Чуковский и маршак нервно курят в стороне

3 ноября родился Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964). В популярности как детский поэт он уступает, пожалуй, только Корнею Чуковскому.

Маршак и Чуковский воспринимаются именно как парочка, человеческая рифма типа Ильф – Петров. Хотя отношения обоих связывали ревностные, амбициозные.


В Петрограде 1922 года создателям детской советской поэзии пришлось начинать с нуля.

До революции Чуковский был злобным критиком современного литературного процесса, фельетонистом, газетной акулой. После 1917 года об этом пришлось забыть.

В Питер Маршак привез детские пьесы, написанные в соавторстве с Черубиной де Габриак и балладу о пожаре, сочиненную в духе любимых им шотландцев. Чуковский сказал:

Хотя сразу заметил такое качество Маршака, как человеческая нечистоплотность.


Случай с Памбэ не единичный.

В 1936 Чуковский заносит в дневник:

Чуковский Маршака оправдывал, ибо видел, что подручный материал Маршак использует не для купить брюки или скушать кусок тортика, а для Литературы. Когда Борис Житков попытался выступить против рвачества Маршака на съезде детских писателей, Чуковский уговорил его не делать этого.

Удалось мне перевести всего четыре строки:

Есть у меня четверка слуг

и т. д.


Вот и насчет Маршака прорывалось.

Маршак защищал Чуковского перед чиновниками, как лев и все равно у Корнея Ивановича была пусть мимолетная, но обида, аккуратно фиксируемая в дневнике.

Благостные литературные отношения возможны, если писатели работают в разных жанрах, друг другу не мешая. Иначе конкуренция неизбежна, - иногда здоровая, иногда не очень. Поражаешься, какой мелочевкой занимались два титана детской литературы, деля территорию.


В 1937 детгизовскую редакцию Маршака разогнали, причем под арест едва не попала работающая там дочка Корнея Ивановича Лидия. Имя Маршака исчезает из дневника Чуковского на семь лет. Только в 1943 он вновь решается обратиться к старому другу.

Запись в дневнике от 2 июня 1943 года:

Старость, как и следовало ожидать, сгладила острые углы. Но окружающие по-прежнему травили байки о противостоянии кумиров детворы. Из уст в уста ходила эпиграмма Елизаветы Тараховской на Маршака:

Уезжая на вокзал,

Он Чуковского лобзал,

А приехав на вокзал,

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной.

Да и сам Чуковский в преддверии юбилея Маршака в 1957 году недоверие литературной общественности фиксирует:


Когда же Маршак умер, Чуковский проводил его верными словами, понимая, что стоять рядом на книжных полках долго, может быть, вечно.


  • 2.9K
  • 127
  • Email Pinterest Reddit Tumblr Пожаловаться
  • Копировать
  • Pinterest


  • 594
  • 26
  • Email Pinterest Reddit Tumblr Пожаловаться
  • Копировать
  • Pinterest


  • 1.6K
  • 12
  • Email Pinterest Reddit Tumblr Пожаловаться
  • Копировать
  • Pinterest


  • 569
  • 9
  • Email Pinterest Reddit Tumblr Пожаловаться
  • Копировать
  • Pinterest


  • 455
  • 18
  • Email Pinterest Reddit Tumblr Пожаловаться
  • Копировать
  • Pinterest


  • 1.6K
  • 56
  • Email Pinterest Reddit Tumblr Пожаловаться
  • Копировать
  • Pinterest


  • 769
  • 8
  • Email Pinterest Reddit Tumblr Пожаловаться
  • Копировать
  • Pinterest


  • 3K
  • 158
  • Email Pinterest Reddit Tumblr Пожаловаться
  • Копировать
  • Pinterest


  • 1.3K
  • 21
  • Email Pinterest Reddit Tumblr Пожаловаться
  • Копировать
  • Pinterest


  • 1.9K
  • 77
  • Email Pinterest Reddit Tumblr Пожаловаться
  • Копировать
  • Pinterest


  • 828
  • 21
  • Email Pinterest Reddit Tumblr Пожаловаться
  • Копировать
  • Pinterest


  • 755
  • 7
  • Email Pinterest Reddit Tumblr Пожаловаться
  • Копировать
  • Pinterest


  • 1.3K
  • 25
  • Email Pinterest Reddit Tumblr Пожаловаться
  • Копировать
  • Pinterest


  • 558
  • 8
  • Email Pinterest Reddit Tumblr Пожаловаться
  • Копировать
  • Pinterest


  • 554
  • 19
  • Email Pinterest Reddit Tumblr Пожаловаться
  • Копировать
  • Pinterest


  • 443
  • 4
  • Email Pinterest Reddit Tumblr Пожаловаться
  • Копировать
  • Pinterest


  • 992
  • 10
  • Email Pinterest Reddit Tumblr Пожаловаться
  • Копировать
  • Pinterest
  • 1.4K
  • 33
  • Email Pinterest Reddit Tumblr Пожаловаться
  • Копировать
  • Pinterest


  • 1.5K
  • 60
  • Email Pinterest Reddit Tumblr Пожаловаться
  • Копировать
  • Pinterest


  • 1.3K
  • 32
  • Email Pinterest Reddit Tumblr Пожаловаться
  • Копировать
  • Pinterest
  • конфиденциальность
  • условия

Плагин АйДаПрикол научит ваш телефон улыбаться

  • App Store
  • Google Play
  • Нет, спасибо

получить приложение АйДаПрикол, чтобы жарить их

Не так давно, на одном из мероприятий, посвящённых ценностям семьи, назвали самых читаемых детских писателей: Чуковский , Агния Барто и Маршак .

Но в Советском Союзе заниматься поэзией было смертельно опасно. Маршак выбрал жить, задействовав свой резервный дар - любовь к детям. В детскую литературу, как и в переводы национальных литератур, писатели "прятались", чтобы хоть как-то печататься. Маршак не прятался, а раскрывался: "Читатель мой особенного рода: умеет он под стол ходить пешком…". Ему хватило человеколюбия, чтобы стать детским поэтом, и таланта - чтобы стать великим детским поэтом. Как говорил Сергей Михалков , "Маршак Советского Союза".


Ему хватило любви, чтобы стать детским поэтом, и таланта - чтобы стать великим детским поэтом Фото: фотохроника ТАСС.

"Человека рассеянного" звали Лев Петрович, на самом деле – Самуил Яковлевич

Родился Маршак в семье химика, сотрудника мыловаренного завода Якова Мироновича Маршака и домохозяйки Евгении Борисовны Гительсон. Детство и юность провел в городке Острогожске под Воронежем , уже в гимназии проявилась его любовь к литературе и большое дарование. Эти сухие сведения из официальной биографии очень мало говорят нам о живом лице. Чуковский вспоминал, что в Маршаке он видел, как минимум, пятерых: поэта для детей, лирического поэта, драматурга, переводчика и прозаика. И еще, конечно, Маршак был просто хорошим человеком. Хотя это и не профессия.

Маршак много хлопотал за людей, не боясь, когда нужно, пойти и к следователю НКВД , и даже к генеральному прокурору Вышинскому . В войну приложил много сил к спасению еврейских детей.

Напомним один трогательный случай из мирного времени. Маршак заботился о литераторах "старой гвардии", автоматически угодивших в "попутчики" советской литературы. Среди них – о друге Блока, поэте Владимире Алексеевича Пясте. Однажды С.Я. выхлопотал для него аванс под детскую книгу, да сам её и написал. Это был самый первый вариант "Человека рассеянного", который вышел под подписью Пяста и под названием "Лев Петрович". Начало было такое:

Вместо собственной постели

Ночевал он на панели,

Удивляясь лишь тому,

Что проходят по нему.

Если можно верить слуху,

Он, со службы приходя,

Вешал часики - на муху

Недалеко от гвоздя.

Уносил с обеда ложку

И в передней каждый день

Надевал живую кошку

Вместо шапки набекрень.

Биографы утверждают, что "Рассеянного" Самуил Яковлевич писал с самого себя. И держал при себе пожилую помощницу-немку Розалию Ивановну, которую в войну спас от высылки из Москвы , и которая следила, чтобы он не забыл пообедать и надеть пальто, выходя на улицу.


Как и многие его коллеги, Самуил Яковлевич не был сразу детским писателем Фото: фотохроника ТАСС.

В 1943 году - заклятые друзья все-таки разошлись всерьёз, когда Маршак отказался печатать "Бармалея" Чуковского, признав стишки… "слабоватыми". За это получил от Чуковского "лицемера" и страшно обиделся. И всю жизнь они препирались.

И сам подвергался критике

Автобус номер двадцать шесть.

Баран успел в автобус влезть,

Верблюд вошел, и волк, и вол.

Гиппопотам, пыхтя, вошел…

В сроковые годы эта веселая сказка-развивалка "Автобус номер двадцать шесть" подверглась разносу в прессе. "Недопустимо пассажиров автобуса, советских людей, превращать в зверей, птиц и рыб. " - бранились газеты.

Дрался с секретаршей

Винил себя в смерти дочери и боялся за сыновей

В постсоветское время стало модно критиковать детскую классику за жестокость. Мол, персонажи страшноваты, перипетии жутковаты. Чуковскому инкриминируется "Мойдодыр", "Тараканище", Маршаку - "Сказка о глупом мышонке". Эта сказка была написана всего за одну ночь, чтобы достать денег на билет до Евпатории для больного сына Иммануэля. Мальчик страдал болезнью почек, врачи говорили, что он может не выжить. А родители - Самуил Яковлевич с Софьей Михайловной - над сыном буквально тряслись. Он родился через два года после смерти первенца – годовалой дочери Натанаэль. Малютка погибла от ожогов, перевернув на себя горячий самовар. Маршак очень боялся за жизнь и старшего Иммануэля, и младшего Якова, который родился в 1925 году. Старший дожил до зрелых лет, Яков умер от туберкулеза в 21 год.


Маршак Советского Союза Фото: фотохроника ТАСС.

В нашей столице,

Но не могут найти

Великая тайна Маршака и Каббала

Критик Владимир Стасов, напутствуя Маршака в большую литературу, советовал ему развивать тему еврейских корней.

Стихи для взрослых

В шестидесятые, когда его, лауреата Сталинских премий, не могли уже ни затравить, ни посадить, Маршак публикует сборник "взрослых" стихов "Избранная лирика". В книгу входит посвящение Цветаевой , за которое прежде было можно сесть, а в 1963 получить аж целую Ленинскую премию, что с Маршаком и произошло. А в 1964 его не стало.

Ведерко, полное росы,

Я из лесу принес,

Где ветви в ранние часы

Роняли капли слез.

Ведерко слез лесных набрать

Не пожалел я сил.

Так и стихов моих тетрадь

По строчке я копил.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сочинять стихи Маршак начал еще до того, как научился писать. Он рифмовал их быстро и легко. Стихи получались простыми и понятными как детям, так и взрослым.

А вы помните стихи из вашего детства?

Тест "КП": продолжи стих Самуила Маршака.Apester is a platform that offers an assortment of free online storytelling tools that enable publishers to engage with their audience.

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.


Параллельные прямые


Оба писателя изначально специализировались вовсе не на детской литературе. Корней Чуковский дебютировал в качестве остроумного и саркастичного журналиста, статьи которого неизменно пользовались успехом у публики. При этом коллеги по перу всерьёз опасались стать героями его очерков, но молодой писатель с удовольствием и юмором критиковал своих собратьев по цеху, за что заслужил славу едва ли лучшего критика начала ХХ века.

Самуила Маршака особо ценили за поэтический талант, при этом даже Александр Блок и Анна Ахматова отдавали дань уважения молодому поэту и считали себя менее одарёнными. На самом деле Маршак уже в пятилетнем возрасте вполне успешно слагал слова в рифмы на родном для себя иврите, а когда ему исполнилось 15, многие уже видели в нём светило отечественной поэзии.


Если Чуковский был исключён из гимназии, как незаконнорождённый сын кухарки, то Маршак не имел права учиться нигде, кроме районов, определённых для евреев чертой оседлости. Но юному поэту повезло: на его жизненном пути встретился критик Стасов, который стал принимать самое активное участие в жизни молодого дарования. Самуил стал учащимся Третьей петербургской гимназии, в Ялте он жил в доме жены Горького, дабы укрепить пошатнувшееся здоровье.



Два талантливых писателя познакомились уже после революции в 1918 году благодаря Горькому, который поручил Маршаку и Чуковскому составить учебник для переводчиков.

Детская литература


К тому моменту Маршак уже был увлечён детской литературой и сумел в полной мере привлечь нового приятеля на свою сторону. Журналистика в те времена уже могла быть небезопасной. Чуковский, впрочем, к этому времени уже написал свои первые детские произведения.


Когда же авторов стали арестовывать в 1937, а фамилия самого Самуила Яковлевича оказалась в расстрельных списках, то сам Сталин сказал о том, что Маршак – хороший детский писатель. С тех пор его не смели трогать и даже дали квартиру в центре столицы. Вместе с тем Самуил Маршак теперь выступал в роли заступника других писателей.

Часто заступался он и за Чуковского, как только у него возникали проблемы, только делал это через Максима Горького. Отношения же между Маршаком и Чуковским сложились очень своеобразные. С виду казалось, что писатели дружны между собой. Однако на деле они нередко отпускали колкости и саркастические замечания в адрес друг друга.

Абсурдное соперничество


Бывшие приятели остались настолько недовольны друг другом после этого инцидента, что даже не здоровались больше 15 лет. При этом они постоянно соревновались друг с другом, находя для соперничества самые невероятные поводы.


Им было важно опередить бывшего приятеля не только в количестве наград, популярности у читателей. Если у одного случалось несчастье, то второй старался показаться ещё более обиженным судьбой. Один позволял себе какие-то чудачества, второй уже на следующий день пытался удивить общественность каким-то невероятным поступком.

Когда Чуковский мучился бессонницей, он мог выть по ночам от сильнейшей головной боли и отчаянно бить себя по голове. Узнав об этом, Маршак тут же стал рассказывать о собственных приступах гнева, когда он от злости падает на пол и кусает ковёр.


Их чудачества усилились с годами, а попытки превзойти соперника доходили до абсурда. Оба успешных писателя сказывались неудачниками, боялись потратить лишнюю копейку и неизменно доказывали окружающим своё преимущество. Даже после смерти Маршака Чуковский в последний раз уколол своего противника: если Самуил Яковлевич определял свой психологический возраст пятью годами, то Чуковский назначил себе шесть лет.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.


Параллельные прямые


Оба писателя изначально специализировались вовсе не на детской литературе. Корней Чуковский дебютировал в качестве остроумного и саркастичного журналиста, статьи которого неизменно пользовались успехом у публики. При этом коллеги по перу всерьёз опасались стать героями его очерков, но молодой писатель с удовольствием и юмором критиковал своих собратьев по цеху, за что заслужил славу едва ли лучшего критика начала ХХ века.

Самуила Маршака особо ценили за поэтический талант, при этом даже Александр Блок и Анна Ахматова отдавали дань уважения молодому поэту и считали себя менее одарёнными. На самом деле Маршак уже в пятилетнем возрасте вполне успешно слагал слова в рифмы на родном для себя иврите, а когда ему исполнилось 15, многие уже видели в нём светило отечественной поэзии.


Если Чуковский был исключён из гимназии, как незаконнорождённый сын кухарки, то Маршак не имел права учиться нигде, кроме районов, определённых для евреев чертой оседлости. Но юному поэту повезло: на его жизненном пути встретился критик Стасов, который стал принимать самое активное участие в жизни молодого дарования. Самуил стал учащимся Третьей петербургской гимназии, в Ялте он жил в доме жены Горького, дабы укрепить пошатнувшееся здоровье.



Два талантливых писателя познакомились уже после революции в 1918 году благодаря Горькому, который поручил Маршаку и Чуковскому составить учебник для переводчиков.

Детская литература


К тому моменту Маршак уже был увлечён детской литературой и сумел в полной мере привлечь нового приятеля на свою сторону. Журналистика в те времена уже могла быть небезопасной. Чуковский, впрочем, к этому времени уже написал свои первые детские произведения.


Когда же авторов стали арестовывать в 1937, а фамилия самого Самуила Яковлевича оказалась в расстрельных списках, то сам Сталин сказал о том, что Маршак – хороший детский писатель. С тех пор его не смели трогать и даже дали квартиру в центре столицы. Вместе с тем Самуил Маршак теперь выступал в роли заступника других писателей.

Часто заступался он и за Чуковского, как только у него возникали проблемы, только делал это через Максима Горького. Отношения же между Маршаком и Чуковским сложились очень своеобразные. С виду казалось, что писатели дружны между собой. Однако на деле они нередко отпускали колкости и саркастические замечания в адрес друг друга.

Абсурдное соперничество


Бывшие приятели остались настолько недовольны друг другом после этого инцидента, что даже не здоровались больше 15 лет. При этом они постоянно соревновались друг с другом, находя для соперничества самые невероятные поводы.


Им было важно опередить бывшего приятеля не только в количестве наград, популярности у читателей. Если у одного случалось несчастье, то второй старался показаться ещё более обиженным судьбой. Один позволял себе какие-то чудачества, второй уже на следующий день пытался удивить общественность каким-то невероятным поступком.

Когда Чуковский мучился бессонницей, он мог выть по ночам от сильнейшей головной боли и отчаянно бить себя по голове. Узнав об этом, Маршак тут же стал рассказывать о собственных приступах гнева, когда он от злости падает на пол и кусает ковёр.


Их чудачества усилились с годами, а попытки превзойти соперника доходили до абсурда. Оба успешных писателя сказывались неудачниками, боялись потратить лишнюю копейку и неизменно доказывали окружающим своё преимущество. Даже после смерти Маршака Чуковский в последний раз уколол своего противника: если Самуил Яковлевич определял свой психологический возраст пятью годами, то Чуковский назначил себе шесть лет.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

« Стихи я писала лет с четырех. Моим кумиром был Маяковский. Живого Маяковского я впервые увидела много позднее. Мы жили на даче , в Пушкино , оттуда я ходила на Акулову гору играть в теннис. Меня в то лето с утра до вечера мучили слова , вертела их по-всякому , и только теннис выбивал из головы рифмы. И вот однажды , во время игры , приготовившись подавать мяч , я застыла с поднятой ракеткой: за длинным забором ближайшей дачи увидела Маяковского. Сразу узнала его по фотографии. Оказалось , что он живет здесь. на своей даче.

Потом я не раз смотрела с теннисной площадки , как он шагает вдоль забора , что-то обдумывая. Ему не мешал ни голос судьи , ни возгласы игроков , ни стук мячей. Кто бы знал , как мне хотелось подойти к нему! Я даже придумала , что ему скажу:

— Знаете , Владимир Владимирович , когда моя мать была школьницей , она всегда учила уроки , шагая по комнате , и ее отец шутил , что , когда он разбогатеет , купит ей лошадь , чтоб она не так уставала'. И тут произнесу главное: ‘Вам , Владимир Владимирович , не нужны никакие вороные кони , у вас — крылья поэзии.

Конечно , я не решилась подойти к даче Маяковского и , к счастью , не произнесла этой ужасной тирады.

Увидев в Сокольническом парке гудящую нетерпеливую толпу ребят , Маяковский взволновался , как волнуются перед самым ответственным выступлением.

Когда он начал читать детям свои стихи , я стояла за эстрадой на лесенке , и мне была видна только его спина и взмахи рук. Но я видела восторженные лица ребят , видела , как они радовались и самим стихам , и громовому голосу , и ораторскому дару , и всему облику Маяковского. Хлопали ребята так долго и громко , что распугали всех птиц в парке. После выступления Маяковский , вдохновленный , спустился с эстрады , вытирая лоб большим платком.

— Вот это аудитория! Для них надо писать! — сказал он трем молодым поэтессам. Одной из них была я. Его слова многое для меня решили.

Принципам Маяковского я старалась ( пусть ученически) следовать в своей работе. Мне было важно утвердить для себя право на большую тему , на разнообразие жанров ( в том числе и на сатиру для детей). Стремилась я это делать в форме органичней для себя и доступной детям. Все же не только в первые годы моей работы мне говорили , что мои стихи скорее о детях , чем для детей: сложна форма выражения. Но я верила в наших детей , в их живой ум , в то , что маленький читатель поймет большую мысль.

— Спасибо , я так рада , что придумала почитать детские письма.

— Не вы первая это придумали, — улыбнулся редактор, — еще в 1930 году приходил к нам читать детские письма Владимир Маяковский.

Писать стихи для детей учили меня многие , каждый по-своему. Вот , Корней Иванович Чуковский слушает мое новое стихотворение , улыбается , благожелательно кивает головой , хвалит рифмы. Я вся расцветаю от его похвалы , но он тут же добавляет не без ехидства:

— Очень мне интересно было бы послушать ваши безрифменные стихи.

Корней Иванович чуть позже пояснил в своем письме:

…И вот , как будто легкий скок
Коня в тиши раздался,
Несется по полю ездок!
Гремя к крыльцу примчался,
Гремя вбежал он на крыльцо,
И двери брякнуло кольцо…

Мальчик у липы стоит,
Плачет и всхлипывает.

И я стала искать рифму , в народе — в пословицах и поговорках… Первые же мои изыскания в области рифмы убедили меня в том , что поговорки , песенки , пословицы , наряду с точными рифмами , богаты и ассонансами.

— Юмор подлинный? А до детей дойдет? — допытывалась я.

— Ваши сатиры написаны от лица детей , и разговариваете Вы со своими Егорами , Катями , Любочками не как педагог и моралист , а как уязвленный их плохим поведением товарищ. Вы художественно перевоплощаетесь в них и так живо воспроизводите их голоса , их интонации , жесты , самую манеру мышления , что все они ощущают Вас своей одноклассницей…

— Теперь не буду умываться! — почему? — опешила я. Оказалось: Вовка жаждет посмотреть , как будет убегать одеяло и скакать подушка. Картина-то заманчивая!

По телефону я , смеясь , рассказала об этом Корнею Ивановичу , но он не рассмеялся. Огорченно воскликнул:

— Странный у вас племянник! Приведите его ко мне! Прославленный автор любимейшего детьми ‘Мойдодыра' искренне всполошился из-за нескольких слов четырехлетнего Вовки!

Рассказать о том , как я училась у Маршака , пожалуй , мне труднее всего. Далеко не просто и не сразу сложились наши отношения. В чем-то были повинны обстоятельства , в чем-то мы сами.

К первым моим книжкам Маршак отнесся отрицательно , я бы даже сказала — нетерпимо. А слово Маршака уже имело тогда большой вес , и меня беспощадно ‘прославляла' негативная критика. В один из приездов Самуила Яковлевича в Москву он при встрече в издательстве назвал одно мое стихотворение слабым. Оно и в самом деле было слабым , но я , уязвленная разраздраженностью Маршака , не стерпев , повторила чужие слова:

— Вам оно и не может нравиться , вы же правый попутчик!

Маршак схватился за сердце.

В течение нескольких лет разговоры наши велись на острие ножа. Сердила его мая строптивость и некоторая прямолинейность , свойственная мне в те годы.

К сожалению , слишком прямолинейно вела я себя и в разговорах с Маршаком. Однажды , не согласившись с его поправками к моим стихам , боясь утратить свою самостоятельность , чересчур запальчиво сказала:

— Есть Маршак и подмаршачники. Маршаком я стать не могу , а подмашмачником не хочу!

Мне было необходимо доказать самой себе , что я все-таки что-то могу. Стараясь сохранить свои позиции , в поисках собственного пути я читала и перечитывала Маршака.

Чему я училась у него? Завершенности мысли , цельности каждого , даже небольшого стихотворения , тщательному отбору слов , а главное — высокому , взыскательному взгляду на поэзию.

Время шло , изредка я обращалась к Самуилу Яковлевичу с просьбой послушать мои новые стихи. Постепенно он становился добрей ко мне , так мне казалось. Но хвалил меня редко , гораздо чаще ругал: и ритм меняю неоправданно , и сюжет недостаточно глубоко взят. Похвалит две-три строчки , и всё! Почти всегда уходила я от него расстроенная , мне казалось , что Маршак не верит в меня. и однажды с отчаянием сказала:

— Больше не буду отнимать у вас время. Но если когда-нибудь вам понравятся не отдельные строчки , а хотя бы одно мое стихотворение целиком , прошу вас , скажите мне об этом.

Не виделись мы с С. Я. долго. Большим лишением для меня было не слышать , как он негромко , без нажима читает Пушкина своим как бы задыхающимся голосом. Удивительно , как он умел одновременно раскрыть и поэтическую мысль , и движение стиха , и его мелодию. Не хватало мне даже того , как Самуил Яковлевич сердится на меня , беспрестанно дымя папиросой. Но вот в одно незабываемое для меня утро , без предупреждения , без телефонного звонка , ко мне домой приехал Маршак. В передней вместо приветствия сказал:

— Я исправлю… Спасибо вам! — восклицала я , обнимая Маршака.

Не только его похвала была бесконечно дорога мне , но и то , что он запомнил мою просьбу и даже приехал сказать слова , которые мне так хотелось услышать от него.

Наши отношения не сразу стали безоблачными , но настороженность исчезла. Суровый Маршак оказался неистощимым выдумщиком самых невероятных историй. Вот одна из них:

— Вы тоже писательница? Тоже в зоопарке подрабатываете?

— Почему в зоопарке? — удивилась я.

— Не плохо им платят, — сказала девушка, — одному — триста рублей , другому — двести пятьдесят.

Видимо , благодаря искусству рассказчика вся эта фантастическая история не оставила у нее никаких сомнений. Еле дождалась я вечерней прогулки с Корнеем Ивановичем , чтобы насмешить его выдумкой Маршака.

— Как это могло прийти ему в голову? — хохотала я. — представляете , он — тигром работает , а вы — жирафом! Ему — триста , вам- двести пятьдесят!

Корней Иванович , который сначала смеялся вместе со мной , вдруг сказал грустно:

— Вот , всю жизнь так: ему — триста , мне — двести пятьдесят…

Маршака я перечитываю часто. И стихи , и надписи на подаренных мне книгах. Все они мне дороги , но одна особенно:

Самые известные цитаты Агнии Барто

— Справедливо некоторые врачи считают , что если ребенок нервный , надо прежде всего лечить его родителей.

— Все-таки самый искренний разговор-это разговор с самим собой.

— Время летит-удивительно быстро:
Старятся кошки , взрослеют котята
Так это , сядешь и поразмыслишь:
Все это — правильно , но не понятно

— Есть такие люди — им все подай на блюде.

— Мне не хватает теплоты, —
Она сказала дочке.
Дочь удивилась: — Мёрзнешь ты
И в летние денёчки?
— Ты не поймёшь , ещё мала, —
Вздохнула мать устало, —
А дочь кричит: — Я поняла! —
И тащит одеяло.

— Если по законам зла преступника тянет на место преступления , то , вероятно , по законам добра человека , рисковавшего своей жизнью ради другого , влечет к тому , кого он спас

— Пути развития детской книги — одна из самых важных и гуманных проблем духовного роста человека.

— Думаю , что от боязни испортить себе настроение чужой бедой ( даже увиденной не в жизни , а в кино) всего один шаг к эгоизму и бессердечию.

Агния Львовна родилась в феврале 1907 года , пережила революцию , голод , Великую отечественную войну. Во время войны Агния Львовна работала на радио , в газетах , трудилась на оборонных заводах. Несколько раз ездила в командировки на фронт. Однажды чудом выбралась с минного поля.

4 мая 1945 года , в канун победы трагически погибает сын Гарик — его сбила машина. Эту боль , это горе осталось с ней навсегда.

Ее не стало 1 апреля 1981 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище.

Из воспоминаний Расула Гамзатова:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.