Дизартрия связанная с афазией


Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Таким образом, дизартрия - это нарушение процесса артикуляции, причинами которого могут быть следующие расстройства речевой мускулатуры:

  1. Парез (периферический или/и центральный);
  2. Спазм или повышение тонуса (тетания, ригидность, спастичность, stiffness);
  3. Гиперкинез;
  4. Атаксия;
  5. Гипокинезия (акинезия);
  6. Сочетание нескольких вышеуказанных причин;
  7. Псевдопарез.

В этой связи выделяются следующие синдромальные формы дизартрии: бульбарная и псевдобульбарная, экстрапирамидная (гипокинетическая и гиперкинетическая), мозжечковая, корковая и дизартрия, связанная с патологией на мышечном уровне. Существует также психогенная дизартрия.

Встречаются заболевания, при которых в основе дизартрии может лежать сразу несколько из вышеуказанных причин (например, оливо-понто-церебеллярная атрофия, рассеянный склероз и другие заболевания).

В неврологическом статусе выявляется атрофия и фасцикуляции в языке, слабость нёбной занавески и лицевых мышц.

Основные причины дизартрии (нарушения артикуляции): полинейропатии (дифтерийная, ОВДП, гипертиреоз, порфирия, паранеопластическая полинейропатия), боковой амиотрофический склероз, сирингобульбия. В эту же группу можно отнести дизартрию при других болезнях моторного нейрона, миастении, редких формах миопатии. Преходящая дизартрия этого типа возможна в картине транзиторных ишемических атак или в качестве раннего симптома ишемии ствола мозга при стенозе базилярной или вертебральных артерий. Все эти заболевания сопровождаются и другой неврологической симптоматикой, облегчающей диагностику.

Дизартрия - как симптом поражения разных уровней нервной системы

I. Периферическая дизартрия

II. Центральная дизартрия

А. Связанная с поражением отдельных систем мозга

  1. Спастическая (Псевдобульбарный синдром)
  2. Атактическая (Повреждения мозжечковой системы)
  3. Гипокинетическая (Синдром паркинсонизма)
  4. Гиперкинетическая (хорея, дистония, тремор, миоклонус)

В. Связанная с сочетанным поражением нескольких мозговых систем

  1. Спастико-паретическая (БАС)
  2. Спастико-атактическая (рассеянный склероз)
  3. Другие комбинации

III. Психогенная дизартрия. Эта форма чаще проявляется в форме псевдозаикания и сопровождается другими психогенными двигательными, сенсорными и психо-вегетативными расстройствами.

Дизартрия - как ранний симптом неврологических заболеваний

  • Ишемия ствола мозга при стенозе базилярной или вертебральных артерии
  • Боковой амиотрофический склероз
  • Рассеянный склероз
  • Миастения
  • Спино-церебеллярные дегенерации
  • Сирингобульбия
  • Прогрессивный паралич
  • Болезнь Вильсона-Коновалова.

Дизартрия как побочный эффект лекарств (ятрогенная):

  • андрогены, анаболики
  • нейролептики
  • барбитураты
  • литии
  • L-dopa
  • дифенин
  • гексамидин
  • цитарабин (препарат для лечения онкологических заболеваний)
  • церукал
  • канамицин (антибактериальное вещество)

Пароксизмальная дизартрия может иногда наблюдаться при рассеянном склерозе.


[1], [2], [3], [4]

Дизартрия представляет собой сложные нарушения речи, которые включают расстройства звукопроизношения и просодики – единства взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произнесения. Степень нарушений устной речи при дизартрии бывает различной: от еле уловимых слухом особенностей звукопроизношения до полной невозможности речи. Знание клинической картины данных нарушений позволяет врачам Юсуповской больницы своевременно определить комплекс мероприятий логопедической помощи.

Дизартрия является проявлением многих заболеваний нервной системы. Неврологи Юсуповской больницы выявляют причину речевых расстройств с помощью новейших методов нейровизуализации. Врачи проявляют мультидисциплинарный подход к лечению дизартрий. В лечебном процессе принимают участие ведущие специалисты в области неврологии, реабилитологии, логопедии. Каждому пациенту вырабатывают индивидуальную программу восстановления речи. Тяжёлые случаи дизартрии обсуждают на заседании Экспертного Совета с участием профессоров и врачей высшей категории.


Виды дизартрии и их клиническая характеристика

Деление дизартрии на виды происходит по месту локализации повреждения, степени нарушения речи и определяющему, наиболее выраженному, симптому. Какая бывает дизартрия?

Существует классификация дизартрии по Правдиной в зависимости локализации патологического процесса. Выделяют следующие виды дизартрии:

  • Бульбарная;
  • Псевдобульбарная;
  • Корковая;
  • Мозжечковая.

Бульбарная дизартрия развивается вследствие поражения черепно-мозговых нервов, которые располагаются в продолговатом мозге. При данной форме дизартрии нарушается связь между мышцами, обеспечивающими артикуляцию, с центральной нервной системой. В результате пациент с трудом выполняет правильные движения языком и губами, которые находятся в расслабленном состоянии. Его лицо становится малоподвижным, повышается слюноотделение.

Псевдобульбарная дизартрия преимущественно возникает вследствие ишемического инсульта головного мозга у людей старше 50 лет или в любом возрасте при черепно-мозговой травме. У пациентов выражена атрофия мышц речевого аппарата, что приводит к монотонности речи, затруднению жевание и глотания, повышению слюноотделения.

Корковая, или кортикальная дизартрия – нарушение речи вследствие следующих причин:

  • Повреждения коры лобной доли головного мозга при травме;
  • Наличия опухоли лобной доли;
  • Перенесенных заболеваний (энцефалита, менингита) в результате которых частично утрачиваются нейромедиаторные функции.

При данном виде дизартрии нарушается произношение согласных и темп речи, пропадает автоматизм артикуляции, появляется гнусавость.

Мозжечковая дизартрия возникает вследствие поражения мозжечка. Этот вид расстройства речи встречается достаточно редко. Она чаще всего сопровождает другие фирмы дизартрии. Из-за нарушения функции мозжечка и его связей с другими отделами мозга у пациентов развиваются следующие нарушения:

Афазиологи причисляют корковую дизартрию к лёгким нарушения речи при моторных афазиях. Различают эфферентную (премоторную) и афферентную (постцентральную) формы корковой дизартрии. Эфферентная форма корковой дизартрии возникает при поражении области передней центральной извилины, в которой представлена иннервация мышц, обеспечивающих артикуляцию. У пациентов нарушаются артикуляторные движения, ноне нарушается содержательная сторона речи. Это кардинально отличает корковую дизартрию от афазии. Артикуляторная корковая дизартрия касается только специфических речевых движений. Другие произвольные и непроизвольные движения губ и языка остаются в сохранности.

Афферентная форма корковой дизартрии возникает при поражении постцентральных областей коры больших полушарий. У взрослых паретическая дизартрия бывает при опухолях мозга. Такая дизартрия у взрослых компенсируется после удаления новообразования. Мезэнцефально-диэнцефальная дизартрия связана с повреждением ядер черепно-мозговых нервов.

Гиперкинетическая дизартрия возникает у больных детским церебральным параличом. Характеризуется избыточными непроизвольными движениями в артикуляционном аппарате, которые усиливаются во время речевого акта. У пациентов во всех отделах речедвигательного аппарата и мимической мускулатуре ярко выражены гиперкинезы. Они отмечаются также в верхних конечностях, учащаются и усиливаются при попытке говорить. Реже проявляются непроизвольные движения в плечевом поясе и нижних конечностях, плечевом поясе.

Атактическая дизартрия наблюдается при атонически-астатической форме детского церебрального паралича. Редко встречается в чистом виде. Чаще является сопутствующим синдромом на фоне спастического пареза или гиперкинеза. Ведущим синдромом при атактической дизартрии является атаксия. Она проявляется в гиперметрических, асинергических нарушениях артикуляционных движений и в скандированности ритма речи. Оптические нарушения бывают при стёртой форме дизартрии.

Пароксизмальная дизартрия наблюдается у пациентов, страдающих рассеянным склерозом и другими заболеваниями нервной системы. У пациентов возникают отдельные приступы, которые обычно длятся менее 1 минуты, но могут повторяться до нескольких раз в сутки. Иногда они провоцируются волнением или гипервентиляцией. Дизартрия может достигать такой выраженной степени, что речь человека становится полностью неразборчивой. У лиц, страдающих дизартрией, могут наблюдаться такие сопутствующие симптомы, как онемение, двоение в глазах или слабость. Смешанная дизартрия развивается у детей после перенесенной травмы.

Диагностика дизартрии

Логопеды выделяют 4 степени тяжести дизартрии:

  1. Первая степень – стёртая дизартрия. В этом случае почти не наблюдаются признаки нарушения речи. В большинстве случаев их может выявить только логопед. У детей такие нарушения выявляются в возрасте 5 лет. Симптомами стёртой дизартрии являются плохая дикция, проглатывание или искажение звуков и слогов, невыразительная речь;
  2. Вторая степень дизартрии (типичная) характеризуется хорошо заметными дефектами произношения, но речь остаётся понятной для слушателя;
  3. Третья степень (тяжёлая) – существенно нарушается речь, она становится доступной только для понимания близких людей;
  4. Четвёртая степень проявляется выраженными нарушениями речи, которую окружающие совсем не понимают, или её абсолютным отсутствием.

Для того чтобы определить наличие, вид и степень тяжести дизартрии в Юсуповской больнице проводят комплексное обследование пациента с помощью следующих методов:

  • Электроэнцефалографии;
  • Электромионейрографии;
  • Магнитно-резонансной томографии головного мозга.

При обследовании у логопеда, исходя из анамнеза развития речи, произношения, дыхания, восприятия речи, артикуляции и многих других факторов, которые сопоставляются с данными неврологических исследований, устанавливается точный диагноз.

Лечение дизартрии

Комплексное лечение дизартрии в Юсуповской больницы включает медикаментозную терапию, массаж, лечебную физкультуру и логопедическую помощь. При проблемах речи неврологи назначают комплексы витаминов, аминокислот и микроэлементов, которые участвуют в формировании оболочек нервных клеток и энергетическом обмене. Даже незначительный дефицит этих веществ может негативно сказаться на речи и интеллекте пациента. Врачи клиники неврологии проводят лечение дизартрии препаратами йода, витаминами группы В, глицином, L-каротином.

Важное место в медикаментозной терапии дизартрии занимают ноотропы – лекарственные средства, которые положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга. Их действие проявляется в стимуляции умственной и познавательной деятельности, улучшении способности к обучению и запоминанию информации, помощи быстрого и точного мышления. К препаратам, обладающим ноотропным эффектом, относится пирацетам, ноотропил, фенибут, семакс. Их применяют вместе с глицином, который оказывает следующее действие:

  • Повышает умственную работоспособность;
  • Регулирует обменные процессы;
  • Снимает эмоциональное напряжение;
  • Улучшает речевую функцию.

Способствует восстановлению речи семакс, церебролизин. Врачи Юсуповской больницы индивидуально подбирают препараты, которые подходят конкретному пациенту.

Занятия с логопедом и дефектологом Юсуповской больницы направлены на следующие моменты:

  • Постановку звуков и введение их в речь;
  • Развитие слухового, тактильного, визуального и речевого восприятия;
  • Обогащение активного и пассивного словаря;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие высших психических функций – внимания, памяти, мышления, воображения;
  • Развитие речи – построение связного высказывания, чтение, умение составить небольшой рассказ по картинке, описать ощущение, изложить свои мысли.

При коррекции речи логопеды используют игровые методы. Программу разрабатывают индивидуально для каждого пациента. Важную роль в коррекции речи играет логопедический массаж. Целью логопедического массажа при устранении дизартрии является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата. Основными задачами логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи у пациентов, страдающих дизартрией, является:

  • Нормализация мышечного тонуса;
  • Преодоление повышенного или пониженного тонуса в артикуляционной и мимической мускулатуре;
  • Устранение патологической симптоматики – гиперкинезов (патологических внезапно возникающих движений языка и артикуляционных мышц), синкинезии (дополнительных движения, которые непроизвольно возникают при основных функциональных движениях), девиации – отклонения языка в сторону от средней линии.

Логопедический массаж улучшает качество артикуляционных движений (объём, точность, переключаемость), увеличивает силу мышечных сокращений, активизирует тонкие дифференцированные движения органов артикуляции, необходимые для коррекции звукопроизношения.

Важным элементом лечения дизартрии является лечебная физкультура для артикуляционных мышц. Комплекс упражнений специалисты клиники реабилитации составляют индивидуально каждому пациенту. Реабилитологи проводят работу над правильным дыханием с целью развития речи, развитием артикуляционной моторики, последовательностью вдоха и выдоха при разговоре, задержке дыхания на отдельных слогах и звуках. В комплекс обязательно включают упражнения для работы мелкой и крупной моторики. Для того чтобы установить вид дизартрии и пройти комплексное лечение, звоните в контакт центр Юсуповской больницы.


Афазия против Дисартрии

Мы передаем свои мысли через речь и использование языка. Мы начинаем изучать язык и речь в качестве малышей и повышать способность общаться эффективно по мере взросления.

Иногда эти способности нарушаются травмами головного мозга. Наши языковые и речевые навыки внезапно исчезнут из-за несчастных случаев или болезней, которые повреждают части нашего мозга, которые контролируют эти функции. Наиболее распространенными типами языковых и речевых расстройств являются афазия и дизартрия.

Афазия - это языковое расстройство, характеризующееся трудностью в производстве или понимании письменного или разговорного языка. Это приобретенная аномалия в понимании, мышлении и поиске слов.

Хотя это относится к общему языковому ухудшению, оно обычно используется как для частичного, так и для полного языкового нарушения. В некоторых случаях человек может говорить, но не писать, или он может писать, но не может говорить. Он может петь, но не может говорить, в зависимости от степени повреждения его мозга.

Оценка степени афазии человека во многом зависит от его возраста, размера и местоположения поражения и от типа афазии, который у него есть, из которых два распространенных типа: афазия Вернике и афазия Броки.

Область в нашем мозгу, которая позволяет понимать устный и письменный язык, называется областью Вернике. Это та часть, которая позволяет человеку интерпретировать язык и наносить ущерб этой части, заставляет человека не осознавать свою речь и речь других. Итак, он говорит в бессмысленной речи.

Подключено к области Вернике - область Брока, которая получает импульс от первого и преобразует его в команды двигателя. Если он поврежден, человек все еще может думать и говорить всесторонне, но с большим трудом.

Человек с афазией может показать некоторые или все из этих симптомов:

Невозможность чтения. Невозможность писать. o Сложность в присвоении имен людям и объектам. o Ограниченная речь, замена букв или слов и неполных предложений. o Неспособность повторять фразы или постоянное повторение фраз. Невозможность понять язык.

Dysarthria - это расстройство речи, характеризующееся трудностями на всех уровнях речи. Это влияет на язык, губы, неба, вокальный шнур, гортань и дыхание. Это вызвано повреждением нервной системы такими болезнями, как болезнь Паркинсона, Хантингтона и амиотрофического бокового склероза или инсультом и травматической черепно-мозговой травмой.

Поражения будут возникать в ключевых областях мозга и могут привести к нарушению мышц, участвующих в планировании и регулировании двигательных операций, которые контролируют нашу способность говорить когерентно.

Dysarthria можно лечить с помощью различных методов для коррекции и укрепления мышц артикулятора. Речевая терапия и речевые устройства, такие как текстовые телефоны и программное обеспечение для синтеза речи, позволяют людям с дизартрией общаться.

1. Афазия - это языковое расстройство, а дизартрия - расстройство речи. 2. Хотя оба могут быть вызваны травмами головного мозга, в афазии он, скорее всего, встречается в области, которая контролирует способность понимать язык и область, которая преобразует слова в моторные команды. В дизартрии повреждение - это нервная система и части мозга, которые контролируют способность человека говорить.


Дизартрия и дисфазия

  • Речь - это процесс артикуляции и произношения.
  • Язык - это процесс, в котором мысли и идеи становятся предметом разговора. Он включает в себя выбор слов для произношения, и формулировку соответствующих предложений или фраз.

Определения

Дизартрия - это нарушение речи,возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Дисфазия (также называемая афазией) является нарушением языка.

Дизартрия и афазия означают полное отсутствие способности формировать речь или язык.

Дисфазия может быть восприимчивой или выразительной. Дисфазия - это нарушение способности понимать или использовать произнесенное слово. Это связано с поражением доминирующего полушария и может включать в себя нарушение способности читать, писать и использовать жесты. Рецептивная дисфазия - это сложность в понимании, в то время как выразительная дисфазия - это сложность в соединении слов для придания им смысла. Человек с чистой дизартрией без дисфазии сможет читать и писать как обычно если необходимые двигательные пути не повреждены.

Неспособность написать - аграфия или дисграфия. Неспособность считать числа - это акалькулия или дискалькулия. Трудность чтения - дислексия.

Речевая область находится в левой, доминирующей стороне мозга примерно у 99% правшей. У левшей правое полушарие является доминирующей стороной только в 30%. Таким образом, нарушение области речи левой стороны, встречается редко.

Как правило, поражение левого полушария вызывает дисфазию, в то время как в правом полушарии оно вызывает пренебрежение, зрительно-пространственные и когнитивные проблемы.

Дизартрия вызвана поражением верхних или нижних поражений двигательных нейронов ствола головного мозга.

Нарушения нервной системы, которые ослабляют мышцы нижней части лица, губ, языка и горла, могут привести к дизартрии.


Шесть различных типов отклонений речи, общих для дизартрии:

  1. Проблемы с регулировкой громкости (слишком громкий, слишком мягкий)
  2. Напряженный или резкий голос
  3. Проблемы с артикуляцией (слова искажаются при произнесении)
  4. Нарушение акцента (во фразировке, скорости речи, ударение на звуки, слоги и тон)
  5. Нарушение контроля высоты тона (говорит слишком высоким или слишком низким голосом)
  6. Снижение жизненной емкости (связано с поддержкой дыхания и контролем во время разговора)

Дизартрия делится на три отдельные категории :


Атаксическая дизартрия возникает из-за проблем с ритмом речи-это может привести к:

  1. Голосовой тремор
  2. Неправильная артикуляция звуков
  3. Проблемы с ритмами между языком, губами и челюстью
  4. Сканирование речи (странный, неестественный стресс на разговорных ритмах)
  5. Проблемы с регулировкой громкости голоса во время разговора (громкая речь), продолжительные промежутки между произнесенными словами

Смешанная дизартрия испытывает сочетание спастической и атаксической дизартрии.

Речевая и языковая терапия необходима для оценки и лечения бульбарных и лицевых мышц. Программа упражнений разработана для улучшения мышечного тонуса и движения в соответствии с потребностями человека.

Дисфазию можно рассматривать как нарушение связей между мышлением и языком. Диагноз ставится только после исключения сенсорных нарушений зрения или слуха, нарушений восприятия (агнозии), когнитивных нарушений (памяти), нарушения движений (апраксия) или нарушения мышления, как при деменции или шизофрении. При тестировании на дизартрию и дисфазию может указывать способность пациента повторять или выдвигать сложные фразы или скороговорки.

  • Люди с рецептивной дисфазией часто свободно говорят нормальным ритмом и артикуляцией, но они не понимают того, что говорят.
  • Люди с выраженной дисфазией испытывают трудности в формировании слов и предложений. Есть грамматические ошибки и трудности с поиском правильного слова. В серьезных случаях они не говорят спонтанно, но обычно понимают, что им говорят.

Как правило, выраженная дисфазия предполагает переднее поражение, тогда как рецептивная дисфазия предполагает заднее поражение. Есть несколько подтипов:

  • Сенсорная дисфазия / афазия - поражения локализуются в левой задней перизилвиальной области, и основными симптомами являются общий дефицит понимания, дефицит поиска слов и смысловые парафазии.
  • Производственная дисфазия / афазия - поражения располагаются в левой прецентральной области. Пациенты обычно демонстрируют медленную и прерывистую речь, но с хорошим семантическим содержанием. Понимание обычно хорошее.
  • Проводящая дисфазия / афазия - поражения вокруг дугообразного пучка, задней теменной и височной областей. Симптомами являются недостатки в наименовании, неспособность повторять бессмысленные слова и словосочетания, хотя существует нормальное понимание и продумывание речи.
  • Глубокая дисфазия / афазия - поражения в височной доле, особенно те, которые опосредуют фонологическую обработку. Симптомами являются проблемы повторения слов и семантическая парафазия (семантически связанное слово заменяется, когда его просят повторить целевое слово).
  • Транскортикальная сенсорная дисфазия / афазия - поражения находятся в местах соединения височной, теменной и затылочной областей левого полушария. Симптомами являются нарушение понимания, наименования, чтения, письма и смысловые несоответствия в речи.
  • Глобальная дисфазия / афазия - происходит с обширным повреждением левой перизилвиальной области, белого вещества, базальных ганглиев и таламуса. Симптомами являются обширные и обобщенные недостатки в понимании, повторении, наименовании и производстве речи.

Тесты на рецептивную дисфазию могут включать просьбу пациентов прочитать слова или отрывок. Затем их просят объяснить,что они прочитали.


Приблизительно у 40-60% людей после инсульта может сохраняться некоторая степень дисфазии, которая связана с меньшим социальным участием, худшими результатами реабилитации и ухудшением качества жизни. Вероятность восстановления дисфазии после травмы выше, чем после инсульта.

В медицинском центре "Феникс" принимают Врач детский логопед:

Записаться на прием к врачу и получить более подробную информацию можно по телефонам: (8202) 500-444, 57-09-30, +7-900-557-14-09 либо заполнив форму на нашем сайте.


Дизартрия – это расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи; при тяжелых поражениях возникает анартрия. При подозрении на дизартрию проводится неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭМГ, ЭНГ, МРТ головного мозга и др.), логопедическое обследование устной и письменной речи. Коррекционная работа при дизартрии включает лечебное воздействие (медикаментозные курсы, ЛФК, массаж, ФТЛ), логопедические занятия, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

МКБ-10


  • Причины дизартрии
  • Классификация
  • Симптомы дизартрии
    • Бульбарная дизартрия
    • Псевдобульбарная дизартрия
    • Подкорковая дизартрия
    • Мозжечковая дизартрия
    • Корковая дизартрия
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Коррекция дизартрии
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность. Среди детей распространенность дизартрии составляет 3-6%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии.

В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию. Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии.


Причины дизартрии

Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают:

  • токсикозы беременности,
  • гипоксия плода,
  • резус-конфликт,
  • хронические соматические заболевания матери,
  • патологическое течение родов,
  • родовые травмы,
  • асфиксия при рождении,
  • ядерная желтуха новорожденных,
  • недоношенность и др.

Степень выраженности дизартрии коррелирует с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.

В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных:

Возникновение дизартрии у взрослых, как правило, связано с перенесенным инсультом, травмой головы, нейрохирургическими операциями, опухолями головного мозга. Также дизартрия может встречаться у пациентов с рассеянным склерозом, боковым амиотрофическим склерозом (БАС), сирингобульбией, болезнью Паркинсона, миотонией, миастенией, церебральным атеросклерозом, нейросифилисом, олигофренией.

Классификация

В основу неврологической классификации дизартрии положен принцип локализации и синдромологический подход. С учетом локализации поражения речедвигательного аппарата различают:

  • бульбарную дизартрию, связанную с поражением ядер черепно-мозговых нервов /языкоглоточного, подъязычного, блуждающего, иногда – лицевого, тройничного/ в продолговатом мозге
  • псевдобульбарную дизартрию, связанную с поражением корково-ядерных проводящих путей
  • экстрапирамидную (подкорковую) дизартрию, связанную с поражением подкорковых ядер головного мозга
  • мозжечковую дизартрию, связанную с поражением мозжечка и его проводящих путей
  • корковую дизартрию, связанную с очаговыми поражениями коры головного мозга.

В зависимости от ведущего клинического синдрома при ДЦП может встречаться спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая дизартрия.

Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:

  • 1 степень (стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании.
  • 2 степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной.
  • 3 степень - понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям.
  • 4 степень – речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).

Симптомы дизартрии

Нарушение артикуляционной моторики у пациентов с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений. При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация). В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.

Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым. Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью голосовых модуляций).

Для бульбарной дизартрии характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта. Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Все разнообразие согласных редуцируется в единый щелевой звук; звуки не дифференцируются между собой. Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония.

При псевдобульбарной дизартрии характер расстройств определяется спастическим параличом и мышечным гипертонусом. Наиболее ярко псевдобульбарный паралич проявляется в нарушении движений языка: большие трудности вызывают попытки поднять кончик языка вверх, отвести в стороны, удержать в определенном положении. При псевдобульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Типично избирательное нарушение произвольных движений, синкинезии (содружественные движения); обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса, поперхивание, дисфагия. Речь больных с псевдобульбарной дизартрией смазанная, невнятная, имеет носовой оттенок; грубо нарушено нормативное воспроизве­дение соноров, свистящих и шипящих.

Для подкорковой дизартрии характерно наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных. Гиперкинезы могут возникать в покое, однако обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм. Отмечается нарушение тембра и силы голоса, просодической стороны речи; иногда у больных вырываются непроизвольные гортанные выкрики.

При подкорковой дизартрии может нарушаться темп речи по типу брадилалии, тахилалии или речевой дизритмии (органического заикания). Подкорковая дизартрия часто сочетается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формой.

Типичным проявлением мозжечковой дизартрии служит нарушение координации речевого процесса, следствием чего является тремор языка, толчкообразная, скандированная речь, отдельные выкрики. Речь замедлена и невнятна; в наибольшей степени нарушается произношение переднеязычных и губных звуков. При мозжечковой дизартрии отмечается атаксия (шаткость походки, нарушение равновесия, неловкость движений).

Корковая дизартрия по своим речевым проявлениям напоминает моторную афазию и характеризуется нарушением произвольной артикуляционной моторики. Расстройства речевого дыхания, голоса, просодики при корковой дизартрии отсутствуют. С учетом локализации поражений различают кинестетическую постцентральную корковую дизартрию (афферентную корковую дизартрию) и кинетическую премоторную корковую дизартрию (эфферентную корковую дизартрию). Однако при корковой дизартрии имеется только артикуляционная апраксия, тогда как при моторной афазии страдает не только артикуляция звуков, но также чтение, письмо, понимание речи, использование средств языка.

Осложнения

Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез. Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому у детей с дизартрией может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними соответствующие виды дисграфии.

Диагностика

Обследование и последующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется неврологом (детским неврологом) и логопедом.

  1. Неврологическая диагностика. Объем неврологического обследования зависит от предполагаемого клинического диагноза. Наиболее важное диагностическое значение имеют данные электрофизиологических исследований (электроэнцефалографии - ЭЭГ, электронейромиографии - ЭНМГ), транскраниальной магнитной стимуляции, МРТ головного мозга и др.
  2. Логопедическое обследование. Включает оценку речевых и неречевых нарушений. Оценка неречевых симптомов предусматривает изучение строения артикуляционного аппарата, объема артикуляционных движений, состояния мимической и речевой мускулатуры, характера дыхания. Особое внимание логопед обращает на анамнез речевого развития. В рамках диагностики устной речи при дизартрии проводится исследование произносительной стороны речи (звукопроизношения, темпа, ритма, просодики, разборчивости речи); синхронности артикуляции, дыхания и голосообразования; фонематического восприятия, уровня развития лексико-грамматического строя речи. В процессе диагностики письменной речи даются задания на списывание текста и письмо под диктовку, чтение отрывков и осмысление прочитанного.

На основании результатов обследования необходимо разграничивать дизартрию и моторную алалию, моторную афазию, дислалию.

Коррекция дизартрии

Логопедическая работа по преодолению дизартрии должна проводиться систематически, на фоне медикаментозной терапии и реабилитации (сегментарно-рефлекторного и точечного массажа, акупрессуры, ЛФК, лечебных ванн, физиотерапии, механотерапии, иглоукалывания, гирудотерапии), назначаемой неврологом. Хороший фон для коррекционно-педагогических занятий достигается применением нетрадиционных форм восстановительного лечения: дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и др.

На логопедических занятиях по коррекции дизартрии осуществляется развитие:

  • мелкой моторики (пальчиковая гимнастика),
  • моторики речевого аппарата (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика);
  • физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика),
  • голоса (ортофонические упражнения);
  • коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения; работа над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации.

Порядок постановки и автоматизации звуков определяется наибольшей доступностью артикуляционных укладов на данный момент. К автоматизации звуков при дизартрии иногда переходят до достижения полной чистоты их изолированного произношения, а сам процесс требует большего времени и настойчивости, чем при дислалии.

Методы и содержание логопедической работы варьируются в зависимости от вида и тяжести дизартрии, а также уровня речевого развития. При нарушении фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи проводится работа над их развитием, предупреждением или коррекцией дисграфии и дислексии.

Прогноз и профилактика

Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого пациента-дизартрика и его близкого окружения.

При этих условиях на практически полную нормализацию речевой функции можно рассчитывать в случае стертой дизартрии. Овладев навыками правильной речи, такие дети могут успешно обучаться в общеобразовательной школе, а необходимую логопедическую помощь получают в поликлиниках или на школьных логопунктах.

При тяжелых формах дизартрии возможно лишь улучшение состояния речевой функции. Важное значение для социализации и образования детей с дизартрией имеет преемственность различных типов логопедических учреждений: детских садов и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, речевых отделений психоневрологических стационаров; содружественная работа логопеда, невролога, психоневролога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.

Медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением головного мозга должна начинаться с первых месяцев жизни. Профилактика дизартрии в раннем детском и взрослом возрасте заключается в предупреждении нейроинфекций, травм головного мозга, токсических воздействий.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.