Что такое возрастные изменения в центральной нервной системе

С возрастом у людей, их мозг и нервная система проходят через естественные изменения. Головной и спинной мозг теряют нервные клетки и вес. Нервные клетки могут начать передавать сообщения медленнее, чем в прошлом. Отходы жизнедеятельности организма могут накапливаться в тканях головного мозга, так как нервные клетки разрушаются, что приводит к ненормальной структуре, называемой бляшками и клубками. Жировой коричневый пигмент (липофусцина) также может накапливаться в нервной ткани. В какой - то степени, это все блокирует нервные импульсы, поступаемые в мозг от других органов и систем органов.


Разбивка нервов может повлиять на чувства. Возможно, некоторые рефлексы уменьшатся или будут утраченные совсем, что приводит к проблемам с движением и безопасностью.

Некоторые незначительные замедления мышления и памяти, кажутся нормальной частью старения. Хотя эти изменения являются естественными, многие люди имеют неправильное представление о типе и степени этих изменений. Распространенный миф, что все пожилые люди становятся рассеянными. Или, многие люди винят старение в увеличивающейся путанице, когда она действительно может быть вызвана болезнью.

Эти изменения не являются одинаковыми для всех. У некоторых людей есть много физических изменений в нервах и тканях головного мозга, у других есть несколько иные изменения. Некоторые люди имеют атрофию и бляшки, некоторые бляшки и клубки, а некоторые другие патологические изменения, например, расстройство мышления, связанное с болезнью Альцгеймера.

Кроме того, эти изменения не всегда четко связаны с воздействие на нашу способность думать. Есть много примеров, когда люди с наиболее тяжелыми симптомами имеют меньше бляшек и клубков, чем людей со слабо или умеренно выраженными симптомами.

Нервная система пожилых

Слабоумие и тяжелые потери памяти не являются нормальными процессами старения. Они могут быть вызваны дегенеративными заболеваниями мозга, такими как болезнь Альцгеймера.

Бред может осложнить деменции, но часто из-за болезней, которые не связаны с мозгом, которые могут вызвать изменения в мышлении и поведении. Например, практически любая инфекция может привести пожилого человека к спутанности сознания. Некоторые лекарства могут также привести к этому.

Слабо контролируемый уровень сахара в крови (глюкозы) у людей, страдающих диабетом, является еще одной распространенной причиной временных трудностей с мышления и поведения. Рост и падение уровня сахара в крови может повлиять на способность здраво мыслить.


Обсудите любые существенные изменения в памяти, мышления, или способности выполнять задачи с вашим лечащим врачом, особенно если эти симптомы возникают внезапно или вместе с другими симптомами. Изменение мышления, памяти, или поведения являются важными симптомами, если он отличается от обычной модели вашего поведения или влияют на ваш привычный образ жизни.

Профилактика возрастных изменений мозга

Существует ряд доказательств, что и физические и умственные упражнения помогают поддерживать мыслительные способности. Чтение книг, разгадывание кроссвордов, и участие в стимулирующих беседах - так же как обычные физические упражнения могут помочь сохранить ваш мозг таким острым, как это возможно. Однако такая стратегия не была доказана на 100%, к сожалению.

Физиологическое старение сопровождается прогрессирующей атрофией коры головного мозга, в результате которой объем коркового вещества уменьшается - на 15-20% в период между пятым и десятым десятилетием.
Этот процесс затрагивает все области головного мозга: лобную, височно-теменные и затылочно-височные доли. Одновременно увеличивается объем цереброспинальной жидкости в боковых и третьем желудочке мозга. В старости мозг человека занимает 82% интракраниального объема, что на 10% меньше, чем в молодом возрасте.

Несмотря на это, потеря нейрональных элементов при отсутствии нейро-дегенеративных процессов бывает незначительной. В норме у лиц старше 80 лет вес мозга уменьшается на 6-11%. Снижается мозговой кровоток, при этом автономная регуляция не изменяется. Потребление кислорода мозгом с возрастом падает, преимущественно в областях с меньшим содержанием серого и белого вещества.

У пожилых людей твердая мозговая оболочка остается плотно прикрепленной к костям черепа, но смещение мозга из-за его атрофии приводит к увеличению субдурального пространства и натяжению расположенных здесь эмиссарных вен, вследствие которого они становятся более подвержены разрывам.

По сравнению с молодым населением частота субдуральных гематом увеличивается в три раза. С другой стороны, теоретическая элиминация эпидурального пространства проявляется снижением риска эпидуральных гематом.


Хронические заболевания центральной нервной системы или системные болезни могут снижать достоверность первичной оценки пожилого больного по шкале комы Глазго (ШКГ). Сделать вывод о нормальном ментальном статусе у людей пожилого и старческого возраста часто мешают деменция или выраженное ухудшение слуха. Осложняет проблему и тот факт, что у многих пожилых индивидуумов исходный неврологический статус может со временем меняться.

К тому же, многие из пожилых больных, даже при отсутствии у них патологического процесса, могут периодически испытывать после госпитализации чувство растерянности, тревоги, возбуждения или депрессии.

В пожилом возрасте незначительное по силе механическое воздействие часто приводит к тяжелому травматическому повреждению мозга (ТПМ). По этой причине любое изменение ментального статуса у пожилого больного должно побуждать врача к проведению тщательного обследования с целью выявления ТПМ.

Расширенное субдуральное пространство может вместить объем крови больший, чем тот, с которого начинает увеличиваться угол наклона кривой объем-давление. Следовательно, такие пациенты в ходе первичного обследования могут быть асимптомными. Поэтому необходимо серьезно относиться к анамнезу, содержащему сведения о любых, даже самых банальных (например, падение с высоты собственного роста) причинах травмы, помня о возможности тяжелого повреждения мозга при внешне мало выраженных травматических проявлениях.
Через год исходы у пожилых больных с изолированной травмой головного мозга хуже, чем у лиц моложе по возрасту, несмотря на то, что при поступлении ТПМ представлялось менее тяжелым.

Возрастные особенности нервной системы имеют некоторые отличия. Они различаются в детском, юном и пожилом возрасте. За все перестройки в эти периоды отвечают нейроны и синапсы. Любые раздражители, полученные вне организма и внутри него, ведут за собой определенные реакции. Все эти реакции имеют единую целостную структуру, состоящую из миллиардов “разумных” клеток. Эта конструкция является нервной системой.


Что такое нейроны и синапсы

Нейрон – это единица, представляющая всю цепочку общей нервной системы. Состоит эта клетка из ядра, отростков и тела. Взрослый человеческий организм состоит из 100 миллиардов нейронов. Число это является приблизительным. Нейроны, как и любые другие клетки, отвечают за определенные функции. В первую очередь, они поддерживают свои собственные функции, приспосабливаются к различным возрастным изменениям, и оказывают определенное действие на процессы, происходящие с соседними клетками. Главной задачей нейронов является обработка всей полученной информации из внешний среды. Информацию нейронам передают синапсы головного мозга.

Синапсы – это место, где два нейрона получают конкретную информацию, или же нейрон взаимодействует с эффекторной клеткой. Синапсы способны вызвать как реакцию возбуждения, так и реакцию торможения нейронов.

Особенности детской нервной системы


Становление нервной системы особо ощутимо у детей до года. Каждый день происходят значимые изменения:

  • появляется осмысленная улыбка на внимание взрослых в 1 месяц;
  • первый смех в 2 месяца;
  • в 3 месяца ребенок произносит намеренно разные звуки, это станет его любимым занятием;
  • в 4 месяца пытается садиться;
  • в 5 месяцев сам сидит, вертится на животе в разные стороны и пытается ползать;
  • в 6 – раскачивается вперед-назад и ползает;
  • встает на ноги, держась за опору в 7 месяцев;
  • в 8 – интересуется разной едой и пытается есть сам;
  • в 9 месяцев повторяет такие простые движения, как привет и пока;
  • в 10 месяцев ребенок учится сам стоять;
  • в 11 месяцев играет не с игрушками, а с людьми;
  • по достижении года ребенок начинает ходить.

На этом возрастные особенности нервной системы детей не ограничиваются. Здесь перечислена лишь микроскопическая доля изменений в ходе роста и становления центральной нервной системы (ЦНС) первого года ребенка. Взрослея, ребенок учится говорить. К трем годам его словарный запас может достигать 1500 слов. Он рассказывает и понимает события, которые не имел в своей практике. Говорит сложными предложениями.

Еще одна яркая характеристика изменений в ЦНС – обратный процесс младенческих навыков, которые являются следствием незрелости коры головного мозга. Обратный процесс развития врожденных рефлексов, вызванных активностью таламополидарной системы, прогрессирует до года. По достижению этого возраста неврологическое состояние ребенка становится почти идентично сформировавшемуся взрослому человеку.


К детсадовскому возрасту ребенок достигает новых изменений в нервной системе. Происходит усовершенствование, перестраивание и дифференцировка психических функций, свойств и психоэмоционального развития. Тормозные реакции становятся выражены сильнее. Ребенок этого возраста активно познает окружающий его мир. У него появляется множество вопросов, на которые он желает получить ответы. Он тянется к себе подобным, заводя новые знакомства в считанные секунды.

К пяти годам некоторые дети умеют писать и читать. Малыш часами может проводить за красками и карандашами, создавая каждый раз новые шедевры. У некоторых детей появляется влечение к музыке, пению или танцам. Дети начинают усваивать некоторые нормы: слушаться – хорошо, не слушаться – плохо, ударил – больно, поэтому бить нельзя. Дети налаживают контакт не только с другими детьми, но и с животными.

После похода в школу продолжается становление личностных черт и формирование характера. Появляются стремления к индивидуальным отличительным особенностям, например, желание рисовать лучше других, быть старостой в классе, уметь больше всех отжиматься и т.д.

В подростковые годы нервная система имеет свои особенности, заключающиеся в абстрактном мышлении, бунтарстве и агрессии с целью достижения собственной значимости. Происходит гормональная перестройка.

В разные периоды взросления происходит значимое изменение всех внутренних систем и органов. Например, изменяется частота пульса, интенсивность дыхания, активность мозговых функций и артериальное давление. Наблюдаются изменения в биохимических реакциях.

Особенности перестройки нервной системы в момент старения


Особенности нервной системы в период старения определяются общими изменениями организма в целом:

  • изменение мышечного тонуса;
  • умственная и физическая активность;
  • психическая перестройка;
  • адаптационные функции;
  • изменения в репродуктивной системе человека.

При старении также проявляются изменения в желудочково-цистернальной системе: происходит ее расширение, вес мозга становится меньше, извилины истончаются, борозды углубляются и расширяются, количество нейронов идет на уменьшение, и их место занимают глиальные элементы.

В процентном соотношении потеря нейронов во время старения достигает 25 – 46%. В возрасте 70 – 80 лет число нервных клеток уменьшается в спинномозговых узлах на 30% в сравнении с 40 – 50-летними людьми.

Несмотря на такие значимые изменения, жизненно важные центры организма уменьшение нейронов обходит стороной.

Их потеря в таких местах минимальна. В период старения организма в нервных клетках накапливается липофусцин, именуемый пигментом старения. Он появляется из-за окисления НЖК и является обязательным элементом в любом стареющем организме.

При осмотре нейронов старого человека через микроскоп видны значительные изменения в виде увеличения нервных клеток и исходящих из них отростков, нарушения мембран у лизосом, гомогенизации цитоплазмы и многих других клеточные изменений.

Разные функции, за которые отвечает нервная система, подвергаются значительным изменениям в процессе старения организма. Исключение составляет мембранный потенциал нейронов, средняя величина которого существенным изменениям не подлежит. Синоптическое проведение становится медленней, снижается скорость нервного возбуждения.

Интегративная сфера нервной системы подвергается изменениям: рефлекторные функции теряют былую скорость, уменьшается способность концентрации внимания, уменьшается восприятие к запоминанию, логические же способности, наоборот, прогрессируют.

Период старения, изменения нервной системы нельзя расценивать, как общий, равномерно идущий на снижение фактор. В этот период происходит неравное изменение ее функций: некоторые существенно изменяются, какие-то замедляют действие, а в некоторых ячейках наблюдается прогресс по отношению к младшему возрасту. Помимо психомоторных функций и поведенческих систем происходят стабильные изменения в тканях.

Научное объяснение взаимодействия нервных систем

Нервная система представляет собой сложный механизм. Все действия, предпринятые человеком, произошли вследствие работы головного мозга, которая делится на три звена: на этапе начального звена происходит внешнее воздействие, которое несет за собой возбуждение в органах чувств.

На втором этапе в работу вступает центральное звено. Это звено несет ответственность за все процессы возбуждения в органах чувств и последующие за ними торможения. Это действие активизирует все психические восприятия: эмоции, чувства, желания, ассоциации и т.д. Завершающим звеном служит действие на основании мышления или рефлекса. Все эти звенья гармонируют как единая цепь, работают слаженно и дополняют друг друга.

Особенности функционирования центральной нервной системы необычайно сложны. Изменения, происходящие с возрастом – в младенчестве, юности и старости – систематичны, но не неизменны, так как в каждом отдельном случае изменения обусловлены разными факторами: врожденные дефекты (слепота, глухота и т.д.), приобретенные болезни и многие другие особенности, которые нельзя учесть за невозможностью их все предусмотреть.

Организм детей первых лет жизни значительно отличается от организма людей более старшего возраста. Уже в первые же дни адаптации к жизни вне материнского организма ребенок должен осваивать самые необходимые навыки питания, приспосабливаться к раз личным термическим условиям среды, реагировать на окружающие лица и т.п. Все реакции приспособления к условиям новой среды требуют быстрого развития мозга, особенно его высших отделов — коры больших полушарий.

Однако различные зоны коры созревают не одновременно. Раньшевсего, в первые же годы жизни созревают проекционные зоны коры (первичные поля) — зрительные, моторные, слуховые и др., затем вторичные поля (периферия анализаторов) и позднее всего, вплоть до взрослого состояния — третичные, ассоциативные поля коры (зоны высшего анализа и синтеза). Так, моторная зона коры (первичное поле) в основном сформирована уже к 4 годам, а ассоциативные поля лобной и нижнетеменной области коры по занимаемой территории, толщине и степени дифференцирования клеток к возрасту 7-8 лет созревают лишь на 80%, особенно отставая в развитии у мальчиков по сравнению с девочками.

Быстрее всего формируются функциональные системы, включающие вертикальные связи между корой и периферическими органами иобеспечивающие жизненно необходимые навыки — сосания, защитных реакций (чихания, моргания и пр.), элементарных движений. Очень рано у детей грудного возраста в районе лобной области формируется центр опознания знакомых лиц. Однако, медленнее происходит развитие отростков корковых нейронов и миелинизация нервных волокон в коре, процессы налаживания горизонтальных межцентральных взаимосвязей в коре больших полушарий. В результате этого для первых лет жизни характерна недостаточность межсистемных взаимосвязей в организме (например, между зрительной и моторной системой, что лежит в основе несовершенства зрительнодвигательных реакций).

Электрическая активность мозга (ЭЭГ) отражает разобщенность различных территорий коры и незрелость корковых нейронов — она нерегулярна, не имеет доминирующих ритмов и выраженных фокусов активности, преобладают медленные волны. У детей в возрасте до 1 года в основном встречаются волны с частотой 2-4 колебания в 1 сек. Затем преобладающая частота колебаний электрических потен­циалов нарастает: в 2-3 года — 4-5 колеб./с; в 4-5 лет — 6 колеб./с; в 6-7 лет — 6 и 10 колеб./с; в 7-8 лет — 8 колеб./с; в 9 лет — 9 колеб./с; усиливается взаимосвязанность активности различных корковых зон (ХризманТ. П., 1978). К возрасту 10 лет устанавливается основ­ной ритм покоя —10 колеб./с (альфа-ритм), характерный для взрос­лого организма.

Для нервной системы у детей дошкольного и младшего школьного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов, что приводит к широкой иррадиации возбуждения по коре и недостаточной координации движений. Однако длительное поддер­жание процесса возбуждения еще невозможно, и дети быстро утомляются. При организации занятий с младшими школьниками и особен­но с дошкольниками нужно избегать долгих наставлений и указаний, продолжительных и монотонных заданий. Особенно важно строго до­зировать нагрузки, так как дети этого возраста отличаются недоста­точно развитым ощущением усталости. Они плохо оценивают изме­нения внутренней среды организма при утомлении и не могут в пол­ной мере отразить их словами даже при полном изнеможении.

У ребенка первых лет жизни плохо развито субъективное чувство времени. Чаще всего он не может правильно отмеривать и воспроизводить заданные интервалы, укладываться во времени при выполне­нии различных заданий. Сказывается недостаточная синхронизация внутренних процессов в организме и малый опыт сопоставления собственной активности с внешними синхронизаторами (оценкой дли­тельности протекания различных ситуаций, смены дня и ночи и пр.). С возрастом чувство времени улучшается: так, например, интервал 30 секунд точно воспроизводят лишь 22% 6-летних, 39% 8-летних и 49% 10-летних детей.

Схема тела формируется у ребенка к 6 годам, а болеесложныепространственные представления — к 9-10 годам, что зависит от развития полушарий мозга и совершенствования сенсомоторных функций.

Недостаточное развитие лобных программирующих зон коры обуславливает слабое развитие процессов экстраполяции. Способность к предвидению ситуации в 3-4 года у ребенка практически от­сутствует (она появляется в 5-6 лет). Ему трудно оста попить бег у заданной черты, вовремя подставить руки для ловли мяча и т. п.

Высшая нервная деятельность детей дошкольногои младшего школьного возраста характеризуется медленной выработкой сдельных условных рефлексов и формирования динамических стереоти­пов, а также особенной трудностью их переделки. Большое значение для формирования двигательных навыков имеет использование подражательных рефлексов, эмоциональность занятий, игровая дея­тельность.

Дети 2-3 отличаютя прочной стереотипной притью к неизменной обстановке, к знакомым окружающим лицам и усвоенным навыкам. Переделка этих стереотипов происходит с большим трудом, приводит зачастую к срывам высшей нервной дея­тельности. У 5-6-летних детей увеличивается сила и подвижность не-рвных процессов. Они способны осознанно строить программы дви­жений и контролировать их выполнение, легче перестраивают про­граммы.

В младшем школьном возрасте уже возникают преобладающие влияния коры на подкорковые процессы, усиливаются процессы внутреннего торможения и произвольного внимания, появляется способ­ность к освоению сложных программ деятельности, формируются характерные индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности ребенка.

Особое значение в поведении ребенка имеет развитие речи. До 6 лет у детей преобладают реакции на непосредственные сигналы (первая сигнальная система, по И. П. Павлову), а с 6 лет начинают доминировать речевые сигналы (вторая сигнальная система).

В среднем и старшем школьном возрасте значительное развитие отмечается во всех высших структурах дифференцирование ЦНС. К периоду половой зрелости вес головного мозга по сравнению с новорожденным увеличивается в 3,5 раза и в 3 раза у девушек.

До 13-15 лет продолжается развитие промежуточного мозга. Происходит рост объема и нервных волокон таламуса, ядер гипоталамуса. К 15-летнем возрасту взрослых размеров достигает мозжечок.

В коре больших полушарий общая длина борозд к 10 годам увеличивается в 2 раза, а площадь коры — в 3 раза. У подростков заканчива­ется процесс миелинизации нервных путей.

Период с 9 до 12 лет характеризуется резким увеличением взаимосвязей между различным корковыми центрами, главным образом за счет роста отростков нейронов в горизонтальном направлении. Это создает морфофункциональную основу развития интегративных функций мозга, установления межсистемных взаимосвязей.

В возрасте 10-12 лет усиливаются тормозные влияния коры на подкорковые структуры. Формируется близкие к взрослому типу корково-подкорковые взаимоотношения с ведущей ролью коры больших полушарий и подчиненной ролью подкорки.

В ЭЭГ к 10- 12-летнему возрасту устанавливается взрослый тин электрической активности со стабилизацией амплитуды и частоты корковых потенциалов, выраженным доминированием альфа-ритма (8-12 колеб./с) и характерным распределения ритмической активности по поверхности коры.

При различных видах деятельности с повышением возраста от 10 до 13 лет в ЭЭГ регистрируется резкое возрастание пространственной синхронизации потенциалов разных корковых зон, что отражает установление между ними функциональных взаимосвязей. Создается функциональная основа для системных процессов в коре, обеспечивающих высокий уровень извлечения полезной информации из афферентных сообщений, построения сложных много­целевых поведенческих программ. У 13-летних подростков суще­ственно улучшается способность к переработке информации, быст­рому принятию решений, повышение эффективности тактического мышления. Время решения тактических задач у них достоверно со­кращается по сравнению с 10-летними. Оно мало изменяется к 16-летнему возрасту, но еще не достигает взрослых величин.

Помехоустойчивость поведенческих реакций и двигательных навыков достигает взрослого уровня уже к возрасту 13 лет. Эта способность имеет большие индивидуальные различия, она контроли­руется генетически и мало изменяется в процессе тренировки.

Такие изменения ведут к нарушению тонкой мозаики возбужденных и заторможенных участков коры, нарушают координацию движений, ухудшают память и чувство времени. Поведение подростков становится нестабильным, часто немотивированным и агрессивным. В межполушарных отношениях также возникают существенные изме­нения — временно усиливается роль правого полушария в поведенческих реакциях. У подростка ухудшается деятельность второй сигнальной системы (речевые функции), повышается значимость зрительно-пространственной информации. Отмечаются нарушения высшей не­рвной деятельности — нарушаются все виды внутреннего торможе­ния, затрудняется образование условных рефлексов, закрепление и пе­ределка динамических стереотипов. Наблюдаются расстройства сна.

Снижение контролирующих влияний коры на поведенческие реакции приводит к внушаемости и несамостоятельности ряда подростков, которые легко перенимают вредные привычки, стараясь подражать старшим товарищам. Именно в этом возрасте чаще всего возникает тяга к табакокурению, алкоголизму, приему наркоти­ков. Особенно возрастает контингент зараженных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и страдающих вследствие этого СПИДом (синдромом приобретенно­го иммунодефицита). Систематический прием сильно­действующих наркотиков приводит к смертельному исходу уже че­рез 4 года после начала приема. Наибольшая частота смертей регист­рируется у наркоманов примерно около 21 года. Немногим больше продолжается жизнь заболевших СПИДом. Возросшее количество заболевших СПИДом за последние годы требует усиленного внима­ния для профилактики и контроля ЭТОГО состояния. Одним из важ­нейших средств профилактики вредных привычек являются занятия физическими упражнениями и спортом.

Гормональные и структурные перестройки переходного периода замедляют рост тела в длину, снижают темпы развития силы и выносливости.

С окончанием этого периода перестроек в организме (после 13 лет у девочеки 15 лет у мальчиков) снова усиливается ведущая роль левого полушария головного мозга, налаживаются корково-подкорковые отношения с ведущей ролью коры. Снижается повышенный уро­вень корковой возбудимости и нормализуются процессы высшей нервной деятельности.

Переход от возраста подростков к юношескому возрасту знаменуется возросшей ролью передне-лобных третичных полей и переходом доминирующей роли от правого к левому полушарию (у правшей). Это приводит к значительному совершенствованию абстрактно-логи­ческого мышления, развитию второй сигнальной системы и процес­сов экстраполяции. Деятельность ЦНС вплотную приближается к взрослому уровню.


Старение центральной и периферической нервной системы


При старении центральной и периферической нервной системы, как и в других органах и тканях, основным морфологическим признаком являются атрофические процессы, выраженные в различной степени. Имеются сведения о возрастной потере нейронов в разных отделах головного мозга, особенно в коре больших полушарий, об изменениях нервных волокон белого вещества, синоптического аппарата. Масса головного мозга медленно, но неуклонно уменьшается, тоньше становится кора больших полушарий, а в последующем и мозжечка. Твердая мозговая оболочка утолщается, склерозируется, срастается с костями черепа. Мягкая мозговая оболочка также заметно утолщается, становится мутной; извилины истончаются, борозды расширяются и углубляются. Паутинная оболочка прогрессивно гиперплазируется и склерозируется с возрастом, в этот процесс вовлекаются пахионовы грануляции.

Возрастные изменения сосудистого сплетения (plexus choroideus) проявляются склерозом, образованием кист, кальцификацией, появлением псаммозных телец. Процессы обызвествления в сосудистом сплетении прогрессируют с возрастом: при компьютерной томографии они выявляются у 1 из 3 – 50-летних, у 3 из 4 – 60-летних и у 5 из 6 80-летних пациентов.

Возрастное ухудшение кровоснабжения головного мозга по экстра- и интракраниальным сосудам сопровождается изменениями мелких сосудов plexus choroideus: склерозом и гиалинозом стенок, сужением просвета. При сенильном церебральном амилоидозе можно обнаружить отложения амилоидных масс в сосудистом сплетении. Известно, что транстиретин продуцируется не только в печени, но и в plexus choroideus. Аутоантитела к клеткам сосудистого сплетения выявляются при сосудистой деменции.

Обычно наблюдается расширение желудочков мозга и всей желудочково-цистернальной системы. На секции умерших пожилых и старых людей часто выявляют выраженные в различной степени признаки внутренней и наружной водянки головного мозга.

Уменьшаются размеры тел нейронов и отростков, снижается количество базофильного вещества (Ниссля), накапливаются липофусцин и жировые вакуоли в нейроплазме. Отдельные нейроны сначала набухают, а затем сморщиваются, приобретают удлиненную форму, ядра становятся гиперхромными, более базофильными, эндоплазматическая сеть расширяется. Миелиновые волокна истончаются. При электронно-микроскопическом исследовании выявляют не только признаки повреждений и липидно-пигментной дистрофии нейронов различной выраженности, но и показатели гипертрофии внутриклеточных структур, что указывает на адаптивные процессы в условиях возрастной дегенерации нейронов.

Атрофические процессы при старении возникают и нарастают также в спинном мозге, в структурах периферической симпатической и парасимпатической нервной системы. Они сочетаются с возрастной перестройкой опорно-двигательного аппарата и внутренних органов, но нет убедительных доказательств первичности повреждения нервных структур при старении организма.

В спинном мозге, нервных корешках, периферических нервах (в частности, в седалищном нерве) выявлены морфологические признаки дегенеративной миелорадикулоневропатии. У старых крыс прослежены следующие возрастные изменения нервов – демиелинизация, растяжение оболочек аксонов, их набухание и повреждения, реактивные скопления глиальных клеток и макрофагов с пенистой цитоплазмой(типа ксантомных клеток).

При старении головного мозга в коре больших полушарий, главным образом в лобных долях, а также в гиппокампе и подкорковых узлах увеличивается число глиальных элементов и часто выявляются старческие (сенильные) бляшки. Они располагаются рядом с сосудами микроциркуляторного русла коры и представляют собой скопления аргирофильного бесструктурного материала, содержащие амилоид и окруженные переплетениями утолщенных аксонов и клетками макро - и микроглии, имеющими мало цитоплазмы.

На гистологических препаратах в одном поле зрения под малым увеличением можно обнаружить несколько десятков таких друз, обычно имеющих диаметр 60 мкм. Их обнаруживают часто(но не всегда) при старческой деменции: они сопровождают старость без какой-либо клинической симптоматики, - а также при дегенеративных болезнях ЦНС, в частности при такой форме пресенильной деменции, как болезнь Альцгеймера, являющейся одной из важных медико-социальных проблем современного стареющего человека высокоразвитых стран.

При этом заболевании в головном мозге выявляется амилоидная ангиопатия, содержащая амилоид сенильные бляшки, агрирофильные нейрофибриллярные сплетения, грануловакуолярную дегенерацию нейронов и нейрофибрилл и тельца Хирано в проксимальных участках дендритов. При электронно-микроскопическом исследовании установлены признаки нарушений внутриклеточных транспортных процессов и изменения цитоскелета нейронов. Установлены разрывы микротрубочек и нейрофиламентов, их скручивание и накопление в клетках, образование своеобразных клубочковых и узелковых структур, расположенных вокруг амилоидного ядра сенильной бляшки.

Происхождение и значение сенильных бляшек, нейрофибриллярных сплетений, грануловакуолярной дегенерации нейронов и телец Хирано остаются неясными: не известно, являются ли они факторами морфогенеза и патогенеза болезни Альцгеймера или представляют собой вторичные (по отношению к возрасту) патологические процессы, имеющие пока лишь феноменологическое значение для морфологической посмертной и биопсийной диагностики старческих изменений головного мозга, старческой деменции и болезни Альцгеймера.

Еще два десятилетия назад возрастная потеря когнитивной функции считалась признаком старческой деменции и объяснялась старческими изменениями головного мозга, развивающимися вследствие ухудшения его кровоснабжения в условиях склеротических изменений церебральных артерий. В настоящее время деменцию у людей любого возраста, включая очень старых людей, считают проявлением определенного заболевания. Для людей старше 65 лет, по-видимому, таким заболеванием наиболее часто бывает болезнь Альцгеймера.

В большинстве наблюдений болезнь Альцгеймера наследуется по аутосомно-доминантному типу. Одним тех генетических факторов болезни Альцгеймера является аполопопротеин Е. Найдены патологические изменения генетического материала хромосомы 21. Однако не доказано, что ген амилоидоза является геном болезни Альцгеймера. Кроме того, церебральный амилоидоз может предшествовать появлению нейрофибриллярных сплетений.

Старческий церебральный амилоидоз, представленный сенильными бляшками, отложениями амилоида по ходу сосудов мозга, оболочек, эпендимы и сосудистых сплетений, не всегда сочетается с клиническими признаками болезни Альцгеймера. В то же время амилоидная дегенерация интракортикальных и субарахноидальных артериол почти постоянно как бы сопровождает болезнь Альцгеймера, а выявляемый в стенках этих сосудов амилоид по биохимическим параметрам сходен с амилоидным ядром сенильных бляшек.

По-видимому, нет оснований рассматривать болезнь Альцгеймера как проявление сугубо старческих изменений головного мозга, но она относится к дегенеративным заболеваниям ЦНС преимущественно пожилых и старых людей и ее частота возрастает по мере увеличения возраста.

Сюда же относится другая форма пресенильной деменции – болезнь Пика, которая возникает намного реже болезни Альцгеймера. Изменения головного мозга при болезни Пика характеризуются своеобразной, неравномерной, избирательной и ,как правило, симметричной атрофией коры и белого вещества больших полушарий, преимущественно лобных и височных долей.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.