Дети раннего возраста с органическим поражением цнс могут получать помощь в

Выберите книгу со скидкой:


ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Шальнова Олеся ВладимировнаНаписать 3440 12.05.2018

Номер материала: ДБ-1582618

  • Школьному психологу
  • Тесты

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    12.05.2018 3353
    12.05.2018 4069
    12.05.2018 751
    12.05.2018 538
    12.05.2018 2078
    12.05.2018 916
    12.05.2018 567
    12.05.2018 1139

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий


Аннотация: В настоящее время наиболее актуальной в специальной педагогике является проблема ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время наиболее актуальной в специальной педагогике является проблема ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Исследователями отмечается, что среди детей с ограниченными возможностями здоровья большую группу составляют дети с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС).

Современные исследования доказывают, что при раннем начале целенаправленного коррекционного воздействия создается возможность скорригировать и предупредить вторичные отклонения в развитии детей (В.В. Лебединский, Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Н.Д. Шматко, Л.И. Фильчикова).

Отечественные психологи рассматривают развитие ребенка как процесс присвоения им общественно-исторического опыта человечества, фиксированного в продуктах материальной и духовной культуры, при этом указывают на зависимость психических процессов от характера детской деятельности. Особое значение в развитии ребенка раннего возраста имеет ведущая деятельность - предметная. Исследователи отмечают, что на основе практических действий у детей начинают складываться элементарные формы мышления, развиваются память, внимание и речь. Сформированность предметных действий во многом определяет дальнейшее психическое развитие ребенка, оказывает влияние на становление разных видов детской деятельности (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

Важность ранней коррекционно-педагогической работы по формированию предметных действий у детей с органическим поражением ЦНС отмечается многими исследователями в области специальной педагогики и психологии. У детей с органическим поражением ЦНС выявляются низкий уровень сформированности интереса к сотрудничеству со взрослым и ориентировочно-исследовательской деятельности, задержка в становлении первых предметных действий. Таким образом, предметная деятельность не становится ведущей в раннем возрасте, что отрицательно сказывается на всем ходе психического развития ребенка (М.Г. Блюмина, Е.А. Екжанова, А.А. Катаева, Н.Г. Морозова, Е.А. Стребелева).

Анализ литературных источников в области коррекционной педагогики показал недостаточность научно-обоснованного содержания педагогической работы, направленного на формирование предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС.

Учет особенностей раннего возраста - сензитивного периода в становлении предметных действий, а также отсутствие научно-методической литературы по формированию предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС определили актуальность темы исследования в области коррекционной педагогики.

Цель исследования разработать научно-обоснованные содержание, методы и приемы коррекционно-педагогической работы по формированию предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС.

Задачи исследования:

  • разработать и апробировать серию методик изучения уровня сформированности предметных действий у детей раннего возраста;
  • определить критерии уровня сформированности предметных действий;
  • выявить особенности развития предметных действий у детей раннего возраста;
  • разработать и апробировать содержание, методы и приемы по формированию предметных действий у детей с органическим поражением ЦНС;
  • оценить эффективность разработанного содержания и методы коррекционно-педагогической работы с детьми изучаемой категории.

Объект исследования – коррекционно-педагогическое воздействие на процесс становления предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС.

Предмет исследования – педагогические условия, способствующие формированию предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС.

Гипотеза исследования: включение в систему коррекционно-педагогического обучения и воспитания детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС работы по завершению этапа сформированности манипулятивных и развитию ориентировочно-исследовательских действий в процессе совместной деятельности со взрослым будет способствовать становлению предметной деятельности как ведущей.

Методы исследования: изучение литературных источников по проблеме исследования; наблюдение; изучение истории развития детей; констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты; количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе экспериментов.

Методологическую основу исследования составили следующие теоретические положения:

  • о понимании психического развития ребенка как процесса присвоения им общественно-исторического опыта человечества, фиксированного в продуктах материальной и духовной культуры (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);
  • закономерностях развития нормально развивающихся детей и детей с психофизическими нарушениями, а также концепция единства биологических и социальных факторов в культурно-историческом развитии личности и положение о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка (Л.С. Выготский);
  • о развитии ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка в результате накопления собственного практического опыта (И.М. Сеченов);
  • о предметной деятельности как ведущей деятельности в раннем возрасте, которая играет большую роль в развитии восприятия и является основой для становления различных видов детской деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной) (А.Н. Леонтьев);
  • интериоризации действий, т.е. постепенного преобразования внешних действий в действия внутренние, умственные (П.Я. Гальперин);
  • деятельностного подхода к становлению личности (А.Н. Леонтьев);
  • о ведущей роли взрослого в развитии личности ребенка (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин).

Научная новизна исследования:

  • разработана и апробирована методика изучения предметных действий детей раннего возраста;
  • разработаны содержание, методы и приемы работы по формированию предметных действий детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС;
  • выявлены особенности предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС;
  • разработаны критерии уровня сформированности предметных действий детей раннего возраста;
  • доказана эффективность предложенной коррекционно-педагогической работы.

Теоретическая значимость исследования:

  • научно обоснована необходимость включения целенаправленной педагогической работы по формированию предметных действий в систему коррекционной помощи детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС;
  • определены педагогические условия коррекционного воздействия в работе с детьми раннего возраста с органическим поражением ЦНС.

Практическая значимость исследования:

  • предложенная методика может быть рекомендована педагогам-дефектологам для работы в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов, в реабилитационных центрах и др.;
  • материалы исследования могут быть включены в программу учебных курсов по подготовке специалистов-дефектологов педагогических вузов и курсов повышения квалификации.

Основные выводы:

  1. Доказано, что при отсутствии целенаправленной коррекционно-педагогической работы по формированию предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС отмечается незавершенность этапа формирования манипулятивных и первых предметных действий.
  2. Разработаны критерии уровня сформированности предметных действий детей раннего возраста: принятие и понимание задания; наличие интереса к заданию; способы выполнения задания (совместные действия, действия по жестовой инструкции с речевым сопровождением, по показу, по речевой инструкции); характер предметных действий (переход от неспецифических манипуляций к предметным действиям); наличие ориентировки у ребенка на оценку взрослым его действий.
  3. Определено, что содержание коррекционно-развивающего обучения детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС разрабатывается на основе онтогенетического подхода к становлению предметных действий и учета особенностей развития детей изучаемой категории.
  4. Доказана необходимость включения целенаправленной работы по формированию предметных действий в систему коррекционно-педагогического воздействия с детьми раннего возраста с органическим поражением ЦНС.
  5. Подтверждено, что становление предметных действий основывается на формировании у ребенка интереса к предметам, игрушкам при усвоении поисковых ориентировочно-исследовательских действий в совместной деятельности с взрослым.
  6. Определение соответствующих педагогических условий и разработка содержания коррекционной работы по формированию предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС способствуют завершенности предшествующего этапа развития - манипулятивной деятельности; обеспечивают развивающий эффект в становлении предметной деятельности как ведущей; создают, таким образом, предпосылки к появлению игровой и продуктивных видов детской деятельности.

Представленное исследование, направленное на разработку содержания, методов и приемов коррекционно-педагогической работы по формированию предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением ЦНС, не претендует на исчерпывающее решение данной проблемы, но намечает перспективы для дальнейших исследований в этой области.


В регионах России в последние годы развивается сеть реабилитационных центров. Для максимально возможных положительных результатов в этих учреждениях большое внимание необходимо уделять коррекционно-педагогической работе. Основными целями такой работы являются: создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств каждого ребенка; преодоление и предупреждение нарушений развития, а также формирование знаний и умений, необходимых для успешной подготовки к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya.doc 46 КБ

Предварительный просмотр:

МУ «Центр социальной и медицинской реабилитации

Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими органическое поражение центральной нервной системы

Год от года все больше детей рождается с проблемами здоровья. Дети с органическим поражением центральной нервной системы составляют самую представительную группу среди детей с нарушениями в развитии.

В регионах России в последние годы развивается сеть реабилитационных центров. Как правило, дети в этих учреждениях получают комплексную помощь. Но она оказывается недостаточно эффективной, так как дети зачастую не получают того развития, для которого у них имеются потенциальные возможности. Для достижения максимально возможных положительных результатов большое внимание необходимо уделять коррекционно-педагогической работе.

Основой созданной рабочей программы является концепция коррекционно-развивающего обучения, изложенная в работах Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой. При разработке программы были учтены современные тенденции коррекционно-развивающего процесса на этапе дошкольного детства.

Основными целями коррекционно-педагогической работы являются :

  1. Создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств каждого ребенка.
  2. Преодоление и предупреждение нарушений развития, а также формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в школе.

При планировании конкретного содержания коррекционно-развивающей работы в каждой возрастной группе учитываются:

  1. принципы общего и специального обучения и воспитания;
  2. результаты диагностического обследования каждого ребенка с целью разработки или корректировки планов педагогической работы;
  3. задачи и содержание основных разделов программы.

Учет соотношения возрастных и индивидуальных особенностей в развитии ребенка, внимание к его способностям и сильным сторонам личности позволяют строить целенаправленную и четко структурированную программу индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуальная программа планируется на небольшой период – на 6-7 месяцев и разрабатывается по следующим направлениям:

  1. условия и правила проведения коррекционо-педагогической работы с ребенком в семье;
  2. содержание работы с ребенком по основным линиям его развития;
  3. виды деятельности в целях формирования положительных форм взаимодействия с другими детьми;
  4. формы работы с родителями.

Общность основных закономерностей развития ребенка в норме и в ситуации отклоняющегося развития определяет основные компоненты коррекционно-педагогической работы:

  1. Диагностико-консультативный блок.
  2. Коррекционно-развивающий блок.
  3. Социально-педагогический блок.

Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и как средство оптимизации этого процесса. Обследование направлено на выявление актуального уровня развития ребенка и зоны его ближайшего развития. На основе полученных данных, а также с учетом общих возрастных особенностей детей, строится коррекционно-педагогическая работа.

Следующий блок – коррекционно-развивающий .

В данном блоке выделены два направления работы:

  1. Оздоровительное направление.

Основной целью является оздоровление ребенка, совершенствование техники движений, а также воспитание положительного отношения к своему здоровью и формирование стремления к здоровому образу жизни.

  1. Воспитательно-образовательное направление.

В содержании воспитательно-образовательной работы можно выделить несколько разделов:

  1. социально-нравственное развитие.

Основополагающим содержанием раздела является формирование сотрудничества ребенка со взрослым и научение малыша способам усвоения и присвоения общественного опыта;

  1. познавательное развитие :
  1. сенсорное воспитание,
  2. формирование мышления,
  3. формирование элементарных математических представлений,
  4. ознакомление с окружающим миром,
  5. развитие речи и коммуникативных способностей,
  6. подготовка к обучению грамоте;
  1. формирование и развитие основных видов деятельности детей ( формирование игровой деятельности; формирование продуктивных видов деятельности; формирование элементов трудовой деятельности).

Реализация задач коррекционно-развивающего блока осуществляется на занятиях, большинство из которых имеет интегрированный характер, что позволяет решать целый комплекс задач.

Заключительный блок – социально-педагогический .

Одной из важнейших задач является привлечение родителей к активному сотрудничеству, т.к. только в процессе совместной деятельности удается максимально помочь ребенку. Здесь выделены следующие формы работы с родителями:

  1. консультативно-рекомендательная форма,
  2. лекционно-просветительская форма работы,
  3. индивидуальные занятия с родителями и их ребенком,
  4. формы наглядного информационного обеспечения.

Разделы блоков объединены общими принципами и направлениями деятельности. Каждый раздел может быть реализован как самостоятельное направление коррекционной и реабилитационной деятельности. Вместе с тем наиболее эффективной является сопряженная и поэтапно организованная работа по всем разделам, что определяется характером проблем детей, посещающих реабилитационный центр.

Итогом всей системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания является перевод ребенка на новый уровень социального функционирования, который позволяет расширить круг его взаимоотношений и создает условия для более гармоничной и личностно актуальной социализации ребенка в изменяющемся мире.

  1. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. (Организационный аспект). – М.: В.Секачев, 2007.
  2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2009.
  3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005.
  4. Сайтханов А.Ф. Педагогические условия социальной реабилитации детей со сложной структурой дефекта // Дефектология. – 2007. - №2. – С. 86 – 94.

Известно, что для ребенка семья является первым и главным социальным институтом. Формирование социально-педагогической компетентности родителей, воспитание детско-родительских отношений, обучение родителей способам взаимодействия со своим проблемным ребенком также относится к области значимых направлений коррекционной педагогики.

Несмотря на современные социальные и экономические проблемы, возрастает роль семьи в воспитании и коррекционном обучении детей с отклонениями в развитии. Все большее число родителей хотят сами (с участием специалистов) воспитывать своего ребенка. Именно родители часто выступают инициаторами к изменению организационных форм обучения детей с отклонениями в развитии, содержание и методы дошкольной коррекционной педагогики становятся все более и более вариативными.

На первичном психолого-медико-педагогическом обследовании с участием дефектолога, врача – детского невропатолога, психолога родители получают ответы на интересующие их вопросы, касающиеся оценки специалистами уровня психического развития детей, возможности их обучения и т.д., и рекомендации по организации дальнейших условий воспитания ребенка в семье.

На лекционных занятиях родители получают необходимые знания по различным вопросам воспитания детей. В ходе лекций родители получают ответы на возникающие вопросы, знакомятся с современной литературой, раскрывающей содержание той или иной проблемы.

На практических занятиях родители получают знания по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка, например, по формированию навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, предпосылок формирования изобразительной деятельности и т.д.

Наиболее удобной формой работы с родителями являются комбинированные занятия - лекция на определенную тему, затем - практическое занятие. Темы практических занятий почти всегда соответствуют лекционным.

Приведем примерную тематику лекций:

№ п.п. Темы
1. Возрастные закономерности развития детей раннего возраста. Особенности развития детей с отклонениями в психомоторном развитии.
2. Виды общения. Значение и роль общения в развитии ребенка раннего возраста. Сотрудничество, как форма организации общения ребенка раннего возраста со взрослым.
3. Формирование первоначальных навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
4. Виды игрушек. Роль и значение игрушки в психическом развитии ребенка.
5. Виды игр. Этапы формирования игровой деятельности. Формирование игры в условиях семейного воспитания.
6. Условия в семье для физического развития ребенка раннего возраста.
7. Познавательная деятельность у ребенка раннего возраста. Организация и содержание педагогической работы по активизации познавательной деятельности у ребенка раннего возраста.
8. Закономерности развития речи у ребенка раннего возраста. Дидактическая игра как средство речевого развития ребенка.

Беседы проводятся и на индивидуальных занятиях и, как правило, носят личный характер. Специалист-дефектолог, выслушивая маму, ее семейные проблемы, предлагает варианты разрешения некоторых проблем. Желательно родителям побеседовать с психологом.

Педагогическую работу с родителями дефектолог планирует, исходя из индивидуальной программы развития ребенка.

Важными задачами в этой работе являются следующие:

- формировать потребность родителей в общении с ребенком, т.е. научить взрослого чувствовать, как ребенок относится к нему;

- обучить родителей приемам, формирующим потребность ребенка в оценке действий со стороны близкого взрослого;

- формировать чувствительность к отношению ребенка. Кроме того, педагог формирует адекватную позицию по отношению к ребенку; умение решать познавательные задачи в ходе игрового взаимодействия; эмоциональность взаимодействия; уверенный стиль воспитания;

- обучить родителей наблюдать, замечать появление нового в развитии ребенка в процессе каждодневного общения, делать выводы.

Работа по обучению родителей навыкам наблюдения за малышом проводится поэтапно: сформировать первоначальный навык наблюдения; научить взрослых делать выводы из наблюдений под руководством специалиста; научить взрослых самостоятельно делать выводы из наблюдаемых явлений.

Первоначальные навыки наблюдения формируются у родителей в процессе ведения дневниковых записей.

Как только родители поймут, что каждое новое приобретение ребенка имеет причину и объяснение, перед педагогом встает задача научить взрослых самостоятельно делать выводы из наблюдаемых явлений, связанных с развитием ребенка.

Формирование уверенного и спокойного стиля воспитания достигаются путем повышение уровня родительской компетентности в вопросах воспитания детей.

Содержание работы по повышению уровня компетентности родителей в вопросах воспитания детей включает:

· знакомство с этапами и закономерностями психофизического развития здорового ребенка;

· объяснение родителям значение режима дня и создания условий для организации деятельности ребенка в семье;

· обучение родителей приемам формирования навыков самообслуживания и опрятности в определенные возрастные периоды;

· знакомство родителей с различными видами игрушек и игр (музыкальные, механические, дидактические, народные и др.), их назначением, ролью в жизни ребенка и др.; объяснение родителям роли игры в развитии ребенка, знакомство с видами игр (дидактические, сюжетные, подвижные и др.) и этапами формирования игровой деятельности (отдельные игровые действия, цепочка игровых действий, сюжетная и сюжетно-ролевая игра).

Педагог-дефектолог должен научить взрослых создавать ситуацию совместной деятельности с ребенком. На этой основе возникает и речевое взаимодействие ребенка со взрослым. В совместной деятельности близкие взрослые первоначально организуют действия ребенка, а затем контролируют и оценивают формирование этих действий. Таким образом, работая над формированием этого навыка, специалист должен обучить родителей способам передачи общественного опыта, адекватным актуальному уровню развития малыша (совместным действиям, по жесту, по подражанию, по образцу или речевой инструкции), используя совместные и частично-совместные действия. Родителям объясняется важность и значимость использования предметно-действенных средств при организации общения с ребенком. Необходимым условием является обязательное совместное обыгрывание постройки, рисунка, поделки и т.д.

Формы организации занятий с детьми и их родителями могут быть различными. Необходимо только помнить, что родители являются самими заинтересованными участниками коррекционно-педагогического процесса, результат которого зависит от многих причин, и, не в последнюю очередь, от того, насколько правильно построены отношения между специалистами и родителями. Надо доверять родителям, создавать условия для их активного участия в воспитании и обучении ребенка, прислушиваться к их мнению.

Многолетний опыт работы педагога-дефектолога с родителями показал, что использование в комплексной реабилитации методов педагогической коррекции не только оказывает помощь ребенку, но делает стиль внутрисемейных отношений здоровым, эмоционально насыщенным и помогает родителям непрерывно совершенствоваться в вопросах воспитаниях своего ребенка.

1. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие /Под ред.Е.А.Стребелевой, Г.А.Мишиной.- 2-е изд.- М.: Экзамен, 2006.

2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М., 1998.

6. Стребелева, Е.А., Мишина, Г.А., Выродова, И.А. и др. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания [Текст] / Е.А.Стребелева, Г.А.Мишина, И.А.Выродова и др. / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 2003.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.