Деятельность работы нервной системы

О том, что такое нервная система , человек узнает еще в школьные годы. На уроках биологии дается общая информация о теле в целом и об отдельных органах в частности. В рамках школьной программы дети узнают, что от состояния нервной системы зависит нормальное функционирование организма. При возникновении в ней сбоев нарушается работа и других органов. Существуют разные факторы, которые в той или иной степени на это влияют. Нервную систему характеризуют как одно из важнейших звеньев организма. Она обуславливает функциональное единство внутренних структур человека и связь организма с внешней средой. Рассмотрим подробнее, что такое нервная система.


Структура

Чтобы понять, что такое нервная система, необходимо изучить все ее элементы в отдельности. В качестве структурной единицы выступает нейрон. Он представляет собой клетку, имеющую отростки. Из нейронов формируются цепи. Говоря о том, что такое нервная система, следует также сказать, что она состоит из двух отделов: центрального и периферического. К первому относят спинной и головной мозг, ко второму – отходящие от них нервы и узлы. Условно нервная система делится на вегетативную и соматическую.

Клетки

Они делятся на 2 крупные группы: афферентные и эфферентные. Деятельность нервной системы начинается с рецепторов. Они воспринимают свет, звук, запахи. Эфферентные – двигательные – клетки генерируют и направляют импульсы определенным органам. Они состоят из тела и ядра, многочисленных отростков, именуемых дендритами. В нервной клетке выделяют волокно – аксон. Его длина может составлять 1-1.5 мм. Аксоны обеспечивают передачу импульсов. В мембранах клеток, отвечающих за восприятие запаха и вкуса, находятся специальные соединения. Они реагируют на те или иные вещества посредством изменения своего состояния.

Вегетативный отдел

Деятельность нервной системы обеспечивает работу внутренних органов, желез, лимфатических и кровеносных сосудов. В определенной степени она обуславливает и функционирование мускулатуры. В вегетативной системе выделяют парасимпатический и симпатический отделы. Последний обеспечивает расширение зрачка и мелких бронхов, повышение давления, учащение пульса и пр. Парасимпатический отдел отвечает за функционирование половых органов, мочевого пузыря, прямой кишки. От него исходят импульсы, активизирующие другие нервы (глазодвигательный, языкоглоточный, например). Центры располагаются в стволе головного и крестцовой части спинного мозга.


Патологии

Заболевания вегетативной системы могут обуславливаться разными факторами. Довольно часто расстройства являются следствием других патологий, например ЧМТ, отравлений, инфекций. Сбои в вегетативной системе могут обуславливаться недостатком витаминов, частыми стрессами. Зачастую заболевания "маскируются" другими патологиями. К примеру, при нарушении функционирования грудных или шейных узлов ствола отмечаются боли в грудине, отдающие в плечо. Такие симптомы характерны для болезней сердца, поэтому пациенты часто путают патологии.

Спинной мозг

Внешне он напоминает тяж. Длина этого отдела у взрослого человека - около 41-45 см. В спинном мозге присутствует два утолщения: поясничное и шейное. В них образуются так называемые иннервационные структуры нижних и верхних конечностей. В спинном мозге выделяют следующие отделы: крестцовый, поясничный, грудной, шейный. На всем своем протяжении он покрыт мягкой, твердой и паутинной оболочками.

Головной мозг

Он расположен в черепной коробке. Мозг состоит из правого и левого полушарий, ствола и мозжечка. Установлено, что его вес у мужчин больше, чем у женщин. Свое развитие мозг начинает еще в эмбриональном периоде. Реального размера орган достигает примерно к 20 годам. К концу жизни вес мозга уменьшается. В нем выделяют отделы:

  1. Конечный.
  2. Промежуточный.
  3. Средний.
  4. Задний.
  5. Продолговатый.

Полушария

В них присутствуют базальные ядра и обонятельный центр. Внешняя оболочка полушарий имеет достаточно сложный рисунок. Это объясняется наличием валиков и борозд. Они формируют подобие "извилин". У каждого человека рисунок индивидуален. Тем не менее существует несколько борозд, одинаковых для всех. Они позволяют выделить пять долей: лобную, теменную, затылочную, височную и скрытую.


Безусловные рефлексы

Процессы нервной системы – ответная реакция на раздражители. Безусловные рефлексы изучал такой видный отечественный ученый, как И. П. Павлов. Эти реакции ориентированы главным образом на самосохранение организма. В качестве основных из них выступают пищевые, ориентировочные, оборонительные. Безусловные рефлексы – врожденные.

Классификация

Безусловные рефлексы исследовались Симоновым. Ученый выделил 3 класса врожденных реакций, соответствующих освоению конкретной области среды:

  1. Витальные. Они обеспечивают видовое и индивидуальное сохранение организма. К таким рефлексам относят пищевой, ориентировочный, оборонительный, питьевой, регуляцию сна и пр. В качестве критериев таких реакций выступают: физическая гибель при неудовлетворении соответствующей потребности, реализация реакции без участия других особей этого же вида.
  2. Ролевые. Эти рефлексы реализуются только при взаимодействии с другими особями этого же вида. Такие реакции формируют основу для родительского, территориального и пр. поведения. Эти рефлексы имеют особое значение для "сопереживания", эмоционального резонанса, создания групповой иерархии, в которой каждая особь имеет определенную роль – родителя, партнера, детеныша, пришельца или хозяина ареала, ведомого, лидера и так далее.
  3. Реакции саморазвития. Эти рефлексы направлены на освоение пространственно-временных сред, они обращены к будущему. К таким реакциям относят исследовательское поведение, имитацию, сопротивление и пр.


Ориентировочный рефлекс

Он выражается в непроизвольном сенсорном внимании, сопровождаемом повышением мышечного тонуса. Вызывается рефлекс новым или неожиданным раздражителем. Ученые называют такую реакцию "настораживанием", тревогой, удивлением. Выделяют три фазы ее развития:

  1. Прекращение текущей деятельности, фиксация позы. Симонов называет это общим (превентивным) торможением. Оно возникает на появление любого раздражителя с неизвестным сигналом.
  2. Переход в реакцию "активации". На этом этапе организм переводится в рефлекторную готовность к вероятной встрече с чрезвычайной ситуацией. Это проявляется в общем повышении мышечного тонуса. На этой фазе имеет место поликомпонентная реакция. Она включает в себя поворот головы, глаз в сторону стимула.
  3. Фиксация поля раздражителя для начала дифференцированного анализа сигналов и выбора ответной реакции.

Значение

Ориентировочный рефлекс входит в структуру исследовательского поведения. Это особенно явно проявляется в новой среде. Исследовательская деятельность может быть ориентирована и на освоение новизны, и на поиск объекта, способного удовлетворить любопытство. Кроме этого, она может обеспечивать и анализ значимости раздражителя. В такой ситуации отмечается усиление чувствительности анализаторов.

Механизм

Реализация ориентировочного рефлекса является следствием динамического взаимодействия множества образований неспецифических и специфических элементов ЦНС. Фаза общей активации, например, связывается с запуском ретикулярной формации и началом генерализованного возбуждения коры. При анализе раздражителя основное значение имеет корково-лимбико-таламическая интеграция. Важная роль при этом принадлежит гиппокампу.

Условные рефлексы

На рубеже 19-20 вв. Павлов, продолжительное время исследовавший работу пищеварительных желез, выявил у экспериментальных животных следующий феномен. Повышение секреции желудочного сока и слюны происходило регулярно не только при непосредственном попадании еды в ЖКТ, но и при ожидании ее получения. В тот период механизм этого феномена не был известен. Ученые объясняли его "психическим возбуждением" желез. В ходе последующих исследований Павлов отнес такую реакцию к условным (приобретенным) рефлексам. Они могут возникать и исчезать в течение жизни человека. Для появления условной реакции необходимо, чтобы совпали два раздражителя. Один из них в любых условиях провоцирует закономерный ответ – безусловный рефлекс. Второй, ввиду своей обыденности, не провоцирует какую-либо реакцию. Он определяется как безразличный (индифферентный). Чтобы возник условный рефлекс, второй раздражитель должен начать воздействие раньше, чем безусловный, на несколько секунд. При этом биологическая значимость первого должна быть меньше.


Защита нервной системы

Как известно, на организм воздействуют самые разные факторы. Состояние нервной системы сказывается на работе других органов. Даже незначительные на первый взгляд сбои могут стать причинами серьезных заболеваний. При этом далеко не всегда они будут связаны с деятельностью нервной системы. В этой связи большое внимание следует уделять профилактическим мероприятиям. В первую очередь необходимо снизить влияние на нервную систему раздражающих факторов. Известно, что постоянные стрессы, переживания являются одной из причин сердечных патологий. Лечение этих заболеваний включает в себя не только медикаменты, но и физиопроцедуры, ЛФК и пр. Особое значение имеет рацион. От правильного питания зависит состояние всех систем и органов человека. Пища должна содержать достаточное количество витаминов. Специалисты рекомендуют включать в рацион растительные продукты, зелень, овощи и фрукты.

Витамин С

Он оказывает благотворное влияние на все системы организма, в том числе и нервную. За счет витамина С на клеточном уровне обеспечивается выработка энергии. Это соединение участвует в синтезе АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты). Витамин С считается одним из сильнейших антиоксидантов, он нейтрализует негативное воздействие свободных радикалов, связывая их. Кроме этого, вещество способно усиливать активность и других антиоксидантов. В их числе витамин Е и селен.

Лецитин

Он обеспечивает нормальное течение процессов в нервной системе. Лецитин – основное питательное вещество для клеток. Содержание в периферическом отделе составляет порядка 17 %, в мозге – 30 %. При недостаточном поступлении лецитина возникает нервное истощение. Человек становится раздражительным, что часто приводит к нервным срывам. Лецитин необходимо всем клеткам организма. Он включен в группу В-витаминов и способствует выработке энергии. Кроме этого, лецитин участвует в продукции ацетилхолина.


Музыка, успокаивающая нервную систему

Как выше было сказано, при заболеваниях ЦНС лечебные мероприятия могут включать в себя не только прием медикаментов. Терапевтический курс подбирается в зависимости от серьезности нарушений. Между тем, релакс нервной системы достигается зачастую и без обращения к врачу. Человек самостоятельно может найти способы снять раздражение. Например, существуют разные мелодии для успокоения нервной системы . Как правило, это медленные композиции, часто без слов. Однако некоторых людей может успокаивать и марш. При выборе мелодий следует ориентироваться на собственные предпочтения. Нужно только следить за тем, чтобы музыка не была депрессивной. Сегодня достаточно популярным стал специальный расслабляющий жанр. В нем сочетается классика, народные мелодии. Основной признак расслабляющей музыки – негромкая монотонность. Она "обволакивает" слушателя, создавая мягкий, но прочный "кокон", охраняющий человека от внешних раздражений. Релакцирующая музыка может быть классической, но не симфонической. Обычно она исполняется одним инструментом: пианино, гитара, скрипка, флейта. Также это может быть песня с повторяющимся речитативом и простыми словами.

Для облегчения понимания общей схемы работы нервной системы здесь я даю пошаговое описание работы нервной системы с потоками информации.

Принятие информации – это трансформация раздражения в возбуждение ( трансдукция ). Этот процесс осуществляют рецепторы.

Итак, приемниками для внешней информации в организме являются специализированные образования – сенсорные рецепторы (например, палочки, колбочки, волосковые клетки, специализированные нервные окончания и т.д.). На их мембране обычно находятся молекулярные рецепторы.


Кодирование – это перевод определенных параметров раздражителя, которые умеет снимать рецептор, в пропорциональное электрохимическое возбуждение, а затем в поток нервных импульсов определенной частоты и пространственно-временной организации.

Соблюдается топический принцип - это соответствие между характеристиками раздражения и характеристиками возбуждения.

Таким образом, параметры раздражителя передаются параметрами потока электрохимической импульсации, идущей от рецепторов. И если вдруг процесс кодирования будет нарушен, то может получиться сенсорный образ, заметно отличающийся от оригинала. Поясняющий пример представлен на картинке слева.

Одним из примеров рефлексов среднего мозга может служить старт-рефлекс. Старт-рефлекс (рефлекс четверохолмный) - это физиологический рефлекс на внезапные световые, слуховые и другие раздражители. Ответная реакция выражается в виде застывания, вздрагивания, настораживания, что в дальнейшем в зависимости от биологической и социальной значимости раздражителя для организма может завершиться бегством, обороной или носит ориентировочный характер. В его осуществлении принимают участие четверохолмие и ретикулярная формация ствола. Снижение старт-рефлекса наступает при поражении крыши среднего мозга; он может быть повышен у больных неврозами.

В зрительной системе часть нервных волокон от сетчатки идёт дополнительно ещё и в гипоталамус. Это нужно для регуляции суточных ритмов.

Таким образом, возбуждение от сенсорного органа попадает в центральную нервную систему не по одному нервному пути, а по нескольким путям к разным нервным структурам.

Перекодирование — это изменение характеристик первоначального потока сенсорного возбуждения, идущего от сенсорного органа (от рецепторов). Именнно перекодированием и занимаются нервные центры.

1. Трансформация (преобразование) входящего потока сенсорного возбуждения в другой поток - выходящий. Выходящий поток может сильно отличаться от входящего, например, если он должен управлять мышцами, а не строить нервную модель раздражения в виде сенсорного образа.

2. Разделение входящего потока сенсорного возбуждения на несколько разных выходящих потоков, которые направляются в различные нервные структуры.

3. Контрастирование границ в пространстве. Обычно достигается с помощью латерального (бокового) торможения. Оно усиливает возбуждение по контуру раздражителя и ослабляет возбуждение в центральной области.

4. Контрастирование границ во времени. Происходит за счёт преобразования тонического (постоянного) возбуждения в фазическое (отмечает начало и конец действия раздражителя).

5. Детекция. Выделяет раздражители с определёнными характеристиками за счёт срабатывания специальных нейронов-детекторов с соответствующими рецептивными полями.

Перекодирование происходит в ядрах различных отделов центральной нервной системы: в среднем мозге, таламусе. Поток нервных импульсов после прохождения переключающих ядер изменяется.

Что, например, происходит с потоком сенсорного возбуждения в таламусе?

Во-первых, он раздваивается на два потока: один идет к проекционной зоне коры головного мозга, а другой через систему неспецифических ядер подается на обширные зоны коры в виде диффузного рассеянного потока возбуждения.

Во-вторых, уменьшается частота импульсации и общее количество импульсов. Частый ритм становится более редким.

В-третьих, длительные серии импульсов перекодируются в короткие пачки. Тоническое возбуждение преобразуется в фазическое, т. е. пачки импульсов отмечают только начало и конец действия раздражителя, а не весь период его действия. Длительность возбуждения и разрядов нейрона уже не соответствуют длительности исходного стимула. Таким способом релейные образования (низшие нервные центры) делают работу нервной системы более экономной.

Можно сказать, что в низших нервных центрах за счёт перекодирования происходит удаление избыточной информации. Релейные ядра производят фильтрацию поступающей информации и ее перекодировку.

Высшим нервным центром для каждой сенсорной системы является центральный отдел анализатора - проекционная зона коры. Полное название звучит довольно длинно, но зато внушительно. Например, ЗППЗКБПГМ — зрительная первичная проекционная зона коры больших полушарий головного мозга (поле № 17 по Бродману), или СППЗКБПГМ — слуховая первичная проекционная зона коры больших полушарий головного мозга (поле № 41 по Бродману).

В проекционных зонах коры происходит перцепция - построение сенсорного образа раздражителя. Это уже как бы "вторичное" восприятие по сравнени ю с "первичным" восприятием, которое осуществляют сенсорные рецепторы и которое называется трансдукцией.

Информация (сенсорное возбуждение) доставляется в эти проекционные зоны коры тремя путями:

Прямой специфический путь.

Диффузный неспецифический путь.

Опосредованный путь через корковые связи от других зон коры. Это помогает сличать поступивший сигнал с памятью.

Первичные проекционные зоны коры имеют в своём составе сложные нейроны-детекторы со сложными рецептивными полями, которые выделяют отдельные параметры раздражителя. Сенсорная кора имеет колончатое строение, каждая колонка работает как нейронный ансамбль из взаимосвязанных нейронов. Разные колонки проводят анализ разных параметров приходящего возбуждения и, следовательно, разных параметров исходного раздражения. В первичных проекционных сенсорных зонах коры больших полушарий головного мозга строится первичный сенсорный образ раздражителя в виде нервной модели из возбуждённых нейронов. Этот образ стоит ближе всего к реальности. Он существует несколько мгновений, а затем сменяется вторичным сенсорным образом, уже более субъективным.

Возбуждение от нейронов первичной проекционной коры передается во вторичные и в ассоциативные зоны коры, которые интегрируют его в сложный синтетический образ, включающий в себя разные сенсорные модальности. Например, визуально-аудиальный образ, в котором совмещается зрительная и слуховая информация.

Работа нервной системы, труд и физические упражнения


Мозг человека, его нервная система издавна привлекали умы ученых. Работе мозга посвящены тысячи исследований, так как именно мозг во многом, если не во всем, определяет деятельность нашего организма, его поведение и приспособление к окружающей среде.

Рис. Схема движения сигнала от воспринимающего аппарата — до исполнительного (рефлекторная дуга).

Работа нервной системы представляет собой миллиарды клеток, имеющих многочисленные, порой очень длинные ответвления (корешки), которые протянулись ко всем органам и системам организма. К нервной системе относятся и те образования (рецепторы), которые в процессе развития животных и человека обрели способность воспринимать внешние и внутренние раздражения, например, аппарат слуха или зрения, температурной или тактильной чувствительности, мышечно-суставного чувства (проприоцепторы) и др.

С клетками нервной системы связана наша работоспособность, периодизация и жизненные ритмы функционирования всех органов и систем человека.

Именно нервные клетки на протяжении всей нашей жизни работают с большим напряжением. Они легко ранимы и бы стро истощаются. Поврежденные же клетки практически не восстанавливаются. Все это и заставляет относиться к ним с большой бережливостью, искать, путей сохранения оптимальной работоспособности нервных клеток и расширения функ циональных возможностей нервной системы в целом.

Из рецепторного (воспринимающего) аппарата, нервного проводящего пути и определенных групп мозговых клеток состоит анализатор, через который поступает в центральную нервную систему информация о состоянии наших органов, положении тела в пространстве, окружающих нас предметах, температуре воздуха, атмосферном давлении и т. п.

А — кора головного мозга; Б —подкорковые образования; В — гормональная система; Г — мышечная система.

Многочисленные преемники замечательных отечественных физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Веденского, А.А. Ухтомского в своих исследованиях показали многообразие и сложную архитектуру взаимосвязей организма с внешней и внутренней средой, основанную на условно-рефлектор ных реакциях. Последние способны совершенствоваться и закрепляться.

В повседневной жизни человека: в труде, быту, при занятиях спортом, — центральным вопросом остается возможность срочной переработки обильной информации, поступающей с рецепторного аппарата, и тех путей решения, которые возникают перед организмом (его нервной системой) в связи со складывающейся ситуацией в его деятельности.

Современному культурному человеку хорошо известно, что его поведение, деятельность, черты характера обусловлены особенностями функционирования нервной системы, ее био логическими свойствами.

Еще Гиппократ делил всех людей на сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков, имея в виду, что одни горячи, как кровь, другие легко возбудимы, третьи, наоборот, трудно возбудимы, а четвертым присуща уравновешенность характера.

Один из основоположников современного учения о нервизме И. П. Павлов считал, что свойства нервной системы обусловлены такими качествами, как сила нервного процесса, его подвижность и соотношение возбудительных и тормозных процессов.

Работа нервной системы, сила нервного процесса, или степень истощаемости нервной системы, имеет общебиологическое значение и опреде ляет предел работоспособности нервных клеток. Сила нервно го процесса определяет способность человека выполнять боль шой объем работы с сохранением заданного ритма и темпа. Наоборот, при слабости нервного процесса наступает быстрое истощение деятельности, она становится неустойчивой, затухающей, аритмичной.

Второе свойство — подвижность нервных процессов — проявляется в быстроте замыкательных реакций, в скорости смены возбуждения торможением и возврата к первоначальному состоянию. Это скорость распространения (иррадиация) возбудительного процесса по нервной системе, его концентраций; в тех или иных отделах, группах клеток. Функциональная подвижность нервных процессов определяет скорость ответной реакции человека или его различных систем на поступающие сигналы раздражения. Она характеризует перестройку и приспособление организма к меняющимся условиям деятельности быта. От подвижности нервных процессов зависит диапазон устойчивости организма, широта его приспособительных реакций.

Э. Б. Коссовская видит проявление подвижности нервных процессов в том, как быстро человек, его органы и системы могут перестроить свое функционирование от уровня покоя к рабочему состоянию. Или, наоборот, от рабочего уровня перейти к состоянию покоя. Скорость протекания восстановительных процессов в период отдыха также определяется подвижностью нервных процессов.

Человек с высокой подвижностью нервных процессов быстро приспосабливается к новой обстановке, легко овладевает навыками.

Что касается соотношения тормозно-возбудительных процессов, то они могут быть уравновешенными или представлены преобладанием возбуждения над торможением.

По мнению И. П. Павлова, обратного соотношения у бодрствующего организма не может существовать, оно не является биологически оправданным. Вместе с тем в последнее время отдельные исследователи, в частности С. Д. Амром, выделяют лиц с преобладанием именно торможения над возбуждением.

Все эти качества (сила, подвижность и возбудительно-тормозные соотношения) взаимосвязаны, взаимообусловлены и имеют самое прямое отношение к пластическим свойствам нервной системы. Их можно сравнить со скульптором или художником и материалом, из которого создается произведение искусства.

Могут быть прекрасные руки ваятеля и совершенно негодный к творению материал или, наоборот, замечательные краски, глина, камень, но отсутствие таланта у художника. И в том и другом случае возможности к созданию произведения искусства остаются весьма и весьма ограниченными, а могут быть и обреченными на неудачу. Всегда торжествует лишь соединение этих двух факторов. Так и с человеком. Когда его нервная система характеризуется высокими пластическими свойствами (строительный материал!) и большой подвижностью нервных процессов (ваятель!), он быстро ориентируется в окружающей обстановке, легко и хорошо приспосабливается к условиям работы, в короткий промежуток времени и четко переключается с одной деятельности на другую. В организме такого человека быстрее развиваются механизмы защиты против переохлаждения и перегревания, вредного действия различных микробов и т. п.

В работах М. М. Кольцовой, В. Я. Кряжева, А. А. Логинова, В. М. Минаевой, И. Н. Филимонова, Минковского и др. показано, что у человека в первые дни и месяцы его жизни начинают развиваться и дифференцироваться те корковые отделы, которые обеспечивают соответствующее функционирование двигательного и кожного анализаторов. Это лишний раз подтверждает роль функции в развитии нервной системы.

Совершенствование условно рефлекторной деятельности идет по пути развития и шлифовки отдельных качеств, лежащих в основе поведения человека, силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов, усиления значения второй сигнальной системы (слова, мышления) и уточнения взаимо действия ее с первой. Для процесса старения организма характерно нарушение деятельности нервной системы. При этом происходящие изменения обусловлены не столько анатомическими, сколько функциональными изменениями основных нервных процессов. С возрастом, когда в силу специфики работы, условий жизни, заболеваний, двигательная активность ухудшается, снижается и деятельность нервной системы: нарушается возбудительно-тормозной баланс, нервные процессы становятся более инертными, сила их падает, страдает замыкательная функция. В поведении такого человека появляется стремление к сохранению сложившихся условий быта, работы. Он менее охотно воспринимает различные реорганизации, внедрение нового, с большим трудом отказывается от привычек и переучивается.

Возрастной процесс совершенствования деятельности нервной системы и последующей ее инволюции при старении показали в своих исследованиях В, И. Великжанина, Н. Н. Заслина, Л. А. Новикова, А. Я- Кудряшова, Н. С. Мирзоянц, Хилла, Монниери и др.

Не будет преувеличением сказать, что бесконечное разнообразие связей организма со средой, непрерывное уравновешивание его функций с последней происходит посредством мышечной деятельности. Правда, в настоящее время такие связи не всегда внешне проявляются достаточно ярко. Это обусловлено эволюцией функций отдельных систем и организма в целом, развитием второй сигнальной системы. И все же работу мышц И. М. Сеченов рассматривает как определенное деятельное состояние мозга.

Единение нервных процессов и мышечных двигательных проявлений, с одной стороны, и подверженность их направленной тренировке, с другой, открывают пути к расширению функциональных возможностей центральной нервной системы.

В разное время Н. А. Грациановым, Р. В. Силлай, Джоне сом, Олсоном, Портером, Терманом и другими исследователями обращалось внимание на взаимосвязь между физическим развитием и умственными способностями.

Профессора 3. И. Бирюкова, М. Я. Горкин, В. В. Розен-блат, А. Д. Слоним, Г. Ф. Фольтборт, Матеев указывают, что определенное чередование повышения нервной деятельности с понижением ее работы, которое бывает при выполнении физических упражнений, оказывает тренирующее влияние на нервные процессы.

Возрастающая функциональная активность нервной системы неразрывно связана и с совершенствованием деятельности наших анализаторов: улучшается глазомер, ориентация в пространстве, точность движений и т. п.

Доказано также, что физические упражнения повышают эффективность последующей работы — особенно сложной, с умственным компонентом.

Физические упражнения и массаж являются эффективными средствами активного отдыха, восстановления работоспособности в первую очередь нервной системы. Влияние активного отдыха на утомленный организм человека сложно и многообразно.

Всякий труд, физический или умственный, неизбежно связан с утомлением, которое проявляется в снижении работо способности. Утомление же рассматривается физиологами как защитная реакция в первую очередь нервной системы против перегрузки. Оно носит временный характер.

Профессором В. Э. Нагорным в лаборатории здорового режима Московского университета было установлено, что под воздействием умственных перегрузок во многих случаях наблюдается значительное повышение тонуса крупных и средних артериальных сосудов головного мозга и увеличение периферического сопротивления мелких сосудов. Данное обстоятельство заставило искать пути улучшения именно мозгового кровообращения в период отдыха.

М. И. Виноградовым, А. Ф. Вербовым, 3. М. Золиной, А. В. Коробковым, И. М. Саркизовым-Серазини, В. Э. Нагорным доказано, что работа нервной системы под влиянием различных физических упражнений массажа эти состояния могут быть в определенных границах изменены в лучшую сторону. А это оказывает существенное влияние на функцию головного мозга, способствует восстановлению его работоспособности.


Рис. 4. Схема взаимного влияния двух очагов возбуждения. Заштрихова ны зоны торможения.

По мнению В. Э. Нагорного, такими упражнениями являются;

а) циклические, выполняемые в медленном и среднем темпе: ходьба, бег и т. п.;

б) вовлекающие в работу мышцы плечевого пояса. Это поднимание рук вперед, в стороны, вверх; дуговые и круговые движения руками и др.;

в) связанные с умеренным раздражением вестибулярного аппарата. Например, наклоны или повороты головы, туловища;

г) все виды упражнений с произвольным расслаблением мышц;

д) вызывающие изменение гидростатического давления крови в сосудах головы (при отсутствии противопоказаний). Имеются в виду переходы от горизонтального положения к положению сидя, стоя, наклоны и др.;

е) различные варианты дыхательных упражнений. Следует иметь в виду, что на мозговое кровообращение оказывает влияние не только характер самих упражнений, но и последовательность их выполнения в комплексе, интенсивность, объем и место их в режиме дня.

Однако было бы глубоко ошибочным думать, что стиму лирующая роль мышц для мозговой деятельности состоит в чисто механическом увеличении притока крови к мозгу. Мозг и мышцы представляют собой функциональное единство. Мышцы не могут сокращаться без нервных импульсов, а мозг, изолированный от влияния мышц, быстро теряет свою возбудимость даже при наличии достаточного кровоснабжения. По мнению М. Р. Могендовича, психический тонус в значительной мере определяется мышечным тонусом, так как у них одна основа — проприоцепция.

Физические упражнения создают мощный поток импульсов в центральную нервную систему. Возникают множественные очаги возбуждения. Отсутствие же или недостаток такой импульсации с мышц ведет к ухудшению работы мозга.

По мнению М. И. Виноградова, Н. В. Зимкина, Ю. К. Заморенова и Б. К. Заморенова, В. В. Розенблата, Г. В. Фольборта, работа нервной системы, а именно важнейшим механизмом улучшения работоспособности после выполнения физических упражнений является углубление торможения уже заторможенных нервных клеток и усиление возбудительного процесса в неработавших участках коры.

Интересно и то обстоятельство, что когда при активном отдыхе упражнения выполняются в медленном темпе, восстановительные процессы идут медленнее., чем при выполнении тех же комплексов, но в среднем или быстром темпе.

Таким образом, физические упражнения, мышечная работ а — неизменный спутник нашей жизни. Это орудие развития организма, совершенствования его функций, приспособления к условиям существования.

С понижением двигательной активности связаны многий заболевания, старение.

Упражнения помогают нам бороться с усталостью, сохранять высокий уровень работоспособности и совершенствовать интеллект.

Статья на тему Работа нервной системы

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.