Что такое неврологическая память

Л.В. Стаховская Кафедра неврологии и нейрохирургии N 2 РГМУ, Москва

Память - одно из наиболее важных свойств мозга, обеспечивающее усвоение из прошлого опыта необходимой информации, хранение ее и воспроизведение для решения актуальных задач и построения поведения в настоящем. Она является основой, на которой формируются поведение, мышление и сознание, т.е. психическая деятельность в целом.

Различают память как биологическую функцию и память как функцию психическую. Память как биологическая функция - это прежде всего память филогенетическая (наследственная), которая определяет специфику каждого организма в соответствии с историей вида, и память онтогенетическая, например приобретенный иммунитет. Память как психическая функция рассматривается как познавательная (когнитивная) деятельность, разворачивающаяся во времени и распадающаяся на ряд последовательных этапов, что обеспечивается сложной многоуровневой системой соответствующих сопряженно работающих отделов мозга.

Общими характеристиками памяти как биологической и психической функции являются длительность формирования следов, прочность и продолжительность их удержания, объем запечатленного материала, точность его считывания и особенности воспроизведения.

По длительности удержания следов память подразделяют на мгновенную - запечатление следов на несколько секунд; кратковременную - процессы запечатления, которые длятся несколько минут (она имеет ограниченный объем - 7 2 структурные страницы и удерживает сенсорные - слуховые, зрительные или другие характеристики информации, но не ее содержание); долговременную - длительное (возможно, в течение всей жизни) сохранение следов (она имеет неограниченный объем и удерживает смысловые характеристики информации). Переход информации из кратковременной памяти в долговременную обозначается как . Он представляет собой переход функциональных изменений в головном мозге в структурные.

Память как психическая функция характеризуется и с точки зрения модальности - вида запоминаемой информации (первый параметр). Разделяют память модально-неспецифическую и модально-специфическую. В последнем случае имеют в виду развитие соответствующих процессов в разных анализаторных системах (зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная), а также аффективную, или эмоциональную,память. Еще одно свойство, присущее памяти как психической функции, - это произвольный и непроизвольный уровни ее реализации, т.е. запоминания и воспроизведения материала (второй параметр). Существует также характеристика памяти с точки зрения семантической организации - выделяют семантически неорганизованную, или неосмысленную, и семантически организованную формы (третий параметр).

Произвольная мнестическая деятельность включает стадии: программирование, использование того или иного способа запоминания материала (мнестического приема), контроль за результатом деятельности, включая коррекцию, если эти результаты неудовлетворительны с точки зрения поставленной задачи. При непроизвольном запоминании лучше фиксируется то, что является целью деятельности или вызвало какие-то затруднения во время ее осуществления. При этом воспроизведение следов при непроизвольном запоминании является либо пассивным, либо активным припоминанием.

При хранении следов информации происходит их преобразование, осуществляющееся по определенным законам (например, семантизации или кодирования).

Из сказанного выше следует, что память представляет собой информационную систему, непрерывно занятую приемом, видоизменением, хранением и извлечением информации. Этому соответствуют следующие последовательные этапы мнестического процесса: регистрация информации, ее закрепление, удержание и воспроизведение. Первоначально поступающая информация обрабатывается в афферентных системах коры. Далее она кодируется с помощью системы готовых сенсорных, образных и семантических кодов. Наконец, непосредственно за кодированием следует консолидация следа, вследствие чего информация организуется в устойчивую физиологическую систему, доступную для последующего воспроизведения.

В формировании памяти особое значение имеют такие мозговые структуры, как гиппокамп, медиальные ядра мамиллярных тел, передние ядра зрительных бугров и передние отделы лобной коры (поля 23, 24), а также структурные образования, обеспечивающие связи между ними - свод, мамиллярно-таламический пучок Вик-д'Азира и пучок волокон от переднего ядра зрительного бугра к лобной коре.

Для оценки состояния памяти у больных используют анализ анамнеза (обращают внимание на остроту развития расстройств памяти, длительность их существования, скорость прогрессирования и др.), изучение неврологического статута и нейропсихологическое обследование. В рамках последнего обычно применяются специальные диагностические тесты: повторение серий слов из 3, 4 и 5 элементов; заучивание списка не связанных между собой 10 слов; запоминание 2 групп элементов (слов, картинок); запоминание 2 смысловых рядов (фразы, рассказы); называние за 1 мин максимального количества слов одной семантической группы (растения, животные) и др. Для уточнения механизма мнестических нарушений используются также методики, облегчающие процессы обработки информации при запоминании (семантическое кодирование): составление осмысленных предложений при заучивании несвязанных слов; помощь исследователя в установлении и др. Исследуют как непосредственное воспроизведение (сразу за предъявлением), так и отсроченное (через некоторое время после предъявления и выполнения другого действия). Наряду с такими тестами нередко применяют и специальные приемы, позволяющие оценить активность психической деятельности, подвижность нервных процессов, состояние внимания (таблицы Шульте, корректурная проба Бурдона с учетом времени выполнения задания и количества ошибок при работе и др.).

Расстройства памяти являются модально-специфическими, если страдает одна - зрительная, слухоречевая, двигательная, соматосенсорная и другая модальность. Дефекты в этом случае проявляются только в кратковременной памяти и компенсируются введением дополнительного опосредующего или способствующего осмыслению запоминаемого материала. Наиболее изученная форма модально-специфических расстройств - нарушения слухоречевой памяти, лежащие в основе акустико-мнестической афазии. При оптико-мнестической форме афазии нарушается называние показываемых предметов, при этом сохранено понимание их функционального назначения. Нарушения слухоречевой и зрительно-речевой памяти характерны для поражения левого полушария (у правшей). При поражении правого полушария развиваются амузия, агнозия на лица, расстройства пространственной и цветовой памяти. Нарушения всех модальностей памяти расцениваются как модально-неспецифические, при этом отмечается плохое запечатление информации любой модальности, связанное с поражением неспецифических систем мозга.

Е.Д. Хомская попыталась выявить особенности мнестических расстройств в зависимости от локализации очага поражения. Оказалось, что при поражении продолговатого мозга и других стволовых структур мнестические нарушения связаны с расстройствами сознания, внимания, цикла сон - бодрствование. При патологических процессах на диэнцефальном уровне существенно страдает кратковременная память при сохранности долговременной, при этом выявляются усиление действия механизмов интерференции следов побочными воздействиями и повышенная их реминисценция, т.е. лучше воспроизводится материал при отсроченном (на несколько часов или даже дней) воспроизведении по сравнению с непосредственным. При поражении лимбической системы (лимбическая кора, гиппокамп, миндалины и др.) грубо нарушается память на текущие события при сравнительной сохранности ее на прошлое, что определяется как корсаковский синдром; наиболее выражены такие нарушения при двустороннем поражении гиппокампа. Однако даже одностороннее поражение области гиппокампа достаточно, чтобы возникла картина выраженных нарушений кратковременной памяти. Механизмы нарушения памяти в этих случаях близки к таковым при поражении диэнцефального уровня, т.е. непосредственное запечатление и воспроизведение материала нарушено негрубо, однако эти следы быстро после небольшой паузы или при интерференции. Резерв компенсации при этом практически отсутствует, т.е. организация информационного материала не способствует улучшению памяти, нередко возникают конфабуляции. При разрушении образований лимбической системы расстройства памяти сочетаются с аффективно-мотивационными изменениями и нарушением уровня бодрствования. При поражении медиальных и базальных отделов лобной доли возникают модально-неспецифические нарушения преимущественно кратковременной памяти с повышенной интерференцией следов. Нередко к ним присоединяются расстройства семантической памяти или памяти на понятия, конфабуляции, нарушается избирательность воспроизведения следов (например, трудности логического последовательного изложения сюжета рассказа), происходит соскальзывание на побочные ассоциации, характерен также феномен , страдают процессы опосредования запоминаемого материала.

В настоящее время механизмы формирования и нарушений памяти принято рассматривать с позиций функциональных блоков А.Р. Лурия.

Модально-неспецифические нарушения памяти связаны с поражением первого функционального блока мозга - энергетического. К нему относят неспецифические структуры мозга различных уровней: ретикулярную формацию, неспецифические структуры среднего мозга, диэнцефальных отделов, лимбическую систему, медиобазальные отделы лобной и височной коры. Модально-специфические нарушения возникают при поражении различных анализаторных систем, т.е. второго (прием, переработка, хранение информации) и третьего (программирование, регуляция и контроль за протеканием психической деятельности) функциональных блоков.

E. Brownvald и соавт. (1993 г.) предлагают следующую клиническую классификацию амнестических синдромов.

1. Амнестический синдром с внезапным началом, обычно с постепенным неполным восстановлением:

а) двусторонние или односторонние (в доминантном полушарии) инфаркты в области гиппокампа, возникающие в результате атеротромботической или эмболической окклюзии задних мозговых артерий или их нижних височных ветвей;

б) травмы промежуточного мозга или нижнемедиальных отделов височных долей;

в) спонтанное субарахноидальное кровоизлияние;

г) отравление окисью углерода и другие гипоксические состояния.

2. Амнезии с внезапным началом, кратковременной длительностью с полным восстановлением:

а) височная эпилепсия;

б) посткомоционные состояния;

в) транзиторная глобальная амнезия.

3. Амнестический синдром с подострым началом и различной степенью восстановления, обычно с необратимыми остаточными явлениями:

а) болезнь Вернике - Корсакова;

б) герпетический энцефалит;

в) туберкулезный и другие менингиты, характеризующиеся гранулематозными экссудатами в области основания черепа.

4. Медленно прогрессирующие амнезии:

а) опухоли стенок III желудочка и височных долей; б) болезнь Альцгеймера и другие дегенеративные заболевания (только на ранних стадиях).

Рассмотрим более подробно основные 4 группы синдромов.

Амнестический синдром с внезапным началом и постепенным неполным восстановлением чаще имеет черты корсаковского синдрома. Речь идет о сочетании расстройств памяти на текущие события (фиксационная амнезия), нарушений ориентировки во времени, месте, окружающей обстановки и лицах с появлением ложных воспоминаний. Наиболее типичны расстройства памяти на текущие события; они характеризуются отсутствием способности запоминать происходящие события, а также собственные состояния, переживания, ощущения. Больные мгновенно забывают содержание только что сказанного или задают одни и те же вопросы, не помнят, что они делали, ели, читали. События, непосредственно предшествовавшие заболеванию, нередко охватывавшие недели, месяцы и годы, могут полностью выпадать из памяти больного (ретроградная амнезия). Память на отдаленные события прошлой жизни остается сохранной. Возможны ложные воспоминания в виде псевдореминисценций (замена пробелов памяти на текущие события воспоминаниями о реальных событиях, происходивших в прошлом) или конфабуляций (сообщения вымышленных историй, нередко фантастического характера). При рассматриваемом синдроме реже страдает вербальная (словесная) память, в меньшей степени - образная, еще в меньшей - эмоциональная. Как правило, корсаковский синдром сочетается с интеллектуальной недостаточностью разной степени выраженности (ослабление продуктивности мышления, стереотипность и монотонность суждений, неспособность замечать противоречия в собственных высказываниях и др.), снижением уровня побуждений, волевой активности, а также критики к своему состоянию.

Описанные нарушения могут развиваться при некоторых формах нарушений мозгового кровообращения (окклюзии задних мозговых артерий или их нижневисочных ветвей с двусторонними, реже односторонними в доминантном полушарии инфарктами в медиобазальных отделах височной доли, таламусе), травматических поражениях мозга, гипоксических состояниях.

При черепно-мозговой травме амнестический синдром определяется преимущественной локализацией повреждения мозга. Так, при поражении правого полушария (височных долей) характерна следующая последовательность смены психопатологических синдромов: кома - спутанность - корсаковский синдром. Последний может регрессировать в течение дней, недель или месяцев, что зависит от глубины и длительности предшествующей комы. Условным началом корсаковского синдрома считают сравнительное упорядочение внешнего поведения после прекращения речедвигательного беспокойства, полное восстановление речевого контакта, появление конфабуляций, фиксационной и антеретроградной амнезии в сочетании с расстройствами восприятия пространства и времени. При этом у больных с нарушениями памяти нет критики к своему состоянию, переживания дефектов, беспокойства, растерянности, тревоги, они остаются беспечными, благодушными. В случае преимущественного поражения левого полушария после стадии спутанности развивается амнестический синдром на фоне расстройств речи. У таких пациентов, как правило, нет конфабуляций, расстройств восприятия пространства и времени, сохраняется критика к своему состоянию, больше всего страдает речевая - словесная память, тогда как при корсаковском синдроме имеется грубое нарушение зрительной памяти. Эмоциональными и личностными особенностями таких больных являются повышение активности, преобладание отрицательных эмоциональных реакций.

Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова

Память – это свойство нервной системы, способность человека воспроизводить пережитый опыт в своем сознании и поведении. Память делится на несколько процессов: запоминание, сохранение и воспроизведение. Во время воспроизведения, в свою очередь, совершаются процессы узнавания, воспоминания, припоминания. Существует множество классификаций памяти: память может быть кратковременной и долговременной, произвольной и непроизвольной, моторной, эмоциональной, образной и так далее, и т.д.

Память (одна из психических функций) — способность к сохранению, накоплению и воспроизведению информации.

Выделяют следующие типы памяти: генетическую, иммунную, неврологическую и социальную.Содержание [убрать] 1 Неврологическая память
2 Свойства памяти человека
3 Нарушения памяти
4 Исследования в области памяти
5 Мифология, Религия, Философия о памяти
6 Литература
7 См. также
8 Ссылки

Неврологическая память

Память — совокупность видов деятельности, включающих в себя как биолого-физиологические, так и психические процессы, осуществление которых в данный момент обусловлено тем, что некоторые предшествующие события, близкие или отдалённые по времени, существенным образом модифицировали состояние организма. (Ц. Флорес).

Память означает использование и участие предыдущего опыта в настоящем поведении. С этой точки зрения память и в момент закрепления, и в момент её воспроизведения представляет собой деятельность в полном смысле этого слова. (Зинченко).

Свойства памяти человека

Нарушения памяти

Исследования в области памяти

В ходе опытов над мышами было установлено, что уже после двухсекундного воздействия тета-волн нейроны мозга начинают выделять гамма-аминомасляную кислоту, которая активизирует процесс образования новых нейронов. Затем грызунам стали вводить лекарственный заменитель этого вещества. В результате через месяц число вновь образованных клеток превысило 450 — а это в полтора раза больше, чем обычно.

Эти исследования помогут найти новые средства для лечения заболеваний головного мозга (например, болезни Альцгеймера). Кроме того, результаты исследований лишний раз доказали, что обучение и хороший сон очень способствуют улучшению памяти.

Возможно ли управлять своей памятью?

Я считаю, что можно и в значительных размерах. Экспериментально доказано, что на подсознательном уровне человек воспринимает и запоминает в десятки раз больше информации, чем осознанно. И хранящаяся в подсознании информация стирается гораздо медленнее, чем сознательная. Это связано как с большой избыточностью получаемой информации, так и с особенностями подсознательной памяти. Но нас интересует то, что в определенных ситуациях происходит извлечение информации из подсознания на сознательный уровень. Мы вспоминаем то, что казалось, совершенно забыли.
Используя определенные приемы и ресурсы подсознательной памяти, можно укрепить свою сознательную память. Существует множество разнообразных подходов к улучшению памяти, одни лучше, другие хуже. И у каждого человека по разному. Но существуют определенные, фундаментальные принципы улучшения памяти.

Если кратко, то для этого надо:
развивать наблюдательность, что также приведет к увеличению количества и качества сложных ассоциаций;

использовать несколько органов чувств для запоминания. Информация, которая идет по нескольким каналам одновременно, не только позитивно дублируется, но и лучше запоминается из-за более системного воздействия на память. А также легче припоминается в связи с наличием большего количества триггеров (название блюда в ресторане можно вспомнить не только напрягая зрительную память на текст, но и вспомнив вкус, запах, фоновую музыку в это время, кинестетические ощущения от стула, столовых приборов и тд.) Вербальные комментарии по поводу запоминаемого, ассоциации образов и чувств тоже не помешают.

сознательно (активно) стремиться запомнить и припомнить необходимую информацию. Осознание процессов памяти, для наилучшего управления ими.

позитивно себя мотивировать, не ругать, а хвалить. Это имеет немаловажное значение.

учитывая, что в реализации памяти участвует почти весь головной мозг — развитие других психических способностей (внимание, интеллект, ощущения, творческие способности) гарантированно приведет к улучшению памяти.

формирование соответствующих установок на запоминание. Если человек при запоминании рассчитывает, что данная информация ему будет нужна и завтра и через десять лет, тогда он запомнит и в последующем вспомнит гораздо больше, чем в случае, если при запоминании информация нужна будет только в течении ближайших пяти минут.

концентрация внимания в момент запоминания и последующего припоминания значительно улучшает мнестические процессы. А сделав паузу, чтобы подумать и получше сконцентрироваться — мы еще больше улучшим свою память.

использование разнообразных мнемотехник — упорядочивание информации для более удобного запоминания и последующего припоминания. Чаще всего запоминаемая информация неструктурированна, размыта в гуще второстепенной информации и недостаточно понятна. Выделив важную информацию, поняв ее значение, расположив в определенном порядке (организовав) — Вы запомните гораздо больше, на длительный период и при вспоминании не испытаете значительных затруднений.

использование эмоций позволяет крепко зафиксировать определенную информацию. Все мы запоминаем, что происходит на пике эмоций, не обязательно положительных, но и отрицательных. Структуры мозга, отвечающие за память и эмоции, очень взаимосвязаны, и умеренные эмоции способствуют более качественному запоминанию. Но чрезмерные эмоции уже вносят дезорганизацию в процессы мышления, в первую очередь внимания и, соответственно, ухудшают память.

1) афферентная и эфферентная.

Кратковременная и долговременная.

3) внутренняя и внешняя.

4) эмоциональная и неэмоциональная.

5) биологическая и социальная.

00156. Частота и амплитуда колебаний биопотенциалов на ЭЭГ, характерная для β-ритма

1) 20-50 Гц, 150 мкВ.

2) 0,5-5 Гц, 100 мкВ.

3) 70-100 Гц, 10 мкВ.

Гц, до 25 мкВ.

5) 1-2 Гц, 200 мкВ.

При закрытии глаз на ЭЭГ затылочной области коры больших полушарий появляется

1) α-ритм.

Эффективность запоминания и воспроизведения информации при повышении силы мотивации

1) линейно повышается.

2) линейно понижается.

Возрастает, затем при очень высокой силе мотивации снижается.

4) не изменяется.

5) понижается, затем при очень высокой силе мотивации повышается

Оптимальные условия выработки условного рефлекса:

1) одновременное предъявление условного и безусловного раздражителя, условный сигнал сильнее безусловного раздражителя.

2) безусловный раздражитель опережает условный сигнал и сильнее его.

Совпадение во времени двух раздражителей с предшествованием условного, условный раздражитель слабее безусловного.

4) слабый безусловный раздражитель действует через несколько секунд после сильного условного раздражителя.

5) безусловный раздражитель совпадает с условным сигналом и одинаков с ним по силе.

Характеристики безусловной реакции:

1) врожденная, временная, видовая.

2) приобретенная, постоянная, видовая.

3) приобретенная, временная, индивидуальная.

Врожденная, постоянная, видовая.

5) врожденная, временная, индивидуальная.

Положительная эмоция возникает в случае

Согласования запрограммированных в акцепторе результатов действия свойств желаемого результата с обратной афферентацией от полученного результата.

2) рассогласования запрограммированных в акцепторе результатов действия свойств желаемого результата с обратной афферентацией от полученного результата.

3) совпадения мотивационного возбуждения с обстановочной афферентацией. 4) совпадения памяти о предшествующем удовлетворении мотивации с условиями обстановочной афферентации.

5) соответствия пусковой афферентации условиям удовлетворения мотивации.

Инструкция 2. За перечнем пронумерованных цифрами вопросов следует список ответов, обозначенных буквами. Для каждого вопроса надо подобрать соответствующий ответ, обозначенный буквенным индексом. Каждый ответ может быть использованодин раз, более одного раза, не использован совсем.

Какие формы взаимодействия нейронов лежат в основе известных механизмов распространения возбуждения в центральной нервной системе?

1. 3

2. 2

3. 1

4. 5

5. 4

Состояния и характеристики внешнего дыхания Определение этих понятий
006. Гипервентиляция 3 1) нормальный тип дыхания в покое.
007. Гиперпноэ 4 2) объём воздуха проходящий через легкие за 1 минуту.
008. Эупноэ 1 3) произвольное увеличение частоты и глубины дыхания, превосходящее метаболические потребности организма.
009. Минутный объем дыхания (МОД) 2 4) непроизвольное усиление дыхания в связи с реальными потребностями организма.
0010. Максимальная вентиляция лёгких (МВЛ) 5 5) объём воздуха, проходящий через легкие за 1 мин. при форсированном дыхании.

Показатель внешнего дыхания Определения
0011. Дыхательный объём (ДО) 2 1) объём воздуха, который можно дополнительно выдохнуть после спокойного выдоха при максимальном усилии.
0012. Жизненная ёмкость легких (ЖЕЛ) 3 2) объём воздуха, вдыхаемый или выдыхаемый при спокойном дыхании.
0013. Остаточный объём (ОО) 1 3) объём воздуха, который остается в легких после максимально глубокого выдоха.
0014. Резервный объём выдоха (РОвыд) 4 4) объём воздуха, который остается в легких после спокойного выдоха.
0015. Функциональная оста-точная ёмкость (ФОЕ) 5 5) объём воздуха, который можно максимально выдохнуть после максимально глубокого вдоха.

Гормон регулирует
Соматотропин 1 1) Рост клеток
Кортикотропин 3 2) Уровень глюкозы в крови
Кортизол 2 3) Образование кортизола
Вазопрессин 4 4) Реабсорбцию воды в почках
Паратгормон 5 5) Уровень кальция в крови

Тип рецепторов: Локализация
0021. Фоторецепторы 2 1) кортиев орган
0022. Проприорецепторы 3 2) сетчатка глаза
0023. Волосковые клетки вестибулярного анализатора 4 3) скелетные мышцы, сухожилия
0024. Волосковые клетки слухового анализатора 1 4) мешочки преддверья лабиринта
0025. Вкусовые рецепторы 5 5) сосочки языка

Процесс в икроножной мышце лягушки происходит при
0026. Отсутствие мышечного сокращения 2 1) раздражение с частотой 1 Гц.
0027. Одиночные мышечное сокращение 1 2) одиночном раздражении подпороговой силы.
0028. Зубчатый тетанус 4 3) раздражение с частотой 800 Гц
0029. Гладкий тетанус 5 4) раздражение с частотой 20 Гц.
0030. Пессимум 3 5) раздражение с частотой 100 Гц.

Процессы мочеобразования в различных отделах нефрона
0031. Клубочек нефрона5 1) Регулируемая реабсорбция натрия
0032. Проксимальные извитые канальцы 4 2) Действует поворотно-противоточная система реабсорбции
0033. Петля нефрона (петля Генле) 2 3) Окончательное концентрирование мочи
0034. Дистальные извитые канальцы 1 4) Реабсорбируется большая часть воды и ионов
0035. Собирательная трубочка 3 5) Образование первичной мочи

Клетки белой крови Основные функции
0036. Базофильные гранулоциты 2 1) Обладают цитотоксической активностью, фагоцитируют бактерии
0037. Эозинофильные гранулоциты 3 2) Содержат гистамин, участвуют в аллергических реакциях
0038. Нейтрофильные гранулоциты1 3) Основная защита организма от паразитарных инвазий
0039. Лимфоциты 5 4) Превращаются в тканевые макрофаги
0040. Моноциты 4 5) Играют основную роль в реакциях специфического иммунитета
Характеристика состояния мембраны рабочего кардиомиоцита Процессы, происходящие на мембране рабочего кардиомиоцита
0041. Быстрая деполяризация 3 1) вход кальция в клетку, выход калия из клетки, вход хлора.
0042. Начальная быстрая реполяризация 1 2) выход ионов калия из клетки.
0043. Медленная реполяризация 5 3) открытие потенциалзависимых натриевых и кальциевых каналов
0044. Конечная быстрая реполяризация 2 4) пассивный выход ионов калия из клетки.
0045. Статическая поляризация 4 5) стабилизация входящего тока кальция в клетку и выходящего тока калия из клетки.
Действующий фактор Частота сердечных сокращений (ЧСС)
0046.Действие на сердце вещества, блокирующего М-холинорецепторы 1 1) ЧСС увеличивается
0047.Выключение влияния блуждающих нервов 1 2) ЧСС уменьшается
0048.Выключение влияния симпатических нервов 2 3) ЧСС не изменяется или незначительно увеличивается
0049.Повышение давления в полых венах 1 4) ЧСС уменьшается, затем незначительно увеличивается
0050.Сильный удар по животу 5 5) сердце может остановиться
Метод исследования Характеристика метода
0051. Электрокардиография4 1) Ультразвуковое исследование сердца
0052. Фонокардиография 5 2) Метод функциональной визуализации, заключающийся во введении в организм радиоактивных изотопов и получении изображения путём определения испускаемого ими излучения
0053. Эхокардиография 1 3) Регистрация изменений за сердечный цикл суммарного вектора электродвижущих сил сердца.
0054. Сцинтиграфия 2 4) Регистрация и анализ разницы напряженности электромагнитного поля между участками поверхности тела человека при проведении возбуждения в сердце
0055. Векторкардиография 3 5) Регистрация звуковых феноменов, возникающих при работе сердца в динамике сердечного цикла
Сосуд Функциональная классификация
0056. 1 Аорта 4 1) шунтирующие.
0057. 2 Артериолы 3 2) ёмкостные.
0058. 3 Капилляры 2 3) резистивные.
0059. 4 Вены 5 4) амортизирующие.
0060. 5 Артерио-венозные анстомозы 1 обменные.
Биологически активные вещества (БАВ) - вазоконстрикторы Рецепторы
0061. Норадреналин 4 1) β-адренорецепторы
0062. Вазопрессин 2 2) V1 рецепторы
0063. Адреналин 4 3) V2 рецепторы
0064. Антидуретический гормон 2 4) α1 адренорецепторы
0065. Ангиотензин ΙΙ 5 5) АТ - рецепторы
Условия расчёта дыхательного коэффициента Величина ДНК
0066. Дыхательный коэффициент (ДК) при окислении белков в организме 2 1) 0,7
0067. ДК при окислении жиров в организме 1 2) 0,8
0068. ДК при окислении углеводов в организме 4 3) 0,85
0069. ДК при окислении смешанной пищи 3 4) 1,0
0070. ДК во время интенсивной физической работы 4 5) 1,2
Внешняя среда, где находится человек, или его деятельность. Способы теплоотдачи
0071. Теплоотдача у человека, находящегося в условиях низкой температуры окружающей среды, может осуществляться: 1 1) конвекцией, излучением, испарением и теплопроводностью
0072. Теплоотдача у человека, находящегося в условиях низкой температуры окружающей среды, осуществляется преимущественно: 3 2) конвекцией
0073. Теплоотдача у человека, находящегося в условиях высокой температуры окружающей среды, осуществляется: 4 3) излучением
0074. Теплоотдача у человека во время интенсивной физической нагрузки осуществляется: 4 4) испарением
0075. Теплоотдача у человека, находящегося в паровой бане: 5 5) не осуществляется
Составная часть или разновидность процесса в ЦНС Состояния
0076. Фиксация информации 4 1) мотивация.
0077. Хранение информации 4 2) обстановочная афферентация.
0078. Воспроизведение информации 4 3) пусковая афферентация.
0079. Биологическая и/или социальная 1 4) память.
0080. Включает фазы медленно- и быстроволновую 5 5) сон

Инструкция 3: Для каждого пронумерованного вопроса или незаконченного утверждения дается несколько пронумерованных ответов, из которых могут быть верными один, два, три, все. При ответе на вопросы используйте приведенный ниже код.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.