Чухловина мария лазаревна невролог где принимает


Чухловина Мария Лазаревна – невролог

Чухловина Мария Лазаревна – является профессором кафедры неврологии и нейрохирургии. Доктором наук. Неврологом. Педиатром. Членом президиума Российской ассоциации врачей неврологов и нейрохирургов. Членом европейской ассоциации детских неврологов. Членом Санкт – Петербургского сообщества неврологов и нейрохирургов. Заслуженным научным деятелем. Педагогом. Заведующей кафедрой неврологии и нейрохирургии в Санкт – Петербургском педиатрическом медицинском университете. Автором двухсот научных трудов. Шести монографий. Трех учебников. Пятидесяти учебно-методических работ. Главным экспертом – консультантом по нервным болезням в диагностическом центре Мариинской детской больнице.

На кафедре ведет педагогическую, организационную и научную деятельность. Ведет факультатив по неврологии и научный кружок. Участвует в Российских и международных научных проектах. Возглавляемая ею кафедра неоднократно была номинирована на получения государственной премии и грандов. Их исследования в области детской неврологии широко известны не только в России, но и за рубежом. Основным научным направлением является, изучения патогенеза раннего склероза, инфекций поражающих нервную систему и причин возникновения головной боли. В этом направлении было разработано ряд новых диагностических методов выявления на ранних стадиях рассеянного склероза. Выработаны новые методики по терапии головных болей. Изданы два учебника по нервным болезням и один медицинский справочник. Написаны шесть монографий и десятки учебных пособий.

Краткая биография Чухловиной Марии Лазаревны.

Мария Лазаревна живет, и трудиться в Северной столице нашей Родины. Отдала более сорока лет практической медицине. Является врачом по призванию. Не представляет свою жизнь без медицины. Воспитала десятки достойных последователей своего дела. Спасла и облегчила сотни жизней своим благодарным пациентам. Специализируется на детской неврологии. Является экспертов в этом направлении. Преподает в Санкт – Петербургском медицинском педиатрическом университете клинические и фундаментальные науки. Ведет активную научно – исследовательскую деятельность. Готовит к защите кандидатов и докторов наук. Добрый и отзывчивый человек. Талантливый педагог. Требовательный и справедливый руководитель. Грамотнейший и опытный врач.


Чухловина Мария Лазаревна – невролог

Окончила с отличием Ленинградский государственный медицинский институт с педиатрическим факультетом. Базовое неврологическое образования получила в клинической ординатуре. Работала врачом неврологом. Параллельно обучалась в аспирантуре. Где активно вела научно – исследовательскую и общественную работу. Набрала и защитила кандидатскую диссертацию. Работу на кафедре неврологии, начинала с должности ассистента. Много работала в научном направлении. Итогом научных изысканий сотни опубликованных научно – исследовательских трудов. Участвовала в съездах и форумах врачей неврологов. Защитила докторскую диссертацию. Ученым советом города Санкт – Петербурга ей было присвоена ученая степень доктора наук. В настоящее время руководит кафедрой неврологии нейрохирургии. Является профессором кафедры неврологии. За многолетний плодотворный труд, имеет награды от здравоохранения России и министерства науки.

Чухловина Мария Лазаревна доктор наук. Профессор кафедры неврологии и нейрохирургии. Заведующая кафедрой неврологии и нейрохирургии Санкт – Петербургского педиатрического медицинского университета. Главный эксперт по детской неврологии Санкт – Петербурга. Научный деятель. Педагог. Специализируется на заболеваниях нервной системы у детей. Профессиональный опыт более сорока лет. Высококвалифицированный, опытный и внимательный доктор.


Турбеева Елизавета Андреевна – редактор страницы

  • Скачать:
  • FB2
  • EPUB
  • iOS.EPUB
  • Ещё 7

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

  • Объем: 360 стр. 15 иллюстраций
  • Жанр:м едицинаРедактировать


Рецензенты: В. Г. Помников, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой медико-социальной экспертизы и реабилитации при нервных болезнях Санкт-Петербургского института усовершенствования врачей-экспертов; Н. В. Скрипченко, доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора по научной работе Научно-исследовательского института детских инфекций.

Предисловие

Книга посвящена проблеме диагностики и лечения деменций. По современным представлениям, деменции относятся к когнитивным нарушениям, определяемым как ухудшение познавательных функций: внимания, памяти, гнозиса, праксиса, мышления по сравнению с исходным индивидуальным или средним возрастным и образовательным уровнями вследствие структурных, дисметаболических, токсических повреждений головного мозга, влияющих на эффективность обучения и профессиональной, бытовой, социальной деятельности [210]. Распространенность деменции в европейских странах в популяции старше 65 лет достигает 30 %. В нашей стране этот показатель составляет 4–5 %, что объясняют меньшей продолжительностью жизни в России, недостаточным вниманием к выявлению деменций, традиционно более жестким подходом к диагностике данной патологии.

В настоящее время доказана необходимость широкого внедрения в клиническую практику современных методов диагностики деменций. В книге изложены сведения по этиологии, патогенезу, эпидемиологии, клиническим проявлениям различных форм деменций. Приведены современные международные критерии, классификация деменции. Рассматриваются ее особенности при нейродегенеративных, сосудистых, инфекционных, демиелинизирующих заболеваниях головного мозга, при черепно-мозговых травмах, опухолях мозга, ликвородинамических нарушениях, при метаболических расстройствах. Представлены данные о деменциях, связанных с интоксикациями солями металлов, алкоголем, с приемом лекарств, наркотиков. Отдельная глава, написанная специалистом по молекулярно-генетическим методам исследования, доктором медицинских наук, профессором кафедры клинической лабораторной диагностики с курсом молекулярной медицины Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова А. Б. Чухловиным, посвящена современной лабораторной диагностике нейродегенеративных заболеваний Дано описание диагностического алгоритма при различных формах когнитивных нарушений. Подробно рассмотрены додементные когнитивные расстройства, раннее выявление которых и назначение адекватной терапии может улучшить когнитивный статус пациентов. Для иллюстрации трудностей диагностики приводятся собственные клинические наблюдения. В последние годы в медицине получили широкое распространение новые технологии, в лечебную практику внедрены высокоинформативные диагностические методы, эффективные лекарства, их описание и опыт применения приведены в книге. Хочется надеяться, что издание, содержащее описание диагностического алгоритма и современных методов лечения деменций, будет полезно специалистам различного профиля: неврологам, психиатрам, психологам, геронтологам, нейрохирургам, терапевтам, эндокринологам, инфекционистам, семейным врачам и студентам медицинских вузов. Критические замечания будут восприняты автором с благодарностью.

Глава 1. Возрастные аспекты когнитивных функций

У каждого человека бывает три молодости: молодость тела, молодость сердца и молодость ума. К несчастью, они никогда не совпадают.

1. Сенсомоторный (с рождения до 2 лет).

2. Дооперационный (2–7 лет).

3. Период конкретных операций (7–11 лет).

4. Период формальных операций (11 лет и старше).

В своих работах Ж. Пиаже развивал также представление о стадийности развития интеллекта. Принято выделять шесть стадий развития сенсомоторного интеллекта по Пиаже:

1. Упражнение рефлексов: сосание, хватание, смотрение, слушание (0–1 мес.).

2. Адаптация основных сенсорных и моторных структур (1–4 мес.).

3. Развитие стратегии продления интересных впечатлений (4–8 мес.).

4. Действия, более преднамеренные (8–12 мес.).

5. Активное исследование методом проб и ошибок (12–18 мес.).

6. Мысленное представление действия перед его совершением, умственные комбинации (18–24 мес.).

Американскими психологами разработан словесный ассоциативный тест (Word Associate Test) для оценки знаний в процессе обучения. Школьникам и студентам предлагался список терминов или собственных имен, относящихся к определенной тематике; на каждый термин они должны были отвечать релевантным словом и короткой фразой. Ответы оценивались по четырехбалльной шкале в зависимости от степени релевантности. Сумма баллов характеризовала полноту усвоения материала и коррелировала с уровнем знаний экзаменующегося по определенной теме. Следовательно, изучение когнитивных ассоциаций имеет не только большое теоретическое, но и практическое значение.

Новым в изучении структур, причастных к выполнению когнитивных функций, является установление роли мозжечка, отвечающего за координацию и равновесие, в процессах познания. Известно, что мозжечок связан с префронтальной, затылочно-теменной и височной кортикальными ассоциативными областями, с лимбической системой. С помощью позитронно-эмиссионной томографии выявлена активация структур мозжечка при выполнении нейропсихологических заданий, не связанных с движением. Нейрофизиологические, нейровизализационные и патоморфологические данные свидетельствуют, что мозжечок является одной из церебральных структур, пораженных при таких когнитивных и поведенческих расстройствах, как синдром дефицита внимания и гиперактивности, аутизм, шизофрения.

Кроме того, у пациентов с наследственными церебеллярными атаксиями выявлены когнитивные дисфункции. У больных с очаговыми патологическими изменениями мозжечка вследствие опухоли, инфаркта головного мозга обнаружен когнитивный дефицит с нарушением исполнительных, визуально-пространственных, лингвистических и поведенческих функций. Известно, что функциональная активность мозжечка тесно связана с работой подкорковых ядер, также вовлеченных в осуществление когнитивных функций. Установлено, что подкорковые ядра активно участвуют в контроле автоматизированного зрительно-пространственного внимания [263].

Одним из тестов, чувствительных к зрительно-пространственным и регуляторным расстройствам, является тест рисования часов. Пациент должен самостоятельно нарисовать на нелинованной бумаге часы в виде круга с цифрами на циферблате и расположить стрелки согласно заданному времени. Как давно люди пользуются часами? Сначала в Древнем Египте появились солнечные часы, затем были созданы водяные и песочные часы, только в конце VI в. в Византии появляются механические часы; сегодня многие пользуются электронными кварцевыми часами. При выполнении теста рисования часов возникают вопросы о психологическом строении навыка определения времени по часам, о его возрастных особенностях, о влиянии наличия часов на когнитивную деятельность, поведение человека. Показано, что определение времени по часам требует выполнения ряда гностических и мнестических пространственно-временных операций [170]. И хотя уже маленькие дети играют с часами, с удовольствием слушают тиканье часов, навык пользования ими формируется только в младшем школьном возрасте, а иногда это происходит только у подростков.


Она была организована в 2017 году по инициативе генерального директора Центра, академика РАН Евгения Владимировича Шляхто.

Идея создания кафедр в структуре научного многопрофильного центра – во многом новая и экспериментальная концепция, в основе которой - интеграция обучения с фундаментальными и клиническими исследованиями. Это позволяет на практике проверять и закреплять полученные знания и навыки, участвовать в разработке и апробации передовых диагностических, лечебных технологий и методик.


Под руководством доктора медицинских наук Татьяны Михайловны Алексеевой на кафедре была обдумана и спланирована идеология обучения неврологии с максимальным использованием преимуществ многопрофильного научно-исследовательского учреждения.

Сегодня на кафедре обучается двадцать пять ординаторов и девять аспирантов, проводятся четырнадцать циклов ДПО в год, в том числе авторских, по наиболее актуальным проблемам неврологии.

Ординаторы получают на старте большой выбор типов научных исследований, в конце обучения реализующихся написанием курсовых работ, их устной защитой на конференции молодых учёных. Будущие неврологи и аспиранты, наряду с профессиональными компетенциями, осваивают навыки планирования и проведения научной работы и математического анализа, итогом чему служит понимание основ доказательной медицины.

Клиническая деятельность кафедры реализуется в клинике неврологии НМИЦ, насчитывающей более семьдесяти коек, а также на базах кафедры в городских больницах.

Кафедра уникально сочетает научно-исследовательскую и клиническую деятельность с высоким качеством обучения, основанном на классических традициях петербургской неврологической школы. Здесь эффективно применяются новые образовательные технологии, междисциплинарное и международное сотрудничество.

Внушителен и кадровый состав кафедры: шесть докторов наук и шесть кандидатов наук, большинство из них – учёные и клиницисты экспертного уровня.

- Заведующая кафедрой, д.м.н. Т. М. Алексеева.

- Профессора кафедры: д.м.н. М. Л. Чухловина, д.м.н. Н. Е. Иванова,

д.м.н. Л. В. Липатова, д.м.н. С. С. Кучеренко, д.м.н. Е. Ю. Абриталин.

- Доценты кафедры: к.м.н. Е. Б. Панина, к.м.н. М. П. Топузова, к.м.н. Е. А. Кондратьева, к.м.н. С. А. Кондратьев, д.м.н. М. Л. Поспелова, к.м.н. И. Ю. Хабаров.

- Ассистент: к.м.н. М. Ю. Ефимова.

Направления научно-исследовательской и образовательной деятельности:

  • Цереброваскулярная патология, в том числе, изучение нейропластичности и исследования коннектома.
  • Нейрореабилитация - как наиболее востребованное направление в современной неврологии. Исследуются механизмы нейропластичности и молекулярно-генетические основы реабилитационного потенциала. Внедряется важнейший принцип нейрореабилитации - максимально раннее ее начало. Используются инновационные технологии - БОС, программы интерфейс-мозг-компьютер, роботизированные техники, нейропсихологические методики и эрготерапия. Развививаеюся предоперационные и послеоперационные реабилитационные технологии, хирургия быстрого восстановления (Fast track surgery).
  • Нервно-мышечные заболевания, в том числе, исследование миастении и бокового амитрофического склероза.
  • Демиелинизирующие заболевания. Начато исследование применения нового метода лечения рассеянного склероза - трансплантации стволовых кроветворных клеток.
  • Нейродегенеративные заболевания.
  • Эпилепсия и пароксизмальные состояния. Нейромодуляция при фармакорезистенной эпилепсии.

Сотрудники кафедры:



Профессор кафедры: д.м.н. Мария Лазаревна Чухловина



Профессор кафедры: д.м.н. Наталья Евгеньевна Иванова



Профессор кафедры: д.м.н. Людмила Валентиновна Липатова



Профессор кафедры: д.м.н. Станислав Сергеевич Кучеренко



Профессор кафедры: д.м.н. Абриталин Евгений Юрьевич



Доцент кафедры: к.м.н. Елена Борисовна Панина



Доцент кафедры: к.м.н. Мария Петровна Топузова



Доцент кафедры: к.м.н. Екатерина Анатольевна Кондратьева



Доцент кафедры: к.м.н. Сергей Анатольевич Кондратьев



Ассистент кафедры: к.м.н. Мария Юрьевна Ефимова


М. Л. Чухловина
Деменция. Диагностика и лечение

Рецензенты: В. Г. Помников, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой медико-социальной экспертизы и реабилитации при нервных болезнях Санкт-Петербургского института усовершенствования врачей-экспертов; Н. В. Скрипченко, доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора по научной работе Научно-исследовательского института детских инфекций.

Предисловие

Книга посвящена проблеме диагностики и лечения деменций. По современным представлениям, деменции относятся к когнитивным нарушениям, определяемым как ухудшение познавательных функций: внимания, памяти, гнозиса, праксиса, мышления по сравнению с исходным индивидуальным или средним возрастным и образовательным уровнями вследствие структурных, дисметаболических, токсических повреждений головного мозга, влияющих на эффективность обучения и профессиональной, бытовой, социальной деятельности [210]. Распространенность деменции в европейских странах в популяции старше 65 лет достигает 30 %. В нашей стране этот показатель составляет 4–5 %, что объясняют меньшей продолжительностью жизни в России, недостаточным вниманием к выявлению деменций, традиционно более жестким подходом к диагностике данной патологии.

В настоящее время доказана необходимость широкого внедрения в клиническую практику современных методов диагностики деменций. В книге изложены сведения по этиологии, патогенезу, эпидемиологии, клиническим проявлениям различных форм деменций. Приведены современные международные критерии, классификация деменции. Рассматриваются ее особенности при нейродегенеративных, сосудистых, инфекционных, демиелинизирующих заболеваниях головного мозга, при черепно-мозговых травмах, опухолях мозга, ликвородинамических нарушениях, при метаболических расстройствах. Представлены данные о деменциях, связанных с интоксикациями солями металлов, алкоголем, с приемом лекарств, наркотиков. Отдельная глава, написанная специалистом по молекулярно-генетическим методам исследования, доктором медицинских наук, профессором кафедры клинической лабораторной диагностики с курсом молекулярной медицины Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И. П. Павлова А. Б. Чухловиным, посвящена современной лабораторной диагностике нейродегенеративных заболеваний Дано описание диагностического алгоритма при различных формах когнитивных нарушений. Подробно рассмотрены додементные когнитивные расстройства, раннее выявление которых и назначение адекватной терапии может улучшить когнитивный статус пациентов. Для иллюстрации трудностей диагностики приводятся собственные клинические наблюдения. В последние годы в медицине получили широкое распространение новые технологии, в лечебную практику внедрены высокоинформативные диагностические методы, эффективные лекарства, их описание и опыт применения приведены в книге. Хочется надеяться, что издание, содержащее описание диагностического алгоритма и современных методов лечения деменций, будет полезно специалистам различного профиля: неврологам, психиатрам, психологам, геронтологам, нейрохирургам, терапевтам, эндокринологам, инфекционистам, семейным врачам и студентам медицинских вузов. Критические замечания будут восприняты автором с благодарностью.

Глава 1. Возрастные аспекты когнитивных функций

У каждого человека бывает три молодости: молодость тела, молодость сердца и молодость ума. К несчастью, они никогда не совпадают.

Научно-преподавательский состав организации:

Аверкиев Дмитрий Вячеславович.
Доцент кафедры Военной травматологии и ортопедии ВМедА им. С.М.Кирова,
Главный специалист Министерства Обороны РФ по лечебной физкультуре, врач — травматолог-ортопед высшей категории, врач лечебной физкультуры и спортивной медицины.

Димитриенко Андрей Игоревич
К.м.н., врач-терапевт, специалист по остеопорозу СПб ГБУЗ ГГУ, ассистент кафедры госпитальной терапии ПСПБ ГМУ.

Герасимова Галина Васильевна
К.м.н., доцент кафедры реабилитационной медицины ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А.Альбрехта Минтруда России, руководитель центра физической терапии и медицинской реабилитации ФГБУ ФНЦРИ им. Г.А.Альбрехта Минтруда России, врач лечебной физкультуры и спортивной медицины высший категории, кинезиотерапевт, эксперт по организации педагогической деятельности в системе реабилитации и абилитации инвалидов, ведущий эксперт по основам качества медицинской деятельности инвалидов. Автор более 100 научных работ.

Глуховской Дмитрий Владимирович
Кандидат медицинских наук, ассистент кафедры госпитальной терапии ВМедА им.С.М.Кирова.
Врач-терапевт, врач-кардиолог, врач функциональной диагностики, преподаватель высшей школы, автор 61 печатной работы.

Григорьева Валентина Николаевна
Кандидат медицинских наук, доцент, врач высшей категории по лечебной физкультуре и спортивной медицине, мастер спорта, тренер международной федерации ONWF по скандинавской ходьбе. Является автором более 30 научных публикаций, в том числе в Журналах ВАК.

Желвакова Любовь Яковлевна
Председатель координационного совета по реабилитации больных перенесших ОНМК приморского района г. Санкт-Петербурга, заведующий отделением восстановительного лечения, врач-гериатр высшей категории.

Кацнельсон Максим Анатольевич
Руководитель Санкт-Петербургского отделения ассоциации рефлексотерапевтов и гомеопатов, врач-невролог высшей категории, врач- рефлексотерапевт высшей категории, врач-гомеопат.

Назаров Вячеслав Владимирович
Доктор медицинских наук, заведующий отделением интегративной медицины Всероссийского Центра Экстренной и Радиационной Медицины им. А.М. Алмазова, врач-невролог высшей категории, врач –рефлексотерапевт, Член городского общества неврологов.

Сорокоумов Виктор Александрович
Доктор медицинских наук, профессор кафедры неврологии ФГБОУ ВО СПбГПМУ, лауреат премии Российской Федерации

Трапезников Андрей Владимирович
Кандидат медицинских наук, доцент кафедры военной травматологии и ортопедии Военно — медицинской академии им С.М.Кирова,
врач травматолог-ортопед высшей категории.

Чухловина Мария Лазаревна
Профессор кафедры неврологии и психиатрии НМИЦ им. В.А. Алмазова, доктор медицинских наук, врач-невролог высшей категории.

За время существования у нас прошли обучение свыше 3 000 слушателей.


Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Оплатили, но не знаете что делать дальше?

Автор книги: Мария Чухловина

Текущая страница: 2 (всего у книги 22 страниц) [доступный отрывок для чтения: 15 страниц]

Нейротрансмиттерные системы выявляются уже в ранней фетальной жизни и в пренатальный и перинатальный этапы развития имеют периоды чрезмерной экспрессии. Это показано для ацетилхолинергической, катехоламинергической и глутаматной систем [278]. Установлено, что нейротрансмиттеры и пептиды имеют определяющее значение не только для функционирования мозга взрослого человека, но и для его развития.

Холинергические афференты играют важнейшую роль в дифференцировке коры головного мозга, хотя сначала холинергические маркеры появляются в продолговатом мозге. При снижении холинергической иннервации наблюдается задержка клеточной дифференцировки в коре головного мозга, что ассоциируется с когнитивными и поведенческими расстройствами после рождения ребенка. Показано неблагоприятное влияние М– и Н-холинолитиков на пренатальное развитие моноаминергической системы [13]. Экспериментальные данные с использованием иммуноцитохимического окрашивания материала, полученного при абортах у женщин, показали, что иммунореактивность, характерная для ацетилхолинэстеразы, энкефалина, субстанции Р, впервые выявляется на 5–7-й неделе гестации в спинном мозге, затем в ядрах ствола мозга на 11–12-й неделе гестации. В то же время серотонинергические нейроны обнаруживаются впервые на десятой неделе гестации в дорсальном ядре шва, и по мере роста плода их число уменьшается. Факторы, ингибирующие освобождение соматостатина, вазопрессин, окситоцин выявляются в гипоталамусе на 12–14-й неделях гестации; моноаминоксидаза, сукцинатдегидрогеназа, вазоактивный интестинальный пептид обнаруживаются в визуальной коре в середине гестации. Считают, что раннее появление, широкая распространенность и высокий уровень нейротрансмиттеров и нейропептидов в развивающейся ЦНС свидетельствуют об их ключевой роли в нейрональной дифференциации.

Особое внимание исследователей привлекает изучение становления слухового восприятия и поведенческих ответов к звуку у новорожденных. Установлено, что доношенные новорожденные являются активными слушателями, которые, несмотря на незрелость системы слуха и ограниченный спектр поведенческих ответов, хорошо различают звуки речи [345]. К шести месяцам дети при восприятии речевых звуков извне могут воспроизводить фрагменты слов, которые они услышали; младенцы могут помнить слова из рассказа в течение более двух недель. Самое интересное, что обнаружена функциональная основа этой способности: результаты нейровизуализации свидетельствуют о наличии взаимосвязи структур слухового восприятия и артикуляционного аппарата у таких детей.

В первые месяцы жизни младенцы уже могут отличать высоту тонов и временные паттерны. Они распознают мелодию, когда высота тонов сдвигается вверх или вниз, но связь между ними сохраняется. Мелодический контур, по-видимому, наиболее заметная черта мелодий для слушателей-младенцев. Матери, поющие регулярно детям, делают это особенным образом: на высоких тонах, в медленном темпе, экспрессивно. Младенцы-слушатели предпочитают материнскую манеру пения, и они более внимательны к пению матери, чем к ее речи [380].

В научной литературе встречается большое число исследований, посвященных восприятию музыки, которое включает акустический анализ нот, музыкального образа, роли межполушарной асимметрии, особенностей возникающих эмоций. Считается, что правое полушарие доминирует при спектральном анализе мелодии, а левое является ведущим при определении ее ритмической структуры [32]. При узнавании мелодий, по данным нейровизуализации, активировались слуховая кора, зрительный бугор и нижняя лобная извилина с обеих сторон, что свидетельствует об участии в восприятии музыки различных когнитивных процессов, протекающих в обоих полушариях. Эмоциональное восприятие музыкальных произведений происходило с вовлечением всех структур лимбической системы, прежде всего, миндалины, гиппокампа. Восприятие музыки отличалось у лиц разного пола: эмоциональная насыщенность мелодий лучше различалась девочками по сравнению с мальчиками. Показано, что в онтогенезе развитие речи у детей опирается на просодическую информацию, так же как и восприятие музыки, которая воздействует на эмоции ребенка, на процессы социальной адаптации [306].

В настоящее время считают, что эмоции являются субъективной формой существования мотивации, системой сигналов, в которой потребности открываются субъекту [42]. В связи с этим в научной литературе широко обсуждается вопрос об эмоциональном интеллекте, который представляет собой совокупность ментальных способностей к пониманию собственных эмоций, а также эмоций других людей и к управлению эмоциональной сферой [5, 117]. Выделяют биологические (уровень эмоционального интеллекта родителей, правополушарный тип мышления, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости, свойства темперамента, особенности переработки информации) и социальные предпосылки эмоционального интеллекта (инстинктивное созвучие с окружением – синтония, степень развития самосознания ребенка, уверенность в своей эмоциональной компетенции, образовательный и материальный уровень родителей, эмоциональное благополучие между ними и др.). Представляются крайне важными не только с теоретической, но и с практической точки зрения исследования, свидетельствующие о возможности развития эмоционального интеллекта путем специального обучения и воспитания. Поэтому нейропсихологическое обследование детей, наряду с оценкой когнитивных функций, обязательно должно включать тестирование эмоциональной сферы.

Мы наблюдали мальчика в возрасте пяти лет с диагнозом психиатра: ранний детский аутизм; пациент не вступает в контакт со сверстниками, почти не общается с родителями, которые отдают все свое внимание, любовь, силы для развития ребенка; отличается стереотипностью поведения (ходит на цыпочках по кругу, переписывает буквы с экрана телевизора), речь нечеткая, около тридцати слов. При этом знает буквы, цифры, читает, собирает пазлы, целые картины, интересуется компьютером. В неврологическом статусе очаговая симптоматика не выявлялась; при исследовании потенциала P300: формирование когнитивной функции замедленно, снижено внимание, по данным ЭЭГ, отмечается несформированность биоэлектрических ритмов.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.