Цветкова л с афазия и восстановительное обучение м просвещение 1988


Цветкова Любовь Семеновна (21 марта 1929 - 16 июня 2016) — профессор, доктор психологических наук, ученица А.Р. Лурия, являлась одним из ведущих нейропсихологов, афазиологов и реабилитологов нашей страны, ученым с мировой известностью.

Общее количество научных публикаций более 220, из них 16 монографий и учебников изданы за рубежом (Франция, Испания, США, ФРГ, Финляндия, Куба и др.).

Книги (10)

Предлагаемая методика ставит своей целью помочь детям с нормальным психическим развитием, но имеющим некоторые проблемы этого развития, а также и детям с аномальным развитием в их трудностях при обучении в школе, в частности помочь научиться письму, чтению, счету и другим навыкам и умениям.

Как поставить квалифицированный нейропсихологический диагноз — начало всей правильной и эффективной работы с ребенком, нуждающимся в квалифицированной помощи взрослых, провести качественный синдромный анализ дефекта, найти зону недоразвития мозга и, вместе с тем, обозначить и пути преодоления нарушений? Обо всем этом написано в предлагаемой читателю нейропсихологической методике. Она является частью общей комплексной методики диагностического обследования детей с задержкой психического развития.

В данном учебном пособии представлена разработка научных основ НДВ, показана роль концептуального аппарата в практике работы с детьми, роль научных основ в диагностической, профилактической и реабилитационной работе с детьми, имеющими проблемы в обучении в общеобразовательной школе и, возможно, в развитии психической деятельности.

В работе представлены экспериментальные данные исследований вопроса о несформированности определенных групп высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста, ее причины, пути и методы преодоления отклонений в развитии психики у детей и методы подготовки к обучению в школе.

В книге известного специалиста по нейропсихологии, афазиологии и нейропсихологической реабилитации раскрывается понятие нейропсихологической реабилитации неврологических и нейрохирургических больных, ее задачи и методы.

Описываются пути восстановления высших психических функций и методы восстановительного обучения больных с нарушениями речи (афазия), письма и чтения, возникающими при локальных поражениях мозга, отражены новые достижения в этой области нейропсихологии.

Книга посвящена проблемам теоретической и практической нейропсихологии и восстановлению высших психических функций, нарушающихся вследствие локальных поражений мозга различной этиологии: инсульты, черепно-мозговые травмы, опухоли мозга и др., которые нередко ведут к нарушению у больных речи и мышлении, памяти и внимания, чтения и письма и др. Этот контингент больных нуждается и специальном восстановительном обучении, научные основы и методы которого кратко описаны в этом пособии.

В книге обращается внимание на необходимость связи теории и практики, отражено общепсихологическое значение нейропсихологии.

Соавтор: Попова М.И.

В пособии представлены методические рекомендации для педагогов и специалистов по организации работы с детьми группы риска в общеобразовательном учреждении.

Материалы могут быть полезны руководителям образовательных учреждений, классным руководителям, психологам, социальным педагогам и другим работникам общеобразовательных школ.

Особенности процесса чтения у младших школьников с различным типом восприятия. Математические навыки аудиалов, визуалов и кинестетиков младшего школьного возраста.

Рекомендации родителям по развитию разных репрезентативных систем младших школьников. Рекомендации по развитию различных репрезентативных систем младших школьников для педагогов начальной школы.

Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности.

Как нарушатся интеллектуальная деятельность человека, перенесшего черепно-мозговую травму, операции) на мозге или инсульт?

Какими методами можно поставить точный нейропсихологический диагноз нарушения? С какими зонами мозга и как связан дефект интеллектуальной деятельности? Как найти механизм (причину) нарушения? И наконец, как преодолеть дефект и восстановить интеллектуальную деятельность у человека, перенесшего поражение мозга? На эти и ряд других вопросов читатель найдет ответ, прочитав эту книгу.

Речь и интеллектуальная деятельность.

Автор данного пособия - ведущий специалист в нашей стране по нейропсихологии и нейропсихологической реабилитации, ученица, сотрудница и последовательница А. Р. Лурии.

В настоящем учебном пособии раскрываются понятие нейропсихологической реабилитации неврологических и нейрохирургических больных, ее задачи и методы; описываются пути восстановления высших психических функций и методы восстановительного обучения больных с нарушениями речи (афазией) и интеллектуальной деятельности, возникающими при локальных поражениях мозга; дается история развития проблемы восстановления и современный подход к этой проблеме в теоретическом и практическом ее аспектах; отражаются новые достижения в этой области нейропсихологии.

Автор рассматривает проблему нарушения и методы восстановления таких важнейших высших психических функций, как письмо, чтение и счет, которые часто нарушаются у больных, перенесших инсульт, черепно-мозговую травму, операцию по поводу опухоли головного мозга.

Учителя массовых и специальных школ часто встречаются с трудностями, которые возникают у детей при обучении их этим навыкам.

В книге дан нейропсихологический анализ этих нарушений, показаны структура и механизм (факторы), лежащие в основе разных форм аграфии, алексии и акалькулии, описаны методы их восстановления (или формирования у детей).

Простой поиск Расширенный поиск

Простой поиск Расширенный поиск

Найдено изданий: 9

Цветкова Л. С., Афазиология. Современные проблемы и пути их решения — 2002 (Психологи Отечества. Избр. психол. тр.. в 70-ти т.)

Цветкова Л. С., Восстановление высших психических функций (после поражений головного мозга). Учебник для вузов — 2004 (Gaudeamus. Классический университетский учебник)

Цветкова Л. С., Афазиология: современные проблемы и пути их решения. Избранные психологические труды — 2011 (Серия "Психологи России")

В книгу известного нейропсихолога и афазиолога вошли новые материалы по исследованию нарушения речи (афазии), возникающего при поражениях мозга. По мнению автора, афазиология на современном этапе ее развития испытывает очередной кризис. В книге дается анализ его причин и предлагаются возможные пути его преодоления. Автором разработан новый подход к афазии с новых методологических позиций, учитывающих взаимосвязь и взаимовлияние социально-биологического и психологического уровней в структуре афазии. Впервые применен уровневый анализ афазии, дано ее новое содержание и понимание афазии как интегрального, целостного патологического новообразования. Рассмотрено взаимодействие нейропсихологического, психологического, нейролингвистического аспектов афазии, и дан анализ проблемы языка и речи при афазии. Предложен новый вариант классификации афазий с позиций уровневого подхода к дефекту. Книга предназначена для психологов, нейропсихологов, лингвистов, психолингвистов, врачей, педагогов, дефектологов, логопедов, преподавателей и студентов соответствующих вузов.

Цветкова Л.С., Нейро-психологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность. Учебное пособие для вузов по специальности "Психология" — 1985

Лурия А.Р., Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе — 1997 (Библиотека школьного психолога. [гл. ред. Д.И. Фельдштейн])

Цветкова Л. С., Нейропсихология и афазия : новый подход. Учебно-методическое пособие — 2001 (Библиотека психолога)

В книгутизвестного нейропсихолога и афазиолога вошли новые материалы по исследованию нарушения речи (афазии), возникающего при поражении мозга. Автором разработан новый подход к афазии с новых методологических позиций, учитывающих взаимосвязь и взаимовлияние социально-биологического и психологического уровней в структуре афазии..

Цветкова Л.С., Афазия и восстановительное обучение. учебное пособие — 2001 (Библиотека педагога-практика)

В книге известного специалиста по нейропсихологии, афазиологии и нейропсихологической реабилитации раскрывается понятие нейропсихологической реабилитации неврологических и нейрохирургических больных, ее задачи и методы. Описываются пути восстановления высших психических функций и методы восстановительного обучения больных с нарушениями речи (афазия), письма и чтения, возникающими при локальных поражениях мозга, отражены новые достижения в этой области нейропсихологии. Книга является учебным пособием для студентов, аспирантов и преподавателей — психологов, дефектологов, врачей, лингвистов, а также для работников в области нейропсихологии, специальной педагогики, логопедии, реабилитации больных.

Цветкова Л.С., Афазия и восприятие — 1997 (Библиотека школьного психолога)

Книга может быть полезна широкому кругу специалистов — психологам и нейропсихологам, дефектологам и логопедам, практическим работникам нейропсихологической реабилитации, исследователям искусственного интелекта и теории информации, преподавателям и студентам психологических и дефектологических факультетов и др.

Афазия и восстановительное обучение. Тексты — 1983

  • Главная
  • Словарь
  • Справочник
  • Термины
  • Энциклопедия
  • Биология

Цветкова афазия и восстановительное обучение. Нейропсихология: эпоха Л.С. Цветковой. Селявко Леонид Евгеньевич

Цветкова Любовь Семеновна (21 марта 1929 - 16 июня 2016) — профессор, доктор психологических наук, ученица А.Р. Лурия, являлась одним из ведущих нейропсихологов, афазиологов и реабилитологов нашей страны, ученым с мировой известностью.

Общее количество научных публикаций более 220, из них 16 монографий и учебников изданы за рубежом (Франция, Испания, США, ФРГ, Финляндия, Куба и др.).

Книги (10)

Методика нейропсихологической диагностики детей

Предлагаемая методика ставит своей целью помочь детям с нормальным психическим развитием, но имеющим некоторые проблемы этого развития, а также и детям с аномальным развитием в их трудностях при обучении в школе, в частности помочь научиться письму, чтению, счету и другим навыкам и умениям.

Как поставить квалифицированный нейропсихологический диагноз — начало всей правильной и эффективной работы с ребенком, нуждающимся в квалифицированной помощи взрослых, провести качественный синдромный анализ дефекта, найти зону недоразвития мозга и, вместе с тем, обозначить и пути преодоления нарушений? Обо всем этом написано в предлагаемой читателю нейропсихологической методике. Она является частью общей комплексной методики диагностического обследования детей с задержкой психического развития.

Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста

В данном учебном пособии представлена разработка научных основ НДВ, показана роль концептуального аппарата в практике работы с детьми, роль научных основ в диагностической, профилактической и реабилитационной работе с детьми, имеющими проблемы в обучении в общеобразовательной школе и, возможно, в развитии психической деятельности.

В работе представлены экспериментальные данные исследований вопроса о несформированности определенных групп высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста, ее причины, пути и методы преодоления отклонений в развитии психики у детей и методы подготовки к обучению в школе.

Афазия и восстановительное обучение

В книге известного специалиста по нейропсихологии, афазиологии и нейропсихологической реабилитации раскрывается понятие нейропсихологической реабилитации неврологических и нейрохирургических больных, ее задачи и методы.

Описываются пути восстановления высших психических функций и методы восстановительного обучения больных с нарушениями речи (афазия), письма и чтения, возникающими при локальных поражениях мозга, отражены новые достижения в этой области нейропсихологии.

Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение

Книга посвящена проблемам теоретической и практической нейропсихологии и восстановлению высших психических функций, нарушающихся вследствие локальных поражений мозга различной этиологии: инсульты, черепно-мозговые травмы, опухоли мозга и др., которые нередко ведут к нарушению у больных речи и мышлении, памяти и внимания, чтения и письма и др. Этот контингент больных нуждается и специальном восстановительном обучении, научные основы и методы которого кратко описаны в этом пособии.

В книге обращается внимание на необходимость связи теории и практики, отражено общепсихологическое значение нейропсихологии.

Методическое пособие по работе с детьми, нуждающимися в социально-психологической помощи

Материалы могут быть полезны руководителям образовательных учреждений, классным руководителям, психологам, социальным педагогам и другим работникам общеобразовательных школ.

Особенности процесса чтения у младших школьников с различным типом восприятия. Математические навыки аудиалов, визуалов и кинестетиков младшего школьного возраста.

Мозг и интеллект

Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности.

Как нарушатся интеллектуальная деятельность человека, перенесшего черепно-мозговую травму, операции) на мозге или инсульт?

Какими методами можно поставить точный нейропсихологический диагноз нарушения? С какими зонами мозга и как связан дефект интеллектуальной деятельности? Как найти механизм (причину) нарушения? И наконец, как преодолеть дефект и восстановить интеллектуальную деятельность у человека, перенесшего поражение мозга? На эти и ряд других вопросов читатель найдет ответ, прочитав эту книгу.

1. Афазия и восстановительное обучение: Тексты / Под ред. Л. С. Цветковой, Ж. М. Глозман. М., 1983.

2. Бейн Э. С. Афазия и пути ее преодоления. Л., 1964.

3. Бурлакова М. К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. М., 1991.

4. Визель Т. Г. Как вернуть речь. М., 1998.

5. Визель Т. Г. Нейропсихологическое блиц-обследование: Тесты по исследованию высших психических функций. М., 2005.

6. Винарская Е. Н. Дизартрия. М., 2005, с. 95–104.

7. Винарская Е. Н. Клинические проблемы афазии. М., 1971.

8. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии: Мет. рек. Ч. 1. М., 1985.

9. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М., 2003.

10. Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. М., 2003. – Кн.3.

11. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975.

12. Лурия А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. М., 2002.

13. Лурия А. Р. Травматическая афазия. М., 1947.

14. Оппель В. В.Восстановление речи после инсульта. Л., 1972.

15. Проблемы афазии и восстановительного обучения / Под ред. Л. С. Цветковой. М., 1979.

16. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. М.,1969, стр. 176 – 190.

17. Столярова Л. Г. Афазия при мозговом инсульте. М.: Мед., 1973.

18. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. М., 1997. – Т.2.

19. Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение. М., 1988.

20. Цветкова Л. С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М., 1972,

21. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М., 1985.

22. Шкловский В. М., Визель Т. Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М., 2000.

23. Шкловский В. М., Визель Т. Г., Насоновская Г. М. Нейропсихологическая диагностика. М., 1992.

24. Шохор-Троцкая М. К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. М., 2002.

25. Зайцев и.С. Афазия. Учебно-методическое пособие. –– Минск: бгпу им. Максима Танка, 2006

Работу выполнила студентка 407 группы Анишина Е.В.

Работу проверила к.п.н. Рау Е.Ю.

Речевые нарушения

В настоящее время в логопедии используются две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.

Клинико-педагогическая классификация

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

В зависимости от сохранности анатомического строения речевого аппарата выделяют два вида дислалии:

Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, механические - в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.

Причины функциональной дислалии:

Общая физическая ослабленность, обусловленная частыми соматическими заболеваниями, протекающими в период наиболее интенсивного формирования речевой функции;

Недостаточная степень развития фонематического слуха

Неблагоприятные речевые условия, в которых воспитывается ребёнок;

Двуязычие в семье.

Причины механической дислалии:

Недостатки строения челюстно-зубной системы (дефекты в строении зубного ряда, дефекты в строении челюстей, укороченная или слишком массивная уздечка языка)

Патологические изменения величины и формы языка.

Неправильное строение твёрдого и мягкого нёба.

Атипичное строение губ.

Нарушения звукопроизношения в речи ребёнка при дислалии могут проявляться:

Отсутствие звука: ампа (лампа), акета (ракета);

Звук заменяется звуком, более простым по артикуляции (л → у).

Дисфония (афония) - отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.

Брадилалия - патологически замедленный темп речи.

Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой и монотонной.

Тахилалия - патологически ускоренный темп речи.

Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. При ускоренном темпе речь патологически тороплива, стремительна, напориста.

Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием - нарушение темпа речи. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонационной выразительности.

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка.

Симптоматика заикания характеризуется физиологическими и психологическими симптомами.

Физиологические симптомы:

Судороги, которые классифицируются по форме и локализации

Нарушение мелодико-интонационной стороны речи;

Наличие непроизвольных движений тела, лица;

Нарушение речевой и общей моторики.

Психологические симптомы :

Наличием логофобий (страх речи в определённых ситуациях, страх произнесения отдельных слов, звуков);

Наличием защитных приёмов (уловок) - речевых (произнесение отдельных звуков, междометий, слов, словосочетаний) и моторных, изменения стиля речи;

Различной степенью фиксированности на заикании (нулевой, умеренной, выраженной).

Ринолалия проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. речь при ринолалии невнятна монотонна.

Ринолалия закрытая - расстройство звукопроизношения, которое выражается в изменении тембра голоса; причиной является органические изменения в носовой или носоглоточной области или функциональные расстройства носоглоточного затвора.

Ринолалия открытая - патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи, возникающее, когда мягкое нёбо при произнесении звуков речи сильно отстает от задней стенки глотки.

Ринолалия смешанная.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Причиной алалии является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни.

Моторная алалия развивается при нарушении функций лобно-теменных областей коры левого полушария головного мозга (центр Брока) и проявляется в нарушении экспрессивной речи при достаточно хорошем понимании обращенной речи, позднем формировании фразовой речи (после 4 лет) и бедности предречевых этапов (нередкое отсутствие лепета). Сопровождается грубым нарушением грамматического строя.Имеет место выраженная бедность словарного запаса. В психическом состоянии детей с подобным нарушением нередки проявления разной степени выраженности психоорганического синдрома в виде двигательной расторможенности, расстройств внимания и работоспособности в сочетании с наруше¬ниями интеллектуального развития.

Сенсорная алалия возникает при поражении височной области левого полушария (центр Вернике) и связана с нарушениями акустико-гностической стороны речи при сохранности слуха. Она проявляется в недостаточном понимании обращенной речи и грубом нарушении фонетической ее стороны с отсутствием дифференциации звуков. Дети не понимают речь окружающих, в силу чего и экспрессивная речь крайне ограничена, искажают слова, смешивают сходные по произношению звуки, не прислушиваются к речи окружающих, могут не откликаться на зов, но одновременно реагировать на отвлеченные шумы, отмечаются; резко нарушено слуховое внимание, хотя тембр речи и интонации не изменены. В психическом состоянии отмечаются признаки органического поражения головного мозга - нередко в сочетании с интеллектуальным недоразвитием в широком диапазоне (от легких парциальных задержек развития до олигофрении).

Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь была сформирована. В зависимости от участка поражения мозга различают шесть форм афазий.

Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

Фонематическая дислексия вызывается нарушением формирования фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза. Проявляется в заменах фонетически близких звуков при чтении, в трудностях усвоения букв, обозначающих акустически и артикуляторно сходные звуки, возможно так же побуквенное чтение, искажении звукослоговой структуры слова.

Аграмматическая дислексия проявляется в аграмматизмах при чтении. В процессе чтения ребёнок неправильно произносит окончания, префиксы, суффиксы, изменяя грамматические формы слов.

Семантическая дислексия проявляется в нарушении понимания читаемого при технически правильном чтении. Семантическая дислексия может проявляться как на уровне слова, так и при чтении предложений и текста.

Оптическая дислексия проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв при чтении. При этом виде дислексии может наблюдаться и зеркальное чтение.

Мнестическая дислексия проявляется в нарушении усвоения букв, в трудностях установления ассоциаций между звуком и буквой. Ребёнок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма.

Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений.

Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям, заменам, отсутствию звуков в устной речи.

Акустическая дисграфия проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов; в раздельном написании слов, особенно приставок и корня.

Аграмматическая дисграфия проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлен несформированностью лексико-грамматического строя речи. Аграмматизмы отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Оптическая дисграфия при оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:искажённое воспроизведение букв на письме, замены и смешения графически сходных букв.Одно из проявлений оптической дисграфии - зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо, которое может наблюдаться у левшей, при органических повреждениях мозга.

30. Цветкова Л.С. (ред.). Проблемы афазии и восстановительного обучения. М.: Изд-во МГУ, 1975 и 1979.

31. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.: Просвещение, 1988.

32. Цветкова Л.С. Нейропсихология и восстановительное обучение. М.: Изд-во МГУ, 1990.

33. Эльконин Д.П. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.

34. Drieman G.H.L. Differences Between Written and Spoken Language // Acta psi-cologica. 1962. № t-2.

35. Rodari G. Grammatica della fantasia. Introduzione all arte di inventare storie. Torino, 1973.

Во мне слово предшествует звуку. (In me prins est vcr-bum, posterior vox).

Святой Августин

Речь создала челоиска, грамотность - цивилизацию.

Глава 7. К ИСТОРИИ ВОПРОСА

1. Афазия и восстановительное обучение: Тексты / Под ред. Л. С. Цветковой, Ж. М. Глозман. М., 1983.

2. Бейн Э. С. Афазия и пути ее преодоления. Л., 1964.

3. Бурлакова М. К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. М., 1991.

4. Визель Т. Г. Как вернуть речь. М., 1998.

5. Визель Т. Г. Нейропсихологическое блиц-обследование: Тесты по исследованию высших психических функций. М., 2005.

6. Винарская Е. Н. Дизартрия. М., 2005, с. 95–104.

7. Винарская Е. Н. Клинические проблемы афазии. М., 1971.

8. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии: Мет. рек. Ч. 1. М., 1985.

9. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М., 2003.

10. Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. М., 2003. – Кн.3.

11. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975.

12. Лурия А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. М., 2002.

13. Лурия А. Р. Травматическая афазия. М., 1947.

14. Оппель В. В.Восстановление речи после инсульта. Л., 1972.

15. Проблемы афазии и восстановительного обучения / Под ред. Л. С. Цветковой. М., 1979.

16. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. М.,1969, стр. 176 – 190.

17. Столярова Л. Г. Афазия при мозговом инсульте. М.: Мед., 1973.

18. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. М., 1997. – Т.2.

19. Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение. М., 1988.

20. Цветкова Л. С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М., 1972,

21. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М., 1985.

22. Шкловский В. М., Визель Т. Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М., 2000.

23. Шкловский В. М., Визель Т. Г., Насоновская Г. М. Нейропсихологическая диагностика. М., 1992.

24. Шохор-Троцкая М. К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. М., 2002.

25. Зайцев и.С. Афазия. Учебно-методическое пособие. –– Минск: бгпу им. Максима Танка, 2006

Работу выполнила студентка 407 группы Анишина Е.В.

Работу проверила к.п.н. Рау Е.Ю.

Речевые нарушения

В настоящее время в логопедии используются две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.

Клинико-педагогическая классификация

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

В зависимости от сохранности анатомического строения речевого аппарата выделяют два вида дислалии:

Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, механические - в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.

Причины функциональной дислалии:

Общая физическая ослабленность, обусловленная частыми соматическими заболеваниями, протекающими в период наиболее интенсивного формирования речевой функции;

Недостаточная степень развития фонематического слуха

Неблагоприятные речевые условия, в которых воспитывается ребёнок;

Двуязычие в семье.

Причины механической дислалии:

Недостатки строения челюстно-зубной системы (дефекты в строении зубного ряда, дефекты в строении челюстей, укороченная или слишком массивная уздечка языка)

Патологические изменения величины и формы языка.

Неправильное строение твёрдого и мягкого нёба.

Атипичное строение губ.

Нарушения звукопроизношения в речи ребёнка при дислалии могут проявляться:

Отсутствие звука: ампа (лампа), акета (ракета);

Звук заменяется звуком, более простым по артикуляции (л → у).

Дисфония (афония) - отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.

Брадилалия - патологически замедленный темп речи.

Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой и монотонной.

Тахилалия - патологически ускоренный темп речи.

Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. При ускоренном темпе речь патологически тороплива, стремительна, напориста.

Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием - нарушение темпа речи. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонационной выразительности.

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка.

Симптоматика заикания характеризуется физиологическими и психологическими симптомами.

Физиологические симптомы:

Судороги, которые классифицируются по форме и локализации

Нарушение мелодико-интонационной стороны речи;

Наличие непроизвольных движений тела, лица;

Нарушение речевой и общей моторики.

Психологические симптомы :

Наличием логофобий (страх речи в определённых ситуациях, страх произнесения отдельных слов, звуков);

Наличием защитных приёмов (уловок) - речевых (произнесение отдельных звуков, междометий, слов, словосочетаний) и моторных, изменения стиля речи;

Различной степенью фиксированности на заикании (нулевой, умеренной, выраженной).

Ринолалия проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. речь при ринолалии невнятна монотонна.

Ринолалия закрытая - расстройство звукопроизношения, которое выражается в изменении тембра голоса; причиной является органические изменения в носовой или носоглоточной области или функциональные расстройства носоглоточного затвора.

Ринолалия открытая - патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи, возникающее, когда мягкое нёбо при произнесении звуков речи сильно отстает от задней стенки глотки.

Ринолалия смешанная.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.

Причиной алалии является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни.

Моторная алалия развивается при нарушении функций лобно-теменных областей коры левого полушария головного мозга (центр Брока) и проявляется в нарушении экспрессивной речи при достаточно хорошем понимании обращенной речи, позднем формировании фразовой речи (после 4 лет) и бедности предречевых этапов (нередкое отсутствие лепета). Сопровождается грубым нарушением грамматического строя.Имеет место выраженная бедность словарного запаса. В психическом состоянии детей с подобным нарушением нередки проявления разной степени выраженности психоорганического синдрома в виде двигательной расторможенности, расстройств внимания и работоспособности в сочетании с наруше¬ниями интеллектуального развития.

Сенсорная алалия возникает при поражении височной области левого полушария (центр Вернике) и связана с нарушениями акустико-гностической стороны речи при сохранности слуха. Она проявляется в недостаточном понимании обращенной речи и грубом нарушении фонетической ее стороны с отсутствием дифференциации звуков. Дети не понимают речь окружающих, в силу чего и экспрессивная речь крайне ограничена, искажают слова, смешивают сходные по произношению звуки, не прислушиваются к речи окружающих, могут не откликаться на зов, но одновременно реагировать на отвлеченные шумы, отмечаются; резко нарушено слуховое внимание, хотя тембр речи и интонации не изменены. В психическом состоянии отмечаются признаки органического поражения головного мозга - нередко в сочетании с интеллектуальным недоразвитием в широком диапазоне (от легких парциальных задержек развития до олигофрении).

Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь была сформирована. В зависимости от участка поражения мозга различают шесть форм афазий.

Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

Фонематическая дислексия вызывается нарушением формирования фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза. Проявляется в заменах фонетически близких звуков при чтении, в трудностях усвоения букв, обозначающих акустически и артикуляторно сходные звуки, возможно так же побуквенное чтение, искажении звукослоговой структуры слова.

Аграмматическая дислексия проявляется в аграмматизмах при чтении. В процессе чтения ребёнок неправильно произносит окончания, префиксы, суффиксы, изменяя грамматические формы слов.

Семантическая дислексия проявляется в нарушении понимания читаемого при технически правильном чтении. Семантическая дислексия может проявляться как на уровне слова, так и при чтении предложений и текста.

Оптическая дислексия проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв при чтении. При этом виде дислексии может наблюдаться и зеркальное чтение.

Мнестическая дислексия проявляется в нарушении усвоения букв, в трудностях установления ассоциаций между звуком и буквой. Ребёнок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма.

Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений.

Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям, заменам, отсутствию звуков в устной речи.

Акустическая дисграфия проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов; в раздельном написании слов, особенно приставок и корня.

Аграмматическая дисграфия проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлен несформированностью лексико-грамматического строя речи. Аграмматизмы отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Оптическая дисграфия при оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:искажённое воспроизведение букв на письме, замены и смешения графически сходных букв.Одно из проявлений оптической дисграфии - зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо, которое может наблюдаться у левшей, при органических повреждениях мозга.

30. Цветкова Л.С. (ред.). Проблемы афазии и восстановительного обучения. М.: Изд-во МГУ, 1975 и 1979.

31. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.: Просвещение, 1988.

32. Цветкова Л.С. Нейропсихология и восстановительное обучение. М.: Изд-во МГУ, 1990.

33. Эльконин Д.П. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.

34. Drieman G.H.L. Differences Between Written and Spoken Language // Acta psi-cologica. 1962. № t-2.

35. Rodari G. Grammatica della fantasia. Introduzione all arte di inventare storie. Torino, 1973.

Во мне слово предшествует звуку. (In me prins est vcr-bum, posterior vox).

Святой Августин

Речь создала челоиска, грамотность - цивилизацию.

Глава 7. К ИСТОРИИ ВОПРОСА

Цветкова Любовь Семеновна (21 марта 1929 - 16 июня 2016) — профессор, доктор психологических наук, ученица А.Р. Лурия, являлась одним из ведущих нейропсихологов, афазиологов и реабилитологов нашей страны, ученым с мировой известностью.

Общее количество научных публикаций более 220, из них 16 монографий и учебников изданы за рубежом (Франция, Испания, США, ФРГ, Финляндия, Куба и др.).

Книги (10)

Предлагаемая методика ставит своей целью помочь детям с нормальным психическим развитием, но имеющим некоторые проблемы этого развития, а также и детям с аномальным развитием в их трудностях при обучении в школе, в частности помочь научиться письму, чтению, счету и другим навыкам и умениям.

Как поставить квалифицированный нейропсихологический диагноз — начало всей правильной и эффективной работы с ребенком, нуждающимся в квалифицированной помощи взрослых, провести качественный синдромный анализ дефекта, найти зону недоразвития мозга и, вместе с тем, обозначить и пути преодоления нарушений? Обо всем этом написано в предлагаемой читателю нейропсихологической методике. Она является частью общей комплексной методики диагностического обследования детей с задержкой психического развития.

В данном учебном пособии представлена разработка научных основ НДВ, показана роль концептуального аппарата в практике работы с детьми, роль научных основ в диагностической, профилактической и реабилитационной работе с детьми, имеющими проблемы в обучении в общеобразовательной школе и, возможно, в развитии психической деятельности.

В работе представлены экспериментальные данные исследований вопроса о несформированности определенных групп высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста, ее причины, пути и методы преодоления отклонений в развитии психики у детей и методы подготовки к обучению в школе.

В книге известного специалиста по нейропсихологии, афазиологии и нейропсихологической реабилитации раскрывается понятие нейропсихологической реабилитации неврологических и нейрохирургических больных, ее задачи и методы.

Описываются пути восстановления высших психических функций и методы восстановительного обучения больных с нарушениями речи (афазия), письма и чтения, возникающими при локальных поражениях мозга, отражены новые достижения в этой области нейропсихологии.

Книга посвящена проблемам теоретической и практической нейропсихологии и восстановлению высших психических функций, нарушающихся вследствие локальных поражений мозга различной этиологии: инсульты, черепно-мозговые травмы, опухоли мозга и др., которые нередко ведут к нарушению у больных речи и мышлении, памяти и внимания, чтения и письма и др. Этот контингент больных нуждается и специальном восстановительном обучении, научные основы и методы которого кратко описаны в этом пособии.

В книге обращается внимание на необходимость связи теории и практики, отражено общепсихологическое значение нейропсихологии.

Материалы могут быть полезны руководителям образовательных учреждений, классным руководителям, психологам, социальным педагогам и другим работникам общеобразовательных школ.

Особенности процесса чтения у младших школьников с различным типом восприятия. Математические навыки аудиалов, визуалов и кинестетиков младшего школьного возраста.

Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности.

Как нарушатся интеллектуальная деятельность человека, перенесшего черепно-мозговую травму, операции) на мозге или инсульт?

Какими методами можно поставить точный нейропсихологический диагноз нарушения? С какими зонами мозга и как связан дефект интеллектуальной деятельности? Как найти механизм (причину) нарушения? И наконец, как преодолеть дефект и восстановить интеллектуальную деятельность у человека, перенесшего поражение мозга? На эти и ряд других вопросов читатель найдет ответ, прочитав эту книгу.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.