Какую пользу я могу извлечь из своей ошибки?
  • Что я могу сделать еще из того, чего я еще не рассматривал?

Подобные вопросы расширяют возможности человека, побуждая его искать альтернативные пути решения любых проблем.

Учитывая все вышесказанное, обращайте в первую очередь внимание на свои мысли. Не бойтесь мыслить уверенно. Конечно, нужно подкреплять слова действиями, но действий не будет, если в вашей голове будут одни сомнения.


Что нужно для развития психической устойчивости? Или, точнее, каковы требования, которые помогут в этом? Ответ не так прост, как может показаться, потому что компонентов большое количество.

Развитие психической устойчивости требует сознательной работы над собой во многих областях. Это не то, что появится за неделю и даже за месяц.

Давайте рассмотрим все требования, которые нужны этого.

Высокая дисциплина и самомотивация

Может показаться, что эти два навыка имеют отдаленное отношение к психической устойчивости, но это не так. Без мотивации не возникнет даже желания двигаться вперед и начать менять что-либо в своей жизни. А без дисциплины все достижения за несколько дней будут перечеркнуты ленью. А ведь вам нужно взбираться на эту гору несколько недель и даже месяцев.

Наличие четких целей

Вам нужны четкие цели, которые помогают двигаться вперед, а не заставляют топтаться на месте. Они должны вдохновлять на то, чтобы действовать и принимать сложные решения, а не утомлять и вызывать стресс. Будьте осторожны с постановкой целей, чтобы не взять на себя слишком много. Как и слишком мало.

Взятие обязательства

Высокий уровень психической устойчивости также требует, чтобы вы научились брать на себя обязательства за достижение своих целей. Это значит, что нужно развивать в себе последовательность, а также научиться избегать искушений.

Умение терпеть дискомфорт

Редкий работодатель наймет человека, который при первом же дискомфорте начнет ныть и жаловаться на свою нелегкую жизнь. Он предложит работу тому, кто умеет справляться с проблемами.

Если вы не умеете терпеть дискомфорт, то с большой долей вероятности станете принимать плохие решения и давать волю негативным эмоциям. В обратном случае вы сможете отделять себя эмоционально от неудобства и выдавать максимальный результат, несмотря ни на что.

Дискомфорт также появляется, когда мы сталкиваемся с неудачами и ошибками. Кто-то будет долго переживать по этому поводу, теряя ценное время. А кто-то тотчас же перестроится, выяснит, что вызвало проблему и начнет искать лучшие решения.

Не позволяйте внешним обстоятельствам негативно влиять на свои решения и мышление.

Создание реалистичных ожиданий

Типичный пример: человек решает, что хочет ходить в тренажерный зал каждый день. Он решителен и поэтому покупает абонемент на целый год. Две недели огромной мотивацией сменяются апатией. Это — абсолютно нормальный процесс, через который проходят все. Но если этот человек не знал о регрессе, он может психически не выдержать этого и забросить тренировки. К тому же, он не все продумал и теперь не может найти 2-3 часа каждый день на то, чтобы заниматься спортом. Его ожидания были завышены, он и не знал, что главное — подготовиться психически и научиться заниматься спортом даже в те времена, когда мотивация и сила воли на нуле.

Мы часто ставим нереалистичные цели и слишком многого ждем от себя, причем без особых оснований на это. В какой-то момент, прочитав вдохновляющую книгу, решаем изменить свою жизнь и забываем, что мотивация — дама очень непостоянная.

Тщательное планирование и подготовка — вот ваш шанс на то, что удастся достичь долгосрочных целей. Причем настраиваться нужно на самое худшее. Например, при изучении английского языка в первую очередь продумайте ответы на такие вопросы:

Это только часть вопросов, которые стоит себе задать. На самом деле мелочей могут быть десятки, если не сотни. И если вы пустите все на самотек, то при первой же сложности отступите. Здесь важно настроить в первую очередь именно свою психику.

Умение придерживаться правильных привычек

Психическая устойчивость — это не то иное, как привычка, которую мы можем развить. Сложность в том, что для этого нужно создать целую цепочку поддерживающих привычек. Это требует больших усилий и практики.

Нужно в первую очередь сознательно помещать себя в проблемные ситуации и анализировать свое поведение. То есть выходить из пресловутой зоны комфорта как можно чаще. Научитесь ставить над собой эксперименты.

Главный враг психической устойчивости — это низкий порог стресса. То есть тот уровень, после которого в голове появляется туман, а эмоции мешают мыслить нормально.

Не стоит себя помещать в самые сложные ситуации: научитесь для начала справляться просто с чем-то незнакомым. Хороший знак — это дискомфорт и некоторый уровень метафорической боли. С каждым разом ставьте себя в более сложные условия.

Содержание

Основная цель методики – определение уровня нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе.
Методика содержит 84 вопроса. Включает шкалы: искренности и нервно-психической устойчивости (НПУ).

Обследование длится около 20 минут. Выделяют 3 уровня НПУ: 13 и менее баллов (стены 6-10) – нервно-психические срывы маловероятны; 14-28 баллов (стены 3-5) – нервно-психические срывы вероятны, особенно в экстремальных условиях; 29 и более баллов (стены 1, 2) – высокая вероятность нервно-психических срывов.

Рекомендуется при подборе лиц, пригодных для работы в экстремальных ситуациях. Таким образом, данная методика особенно информативна при подборе лиц, пригодных для работы или службы в трудных, непредсказуемых условиях, где к человеку предъявляются повышенные требования.

Стимульный материал

1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о. них никому не рассказывать.
2. Запоры у меня бывают редко (или не бывают совсем).
3. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
4. Бывают случаи, что я не сдерживаю своих обещаний.
5. У меня часто болит голова.
6. Иногда я говорю неправду.
7. Раз в неделю или чаще я безо всякой видимой причины ощущаю жар во всем теле.
8. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.
9. Бывает, что я сержусь.
10. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.
11. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.
12. Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.
13. Самая трудная борьба для меня – борьба с самим собой.
14. Мышечные судорога и подергивания у меня бывают редко (или не бывают совсем).
15. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.
16. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.
17. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.
18. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.
19. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая. как у большинства моих знакомых.
20. Мне часто говорят, что я вспыльчив.
21. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.
22. В игре я предпочитаю выигрывать.
23. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.
24. Сейчас мой вес постоянен (я не полнею и не худею).
25. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных друзей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.
26. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности.
27. С моим рассудком творится что-то неладное.
28. Меня беспокоят сексуальные (половые) вопросы.
29. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.
30. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.
31. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.
32. Думаю, что я человек обреченный.
33. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.
34. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.
35. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.
36. Бывает, что при обсуждении некоторых вопросов я особенно не задумываюсь, соглашаюсь с мнением других.
37. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.
38. Моя внешность меня в общем устраивает.
39. Я вполне уверен в себе.
40. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным или взволнованным.
41. Кто-то управляет моими мыслями.
42. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.
43. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех.
44. Счастливее всего я бываю, когда я один.
45. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.
46. Я люблю сказки Андерсена.
47. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.
48. Меня злит, когда меня торопят.
49. Меня легко привести в замешательство.
50. Я легко теряю терпение с людьми.
51. Часто мне хочется умереть.
52. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.
53. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.
54. К вопросам религии я отношусь равнодушно, она меня не занимает.
55. Приступы плохого настроения бывают у меня редко.
56. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.
57. У меня были очень необычные мистические переживания.
58. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.
59. У меня бывают периоды, когда из-за волнения я теряю сон.
60. Я человек нервный и легковозбудимый.
61. Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других (не хуже).
62. Все у меня получается плохо, не так, как надо.
63. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.
64. Большую часть времени я чувствую себя усталым.
65. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.
66. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.
67. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.
68. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.
69. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы, переход к любым новым условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимо трудным.
70. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.
71. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.
72. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.
73. Я часто испытываю чувство усталости от жизни, и мне не хочется жить.
74. На меня обращают внимание чаще, чем на других.
75. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.
76. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.
77. Мне трудно проснуться в назначенный час.
78. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.
79. В детстве я был капризным и раздражительным.
80. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов, психиатров.
81. Иногда я принимаю валериану, элениум и другие успокаивающие средства.
82. Среди моих близких родственников есть лица, привлекавшиеся к уголовной ответственности.
83. У меня были приводы в милицию.
84. В школе я учился плохо, бывали случаи, когда меня хотели оставить (оставляли) на второй год.

Шкала искренности помогает понять то, насколько честно испытуемый отвечал на вопросы методики. Например, он мог быть под влиянием разных социальных эффектов. Если показатель по данной шкале выше 5, то стоит более внимательно отнестись к полученным результатам, так как они могут быть недостоверными.

По шкале НПУ сначала получают сырые баллы, которые объединяют в 3 уровня (указаны ниже). Далее эти сырые баллы можно объединить в стены или стэны (от англ. “ standart ten” – стандартная десятка).

29 и более – высокая вероятность нервно-психических срывов. Необходимо дополнительное медобследование психиатра, невропатолога.
14-28 – нервно-психические срывы вероятны, особенно в экстремальных условиях. Необходимо учитывать этот факт при вынесении заключения о пригодности.
13 и менее – нервно-психические срывы маловероятны. При наличии других положительных данных можно рекомендовать на специальности, требующие повышенной НПУ.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.