Дисграфия при афазии это


Существует много подходов к классификации дисграфий. Наиболее распространённой является классификация дисграфий, в основе которой лежит несформированность определённых операций процесса письма. Эта классификация была предложена Лалаевой Л.И. (за основу взята классификация Хватцева).
Выделяются следующие виды дисграфий:
1) артикуляторно – акустическая;
2) на основе нарушений фонемного распознавания;
3) на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
4) аграмматическая;
5) оптическая.

1. АРТИКУЛЯТОРНО – АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
Механизмом этого вида дисграфии является неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребёнок пишет слова так, как он их произносит. Ребёнок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на своё дефектное произношение, фиксирует его на письме.
Артикуляторно – акустическая дисграфия проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям, заменам, отсутствию звуков в устной речи. Этот вид дисграфии преимущественно отмечается у детей с полиморфным нарушением звукопроизношения, особенно при дизартрии, ринолалии, сенсорной и сенсомоторной дислалии.
В ряде случаев замены букв на письме сохраняются у детей и после того, как замены звуков устной речи устранены. Причиной этого является несформированность кинестетических образов звуков, при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.
Следует отметить, что нарушения звукопроизношения не всегда отражаются на письме, особенно в тех случаях, когда слуховая дифференциация звуков хорошо сформирована, а замены звуков устной речи обусловлены недостаточностью артикуляторной моторики.

2. ДИСГРАФИЯ НА ОСНОВЕ НАРУШЕНИЙ ФОНЕМНОГО РАСПОЗНАВАНИЯ (дифференциации фонем).
По традиционной терминологии — это АКУСТИЧЕСКАЯ дисграфия.
Этот вид дисграфии проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме. Чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч – ТЬ, Ч – Щ, Ц – Т, Ц – ТЬ, Ц – С, С – Ш, З – Ж, Б – П, Д – Т, Г – К и др.), а также гласные О – У, Е – И.
Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков при этом произношение звуков является нормальным.
В наиболее ярком виде дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания наблюдается при сенсорной алалии и афазии. В тяжёлых случаях смешиваются буквы, обозначающие далёкие артикуляторно и акустически звуки (Л — К, Б — В). При этом произношение звуков, соответствующих смешиваемым буквам, является нормальным.
Для выделения фонему и правильного письма необходима более тонкая слуховая дифференциация звуков, чем для устной речи. В устной речи небольшая недостаточность слуховой дифференциации звуков может компенсироваться смысловой избыточностью, а также за счёт автоматизированных в речевом опыте моторных стереотипов, кинестетических образов слов. в процессе письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причём этот анализ осуществляется во внутреннем плане, по представлению. В других случаях у детей с этой формой дисграфии имеется неточность кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и её соотнесению с буквой.

Почти всегда у афазиков нарушены письмо и чтение, потому что и то, и другое связано с анализом и синтезом звукового со става слова, а у афазиков они-то и нарушены. Установлено, что нарушения письма и чтения глубже и труднее ликвидируются у людей малограмотных. У более опытных людей сохраняется способность схватывания слов в целом, по догадке при чтении и по целостному моторному акту при написании более привычных слов.

Нарушения письма у аграфиков, в силу сложности акта письма, отличаются упорной стойкостью и переживают расстройства устной речи, с которыми они тесно связаны.

При моторной афазии.

При этой афазии, особенно при афферентной её форме, нару-, шены исходные стороны письма – фонематический слух и корковые артикуляторные структуры, образы слов, что и вызывает распад письма. При грубых поражениях слово записывается неуверенно, с колебаниями, хаотическим набором букв; в менее тяжёлых случаях наблюдаются дисграфии, вообще встречающиеся при недостаточности фонематического анализа, причём для афферентной афазии, кроме того, типично смешение гоморганных звуков в результате распада структуры слога и слова (рис. 121). При нарушениях последовательности звуков в слове резко проявляются перемещения и пропуски звуков, в меньшей мере – смешение их.

Списывание как метод в подобных случаях безрезультатно, так как причина ошибок не в потере оптических образов звука, а в нарушении уже указанных предшествующих акту письма акустических и артикуляторных процессов. Поэтому основными средствами восстановления письма у моторного афазика являются: 1) связь буквы с внешней стороной звука – в первую очередь с акустическими и кинестетическими представлениями, во вторую– с оптическими; 2) осознание буквы как отражения смыс-лоразличительной роли звука. Первое достигается углублённым звуковым анализом (различение и сопоставление оппозиционных и гоморганных звуков и т. п.) и связыванием в конечном счёте звука с буквой. При этом используются все вспомогательные средства (зеркало, ощупывание и т. п.). Первоначально афазик пишет с проговариванием. Основной приём – диктовка. Второе – смысловая роль буквы – достигается сопоставлением коррелирующих (оппозиционных) звуков в паронимах и связной речи.


При афферентной моторной афазии вследствие нарушения внутренних артикуляторных стереотипов помогает оптический анализ орального стереотипа словесной артикуляции: афазик или читает с лица логопеда, или считывает перед зеркалом собственную артикуляцию при громком произнесении и затем, опираясь на эти образы, пишет.

При этой афазии нарушена в коре звуковая структура слова. Афазик под диктовку хорошо пишет, почти не смешивая отдельные звуки, но беспомощен при письме слогов и слов: буквы пропускаются, безударные гласные перемещаются.

Полиграфия – непроизвольное многократное повторение одного и того же написания (поражения в подкорке); бывает и эхография – неправильное копирование. Устраняется обычными приёмами.

Помогает письмо с проговариванием, когда буквы слова записываются правильно друг за другом, хотя пишущий и неосознаёт их порядка (схемы) в целом слове. Произнесение должно быть максимально отчётливое и достаточно громкое. Вначале в трудных случаях используются и рисуночные схемы артикуляций. Афазик не только пишет, но и сам составляет из схем слова. Применяется также списывание группы слов с часто встречающимися в речи одинаковыми группами букв (ст-ол^ ст-ул и т. п.), а также анализ слова с пропусками в нём различных букв (вилкавикаелка).

Работа начинается с произнесения сочетаний гласных, затем слогов типа паan, ки–м/с, паффап, афп. Чтобы лучше уловить последовательность звуков, афазик отчётливо произносит слоги типа пропорроп; для усиления этого анализа даются слова:

кот пила и т. п.

Для выработки динамического стереотипа слова и обобщённых звукосочетаний более сложных слов рекомендуется расчленение их на морфологические части и нахождение в этих словах общих элементов путём чтения, списывания и складывания из букв разрезной азбуки слов: стол, стул и т. п., равно как нахождение и возмещение пропущенных букв.

При поражении лобных систем афазик теряет способность активно самостоятельно писать, хотя звуковой анализ и порядок букв в слове сохранены; у него не удерживается замысел письма, план его, который нарушается упорной персеверацией: по заданию не пишет 3, но вместо 122 пишет 333; по заданию не может написать своей фамилии, но вместо слова окно пишет фамилию.

При сенсорной афазии.

Типичными для этой формы афазии является расщепление графемы от фонемы. В результате этого афазик хорошо пишет под диктовку изолированные звуки, почти не смешивает их, но беспомощен в письме слогов и слов: буквы пропускаются (чаще

безударные гласные), перемещаются, нарушается их последовательность в слове. Такое нарушение обязано потере осознания звуковой стороны слова, смыслоразличительной роли звуков.

В этом случае применяется метод письменных опорных слов, т. е. сохранившихся у афазиков привычных оптических идеограмм слов (обычно имена, фамилии, названия городов).

Работа ведётся так: заучивается легко произносимое опорное слово, вычленяется первый его звук. Выделенный звук сопоставляется с первой

буквой написания этого же слова. Заучиваются несколько опорных слов с четко вычленённым первым звуком и первой буквой. В дальнейшем дисграфик вычленяет в продиктованном слове первый звук, находит соответствующее ему опорное слово и записывает первую его букву. Так же поступает он со вторым звуком продиктованного слова и т. д.

Амнестическая аграфия – потеря воспроизведения письма отдельных слов. Буквы пишутся правильно. Применяется методика, аналогичная воспроизведению слова при амнестической афазии: подсказывается первая буква, предъявляется текст, где имеется данное рукописное слово и т. п.

Исправление ошибок. При исправлении ошибок, помимо указаний общеметодических, следует руководствоваться спецификой расстройства. В случаях резкого западения в произношении акцентируется внимание на чёткой артикуляции неправильно написанного (перед зеркалом) и на связи произносимого с написанием. В случаях нарушения фонематического слуха проводится звуковой анализ неправильно написанного слова; ошибочно написанный звук ученик находит в других словах или придумывает новые слова с данным звуком. Ошибки на смешение звуков исправляются обязательно путём сопоставления смешиваемых звуков. Пропуски звуков устанавливаются звуковым анализом правильного слова и подсчётом слогового и буквенного состава слова, а также путём зрительного сопоставления нормального слова с искажённым. После анализа ошибочно написанная буква в слове обычно заштриховывается теми же чернилами до неузнаваемости, а сверху красными чернилами пишется нужная буква. При двух и более ошибках в слове зачёркивается всё слово и сверху пишется заново красными чернилами.

Полезен и приём активного исправления ошибки: подчёркнутая логопедом ошибка разбирается и исправляется. Слова, в которых делались ошибки, следует периодически включать в новый материал до окончательного закрепления их правильной формы.

Попутно с устранением дисграфий в контакте с учителем ведётся работа по изживанию грамматических ошибок.

Выпуск дисграфиков-школьников рекомендуется проводить на материале диктанта, который был использован при первичной проверке их; результаты в итоге сравнения нового со старым становятся особенно показательными.

Полезно сделать и диктант на новом материале, изобилующем словами, в которых делались определённые ошибки. Этим устраняется возможность использования учеником заученных словесных стереотипов.

Психическая ортопедия. Многие аграфики и дис-графики, будучи интеллектуально полноценными детьми, тяготятся своим недочётом, тяжело переживают его, психически ущемлены (упадочное настроение, капризная раздражительность, упрямство). Поэтому в отношении их необходимо проявление особенной чуткости, внимательности. Поощрение малейшего успеха в письме, подбадривание и внушение уверенности в возможностях овладеть письмом – важные условия достижения цели. Встречаются дети несобранные, легко отвлекаемые, рассеянные, неусидчивые, неряшливые, небрежно относящиеся к делу, к порядку. Многие из этих черт развиваются вследствие слуховой агнозии: не разбираясь в слышимой речи, ребёнок привыкает некритично писать, что угодно и как попало. В этих случаях очень важно воспитывать у них произвольное и устойчивое внимание, активность и упорство в преодолении своего дефекта, сознательное отношение к своим занятиям, аккуратность во всём, чистоту и хорошую каллиграфию записи.

Под этим названием разумеется нарушение требований этимологии и синтаксиса данного языка в устной (экспрессивной и импрессивной) и в письменной форме. Этот дефект состоит в неправильности употребления склонений, спряжений, личных местоимений, согласования и управления, в пропуске служебных слов, в неправильной расстановке слов в предложении, в пропуске слов, в неумении конструировать и понимать сложные грамматически правильные предложения, в невозможности даже повторить фразу и т. п. Аграмматическое письмо обычно у тугоухих, алаликов и т. п. Аграмматизмы следует отличать от недостаточности обучения. Они свойственны детской речи и в основном исчезают, по Трошину, в возрасте от 2 1 /2 до 3 лет.

Вот образец речи 3-летнего нормального ребёнка: Вова папа колени (Я хочу к папе на колени).

Это детский аграмматизм, задержка же его в старшем возрасте – явление патологическое.

Трошин отмечает распространённость аграмматизмов у имбе-цилов, даже у взрослых.

Этим, например, объясняется выпадение локальных предлогов. Ослабление памяти (в связи с лобными и другими поражениями мозга) также ведёт к аграмматизму; будучи не в силах запомнить 5–6 слогов вразбивку, аграмматик не в состоянии составить правильное предложение.

Аграмматизмы различной мозговой локализации, а следовательно, связанные с разными нарушениями речи, проявляются различно.

1. Аграмматизм, наблюдающийся при моторной афазии, при грубых нарушениях из-за утери единой динамической структуры предложения даёт такую картину: часто полностью выпадают все динамические части предложения (сказуемое, связки), остаются только наиболее конкретные, вещественные слова. В результате появляется телеграммный стиль. Речь афазика, например, при афферентной афазии по существу состоит из объединённых только временем, грамматически и интонационно не связанных между собой групп слов, каждое из которых означает какой-либо предмет или действие (номинативный аграмматизм). Аграмматизм при моторной афазии упорен и полностью почти никогда не исчезает.

2. В речи сенсорного афазика нередки аграмматизмы вследствие потери слуховой морфологической структуры слова; они отражаются и в письме.

3. В результате распада логико-грамматических структур при семантической афазии возникает импрессивный аграмматизм, т. е. неумение схватывать названные соотношения . Однако процесс схватывания общего смысла данной логико-грамматической конструкции сохраняется, чему содействует относительная сохранность понимания мотивов речи и сохранность привычных фразеологических и логических оборотов (Л у р и я).

Одной из частых причин этого недостатка является тугоухость. Тугоухий улавливает из речи окружающих лишь отдельные моменты её, до него не доходят преимущественно окончания слов, а в них-то главным образом и осуществляется грамматическое оформление речи. Чем сильнее степень дефекта слуха, тем аграм-матичнее речь. Естественно, что умственная отсталость, при которой особенно сильно нарушен высший анализ и синтез, порождает и аграмматизмы. Многие учащиеся вспомогательных школ и школ для тугоухих в той или иной степени аграмматичны.

Аналогичные аграмматизму ошибки, обусловленные недостаточностью общей культуры речи, диалектизмами, слабым усвоением иностранного языка, качественно резко и принципиально отличаются от патологических форм и изживаются обычными школьными методами в сравнительно короткий срок.


Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике. Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.

МКБ-10


  • Причины дисграфии
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы дисграфии
    • Артикуляторно-акустическая дисграфия
    • Акустическая дисграфия
    • Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
    • Аграмматическая дисграфия
    • Оптическая дисграфия
  • Диагностика
  • Коррекция дисграфии
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Дисграфия – специфические недостатки письма, вызванные нарушением ВПФ, принимающих участие в процессе письменной речи. Согласно исследованиям, дисграфия выявляется у 53 % учащихся вторых классов и 37-39% учащихся среднего звена, что говорит об устойчивости данной формы речевого нарушения. Высокая распространенность дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с ФФН или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой.

По степени выраженности расстройств процесса письма в отечественной логопедии различают дисграфию и аграфию. При дисграфии письмо искажается, но продолжает функционировать как средство общения. Аграфию характеризует первичная неспособность овладеть навыками письма, их полная утрата. Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны, нарушение письма (дисграфия, аграфия) обычно сопровождается нарушением чтения (дислексией, алексией).


Причины дисграфии

Овладение процессом письма находится в тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Поэтому в основе развития дисграфии могут лежать те же органические и функциональные причины, которые вызывают дислалию, алалию, дизартрию, афазию, задержку речевого развития (ЗРР).

  1. Органические причины. К последующему появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.
  2. Социально-психологические факторы. Включают двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткую или неправильную речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности.

Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с конституциональной предрасположенностью, различными речевыми нарушениями, ЗПР. К дисграфии или аграфии у взрослых чаще всего приводят черепно-мозговые травмы, инсульты, опухоли головного мозга, нейрохирургические вмешательства.

Патогенез

Письмо является сложным многоуровневым процессом, в реализации которого участвуют различные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный, осуществляющие последовательный перевод артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему. Залогом успешного овладения письмом является достаточно высокий уровень развития устной речи. Однако, в отличие от устной речи, письменная речь может развиваться только при условии целенаправленного обучения.

В соответствии с современными представлениями, патогенез дисграфии у детей связан с несвоевременным становлением процесса латерализации функций головного мозга, в т. ч. установления доминантного по управлению речевыми функциями большого полушария. В норме эти процессы должны быть завершены к началу школьного обучения. В случае задержки латерализации и наличия у ребенка скрытого левшества корковый контроль над процессом письма нарушается. При дисграфии имеет место несформированность ВПФ (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.

С точки зрения психолингвистики, механизмы дисгрфии рассматриваются как нарушение операций порождения письменного высказывания: замысла и внутреннего программирования, лексико-грамматического структурирования, деления предложения на слова, фонематического анализа, соотнесения фонемы с графемой, моторной реализации письма под зрительным и кинестетическим контролем.

Классификация

В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии:

  • артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;
  • акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания;
  • дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
  • аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;
  • оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.

I. Специфические нарушения письма:

  • Дисфонологические дисграфии (паралалические, фонематические).
  • Метаязыковые дисграфии (диспраксические или моторные, дисграфии вследствие нарушения языковых операций).

  • Морфологические дизорфографии.
  • Синтаксические дизорфографии.

II. Неспецифические нарушения письма, связанные с педагогической запущенностью, ЗПР, УО и т. д.

Симптомы дисграфии

Признаки, характеризующие дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться:

  • смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж);
  • искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов);
  • нарушением слитности и раздельности написания слов;
  • аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении).

Кроме этого, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 8–8,5 лет.

Довольно часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность, снижение объема памяти и др.

В случае артикуляторно-акустической дисграфии специфические ошибки на письме связаны с неправильным звукопроизношением (как произносит, так и пишет). В этом случае замены и пропуски букв на письме повторяют соответствующие звуковые ошибки в устной речи. Артикуляторно-акустическая дисграфия встречается при полиморфной дислалии, ринолалии, дизартрии (т. е. у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи).

При акустической дисграфии звукопроизношение не нарушено, однако фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ошибки на письме носят характер замен букв, соответствующих фонетически сходным звукам (свистящих - шипящими, звонких – глухими и наоборот, аффрикат - их компонентами).

Характеризуется нарушением деления слов на слоги, а предложений на слова. При данной форме дисграфии ученик пропускает, повторяет или переставляет местами буквы и слоги; пишет лишние буквы в слове или не дописывает окончания слов; пишет слова с предлогами слитно, а с приставками раздельно. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза встречается среди школьников наиболее часто.

Отличается множественными аграмматизмами на письме: неправильным изменением слов по падежам, родам и числам; нарушением согласования слов в предложении; нарушением предложных конструкций (неправильной последовательностью слов, пропусками членов предложения и т. п.). Аграмматическая дисграфия обычно сопутствует общему недоразвитию речи, обусловленному алалией, дизартрией.

При оптической дисграфии на письме заменяются или смешиваются графически сходные буквы. Если нарушается узнавание и воспроизведение изолированных букв, говорят о литеральной оптической дисграфии; если нарушается начертание букв в слове, - о вербальной оптической дисграфии. К типичным ошибкам, встречающимся при оптической дисграфии, относится недописывание или добавление элементов букв ("л" вместо "м"; "х" вместо "ж" и наоборот), зеркальное написание букв.

Диагностика

Для выявления органических причин дисграфии, а также исключения дефектов зрения и слуха, которые могут привести к нарушениям письма, необходимы консультации невролога (детского невролога), офтальмолога (детского окулиста), отоларинголога (детского ЛОРа). Обследование уровня сформированности речевой функции проводится логопедом.

Задачами диагностики письменной речи служат разграничение дисграфии с элементарным незнанием правил правописания, а также определение ее формы. Обследование при дисграфии осуществляется в несколько этапов:

  • проводится изучение и анализ письменных работ;
  • внимательно изучается общее и речевое развитие ребенка для выяснения возможных причин дисграфии;
  • обращается внимание на состояние ЦНС, зрения, слуха;
  • исследуется строение артикуляционного аппарата, речевая и ручная моторика, определяется ведущая рука;
  • производится оценка состояния звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза; слуховой дифференциации звуков; слоговой структуры слова; особенностей словарного запаса и грамматического строя речи.

Только после всестороннего изучения сформированности устной речи переходят к обследованию письменной речи: ребенку или взрослому с дисграфией даются задания на списывание печатного и рукописного текста, письмо под диктовку, составление описания по картинке, чтение слогов, слов, текстов и т. п. На основании анализа типичных ошибок, отраженных в протоколе обследования речи, выносится логопедическое заключение.

Коррекция дисграфии

Логопедическая работа по коррекции дисграфии выстраивается с учетом механизмов и формы нарушения письменной речи. Общие подходы к преодолению дисграфии предполагают восполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических процессах; обогащение словаря и формирование грамматической стороны речи; развитие связной речи.

Важное значение в структуре логопедических занятий по коррекции дисграфии занимает развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы. Полученные навыки устной речи закрепляются с помощью письменных упражнений.

По основному заболеванию лицам с дисграфией и аграфией могут назначаться курсы медикаментозной терапии и реабилитационного лечения (физиотерапия, массаж, ЛФК, гидротерапия).

Прогноз и профилактика

Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ребенка и его родителей (или взрослого пациента). Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны получать логопедическую помощь на школьном логопункте.

Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте. В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие ВПФ, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков. Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи, преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.

Сложную проблему представляет вопрос оценки успеваемости по русскому языку детей с дисграфией. В период проведения коррекционной работы целесообразно осуществлять совместную проверку контрольных работ по русскому языку учителем и логопедом, выделение специфических дисграфических ошибок, которые не должны учитываться при выставлении оценки.

О разрешении проблем речи у детей.

Аграфия

Письмо это сложный психический процесс, относящийся как к речи, так и к процессам восприятия (системным и произвольным), а также к двигательной сфере.
Под термином аграфия понимают расстройства письма связанные с нарушениями речи, при которых полностью сохраняются движения кисти. Аграфия возникает при поражении теменно-височной зоны левого полушария головного мозга (правши).
Среди ярких проявлений аграфии можно назвать полную утрату способности к письму, либо сильное нарушение структуры слов, пропуск слогов и букв, отсутствие умения соединять отдельные буквы в слоги, а слоги в слова и т.п. Характерно то, что данные проявления возникают у детей при сохранном интеллекте и выработанных навыках письма.

Считается, что детская аграфия является проявлением алалии и возникает в результате недоразвития речи в целом, которое в свою очередь связано с органическим поражением головного мозга.
Самой распространённой причиной аграфии у детей считается нарушение фонематического восприятия и графической символизации. В большинстве случаев аграфией страдают дети с недоразвитой устной речью (данное явление не всегда ярко выражено), языковое сознание которых не достигло в своём развитии той стадии, на которой имеется возможность осознания звукового аспекта слова. Слова воспринимаются детьми только со смысловой стороны. Такое понятие как фонемы не связывается с конкретной речевой действительностью. Соответственно ребёнку трудно устанавливать звуко — буквенные ассоциации.

Для того чтобы добиться положительных результатов в борьбе с любым речевым расстройством, в том числе и с аграфией, нужно чтобы лечение было комплексным, всесторонним. В такое лечение должны входить терапия медикаментозного характера, занятия с логопедом, психотерапия, лечебная физкультура, музыкальные занятия, а также логоритмика.
Хочется отметить, что лечение должно быть своевременным, так как в дальнейшем у ребёнка могут возникнуть большие проблемы с обучением. Как только вы заметили у ребёнка признаки похожие на те, которые мы перечислили в начале статьи, необходимо обратиться к специалистам, которые обеспечат комплексное, профессиональное лечение.

Алексия

Чтение – это очень важный психический процесс, который снабжает ребёнка знаниями разного рода, необходимыми для нормальной жизнедеятельности в обществе, развития личности человека. Чтение способно ускорять развитие интеллектуальной деятельности, влиять на поведенческие особенности ребёнка в целом, организовывать его.
Алексией называют нарушение чтения или невозможность овладения процессом чтения, которое возникает вследствие поражения зон коры левого полушария. Вид алексии зависит именно от того, какая область коры левого полушария поражена. В соответствии с этим выделяют несколько видов алексии.

В случае если поражены нижние отделы премоторной зоны коры левого полушария головного мозга, может возникнуть кинетическая моторная алексия. Её проявления заключаются в том, что ребёнок правильно узнаёт и произносит отдельные буквы, но соединить буквы в слоги или слоги в слова затрудняется. У таких детей нарушены процессы переключения от слога в слово или от одного слога, слова к другому.
Детей страдающих алексией обязательно нужно направлять к логопеду для того, чтобы он мог оказать ребёнку квалифицированную помощь в преодолении недуга.

Работа с такими детьми, предупреждение и преодоление алексии должно быть основано на развитии речи и заполнении тех пропусков, которые имеют место в фонетико-фонематическом развитии детей с диагнозом алексия. Алексия, как и любое другое речевое нарушение, может негативно отразится на способностях ребёнка к обучению, поэтому только своевременное вмешательство специалиста поможет сделать коррекционную работу в несколько раз успешнее.

Дизорфография

И вся эта работа даст лучшие результаты, если повлиять на подсознательную мотивацию учебной деятельности, что позволяет осуществить такой метод, как суггестивное внушение

Дисграфия

В настоящее время 37% родителей сталкиваются с тем, что их дети, учащиеся 2-3 классов, допускают при письме нелогичные, специфические ошибки, которые трудно исправить. Обычными, общепринятыми в школьных методиках приёмами, ошибки детей с дисграфией, невозможно преодолеть! Что-же такое дисграфия? В чём проявляется дисграфия? Как предупредить дисграфию у детей? Поищем ответы на эти вопросы.

д-т: т(д)авно, д(т)рещат, мед(т)ёт, вт(д)руг, сыд(т)ый;
з-с: с(з)аснул, кос(з)лик, ваз(с)илёк, привос(з)ит; б-п: по(б)еда, б(п)одарил, п(б)ельё, б(п)алатка; в-ф: в(ф)орточка, портв(ф)ель, картов(ф)ель;
г-к: долк(г)о, собаг(к)а, г(к)руглый;
ж-ш: ш(ж)дёт,уж(ш)ибла, ж(ш)умно, лож(ш)адь.
Дисграфия выражается в замене гласных букв, звуки которых произносятся с участием губ: ё-ю: клё(ю)ква, лё(ю)бит, замю(ё)рз, тю(ё)плый. Согласные, образованные одинаковым образом, например, задненёбные согласные: к-х: черёмук(х)а, колг(х)оз, х(г)ороховый за г(х)олмом. Сонорные согласные: р-л: кр(л)юч, смер(л)ый, провел(р)ят.

При дисграфии подобные смешения происходят и между свистящими – шипящими звуко-буквами, и между ч-щ , ч-ц, ч-т, ц-т, ц-с,- группой аффрикат. Эти ошибки относятся к особой форме дисграфии- акустическо-артикуляторной. К ней относятся ошибки по кинетическому сходству. Трудности движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов звуков и слов со зрительными образами (О.А.Токарева, 1971г) приводят к такой форме дисграфии. Характерны ошибки:
О-а (в ударной позиции): ло(а)ндыш, ура(о)ки, са(о)сны, бро(а)та, поймо(а)л, ло(а)пта, во(а)рила… б-д : люд(б)ит, рыд(б)оловы, уб(д)ача.
И-у: пру(и)рода, ми(у)ха, нка береги(у), кри(у)глый, во льди(у)… п-т: выт(п)ал, п(т)емно, ат(п)ель, шат(п)ка.
Х-ж: поймал ех(ж)а, мож(х)натый, наж(х)одка… г-р: г(р)аки, р(г)олова, р(г)олод, г(р)астался.

В логопедической науке и практике разработаны результативные методы коррекции дисграфии, каждой из её форм. Учитывая характер допущенных ребёнком ошибок и, опираясь на нейро-психологические приёмы диагностики, возможно определение формы дисграфии и составления индивидуального, адресного плана занятий с каждым ребёнком. Реализация этого плана позволяет восстановить те нарушенные компоненты процесса письма, которые своевременно не сформирвались у ребёнка. Главное, не пропустить синзитивный период для занятий. И надо чётко осознавать, что ребёнок , преодолевший дисграфию, всё же не станет лигвистически одарённым человеком.

Дислексия

Дислексией называют нарушение процесса чтения, которое возникает в результате недоразвития либо нарушения функций определённых зон коры головного мозга. Параллельно с дислексией у ребёнка может проявляться дисграфия. Дисграфия является нарушением письма. Дислексия встречается редко, но, несмотря на это, она может затруднить процесс обучения ребёнка. Чтение положено в основу всей мировой системы образования, поэтому проблемы в процессе обучения могут иметь длительные последствия. Данное заболевание встречается в основном у мальчиков.

Дислексия у детей в большинстве случаев появляется в возрасте 7 лет, поэтому проблемы с чтением чаще всего наблюдаются у младших школьников. Различные нарушения чтения становятся более очевидными ко второму классу. В некоторых случаях дислексия со временем компенсируется, но иногда сохраняется и у более старших детей. Но при раннем выявлении и своевременном, комплексном лечении течение дислексии можно изменить в лучшую сторону. Лечение должно быть длительным, иметь интенсивный и систематический характер. Иногда ребёнок может быть предрасположен к данному заболеванию генетически, в этом случае дислексия наблюдается сразу у нескольких членов семьи.
Дети с данным нарушением делают много ошибок при чтении. Они читают медленно, при этом они могут неправильно произносить слова, пропускать некоторые звуки, прибавлять ненужные, переставлять буквы. Дети затрудняются в восприятии некоторых звуков на слух, это приводит к тому, что они не используют их в собственной устной и письменной речи, при чтении. Ребёнку с дислексией очень трудно различить близкие по акустическим признакам звуки: Б-П, Д-Т, К-Г, С-З, Ж-Ш. Именно поэтому дети, имеющие такие проблемы, не имеют интереса к чтению, пересказам, изложению разного рода текстов. По мере возможности данные формы работ им не дают.

Давайте разберём механизм развития дислексии, это поможет лучше понять суть данного заболевания. Человек имеет три вида слуха: физический (шуршание листвы, лай собаки, шум дождя), музыкальный (наслаждение от любимой песни, бессмертной музыки великих композиторов), речевой (понимание речи, отличие звуков друг от друга). Когда речевой слух развит недостаточно, человек не в состоянии различать схожие созвучия, не правильно воспринимает обращённую к нему речь.
При нарушенном речевом слухе возникают и затруднения в чтении и письме. Это естественный процесс, ведь ребёнок, неясно слышащий речь других людей не может правильно читать. У ребёнка при дислексии нарушено соотношение звука и буквы. Услышав звук, он не имеет возможности быстро представить его в виде знака. А ведь поток речи, которую он воспринимает, очень быстрый. Именно поэтому овладение грамотой таким детям даётся с большим трудом.

Но учить ребёнка необходимо, так как изменение одного или нескольких звуков влечёт за собой изменение смысла слова: палка-балка, дочка-точка. Ребёнок всего лишь заменяет глухой звук звонким, твёрдый звук мягким, но слово полностью изменяет свой смысл.
Для коррекции дислексии у ребёнка, родители должны не только заниматься с ним самостоятельно, но и обязательно привлечь специалиста. Все занятия направленные на исправление чтения у ребёнка, должны строиться в определённой системе. В процессе занятий ребёнок должен усвоить произношение отдельных звуков и научиться соотносить звук с буквой. Для лучшего результата логопед использует различный наглядный материал.
Нужно понимать, что дислексия это такое состояние, для выявления и коррекции которой, необходимо сотрудничество родителей и логопеда, только в этом случае можно добиться стойких положительных результатов.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.