Для чего невролог просит ребенка показать язык





  • Зачем врачи просят пациента показать язык
  • Как чистить язык и зачем это надо
  • Почему врачи становятся черствыми и бессердечными

Диагностику лучше проводить утром, до чистки зубов или через час после приема пищи. Открыв рот просто высуньте язык, не напрягая его, чтобы не менялась форма и цвет. Лучше всего рассматривать при дневном свете.


О чем расскажет расположение, форма и толщина языка?

У здорового человека язык должен располагаться ровно по центру. Отклонения в стороны могут свидетельствовать о развитии психических или неврологических заболеваний. Сдвиг в сторону иногда становится предвестником развития инсульта.

В высунутом и расслабленном состоянии язык не должен дрожать и подергиваться. Если это происходит, то можно предположить начало развития невротических расстройств или говорить о заболеваниях головного мозга. Мелкое дрожание наблюдается у людей, страдающих хроническим алкоголизмом, средней интенсивности – при неврозах и гипертиреозе, сильные подергивания и атрофия – при поражении продолговатого мозга.

Толщина языка расскажет о следующем:
Толстый и слегка увеличенный язык – неполадки в работе щитовидной железы, наличие психических заболеваний и болезней гипофиза, воспаление в ротовой полости.
Тонкий – неполадки в работе кровеносной системы, сбои в обменных процессах.
Вздутый, слегка утолщенный, загнутый по бокам – нарушения в работе ЖКТ, возможны неполадки с печенью.

Форма языка тоже играет роль. Если он имеет неровный рельеф, то не хватает витамина группы В. Увеличенный и красный по цвету кончик языка может указывать на заболевания сердца. По центру идет неровная трещина – причина в проблемах с позвоночником. На языке имеется впадина между кончиком и средней частью – возможно наличие заболеваний легких.

Цвет языка и налет на нем

Особое внимание врачи уделяют цвету языка, форме и толщине образовавшегося на нем налета. Цвет здорового органа бледно-розовый, с ярко выраженными сосочками, четкими краями и без налета. При появлении каких-либо заболеваний цвет языка меняется.

Его бледность укажет на недостаток витаминов, пониженный гемоглобин или на наличие хронических заболеваний. Красный - станет поводом заподозрить начало развития инфекционного или воспалительного процесса, алый – заболевания крови или болезней сердца. Синева или фиолетовый оттенок, похожий на гематому, укажет на проблемы в легких или сердечно-сосудистой системе, иногда это признак заболеваний почек.

Цвет налета также будет меняться в зависимости от наличия тех или иных болезней. О грибковых инфекциях, простуде или гриппе сообщит белый ровный слой на поверхности языка. Желтый и серый налеты, с отпечатками зубов по бокам – признаки заболеваний органов ЖКТ. Белый цвет сигнализирует о наличие острой и подострой стадии развития болезней пищеварительной системы, коричневый и серый - о их хронических формах.

Следует наблюдать не только за его цветом, но и за толщиной. Налет, легко удаляющийся обычной зубной щеткой, не должен вызывать опасения. У выздоравливающего человека слой будет с каждым днем уменьшаться. При развитии заболевания - все наоборот.

Илистый жирный налет свидетельствует о застойных процессах в кишечнике и других органах ЖКТ, если пятна фиолетовые, то застой в кровеносной системе. Гладкий язык указывает на недостаток гемоглобина в крови. как бы полированный - на нехватку рибофлавина.

Должно уделяться внимание различным трещинам и виду сосочков. Глубокие бороздки, напоминающие порезы, расположенные вертикально, указывают на нарушения сердечно-сосудистой системы. Беспорядочно разбросанные трещины сигнализируют о проблемах в пищеварительной системе.

Очень глубокие трещины указывают на заболевания почек, неглубокие вертикальные полоски показывают,что существуют проблемы в работе ЖКТ.

Сосочки не должны быть увеличенными и покрасневшими. При патологии селезенки изменения будут наблюдаться на левой половине языка, если поражена печень, то на правой. Красные точки, как пузырь, на кончике могут предупреждать о наличие болезней в тазовых органах, в центре и по краям – заболевания легких.

Не надо быть доктором, чтобы заметить все эти изменения. Регулярный осмотр языка поможет вовремя увидеть изменения и обратиться к врачу, что не даст болезням прогрессировать.

ПОЧЕМУ ДЕТИ НАЧИНАЮТ ПОЗДНО ГОВОРИТЬ?

- Можно констатировать факт: детей с речевыми недостатками, причем не только в Башкирии , но и в России , а может, и во всем мире с каждым годом становится все больше, - говорит логопед-дефектолог, олигофренопедагог Розалия Бурханова, которая уже 25 лет работает с детьми с самыми тяжелыми речевыми расстройствами. – В принципе, такие дети были всегда, просто сейчас об этой проблеме стали говорить открыто.


Логопед-дефектолог Розалия Бурханова уже 25 лет обучает детей с самыми тяжелыми речевыми обучениями

По мнению педагога, на это есть несколько веских причин. Первая – неблагоприятная экология, которая влияет на мать и самого ребенка еще в период внутриутробного развития. Сюда же стоит отнести и вредные привычки родителей: казалось бы, безобидный бокал вина после ужина или выкуренная сигарета пагубно действует на мозг и центральную нервную систему плода. Вторая причина – наследственность. Если кто-то из родителей или их близких родственников поздно заговорил, не выговаривал сложные звуки – велика вероятность, что и у ребенка возникнет такая проблема.


Логопед Лариса Пристанская уверена - речь ребенка напрямую зависит от стараний его родителей

КАК ПРОИСХОДИТ РАЗВИТИЕ РЕЧИ У РЕБЕНКА

Вы задумывались когда-нибудь, как вообще учится ребенок говорить? Оказывается, основы речи закладываются еще тогда, когда малыш смотрит на свою маму, изучает, как движутся ее губы, пытается понять, как получаются звуки.


Дети повально увлечены гаджетами, что негативно влияет на их речевое развитие Фото: Евгения ГУСЕВА

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Дислалия – неправильное произношение звуков. Самое простое нарушение, которое легко исправляется на занятиях у логопеда. При дислалии ребенок все слышит, все понимает, говорит сам, но коверкая некоторые звуки (самые распространенные – шипящие, р и л).

Дизартрия – расстройство речи, вызванное органическим поражением ЦНС и коры головного мозга. Корректируется, но уже сложнее, требуется помощь логопеда-дефектолога.

ОНР – общее недоразвитие речи. Тут страдают уже все компоненты речи – и звукопроизношение, и грамматика, и лексика. Проблема выявляется к трем годам (до этого времени ставят ЗРР – задержку речевого развития). Требует вмешательства дефектолога и других специалистов.

Сенсорно-моторная алалия – отсутствие речи и ее понимания. Характерна для детей с ментальной (умственной) патологией. Требуется серьезное медикаментозное лечение и постоянные занятия со специалистами.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СКОРЕЕ ЗАГОВОРИТЬ

Итак, чем же могут помочь родители своему ребенку, чтобы потом не бегать по специалистам.

1. Позвольте ребенку остаться в тишине. Постоянный шум от телевизора, громкая музыка, крики с улицы – малышу сложно сосредоточиться в этой какафонии звуков и вычленить отдельные слова. Вместо гаджетов, предложите, например, поиграть в кукольный театр, где ребенок будет озвучивать персонажа.

2. Если в семье разговаривают сразу на нескольких языках (например, одновременно и на русском, и на башкирском) велика вероятность, что ребенок поздно заговорит и будет путаться в речи.

- Приходил ко мне мальчик 3,5 года. Его мама жаловалась, что сын совсем не говорит, а врачи подозревают аутизм, - вспоминает логопед Лариса Пристанская. - Я стала ему показывать цвета – а он мне совершенно спокойно на английском – yellow (желтый), red (красный) brown (коричневый), считает на английском. Я в шоке – как такое бывает. Звоню маме, а она мне в ответ – мне часто некогда с ним возиться, поэтому я на компьютере включаю ему развивающие мультики. И представляете, по этим мультикам ребенок выучил английский, но ни слова не знает по-русски!

3. Обратите внимание, как вы разговариваете с ребенком – старайтесь общаться с ним медленно, нараспев, с интонацией, четко проговаривая каждое слово. То же касается и чтения книг, чтобы ребенок мог усвоить смысл услышанного.

- Говорите медленно, внятно, проговаривая каждый звук. Читайте сказки разными голосами, меняйте интонацию, чтобы малыш мог вычленить каждую гласную или согласную, - советует логопед.

4. Следите за тем, чтобы ребенок отвечал вам не односложными фразами, а развернутыми предложениями. Стимулируйте малыша говорить больше и чаще!

5. Не сердитесь на ребенка, если у него не получается сказать слово или выговорить какой-то звук. От вашей настойчивости и криков малыш только замкнется в себе, станет неуверенным, а в тяжелых случаях – и вовсе перестанет говорить.

КОГДА НАЧИНАТЬ БИТЬ ТРЕВОГУ

- Заподозрить неладное мама должна, когда у ребенка с самого раннего детства нарушаются нормы развития – он практически не плачет, не гулит, не лепечет – уже тогда надо начинать беспокоиться. Если к 1, 5 года малыш не понимает обращенную к нему речь, а в три года не разговаривает предложениями, а только выговаривает самые простые слова или звукоподражания, стоит серьезно обеспокоиться и обращаться к специалистам, - уверена логопед-дефектолог Розалия Бурханова. – Запомните, даже если вам говорят, что до 5 лет беспокоиться не о чем, это не так. В три года ребенок разговаривает уже как взрослый, просто может не выговаривать некоторые звуки. Неправильное звукопроизношение – это действительно норма до 5 лет.

Также логопед советует немедленно показать ребенка челюстно-лицевому хирургу и логопеду, если вы заметили, что малыш не может жевать твердую пищу, у него вялые губы, часто приоткрыт рот, вываливается язык или подтекает слюна. Слабость жевательных мышц непременно приведет к проблемам речевого аппарата в целом.

- Чтобы укрепить жевательные мышцы, как можно чаще давайте ребенку грызть яблоки с кожурой, морковку, огурцы, сушки – любую твердую пищу, - советует Розалия Бурханова.


Вместо просмотра мультиков почитайте вместе с ребенком книжку Фото: Олег РУКАВИЦЫН

К КАКИМ СПЕЦИАЛИСТАМ НУЖНО ОБРАЩАТЬСЯ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ

Если ваш родительский инстинкт подсказывает, что с ребенком что-то не так, в первую очередь, стоит обращаться к неврологу, а если есть возможность – к психоневрологу. Он назначит все необходимые обследования, включая КТ, МРТ и ЭЭГ головного мозга, при необходимости назначит медикаментозное лечение. Обязательно стоит посетить отоларинголога и сурдолога, чтобы исключить проблемы со слухом. Если есть проблемы ортодонтического характера, запишитесь на консультацию к челюстно-лицевому хирургу. Также обязательно стоит проконсультироваться с психологом и психиатром, который и ставит все диагнозы. Только после полноценного обследования начинается работа с логопедом или логопедом-дефектологом.

- Что касается вопроса, чья помощь требуется – логопеда или логопеда-дефектолога, тут все просто. Если проблема только в произношении звуков (дислалия), достаточно будет занятий у логопеда. Но если есть проблема в восприятии речи, нарушение внимания, усидчивости – то нужно заниматься именно с логопедом-дефектологом, - уточнила Розалия Бурханова.


Проблема с речью может вылиться в серьезные проблемы в школе Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ МОГУТ ОЖИДАТЬ ПЛОХО ГОВОРЯЩЕГО РЕБЕНКА В БУДУЩЕМ

Речь ведет мышление, и если ребенок будет плохо говорить, его словарный запас будет скуден, то даже при первично-сохраненном интеллекте проблем не избежать. Начиная с детского сада, плохо говорящий ребенок может столкнуться с насмешками сверстников. В школьном возрасте проблема усугубиться: одноклассники могут издеваться и передразнивать ребенка, а если и учитель будет подчеркивать речевые недостатки, ребенок может замкнуться и комплексовать. Плюс не избежать проблем с письменной и устной речью, запоминанием учебного материала, выражением своих мыслей и т.д.

Конечно, всех родителей волнует вопрос: где будет учиться их ребенок, который плохо говорит. Дети с легкими нарушениями речи учатся в обычных школах, в обычных классах, параллельно занимаясь с логопедом. Если речевые проблемы серьезные, есть нарушения мозговой деятельности, то после прохождения психолого-медико-педагогической экспертизы ( ПМПК ) ребенка могут отправить на обучение в школу 8 вида (коррекционную). После окончания такой школы многие поступают в колледжи и получают достойную рабочую профессию.

ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ЗАНЯТИЯХ С ЛОГОПЕДОМ

1. Как долго нужно заниматься с логопедом?

Количество занятий зависит от тяжести речевых нарушений. Если у ребенка серьезные проблемы с речью, то с логопедом нужно заниматься три раза в неделю, а дома каждый день! Вас попросят завести тетрадь, в которую логопед запишет задания – артикуляционная и дыхательная гимнастика, упражнения на звуки – все это нужно выполнять каждый день! Именно от этого зависит успех занятий и их продолжительность.

2. Как проходит занятие?

Как правило, занятие начинается с логопедического массажа, который дает отличный эффект практически при всех видах речевых нарушений. Обязательно проводится артикуляционная гимнастика для языка, губ и щек, а также дыхательная, мимическая и пальчиковая гимнастика. Для коррекции звукопроизношения проводится целый комплекс упражнений. Не забывает логопед о подвижных играх и звуковой зарядке, чтобы ребенок не уставал.

- Длительность занятий зависит от возраста, ведь терпение и усидчивость у трех- и пятилетнего ребенка сильно отличаются. С детьми до 3 лет – занятия проводятся по 30 минут. Пятилетние дети спокойно выдерживают 45-60 минут, - отмечает Розалия Бурханова.

3. Как правильно заниматься дома?

Главное правило – заниматься дома нужно каждый день, но до максимум до 9 вечера. Два часа перед сном ребенок должен просто отдыхать – читать книги, играть в спокойные игры. Никакого телевизора или гаджетов!

- Те же артикуляционную и дыхательную гимнастики можно делать, пока вы едете в машине, сидите в очереди к врачу или на прогулке, - говорит Лариса Пристанская. – Превратите занятие в игру: сделайте вместе с ребенком бумажное оригами и подвесьте на веревочке. Когда ребенок будет проходить мимо, пусть дует на него, это хорошо развивает дыхательный аппарат.


Существует масса методик и пособий по развитию речи. Фото: Евгения Нифонтова

Занятия лучше выполнять перед зеркалом: так ребенок будет видеть, что именно он делает, и все ли у него получается. При этом не нужно сильно давить на ребенка и тем более кричать на него, если что-то не получается, а, успокаивая и подбадривая, добиться правильного результата.

Специалистам, а может и некоторым внимательным родителям, давно известно о тесной связи логопедии и медицины. Научные исследования показали нам, что механизм развития ряда нарушений речи связан с патологиями и особенностями нервной системы. Сложная организация речевых механизмов требует слаженного функционирования всех ее отделов. Поэтому детский невролог – лучший друг логопеда и ребенка на пути к нормальному речевому развитию.

  • В чем заключается связь неврологии и логопедии?
  • Каково место нервной системы в развитии речевых патологий?
  • Когда необходима консультация врача и чего от нее ожидать?
  • Стоит ли бояться направления к неврологу?
  • Можно ли обойтись без врачебной помощи?

Физиологические аспекты патологии речи

Для лучшего понимания того, в каких случаях и для каких целей малыша следует показать неврологу, обратимся к физиологии.

В формировании речи принимают участие бульбарные центры мозга, проводящие пути, ассоциативный центр, анализаторы чувствительности, различные нервы (языкоглоточный, блуждающий, лицевой и т.д.) и другие мозговые структуры, в первую очередь, кора.

  1. Центр Брока. Располагается в области третьей лобной извилины левого полушария (у правшей, у левшей – правого полушария). Это моторный центр речи, который координирует мышечные волокна языка, нёба, глотки и других областей, отвечающих за артикуляцию. Таким образом, центр Брока обеспечивает моторную организацию речи. Что же произойдет при поражении этой структуры? Нарушение речеобразования. Ребенок будет понимать речь других, но сам нормально говорить не сможет.
  2. Область Вернике.Располагается в зоне верхней височной извилины доминантного полушария мозга. Ее функцией является процесс усвояемости речи (как письменной, так и устной). В этом случае ребенок не понимает содержание слов и не может донести свои мысли.

Основные речевые расстройства, которые могут быть связаны с патологией нервной системы и устранение которых требует вмешательства невролога:

  • Афазии
  • Дизартрии
  • Алалии

Почему нужно обращаться к неврологу и можно ли обойтись без этого?

Любая органическая патология требует вмешательства врача. Иногда родители тратят огромное количество сил, времени и денег на всевозможные развивающие занятия, а проблема сохраняется. Это говорит о том, что ребенку требуется комплексная помощь, которая заключается не только в логопедической коррекции, но и в соблюдении рекомендаций врача-невролога. Без этого эффективность занятий с логопедом снижается и сроки достижения результатов становятся непредсказуемо длительными.

Существуют ситуации, когда корень проблемы лежит глубже, чем кажется или хочется думать. А именно связан с органическими нарушениями нервной системы. Причин на это может быть очень много: токсикозы беременности, асфиксии, перенесенные инфекции, травмы и другое. Все это довольно распространенные явления, последствия которых не всегда видны сразу. Иногда единственный тревожный признак, который замечают родители – это нарушение речи. При подозрении на такую ситуацию опытный логопед должен направить ребенка на консультацию к детскому неврологу. Эта необходимость связана с тем, что только квалифицированный врач может провести нужное обследование, которое позволит выявить причину беспокоящих симптомов и поможет провести полноценную коррекцию.

Занятия с логопедом-дефектологом, конечно, являются неотъемлемой частью борьбы с нарушениями речи при органических патологиях. Они позволяют добиться более быстрого и качественного результата. Но необходимо понимать, что если не влиять на сам очаг проблемы (бульбарная система мозга, его корковые структуры, проводящие пути и другие структуры нервной системы, в зависимости от ситуации), а применять только внешние методы коррекции, то успех не может быть достигнут. Если своевременно не обратиться к нужному специалисту, то проблема будет усугубляться. С возрастом такие дети начинают испытывать все большие трудности в общении со сверстниками и близкими людьми, им сложнее дается учеба, становится непросто вести полноценную жизнь, они замыкаются в себе. К счастью, всего этого можно успешно избежать, если вовремя обратиться к врачу. Так стоит ли рисковать? Мы считаем, что нет.

Визит к неврологу: чего ожидать?

Неврологический прием похож на педиатрический, только с акцентом на исследовании нервной системы. Объем диагностических мероприятий будет зависеть от результатов консультации и предполагаемого диагноза.

Помимо физикального обследования, наиболее клинически значимыми методами являются электроэнцефалография, МРТ головного мозга, ультразвуковая допплерография. Эти и другие способы назначаются при необходимости и являются абсолютно безопасными.

При обнаружении органической патологи назначается лечение. Не стоит беспокоиться: используется только самая мягкая и современная медикаментозная терапия, которая поможет убрать симптоматику и сделает логопедические занятия намного эффективнее.

Важно своевременно приступить к лечению органических нарушений речи. Тогда, в зависимости от заболевания и его стадии, медикаментозного лечения может даже не понадобиться. Порой назначения врача ограничиваются ЛФК, массажем и дыхательной гимнастикой. В любом случае более точное определение проблемы и комплексный подход невролога и логопеда позволят добиться максимального эффекта.

Рекомендуется выбрать одного специалиста-невролога и наблюдаться только у него, ведь только так возможно полноценно наблюдать динамику клинических проявлений. На состояние ребенка оказывает влияние множество факторов: от эмоционального состояния до уже начатого лечения. Поэтому новый специалист, который не знает всех тонкостей вашего случая и не видел ребенка до начала терапии не всегда может корректно оценить ситуацию.

Помните, что ряд нарушений речи – не самостоятельные признаки, но являются проявлением расстройства нервной системы. Поэтому иногда без обращения к врачу не обойтись. К счастью, практика показывает, что своевременно начатая совместная работа невролога и логопеда-дефектолога дает отличные результаты. При правильном подходе можно рассчитывать на устранение проблемы и полную нормализацию речи.

Записаться на приём к логопеду: +7(495)999-03-17


Многие заболевания поначалу проявляются в мелочах, на которые мы не всегда обращаем внимание. К примеру, изменение внешнего вида языка может свидетельствовать о серьезных паталогических проц6ессах в организме.

Карта внутренних органов

Во времена, когда еще не было рентгента, УЗИ и компьютерной томографии, эскулапы умели диагностировать состояние человека по языку. Врачи до сих пор просят пациентов показать им язык.

В китайской медицине язык считали своеобразной картой внутренних органов. Все его зоны – индикаторы их здоровья. Кончик языка показывает состояние легких и сердца. Середина языка отражает состояние желудка, печени и желчного пузыря и кишечника. И зачастую первые признаки заболевания проявляются именно на языке. Некоторые люди, чтобы лишний раз убедиться, что со здоровьем у них все в порядке, по утрам, глядя в зеркало, обязательно показывают себе язык. Такую самодиагностику лучше проводить натощак, до чистки зубов, при хорошем освещении. Обратите внимание на цвет языка, его форму, подвижность. Посмотрите, какая у него поверхность (гладкая, рыхлая, плотная?) какого цвета налет, нет ли язвочек, пузырей и папиллом. У здорового человека язык розовый и гладкий, покрыт небольшим беловатым налетом. Хорошо заметны сосочки на поверхности языка, потому он выглядит немного бархатистым. У истощенных людей с анемией язык, как правило, совсем бледный.

Если бледноватой выглядит нижняя сторона языка, проверьте печень и желчный пузырь. Малиновым язык становится при тяжелых инфекционных заболеваниях с высокой температурой и при отравлениях. У людей с больными почками и токсическими поражениями организма язык бывает темно-красным, как и у алкоголиков, и больных ожирением. У пациентов с нарушениями кровообращения, сердечно-сосудистыми патологиями и легочной недостаточностью язык приобретает синеватый оттенок. При желтухе желтеет и нижняя часть языка.

Стоит обратить внимание не только на цвет, но и на налет на языке. При хронических запорах и глистной инвазии цвет налета бывает грязным, бело-серым. Фиолетовый оттенок налета свидетельствует о проблемах кровообращения.

Черный налет сигналит о серьезных нарушениях в поджелудочной железе и желчном пузыре. Желтый налет бывает у больных с дискинезией желчного пузыря и поражением печени. У людей с проблемами желудочно-кишечного тракта от избытка налета язык порой кажется распухшим и слишком влажным. В таком случае хорошо бы обратиться к гастроэнтерологу и проверить, нет ли у вас гастрита, холецистита, язвы желудка или двенадцатиперстной кишки.

Опытный врач по чередованию белых и красных пятен на языке сразу диагностирует скарлатину.

Если вы увидели по краям языка отпечатки собственных зубов, вам пора отдохнуть и подлечить нервы. А еще это признак дисбактериоза и плохого пищеварения. Слишком сухой язык бывает у больных сахарным диабетом. При нарушениях мозгового кровообращения язык искривляется и отклоняется в сторону. Если язык дрожит, возможно у вас серьезное невротическое расстройство и даже начинает развиваться болезнь Паркинсона.

Если сосочки языка увеличились и покраснели в конкретном месте, вспомните, проекция какого внутреннего органа там находится, и срочно проверьте его состояние.

Что происходит на приеме у логопеда и для чего он предлагает ребенку те или иные задания?

В книге Л.Парамоновой "Логопедия для всех", с отрывками из которой мы продолжаем вас знакомить, рассказывается не только о различных нарушениях речи, но и о том, как их диагностировать.

При обследовании детей с нарушениями звукопроизношения нужно решить целый ряд задач. Основные из них следующие.

  1. Отграничение истинных нарушений звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи, от упоминавшихся выше внешне сходных проявлений. Особую бдительность при этом следует проявить в отношении возрастных своеобразий звукопроизношения. Хотя основным критерием здесь можно считать возраст ребенка, однако выше уже говорилось о том, что и в самом раннем возрасте не исключено наличие тех патологических причин, которые обусловливают не возрастные своеобразия, а именно дефекты в произношении звуков речи.
  2. Решение вопроса о том, являются ли дефекты звукопроизношения самостоятельным нарушением речи или они представляют собой лишь один из симптомов какого-то более сложного речевого расстройства. Здесь прежде всего следует обратить внимание на общую внятность речи ребенка, на достаточность его словарного запаса, на правильность построения фраз, на умение о чем-то связно рассказать и пр., то есть важно оценить речь ребенка в целом. (На практике мы часто убеждаемся в том, что родителям легче всего бывает заметить неправильность в произношении звуков, и поэтому они нередко "из-за деревьев не видят леса".) Всесторонняя оценка речи ребенка особенно важна в тех случаях, когда имели место какие-либо осложнения в протекании беременности и родов у матери, когда отмечалось позднее начало сидения, ходьбы, позднее (после появление фразовой речи и другие отклонения в развитии.
  3. Выявление всех неправильно произносимых звуков. Эта часть обследования позволит выяснить "внешнюю сторону" нарушения, то есть составить представление о том, как много звуков ребенок произносит дефектно (мономорфность или полиморфность нарушения), какие именно звуки нарушены (сигматизм, ротацизм и пр.), каков характер нарушения звуков (парасигматизм, выражающийся в звуковых заменах, или межзубный, губно-зубной, боковой сигматизм и т.д.).
  4. Установление, по возможности, тех непосредственных причин, которые обусловливают неправильность произношения звуков (дефекты в строении речевого аппарата, недостаточная подвижность артикуляторных органов, нарушение слуховой дифференциации звуков), что очень важно для определения путей коррекционного воздействия.
  5. Выявление возможных вторичных нарушений, связанных с дефектами звукопроизношения (в первую очередь — однотипных нарушений письма). С этой целью ребенку школьного возраста обязательно должна быть предложена диктовка, включающая много слов с неправильно произносимыми и особенно с заменяемыми им звуками.

Чтобы составить представление о состоянии речи ребенка в целом, можно попросить его о чем-то рассказать. В качестве темы для такого рассказа может быть предложена, например, доступная по содержанию сюжетная картинка или их серия. Прежде всего необходимо обратить внимание на наличие или отсутствие у ребенка фразовой речи, которая в норме должна начать развиваться примерно с полутора лет.

Вот рассказ мальчика по картинке "Зимние забавы", на которой изображено множество разных "происшествий": "Зима. Снег. Дети. Горка. Собака. Мальчик упал". Как видим, фразовая речь у ребенка почти полностью отсутствует, в связи с чем он ограничивается простым называнием предметов и явлений. Естественно, что в подобном случае внимание родителей в первую очередь должны привлечь не столько имеющиеся у ребенка дефекты звукопроизношения, сколько явное отставание в его общем речевом развитии.

Важно проследить и за правильностью грамматического оформления предложений, если у ребенка уже имеется фразовая речь. Например, ребенок пересказал прочитанный ему рассказ следующим образом: "Совы живут на деревьев. Совенок упал из дуба. Пришли мальчики и его взяли домой. Он ел и пил. Они его отнесли в лесу. Он полетел на дуб".

Здесь сразу обращает на себя внимание наличие большого количества аграмматизмов, которые при нормальном ходе речевого развития к этому возрасту уже должны были бы полностью исчезнуть.

Приведем также рассказ мальчика о его выходном дне: "Мылся. Гулял. Поел и пошел гулять. Пришел домой и начал мыться. Потом я стал есть. Потом опять же пошел гулять. Потом пришел, помылся и спать лег".

Этот рассказ принадлежит ребенку со сниженным интеллектом. Хотя он и владеет уже связной речью, в которой нет явных аграмматизмов, но сразу бросается в глаза крайнее однообразие употребленных им предложений, состоящих к тому же из одних и тех же многократно повторенных слов (мылся, гулял, пошел, пришел. ). Это свидетельствует и о бедности словарного запаса ребенка.

Данные примеры приведены с той целью, чтобы родителям было понятно, на какие стороны речи детей, помимо состояния звукопроизношения, следует обращать внимание.

Состояние звукопроизношения выясняется в процессе самостоятельного называния ребенком специально подобранных картинок. Повторение вслед за взрослым (например: "Скажи "рыба", "шуба" и т.п.) здесь не годится, поскольку при повторении дети нередко произносят звуки значительно лучше, чем обычно.

Картинки подбираются в первую очередь на артикуляторно сложные звуки (свистящие, шипящие, "р", "л", "й"), чаще других произносимые дефектно. На каждый проверяемый звук подбирается по три картинки с тем расчетом, чтобы этот звук оказывался в трех положениях в слове — в начале его, в середине и в конце. Например, на звук "с" могут быть подобраны картинки типа "санки", "весы", "автобус"; на звук "ш" — "шуба", "кошка", "душ"; на звук "щ" — "щетка", "ящик", "плащ" и т.п. Как видим, в каждом из этих слов содержится лишь один "трудный" звук, что значительно облегчает сам процесс проверки: все внимание проверяющего сосредоточивается только на одном звуке. В ходе проверки сразу следует отмечать, какие именно звуки ребенок произносит искаженно или заменяет другими звуками.

После выяснения этой "внешней" стороны вопроса необходимо разобраться в конкретных причинах, которые привели к неправильному произношению тех или иных звуков.

Для выявления возможных аномалий в строении артикуляторного аппарата нужно просто внимательно присмотреться к ребенку и предложить ему выполнить ряд несложных процедур. Попросив его открыть рот, следует обратить внимание на строение его твердого и мягкого нёба.

Для выяснения правильности прикуса предложите ему "показать зубки" — развести в стороны губы при сомкнутых зубах. Напомним, что при этом верхние резцы должны примерно на 1/3 перекрыть нижние.

Для выяснения достаточности длины уздечки языка предлагается поднять язык на верхнюю губу и затем за верхние резцы (при произнесении звука "р" кончик языка вибрирует у верхних альвеол, то есть у бугорков над верхними резцами — позволяет ли длина уздечки выполнить такое движение?). Если ребенок не может поднять язык самостоятельно, нужно попытаться приподнять его шпателем или ручкой чайной ложки. Дело в том, что язык снизу может не подниматься вверх не только из-за короткой уздечки, но и по причине его паралича (пареза). В последнем случае его удастся поднять пассивно, тогда как при короткой уздечке он будет как бы "пришит" к дну ротовой полости и поэтому останется внизу.

Выявленные дефекты в строении артикуляторного аппарата позволяют думать о наличии у ребенка механической дислалии. Однако чтобы не впасть в ошибку, здесь очень важно учесть степень зависимости правильной артикуляции звука от конкретной выявленной аномалии в строении артикуляторных органов. Так, например, короткая уздечка языка может обусловить полную невозможность (или неправильность) произношения звука "р", а иногда и шипящих верхней артикуляции, но было бы неправильно связывать с нею дефектное произношение свистящих, при артикулировании которых кончик языка находится у нижних резцов.

Еще один пример. Боковой открытый прикус может обусловить боковой сигматизм, но никак не губно-зубной. К последнему может предрасполагать прогнатия, при наличии которой нижняя губа часто непроизвольно подтягивается под выступающие вперед верхние резцы, благодаря чему вместо "с" слышится "ф"-подобный звук.

В то же время отсутствие у ребенка выраженных отклонений от нормы в строении артикуляторного аппарата полностью исключает диагноз механической дислалии — звуки могут произноситься дефектно по какой угодно причине, но только не по этой.

Исследование подвижности артикуляторных органов (главным образом языка, губ и нижней челюсти). С этой целью ребенку предлагается выполнить названными органами ряд простейших движений как по словесной инструкции, так и путем подражания. Для облегчения задачи можно делать это перед зеркалом (чтобы ребенок видел свое лицо). Предложите ребенку вытянуть губы в трубочку ("хоботок") и затем развести их в стороны ("оскал"), высунуть язык изо рта и убрать его обратно в рот, поднять язык на верхнюю губу и опустить на нижнюю, поднять язык к верхним зубам, отвести его в левый и правый углы рта (снаружи рта), сделать язык широким (распластанным) и узким. Для выяснения подвижности нижней челюсти ребенку предлагается сначала широко открыть рот, а затем закрыть его.

Если ребенок свободно и в достаточно быстром (точнее, не слишком замедленном) темпе способен выполнить все эти движения, то это свидетельствует о том, что подвижность артикуляторных органов вполне позволяет ему овладеть правильным произношением всех звуков речи. Значит, причину неправильного звукопроизношения в этом случае нужно искать в чем-то другом.

При наличии сравнительно легких функциональных нарушений речевой моторики ребенок также способен выполнить все перечисленные выше движения, однако при этом может наблюдаться их некоторая затрудненность, недостаточная точность, замедленность. Создается такое впечатление, что он выполняет движения как бы нерешительно, неуверенно. Если подобные особенности артикуляторных движений имеются у ребенка, искаженно произносящего некоторые звуки (например, отмечается смягченное произношение "ш" и "ж"), то в этом случае можно предполагать наличие у него моторной функциональной дислалии.

Более серьезные нарушения речевой моторики могут наблюдаться при парезах мышц губ и языка, что можно обнаружить при попытке выполнения этими органами простейших движений. При этом может наблюдаться следующее.

  1. Невозможность вытянуть губы вперед "хоботком" — вместо этого они остаются почти неподвижными или совершают какие-то хаотичные движения.
  2. Асимметричность улыбки (оскала). Одна сторона рта при этом остается неподвижной или совершает минимальное движение.
  3. Невозможность распластать язык во рту, то есть склонность языка к постоянному сужению.
  4. Уклонение языка в одну сторону при высовывании его изо рта — ребенок не может удержать его по средней линии.
  5. Непроизвольное загибание кончика языка на нижнюю губу при высовывании его изо рта — ребенок не может удержать язык горизонтально.
  6. Невозможность поднять кончик языка к верхней губе без помощи нижней. При выполнении этого движения ребенок как бы поддерживает, подталкивает язык нижней губой.
  7. Невозможность свободного отведения языка в правый и левый углы рта. Язык при этом перемещается напряженно, всей своей массой ("как бревно"), кончик языка не выражен.
  8. Невозможность спокойно удерживать высунутый изо рта язык — наблюдается его дрожание, хаотичное подергивание мышц, свидетельствующее об их слабости, паретичности.
  9. Удерживание языка во рту в состоянии покоя "комком" вследствие спазма мышц. Этот "комок" хорошо виден при открытом рте.

Подобные нарушения речевой моторики будут свидетельствовать о наличии в дефектности звукопроизношения "дизартрического компонента", ввиду чего при их выявлении у ребенка любого возраста нужно обратить особое внимание на сам характер искажения звуков. Так, при слабости мышц кончика языка звуки могут произноситься межзубно, а при парезе одной стороны языка (в этих случаях при высовывании изо рта он отклоняется в одну сторону) — с боковым оттенком. Внешне эти особенности в произношении звуков напоминают нарушения их произношения при переднем или боковом открытом прикусе, однако причина этого дефекта уже совершенно другая, а значит, и методы преодоления тоже иные. Нередко наблюдается в этих случаях и какая-то неопределенность дефектного звучания звуков, а также "смазанность" речи в целом, что характерно для дизартрии.

Исследование слуховой дифференциации звуков особенно важно в тех случаях, когда ребенок заменяет одни звуки речи другими, то есть когда можно предполагать наличие у него сенсорной функциональной дислалии.

Прежде всего здесь нужно проверить состояние биологического слуха, поскольку его снижение резко затрудняет возможность слуховой дифференциации звуков (свистящие звуки могут при этом вообще не восприниматься на слух). Для детей со сниженным слухом характерны некоторые особенности поведения. В частности, при разговоре они стараются поворачиваться к говорящему тем ухом, которым лучше слышат, а также внимательно присматриваются к артикуляции говорящего и нередко отвечают невпопад. При наличии у ребенка таких симптомов необходимо исследовать его слух, обратившись для этого к врачу-сурдологу.

Исследование слуховой дифференциации отдельных звуков обычно проводится при помощи специально подобранных парных картинок, названия которых различаются только проверяемым звуком (типа "почка — бочка", "рак — лак"). Взрослый называет эти картинки в неопределенной последовательности, не употребляя при этом никаких поясняющих слов, а ребенок лишь молча их показывает. Затруднения в показе будут свидетельствовать о неразличении данных звуков на слух (в нашем примере это звуки "п" и "б", "р" и "л"). Особенно важно проверить возможность слуховой дифференциации тех звуков, которые ребенок заменяет в устной речи. Подробное описание всей процедуры исследования и необходимый для этого дидактический материал приведены в нашей книге "Нарушение звукопроизношения у детей".

В ряде случаев у одного и того же ребенка могут быть и аномалии в строении речевого аппарата, и парезы мышц языка, и неразличение некоторых звуков речи на слух, что значительно усложняет общую картину нарушения звукопроизношения. Более того, иногда даже дефект произношения одного и того же звука может иметь одновременно и моторную и сенсорную обусловленность (например, звук "ц" заменяется на "с" из-за неразличения этих двух звуков на слух, но "с" при этом произносится с "боковым" оттенком вследствие пареза мышц языка или наличия бокового открытого прикуса). Однако даже и в этих сложных случаях нужно постараться разобраться в том, что именно мешает правильному произношению каждого конкретного звука. Только так можно найти правильный и наиболее короткий путь коррекционного воздействия.

Если же у ребенка, имеющего дефекты в произношении звуков, не удалось выявить ни одной из рассмотренных выше причин, которые могли бы обусловить существование таких дефектов, то в этом случае следует задуматься о правильности подхода взрослых к ребенку и о достаточности с их стороны внимания к его речевому развитию.

В сложных случаях нарушения звукопроизношения, связанных с параличами (парезами) артикуляторных мышц или с грубыми нарушениями анатомического строения речевых органов, в обследовании ребенка участвует не только логопед, но и врач-невролог, и ортодонт, и отоларинголог, и другие специалисты. Однако самое общее и предварительное представление о картине имеющихся нарушений смогут составить и сами родители, воспользовавшись приведенными здесь сведениями. Это поможет им сориентироваться в проблеме и определить для себя программу дальнейших действий.

С учетом того, что нарушение звукопроизношения может быть лишь одним из симптомов общего недоразвития речи, необходимо исследовать у ребенка также состояние словарного запаса и грамматического строя речи. У школьников обязательно исследуется и письмо, поскольку звуковые замены в устной речи чаще всего отражаются и на письме в виде соответствующих буквенных замен.

Такое всестороннее исследование речи позволит представить всю имеющуюся у ребенка картину речевой патологии, а значит, и ничего не упустить из виду в процессе коррекционной работы с ним.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.