Эмболы в устной речи при афазии

Выше мы излагали методические приемы, используемые нами для восстановления речи в свежих случаях афазии.

К сожалению, значительно чаще приходится иметь дело с больными, у которых афазия развилась уже много месяцев, а иногда и лет тому назад. Эта афазия в значительной мере инвалидизировала личность больных, лишив их адекватного общения с окружающими. Кроме афазии, у больных успели развиться вторичные невротические наслоения, препятствующие благоприятному течению восстановления речи. Редко приходится встречать больных, сохраняющих при афазии большой давности спокойную уверенность в возможности восстановлений и бодрую целенаправленность в преодолении всех трудностей, встречающихся на пути этого восстановления. Чаще всего у таких больных имеет место бурный подъем настроения при каком-то успехе в работе, а затем не менее бурный спад, нередко граничащий с отчаянием.

Больной П., 38 лет. В конце мая - начале июня 1958 г. перенес грипп на ногах. 10/VI был в бане, после бани выпил водки и уснул в парке. Через некоторое время проснулся, пошел домой и лег спать. 11/VI - проснулся с сильной головной болью, молча встал, оделся и ушел из дома. Вскоре его принесли домой с правосторонней гемиплегией и грубо нарушенной речью (упал где-то на дороге).

Больной не помнит ни одной буквы; у него полная аграфия. Вслух ничего прочесть не может, глобальное чтение про себя частично сохранено.

Трудность работы с запущенными (в смысле сроков) случаями афазии заключается также и в том, что у больных, долгое время не говорящих, не читающих и не пишущих, грубо нарушается речевая память. Казалось бы, во время занятия больной хорошо усвоил отдельные слова. Но к следующему занятию они в большинстве своем забыты, и больной снова и снова мучительно ищет их артикуляционную формулу.

Конечно, эти больные в результате длительной и упорной работы также дают известное улучшение речи. Однако до практического восстановления речи чаще всего дело не доходит.

Для иллюстрации приведем ряд примеров.

Больной В., 52 лет, инженер, В начале января 1954 г. перенес тяжелый инфаркт миокарда, много суток был без сознания, пришел в себя с правосторонней гемиплегией и тотальной афазией.

И все-таки, несмотря на значительное улучшение, больной не говорил. Ибо как только в комнате появлялся кто-то посторонний, он умолкал и вызвать его на речь оказывалось совершенно невозможным, Не овладел он за этот срок ни чтением, ни письмом.

Через 4 месяца регулярные занятия прекращены из-за ухудшения общего состояния больного.

Больной К., 60 лет. Потеря речи развивалась постепенно, в течение месяца: вначале речь терялась на 5-10 минут, затем на более длительные отрезки времени, а 7/ХI 1953 г. больной окончательно перестал говорить. За этот же месяц периодически возникали быстро проходящие приступы слабости в правых конечностях.

Занятия прекращены в связи с выпиской больной из лечебного учреждения.

Из приведенных примеров видно, что срок, в течение которого больные с долго длящейся афазией находятся в больнице, совершенно недостаточен для восстановления у них речи. Продолжать эти занятия после выписки обычно негде, ибо при большинстве поликлиник нет логопедов; (водить же больного на занятия представляет большие трудности как для самого больного, так и для сопровождающих его родных.

Нам могут возразить, что мы привели для иллюстрации три крайне тяжелых случая афазии. Это, конечно, так. Однако чаще всего в лечебное учреждение повторно попадают именно больные с тяжелой афазией.

Имеются некоторые отличия в первоначальной восстановительной работе с больными в свежих и запущенных случаях афазии. Различие заключается прежде всего в подборе речевого материала, определяемого непосредственными потребностями одного и другого больного. Один больной только что вышел из тяжелого состояния, он еще лежит, и его, естественно, больше всего волнуют вопросы, связанные с течением болезни. Вокруг этих вопросов и строится речевая работа. Второй больной уже ходит, он уже не малый срок прожил без речи, ему необходимо дать возможность общаться с родными, хотя бы по вопросам повседневного быта. Поэтому таким больным мы стараемся по возможности скорее дать необходимый им запас бытовых слов.

Как уже сказано выше, мы всегда подходим к выбору слов с точки зрения их значимости для больного. Возможности же больного в смысле произношения настолько неожиданны, что трудно заранее учесть, что может и чего не может произнести больной, если произносимое значимо в его жизни.

Обобщая вопрос о первоначальном словаре, который осваивается больным, можно сказать следующее.

1. Больному сразу дается несколько слов, из которых часть обозначает предметы, другая - действия с этими предметами.

2. Часть слов больной приучается дифференцировать на слух, отвечая на устную просьбу логопеда действием, другую - произносит в форме элементарной фразы. Одновременно у него воспитывается навык отвечать на речь другого действием или словом.

3. Слова, обозначающие предметы, выбираются из числа тех, которые более или менее доступны больному для произношения, однако непременно из ближайшего бытового окружения; слова, обозначающие действия, берутся по принципу наибольшей необходимости в бытовом общении.

При афазиях, где кроме моторных нарушений имеются и достаточно грубые сенсорные расстройства, первый десяток слов, который обязательно включает и ряд глаголов, задерживает работу нередко на довольно долгое время. В таких случаях мы не переходим к новым словам и фразам до тех пор, пока эти первоначальные слова не закрепляются у больного и пока он не приобрел навыка отвечать на них действием. Сроки такого закрепления различны для разных больных.

Дальше словарный запас больного начинает быстро увеличиваться. Мы не ждем закрепления в произношении слов, не ждем и прочного закрепления понимания каждого отдельного слова. Мы уже пользуемся в общении с больным разговорной речью, несколько подбирая лишь те слова, которые должен произносить больной (принцип подбора тот же).

Здесь может быть использовано множество различных методических приемов, способствующих восстановлению речи. Используем и показ названного логопедом предмета с последующим называнием его больным, и речевые задания логопеда для действия больного с предметом, и раскладывание подписей под картинки по устной инструкции логопеда. При последнем задании, не травмируя больного, удается установить, сохранилось ли у него хотя бы глобальное зрительное восприятие слов и коротких фраз.

Если же у многих больных имеет место нарушение кинестезии, более или менее ярко выраженное, то естественно, что обозначить словом, а до этого - ощутить и осознать свое движение и действие - оказывается для больного чрезвычайно сложным.

Как только у больного появился хоть небольшой запас слов, приступаем к проведению бесед на интересные для него темы. Логопед всеми силами должен стараться поддерживать эти беседы, создавать условия, при которых больной осознает, что он вступает в речевой контакт. Даже не всегда точно улавливая, что хочет сказать больной, логопед наводящими вопросами может уточнить ответ больного.

Если в свежих случаях афазии речевая активность больных, как правило, велика, у больных с затянувшейся афазией часто приходится преодолевать речевую инертность, выработавшуюся за долгие месяцы жизни без речи. С другой стороны, как уже упоминалось выше, с ними нужна длительная, упорная и систематическая работа над преодолением уже автоматизированного аграмматизма. Вот почему желательно при первой возможности прикрепить к больному кого-либо из соседей по палате с тем, чтобы, прослушав одно-два занятия, он ежедневно работал с нашим больным по той же методике. Иногда это дает хорошие результаты.

Совершенно иначе выглядит начальная восстановительная работа в случаях длительной афазии с выраженными сенсорными расстройствами.

В данном случае решающим является вопрос о степени грамотности больного в преморбидном периоде. Приведем пример сказанному.

Однако двух недель, на протяжении которых проводились занятия, конечно, совершенно недостаточно для того, чтобы устранить явления сенсорной афазии.

Если бы больная была хорошо грамотной, в помощь ей сразу надо было бы дать письменную форму речи, в которой она нашла бы константность, утраченную в слуховом образе слова. В таком случае надо было бы очень рано перейти к письменному диалогу, значительно помогающему восстановлению речи при сенсорной афазии. Однако наша больная и до болезни была малограмотной, поэтому ни о какой опоре в письменной речи не приходилось думать, тем более что больная непрерывно жаловалась на резкое снижение зрения. Оставался единственный путь - путь восстановления устной речи путем расширения круга осознаваемого, но этот путь требовал большого времени и усилий, которые в силу общего состояния больной ей были противопоказаны.

Таковы, насколько позволяет судить об этом наш опыт, основные моменты начального этапа восстановления речи при затянувшихся преимущественно моторной и сенсорной афазиях.

Эти вторичные невротические наслоения чаще всего развиваются либо у больных, с которыми многие месяцы (а иногда и годы) не велась восстановительная речевая работа, либо у больных, которые долгими часами изо дня в день находятся одни, предоставленные самим себе и своим мыслям. Поскольку эти наслоения резко тормозят восстановление речи, необходимо, где это только возможно, предусмотреть возможность их возникновения и провести с семьей больного разъяснительную работу. Необходимо такое вмешательство в домашний уклад жизни больного, которое обеспечило бы невозможность возникновения этих вторичных наслоений. К сожалению, логопеду это не всегда удается. Невротические наслоения возникают и с ними приходится считаться.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы


Эмболофразия – это постоянное повторение высокоупроченного фрагмента слова, целого слова или словосочетания, неуместного в данной речевой ситуации. Речевой эмбол присутствует у пациентов с моторной афазией, заиканием, клаттерингом, неврологическими и психическими заболеваниями. Им могут являться отдельные звуки, междометья, слова. При грубой афазии речевой эмбол выступает единственной доступной для больного формой речи. Для установления причины эмболофразии и сопутствующих речевых нарушений проводится логопедическое обследование. Для затормаживания речевого эмбола необходимы систематические занятия по коррекции основной логопатологии.

  • Причины эмболофразии
    • Заминки в речи

    Эмболофразия

    Эмбололалаия, или эмболофразия ‒ симптом некоторых речевых нарушений, заключающийся в присутствии в спонтанной речи многократно повторяемого речевого эмбола. Речевой эмбол – это автоматизированное частотное слово или его часть, постоянно употребляемое в речи или заменяющее ее полностью. Эмбол является формой речевой стереотипии, не несет коммуникационной функции.

    Причины эмболофразии


    Речевой эмбол произносится непроизвольно, возникает при любой попытке общения, заменяет всю остальную речь. Он хорошо интонирован, сопровождается усиленной жестикуляцией и мимикой. При этом человек осознает, что говорит совсем не то, что хочет. Эмболофразия носит навязчивый, неконтролируемый характер, и самостоятельно избавиться от нее больной не может.

    Кроме эмболофразии для синдрома Туретта типична и другая речевая симптоматика: палилалии и эхолалии, копролалии, изменение акцента, громкости, темпа речи. Подобные вокальные феномены сочетаются с моторными тиками – гиперкинезами, эксцентричным поведением, СДВГ, ОКР.

    Диагностика

    Эмболофразия выявляется врачом-неврологом или логопедом (афазиологом либо заикологом) в рамках обследования пациента по поводу основного синдрома. Пациентам с нарушениями психических функций необходима консультация психиатра, нейропсихолога. Для уточнения причин эмболофразии наиболее важными представляются:

    • Неврологическая диагностика. Выявить первичный патологический очаг в церебральных структурах позволяет МРТ головного мозга, МР-ангиография. Больным с судорожным синдромом проводится электрофизиологическая диагностика (электронейромиография, ЭЭГ).
    • Оценка психического статуса. При осмотре пациента фиксируют состояние сознания, доступность для контакта, внешний вид, поведение. При обследовании познавательной сферы анализируют уровень развития внимания, памяти, мышления, интеллекта. Тестируют эмоциональную, волевую сферу, исследуют состояние гностико-праксических функций.
    • Логопедическое обследование. Состояние устной речи оценивают согласно принятым в логопедии схемам. Логопед изучает состояние моторики (общей, мимической, артикуляционной, мелкой), выявляет произносительные трудности. При обследовании речевой функции особое внимание обращают на речевое поведение (контактность, активность, осознание речевого дефекта), наличие различных речевых феноменов (запинок, логофобии, эмболофразии, парафазии, эхолалии и др.).


    Коррекция

    Для избавления от эмболофразии проводится медикаментозная и речевая терапия. Неврологическое лечение назначают в соответствии с этиопатогенезом расстройства центральной нервной системы. Пациентам с органическими повреждениями головного мозга может быть рекомендован прием вазодилататоров, антиагрегантов, ноотропов, антигипертензионных ЛС, нейролептиков. Большую роль в восстановительном лечении постинсультных больных играет двигательная реабилитация: лечебная гимнастика, механотерапия, эрготерапия.

    Пациентам с логоневрозом назначаются ноотропные препараты, нейрометаболические стимуляторы, анксиолитики, седативные средства. Из немедикаментозных методов используется БОС-терапия, психотерапия, гипнотерапия. Хороший дополнительный эффект дают физиотерапия (электрофорез, электросон), массаж (ШВЗ, нейроседативный), рефлексотерапия, лечебные ванны.

    При синдроме Туретта успешно применяется игровая терапия, арт-терапия, поведенческая психотерапия. К назначению фармакотерапии (нейролептики, СИОЗС, препараты лития) прибегают в сложных случаях заболевания.

    Речевая терапия направлена на затормаживание эмболофразии, постепенный уход от речевого эмбола, нормализацию всех нарушенных сторон речи. Для затормаживания эмбололалии у пациентов с моторными афазиями соблюдают следующие правила:

    • строго дозируют речевую нагрузку, вне занятий логопедом рекомендуют меньше разговаривать;
    • речевой материал подают шепотом или вполголоса;
    • как только возникает речевой эмбол, в логопедическом занятии делают паузу;
    • для ускорения исчезновения эмболофразии речевой эмбол включают в тренировочные упражнения в виде различных речевых контекстов.

    В рамках коррекции афазии работают над растормаживанием экспрессивной речи, стимуляцией глобального чтения и письма. Опираются на сохранные анализаторы: слуховое и визуальное восприятие, тактильные и вкусовые ощущения, запахи. Из специальных методов используют логопедический массаж, артикуляционную гимнастику, процедуры на аппарате VocaStim.

    Торможение эмболофразии при заикании начинается с соблюдения щадящего речевого режима. Заикающегося обучают приемам мышечной релаксации, аутогенной тренировке, дыхательным упражнениям. С целью нормализации моторных функций проводят артикуляционную гимнастику, логоритмические занятия, логомассаж.

    Работают над правильной техникой голосоподачи, нормализацией просодики. Для закрепления полученных навыков проводят речевые тренинги. В работе с заикающимися используют различные компьютерные программы, Томатис-терапию. Комплексный подход к коррекции заикания (медикаментозное лечение, психотерапия, речевая терапия) позволяет избавиться от речевых запинок, эмболофразии, логофобии и других патологических речевых стереотипов.

    Таблица 1
    Локализация очага поражения и структура дефекта афазии по классификации А. Р. Лурия

    Помимо локализации очага поражения и его размеров, специфику нарушения речи при каждой из форм афазии определяет степень тяжести и этап заболевания. Важную роль играют также патогенетические механизмы. Так, например, при сосудистых поражениях головного мозга большое значение имеет характер нарушения мозгового кровообращения, степень выраженности нейродинамического компонента, состояние не пострадавших участков мозга и т. д.

    Пациенты с последствиями травм и острого нарушения мозгового кровообращения (ОНМК), поступают в Центр комплексной реабилитации через 6 месяцев и более от момента заболевания, поэтому восстановление речевой функции на поздних этапах заболевания представляет наибольшую практическую значимость. Нами обследовано 118 человек с моторной и сенсорной афазией. У всех пациентов в той или иной степени речевые нарушения сопровождались патологией высших психических функций (различными видами агнозий и апраксией). Из них наиболее тяжелой формой, сопровождаемой стойкими речевыми нарушениями, препятствующими адаптации в обществе является афферентная моторная афазия, она составила 43,2% от общего числа случаев. На эфферентную моторную афазию пришлось 23,4% случаев. Оставшиеся 33,4% случаев включали акустико-мнестическую и акустико-гностические (сенсорные) формы. У значительной части пациентов в связи с обширным поражениями мозга (заднее-лобных, теменных и затылочных областей доминантного по речи полушария) наблюдались смешанные формы афазии. (Рис. 1)
    Все пациенты посещали индивидуальные логопедические занятия и групповые занятия логоритмикой.

    Программа коррекционного воздействия включает следующие этапы:

    2. Беседа с родственниками. Логопед должен договориться с семьей, выработав общую линию поведения. Если в семье больного нет травмирующих факторов — чаще всего эти больные восстанавливаются хорошо.
    Когда логопед нацеливает больного на дальнейшую трудовую деятельность, а семья придерживается другой линии поведения, возникает конфликт, в котором, к сожалению, чаще одерживает победу семья, и больной, с почти уже восстановившейся речью, бросает занятия.

    5. Стимулирование глобального чтения и письма:
    - Проводится путем восстановления звуко-буквенного состава слова, его анализа (одно-двух- трехсложные слова) с опорой на схемы, предлагающие слоговую и звуко-буквенную структуру слова.
    - Заполнение пропущенных букв и слогов в словах.
    - Письмо наиболее простых фраз и слов.
    - Сопряженное чтение идеограмм.
    - На поздних этапах восстановления эта работа может производиться педагогом, педагогом- психологом, социальным педагогом.

    6. Метод Биологической Обратной Связи (БОС) иначе называется методом адаптативного или функционального биоуправления, биореабилитацией, висцеральным обучением - это современный метод направленный на активизацию внутренних резервов организма с целью восстановления или совершенствования физиологических навыков.
    - формирование нового дыхательного стереотипа с диафрагмально-релаксационным типом дыхания и с максимальной дыхательной аритмией сердца;
    - улучшение мозгового и периферического кровоснабжения через нормализацию, коррекцию и тренировку вегетативных функций;
    - налаживание речевого синергизма речеобразующего аппарата - дыхания, артикуляции, голосоподачи на фоне равномерного выдоха;
    - включение резервных возможностей организма с устранением избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения вне и во время речи;
    - активное включение пациента в реабилитационный процесс и в процесс саморегуляции.
    Метод БОС при коррекции моторной афазии использовался для закрепления навыка ритмикослоговой структуры слов, их кинетической мелодики, а так же для преодоления явлений кинетической апраксии.

    АФАЗИЯ

    Определение афазии, ее этиология. Афазия при сосудистых нарушениях мозга, при травме, при опухолях мозга.

    Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

    Этиология афазии:

    · нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрогия);

    · инфекционные заболевания головного мозга.

    Афазии сосудистого генеза чаще всего возникают у взрослых людей. В результате разрыва аневризм сосудов головного мозга, тромбоэмболии, вызванных ревматическим пороком сердца, и черепно-мозговых травм.

    Афазии нередко наблюдаются у подростков и лиц молодого возраста.

    Афазия возникает примерно в трети случаев нарушений мозгового кровообращения, наиболее часто наблюдается моторная афазия.

    У детей афазия возникает реже, как результат черепно-мозговой травмы, опухолевого образования или осложнения после инфекционной болезни.

    Специфические неречевые и речевые симптомы афазии. Классификация афазии А.Р. Лурии.

    Неречевые симптомы:

    1. Неврологические симптомы. Сенсорные нарушения, тактильные, слуховые и зрительные нарушения узнавания. При поражении затылочного отдела коры больной афазией не может узнать предмет или осмыслить картину в целом, из-за нарушения пространственного восприятия может наблюдаться зеркальное письмо. При поражении височных отделов нарушается понимание речи, иногда больной не узнает даже хорошо знакомые звуки.

    2. Двигательные расстройства. У больных афазией часто проявляются расстройства произвольных движений. Им трудно воспроизвести написание букв, нарушаются произвольные движения губ и языка, они путают и заменяют звуки.

    3. Психологические расстройства. Хотя в целом больной разными формами афазии ведет себя адекватно, у него может наблюдаться расстройство мыслительной деятельности, нарушение памяти и внимания. Интеллектуальные способности остаются неповрежденными, страдает лишь речевой механизм реализации интеллектуальной деятельности.

    Речевые симптомы:

    2) Персеверации (навязчивое повторение элементов речи);

    3) Парафазии (употребление одних слов и звуков вместо других);

    4) Параграфии (замена слов на письме);

    5) Паралексии (замена слов при чтении);

    6) Контаминации (смешение элементов двух или более слов).

    Классификация афазии А.Р. Лурии.

    В основу классификаций афазий А.Р. Лурии был положен “принцип анализа топически ограниченных поражений мозга”, с одной стороны, и “выделение тех факторов, которые лежат в основе всего комплекса нарушений, возникающих при локальных поражениях мозга”, - с другой.

    Все афазии существенно отличаются друг от друга:

    1) по основному механизму, лежащем в основе нарушения речи;

    2) по клинической картине протекания нарушения;

    3) по психологическому строению нарушения речи.

    Однако общим для всех форм афазии является то, что все они представляют собой не выпадение какой-либо изолированной стороны процесса, а системное нарушение речи в целом.

    А.Р.Лурия выделил семь форм афазии:

    Две формы моторной афазии, которые связаны с поражением преимущественно двигательного анализатора:

    · Эфферентная моторная афазия.

    · Афферентная моторная афазия

    Две формы сенсорной афазии, возникающие преимущественно при поражении акустического анализатора:

    Три формы афазии, которые представляют собой нарушения более высоких уровней построения речи:

    Характеристика эфферентной моторной афазии: механизм, симптоматика, ведущие направления восстановительного обучения.

    ОБЛАСТЬ ПОРАЖЕНИЯ: нижние отделы премоторной области (зона Брока) (на рис области 44 и 45).


    МЕХАНИЗМ: Патологическая инертность раз возникших стереотипов засчёт нарушения смены иннерваций. Возникшие персеверации затрудняют или делают совсем невозможными устную речь, чтение и письмо. Все дефекты речи протекают при сохранном произнесении отдельных звуков; трудности начинаются лишь при переходе к серийному производству звуков.

    1. НАРУШЕНИЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ:

    · При грубой эфферентной моторной афазии на раннем этапе после нарушения мозгового кровообращения может полностью отсутствовать собственная речь;

    · Утрачивается способность повторить серию звуков или слогов . Больной многократно повторяет их, при просьбе повторить две серии звуков или слогов персеверирует звуки из предыдущего звукового или слогового ряда;

    · При самом тяжелом варианте эфферентной моторной афазии полностью отсутствует функция называния, а при подсказке первого слога слова происходит либо автоматическое его заканчивание, либо соскальзывание на другое слово, начинающееся с того же слога. Например, вместо слова молоко произносит морковь, мороженное;

    · Наблюдаются контаминации: стожка (стол, ложка).

    · При спонтанном восстановлении речи и общении нередко формируется выраженный экспрессивный аграмматизм: больные пропускают глаголы, с трудом употребляют предлоги, флексии существительных – выявляется так называемый аграмматизм типа “телеграфного стиля”.

    · Выявляется крайняя инертность в выборе слов, в высказывании отмечаются длительные паузы, персеверации, вербальные парафазии, произнесение слов становится растянутым.

    · Среди различных вариантов эфферентной моторной афазии наблюдается такая, при которой речь нарушается лишь в звене плавной, мелодичной смены одного слога другим. Страдает выделение ударных слогов, интонационная окраска.

    2. НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

    · Запись слова или фразы возможна лишь при проговаривании слов по слогам. В более тяжелых случаях невозможна запись слов и складывание их из букв разрезной азбуки. Больные не могут найти нужную букву, правильно произнося весь звуковой состав слова.

    · В более легких случаях больные могут записать слово со слуха, пропуская гласные и согласные в стечениях, переставлять буквы и слоги;

    · На поздних этапах восстановления выявляются аграмматизмы, проявляющиеся в трудностях согласования слов в предложениях, смешениях флексий.

    · Чтение носит угадывающий характер.

    · В более легких случаях возможно чтение отдельных слов и коротких предложений, но затруднено понимание прочитанного, особенно предложений со сложной синтаксической структурой.

    · При нарушениях лишь ритмико-мелодического компонента речи письмо и чтение остаются сохранными.

    3. НАРУШЕНИЯ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

    · При грубом расстройстве персеверации проявляются уже при выполнении простых инструкций;

    · Показ отдельных частей тела доступен, если между произносимыми словами сделаны большие паузы;

    · Несколько лучше, но с трудом больные показывают предметные картинки;

    · Вторично нарушается слухоречевая память, затруднен показ серии предметных картинок.

    · На слух не различаются грамматически правильно построенные высказывания и неправильные;

    · Плохо понимается переносный смысл метафор, пословиц. Нарушение понимания многозначности слов.

    Характеристика афферентной моторной афазии: механизм, симптоматика, ведущие направления восстановительного обучения.

    ОБЛАСТЬ ПОРАЖЕНИЯ: нижние отделы посцентральной области левого полушария.

    МЕХАНИЗМ: нарушение артикуляционного акта, следствие нарушения кинестетической организации двигательных актов.

    Лурия выделил два варианта афферентной моторной афазии:

    I. Нарушение пространственного, симультанного синтеза движений органов артикуляции и полное отсутствие ситуативной речи.

    1. НАРУШЕНИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

    · На раннем этапе после травмы или инсульта при афферентной афазии может наблюдаться грубое нарушение понимания речи. Это объясняется тем, что в процессе понимания значительную роль играет кинестетический контроль, сопряженное, скрытое произнесение воспринятого на слух сообщения.

    · Период значительного непонимания речи у больных с афферентной кинестетической моторной афазией непродолжителен (от одного дня до нескольких суток после инсульта), после чего у них отмечается быстрое восстановление понимания ситуативной разговорной речи, понимание значений отдельных слов, возможность выполнения несложных инструкций.

    · Специфические особенности нарушения понимания - вторичные нарушениях фонематического слуха. При афферентной кинестетической моторной афазии возникают трудности в распознавании на слух слов со звуками, имеющими общие признаки по месту и способу артикуляции (губные: б-м-п, переднеязычные: д — л — m — н, сонорные щелевые: н-х-ш, сонорные и гласные и т. д.). Эти трудности фонематического анализа в целом компенсируются избыточностью фонематических различий слов в разговорной речи и позволяют им понимать ее, но сказываются в письме больных.

    · Нарушение понимания слова ухудшается в тех случаях, если больной пытается его проговорить, т. е. включает первично нарушенный кинестетический контроль.

    · Наряду с артикуляторными нарушениями, приводящими к нечеткости восприятия на слух речи, при афферентной кинестетической моторной афазии наблюдаются трудности понимания лексических средств языка, передающих различные сложные пространственные отношения. К ним относится прежде всего характерный для этой формы афазии предложный импрессивный аграмматизм: при сохранности понимания значений отдельных предлогов нарушается возможность расположения в пространстве трех предметов, например, положить или нарисовать карандаш под кисточкой и над ножницами, т. е. наблюдаются нарушения понимания, свойственные для семантической афазии.

    · Сложность и многообразие особенностей нарушения понимания при афферентной кинестетической моторной афазии компенсируется в повседневной речи избыточностью, конкретностью ситуации, что и создает картину относительной сохранности у них понимания речи.

    2. НАРУШЕНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

    · Для устной речи этих больных характерны трудности при воспроизведении слоговой структуры слов. Они дробят закрытый слог на два открытых, дробят стечения согласных в слоге, опускают согласный звук.

    · При менее выраженной апраксии артикуляционного аппарата больные, медленно подбирают нужные артикуляторные движения, общаются при помощи неполных высказываний, обеспечивающих им элементарный контакт с окружающими.

    · При афферентной моторной афазии наблюдаются нарушения орального, артикуляционного и символического праксиса по постцентральному типу. Больные с трудом могут имитировать простые оральные позы, символические оральные движения (плевок, поцелуй).

    · В некоторых случаях могут наблюдаться в речи больных легкие артикуляционные призвуки, напоминающие дизартрию или в других – легкий иностранный акцент, выражающийся не в изменении интонации, а в замедленности и искусственности произнесения слов, оглушении звонких, отсутствии мягких согласных.

    · возникает нарушение координации работы мышц, участвующих в формировании речи, и появляются ошибки при произнесении отдельных речевых звуков, прежде всего гомоорганных, т.е. со сходными фонетическими особенностями (например, переднеязычные , , ; щелевые , , , ; губные , , ).

    · В целом, речь невнятная, в ней возникают многочисленные замены звуков, что делает ее непонятной для окружающих, сам же больной не в состоянии ее контролировать ввиду своеобразной сенситивной атаксии в структурах, обеспечивающих формирование речи.

    3. НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

    · При афферентной моторной афазии степень нарушения чтения и письма зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата.

    · Наиболее грубо нарушены чтение и письмо при тяжелой апраксии всего артикуляционного аппарата.

    · Восстановление чтения и письма происходит параллельно с ее преодолением.

    · Восстановление внутреннего чтения может опережать восстановление письменной речи.

    · При записи слов под диктовку, при письменном назывании предметов, при попытках письменного общения с окружающими сказываются все артикуляционные трудности, т. е. появляется множество литеральных параграфий, отражающих смешение гласных и согласных фонем, близких по месту и способу артикуляции, пропускаются согласные (сонорные).

    · Дефекты письменной речи при афферентной моторной афазии зависят от степени тяжести апраксии артикуляционного аппарата. Наиболее грубые нарушения отмечаются при апраксии всего аппарата речи, особенно языка, который является основным органом артикуляции.

    · Отмечается пространственная дезориентированность в географической карте. Больные не могут определить местонахождение отдельных городов, рек, гор и т.п.

    · Значительные трудности в счетных операциях, отмечается грубая степень выраженности расстройств. Больным с афферентной моторной афазии доступны лишь простые счетные операции, предъявляемые в письменной форме.

    · Устный счет, а также сложные действия, требующие запоминания отдельных звеньев, не доступны больным из-за отсутствия полноценной опоры на проговаривание.

    · В некоторых случаях при грубой афферентной моторной афазии наблюдается диссоциация между полным отсутствием устной речи и некоторой сохранностью письменной речи, служащей средством общения с окружающими. Эта сохранность письменной речи объясняется наличием преимущественной апраксии лишь глотки и гортани, выполняющих в русском языке роль преднастройки всех артикуляционных движений (Н.И. Жинкин, 1958) и осуществляющих фонацию гласных и звонких согласных.

    · По мере восстановления чтения и письма число литеральных параграфий уменьшается.

    Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 3025 ;

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.