Цнс и психические процессы

Основой функционирования психики является деятельность центральной нервной системы. Было установлено, что вся нервная система состоит из самостоятельных единиц - нейронов, то есть нервных клеток с отростками. Нейрон выполняет целый ряд важнейших функций, в число которых входят: воспринимающая, интегративная, мнестическая, проводниковая, передающая. Центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга. Головной мозг состоит из мозгового ствола, мозжечка и двух полушарий, куда входят кора, подкорковые структуры.

Кора головного мозга - самое позднее в эволюционном и высшее в функциональном отношении образование нервной системы

Кора осуществляет анализ и синтез сигналов, поступающих из внешнего мира и внутренней среды организма. В коре имеются проекционные и ассоциативные зоны. Проекционные зоны связаны с нейронами подкорковых центров. Ассоциативные зоны не имеют непосредственной связи с подкорковыми центрами, но связаны двусторонней временной связью с проекционными центрами. Именно они играют важную роль в осуществлении высшей нервной деятельности.

В настоящее время известны такие проекционные центры, как центры общей чувствительности, кинестетической чувствительности, слуховой, зрительной, вкусовой, обонятельной, вестибулярной чувствительности и др. К ассоциативным центрам относятся акустический центр речи, двигательный центр речи, центр зрительного анализа письменной речи, двигательный центр письменной речи и др. Любая функция является результатом целостной работы мозга. Сложные психические процессы реализуются совместной деятельностью целой системы органов, то есть сложной функциональной системой. Даже относительно простое произвольное движение реализуется сложной функциональной системой, включающей целый комплекс как чувствительных (афферентных), так и двигательных (эфферентных) импульсов. Принципы функциональной организации работы ЦНС были разработаны Лурия. В ЦНС выделяется три основных блока, каждый из которых выполняет свои функции в организации психической деятельности.

Первый блок - блок тонуса коры, или энергетический блок, в его состав входят образования верхних отделов ствола мозга, ретикулярной формации и древней лимбической коры. Основная функция этого блока - поддержание тонуса коры, обеспечение и поддержание внимания, отбора импульсов. Первый блок не участвует в приеме и переработке информации, он обеспечивает необходимый уровень активности для того, чтобы эта деятельность осуществлялась. Нарушения функционирования первого блока ведут к изменению тонуса и активности, что проявляется либо в чрезмерном возбуждении, либо в снижении работоспособности, вялости, сонливости, вплоть до потери сознания и комы.

Второй блок - это блок приема, переработки и хранения информации. Он включает так называемые задние отделы коры, то есть теменные, височные, затылочные и, в отличие от первого блока, имеет модально-специфический характер, характер деятельности и ее нарушений четко определяются локализацией. Здесь находятся центры зрительной, слуховой, тактильно-кинестетической чувствительности. Основная функция этого блока, как следует из его названия - прием, переработка, хранение информации.

Третий блок осуществляет программирование, регуляцию и контроль поведения. В него входят передние отделы больших полушарий. Ведущее место занимают лобные доли вместе с восходящими и нисходящими связями с ретикулярной формацией. Исследования показали, что двустороннее поражение лобных долей приводит к неспособности сохранять сложные программы и цели действий, тормозить не соответствующие программам импульсы, устойчиво концентрировать внимание на задаче. Поведение таких больных начинает регулироваться не внутренними целями, а любыми случайными внешними импульсами, утрачивается критика к своим действиям и способность осознавать ошибки и исправлять их.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понимание нервно-психических процессов

Нервно-психические процессы отражают воздействие раздражителя на поверхность организма и передают активизацию импульсов в центры.

В данных процессах сохраняются следы возбуждения и соотносятся с подобными следами прошлых воздействий в том или ином центре. В результате, эти взаимосвязи получают реакцию в виде движения тела или иной форме проявления реакции организма.

Начало процесса связано с впечатлениями, а далее процесс идет при образовании и сочетании импульсов с полученной информацией, затем происходит внешнее отражение, то есть внешняя реакция на раздражитель.

Нервно-психические процессы характеризуются сочетанием импульсов, предполагающих хранение следов предыдущих впечатлений с устанавливаемыми сочетаниями следов новых впечатлений, возникающих при воздействии внешнего раздражителя.

Сочетание является неотъемлемой частью нервно психических процессов, при этом бывает простым или сложным. При сложных сочетаниях образуется целая цепь последовательных следов, при помощи которых формируется взаимосвязь новых впечатлений со следами ранних переживаний.

  • Курсовая работа Нервно-психические процессы 420 руб.
  • Реферат Нервно-психические процессы 240 руб.
  • Контрольная работа Нервно-психические процессы 220 руб.

Рефлексы

Основой нервно-психических процессов служат рефлексы, которые передаются с помощью высших центров нервной системы. Механизм рефлекса при воздействии постороннего раздражителя задерживает передачу импульса. Внешние воздействия, которые осуществляются одинаковым образом усиливают действие рефлекса.

При нервно-психических процессах внешние впечатления не вызывают ответного реагирования, а возбуждают внутренние процессы нервно-психической деятельности, не проявляющих внешний эффект.

Таким образом, импульсы, вызванные внешним впечатлением, не влекут за собой реакции тела, но возбуждают деятельность мысли. Так, при обдумывании своих вопросов, человек созерцает окружающую обстановку и не воспроизводит никаких внешних телодвижений.

Факторы нервно-психических процессов

Существуют значимые факторы, которые влияют на нервно-психические процессы. Один из них связан с преобладанием памяти от следов внутренних раздражителей.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

С момента рождения в организме накапливаются раздражения, идущие от внутренних органов, которые передаются посредством нервной системы. Импульсы, связанные с голодом, жаждой, неудовлетворенностью, пресыщением и подобными состояниями организма, раздражают нервные окончания тела и передают возбуждение к центрам, где хранятся следы данных возбуждений.

Внутреннее раздражение является основным возбудителем движения тела и отличается большой интенсивностью и взаимосвязью с удовлетворением основных потребностей человека. Поэтому следы, связанные с внутренними возбуждениями имеют значительность при сравнении со следами, накопленными нервной системы в процессе жизнедеятельности.

Внутренние раздражители и их следы служат важнейшими направляющими движений тела. В обычных рефлексивных действиях процесс нервных импульсов идет по конкретно определенному пути, связанному с нервными элементами.

Импульсы внутренних раздражений видоизменяются в зависимости от общего состояния организма человека. Так проявляется взаимосвязь нервно-психических процессов одними и теми же внешними раздражителями. Следы предыдущих внутренних раздражений влияют на характер двигательной реакции. Получается, что следы внешних раздражителей управляют движениями тела и определяют характер раздражения.

Нервно-психические процессы, подобные рефлекторным, отличаются сложностью протекания явлений.

Источники нервно-психических процессов

Источником нервно-психических процессов служит физиологическое возбуждение, возникающее при внешнем воздействии на периферии воспринимающих органов.

Важно учитывать, что внешние раздражители имеют различный характер, взаимодействуют на разные органы и приводят к различной реакции нервно-психических процессов.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Психические процессы представляют собой группу психических явлений, который объединены между собой функционально. Благодаря этим самым процессам, человек способен познавать себя, а также окружающий мир. То, как и какие процессы развиваются, зависит от многих внешних факторов, например, от смены погодных условий или времен года. Поэтому психика является своеобразным рычагом управления организма.

Психические процессы делятся на 3 вида:

  • познавательные;
  • эмоциональные;
  • волевые.

Также стоит отметить, что все процессы в области психологии и психиатрии тесно взаимосвязанные между собой. Таким образом, занимаясь развитием одного процесса, вы невольно подтянете к нему другой, который будет его дополнять.

Методы изучения психических процессов

Для максимального изучения процессов памяти, мышления и других функций в психиатрии используют определенные методы:

  • тактильная терапия, которая позволяет пациенту максимально познакомиться с фигурой;
  • зрительное восприятие изображений, которые демонстрирует терапевт;
  • изучение объектов, которые являются зрительно-пространственными;
  • ознакомление с портретами, на которых изображены известные лица;
  • работа с памятью;
  • терапия, которая направлена на работу со слухом.

Стоит отметить, что выявить особенность психических расстройств можно лишь, используя несколько методов в дуэте. Большое количество используемых методик направлены именно на изучение мышления. Ниже вы сможете ознакомиться с каждым психическим состоянием отдельно, разобравшись в его функциях.

Виды психических процессов

Понимание чего-либо подразумевает под собой познавательный процесс, который формирует образы окружающей среды. Данный процесс связан с ощущениями, при помощи которых мы собираем внешнюю информацию. К свойствам данного процесса можно смело отнести структурность, предметность, избирательность.

Память является совокупностью особенностей, которые направлены на накопление, сохранение, а также использование навыков. Главной функцией этого процесса является хранение информации, благодаря которой и существует каждая личность. Тренировать память можно и нужно. Все, что для этого нужно делать — ежедневно проходить когнитивную тренировку на Викиум.


Процесс мышления помогает смоделировать закономерности окружающего мира. Благодаря мышлению человек способен воспринимать и менять свои ощущения, воображение и прочее.

Ощущения как процесс возникают, отражая отдельные свойства и состояния внешней среды, а также субъектов. Ощущения направлены на получение информации о качестве, количестве, пространстве. Человек способен испытывать такие ощущения, как: вкус, слух, зрение, обоняние, осязание.

Благодаря воображению, у человека в голове могут всплывать различные картинки, идеи и представления. Развитие воображения максимально положительно сказывается на человеке, помогая ему представить уже окончательный результат действий, направленных на что-либо. К основным свойствам воображения можно отнести следующее:

  • получение образа, желаемого будущего при условии, что человек не знает, какие действия необходимо предпринять;
  • создание для себя каких-либо ценностей;
  • соединение нескольких готовых образов для получения чего-то нового;

Процесс представления заключается в изучении образа или явления, которое на данный момент не существует в настоящем. От воображения этот процесс отличается тем, что он относится к реальности, а не к выдумке. Данная функция, безусловно, зависит и от рода деятельности человека. К свойствам представления можно отнести:

  • количество воспроизводимых деталей зависит от заинтересованности человека определенным объектом;
  • образ объекта несет конкретную информацию для личности;
  • удержание образа возможно лишь непродолжительное время.

Используя речь, люди поддерживают коммуникацию с внешним миром. Речевой процесс напрямую зависит от мышления и представления. Благодаря речи можно воспринимать и передавать важную информацию. К свойствам речи можно отнести понятность, действие и выразительность.

Внимание – один из психических процессов, работа которого тесно переплетается с волевым характером и памятью. Обладая хорошей волей, человек может изменить свое восприятие к чему-либо. Именно благодаря вниманию человек успешно существует в мире. Тренировать его, также как и память, можно и нужно. Наши когнитивные тренировки — к ваши услугам.

При помощи эмоций люди выражают оценочное отношение к окружающим объектам. Эмоции и чувства очень похожи между собой, а первый процесс полностью связан со вторым.

Стресс представляет собой реакцию организма человека на раздражающие психику, факторы внешней среды. В психологии отмечают наличие положительного и отрицательного стресса. Первый вариант действует на организм положительно и не является слишком долгим и частым. Отрицательный же стресс приносит для человека множество проблем со здоровьем.

Аффект – эмоциональное состояние человека, зависящее от его характера. Обычно его приписывают к негативным качествам.

Постановка цели напрямую зависит от воли и эмоций, ведь только волевой и эмоционально стабильный человек может прийти к своей цели. А искусству целеполагания можно научиться с помощью нашего одноименного курса.

Умение человека идти к указанной цели, направляя свои решения и действия в нужное русло, называется волей. Она тесно переплетается с процессом мышления, внимания и памятью.

Принятие решений являет собой процесс, за который отвечают сила воли, постановка цели и твердость характера.

Психические процессы, согласно современным представлениям, не локализованы в определённых структурах мозга. Они формируются на основе системной иерархической организации структур мозга, каждая из которых специализированно участвует в осуществлении определённых операций, а их взаимодействие обеспечивает осуществление целостной функции.

Восприятие. Процесс восприятия обеспечивает анализ и обработку информации. На основе этого создаются образы внешнего мира, складывается индивидуальный опыт, формируется познавательная активность, мышление и сознание.

Процесс восприятия начинается с анализа информации, поступающей от сенсорных систем: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной. Любая сенсорная система, или анализатор, по Павлову, осуществляет первичный анализ информации.

Информация поступает к нейронам центральной нервной системы. Последовательность импульсов, поступающих в нервные центры, представляет собой нервный код, который несёт информацию о разных характеристиках стимула. Кодиро­вание информации осуществляется несколькими способами – числом и частотой спайков в разряде, интервалами между разрядами, конфигурацией разрядов.

Восприятие как психическая функция не ограничивается анализом сенсорной информации в сенсорно специфическом анализаторе. Оно включает ряд когнитивных операций – оценку стимула с точки зрения его значимости, опознание, классификацию и существенно зависит от задачи, стоящей перед субъектом. Наиболее детально изучена система зрительного восприятия, и это особенно важно, т. к. у человека 90 % информации поступает по зрительному каналу.

В системе восприятия особая роль принадлежит ассоциативным областям коры, которые осуществляют интеграцию различных признаков и на этой основе создают целостный образ внешнего мира. Благодаря связям с различными подкорковыми структурами и другими областями коры, ассоциативные зоны участвуют в сличении наличной информации со следами в памяти, оценке значимости в соответствии с ведущей потребностью, опознании и классификации.

В иерархически организованной системе восприятия каждой структуре мозга принадлежит особая роль, и её выпадение вызывает нарушение восприятия как целостной психической функции.

Внимание. Внимание является необходимым условием эффективности любой неавтоматизированной деятельности. По психологическому определению, внимание – это направленность на объект и сосредоточенность на нём так, что он становится отчётливым в поле сознания. Направленность отражает привлечение внимания, сосредоточенность – его поддержание.

Внимание облегчает (оптимизирует) все этапы осуществления познавательной деятельности: начальный – ввод информации, основной – её анализ и оценку значимости, конечный результат – фиксацию нового знания в индивидуальном опыте, поведенческую реакцию, определённые двигательные действия.

Выделяются два типа внимания: произвольное(активное), направленное на сознательно выбранную цель, и непроизвольное (пассивное), возникающее при неожиданных изменениях во внешней среде – новизне, неопределённости.

Выделяется ряд свойств, характеризующих разные стороны осуществления процесса внимания. Это объём, устойчивость, способность к распределению и переключению. Объём характеризуется числом одновременно отчётливо распознаваемых объектов при внимании. Устойчивость внимания проявляется в его длительном поддержании, концентрации на объекте и противостоянии отвлечениям. Распределение внимания характеризует возможность внимательного выполнения двух или нескольких видов деятельности. Переключение – это динамическая характеристика способности к переходу от одной деятельности к другой. Важнейшей характеристикой внимания является его избирательность – способность выделять значимые объекты, задачи и тем самым активировать только те функциональные системы, которые обеспечивают преимущественное восприятие значимого объекта, операции, направленные только на достижение основной цели при игнорировании других незначимых объектов, подавлении других, может быть, сходных, но не направленных на основную цель операций. Эта способность компенсирует ограниченные ресурсы внимания и небеспредельные возможности его распределения.

Важная роль в активации коры при внимании принадлежит таламусу, а именно системе его неспецифических ядер. Таламическая система отвечает за избирательное сосредоточение внимания.

В лобных отделах обработанная информация о стимуле, находящемся в поле внимания, интегрируется с информацией о состоянии мотивационно-эмоциональных лимбических структур и активационными влияниями ствола и таламуса.

Память. Память является свойством живых организмов, которое проявляется в запечатлении, хранении и использовании информации. Память обеспечивает приобретение и использование индивидуального опыта. Структура и механизмы человеческой памяти гораздо более сложные, чем у животных. Человеческая речь является мощным инструментом запоминания. Человек обладает способностью к произвольной, логической и опосредованной памяти. Для запоминания и хранения информации человеком используются такие средства, как тексты, графические изображения, музыка и др.

Неотъемлемыми характеристиками памяти являются объём, скорость запоминания и воспроизведения, точность и длительность. Объём – это способность одновременно сохранять определённый объём информации. Точность заключается в степени соответствия воспроизводимой информации той, которая имела место в жизненном опыте. Длительность хранения и скорость запоминания или воспроизведения определяются временными параметрами данных процессов. Указанные черты памяти носят индивидуальный характер и могут значительно варьировать.

Структура памяти включает следующие процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Запоминание – главный процесс памяти. От него зависят полнота, точность, прочность и продолжительность хранения информации. По участию воли человека в мнестических процессах различают произвольную и непроизвольную память. Человек очень много запоминает и воспроизводит автоматически, без целенаправленных усилий. Забывание – обычно непроизвольный процесс.

В зависимости от характера обрабатываемой информации, различают двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическуюпамять.

Двигательная (кинестетическая) память основана на запоминании двигательных программ. Эмоциональная память – память на переживания. Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Она является результатом восприятия сенсорной информации.

В запоминании участвуют различные анализаторы. Можно выделить зрительную, слуховую, обонятельную, осязательнуюи вкусовуюпамять. У большинства людей лучше развита зрительная память. Запоминаемые образы могут быть сложные, включающие комплекс различных сенсорных характеристик.

Словесно-логическая память фиксирует словесную информацию и понятийные обозначения внешних объектов и действий. Осмысленное запоминание вербального материала намного эффективнее, чем механическое. Информация, зафиксированная таким образом, хранится значительно дольше.

На основе временной последовательности осуществляемых операций и длительности хранения следов различных событий выделяют сенсорную (иконическую), кратковременную, оперативную и долговременную память.

Сенсорная память представляет собой след возбуждения в сенсорной системе от непосредственно действующего стимула и необходима для первичного анализа и дальнейшей обработки сенсорной информации. Её ёмкость около 20 символов.

Кратковременная память (КВП) обеспечивает хранение информа­ции в течение большего времени (около 20 с), но ограниченной емкости (5–9 бит). Сохраняются наиболее существенные элементы образа, избирательно. КВП может быть как произвольной, так и непроизвольной

Оперативная память (ОП) – это вид произвольной памяти, которая рассчитана на сохранение информации в течение определённого, заранее заданного времени, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Если по достижению результата действия информация утрачивает свою актуальность, она подлежит забыванию. ОП часто выполняет функцию перехода кратковременной памяти в долговременную, и включает в себя элементы и той и другой. В этом случае временной диапазон ОП расширяется: от нескольких секунд до нескольких дней.

Долговременная память (ДВП) – это неопределённо долгое хранение информации, составляющей индивидуальный опыт. Объём ДВП велик, по некоторым представлениям, неограничен. ДВП связана с фиксированными структурными изменениями в коре, что обеспечивает устойчивость и длительность хранения информации.

Память обеспечивается функционированием многоуровневой системы мозговых структур. В неё включаются сенсорные корковые зоны, где формируется первичный след сенсорной информации, ассоциативные области, где синтезируется материал для образной и словесно-логической памяти.

В процессе перевода информации из кратковременной памяти в долговременное хранение принимает участие гиппокамп. Он, как селективный входной фильтр, классифицирует все сигналы и отбрасывает случайные. Он также участвует в извлечении следов из долговременной памяти под влиянием мотивационного возбуждения. При его поражении теряется память на текущие события для последующего сохранения их в долговременной памяти. Это так называемый Корсаковский синдром.

В формировании эмоциональной памяти ведущая роль принадлежит миндалине мозга, которая обеспечивает быстрое и прочное запечатление эмоционально значимых событий даже после их одноразового появления.

Лобные отделы, имеющие двусторонние связи со структурами лимбической и ретикулярной систем, принимают участие в отборе информации для хранения и в актуализации следов, необходимых для организации целенаправленного поведения. Они обеспечивают произвольное запоминание (особенно левые лобные доли).

В долговременной памяти информация длительно хранится в доступном для извлечения виде. Следы памяти (энграммы), упрочняются каждый раз по мере извлечения. Процесс упрочения энграмм по мере их воспроизведения называется консолидацией следов памяти.

Предполагается, что механизмы кратковременной и долговременной памяти различны. Кратковременная или оперативная память связывается с обработкой информации в нейронных сетях. Предполагается, что её механизмом может быть циркуляция импульсных потоков по замкнутым нейронным цепям. Морфологических изменений при этом не происходит.

Долговременная память базируется на структурных изменениях, возникающих в результате модификации синапсов.

Сон. Цикличность присуща многим явлениям в окружающем мире. Мы привыкли к ритмичной смене дня и ночи, времён года, работы и отдыха. Большое значение для всего живого имеют биологические ритмы, в первую очередь, так называемые циркадные ритмы, обусловленные вращением Земли вокруг своей оси.

Периодический ежесуточный сон взрослого человека, как правило, является монофазным, иногда дифазным (дважды в сутки). Если же смена сна и бодрствования происходит несколько раз в сутки, сон называется полифазным.

Кроме перечисленных описаны еще несколько видов сна: наркотический (вызываемый различными химическими или физическими агентами), гипнотический (может быть вызван гипнотическим действием обстановки и воздействиями гипнотизера, во время гипнотического сна возможно выключение произвольной корковой активности при сохранении частичного контакта с окружающим и наличием сенсомоторной деятельности) и патологический (возникает при анемии мозга, мозговой травме, наличии опухолей в больших полушариях или поражении некоторых участков ствола мозга). Сюда же относится и летаргический сон, который может возникнуть как реакция на сильную эмоциональную травму и может длиться от нескольких дней до нескольких лет. К явлениям патологического сна следует отнести также и снохождение (сомнамбулизм), физиологические механизмы которого до сих пор неизвестны. Последние три вида сна обычно рассматривают как следствие нефизиологических воздействий на организм человека или животного.

Сон человека имеет правильную циклическую организацию. В течении сна различают пять стадий. Четыре стадии медленноволнового сна и одна стадия быстрого. Иногда говорят, что сон состоит из двух фаз: медленной и быстрой. Завершённым циклом считается отрезок сна, в котором происходит последовательная смена стадий медленноволнового сна, быстрым сном. В среднем отмечается 4–6 таких циклов за ночь, продолжительностью примерно 1,5 часа каждый.

Первая стадия является переходной от состояния бодрствования ко сну. Длительность первой стадии обычно не больше 10–15 минут. В поведении эта стадия соответствует периоду дремоты с полусонными мечтаниями, она может быть связана с рождением интуитивных идей, способствующих успешности решения той или иной проблемы.

Вторая стадия занимает чуть меньше половины всего времени ночного сна.

Третья стадия характеризуется всеми чертами второй стадии с небольшими отклонениями. Это переходный период длится всего несколько минут. Третья и четвёртые стадии обычно объединяют под названием дельта-сна. Глубокие стадии дельта-сна более выражены в начале и постепенно уменьшаются к концу сна. В этой стадии разбудить человека достаточно трудно. Именно в это время возникают около 80 % сновидений, и именно в этой стадии возможны приступы лунатизма и ночные кошмары, однако человек почти ничего из этого не помнит. Первые четыре стадии сна в норме занимают 75–80 % всего периода сна.

Периоды БДГ-сна возникают приблизительно с 90-минутными интервалами и продолжаются в среднем около 20 минут. У нормальных взрослых эта стадия сна занимает примерно 20–25 % времени, проводимого во сне. У младенцев эта доля значительно выше; в первые недели жизни около 80 % всего очень длительного времени сна составляет парадоксальный сон.

Потребность во сне зависит от воз­раста. Так, общая продолжительность сна новорождённых составляет 20–23 часа в сутки, в возрасте от 4 до 8 лет – 12 часов, в возрасте от 12 до 16 лет – 9 часов. Взрослые спят в среднем 7–8 часов в сутки.

Лишённый сна человек погибает в течение двух недель. Лишение сна в течение 3–5 суток вызывает непреодолимую потребность во сне. В результате 60–80-часового отсутствия сна у человека наблюдается снижение скорости психических реакций, портится настроение, происходит дезориентация в окружающей среде, резко снижается работоспособность, возникает быстрая утомляемость при умственной работе и меньшая её точность. При более длительном лишении сна могут возникнуть психопатии и даже паранояльные расстройства психики.

Пороги всех видов чувствительности (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) во сне возрастают. Рефлекторная функция во время сна резко ослаблена. Условные рефлексы заторможены, безусловные значительно понижены. При этом некоторые виды корковой деятельности и реакции на определённые раздражители могут сохраняться во время нормального периодического сна. Например, спящая мать слышит звуки движений больного ребенка. Такое явление получило название частичного бодрствования.

Большинство мышц во сне находится в расслабленном состоянии, человек способен длительно сохранять определённую позу тела. При этом усилен тонус мышц, закрывающих веки, а также кольцевого мускула, запирающего мочевой пузырь. По мере погружения в сон ритмы сердца и дыхания замедляются, становясь всё более равномерными.

Хотя в целом во сне понижается уровень обмена веществ, одновременно активизируются процессы восстановления работоспособности всех клеток организма, интенсивно идёт их размножение, происходит замена белков.

В течение всей ночи у человека активизируется рост волос и ногтей. Температура тела человека во время сна понижается (у женщин она падает до 35,6 а у мужчин до 34,9 градусов).

При некоторых формах так называемого гипнотического сна, и в частности при каталепсии (каталепсия – застывание человека в принятой им позе, иногда даже очень неудобной, требующей значительного мышечного напряжения), происходит резкое повышение мышечного тонуса.

Вопросы для обсуждения:

1. Охарактеризуйте сущность учения И.П.Павлова о высшей нервной деятельности (ВНД).

2. Чем отличаются безусловные и условные рефлексы? Перечислите оптимальные условия для образования условного рефлекса.

3. Какие виды торможения рефлексов используют в воспитательном процессе?

4. На чем основано выделение типов ВНД у детей и взрослых?

5. Как педагоги и родители могут использовать знание особенностей ВНД ребенка в образовательном процессе?

6. Охарактеризуйте нейрофизиологические механизмы внимания и их возрастные особенности.

7. Охарактеризуйте механизмы памяти и их возрастные изменения.

8. Опишите мозговую организацию речи и формирование речевых функций в процессе развития ребенка.

9. Как изменяется работоспособность детей и подростков в течение дня, недели, года?

Объясните значение терминов:условный рефлекс, безусловный рефлекс, принцип доминанты, динамический стереотип, речь, память, мышление, ощущение, восприятие, представление, воля, внимание, сознание, чувства эмоции.

Темы докладов, сообщений, презентаций:

1. История, предмет и методы физиологии высшей нервной деятельности.

2. Учение И. П. Павлова об условных рефлексах. Условно-рефлекторный характер высшей нервной деятельности. Ее нейрофизиологические механизмы.

3. Образование и длительность хранения условных рефлексов - основа обучения и памяти. Механизм памяти. Возрастные особенности памяти.

4. Типологические особенности высшей нервной деятельности детей и подростков. Зависимость формирования типологических особенностей от социальных факторов, процессов воспитания и обучения.

5. Возрастные особенности эмоциональной реакции детей и подростков, торможение отрицательных эмоциональных реакций.

6. Две сигнальные системы действительности, их взаимодействие. Значение речевых стереотипов для развития речи. Становление в процессе развития ребенка сенсорных и моторных механизмов речи.

7. Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования. Гигиена сна.

8. Понятие об утомлении. Двоякое биологическое значение утомления. Фазы утомления. Профилактика утомления.

9. Возрастные показатели умственной и физической работоспособности. Фазы работоспособности. Дневная периодичность умственной работоспособности. Меры, факторы и условия поддержания работоспособности на относительно высоком уровне в процессе учебной деятельности.

10. Динамический стереотип - как основа привычек и навыков, как физиологические основы режима дня. Механизмы его формирования, роль в процессе обучения и воспитания.

Дата добавления: 2016-06-13 ; просмотров: 2243 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.