Эфферентная моторная афазия презентация

Презентация была опубликована 2 года назад пользователемТоктохоева Цыпелма

Презентация на тему: " Афазия Выполнила : Токтохоева Цыпелма Ринчинимаевна Гуппы 07941, курс 4 Проверила : Савиткина Ирина Владимировна Стар. пред. каф. психология детства Министерство." — Транскрипт:

2 Афазия полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

3 Причины афазии Нарушение мозгового кровообращения Нарушение мозгового кровообращения Черепно – мозговые травмы Черепно – мозговые травмы Опухоли головного мозга Опухоли головного мозга Инфекционные заболевания мозга Инфекционные заболевания мозга

4 Сложность речевого расстройства при афазии зависит от : Локализация поражения Локализация поражения Величина очага поражения Величина очага поражения Левшества Особенностей остаточных элементов речи Особенностей остаточных элементов речи

5 Сосудистых заболеваниях головного мозга Инсульт 1 Геморрагический инсульт Ишемический инсульт возможно появление симптомов амнестической афазии (забывание слов), появление персевераций, эхолалий; после мозгового инсульта нарушения речи выражены особенно резко; у 1/3 больных после инсульта (по исследованиям Бейн, Марковой) наблюдалась тотальная афазия, у остальных - преобладало нарушение импрессивной или экспрессивной речи; на первом этапе после инсульта избирательные нарушения речевой функции не стойкие, что затрудняет определение формы афазии.

7 Симптоматика афазии Речевая 1 Экспрессивная речь Импрессивная речь Письменная речь Внутренняя речь Психические процессы 2 У больных с афазией неустойчивое, быстро истощаемое внимание, часто наблюдаются расстройства памяти, сужение ее объема, нарушение прочности сохранения информации.

8 Расстройства двигательных функций 3 Наиболее часто у больных с афазией расстройства двигательной сферы проявляются в апраксии (расстройство произвольных целенаправленных движений). Оральная апраксия (нарушение произвольных движений губ, языка), ее частный случай - артикуляторная апраксия, которая может быть: кинетическая (трудности переключения от одной артикул эммы к другой, персеверации); кинестетическая (нарушение кинестетических ощущений артикуляционных движений, поиск артикуляции, соскальзывание с одной артикуляции на другую, замены звуков). 4 Нарушена сенсорная сфера различного рода агнозии (нарушения узнавания - зрительные, слуховые, тактильные и др.).

9 Классификация форм афазий А. Р. Лурия 1.акустико-гностическая сенсорная афазия 2.акустико-мнестическая афазия 3. семантическая афазия 4. афферентная моторная афазия 5. эфферентная моторная афазия 6. динамическая афазия

10 Акустико-гностическая сенсорная афазия Впервые описал немецкий психиатр Вернике Возникает при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария Нарушаетс я 22 поле Отличительной чертой этой формы афазии является нарушение понимания речи при восприятии ее на слух.

11 1. Наблюдается полная утрата понимания речи: чужая речь воспринимается как нечленораздельный поток звуков. 2. В связи с нарушением фонематического восприятия слышимой речи при акустико-гностической сенсорной афазии расстраивается слуховой контроль за своей речью. В результате этого в речи возникает множество литеральных и вербальных парафазии. 3. При чтении в речи появляется множество литеральных парафазии, возникает затруднение в нахождении места ударения в слове, в связи с чем осложняется и понимание прочитанного. Письменная речь в отличие от чтения нарушается в большей степени и находится в прямой зависимости от состояния фонематического слуха. 4. Грубые нарушения счета наблюдаются лишь на самом раннем этапе, так как счет требует проговаривания слов, входящих в счетные операции.

12 АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ А. Р. Лурия, 1969, Л. С. Цветкова, 1975 Возникает при поражении средних и задних отделов височной области Нарушаетс я поля 21 и 37 В ее основе лежит снижение слухоречевой памяти, которое вызвано повышенной тормозностью слуховых следов.

13 1. нарушение речевой памяти является основным дефектом, так как оказываются сохранными фонематический слух, артикуляторная сторона речи. 2. экспрессивная речь характеризуется трудностями подбора слов, необходимых для организации высказывания. 3. в письменной речи больше, чем в устной, выступают явления экспрессивного аграмматизма, т. е. смешение предлогов, а также флексий глаголов, существительных и местоимений, главным образом, в роде и числе. Возникают значительные трудности в понимании читаемого текста. Это объясняется тем, что печатный текст состоит из предложений значительной длины, и тем, что удержание в памяти читаемого текста тоже требует сохранности слухоречевой памяти.

14 АМНЕСТИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ Возникает при поражении теменно- затылочной области доминантного по речи полушария Наруша ется поле 39 Наблюдаются специфические амнестические трудности при поисках нужного слова или произвольном назывании предмета, когда больные при трудностях нахождения лексической парадигмы обращаются к описанию функций и качеств этого предмета синтагматическими средствами, т. е. не заменяют одно слово другим (вербальные парафразии), а заменяют слово целой фразой

15 1. Нарушение понимания сложных смысловых и грамматических взаимоотношений слов, выраженных предлогами и флексиями, получило название импрессивного аграмматизма. 2. Экспрессивная речь при семантической афазии отличается сохранностью артикуляторной стороны речи. Однако могут отмечаться выраженные амнестические трудности, в подсказке первого слога или звука слова помогает больному. Письменная речь отличается бедностью, стереотипностью синтаксических форм, в ней мало сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, сокращается употребление прилагательных. 3. Наблюдаются грубые нарушения счетных операций.

16 АФФЕРЕНТНАЯ КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ Возникает при поражении вторичных зон постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга Нарушаетс я поля 7, Выраженная апраксия артикуляционного аппарата может привести к полному отсутствию спонтанной речи. 2. Нарушение дифференцированного выбора способа артикуляций и симультанным синтезом звуковых и слоговых комплексов, входящих в слово. 1. специфические особенности нарушения понимания, заключаются во вторичных нарушениях фонематического слуха. 2. Наблюдается конструктивно-пространственная апраксия, а при втором варианте и пространственная дезориентированность. Последняя усугубляет представление о плохом понимании больным речи 3. Нарушения чтения и письма зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата.

17 ЭФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ Возникает при поражении передних ветвей левой средней мозговой артерии Нарушаетс я поля 44, 45 Патологическая инертность речевых стереотипов, трудности в переключения с одного артикуляторного акта на другой: элизии, персеверации, контаминации, повторы

19 ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ Возникает при поражении заднелобных отделов левого доминантного по речи полушария Трудности, а иногда и полная невозможность активного развертывания высказывания. Нарушение внутреннего программирования высказывания, проявляющегося в трудностях его планирования при составлении отдельных фраз. 1. Выявляется глубокое нарушение порождения сложных мотивов, замыслов и программ поведения. Диалогическая речь грубо нарушена и характеризуется эхолалическим повторением вопросов. 2. Чтение и письмо остаются сохранными и служат задаче восстановления плана высказывания. 3. Элементарный остается сохранным даже при грубом распаде экспрессивной речи.

20 Дифференциальная диагностика афазий Афазию следует отличать от других нарушений. алалия речь еще не сформирована афазия происходит утрата уже имеющейся речи дислалия произношение звуков афазия и смысловая сторона речи

21 3 3 дизартрия имеются грубые нарушения артикуляционного аппарата афазия при афазии их нет. 4 4 УО снижение интеллекта первично афазия снижение интеллекта происходит как вторичное проявление

22 Исследование высших корковых функций при афазии проводится по следующей схеме: 1. Исследование общей способности к речевой коммуникации 2. Исследование понимания речи. 3. Исследование экспрессивной речи 4. Исследование чтения, письма и счета. 5. Исследование орального, пространственного и динамического праксиса. 6. Исследование акустического и оптического гнозиса. 7. Тесты на левшество и правшество

24 6. При всех формах афазии ведется работа над восстановлением словесных понятий, включением их в различные сло­восочетания. 7. В работе используются развернутые внешние опоры и постепенная их интериоризация по мере перестройки и автоматизации нарушенной функции. 8. Динамика восстановления нарушенных речевых функций зависит от места и объема очага поражения, от формы афазии, сроков начала восстановительного обучения и преморбидного уровня больного.

25 КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ АКУСТИКО-ГНОСТИЧЕСКОЙ СЕНСОРНОЙ АФАЗИИ При коррекционной работе опираются на сохранные анализаторы и сохранные функции головного мозга. Задачи коррекционной работы : 1. Восстановление фонематического слуха 2. …вторично нарушенной экспрессивной речи 3. …навыков письма и чтения

26 Восстановление фонематического восприятия осуществляется в несколько этапов.

27 КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКОЙ АФАЗИИ Задачи коррекционной работы : 1. Преодоление нарушений слухоречевой памяти 2. Восстановление зрительных представлений о существенных признаках предмета 3. Преодоление амнестических трудностей 4. Преодоление элементов экспрессивного аграмматизма

28 Приемы восстановления речи при акустико – мнестической афазии 1. Показ предметов объединенных одним смыслом 2. Повтор серий слов (предметы, действия, качества и т.д.) 3. Конструирование предметов из элементов 4. Послоговое прослушивание и повторение сложных по слоговой структуре слов 5. Понимание многозначности слова 6. Составление письменных текстов

29 КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ СЕМАНТИЧЕСКОЙ АФАЗИИ Задачи коррекционной работы : 1. Преодоление трудностей нахождения названия предметов 2. Расширение лексического и синтаксического состава речи 3. Преодоление импрессивного аграмматизма Эта работа опирается на сохранные анализаторы и сохранные функции головного мозга. Коррекционно-педагогическая помощь начинается с развития конструктивно-пространственной деятельности. Больным предлагаются упражнения, развивающие зрительный анализ различных геометрических фигур, орнаментов; упражнения, помогающие восстановить ориентирование в частях света, на географических картах. Работа по преодолению импрессивного аграмматизма начинается с того, что уточняются значения предлогов, наречий. При этом используются различные схемы.

30 1. Уточнение значений отдельных предлогов и наречий, усвоение схемы предлогов с перемещением точки; 2. Сравнение описаний высоты, длины,логико – грамматических конструкций 3. Уточнение разрядов входящий в число 4. Устное описание элементов букв для преодоления оптической алексии и аграфии Приемы коррекционной работы при семантической афазии

31 КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ АФФЕРЕНТНОЙ МОТОРНОЙ АФАЗИИ 1. Преодоление нарушений кинестетического артикуляционного праксиса 2. …аграфии и алексии Задачи коррекционной работы : 3. Развитие вторичных нарушений понимания речи 4. Восстановление развернутого устного и письменного высказывания

32 Приемы коррекционной работы при афферентной моторной афазии

33 КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ ЭФФЕРЕНТНОЙ МОТОРНОЙ АФАЗИИ Задачи коррекционной работы : 1 Преодоление патологической инертности в звене порождения слоговой структуры слова Восстановление чувства языка 2 Преодоление инертности выбора слов Преодоление аграмматизма 3 Восстановление структуры устного и письменного высказывания Преодоление алексии и аграфии

34 Приемы восстановления речи при эфферентной моторной афазии

35 КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ ДИНАМИЧЕСКОЙ АФАЗИИ Задачи коррекционной работы :

36 Приемы коррекционной работы при динамической афазии

37 Выводы и проблемы При восстановлении речи у больных с афазией необходимы предварительная неречевая работа с ними, использование обходных путей для решения задач коррекционно-педагогической работы. В связи с системным характером афазических расстройств работа ведется над всеми сторонами речи с учетом специфики нарушения каждой речевой функции при разных формах афазии. В процессе восстановительного обучения при афазии ставится конкретная перспективная цель и работа ведется поэтапно в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями больного Программы восстановления речи при разных формах афазии носят дифференцированный характер, но на раннем этапе после инсульта при ряде форм афазии для преодоления вторично нарушенной смысловой стороны речи используются близкие по характеру методические приемы. Одной из важных проблем афазиологии является изучение вариантов разных форм афазий. Они требуют своего дальнейшего исследования в целях разработки и модификации приемов восстановительного обучения.

39 Список литературы 1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, с. 2. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога- дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд. -- Ростов н/Д: Феникс, – 486 с. 3. ричины

  • Главная
  • Медицина
  • Афазия. Причины афазии

Слайды и текст этой презентации



Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением головного мозга


Нарушение мозгового кровообращения
Черепно-мозговые травмы
Опухоли головного мозга
Инфекционные заболевания мозга и его оболочек


Сложность речевого расстройства при афазии зависит от:

Локализации поражения;
Величины очага поражения;
Особенностей остаточных элементов речи;
левшества


Отличие афазии от алалии

Афазия
Утрата или распад сформированной речи
Детская афазия – после 3 лет, когда речь уже сформирована
Возникает в результате сосудистой патологии, травм и инфекционных заболеваний мозга

Алалия
Отсутствие или недоразвитие речи
Проявляется в раннем возрасте
Часто возникает в результате внутриутробной патологии


Отличие афазии от дизартрии

Афазия
Корковое расстройство высших речевых функций
Нарушение всех компонентов речи
Сопровождается апраксией, аграфией, алексией, акалькулией

Дизартрия
Подкорковое расстройство рече-двигательных механизмов
Нарушение произносительной стороны речи
Сопровождается нарушением общемоторных функций


Нейропсихологическая классификация форм афазий А.Р. Лурия

Акустико – гностическая афазия
Акустико – мнестическая афазия
Семантическая афазия
Афферентная моторная афазия
Эфферентная моторная афазия
Динамическая афазия


Сравнительный анализ форм афазий

Поражаются височные отделы коры головного мозга
Поражаются нижние теменные отделы коры головного мозга
Премоторные и заднелобные отделы коры головного мозга

Акустико-гностическая
Акустико-мнестическая
1.Семантическая
2. Афферентная
Эфферентная моторная
динамическая


Сравнительный анализ форм афазий

Динамическая
Эфферентная моторная

1.Афферентная моторная
2.акустико-гностическая
3.акустико-мнестическая
4. семантическая


Акустико-гностическая сенсорная афазия


Акустико - мнестическая афазия



Афферентная кинестетическая моторная афазия


Эфферентная моторная кинетическая афазия



Исследование высших корковых функций при афазии

Общая способность к речевой коммуникации
Понимание речи
Экспрессивная речь
Чтение, письмо и счет
Оральный, пространственный и динамический праксис
Акустический и оптический гнозис
Тесты на левшество - правшество


Основные положения коррекционной работы

Определение сохранных и нарушенных функций речи
Выбор приемов зависит от стадии восстановления речевых функций
Выбор приемов предполагает восстановление нарушенных функций или реорганизацию сохранных звеньев (восстановительная терапия)
Принцип работы над всеми сторонами речи
При всех формах восстанавливается коммуникативная функция речи
Используется принцип интериоризации


Задачи коррекционной работы при акустико-гностической афазии:

Восстановление фонематического слуха
Восстановление вторично нарушенной экспрессивной речи
Восстановление навыков чтения и письма


Этапы коррекционной работы при акустико – гностической афазии

Первый этап – дифференциация слов, контрастных по длине, звуковому и ритмическому рисунку
Второй этап - дифференциация слов, близкой слоговой структуры, но далеких по звучанию
Третий этап – дифференциация слов с дизъюнктными фонемами (рак – мак)
Четвертый этап – дифференциация слов с оппозиционными фонемами
Пятый этап – подбор серий на заданный звук или букву в тексте


Задачи коррекционной работы при акустико – мнестической афазии

Преодоление нарушений слухоречевой памяти
Восстановление зрительных представлений о существенных признаках предмета
Преодоление амнестических трудностей
Преодоление элементов экспрессивного аграмматизма


Приемы восстановления речи при акустико-мнестической афазии

Показ предметов, объединенных одним смыслом
Повтор серий слов (предметы, действия, качества, числа)
Конструирование предметов из элементов (дорисовывание, зашумление)
Послоговое прослушивание и повторное сложных по слоговой структуре слов
Понимание многозначности слова
составление письменных текстов


Задачи коррекционной работы при семантической афазии:

Преодоление трудностей нахождения названий предметов
Расширение лексического и синтаксического состава речи
Преодоление импрессивного аграмматизма


Приемы коррекционной работы при семантической афазии:

Развитие зрительно-пространственной деятельности
Сопоставление различных смысловых связей слов
Описание сходств и различий синонимов, антонимов, омонимов
Уточнение значений отдельных предлогов и наречий, усвоение схемы предлогов с перемещением точки
Сравнение описаний высоты, длины, логико-грамматических конструкций
Уточнение разрядов, входящих в число
Устное описание элементовбукв для преодоления оптической алексии и аграфии


Задачи коррекционной работы при афферентной моторной афазии

Преодоление нарушений кинестетического артикуляторного праксиса
Преодоление аграфии и алексии
Развитие вторичных нарушений понимания речи
Восстановление развернутого устного и письменного высказывания


Приемы работы при афферентной моторной афазии

Глобальное, сопряженное произнесение
Чтение автоматизированных речевых рядов
Списывание и чтение про себя
Зрительные диктанты и чтение вслух
Запись под диктовку букв
Бухштабирование
Слуховой иммитационный прием воспроизведения доступных звуков
По мере преодоления апраксии переходят к сопряженному и отраженному произнесению фраз
По мере возникновения ситуативной речи переходят к восстановлению монологической речи
Основные задачи – расширение словаря, предупреждение аграмматизма, развитие развернутого устного и письменного высказывания, подготовка свободной диалогической речи


Задачи коррекционной работы при эфферентной моторной афазии

Преодоление патологической инертности в звене поражения слоговой структуры слова
Восстановление чувства языка
Преодоление инертности выбора слов
Преодоление аграмматизма
Восстановление структуры устного и письменного высказывания
Преодоление алексии и аграфии


Приемы восстановления речи при эфферентной афазии

Повторение слогов при складывании их из букв разрезной азбуки
Чтение серий слов с одной слоговой структурой
Повторение пословиц и поговорок с рифмующимися глаголами
Ответы на вопросы по картинкам
Договаривание однотипных фраз различными словами
Подбор нескольких глаголов к существительным
Метод пиктограмм и графического моделирования


Задачи коррекционной работы при динамической афазии

Преодоление дефектов внутреннего речевого программирования
Создание программ высказывания с помощью внешних опор
Повышение речевой инициативы
Обучение планированию текста


Приемы коррекционной работы при динамической афазии

Упражнения на классификацию предметов
Прямой и обратный порядковый счет
Рассказы по сюжетным картинкам и серии картин с внешней опорой
Ответы на вопросы по картинкам
Диалоги, беседы по данным опорным словам
Пересказы текстов
Восстановление письменных текстов


Выводы и проблемы

При восстановлении речи у больных с афазией необходима предварительная неречевая работа
Работа ведется над всеми сторонами речи с учетом специфики нарушения
При афазии ставится конкретная перспективная цель, работа ведется поэтапно в соответствии с индивидуальными особенностями
Программы восстановления речи носят дифференцированный характер
Одной из важных проблем афазиологии является изучение вариантов разных форм афазий

В конце 19 века французский врач Поль Брока исследовал участок коры головного мозга. Он располагается в лобной коре, в нижней ее извилине в задней части. Исследователь выявил, что этот участок обеспечивает двигательную организацию речи. Задненижнюю лобную извилину назвали в честь ученого – зона, или центр Брока.

Из-за поражения моторного речевого центра возникает нейропсихологический синдром двигательной дисфазии – патология, при которой нарушается воспроизведение фраз.

Что это такое

Афазия Брока – неврологический синдром, характеризующийся комплексным нарушением сформированной речи. Чаще всего сопровождается тремя патологиями: аграмматизмом, аномией и дезартикуляцией. Однако в синдром могут входить и другие расстройства, например, моторная диспросодия или нарушение чтение и письма. Афферентная моторная афазия входит в синдром поражения лобных участков коры головного мозга.

Все эти расстройства имеют один корень – патология образования собственной речи, при сохранении сенсорного компонента, то есть больной понимает слова и их смысл, но не может сказать что-то свое. Хотя есть смешанные расстройства, объединяющие нарушение понимания и формирования речи.

Патология речи считается не только неврологическим, но психическим и социальным нарушением. При дисфазии сохраняется критическое отношение к своему заболеванию, в отличие от сенсорной афазии. Больной с моторной афазией осознает свой недостаток.

Психастенические особи или с люди с депрессивной акцентуацией могут закрываться от общества и тяжело переживать расстройство. Снижается социальная адаптация и интеллектуальный потенциал. Такие люди не желают вступать в контакт с окружающими, не выходят из дому. Легкая изоляция может достигать крайнего затворничества.

Моторная дисфазия ограничивает жизнеспособность. Степень нарушения функций человека определяется клинической и функциональной тяжестью.

1 степень – легкая двигательная дисфазия. Нарушается устный разговор, уменьшается словарный запас. Группа инвалидности не выдается.

2 степень – средняя дисфазия. Ограничивается устная речь, уменьшается словарный запас, разговор состоит из простых шаблонных фраз. Оформляется 3 группа инвалидности.

3 степень – выраженные речевые патологии. Резко ограничено взаимодействие с окружающими. Для понятной коммуникации используется мимика и жестикуляция. Выдается 2 группа инвалидности.

4 степень – тотальная дисфазия. Выдается 1 группа инвалидности, так как больной не может взаимодействовать с социумом из-за непонимания устной речи и невозможности сформулировать предложение или хоть как-то передать информацию.


Причины

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении нижней лобной извилины сзади или центра Брока. Патология имеет центральный механизм нарушения. Это значит, что болезнь появляется после нарушения высших корковых функций.

  • Геморрагический или ишемический инсульт. Это наиболее частые причины повреждения мозгового участка. Вследствие острого нарушения кровообращения нейроны нижней лобной извилины погибают и замещаются нейроглией – почти нефункциональной тканью.
  • Опухоль или метастазы. Объемный процесс или новообразование механически сдавливает лобный участок.
  • Травматическое поражения головного мозга.
  • Острые нейроинфекции: энцефалит, менингит, менингоэнцефалит, церебральный абсцесс. Их осложнения: отек головного мозга, некроз мозговой ткани.
  • Хирургические операции на головном мозгу, в ходе которых врач повредил нижнюю лобную извилину.
  • Нейродегенеративные заболевания: болезнь Альцгеймера, Пика, Паркинсона, лобная деменция, рассеянный склероз.

Также моторная афазия развивается при поражении центра Брока внутримозговой гематомой.

Виды моторной афазии

Афферентная и эфферентная афазия – разные понятия, несмотря на их схожесть в названии. Сравнительная характеристика афферентной и эфферентной моторной афазии:

  1. Эфферентная – поражаются премоторные области коры мозга. Афферентные – поражается артикуляционная зона, располагающаяся в постцентральной извилине.
  2. Афферентная встречается преимущественно у пожилых, эфферентная – юных, молодых и зрелых людей.
  3. Афферентное расстройство касается моторной составляющей фраз, преимущественно нарушается артикуляция. Эфферентное нарушение сопровождается замедлением перехода между одной единицы речи к другой.

Афферентная моторная дисфазия бывает двух вариантов:

  • Первый вариант. Отличительной чертой является нарушение систем, обеспечивающих артикуляцию. Грубая моторная афазия сопровождается нарушением целесообразности двигательных речевых актов.
  • Второй вариант. Эта моторная афазия характеризуется сохранностью шаблонных простых фраз, но нарушением спонтанных речевых актов. Типовая локализация при поражении – теменная кора левого полушария.

Динамическая эфферентная афазия классифицируется по тяжести патологии:

Существует комбинация – сенсомоторная афазия. Это сочетание моторного нарушения речи и ее восприятия. Возникает в результате инсульта в бассейне левой мозговой артерии. Часто сопровождается параличом и парезом одной стороны тела, реже – с односторонней патологией зрения.


Симптомы

Клиническая картина афферентной афазии. В основе – неспособность самостоятельного воспроизведения отдельных звуков. Когда больной пробует это сделать, у невольного возникают хаотические двигательные акты языка и губ.

Сразу же после инсульта в клинической картине афферентной дисфазии нарушается понимание слуховой речи. Такое состояние длится не более нескольких дней и полностью проходит. Признаки также выявляются в снижении географической ориентации и нарушении конструктивно-пространственном восприятии.

Афферентная афазия сопровождается нарушением навыков письма и чтения. Их тяжесть зависит от тяжести расстройства речи. В письме это проявляется непроизвольным пропуском гласных букв. Навыки письма реабилитируется по мере восстановления речи.

Осложнения афферентной дисфазии часто выражаются депрессивными реакциями как осознание немощного состояния. Кроме того, патология речи – это поражение двигательной коры, следовательно, снижается двигательная активность больного. В результате снижаются функции самообслуживания. Это усиливает психологический дефект. Если не оказать психологическую помощь, возникает риск развития клинической депрессии.

Ведущий дефект при эфферентной моторной афазии – нарушение переключения между отдельными единицами языка, которые дополняются другими симптомами. Клиническая картина эфферентной афазии включает следующие элементы моторной афазии:

Динамическая моторная афазия также сопровождается нарушением письма. Больному трудно дается написание предложений. В слове заменяются буквы, сами слова стоят в неправильной последовательности. При моторном варианте восприятие слуховой и письменной речи обычно сохранено.

Обычно афферентная дисфазия Брока сопровождается неврологическими нарушениями. Наблюдается односторонний паралич или парез, одностороннее нарушение зрения.

Осложнения – депрессивная реакция на собственный речевой недостаток, снижение социальной адаптации из-за нарушения коммуникации, снижение двигательной активности.

Диагностика

В диагностике учавствует команда специалистов и берутся результаты инструментальных методов исследования.

Инструментальное и общеклинические обследования:

  • Компьютерная и магнитно-резонансная томография. Они выдают трехмерное послойное изображение головного мозга, на котором можно рассмотреть очаги нарушения кровообращения в лобной области коры, либо другую причину расстройства – опухоль, черепно-мозговую травму, внутримозговую гематому.
  • Анализ спинномозговой жидкости. По ее составу и изменениям можно судить о наличии воспалительных реакций в центральной нервной системе и выявить природу воспаления – туберкулезный менингит или клещевой энцефалит.
  • Церебральная гемодинамика. По успешности кровообращения можно судить о нарушении гемодинамики в той или иной области.

Консультация у специалистов:

  1. Логопед. Он диагностирует произносительную сторону нарушения речевых функций. Обычно также обнаруживается дислексия и дисграфия.
  2. Невролог. Он диагностирует неврологическую сторону речевой дисфункции. В ходе обследования также выявляются нарушения чувствительности по гемитипу и односторонние парезы или параличи.
  3. Психиатр. Инсульт артерий в области лобной коры мог вовлечь и соседние участки коры, ответственные за контроль за своим поведением, эмоциональное расторможение и интеллект.
  4. Медицинский психолог. Он диагностирует психологические нарушения, например, тревогу насчет своего состояния, депрессивную реакцию на речевой недостаток или острую реакцию на стресс после перенесения инсульта или черепно-мозговой травмы.

Методы коррекции

Восстановление речи проводится такими методами лечения:

  • Этиотропная терапия. Направленна на устранения причины болезни. Например, при инсульте первоочередное – восстановление кровотока и жизнеспособности мозговой ткани, при опухоли – удаление новообразования.
  • Медикаментозная терапия. Проводится коррекция мозговой деятельности путем стабилизации обмена веществ. Применяются нейропротекторы и нейрометаболические препараты.
  • Психологическая поддержка у людей с острым переживанием перенесенной травмы.

После стабилизации больного выполняется логопедическая работа с моторной афазией. Методы восстановления включают артикуляционную и мимическую гимнастику. Упражнения включают произношение фраз, изучение стихов. Также выполняется работа, направленная на правильное движение языка, губ и щек.

Сроки излечения зависят от причины и ее масштабности. В среднем улучшение речи наступает через 6 месяцев после начала занятий. Более или менее речь стабилизируется ко второму году лечения. Важно знать, что чем раньше начнется реабилитация (а ее лучше начинать к концу 3-й недели после инсульта), тем выше успех восстановления речевых функций.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.