Дети действуют на нервы


Принятие собственного гнева – это путь к достижению устойчивости. Постепенно ваш ребенок научится тому, что эмоции не опасны – их можно перенести, не переходя к необдуманным действиям, и они пройдут. Он научится облекать свои чувства и потребности в слова, — без того, чтобы нападать на другого человека – даже когда он в ярости

Как научить ребенка управлять гневом: 15 последовательных шагов

Мы не можем рассуждать о причинах их поведения, когда они вне себя от ярости. Это не время, чтобы преподнести им урок и заставить просить прощения. Для начала нужно успокоиться.

Когда мы отправляем разгневанного ребенка с глаз долой, он действительно успокоится через какое-то время.

  • Никто не слушает, что тебя расстраивает и мучает. Никто не собирается помогать тебе решать проблемы, которые ты испытываешь.
  • Гнев – это плохо. Ты плохой человек, потому что злишься на нас и не знаешь, как выразить свою злость приемлемым способом.
  • Твой гнев пугает нас. Ты сам отвечаешь за себя, когда дело доходит до управления такими сильными чувствами – мы не знаем, как помочь тебе.
  • Когда ты злишься, лучше всего подавить свои чувства и не выпускать их наружу (это означает, что они больше не будут находиться под сознательным контролем, и рано или поздно выплеснутся в еще менее управляемой форме).

Не удивительно, что многие из нас имеют проблемы с управлением гневом, с которыми мы приходим во взрослую жизнь. А это означает, что мы кричим на детей, устраиваем истерики партнерам или переедаем, чтобы избежать осознания нашего гнева.

Что мы можем сделать вместо этого? Мы можем помочь нашим детям научиться управлять своим гневом ответственно.

Большинство из нас с трудом представляют себе, что это означает. Все очень просто — ответственное управление гневом начинается с принятия нашего гнева, но при этом мы воздерживаемся от выражения его в действии, нападая на других.

На самом деле, когда мы готовы остановиться и обратить внимание на глубинные чувства, которые скрыты под нашим гневом, мы обнаружим обиду, страх или печаль.

Если мы позволим самим себе пережить эти эмоции, наш гнев растает. Гнев был лишь реакцией защиты от других, скрытых чувств.

Одна из самых важных задач с детства – научиться переносить обиды и неудачи повседневной жизни, не прибегая к неуправляемому, реактивному гневу. Люди, которые умеют делать это, способны работать с другими и управлять собой для достижения своих целей. Мы называем эту способность эмоциональным интеллектом.

Дети развивают эмоциональный интеллект, когда мы учим их, что все их чувства нормальны, и они всегда имеют выбор, как действовать.

Итак, когда ваш ребенок злится, используйте стратегию из 15-ти последовательных шагов:

Сделайте несколько глубоких вдохов и напомните себе, что ничего чрезвычайного не произошло. Эта модель эмоциональной регуляции поможет вашему ребенку почувствовать себя в безопасности.

Часто, когда люди не чувствуют себя услышанными, ситуация обостряется и чувства нагнетаются. Наоборот, когда ваш ребенок чувствует себя понятым, он начинает успокаиваться – даже когда не получает желаемого.

Чем больше сочувствия вы проявите, тем с большей вероятностью ребенок обнаружит слезы и страх, спрятанные за гневом.

Родители часто обижаются, когда дети орут на них. Но ваш ребенок на самом деле не ненавидит вас, и не хочет новую маму или папу, или всего того, что он кричит в запале.

Он чувствует, что ему больно и страшно, и ощущает себя настолько беспомощным, что выкрикивает самую досадную вещь, которую только может придумать, — так чтобы вы узнали, насколько он огорчен.

Как только он осознает, что ему нет необходимости повышать голос или переходить в атаку, чтобы быть услышанным, и он находится в достаточной безопасности, чтобы проявить свою уязвимость, он сможет выразить свои чувства более подходящим образом.

Не пытайтесь поучать, рассуждать, увещевать или объяснять.

Когда ребенок испытывает прилив адреналина, не время объяснять, почему он не может получить то, что хочет или заставлять его признать, что он на самом деле любит свою младшую сестренку.

Дети еще не имеют развитых нервных путей во фронтальной коре, чтобы контролировать себя в той степени, как это делаем мы.

Лучший способ помочь ребенку развить эти нейронные пути – это выражать эмпатию. После того, как мы поддерживаем детей в период истерики, они чувствуют близость и ощущают больше доверия ко взрослым. Чувствуя себя менее израненными в душе, они могут себе позволить быть эмоционально щедрыми.

Мы видим угрозу снаружи, потому что носим в себе старые подавленные эмоций вроде обиды, страха или печали. Что бы ни происходило в данный момент, триггеры воскрешают эти давние эмоции, и мы приходим в ярость, стараясь вновь вытеснить и загнать их в подполье.

Малейшее разочарование может ощущаться как конец света для ребенка, потому что все его старые чувства оживают вновь. Дети будут делать все, что угодно, чтобы дать отпор этим невыносимым чувствам, поэтому они приходят в гнев и набрасываются на окружающих.

Если они чувствуют себя в безопасности, выражая злость, и родители воспринимают их эмоции с сочувствием, гнев начинает таять.

Гнев ребенка — это выражение слез и страхов, которые скрываются под ним. Смывая боль, обиду и грусть, мы заставляем гнев исчезнуть, и как только ребенок проявит свою уязвимость, исчезнет необходимость в гневе в качестве механизма защиты.

Ваш ребенок нуждается в принятии близким человеком, который любит его, даже когда он злится.

Дети часто толкают взрослых, когда они расстроены, и если вы можете терпеть это и оставаться сочувствующим, подобное можно позволить.

В большинстве случаев, когда мы выражаем сострадание и дети почувствуют себя услышанными, они прекращают драться и начинают плакать.

Так что, если ваш ребенок вышел из себя из-за голубой чашки, и вы не можете прямо сейчас принести ему ее, в большинстве случае, дело не в чашке и не в том, что он требует.

Когда дети становятся плаксивыми и им невозможно угодить, им обычно просто нужно поплакать.

Как только вы назовете чувства, скрытые под гневом, весьма вероятно, что его гнев утихнет. Вы увидите уязвимость или даже слезы.

Постарайтесь устоять перед желанием прочесть лекцию. Лучше рассказать это в виде истории, что позволит задействовать широкий спектр различных эмоций.

Если ребенок хочет поменять тему, позвольте ему это сделать. Вы можете вернуться к ситуации чуть позже в течение дня или перед сном.

Но большинство детей ХОТЯТ услышать историю о том, как они вышли из себя, кричали и плакали, пока это история, а не лекция. Это помогает им понять себя, и заставляет их почувствовать себя услышанными.

Вам не придется делать так много, как вы думаете. Ваш ребенок знает, что он вел себя неправильно. Это были сильные чувства, которые заставляли его чувствовать себя попавшим в чрезвычайную ситуацию, где допустимо нарушить правило о том, чтобы быть добрым. Помогая ему с эмоциями, вы делайте повторное нарушение менее вероятным.

Обратитесь к той стороне личности ребенка, которая хочет сделать лучший выбор в следующий раз.

Принятие собственного гнева – это путь к достижению устойчивости.Постепенно ваш ребенок научится тому, что эмоции не опасны – их можно перенести, не переходя к необдуманным действиям, и они пройдут. Он научится облекать свои чувства и потребности в слова, — без того, чтобы нападать на другого человека – даже когда он в ярости.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Дети в той или иной степени являются непредсказуемыми даже для своих родителей. Иногда кажется, что малыш просто неуправляем и истеричен. Однако что послужило толчком для этого - заболевание центральной нервной системы ребенка, расстройства психоэмоционального характера или же просто желание манипулировать?

Болезнь или особенности характера?

Если ребенок очень нервный, то это может отражаться на качестве жизни как его самого, так и окружающих людей. Под этим термином обычно подразумевают плаксивость, возбудимость, проблемы со сном, непослушание, раздражительность, истеричность. С нервными детьми очень сложно идти на контакт, так как на любое замечание или предложение такой малыш реагирует бурными истериками и протестами. Психологическая практика показывает, что большинство проблем кроется в неправильном воспитании еще в раннем детстве.

Непослушные и нервные дети - это настолько переплетенные понятия, что иногда без помощи квалифицированных специалистов бывает сложно понять суть проблемы. Среди наиболее распространенных причин непослушания детей можно выделить следующие:

  1. Желание привлечь к себе внимание. Этим страдают дети, которые в какой-либо степени обделены родительским теплом и лаской. Ребенок замечает, что во время совершения им каких-либо негативных действий он получает недостающие родительские эмоции, чем и пользуется в дальнейшем.
  2. Желание освободиться от множества ограничений, установленных родителями. Это касается тех детей, которые ежедневно подвержены строгому контролю.


Лишь на последнем месте находятся расстройства нервной системы ребенка.

Детские неврозы

Психика маленького ребенка весьма хрупкая и подвержена влиянию извне. На фоне многочисленных запретов, стрессовых ситуаций и недостатка внимания могут сформироваться неврозы. Это нервно-психическое расстройство, которое характеризуется появлением необычных психосоматических и поведенческих симптомов. Часто нервными дети бывают именно по причине возникновения неврозов.

Пиком развития патологического состояния считается возраст 5-6 лет, когда ребенок начинает вести себя неадекватно. В некоторых случаях неврозы проявляются уже в 2-3-летнем возрасте.

Причин неврозов

Психологи выделяют такие предпосылки для развития патологического состояния:

  • травмирующие психику ситуации (алкогольная или наркотическая зависимость кого-то из родителей, развод, применение к ребенку телесных наказаний, конфликтные ситуации со сверстниками, адаптация к детскому саду или школе);
  • сильный испуг;
  • негативная атмосфера между родителями;


Также нервным ребенок 2 или более лет может стать из-за смерти кого-либо из родственников, попадания в автомобильную аварию.

Симптомы психического расстройства

Первыми признаками нарушений в работе нервной системы ребенка можно считать следующие проявления:

  • возникновение страхов и тревожных состояний;


Внимательные родители обязательно заметят в поведении малыша какие-то изменения. Это может быть чрезмерная агрессивность как по отношению к другим детям, так и ко взрослым, раздражительность, гипервозбудимость. Все эти проявления дают повод для обращения к медикам, так как пускание ситуации на самотек может обернуться негативными последствиями в будущем как для родителей, так и для ребенка.

Лечение неврозов

Терапия при патологическом состоянии нервной системы подбирается комплексно. Важно пройти полное обследование с психологом, неврологом и другими смежными специалистами. На сегодняшний день существуют такие методики лечения неврозов:

  1. Психотерапия направлена на решение социальных проблем, из-за которых мог возникнуть невроз. Сеансы могут проходить как с родителями, так и с ребенком наедине. Психотерапевт для лечения использует следующие приемы: индивидуальное лечение, семейный сеанс, арт-терапия, применение гипноза, групповые занятия с детьми для улучшения их социализации.
  2. Медикаментозная терапия включает в себя фитопрепараты с успокаивающим действием, витаминные комплексы, антидепрессанты, транквилизаторы, ноотропные медикаменты. Лечение подбирается на основе установленной тяжести течения патологического процесса.
  3. Народные средства, которые призваны успокоить нервную систему ребенка - настои валерианы, мелиссы, пустырника.

В качестве дополнительной терапии может быть использовано общение с животными - дельфинами, лошадьми, собаками.

Нервные тики

К сожалению, психологические проблемы не заканчиваются на неврозах. Доктора отмечают, что каждый нервный ребенок от 3-х до 18 лет может быть таковым из-за тиков. Есть данные, что практически каждый пятый ребенок испытывал подобные явления. Для удобства специалисты разделили разновидности нервных тиков на 3 группы:

    Моторные - прикусывание губ, гримасничанье, непроизвольные подергивания головой или конечностями.


По степени выраженности встречаются локальные (задействована одна группа мышц) и смешанные (нервные тики нескольких типов сразу).

Причины возникновения нервных тиков

Специалисты различают первичные и вторичные патологические состояния. Первая группа связана с такими факторами:

  • недостаток в организме таких важных микроэлементов, как магний и кальций;
  • эмоциональные потрясения - стрессовые ситуации, строгие наказания от родителей, испуг, недостаток любви и ласки;
  • нагрузки на центральную нервную систему, которые возникают из-за употребления большого количества чая, кофе, энергетических напитков. Чаще всего этим страдают подростки от 12 до 18 лет;
  • переутомление на фоне больших учебных нагрузок, длительное пользование компьютером, просмотр телевизора;
  • неблагоприятная наследственность.

Вторичные нервные тики могут развиваться на фоне серьезных заболеваний, таких как:

  • синдром Туретта;
  • энцефалит;
  • черепно-мозговые травмы как закрытого (сотрясения мозга), так и открытого типа;
  • опухоль головного мозга;
  • врожденные заболевания нервной системы.

Чаще всего нервные тики проявляются в период бодрствования ребенка, в то время как сон можно назвать относительно спокойным.

Терапия при нервном тике

Состояние требует медицинской помощи в следующих случаях:

  • нервный тик не прошел самостоятельно в течение месяца;
  • патология причиняет малышу какие-либо неудобства;
  • сильная выраженность симптомов или совокупность нескольких разновидностей тиков.

В большинстве случаев лечение нервных тиков у детей легко поддается лечению, если их причины были связаны с психосоматикой. В более тяжелых случаях проблема может остаться навсегда.

Терапия при нервном тике психологического типа назначается аналогичная лечению неврозов. Необходимо подобрать комплекс успокаивающих медикаментов, а также провести несколько сеансов с квалифицированным психотерапевтом. В некоторых случаях достаточно народного лечения в виде успокоительных настоек валерианы, мелиссы, пустырника или ароматерапии посредством ванн с эфирными маслами лаванды, мяты.

Лечение вторичных тиков, к которым привели травмы или заболевания, необходимо начинать только под присмотром врача, который выявит истинный диагноз и назначит грамотную терапию.

Правила поведения для родителей

Нервными дети чаще всего бывают именно по вине собственных матерей и отцов. Психологи советуют, чтобы избавиться от проблем необходимо не только показать малыша специалисту, но и пересмотреть собственную модель поведения:

  1. Важно сглаживать образующиеся в ходе воспитания конфликты.


Кроме того, важно не показывать при детях собственные негативные эмоции, так как малыши могут перенять эту модель поведения.

Режим дня и питания

Нервный ребенок 3 и более лет должен иметь особенный суточный ритм. Психологи дают по этому поводу несколько важных рекомендаций:

  • при занятиях, которые требуют умственной активности, необходимо делать перерывы на 15 минут каждые 20 минут;
  • питание должно быть максимально сбалансированным для восполнения нехватки в витаминах и микроэлементах;
  • следует исключить из рациона такие напитки, как какао, кофе, крепкий чай - они возбуждают нервную систему.

Необходимо много времени уделять физиопроцедурам, таким как закаливание. Однако делать это стоит под присмотром детского врача-педиатра.

Возрастные особенности

Лечение нервного ребенка не всегда необходимо, так как это могут быть особенности развития:

    До 3-летнего возраста нервозность обуславливается врожденными особенностями поведения. Усугублять ситуацию может рождение последующего ребенка, если старшему еще не исполнилось 3 лет.


Родители должны "расти" вместе с собственным ребенком, учитывать его особенности и общаться с ним на равных с самого детства. Только таким образом можно сохранить доверительные отношения и спокойствие в семье.

Полезные советы

Нервный ребенок в год и позже может принести немало хлопот, поэтому иногда проще предотвратить развитие психических расстройств, нежели лечить их. Психологи дают несколько рекомендаций по этому поводу:

  • независимо от ситуации, необходимо соблюдать спокойствие, так как нервозность матери передается и ребенку, особенно это касается детей младшего возраста;
  • важно научить сына или дочь извиняться за проступки, однако так же важно просить прощения и у малыша;
  • для воспитания спокойного потомства необходимо запастись терпением;
  • нужно показывать положительный пример собственными действиями;
  • не следует ставить интересы ребенка превыше всего;
  • важно давать малышу право выбора.

Кроме того, дети любого возраста остро нуждаются в опеке и любви своих родителей.


Заключение

Нервозность детей чаще всего связана с ошибками в их воспитании или внешними факторами. Такие ситуации легко исправить лишь подкорректировав свое собственное поведение по отношению к малышу. Однако при выявлении серьезных психических патологий не нужно игнорировать их лечение, так как это может обернуться серьезными проблемами в будущем.

Как бороться с послеродовой депрессией


Филиппа Перри психотерапевт, автор книг

Что чувствуют женщины в послеродовой депрессии? При каких симптомах и признаках надо обращаться за помощью? Сколько длится послеродовая депрессия и как с ней справиться? Мамы рассказывают свои истории, а психотерапевт предлагает полезное упражнение.


Депрессия после рождения ребенка или принятия на себя родительских обязанностей обычно обусловлена многими причинами. Ее симптомы: раздражительность, глубокая грусть и отчаяние, уверенность в своей бесполезности, тревожность, бессонница, желание спрятаться от всех, ощущение, что любое движение требует неимоверных усилий, мысли о саморазрушении и, в крайних случаях, психоз.

От послеродовой депрессии каждый год страдают от 10% до 15% молодых матерей. Некоторые исследования подтверждают, что около 10% отцов тоже подвержены психологическим нарушениям.

Всем будет лучше без меня: история Полы

Рики кричал, если я не брала его на руки, и кричал, если брала. Когда я передавала его моей партнерше, она, казалось, лучше меня знала, как поступать. Я не понимала, что делаю. Меня приводили в ужас мысли, что я могу как-нибудь повредить Рики, когда меняю ему подгузник. Мне было так стыдно, что всем, кто меня спрашивал, включая врача, я говорила: "Со мной все в порядке".

Я убедила себя, что это с Рики что-то не так, раз он столько кричит. Я привезла его на обследование в больницу, но там ничего плохого не нашли. Мне стало еще хуже, потому что я стыдилась того, что привезла его.

Я уже начинала думать, что без меня моему малышу будет лучше. Я даже не могла кормить его грудью, потому что болели соски — мне казалось, что сквозь кожу проходят булавки. Пришлось переводить его на смесь, и я воспринимала это как очередное поражение.

Кульминация наступила, когда Рики исполнилось двенадцать недель от роду. Я была полностью сломлена, и мои близкие — партнерша и мой брат — поняли, что я не справляюсь. Они не желали больше принимать мое "все в порядке". Пришлось сознаться, что я хочу умереть или, по крайней мере, сбежать. Я никогда еще не чувствовала себя так ужасно — такой ранимой, так угнетенной.

Моей партнерше пришлось нелегко, потому что львиная доля заботы о ребенке легла на нее. Она тоже с трудом справлялась, хотя и не видела все в черном свете, как я. Она заставила меня пойти на терапию, и в то время это привело меня в ярость, потому что казалось, что она меня отталкивает. Я думала, что они с ребенком пара, а я — третий лишний.

Сейчас, оглядываясь назад, я не могу поверить, что совершенно буднично планировала покончить с собой. Я считала, что всем вокруг будет лучше без меня. Я действительно собиралась это осуществить, но решила сначала пройти курс психотерапии.

В чем были причины моей послеродовой депрессии

Врач попросил меня рассказать о моем собственном детстве. Я не смогла вспомнить, поэтому пришлось спрашивать родных. Моя двоюродная сестра поведала, что в возрасте трех месяцев родители передали меня на попечение тети и бабушки и на месяц уехали за границу. Отец объяснил: они устали от того, что весь мир вертится вокруг младенца, и им был нужен перерыв. Мама сказала, что ужасно расстроилась, когда по возвращении я ее не узнала. Она сообщила это таким тоном, как будто до сих пор на меня сердится.

Меня охватила грусть от того, что я не представляла для нее большой ценности в детстве, и злость за то, что она оставила меня. И я поняла, почему Рики для меня как инопланетянин — я была таким же инопланетянином для собственной матери. До меня дошло, почему моя партнерша и Рики казались мне парой, а я сама — отвергнутой и выброшенной. Меня действительно отвергли в младенчестве. Тогда я стала думать: "Ничего удивительного, что я не справилась. Мои родители тоже не смогли".

Мне как-то помогло то, что удалось нащупать эту связь. Я начала медленно выздоравливать. Когда Рики исполнилось восемь месяцев, я приняла тот факт, что он создан для меня, а я для него. Я сумела наладить с ним контакт и сочувствовать ему, когда он плачет, вместо того чтобы воспринимать это как личное наказание.

Я год посещала психотерапевта раз в неделю и даже после этого не вернулась в свое нормальное состояние, зато научилась лучше принимать себя новую. И кстати, моему чудесному доброму сыну исполнился уже двадцать один год.

Почему важно говорить о своих чувствах

Очень важно узнать историю, которая может объяснить первоисточник ваших чувств, как это вышло у Полы. Одного только понимания, что такая история существует, даже если не удалось выяснить, в чем именно она заключается, может оказаться достаточно.

Чем больше мы говорим о своих импульсах и реакциях, которые вызывает в нас ребенок, чем больше понимания и поддержки они встречают, тем лучше у нас получается воспринимать младенца как человека. И чем больше мы говорим, тем легче перестать ощущать себя монстром от того, что мы теоретически можем причинить малышу вред, или фантазируем, как сбежим от него или из этой жизни вообще.

Помните: от фантазий нет никакого урона, пока они остаются только фантазиями. Разговоры о фантазиях и чувствах помогут определить, когда они впервые появились, то есть подумать о них в контексте нашего собственного детства. Это позволит их минимизировать.

Я считаю, что у каждого из нас должен быть человек, способный выслушать без осуждения; кто-то, с кем мы можем полностью и без прикрас быть самими собой. Для вас это могут быть другие родители — те, кто вас понимает. Ну, а если вам хочется поговорить с психотерапевтом или врачом, не нужно колебаться и считать, что ваше состояние еще терпимо или, напротив, так катастрофично, что шокирует и испугает его.

Появление ребенка — серьезное испытание, и физически, и эмоционально. Разные гормоны усиливают ваши эмоции, и если то, что вы чувствуете, мешает общению с ребенком или другими членами семьи, лучше обратиться за профессиональной помощью и поддержкой.


Я не сумасшедшая, другие тоже это чувствуют: история Грэтхен

Из нашей дружной компании у меня первой появился ребенок. Я скучала по прежней жизни. Мне не хватало работы и встреч с людьми. В профессиональной сфере я достигла больших высот и ставила перед собой амбициозные задачи. В роли матери я постоянно чувствовала, что все делаю не так.

Когда малыш плакал, это действовало мне на нервы, и я не испытывала ни малейшего желания утешать его. Любой выход из дома сопровождался таким стрессом, что мне казалось, я забуду сына где-нибудь в магазине. Поэтому я даже не пыталась куда-то ходить. Я не открывала дверь, если кто-то звонил. Мне даже одеться было трудно.

Я недосыпала. Во время родов понадобилось наложение щипцов, и процедура показалась мне грубым проникновением в мое тело. Если мне удавалось уснуть, я без конца просыпалась, вздрагивая от кошмарных воспоминаний о родах.

Я одевалась только перед тем, как мой друг возвращался домой. Ему я говорила, что все чудесно. Я считала, что, если поделюсь с ним или с кем-нибудь еще своим ощущением ни-на-что-не-годности, они меня осудят. Однако он заметил мою нервозность и дрожь в руках и пытался узнать, что не так. Я отвечала, что это всего лишь нехватка сна и со мной все в порядке. На самом деле я была далеко не в порядке.

Я с трудом вытащила себя на встречу местного сообщества "Мать и дитя", готовая снова притворяться, что у меня все хорошо, лишь бы мой партнер от меня отстал. Там одна женщина, Сьюзи, во всеуслышание заявила, что она не справляется, и рассказала, как ужасно она себя чувствует.

Остальные принялись давать советы, от которых, я видела, ей стало только хуже. Я собрала все свое мужество в кулак и сказала: "У меня то же самое", а потом рассказала, что со мной происходит. Мы подружились.

Сьюзи нашла группу для женщин в депрессии — вместе мы решили, что это именно то, от чего мы страдаем. При группе существовали ясли. Все мамочки мастерили поделки — как дети, приклеивали тканевые лоскутки на бумагу, чтобы получился коллаж. Но именно это и было нам обеим нужно. Собирая и соединяя клочки материи, мы беседовали. Рассказывали друг другу все без прикрас. Мне кажется, понимание того, что я не сумасшедшая, что есть и другие люди, которые проходят через такие же испытания, помогло мне выбраться из депрессивного состояния.

Сейчас, три года спустя, у нас с сыном отличные отношения. Наш неудачный старт, судя по всему, не наделал такого уж большого вреда. Год назад у меня родился второй ребенок, дочка. Разница в том, что теперь я не чувствую себя в изоляции и не считаю, что я неудачница только потому, что у меня что-то складывается неидеально. Хотя мне кажется, что причина моей депрессии после рождения сына — скорее, гормоны.

Помните: что бы вы ни чувствовали, что бы ни происходило с вами, после того как в вашей жизни появился малыш, нет ничего однозначно правильного и однозначно неправильного. Пусть вам кажется, что это странно и необычно, но не стоит хранить все в себе. Найдите единомышленников, с которыми можно поговорить, и не думайте, что тяжесть вашего состояния недостаточна или, напротив, слишком серьезна, чтобы обращаться к врачу.

Упражнение "Три комнаты"

Следующее упражнение относится к так называемой управляемой визуализации. Я попрошу вас мысленно проиграть определенный сценарий. Смысл в том, чтобы хорошо его проанализировать и обнаружить, что происходит в потаенных глубинах вашего сознания.

Представьте себе три комнаты. Первая — гостиная, из которой две двери ведут во вторую и третью комнаты. Подумайте об этом трехкомнатном доме как о метафоре вашего родительства. Мысленно войдите в гостиную. Здесь вы принимаете посетителей. Это олицетворение вашего образа на публике.

Во второй комнате вы чувствует себя особенно неуверенно, может быть, злитесь, сожалеете, стыдитесь или отчаиваетесь, грустите или проявляете недовольство. Эта комната олицетворяет уязвимость, которую вы испытываете как родитель, и трудности, с которыми вы в этой роли сталкиваетесь. Войдите в эту комнату и дайте себе почувствовать, каково это — находиться здесь. Осмотритесь и обратите внимание на то, что вы видите, не осуждая себя.

Находясь здесь и прислушиваясь к своим чувствам, понаблюдайте за своим дыханием. Если вы сдерживаете дыхание или дышите прерывисто, восстановите нормальную циркуляцию воздуха. Еще раз оглядите комнату сложностей и вернитесь обратно в гостиную, в публичное пространство. Отметьте, что вы ощущаете, закрывая дверь в эту комнату и понимая при этом, что трудности по-прежнему там.

Пришло время зайти в третью комнату. Именно в ней вы чувствуете себя лучше всего. Здесь все идет так, как нужно: вы испытываете гордость за себя как родителя и радость, которую приносит вам ребенок или дети. Весьма вероятно, что ваша уверенность здесь куда сильнее, чем вы можете продемонстрировать в гостиной. Окиньте взглядом позитивную комнату и обратите внимание на то, что здесь есть. Продолжайте смотреть и отмечать, что вы при этом чувствуете. Отлично.

А теперь вернемся в гостиную. Стоя здесь, хорошенько осознайте, что находится за обеими закрытыми дверями. Помните: у нас у всех есть эти комнаты, наравне с публичным образом родителя в глазах других людей. Мы все испытываем смешанные чувства в отношении себя-родителей, у всех есть вещи, которые у нас здорово получаются, и то, что выглядит далеко не здорово. Важно не сравнивать нашу тайную комнату с трудными чувствами с чужой публичной гостиной.

Нам всем нужен кто-то понимающий, чтобы поговорить об этих двух комнатах, смежных с гостиной. Кто-то способный выслушать нас, когда нас переполняет любовь, и принять нас, когда в процессе родительства возникают не слишком радужные чувства.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.