Что является анатомо-физиологическими особенностями нервной системы новорожденного

1. Морфологические особенности нервной системы ребёнка.

2. Функциональные особенности нервной системы ребёнка

3. Развитие органов чувств ребёнка.

4. Развитие речи.

5. Развитие функции движения.

Вопросы для закрепления нового материала лекции.

По теме: «Анатомо-физиологические особенности нервной системы

1. Какие органы чувств хорошо развиты?

2. В каком возрасте исчезает гипертонус сгибателей верхних конечностей?

3. В каком возрасте исчезает гипертонус сгибателей нижних конечностей?

Лекция № 5

Нервная система обеспечивает согласованную деятельность всех органов и систем организма и осуществляет его связь с внешней средой. Однако нервная система к моменту рождения по сравнению с другими системами наименее развита и дифференцирована, но должна обеспечивать согласованные действия всех органов и систем. У новорожденного ребенка нервная система имеет ряд морфологических и функциональных особенностей.

Морфологические особенности

Головной мозг у новорожденного относительно велик и составляет примерно 1/8 массы тела (у взрослого 1/40 массы тела).

Мозговые извилины, борозды развиты недостаточно. После рождения продолжается их развитию. Борозды становятся становятся глубже, извилины крупнее.

Нервные клетки сформированы, их столько же, сколько у взрослого человека, но они плохо связаны друг с другом, так как имеют мало отростков. Основная дифференцировка нервных клеток происходит до 3-х лет. Развитие клеточных структур больших полушарий полностью заканчивается только к 10—12 годам.

Ткань мозга богата водой и в ней мало специфических белковых веществ.

Головной мозг ребенка хорошо кровоснабжается.

У новорожденных повышена проницаемость гематоэнцефалического барьера (ГЭБ).

Спинной мозг к моменту рождения более сформирован. К 2 годам строение его такое же, как у взрослого человека.

Спинной мозг у новорожденного относительно длиннее (доходит до 3—4 поясничного позвонка) в связи с чем люмбальная пункция должна проводиться ниже, чем у взрослого.

Функциональные особенности

Ребенок рождается с безусловными рефлексами, которые осуществляют приспособление его организма к окружающей среде (сосательный, глотательный рефлексы, мигание глаз и т.д.).

У новорожденных имеется ряд примитивных, спинальных рефлексов. Наличие примитивных рефлексов у новорожденного ребенка и их исчезновение после определенного срока (сохраняются примерно до 4 месяцев) является признаком нормального развития малыша. Их сохранение или повторное появление у ребенка является патологическим признаком.

К основным примитивным рефлексам можно отнести:

• Хватательный рефлекс = рефлекс Робинсона (при прикосновении к ладони малыша паль­цем — его хватание). Данный рефлекс исчезает на 2—4 месяце жизни.

• Рефлекс охватывания - рефлекс Моро (при ударе по поверхности, на которой лежит ребенок, он сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем вновь приводит их к туловищу, то есть возвращает в исходное положение). Сохраняется рефлекс Моро до 4 месяцев.

• Рефлекс ползания = рефлекс Бауэра (ребенка выкладывают на живот и подставляют к подо­швам малыша свою ладонь, от которой он отталкивается и делает ползающие движения). Исчезает к 4 месяцам.

На базе безусловных и примитивных рефлексов появляются условные рефлексы первой сигнальной системы, и происходит развитие функций второй сигнальной системы, которая в дальнейшем обеспечивает речевое общение ребенка с окружающими.

При рождении ребенка кора больших полушарий головного мозга уже готова к выработке условных рефлексов, но они почти не вырабатываются, так как здоровый новорожденный находится в состоянии бодрствования очень короткое время, он почти все время спит.

В начале второго месяца жизни у ребенка образуется целый ряд условных рефлексов. Это свидетельствует о том, что кора больших полушарий начинает выполнять свою основную функцию — установление связи организма с окружающей средой.

Характерно, что образование условных рефлексов, т.е. развитие высшей нервной деятельности, у ребенка идет очень быстро, легко. Образующиеся временные связи очень устойчивы, в результате чего малыш может сравнительно быстро приобрести определенные навыки поведения, привычки, которые потом остаются на длительное время, часто на всю жизнь.

Развитие первой сигнальной системы тесно связано с развитием органов чувств. Органами чувств являются: органы вкуса, обоняния, осязания, зрения, слуха.

ОРГАН ВКУСАу новорожденного достаточно развит. Ребенок отличает горькие и сладкие смеси (предпочитает сладкие). К 4—5 месяцам орган вкуса дифференцируется полностью.

ОРГАН ОБОНЯНИЯразвит недостаточно. В первые месяцы ребенок различает только резкие запахи, к 7-8 месяцам он хорошо ощущает и слабые запахи.

ОРГАН СЛУХА. Новорожденный ребенок слышит. На сильные звуки реагирует вздрагиванием.

ОРГАН ЗРЕНИЯразвивается параллельно с развитием всей центральной нервной системы. К физиологическим особенностям органа зрения относятся: светобоязнь в первые три недели, косоглазие на 1-2-м месяце, нистагм. Мигание у новорожденных редкое. Слезы появляются с 2 месяцев. Взгляд малыш начинает фиксировать примерно с 3-месячного возраста, следит за его движением, с 6

ОРГАН ОСЯЗАНИЯдостаточно дифференцирован уже у новорожденных. Раздражение кожи у ребенка вызывает общую реакцию в виде двигательного беспокойства. Дифференцировать болевые точки ребенок начинает только к 7—8 годам. Реакция на температурные раздражители хорошо выражена даже у самых маленьких: когда им тепло, они успокаиваются, холодно - плачут.

Вторая сигнальная система - РЕЧЬ –итог общения ребёнка со взрослыми и зависит от воспитательной активности, умения и любви взрослого к ребёнку.В развитии речи можно выделить 3 этапа.

Отставание в развитии речи в раннем детстве может иметь неблагоприятные последствия в дальнейшем, ведь с появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств, то есть задержка речи влечет за собой отставание в развитии психики ребенка.

Основные правила формирования речи:

Говори правильно, так как речь ребенка формируется на основе подражания.

Избегай использования стереотипных фраз. Действия сопровождай словами.

Следить, чтобы ребенок не заменял слова жестами. При выборе книг для чтения учитывай возраст ребенка. Начиная с 2,5 лет исправляйте речевые ошибки.

Некоторые буквы еще может не выговаривать. 2 — 2,5 года. Это возраст относительного покоя в развитии речи. Речь остается приблизительно на уровне конца второго года.

Рекомендации

Малыш свободно пользуется речью. Значительно чище становится произношение.

Строит сложные предложения.

>• Научить ребенка слушать. Он должен понять, что слушание — это серьезное занятие, а не забава.

Речь развивается путём подражания, поэтому важно разговаривать с ребёнком правильно. С развитием речи ребёнок быстрее познаёт окружающий мир, а окружающая среда влияет на развитие ребёнка.

Важным показателем нервно-психического и физического развития ребёнка является развитие двигательных умений.

Развитие функции движения.

Новорожденныйбеспомощен, движения его хаотичны, беспорядочны, генерализованы. Отмечается гипертонус сгибателей конечностей. Тонус мышц верхних конечносте нормализуется к 2-3 мес., а нижних к 4-м мес.

Координация движений начинает формироваться после рождения.

1 мес. Множественные беспорядочные движения.

2 мес. Держит голову в вертикальном положении, лёжа на животе поднимает голову.

3 мес. Лёжа на животе приподнимает туловище опираясь на предплечья.

4 мес. Поворачивается со спины на бок, сидит при поддержки за обе руки.

5 мес. Поворачивается со спины на живот, приподнимает туловище опираясь на

выпрямленные руки. Стоит и переступает при поддержке под мышки.

6 мес. Поворачивается с живота на спину и обратно. Самостоятельно сидит.

7 мес. Встаёт на четвереньки. Ползает.

9 мес. Стоит, держась за руку взрослого. Переступает, держась за опору.

10 мес. Стоит без опоры.

11 мес. Стоит без поддержки, переступает с поддержкой за руку.

12 мес. Ходит. Приседает. Встаёт. Самостоятельно пьёт из чашки.

Лекция №7

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Кора головного мозга новорожденного, несмотря на незаконченность раз­вития, способна не только принимать сигналы, но и участвовать в осуществле­нии рефлекторных реакций. В первые месяцы после рождения регуляция ос­новных жизненных функций осуществляется преимущественно таламо-паллидарной системой. Развитие безусловных и условных рефлексов во мно­гом зависит от анатомической и функциональной зрелости экстерорецепторов. Слуховой анализатор анатомически и функционально сформирован на столь­ко, что способен воспринимать звуковые раздражители сразу после рождения ребенка. Новорожденные, и даже недоношенные, дети реагируют на звуки вздрагиванием, изменением дыхания, пульсацией родничка, миганием, закры­ванием глаз и др. Отчетливая реакция на звук обнаруживается в спокойном со­стоянии ребёнка и почти не отмечается во время крика, кормлении и глубоко­го сна. К моменту рождения корковый и подкорковый отделы зрительного анализатора морфологически подготовлены к функционированию, зрительный нерв и сетчатка имеют признаки неполного развития. В первые 2-3 недели у ребёнка наблюдается физиологическая светобоязнь. К моменту рождения у доношенных детей выражены безусловные рефлексы: пищевой (сосательные и глотательные движения), оборонительный (мигание глаз), ориентировочный (движение глаз в освещенную сторону). На основе их возникают условные рефлексы, вначале элементарные, а затем и более сложные. У новорожденного ярко выражена пищевая доминанта - пищевой суммарный рефлекс, слабее вестибулярная, выражается в торможении ребёнка при быстрой перемене по­ложения тела. К концу 2-й и на 3-й недели жизни у ребёнка вырабатывается условный рефлекс на положение для кормления грудью и на покачивание в люльке. Условный рефлекс на звуковой раздражитель в виде защитного (мига­тельного) движения век образуется к концу 1-го месяца.

Безусловные рефлексы и рефлексы позы.

Ребёнок рождается с комплексом рефлексов, которые играют важную роль в его развитии. В дальнейшем по мере развития коры головного мозга они тормозятся и на их базе развивается условные рефлексы. Поэтому значение процессов становления и угасание безусловных рефлексов имеет большое значение в оценке неврологического статуса ребенка раннего возрас­та.

В норме безусловные рефлексы обнаруживаются у новорожденных с пер­вых часов жизни и физиологичны до 2-3 мес., а затем начинают ослабевать и исчезают к 4-5 мес.

У глубоко недоношенных детей безусловные рефлексы тормозятся на 2-3 мес. позже, в зависимости от степени недоношен­ности. У здорового новорожденного выраженность ответных реакций, быстро­та их появления в ответ на стимуляцию зависит от генетически детермированного типа высшей нервной деятельности. Кроме того, у одного и того же ре­бенка возбудимость сменяется утомляемостью, сном, состоянием насыщения. Рефлексы выражены более отчетливо, если они вызываются в спокой­ной обстановке, когда ребенок не испытывает дискомфорт, а наносимые раз­дражения не причиняют ему боли.

Исследуя безусловно - рефлекторную сферу новорожденных и грудных детей, необходимо учитывать не только наличие того или иного рефлекса, но и время его появления с момента нанесения раздражения, его пол­ноту, силу угасания и быстроту угасания.

Схема угасания безусловных рефлексов

1. Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей

Закладка нервной системы происходит на 1-й неделе внутриутробного развития. Наибольшая интенсивность деления нервных клеток головного мозга приходится на период от 10 до 18-й недели внутриутробного развития, что можно считать критическим периодом формирования ЦНС. Если число нервных клеток взрослого человека принять за 100 %, к моменту рождения ребенка сформировано только 25 % клеток, к 6 месяцам – 66 %, а к году – 90–95 %.

К рождению ребенка головной мозг относительно массы тела большой и составляет: у новорожденного – 1/8—1/9 на 1 кг массы тела, у ребенка 1 года – 1/11—1/12, у ребенка 5 лет – 1/13—1/14, у взрослого – 1/40.

Темпы развития нервной системы происходят тем быстрее, чем меньше ребенок. Особенно энергично он протекает в течение первых 3 месяцев жизни. Дифференцировка нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору головного мозга взрослого человека.

Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых. Это объясняется богатством капиллярной сети, которая продолжает развиваться и после рождения. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает потребность быстрорастущей нервной ткани в кислороде. А ее потребность в кислороде в 20 с лишним раз выше, чем мышц.

Отток крови от головного мозга у детей первого года жизни отличается от такового у взрослых. Это создает условия, способствующие большему аккумулированию токсических веществ и метаболитов при различных заболеваниях, чем и объясняется более частое возникновение у детей раннего возраста токсических форм инфекционных заболеваний.

В то же время вещество мозга очень чувствительно к повышению внутричерепного давления. Возрастание давления ликвора вызывает быстрое нарастание дегенеративных изменений нервных клеток, а более длительное существование гипертензии обусловливает их атрофию и гибель. Это находит подтверждение у детей, которые страдают внутриутробно развившейся гидроцефалией.

Твердая мозговая оболочка у новорожденных относительно тонкая, сращена с костями основания черепа на большой площади. Венозные пазухи тонкостенны и относительно уже, чем у взрослых. Мягкая и паутинная оболочки мозга новорожденных исключительно тонки, субдуральное и субарахноидальное пространства уменьшены. Цистерны, расположенные на основании мозга, напротив, относительно велики. Водопровод мозга (сильвиев водопровод) шире, чем у взрослых.

По мере развития нервной системы существенно изменяется и химический состав головного мозга. Уменьшается количество воды, увеличивается содержание белков, нуклеиновых кислот, липопротеидов.

Спинной мозг к рождению более развит, чем головной. Шейное и поясничное утолщения спинного мозга у новорожденных не определяются и начинают контурироваться после 3 лет жизни.

Темп увеличения массы и размеров спинного мозга более медленный, чем головного мозга.

Удвоение массы спинного мозга происходит к 10 месяцам, а утроение – к 3–5 годам. Длина спинного мозга удваивается к 7—10 годам, причем она увеличивается несколько медленнее, чем длина позвоночника, поэтому нижний конец спинного мозга с возрастом перемещается кверху. Это должно учитываться при выборе уровня выполнения спинномозговой пункции, при котором не повреждается вещество мозга.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Масса головного мозга у новорожденного ребенка относительно больше, чем у взрослого и составляет 350-380 г, т.е. около 10% общей массы. К концу 1-го года она увеличивается в 2-2,5 раза, к 3 годам – в 3 раза. У 10 летнего ребенка головной мозг весит 1350 г - 1/20 массы тела, у взрослого 1/40-1/50 массы тела.


Количество извилин и борозд
больших полушарий мозга у новорожденных такое же, как у взрослого, но они развиты слабо и кора мало дифференцирована.

Клетки головного мозга сохраняют эмбриональный характер строения в первые месяцы жизни. Они имеют большое ядро и мало отростков (дендритов). В клетках пирамидных путей и substantia nigra отсутствует пигмент.

Основная дифференцировка нервных клеток заканчивается к 8 годам, особенно активно она происходит в первые 5-6 месяцев жизни.

Головной мозг новорожденных имеет желатиноподобную консистенцию, а у взрослых он более плотный. Это объясняется тем, что мозг детей содержит больше воды, меньше белков и липидов (цереброзидов). С возрастом их количество увеличивается, а содержание воды уменьшается.

Несмотря на незаконченность развития, кора головного мозга новорожденного способна не только принимать сигналы, но и участвовать в осуществлении рефлекторных реакций.

По мере созревания коры, дифференциации ганглиозных клеток и миелинизации нервных волокон развиваются статические функции: ребенок начинает сидеть, стоять, ходить, движения становятся более целенаправленными.

У новорожденных и детей первых лет жизни высокая проницаемость гематоэнцефалического барьера. Это вызывает повышенную чувствительность тканей головного мозга к действию токсичных веществ, быстро наступает отек мозга.

Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых. Оно обеспечивает потребность нервной ткани в кислороде. Причем, эта потребность в 20 раз больше чем у мышц. Диплоические вены образуются только после закрытия родничков (12-18 месяцев). Это создает условия для аккумулирования (накопления) токсических веществ и метаболитов при разных заболеваниях в тканях головного мозга, что способствует более частому возникновению у детей раннего возраста токсических форм инфекционных заболеваний.

Пирамидные пути не имеют миелиновой оболочки. К 6 мес. завершается миелинизация пирамидных путей. Миелинизация периферических нервных стволов продолжается до 3 – 5 лет.

Спинной мозг достаточно развит уже при рождении ребенка, а к 2 годам строение его почти такое же, как у взрослого.

Масса спинного мозга к 5 годам увеличивается в 3 раза, к периоду половой зрелости – в 5 раз. Спинной мозг у новорожденного относительно длиннее, чем у взрослого, он доходит до III поясничного позвонка, а к 4-5годам – до I поясничного.

В спинномозговой жидкости новорожденного несколько повышено содержание белка (0,33-0,8 г/л), клеточных элементов (в 1 мкл 10-15 лимфоцитов) и снижена концентрация сахара (1,7-3,9 ммоль/л). Цвет её желтовато-зеленоватый из-за физиологической ксантохромии, обусловленной проникновением билирубина через гематоэнцефалический барьер.

Вытекает жидкость под слабым давлением.

Вегетативная нервная система ко времени рождения ребенка уже функционирует. Она обеспечивает поддержание сосудистого тонуса, регулирует деятельность внутренних органов, обеспечивает адаптационные реакции. Однако регуляторные функции ВНС у детей первых месяцев жизни легко нарушаются при воздействии неадекватных факторов внешней среды.

Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей

Масса головного мозга у новорожденного ребенка относительно больше, чем у взрослого и составляет 350-380 г, т.е. около 10% общей массы. К концу 1-го года она увеличивается в 2-2,5 раза, к 3 годам – в 3 раза. У 10 летнего ребенка головной мозг весит 1350 г - 1/20 массы тела, у взрослого 1/40-1/50 массы тела.

Количество извилин и борозд больших полушарий мозга у новорожденных такое же, как у взрослого, но они развиты слабо и кора мало дифференцирована.

Клетки головного мозга сохраняют эмбриональный характер строения в первые месяцы жизни. Они имеют большое ядро и мало отростков (дендритов). В клетках пирамидных путей и substantia nigra отсутствует пигмент.

Основная дифференцировка нервных клеток заканчивается к 8 годам, особенно активно она происходит в первые 5-6 месяцев жизни.

Головной мозг новорожденных имеет желатиноподобную консистенцию, а у взрослых он более плотный. Это объясняется тем, что мозг детей содержит больше воды, меньше белков и липидов (цереброзидов). С возрастом их количество увеличивается, а содержание воды уменьшается.

Несмотря на незаконченность развития, кора головного мозга новорожденного способна не только принимать сигналы, но и участвовать в осуществлении рефлекторных реакций.

По мере созревания коры, дифференциации ганглиозных клеток и миелинизации нервных волокон развиваются статические функции: ребенок начинает сидеть, стоять, ходить, движения становятся более целенаправленными.

У новорожденных и детей первых лет жизни высокая проницаемость гематоэнцефалического барьера. Это вызывает повышенную чувствительность тканей головного мозга к действию токсичных веществ, быстро наступает отек мозга.

Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых. Оно обеспечивает потребность нервной ткани в кислороде. Причем, эта потребность в 20 раз больше чем у мышц. Диплоические вены образуются только после закрытия родничков (12-18 месяцев). Это создает условия для аккумулирования (накопления) токсических веществ и метаболитов при разных заболеваниях в тканях головного мозга, что способствует более частому возникновению у детей раннего возраста токсических форм инфекционных заболеваний.

Пирамидные пути не имеют миелиновой оболочки. К 6 мес. завершается миелинизация пирамидных путей. Миелинизация периферических нервных стволов продолжается до 3 – 5 лет.

Спинной мозг достаточно развит уже при рождении ребенка, а к 2 годам строение его почти такое же, как у взрослого.

Масса спинного мозга к 5 годам увеличивается в 3 раза, к периоду половой зрелости – в 5 раз. Спинной мозг у новорожденного относительно длиннее, чем у взрослого, он доходит до III поясничного позвонка, а к 4-5годам – до I поясничного.

В спинномозговой жидкости новорожденного несколько повышено содержание белка (0,33-0,8 г/л), клеточных элементов (в 1 мкл 10-15 лимфоцитов) и снижена концентрация сахара (1,7-3,9 ммоль/л). Цвет её желтовато-зеленоватый из-за физиологической ксантохромии, обусловленной проникновением билирубина через гематоэнцефалический барьер.

Вытекает жидкость под слабым давлением.

Вегетативная нервная система ко времени рождения ребенка уже функционирует. Она обеспечивает поддержание сосудистого тонуса, регулирует деятельность внутренних органов, обеспечивает адаптационные реакции. Однако регуляторные функции ВНС у детей первых месяцев жизни легко нарушаются при воздействии неадекватных факторов внешней среды.

Оценка психомоторного и речевого развития детей грудного и ясельного возраста

Возможна двумя способами:

Первый способ – по данным анамнеза – необходимо выяснить, в каком возрасте появились следующие навыки (в скобках указаны средние сроки их появления у здоровых детей):

1) моторно-статическое развитие:

- удерживание головы (2 мес.);

- переворачивание со спины на живот (4-5 мес.);

- переворачивание с живота на спину (5-6 мес.);

- самостоятельное сидение (6 мес.);

- зрелое ползание (7-8 мес.);

- стояние с опорой (8-9 мес.);

- стояние самостоятельное (10-11 мес.);

- ходьба с поддержкой за руки (10-11 мес.);

- ходьба самостоятельная (12 мес.);

2) целенаправленная моторная деятельность:

- активное схватывание предметов и примитивные манипуляции с ними (5-6 мес.);

- перекладывание предметов из одной руки в другую, протягивание рук близким, хлопание в ладоши (7-8 мес.);

- примитивная игровая деятельность (9-10 мес.);

- разнообразные манипуляции с предметами, контакт со сверстниками (11-12 мес.);

3) зрительный анализатор:

- фиксация взгляда (2 мес.);

- слежение за яркими предметами (3 мес.);

- внимательное рассматривание предметов (4-5 мес.);

- узнавание знакомых лиц (6-7 мес.);

- наблюдение за взрослыми, реакция на мимику и жесты (9-10 мес.);

- узнавание многих предметов по картинке (11-12 мес.);

4) слуховой анализатор:

- положительная эмоциональная реакция на голос (2-3 мес.);

- узнавание голосов близких, реакции на интонации голоса (4-6 мес.);

- понимание обращенной речи (9 мес.);

- выполнение простых словесных инструкций (10 мес.);

- большая протяженность гласных звуков - свирель (4 мес.);

- произношение слогов - лепет (7-8 мес.);

- произношение отдельных слов (9-10 мес.);

- попытки связать два слова во фразу (18-20 мес.);

- многословные фразы, придаточные предложения (3 года);

- длинные фразы, монологи (4-5 лет).

Второй способ оценки нервно-психического развития ребенка по результатам объективного обследования на момент обследования. Например, если ребенку 6 месяцев, то врач оценивает, что умеет делать ребенок на момент осмотра с учетом вышеуказанных направлений деятельности.

Врач оценивает нервно-психическое развитие на первом году жизни ребенка 1 раз в месяц, на 2-3 годах жизни – 1 раз в 3 месяца, в 4-6 лет – 1 раз в 6 месяцев, после 7 лет – 1 раз в год. При каждом осмотре в данном возрасте врач записывает в амбулаторную карту эпикриз развития ребенка за данный период. Интервалы между данными возрастами называют эпикризными сроками.

Отклонения в нервно-психическом развитии ребенка на 1 эпикризный срок является допустимым. Отклонение от 1 до 2 эпикризных сроков расценивается как задержка развития. Отклонение от 2 до 3 эпикризных сроков расценивается как отставание в развитии. Отклонение более, чем на 3 эпикризных срока расценивается как глубокое отставание в развитии.

Анатомо-физиологические особенности нервной системы

К моменту рождения ребенка его нервная система по сравнению с другими органами и системами наименее развита и дифференцирована. В то же время именно к этой системе предъявляются очень большие требования, так как она обеспечивает приспособление организма к условиям окружающей среды и регулирует жизненно важные функции новорожденного.

В процессе приспособления должен установиться обмен веществ, должны перестроиться работа органов дыхания, кровообращения, пищеварения. Все эти системы после рождения ребенка начинают функционировать по-новому. Согласованную деятельность всех систем и органов должна обеспечить именно нервная система.

У новорожденных масса головного мозга относительно велика - 1 /8- 1 /9 массы тела, тогда как у взрослого головной мозг составляет 1 /40 массы тела. Головной мозг уже в момент рождения является одним из наиболее развитых по своим размерам органом, однако это еще не говорит о его функциональных возможностях. В течение первых 6 мес жизни масса головного мозга увеличивается на 86,3%. В период от 2 до 8 лет рост головного мозга замедляется и в последующем масса его изменяется незначительно.

К концу 1-го полугодия жизни ребенка его мозг макроскопически приближается к мозгу взрослых, но имеет ряд морфологических особенностей, лежащих в основе всей жизни ребенка, его физического и психического развития, специфичности реакций на многие факторы внешней среды.

Мозговая ткань ребенка богата водой, содержит мало лецитина и других специфических органических веществ. Борозды и извилины выражены слабо, серое вещество мозга плохо дифференцируется от белого вещества. После рождения продолжается изменение формы, величины борозд и извилин: борозды становятся глубже, извилины - крупнее и длиннее. Образуются новые мелкие борозды и извилины. Особенно энергично этот процесс совершается в первые 5 лет, что приводит к увеличению общей поверхности полушарий головного мозга.

Нервных клеток в больших полушариях у новорожденного столько же, сколько и у взрослого, но они еще незрелые. Нервные клетки имеют простую веретенообразную форму с очень небольшим числом ответвлений и расположены сравнительно близко друг от друга. Процесс созревания нервных клеток в разных отделах головного мозга совершается неодинаково энергично: для клеток коры он заканчивается к 18-20 мес, в продолговатом мозге - к 7 годам. Приблизительно к этому времени завершается миелинизация нервных волокон.

Спинной мозг к моменту рождения ребенка оказывается более совершенным по своему строению. Он относительно длиннее, чем у взрослого (поэтому спинномозговые пункции у детей производят между III и IV поясничными позвонками).

Соответственно морфологическим особенностям у ребенка наблюдается и ряд особенностей функций нервной системы. Поскольку кора, пирамидные пути, полосатое тело к рождению ребенка недостаточно развиты, все жизненные функции у новорожденного регулируются межуточным мозгом, т. е. подкорковыми центрами.

С момента рождения у доношенного ребенка имеется ряд врожденных, или безусловных, рефлексов. К ним относятся сосание, глотание, мигание, кашель, чиханье, акт дефекации, мочеиспускания, такие рефлексы, как рефлексы Бабинского, Кернига, Моро и некоторые другие. Они осуществляют приспособление организма к окружающей среде и до конца 1-го года жизни подвергаются быстрой и существенной эволюции. Большинство безусловных рефлексов имеет примитивный характер. Их исчезновение является признаком подчинения низших центров высшим, которые начинают функционировать полноценно (для большинства рефлексов - это центры полосатого тела и коры). Их сохранение после определенного срока или их повторное возникновение является патологическим признаком.

На базе указанных безусловных рефлексов у ребенка вырабатываются условные рефлексы, имеющие основное значение в жизни человека, иными словами, происходит развитие первой сигнальной системы.

При рождении ребенка кора больших полушарий головного мозга уже готова к выработке условных рефлексов, однако образование их в период новорожденности происходит в весьма ограниченном объеме, так как здоровый новорожденный находится в состоянии бодрствования лишь короткое время. Обычно внешние раздражители являются для коры больших полушарий новорожденного сверхсильными, вследствие чего центральная нервная система быстро утомляется, понижается возбудимость нервных центров, развивается торможение и ребенок погружается в физиологический сон.

В конце 1-го и в начале 2-го месяца жизни у ребенка образуется целый ряд условных рефлексов со всех анализаторов. Появление этих ранних условных рефлексов свидетельствует о том, что мозг и его высшие отделы - кора больших полушарий - начинают выполнять свою функцию: установление связи организма с окружающей средой. Следовательно, развитие высшей нервной деятельности происходит у ребенка с первых дней жизни.

Вначале условные рефлексы у ребенка простые, элементарные, но уже в конце 3-го месяца жизни и на 4-м месяце у него можно выработать довольно сложные, тонкие дифференцированные рефлексы, указывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга.

Развитие высшей нервной деятельности, т. е. приобретение условных рефлексов, идет очень быстрыми темпами. Ребенок значительно легче, чем взрослый, образует условные связи с окружающей средой. Эти связи у него устойчивые и яркие. Это значит, что ребенок может сравнительно быстро приобрести определенные навыки поведения, привычки, которые потом остаются на длительное время, часто на всю жизнь.

В то же время следует помнить, что вновь образованные рефлексы легко угасают при воздействии неблагоприятных и сильных раздражителей. Если ребенок попадает в непривычную для него обстановку, например в больницу, то он нередко теряет приобретенные навыки. Незнакомые раздражители и впечатления вызывают чрезмерное раздражение коры головного мозга и распространение этого раздражения, что выражается в беспокойстве ребенка, капризах, плаче, крике или же в заторможенности, вялости, сонливости.

Развитие сложного поведения ребенка тесно связано с определенным уровнем развития органов чувств как периферических воспринимающих органов. Органами чувств являются слух, зрение, обоняние, осязание, вкус, все они функционируют к моменту рождения, но далеко не совершенно.

Достаточно хорошо у ребенка развит вкус, он различает горькие и сладкие лекарства, охотнее пьет сладкие смеси. Хуже развито обоняние, однако некоторые резкие запахи ребенок различает довольно отчетливо. Достаточно хорошо развито чувство осязания, например прикосновение к губам вызывает сосательные движения. Наиболее чувствительна к прикосновению кожа лица, ладоней и подошв. Болевые раздражения ребенок воспринимает обычно сразу же после рождения.

Самым сложным является развитие слуха и зрения. С момента рождения ребенок видит и слышит, но восприятия у него не четкие. Слуховые рецепторы у новорожденного развиты достаточно хорошо, и на сильные звуковые раздражения он реагирует вздрагиванием. Ребенок начинает поворачивать голову к источнику звука после 2 нед жизни, а на 2-м месяце он отличает гудок от звонка, т. е. различает звуки.

У новорожденного нередко отмечается косоглазие из-за отсутствия содружественного движения обоих глазных яблок, у многих наблюдается светобоязнь, иногда отмечается нистагм. Все эти явления проходят через 2-4 нед. Слезные железы развиты, но слезоотделения еще нет вследствие недостаточности импульсов из центральной нервной системы. Мигание у ребенка 1-го месяца жизни очень редкое, слезоотделение начинается с 2-месячного возраста. На 3-4-й неделе ребенок задерживает взор на яркой игрушке несколько секунд, в конце 2-го месяца жизни - несколько минут. После 3-го месяца ребенок фиксирует взор на определенном предмете. С 6 мес дети различают цвета, а с 3 лет правильно называют их. Следовательно, окружающий мир ребенок познает через органы чувств.

Огромную роль в поведении ребенка играет речь - вторая сигнальная система. Становление детской речи происходит по законам образования условных рефлексов и проходит через несколько этапов. В 2-3 мес ребенок обычно "гулит" - это речевые шумы, зачаток будущих слов. Во 2-м полугодии начинает формироваться речь. Ребенок произносит отдельные слоги, а иногда повторяемые слоги принимают уже определенный смысл. К году дети обычно знают 5-10 слов. На 2-3-м году жизни особенно бурно и интенсивно идет развитие речи. К 2 годам словарный запас ребенка должен состоять примерно из 200 слов. Речь развивается путем подражания, поэтому особенно важно разговаривать с ребенком правильно. Речь, возникая на основе первой сигнальной системы и будучи тесно с ней связана, становится ведущим звеном формирующейся в дальнейшем нервной деятельности ребенка. С развитием речи познание ребенком окружающего мира идет необычайно быстро и бурно.

В понятие "здоровый ребенок" входит и оценка поведения ребенка, его эмоциональной настроенности и соответствия его умений возрасту.

Определяющим и основным фактором развития высшей нервной деятельности ребенка является окружающая среда. Развитие и воспитание ребенка складываются из определенного распорядка жизни (режима), из привития ему необходимых навыков, из создания условий, которые обеспечили бы правильное развитие его движений, речи, а также бодрое жизнерадостное настроение, из ежедневных прогулок и общения с другими детьми и со взрослыми.

Ребенок с первых дней жизни должен иметь определенный режим дня, который предусматривает прежде всего правильную организацию сна и бодрствования. Новорожденный спит 20-22 ч и для него устанавливают лишь режим кормления. Дети в возрасте 2 1 /2-3 мес спят 16-18 ч, из них ночью 10-11 ч, днем 6-7 ч - 3-4 раза, по 1 1 /2-2 ч с промежутками 1-1 1 /2 ч. Как правило, после каждого сна ребенок должен есть, а после каждого кормления - бодрствовать. В возрасте от 2 1 /2-3 до 5-6 мес общая продолжительность сна составляет 16-16 1 /2 ч (днем 3-4 раза по 1 1 /2-2 ч), длительность каждого периода бодрствования колеблется от 1 1 /2 до 2 ч.

С 5-6 до 9-10 мес время бодрствования ребенка увеличивается до 2-2 1 /2 ч подряд, общее количество сна равняется 15-16 ч в сутки, из них на дневной сон приходится около 5 ч (3 раза по 1 1 /2-2 ч). В 9-10-месячном возрасте дети переходят на двукратный дневной сон с промежутками бодрствования от 2 1 /2 до 3 1 /2 ч, общая продолжительность сна равна 14 1 /2-15 ч. Начиная с 1 1 /2 лет дети спят днем 1 раз около 3 ч и бодрствуют до 4 1 /2-6 ч подряд.

Следовательно, с возрастом время бодрствования постепенно увеличивается. Промежутки между сном и кормлением должны быть заполнены интересными играми, способствующими развитию ребенка.

Режим детей дошкольного возраста (3-7 лет) следует строить с учетом того, что днем они спят 1 раз (2-2 1 /2 ч) и ночной сон составляет 10-11 ч.

Принимать пищу ребенок должен в одни и те же часы, число кормлений зависит от возраста (см. более подробно в разделе "Питание").

Укладывать ребенка спать нужно в одно и то же время, тогда у него постепенно вырабатывается привычка спать именно в эти часы. Сон ребенка любого возраста только тогда будет крепким, когда он заснет после спокойной игры, в тишине, при условии, если свет не падает ему в глаза, в хорошо проветренной комнате или с открытой форточкой. Нельзя укачивать ребенка, носить его на руках, петь песни, рассказывать сказки, давать в кровать игрушки, брать к себе в постель. Самый лучший сон - на воздухе. Правильно, по сезону одетый ребенок очень быстро засыпает на улице и крепко спит.

Летом в жаркие дни следует оберегать ребенка от перегревания. Лучше всего уложить ребенка спать на свежем воздухе, причем кроватку надо поставить в тени, около деревьев, но если в комнате прохладнее, чем на улице, ребенка надо уложить в помещении с открытыми окнами.

Для детей второй половины года прогулка не только является оздоровляющим средством, но имеет и большое воспитательное значение. На прогулке ребенок получает много разнообразных впечатлений, проявляет интерес ко всему окружающему. Ребенок, умеющий ходить, во время прогулки встречается с разнообразными препятствиями, преодоление которых способствует развитию ловкости, сообразительности, смелости. В зимнее время на прогулку нужно брать санки, лопатки; летом - ведерки, песочницы, корзиночки. Важно правильно одеть ребенка для прогулки. В холодное время одежда должна быть легкой, но теплой и удобной, чтобы не стеснять его движений.

Игра в жизни ребенка - это средство развития и познания жизни. В игре формируются основные движения - хватание, ползание, сидение, вставание, ходьба, лазание. Одновременно игра способствует развитию речи, внимания, наблюдательности, памяти, выработке определенных норм поведения, в игре закладываются основы будущего характера.

Важное значение имеют игрушки, которые ребенок должен видеть после 1-го месяца жизни. Характер игрушек меняется в зависимости от возраста. Ребенку в 2-3 мес необходимо над кроваткой на высоте 50-75 см подвешивать крупную, яркую, блестящую игрушку. Ребенку старше 3 мес следует давать игрушку меньшего размера и вешать ее так, чтобы он мог схватить ее руками и удержать (погремушки с закругленными ручками и др.). С 9-10 мес ребенку следует показать, как нанизывать кольца на палочку, катать мяч, открывать и закрывать коробочку, а затем давать эти предметы ребенку для самостоятельной игры.

На 2-м году жизни ребенок начинает ощущать потребность в игре с другими детьми и подражать им. Детям этого возраста нужны легко моющиеся игрушки, а также яркие, простые по содержанию картинки для рассматривания.

Игра для ребенка на 3-м году должна быть более разнообразной и сложной (рисование, лепка, игра с песком, водой, стройка и конструкции из мелкого и крупного строительного материала, одежда для кукол, посуда, мебель, разрезные картинки)

В этом возрасте надо приучать ребенка к аккуратности и бережному отношению к игрушкам.

Приобретение навыков имеет большое значение для здоровья ребенка и их надо вырабатывать с раннего возраста. Одним из основных навыков является аккуратный прием пищи. Во время кормления необходимо надевать ребенку нагрудник. Когда с 5-6 мес начинают прикармливать ребенка, то кормить его надо с ложечки. С 7-8 мес следует приучать его пить из чашки, а с 8-9 мес - самостоятельно пользоваться ложкой. Ложку нужно давать перед началом еды, а не после того как ребенок будет покормлен, так как, насытившись, он не проявит стремления к самостоятельной еде.

С возрастом у ребенка воспитываются, закрепляются и другие навыки (мыть руки перед едой, не выходить из-за стола с куском хлеба, уметь пользоваться салфеткой, носовым платком).

Навыки самостоятельности следует развивать также при умывании, одевании и раздевании, привлекая ребенка к активному участию в этих процессах. Эти навыки прививаются детям легко и быстро, но при этом не следует допускать неприятных ощущений (при умывании - холодная или горячая вода, при одевании - неудобная, трудно застегивающаяся одежда, при еде - невкусная, например несоленая, пища и др.).

Следует приучать ребенка к опрятности в одежде. К 3-му году можно приучать детей при раздевании складывать одежду и обувь на место и даже вешать пальто на вешалку. Старшие дошкольники должны оказывать помощь младшим.

Воспитывая у детей гигиенические навыки, следует особое внимание уделять уходу за полостью рта. Надо приучить детей после каждого приема пищи прополаскивать рот. В более старшем возрасте дети должны ежедневно чистить зубы.

Гигиенические навыки, которые прививаются дошкольникам, должны систематически подкрепляться у детей школьного возраста. У школьника появляется новый режим дня, который должен неуклонно выполняться. Ложиться спать дети должны в определенные часы, продолжительность ночного сна 9-10 ч. До завтрака ребенок обязательно должен выполнять зарядку и закаливающую водную процедуру. После школьных занятий или до них ребенку следует не менее 2 ч быть на свежем воздухе. Помимо игр, в режим дня ребенка школьного возраста включаются трудовые процессы как в школе, так и дома. Недопустима перегрузка нервной системы детей любого возраста возбуждающими односторонними впечатлениями. Детям разрешается смотреть по телевизору лишь те передачи, которые рекомендуются для просмотра в соответствующем возрасте. Методом борьбы с любым увлечением, связанным с неподвижным пребыванием в помещении, порой плохо проветренном, с нагрузкой на зрение, должно являться не запрещение, а пропаганда и организация более здоровых и более увлекательных занятий.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.