Детские дома для детей с поражением цнс

Реутова Ольга
Из опыта применения сенсорной комнаты в условиях специализированного дома ребенка

Из опыта применения сенсорной комнаты в условиях специализированного дома ребенка для детей с органическим поражением ЦНС и нарушениями психики.

Тульский областной специализированный дом ребенка №1 для детей органическим поражением ЦНС и нарушениями психики.

Составитель : учитель-дефектолог Реутова Ольга Игоревна.

Опыт мировой и отечественной коррекционной педагогики доказал, что применение комплекса сенсорных и моторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие пациентов.

Одним из современных методов сенсорной реабилитации является применение сенсорной комнаты.

Сенсорная комната – это комната, оснащенная специальным оборудованием для создания среды положительной мульти-сенсорной стимуляции в атмосфере полной безопасности.

В нашем доме ребенка использование сенсорной комнаты – как основополагающего метода профилактики и коррекции нарушений психического развития детей, осуществляется более десяти лет. За это время комната постепенно формировалась, претерпевала некоторые изменения, учитывая особенности жизни, воспитания, физического и психического состояния детей сирот и детей-инвалидов. Специфика раннего возраста, заболевания центральной нервной системы у подавляющего большинства детей – сирот определили тщательный подбор элементов сенсорной комнаты.

В настоящее время наша сенсорная комната условно представлена в виде двух блоков.

Первый блок – релаксационный. Здесь мы используем бассейн с цветными шариками, музыкальный центр с библиотекой записей релаксационной музыки, мягкие пуфики, релаксационные кресла, интерактивные качели.

Основной целью релаксационного блока является максимальное расслабление ребенка.

Второй блок – активационный. Этот блок включает в себя все оборудование со светооптическими эффектами, сенсорные панели, мобайлы и др.

Основной целью активационного блока является привлечение интереса, стимуляция подвижности и развитие исследовательской деятельности ребенка.

В целом, применение сенсорной комнаты, позволяет проводить направленную стимуляцию нарушенных сенсорных и двигательных функций, в комплексе реабилитационных мероприятий для детей с различной сенсорной и психоневрологической патологией.

В паллиативном отделении нашего дома ребенка, коррекционные занятия в сенсорной комнате являются основными во всем комплексе мероприятий медико-педагогической коррекции. Планируя занятия в сенсорной комнате нами учитывался адаптационный период, длительность которого индивидуальна для каждого ребенка.В этот период мы осуществляем наблюдение первичных эмоциональных реакций : возбуждение или торможение. Обязательно фиксировались время воздействия стимуляторов и ответные реакции детей на разнообразные стимулы. Учитывая тяжелое состояние детей паллиативного отделения, все занятия на начальном этапе проводились сугубо индивидуально. И лишь спустя некоторое время получилось выделить небольшую подгруппу детей со схожим уровнем нервно-психического развития и схожестью поведенческих реакций в ответ на занятия.

Далее я приведу примерный комплекс коррекционных упражнений в сенсорной комнате для детей паллиативного отделения, чей уровень нервно-психического развития соответствует возрасту от 0 до 3 месяцев.

Коррекция зрительных ориентировочных реакций.

Цель: формирование зрительного сосредоточения на объекте.

Оборудование: труба с пузырьками и рыбками.

Ход занятия: дефектолог держит ребенка вертикально, поддерживая его спину и голову. Поднести ребенка к трубе с пузырьками так, чтобы ребенок мог фокусировать свое зрение на неподвижном предмете – трубе. Медленно поворачивая ребенка дефектолог следит за тем, чтобы ребенок продолжал взглядом фиксировать трубу с пузырьками и рыбками. Затем ребенка кладут в специальные качели и повторяют упражнение через некоторое время.

Цель: формирование зрительного сосредоточения на объекте.

Оборудование: мягкий пуфик (кресло) в зоне релаксации.

Цель: тренировка согласованных движений головы и глаз путем стимулирования плавного прослеживания глазами объекта.

Оборудование: мягкий пуфик в зоне релаксации, игрушка красного или оранжевого цвета.

Ход занятия: наклонившись к ребенку, дефектолог осторожно и ласкового приподнимают его голову и по мере продвижения предъявленного оптического объекта (лица взрослого) пассивно поворачивают ее в направлении движения объекта. В качестве предъявленного материала может быть также использована игрушка интенсивной окраски (красная, оранжевая, размером 7 см.

Те же самые приемы проводят, когда ребенок на руках взрослого, в вертикальном положении. Если ребенок плохо удерживает голову, то его прислоняют к плечу взрослого.

Коррекция слуховых ориентировочных реакций.

Цель : формирование слухового сосредоточения, концентрация внимания на источнике звука, поиск источника звука, обогащение слухового опыта, формирование зрительного контакта между ребенком и взрослым.

Оборудование: звучащие игрушки, музыкальный мобайл, диски с записью звуков природы.

Ход занятия: дефектолог воспроизводит звуки около уха ребенка с одной стороны, сначала тихо, потом громче. Сначала ребенок может только оживиться, но не смотреть на источник звука. Тогда педагог помогает ребенку, поворачивая его голову в направлении звука. Далее дефектолог переходит на другую сторону и воспроизводит звуки на другом звучащем инструменте.

Цель: развитие слухового внимания, формирование умения локализовать звуки в пространстве и способность воспринимать различия в интонациях голоса взрослого.

Оборудование: набор озвученных игрушек.

Ход занятия: предлагая ребенку озвученную игрушку, у него воспитывают умение прислушиваться к ее звучанию и отыскивать ее глазами. Разговаривая с ребенком, его учат прислушиваться к голосу взрослого, отыскивая глазами говорящего взрослого, находящегося вне поля зрения. С этой целью, разговаривая с ребенком, вначале его обучают прислушиваться к голосу и стараются, чтобы он видел лицо говорящего. Затем, разговаривая, ходят вокруг качелей или пуфика, окликая ребенка издали и вызывая тем самым поворот головы ребенка в сторону голоса. Если ребенок с тяжелой двигательной недостаточностью не может сам повернуть голову к источнику звука, то ему помогают в этом, пассивно поворачивают голову в сторону голоса.

Стимуляция эмоционального общения.

Оборудование: зона релакса, диск со звуками воды.

Коррекция зрительно-моторной координации.

Цель: формирование восприятия предметов как объектов, обладающих определенной формой и свойствами.

Оборудование: труба с цветными пузырьками, светооптические волокна.

Ход занятия: дефектолог подносит ребенка к трубе с пузырьками, чтобы малыш мог сфокусировать свое внимание и взгляд на этом стимуле. Можно потормошить сжатый кулачок ребенка и вставить палец в ладонь малыша. Играя, нужно двигать палец так, чтобы рука ребенка вытянулась. Нужно позволить ребенку дотронуться до предмета.

Так же можно использовать светооптические волокна, которые меняют свой цвет. Вначале, возможно вложить волокна в руку ребенка и дать ему возможность их ощупать и перебирать.

Использование темной сенсорной комнаты в коррекционно — развивающей работе с детьми с ОВЗ Использование темной сенсорной комнаты в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ Мир вокруг нас наполнен красками, звуками, запахами,.

Коррекционно-развивающее занятие с детьми с ОВЗ от 6 месяцев до 1 года в условиях Дома ребенка Коррекционно-развивающее занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья от 6 месяцев до 1 года в условиях дома ребенка. Актуальной.

Опыт работы учителя-дефектолога с глубоко недоношенными детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка Опыт работы учителя-дефектолога с глубоко недоношенными детьми раннего возраста в условиях дома ребенка Актуальной проблемой деятельности.

Специфика применения здоровьесберегающих технологий в условиях крайнего Северо-Востока на примере МБДОУ города Магадана Важным компонентом образовательного процесса в условиях крайнего Северо-Востока на примере МБДОУ № 66 является созданные педагогические.

Дом ребенка № 6 - лечебно-профилактическое учреждение, обеспечивающее медицинскую помощь, в том числе восстановительное лечение, а так же комплексную медико-психолого-педагогическую реабилитацию.

Дом ребенка обеспечивает:
· уход, диагностику, лечение, реабилитацию (абилитацию) детей, воспитание и социальную адаптацию;
· организацию и проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, оценку их эффективности;
· комплексную оценку состояния здоровья детей
· наблюдение за состоянием здоровья, физическим и психическим развитием воспитанников.
Приём детей в возрасте от 0 до 4 лет, находящихся в социально-опасном положении и не имеющих юридических и медицинских документов, осуществляется круглосуточно по актам ОМВД РФ, постановлениям муниципалитетов города Москвы, наряду скорой помощи.

С целью защиты законных прав и интересов воспитанников, дом ребенка взаимодействует с уполномоченными органами в сфере опеки, попечительства и патронажа (муниципалитетами), судами, правоохранительными органами, отделами ЗАГС, с консульствами других государств и другими учреждениями.

В штате дома ребенка имеются следующие специалисты:
· врач - педиатр;
· врач - невролог;
· врач - оториноларинголог;
· инструктор ЛФК;
· медсестра по массажу;
· педагог - психолог;
· логопед
· юрисконсульт
· специалист по социальной работе

Дополнительная информация

С 2012 года в доме ребенка в целях профилактики социального сиротства и возврата детей в кровную семью, как приоритетную форму жизнеустройства, создана Уполномоченная организация, по организации и осуществлению функций социального патроната в ЦАО г. Москвы.
Задачами этой организации является помощь семье, находящейся в трудной жизненной ситуации и имеющей детей в возрасте от 0 до 4 лет.
По желанию родителей, мы можем помочь:
· в обследовании и лечении Вашего ребенка,
· организации консультации детских педагогов-психологов и логопедов,
· в решении юридических вопросов (консультативная юридическая помощь в области защиты прав и интересов детей).

Специалистами дома ребенка проводится работа по:
- оказанию медицинской помощи: доврачебной, стационарной и специализированной, в том числе медицинской реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- содержанию, воспитанию, комплексной психолого-педагогической реабилитации детей;
- социальной помощи, защите законных прав и интересов детей;
- их жизнеустройства и социализации.

В доме ребенка работают высококвалифицированные специалисты: юрисконсульты, специалист по социальной работе, музыкальный руководитель, психолог, оториноларинголог, невролог, логопеды, врачи-педиатры и т.д., это слаженный коллектив, люди, преданные своей профессии, умеющие сострадать и любить детей, лишенных материнской и семейной ласки.

Коррекция и реабилитация детей, комплексное обследование проводится ежемесячно в рамках диспансеризации лучшими специалистами Детской клинической больницы № 13 им. Филатова г. Москвы.

С целью возврата детей в кровную семью, как приоритетную форму жизнеустройства, с 2012 года на базе дома ребенка планируется открыть Уполномоченную организацию, по осуществлению функции социального патроната. Целью работы данной организации является оказание информационно-консультативной помощи семьям и гражданам, планирующим воспитывать детей раннего возраста, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в социально-опасном положении, трудной жизненной ситуации на территории Центрального административного округа города Москвы.


Сведения о документах медицинского персонала Скачать

Информация о средней заработной зарплате работников учреждения по категориям персонала за период с 2012 года по 1 квартал 2019 года Скачать

1.Дом ребенка располагается в здании детского комбината 1985 года постройки.

2.Общая площадь: 2377,3 кв. м; земельный участок 12800 кв. м.

3.В помещении размещено:

  • 6 групп,
  • изолятор,
  • 2 группы Отделения реабилитации,
  • зал ЛФК,
  • музыкальный зал,
  • кабинеты - массажный, процедурный, для дефектологов, старших воспитателей, физиокабинет, социальных педагогов, комната психологической разгрузки, т.д.

Дети в Дом ребенка принимаются по путевке Департамента здравоохранения Костромской области и по Приказу территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства муниципальных образований области.

  • В Доме ребенка живет 120 детей, в том числе 20 детей в Отделении реабилитации в возрасте от 7-ми дней до 4-х лет со следующими диагнозами:
    • Болезни нервной системы (ДЦП, гидроцефалия, микроцефалия)
    • Болезнь Дауна,
    • Органическое повреждение ЦНС,
    • Перинатальное повреждение ЦНС у детей до 1 года,
    • Врожденные патологии нервной системы,
    • Задержка психоречевого развития.
  • Дети, поступающие в Дом ребенка, имеют юридический статус:
    • сирота,
    • отказ родителей от воспитание и согласие на усыновление,
    • подкидыши,
    • лишение родительских прав,
    • ограничение в родительских правах,
    • родители в розыске,
    • родители в местах лишения свободы,
    • временно помещенные, по заявлению одинокой матери,
    • оставленные в больницах,
    • помещенные до решения суда,
  • Из Дома ребенка дети выбывают:
    • на усыновление (Российское),
    • на опеку,
    • в приемные семьи,
    • по достижении 4-х лет
    • в детские дома системы социальной защиты населения
    • в детский дом - интернат для умственно отсталых детей системы социальной защиты.

2013 2014 2015
На начало года 57 60 61
Поступило всего 81 96 73
Выбыло всего детей 78 95 77
В кровные семьи 34 31 34
На усыновление 13 15 10
Под опеку 17 26 15
В приемную семью 12 15 11
В детские дома - 5 3
Умерли 2 3 4
ИТОГО в семью 76 87 70


Целью деятельности Дома ребенка являются: содержание, воспитание, оказание медицинской помощи детям, оставшимся без попечения родителей в возрасте от 7-ми дней до 4-х лет. Кроме того, главной задачей перед сотрудниками Дома ребенка является определение судьбы ребенка, чтобы каждый ребенок мог использовать свое главное право, записанное в Декларации о правах детей - это право иметь семью.

Основные направления деятельности Костромского Дома ребенка являются:

1.содержание, воспитание и оказание медицинской помощи детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детей с дефектами умственного и физического развития в возрасте от 7-ми дней до 4-х лет.

2.Основная задача всего персонала Дома ребенка - под руководством главного врача так организовать лечебную, оздоровительную, воспитательную работу, чтобы обеспечить детям всестороннее развитие, вырастить здорового, полноценного человека.

3.Согласованность, единство в работе медико - педагогического персонала определяет эффективность реабилитации детей и обеспечивает им хорошее состояние здоровья, физического и психического развития ребенка в соответствии с его возрастом.

4.С целью определения судьбы ребенка, широко использовать вместе с органами опеки и попечительства - опеку, усыновление детей, работу с приемными и патронатными семьями,

5.Обеспечивать строго индивидуальный подход кребенка при назначении ребенку питания, применения медикаментозной терапии.

6.Четкое соблюдение санитарно - гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

  • 7.С целью профилактики и лечения заболеваний проводить:
    • Физическое воспитание, профилактические прививки, закаливание, использование физиопроцедур с целью профилактики и лечения заболеваний.
    • Витаминотерапия, использование витамина Д2 с целью профилактики рахита.
    • Круглогодичные прогулки на свежем воздухе.
    • Оздоровление частоболеющих детей.
    • Диспансеризация всех детей.
    • Использование массажа, ЛФК, лечебных ванн
    • Оформление при необходимости детям инвалидности
  • 8.Обеспечение юридических прав:
    • организация работы с семьей ребенка
    • совместная работа с органами опеки и попечительства по возвращению ребенка в родную семью,
    • проводить работу по розыску родителей,
    • по лишению родительских прав родителей, злостно уклоняющихся от воспитания детей.
    • Работа по обеспечению воспитанников Дома ребенка социальными гарантиями (обеспечение жилой площадью, выплате алиментов, пенсии по потере кормильца, пенсии по инвалидности и т.д.)

9.оснащение Дома ребенка новым медицинским оборудованием с целью улучшения реабилитации детей

10.установление приемственности между Домом ребенка, органами опеки и попечительства Костромы и районов Костромской области, детскими отделениями районных и городских больниц, и т.д.

11.освещение в средствах массовой информации проблем детей, оставшихся без попечения родителей.

12.Работа со спонсорами.

13.Профилактическая работа с учащимися медицинского училища, педагогического университета,

14.Ведение учреждением медицинской документации, предоставление оперативной информации и статистических отчетов.

15.Укрепление и развитие материально-технической базы учреждения.

Создание условий для успешной реабилитации детей в доме ребенка

В доме ребенка г. Костромы система комплексной реабилитации детей построена таким образом.

Медицинская реабилитация представляет собой систему мероприятий, направленных на выздоровление больного ребенка, компенсацию и восстановление нарушенных функций органов и систем, профилактику рецидивов заболевания, его осложнений.

Для достижения этой цели в доме ребенка имеется все необходимое:

1.штат врачей: педиатры, неврологи, психиатр, отоларинголог – укомплектован полностью;

2.также в штате дома ребенка имеются высоко квалифицированные специалисты со средним медицинским образованием: медицинские сестры палатные – 46 человек, процедурные медсестры – 6 человек, прививочная медсестра, медсестры по массажу – 4 человека, инструкторы ЛФК – 2 человека, медсестра физиотерапевтического кабинета, диетсестра.

3.педагогический персонал: воспитатели групповые, учителя-дефектологи, психолог, старшие воспитатели (методисты), социальные педагоги;


4.имеются кабинеты: ординаторская, процедурный, прививочный, массажный, ФИЗИО, методический, кабинет учителей-дефектологов, кабинет социальных педагогов, зал ЛФК, зал для музыкальных занятий и т.д.;

5.все кабинеты, залы и групповые помещения оснащены современным оборудованием, мебелью, дидактическим и реабилитационным оборудованием в соответствии с физическими, возрастными и психическими потребностями детей.


1. Краткая презентация Программы

Специализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики

на 2015-2019 годы

«Создание коррекционно-развивающей образовательной среды

Образовательная программа Специализированного дома ребенка №3 разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Программа направлена на обеспечение комплексной системы мер по оказанию психолого-медико-педагогической и социально-правовой помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; в защите интересов и поддержке воспитанников, их интеграции в общество и социальной адаптации.

Программа разработана для детей, оставшихся без попечения родителей возрастной категории от рождения до четырех лет, и имеющих как норму психического развития, так и органические поражения ЦНС.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка.

Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть).

Обязательная часть программы отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных областях.

Обязательная часть разработана на основе:

Так же содержательный раздел отражает коррекционное направление работы, а именно создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Тема, цель, содержание, методическая аранжировка занятий определяется в соответствии с программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта:

Формируемая часть: в связи с тем, что физкультурно-оздоровительное направление нашего учреждения является приоритетным, то ключевое место в организации образовательного процесса отводится физкультурно-оздоровительной работе, направленной на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, включает распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации предметно-пространственной среды, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Взаимодействие с родителями (законными представителями):

Сюда входит ознакомительная беседа:

· уровень его нервно-психического развития;

· индивидуальные особенности ребенка;

· рекомендации по адаптации к новым условиям;

· план коррекционно-педагогической работы с ребенком на ближайшее время;

· приемы эффективного взаимодействия с ребенком;

· повторные консультации по заявленным проблемам усыновителей.

Инвалидность становится тяжелым испытанием для родителей малыша. Далеко не все справляются с этой ответственностью, поэтому иногда единственным выходом становится помещение его в детский дом инвалидов. В них за подопечным ухаживают и оказывают своевременную медицинскую помощь.

  1. Типы учреждений для детей-инвалидов
  2. Для обучаемых детей
  3. Для необучаемых детей
  4. Детские дома для детей-дошкольников с недостатками физического развития
  5. Для глухих и слабослышащих
  6. Для слепых и слабовидящих
  7. Дома-интернаты для детей с недостатками физического развития
  8. С поражением опорно- двигательного аппарата
  9. Слепоглухонемых

Типы учреждений для детей-инвалидов

Устройство детей, оставшихся без попечителей, осуществляется в разных формах. Их усыновляют (удочеряют) или отдают под опеку в приемную семью. Но большинство подопечных в детских домах составляют дети с отклонениями и множественными нарушениями развития. Не всегда находится семья, готовая взять на себя такие заботы, ведь это требует больших моральных и материальных ресурсов.


По статистике, 30 тысяч детей-инвалидов в России живет в интернатах. Четверть из них имеют психические расстройства, такой же процент страдает от врожденных аномалий, а 16% имеют нарушения нервной системы. В России есть несколько типов государственных учреждений, которые присматривают за такими детьми.

  1. Детский дом. Сюда попадают малыши до 4-х лет. ДД делятся на обычные и специализированные. Например, существуют учреждения для детей с пороками сердца, неврологическими диагнозами и т.д. Финансирует их государство, а также благотворительные организации.
  2. Детские приюты – этот тип учреждения встречается редко. Как правило, в них помещаются дети старше 3-х лет, которые по каким-либо причинам временно не могут находиться в семье. Причиной этому могут быть как семейные проблемы, так и плохое здоровье родителей, другие факторы. Приюты выступают промежуточным этапом между улицей и детским домом.
  3. Детские дома делятся на несколько категорий – по возрасту и по заболеваниям. К первой относятся дошкольные, школьные, специальные, коррекционные детские-дома. Ко второй – детские дома для слабослышащих детей, с УО, ДЦП, с тяжелыми нарушениями речи и комбинированные. Каждое учреждение отвечает своим целям.
  4. Интернаты для детей-инвалидов – это не детские дома в привычном понимании этого слова. Они предназначены для 5-дневного пребывания, а на выходные детей забирают родители или опекуны. В них дети получают среднее или начальное образование, если по какой-то причине обучение не может осуществляться в обычной школе.

После четырех лет малышей переводят в следующее государственное учреждение. Обучаемые попадают в дом-интернат для детей инвалидов. Там они находятся круглосуточно. В интернатах учат не только общеобразовательным предметам, но и самостоятельности: подопечные готовятся к самостоятельной жизни после окончания учебы.

Согласно данным Министерства труда, почти 96% несовершеннолетних из ДД получают обучение в той или иной форме.

Около 14% посещают школы или детские сады, но большая часть (53%) получает образовательные услуги на базе детских домов для детей-инвалидов. Это означает, что специалисты и коррекционные педагоги приходят к своим подопечным непосредственно в учреждение.


К сожалению, обучать детей-инвалидов в государственных учреждениях стали лишь недавно. Ранее подростки с ментальными и психоневрологическими заболеваниями нередко признавались необучаемыми.

Статистика показывает, что у многих детей-инвалидов старше 14 лет не было шанса чему-то научиться: только 54% из них получают образовательные услуги. Виной всему отсутствие условий и комплексного плана по инклюзивному образованию. Тем временем, необучаемых нередко считают тех, у которых просто не было шанса на развитие, поскольку им не обеспечили условия для развития.

Детские дома для детей-дошкольников с недостатками физического развития

В дома инвалидов для детей отправляют малышей с аномалиями здоровья. Так как они нуждаются по состоянию здоровья в особом уходе, социально-трудовой адаптации и обучении, в обычные ДД детей-инвалидов не определяют. В зависимости от диагноза распределяют в учреждения: для глухих, слабослышащих, слепых и слабовидящих. Существуют и школы-интернаты для тех, кто признан обучаемым.

Обучение глухих или слабослышащих детей в ДДИ проводится после вынесения заключения ПМК. По достижению 18 лет сироты переводятся в интернаты, но чаще всего начинают жить самостоятельно, вне государственного учреждения.

Глухота или плохой слух не препятствуют обучению, поэтому чаще всего дети получают полное среднее образование, после чего поступают в профессиональный колледж. Воспитатели также приучают детей к самостоятельности и независимости в различных социальных и бытовых ситуациях.

В детских домах для слепых и слабовидящих также стараются по мере возможностей компенсировать болезнь детей и обучить их всему необходимому:

  • формированию социально-бытовых навыков;
  • развитию элементарной трудовой деятельности;
  • устранению проблемного поведения.

В каждом ДД есть спальни, игровые комнаты и изолятор, куда помещают больных детей. Выход на огражденную территорию учреждения осуществляется группами под присмотром воспитателя.

Дома-интернаты для детей с недостатками физического развития

Дети с множественными нарушениями нуждаются в большей поддержке, поэтому их отправляются в специализированные детские дома.


В детских домах-интернатах для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития чаще всего живут пациенты с множественными неврологическими нарушениями, в том числе и с поражениями опорно-двигательного аппарата. Такие учреждения, как правило, состоят из нескольких этажей. На первом находится отделение для лежачих детей и для тех, кто может передвигаться только на коляске. Здесь же располагается медицинский блок и кабинеты ЛФК и массажа.

Слепые и глухие дети могут изучать мир только наощупь и на вкус. Поэтому в детских домах, которые ориентированы на такие заболевания, особое внимание уделяется сенсорным комнатам, восполняющим пробелы в ощущениях. Все в таком учреждении сделано с учетом особенностей детей: стенки коридоров выложены фактурной плиткой, а рядом с каждым кабинетом или комнатой висят фактурные изображения. У каждого подопечного свой распорядок дня, который он узнает с помощью карточек с выпуклыми картинками. Позже дети учатся читать по книгам, напечатанным шрифтом Брайля.

Детский дом для инвалидов– это государственное учреждение, которое оказывает помощь детям, оказавшимся в нем. Это не хорошо и не плохо, они просто есть и пока что нужны обществу. Вряд ли можно надеяться на то, что ДД для детей-инвалидов в ближайшее время исчезнут – слишком много детей остаются без поддержки семьи. Но государственные учреждения постоянно развиваются, и условия в них меняются к лучшему.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.