Если логопедический массаж невролог

Логопедический и зондовый массаж в практике логопеда

Логопедический массаж сейчас стал модным дополнением к обычным логопедическим занятиям.

Для чего же он нужен на самом деле?

Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями.

В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику.

Чаще всего такой массаж применяется для правильной постановки звуков речи и развития артикуляционного аппарата у детей от 4,5 — 5 лет.

Такой массаж в основном делается на лице, голове, шее, но также включает язык, губы, щеки и небо ребенка. Поэтому очень важно чтобы логопедический массаж для маленького человечка был проведен профессионально, аккуратно и безболезненно.

После сеансов массажа у детей нормализуется тонус мимической и мышечной мускулатуры, улучшается работа мышц артикуляционного аппарата.

Кто назначает логопедический массаж?

Прежде чем начинать делать малышу логопедический массаж, следует посоветоваться с неврологом. Чаще всего логопеды проводят сеансы массажа только тем деткам, которым он показан. Назначает логопедический массаж невролог по рекомендации логопеда или без нее.

С использованием логопедического массажа существенно сокращается время коррекционной работы, в особенности время над развитием произносительной стороны речи.

Показания к проведению логопедического массажа

Массаж показан детям и взрослым с расстройствами речи. Тем же, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима.

Поэтому, если вашему ребенку ставят один из диагнозов: задержка речевого развития, дислалия, дизартрия, задержка психического развития, то в данных случаях можно воспользоваться данным методом коррекции.

Логопедическим массаж показан пациентам после инсультов и черепно-мозговых травм.

Противопоказания к проведению логопедического массажа

• Гнойничковые и грибковые заболевания кожи у логопеда или ребенка
• гематомы на массируемом участке тела
• активная форма туберкулеза
• болезни крови и капилляров
• тромбоз сосудов
• острая крапивница, отек Квинке в анамнезе
• онкологические заболевания
• инфекционные раны
• фурункулез
• ОРЗ
• гиперчувствительность
• эпилепсия
• если ребенок недавно перенес ангину, массаж противопоказан после полного выздоровления еще на протяжении 10 дней.

Виды логопедического массажа

Массаж бывает расслабляющий и тонизирующий в зависимости от нарушения.

1. Классический массаж
2. Зондовый массаж
3. Сегментарно-рефлекторный массаж
4. Массаж по биологически активным точкам (БАТ)

Когда следует обращаться к логопеду? logoped-lapteva.ucoz.ru/index/kogda_obrashatca_k_logopedu/0-4

Советы логопеда родителям logoped-lapteva.ucoz.ru/publ

Что делать, если ребенок не говорит logoped-lapteva.ucoz.ru/index/esli_rebenok_ne_govorit/0-39

Как подготовить ребенка к школе logoped-lapteva.ucoz.ru/index/podgotovka_k_shkole/0-33

Какие нарушения речи бывают logoped-lapteva.ucoz.ru/index/narushenija_rechi_u_detej/0-14

Материал для занятий с ребенком дома logoped-lapteva.ucoz.ru/load





  • Новости и интересные факты
  • #ДЦП и нарушения опорно-двигательного аппарата
  • #Задержка психического развития
  • #Нарушение речи
  • #Недоношенные детки
  • #Онкологические заболевания
  • #Синдром Дауна
  • #Синдром раннего детского аутизма
  • #Эпилепсия
  • *Правила сообщества
  • Off



Логопедический массаж для детей - помощь в развитии речи

Логопедический массаж для детей содействует активизации артикуляционных мускулов, повышению голосовой мощности, улучшает дыхательный процесс во время разговора, формирует правильный прикус. Процедуры оказывают воздействие на все мышечные элементы, нервы, сосудистую систему речевого аппарата в комплексе. Манипуляции затрагивают лицо, шею, голову, а также язык, губы, щеки и небо ребенка. Различают такие виды логомассажа: Ручной (классический). Проводится вблизи ослабленного участка либо прямо над ним посредством поглаживающих, разминающих, растирающих движений и вибрации. В ходе его выполнения используют шпатель, соску, щеточку для зубов. Аппаратный. Ведется с применением виброустройств. Точечный массаж лица. Воздействует на активные точки, которые связаны с отделами, ответственными за речевые навыки. Зондовый массаж по методу Новиковой. Выполняется с помощью особых зондов. Самомассаж. Все манипуляции малыш делает сам. Процедуры для развития речи ребенка можно проводить в домашних условиях. Но перед началом посоветуйтесь с врачом и узнайте, как делать их правильно. У логомассажа есть и противопоказания. Его не стоит делать при воспалительных процессах глаз и полости рта, обострении кожных болезней. Для выполнения массажных манипуляций немаловажно, чтобы малыш комфортно расположился: либо лежа с валиком под головой, либо полусидя в откидном кресле. Продолжительность процедур зависит от индивидуального состояния крохи. Начинать рекомендуют с 1–2 минут, к завершению курса наибольшая длительность одного сеанса для деток до 3 лет – 10 минут, до 7 лет – 15 минут, до 10 лет – 25 минут. Один курс, как правило, включает в себя от 10 до 30 сеансов, выполняемых каждый день. Повторное проведение манипуляций разрешается только спустя 1,5–2 месяца.


Логопедический массаж представляет собой комплекс определенных занятий с малышом, которые призваны улучшить его произношение и психоэмоциональное состояние. У ребенка в результате индивидуальных особенностей, травм или болезней может происходить отставание в развитии речи. Чтобы ему полноценно контактировать с миром и не испытывать дискомфорта, необходимо проводить занятия по коррекции речи.

  1. Понятие
  2. Требования к проведению речевого массажа
  3. Какой специалист назначает
  4. Показания и противопоказания
  5. Массаж лица для развития речи
  6. Упражнения для лба
  7. Упражнения для щек
  8. Массаж подбородка
  9. Видео

Понятие

При помощи рук, пальцев и специальных приспособлений (зондом, шпателем, зубной щеткой с мягкой щетиной) проводится воздействие на нужную область щек, зубов, языка. При помощи регулярного массажа удается за короткий срок улучшить состояние нервной системы, кровеносных сосудов речевого аппарата. Снимаются артикуляционные спазмы, нормализуется тонус мышц.

Массаж для развития речевого аппарата должен проводить логопед. Врач проходит специальный курс обучения, в результате которого получает знания в области детской анатомии и физиологии. Это помогает специалисту без вреда для здоровья детей выполнять манипуляции и улучшать речевые и коммуникативные показатели.

Логопедический кабинет для массажа обустраивается таким образом, чтобы ребенку там было приятно находиться. Чтобы отвлечь малыша и помочь ему расслабиться, в помещении расставляют игрушки, погремушки, располагают его в удобном мягком кресле.

Внимание! Массаж проводят в одноразовых перчатках. На руках не должно быть длинных и острых ногтей. Снимают все украшения, вплоть до браслетов на запястье, чтобы не причинить дискомфорта ребенку.

При назначении курса логопедического массажа его выполняют ежедневно до тех пор, пока не достригутся положительные результаты. Некоторые элементы массажа можно проводить родителям самостоятельно дома. Специалист дает рекомендации по выбору техники воздействия, продолжительности и числу подходов.

К логопедическим манипуляциям можно приступать только после консультации у врача невролога. Именно он рассматривает возникшую проблему с развитием речи со всех сторон и назначает определенный курс лечебных мероприятий, в число которых и входит массаж. Невролог может назначить процедуру как самостоятельно, так и по рекомендации логопеда, который осматривает ребенка.

Логопедический массаж назначается детям раннего возраста при обнаружении у них следующих нарушений:

  • задержка речевого развития, а также отставание по возрасту в произношении определенных слогов (как правило, это распространяется на ребятишек до 3 лет);
  • неправильное произношение звуков (дислалия);
  • замедленность в движении артикуляционных мышц, зажимы речевых нервов (дизартрия);
  • задержка психического развития, при котором нарушается память, мышление, внимательность и, как следствие, затормаживается речь.

Логопедический массаж нельзя проводить ребятишкам раннего возраста при наличии у них следующих заболеваний:

  • грибковые или гнойные поражения кожи;
  • гематомы в ротовой полости, на губах;
  • инфекционные раны на кожных покровах;
  • эпилепсия;
  • онкология любой стадии;
  • туберкулез;
  • сосудные болезни;
  • проблемы с капиллярами (замедленная проходимость кровотока, слабая капиллярная сетка);
  • аллергические проявления.

Справка! Массаж не проводят при вирусных и простудных заболеваниях. Нельзя начинать процедуру ранее чем через 2 недели после выздоровления ребенка.

Массаж лица для развития речи

Логопед осуществляет следующие действия:

  1. Поглаживает ладонями лоб и постепенно мягкими движениями перемещается в височную часть.
  2. Разминает и массирует лоб от бровей до верхней части лба. При этом движения делаются аккуратно, с минимальным надавливанием на кожу.
  3. Начиная от бровей и заканчивая височной областью проводят подушечками пальцев вибрирующими движениями. Можно использовать специальный инструмент с эффектом вибраций.

Щек массируют следующими подходами:

  1. Логопед начинает разминать и растирать мягким надавливанием мышцы уголков рта, постепенно продвигаясь к височной части.
  2. От щек перемещается к скулам и массирует всю область до самого низа челюсти.
  3. Так повторяет несколько раз, пока кожа слегка не разрумянится.

Упражнения для языка

Важно! Процедуру проводят лежа. Перед манипуляциями ребенку дают попить теплый ромашковый отвар, который расслабляет мышцы языка. Можно проводить массаж руками в стерильных перчатках, но лучше использовать специальные зонды. Они уменьшают неприятные ощущения и снижают вероятность возникновения рвотного рефлекса.

Все движения выполняются по трем направлениям: по вертикали, горизонтали и поперек. При отклонении языка в сторону следует осуществлять упор на сторону его отклонения. После каждой манипуляции ребенку нужно давать время для заглатывания слюны.

При помощи зондового набора делаются следующие упражнения:

  • покалывающие, колебательные и вращательные движения;
  • надавливания на разные стороны языка;
  • движения вкруговую;
  • скольжение;
  • вдавливание и ослабление.

Зону подбородка массируют после задействования всех остальных зон лица. Логопед аккуратно, начиная с щек, двигается по всей области подбородка массирующими движениями вплоть до щитовидной зоны шеи. В этой части активно можно применять похлопывания и пощипывания. Важно делать также горизонтальные и вертикальные движения.

Разделив подбородок визуально на две части, левую и правую, нужно с середины делать аккуратные разглаживающие движения то в одну сторону, то в другую. Обязательно следует промассировать подбородную кость. Попробуйте также пальчиковый массаж.

Видео

Логопедический массаж детям раннего возраста должен проводить опытный врач-логопед. Назначение выписывает терапевт после полного обследования состояния здоровья ребенка. В домашних условиях родители могут проводить массаж только после консультации со специалистом.


Существуют разные методики способствующие развитию речи, среди них и логопедический массаж. Эта новая, но уже полюбившаяся многим процедура, дает свои плоды там, где стандартные методы не действуют.

Обращаются за помощью к логопеду в большинстве случаев родители, желающие устранить дефекты речи детей в возрасте 4-5 лет. Но, на самом деле, прибегать к сеансу массажа могут подростки и взрослые.

Логопедический массаж: суть и воздействие

Техника предполагает механическое воздействие, с помощью которого мышцы, нервы, сосуды и ткани периферического аппарата меняют свое состояние. Логомассаж – не что иное как техника воздействия руками специалиста на определенные области тела, которая способствует нормализации эмоционального состояния человека и улучшению произношения.

Читайте нас в Instagram!

Основные результаты воздействия методики:

• улучшение кровообращения и активизация секреторной функции кожи;

• укрепление мышц и повышение их работоспособности;

• стимулирование ощущений проприоцептивного типа;

• укрепление глоточного рефлекса.

Массаж проводится на лице, шее, голове. В большинстве случаев в процедуре задействованы язык, губы, небо и щеки пациента.

Логопедический массаж: кому нужна процедура

Несмотря на популярность техники, не стоит сразу тянуть ребенка на массаж, – определитесь, нужен ли он ему. Проведение методики требует назначения специалиста, в большинстве случаев логопеда и невролога. Последний определяет психологическое состояние пациента и необходимость применения техники.

Коррекционный метод актуален:

• при задержке развития речи;

• при задержке развития психики;

• при постинсультном состоянии;

• после перенесенных черепно-мозговых травм.

Назначают логопедический массаж взрослым и детям. Ребятам в возрасте 4,5-5 лет техника помогает правильно развивать артикуляционный аппарат.

Когда стоит отказаться от логопедического массажа

Благотворное влияние техники доказано, но в некоторых случаях с сеансами можно повременить. К примеру, когда невролог настаивает на обычных занятиях с логопедом или ребенок боится процедуры.

Существует и ряд других противопоказаний:

• заболевания кожного покрова, как у логопеда, так и у пациента;

• туберкулез активной формы;

• повреждения на участке, который массируют;

• раны инфекционного характера;

Методика выполняется логопедом или реабиллитологом, хотя некоторые родители самостоятельно осваивают методику, чтобы в домашних условиях проводить реабилитационные манипуляции.

Перед началом проведения сеанса, важно помнить какие правила имеет логопедический массаж:

• помещение, где проводиться процедура, должно быть хорошо проветрено, а воздух теплый;

• время выполнения сеанса зависит от возраста пациента и его индивидуальных особенностей, в среднем длительность от 2 до 20 минут;

• курс массажа состоит из 10-20 сеансов с перерывами в 1-2 месяца.

• Положение пациента должно обеспечивать расслабленное состояние, поэтому лучший вариант: лежа или полусидя.

Назначая процедуру, логопед определяется и с типом проведения массажа, среди основных классификаций:

• классический логомассаж, который выполняется руками на поврежденном участке или около него, специалист поглаживает, растирает и разминает кожу, а также задействует вибрацию;

• точечная техника заключается в воздействии мастером на точки, которые в зависимости от заболевания следует стимулировать или расслаблять;

• аппаратная методика выполняется с задействованием специальных приборов вибрационного, вакуумного и другого типа;

• зондовая техника разработана Е.В. Новиковой;

• самомассаж заключается в манипуляциях, которые пациент самостоятельно выполняет на лице.

Если вам или вашему ребенку назначили коррекционную процедуру, то попытайтесь ее освоить самостоятельно, следуя таким пунктам:

• массируйте лицевые мышцы с помощью варежки, не надавливайте на лицо и избегайте лишнего трения;

• начните с массажа лобной доли с центра к бокам;

• погладьте глаза с одного угла к другому и наоборот;

• помассируйте область бровей и линии роста волос;

• заканчивайте сеанс растиранием щек и губ.

Выполнив массаж на лице, приступите к рукам, ведь воздействуя на кисти, вы развиваете мелкую моторику, которая напрямую связана с деятельностью головного мозга. Моторика влияет на речь человека, поэтому разминайте пальцы на руках, нажимайте на подушечки, начиная с мизинца.

Логопедический массаж – это современное дополнение в процессе коррекционных мероприятий направленных на улучшение речи. Техника оказывает многогранное воздействие на речевой аппарат. Процедуру можно проводить самостоятельно, но логопед поможет определить подходящую технику, чтобы получить наилучший эффект.

Часто именно с такой просьбой обращаются родители к логопедам в центре реабилитации. В сознании многих людей логопедический массаж обладает чудодейственным эффектом. Действительно ли логопедический массаж нужен всем детям? Будем разбираться!

Логопедический массаж показан при определенных нарушениях артикуляционной моторики, то есть при нарушении подвижности мышц языка, щек, губ, а также мимических мышц.

Таким образом, такой массаж рекомендован при таких нарушениях, как:

  • дизартрия — нарушения иннервации мышц речевого аппарата у детей или взрослых (после инсульта).
  • ринолалия;
  • механическая дислалия (укороченная подъязычная связка).


Прежде, чем назначать массаж, специалист, логопед или невролог, проводит специальное обследование подвижности артикуляторных органов. А также проверяет наличие противопоказаний к проведению массажа.

Противопоказаниями к проведению массажа являются:

  • наличие судорог, судорожной готовности в анамнезе!
  • эпилепсия;
  • лихорадочное состояние;
  • острые воспалительные процессы;
  • носовые кровотечения и склонность к ним;
  • конъюнктивиты (воспаления соединительной оболоч­ки глаз);
  • различные заболевания кожных покровов и волосистой части головы (инфекционные, грибковые и невыясненной этиологии);
  • диатезы и другие аллергические реакции;
  • стоматиты или другие инфекции полости рта;
  • герпес на губах;
  • увеличение лимфатических узлов;
  • тошнота, рвота;
  • ОРВИ
  • чрезмерная физическая или психическая усталость.

Часто логопедический массаж назначают при задержке речевого развития (ЗРР) ребенка, при моторной алалии и даже при аутизме. То есть в тех случаях, когда у ребенка нет нарушения тонуса, и вообще иннервации мышц речевого аппарата. Что в таком случае хотят скорректировать с помощью логопедического массажа — не совсем понятно.

Массаж может помочь там, где речь идет о коррекции звукопроизношения (если ребенок искажает звуки родного языка). Если речи нет, то от логомассажа ребенок не заговорит.

В случае с неговорящими детьми ссылаются на активацию посредством массажа определенных зон головного мозга, связанных с речью. Нужно понимать, что такой метод коррекции нужно воспринимать наряду с нетрадиционными методиками, например, акупунктурой.

Возможно, такой подход и принесет какую-то пользу в комплексе с другими методами. Однако, он не может применяться в качестве основного или даже одного из основных.

К сожалению не так редко логопеды делают сложным в коррекционном плане детям логопедический массаж только потому, что не очень представляют, чем действительно с ними нужно заниматься.

Особенно логопедический массаж любят в поликлиниках. Тем более, что процедура весома в глазах родителей. Из 20 минут занятия 15 бывают потрачены на массаж.

Также нецелесообразно делать логопедический массаж без следующих прямо за ним артикуляторной/мимической гимнастики или постановки звуков. Логопедический массаж позволяет подготовить артикуляторные органы для последующей работы. Например, у ребенка нарушена подвижность губ. Выполняется массаж зоны губ, после чего сразу идет пассивная и активная гимнастика для губ (необходимая для формирования уклада определенных звуков).

По какой-то причине ребенок может быть эмоционально не готов к проведению массажа. Например, у ребенка уже есть негативные ассоциации с любыми лечебными манипуляциями (уколы, осмотры врачей и т.п.), или малыш не хочет, чтобы незнакомая тетя залезала ему в рот. В конце концов, массаж может быть болезненным, особенно для людей с низким болевым порогом.

В таком случае логопед пытается подготовить ребенка, наладить контакт. Но если это не получается, насильно проводить массаж не стоит.

Если Вы утешаетесь тем, что 15 минут ребенок проплачет, зато будет несомненный эффект для речи, то смею Вас заверить, что будет в точности наоборот. Пользы точно не будет, а вот вред может быть разным: еще большее недоверие к родителям, логопедам и занятиям.

Чтобы логопедический массаж принес пользу ребенку, он не должен выполняться против его воли! Ни при каких условиях! Если ребенок сопротивляется, он напрягается, а значит проведение массажа качественно невозможно.

Ведь часто в том, что речь ребенка малопонятна для окружающих виновато не только нарушение подвижности артикуляторных органов. Одновременно с этим может наблюдаться и недоразвитие фонематического слуха, и нарушения слоговой структуры слова, и грамматического строя речи.

Поэтому так важен системный подход к коррекции речевого и общего развития!

Если проблемы с тонусом артикуляторных органов у ребенка ярко выражены, возможно, стоит дополнить логопедический массаж массажем общим, направленным на нормализацию общего тонуса мышц.

Постарайтесь подробно узнать, почему массаж назначен (что именно сейчас не получается у ребенка в плане артикуляции — подъем языка, вытягивание губ в трубочку и т.д.), для чего (чего конкретно хотим достичь с помощью массажа), какой массаж будет выполняться (расслабляющий или активирующий), будет ли он сопровождаться артикуляторной гимнастикой и/или постановкой конкретных звуков.

Если массаж назначен не для решения конкретных задач, от процедуры лучше отказаться. Даже если она бесплатна. И потратить освободившееся время на более нужные для развития речи Вашего ребенка занятия.

Также убедитесь в том, что специалист не пропустил наличие каких-то из вышеперечисленных противопоказаний у ребенка.

Если же назначение логомассажа целесообразно, и он будет проводиться квалифицированным логопедом, прислушайтесь к его рекомендациям. Возможно, Вам необходимо будет дублировать определенные упражнения из артикуляторной гимнастики дома.

  • Вконтакте
  • Однокласники
  • Инстаграм
  • Youtube
  • Фейсбук
  • Гл авная
  • О центре
  • Наш персонал
  • Филиалы
  • Фонд
  • Контакты
  • Вконтакте
  • Однокласники
  • Инстаграм
  • Youtube
  • Фейсбук
  • Методики лечения
  • Социальные услуги
  • Статьи
  • Истории пациентов
  • Медиагалерея
  • Наши партнеры

Все наши центры снова открыты и ждут пациентов!

Обязательно ознакомьтесь с подробностями изменений в этой новости!

В перинатальный период развития ребенка (с двух месяцев до рождения, и в течении недели после) существует много опасностей для здоровья будущего малыша. К ним можно отнести родовые травмы, преждевременные роды, инфекции, и иные патологии.

Эти и другие факторы негативно влияют на развитие нервной системы ребенка, в следствии чего нарушаются механизмы двигательного, познавательного и речевого развития. По мере развития ребенка нарушения проявляются в той или иной степени, постепенно закрепляются и способствуют формированию более сложной патологии.

Нарушения речевого развития встречаются у каждого десятого ребенка в возрасте от 2 до 4 лет. Игнорирование необходимости корректировки нарушений может вызвать задержку речевого развития ребенка и вызвать когнитивные и психологические проблемы. В то же время, при точной диагностике и квалифицированной комплексной корректировке нарушения речевого развития можно исправить.

Нарушениями речевого развития называют отклонения в развитии функции речи. Их причинами являются внутриутробные нарушения развития плода, родовые травмы, недостаточное снабжение органов плода кислородом, болезни, перенесенные ребенком в раннем возрасте, травмы головы, факторы наследственности и наличие вредных привычек у женщины, вынашивающей ребенка. Речевые нарушения очень разнообразны, так как речевой механизм имеет сложную и многоступенчатую структуру.



Применение логопедического массажа (речевого массажа) позволяет исправить и даже полностью ликвидировать серьёзные нарушения функции речи, начиная от заикания и заканчивая частичной или полной ее потерей. Этот метод активного механического воздействия эффективно помогает корректировать речь, её эмоциональную окраску, правильное произношение звуков.

Речевой массаж - комплекс персонифицировано подобранных упражнений, влияющих на мышцы, нервные рецепторы и другие составляющие речевого аппарата. Он применяется в тех случаях речевых нарушений, когда имеются нарушения тонуса артикуляционных мышц. Специальные приемы позволяют добиться расслабления мускулатуры лица, нормализовать тонус мышц и артикуляцию.

Нормализуя состояние мышц периферического аппарата речи, логопедический массаж в итоге опосредованно способствует положительным сдвигам в произносительном аспекте речи.
Логопедический массаж можно практиковать с 3 месяца жизни, когда ребенок начинает гулить. Стимулированию речевого навыка в этот период способствует пальчиковый массаж.

Если к двум годам ребёнок не начал чётко говорить, следует обратиться к неврологу и логопеду. Логопедический массаж эффективен и в старшем детском возрасте. С 3-х лет можно применять зондовый логопедический массаж.

Детям со значительными речевыми расстройствами (алалия, дизартрия, дислалия, обусловленная укороченной подъязычной уздечкой и др.) для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Необходим логопедический массаж.

Взяв за основу систему массажа Архиповой Е.Ф. для детей с детским церебральным параличом и знания, полученные на курсах обычного лечебного массажа, я подготовила подробный материал, как для специалистов, педагогов, так и для родителей имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи. Что значительно облегчит коррекцию звукопроизношения и позволит добиться определенных результатов.

В настоящее время для коррекции речевых нарушений на своих занятиях использую различные виды логомассажа. Знакомлю родителей с методикой и техникой логопедического массажа, для дальнейшего проведения массажа в домашних условиях. В рекомендациях также приведены показания к применению массажа при различных речевых нарушениях, систематизированы приемы логопедического массажа.

Данные методические рекомендации по проведению логопедического массажа могут быть полезны логопедам, дефектологам, а также родителям, имеющим детей с речевой патологией.

Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные
упражнения не только улучшают двигательную функцию
отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу
близлежащие мозговые системы.
М. Е. Хватцев

О логопедическом массаже

Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями.

Массаж используется при дизартрии (имеются нарушения тонуса мышц), в том числе и ее стертые формы, заикании, а также нарушения голоса.

Польза массажа

Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. Массаж улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо- и кровообращение. А следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы. Под влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей). Ритмические массажные движения облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной кожи.

Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов. Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки.

Дифференцированное применение различных приемов логопедического массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц, и напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры. Это помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Проводится логопедический массаж после обследования мышц речевого аппарата.

Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей.

Эффективность логопедического массажа

Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечных системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

У детей с речевыми нарушениями, получающих логопедический массаж, наблюдается:

  • Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры,
  • Уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата,
  • Снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.),
  • Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений,
  • Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность,
  • Формирование произвольных координированных движений органов артикуляции.

Задачи логопедического массажа

Основными задачами логопедического массажа являются:

- нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях — уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезии);

- активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих);

- стимуляция проприоцептивных ощущений;

- подготовка условий к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции;

- укрепление глоточного рефлекса;

- афферентация в речевые зоны коры головного мозга (для стимуляции речевого развития при задержке формирования речи).

Противопоказания логопедического массажа

Логомассаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении. Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через день. После перерыва на 1-2 месяца цикл можно повторить. При определенных обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускается его проведение в течение более длительного времени, но реже.

Длительность одной процедуры может варьировать в зависимости от возраста ребенка, тяжести речедвигательного нарушения, индивидуальных особенностей и т. д. Начальная длительность первых сеансов составляет от 1-2 до 5-6 минут, а конечная — от 15 до 20 минут. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном — 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте — 25 минут.

Правильное положение тела при логопедическом массаже

Перед началом сеанса массажа тело ребенка необходимо привести в правильное положение. Правильная поза способствует нормализации мышечного тонуса (обычно — расслаблению), делает более свободным дыхание.

При логопедическом массаже наиболее оптимальны следующие положения:

  1. В положении лежа на спине под шею ребенка подкладывается небольшой валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; руки вытянуты вдоль тела; ноги при этом лежат свободно или несколько согнуты в коленях (под колени ребенка также можно положить валик);
  2. Ребенок — в положении полусидя в кресле с высоким подголовником;
  3. Ребенок — в положении полусидя в откидывающемся детском стульчике или сидячей коляске.

Основные виды логопедического массажа:

Лечебный классический массаж – применяется без учета рефлекторного воздействия и проводится вблизи от поврежденного участка тела или непосредственно на нем. Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация.

Для выполнения данных приемов при массаже языка логопеды часто используют зубные щетки с мягкой щетиной, шпатели, соски и др.

Точечный массаж – разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям при заболевании или нарушении функции.

Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.

Зондовый массаж (по методу Новиковой Е.В.)

Новикова Е.В. создала свой комплект зондов и разработала особый массаж языка, губ, щек, скул, мягкого неба с их помощью. Цель зондового массажа – нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее.

Определение массажа вытекает из его названия. Массаж ребенок делает себе сам. Это может быть как массаж лица руками, так и, например, массаж языка с помощью зубов (артикуляционной упражнение “Причешем язычок”, когда ребенок с силой проталкивает язык через сомкнутые зубы).

1. Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры.

Применяется в случае повышения тонуса (спастичности) в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре).

Проведение лицевого массажа способствует не только формированию мимических средств общения, но и развитию оральной сферы, что необходимо для нормального питания ребенка и последующего развития речи.

Важно: Ребенку придать положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе.

Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы).

Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае значительного повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц.

Положение ребенка на спине или полусидя, голова несколько свешивается назад:

а) одной рукой поддерживать шею ребенка сзади, другой производить круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки;

б) медленными, плавными движениями поворачиваем голову ребенка в одну и в другую сторону, покачиваем вперед (3-5 раз).

Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка. Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.

Расслабление лицевой мускулатуры:

• поглаживание от середины лба к вискам;
• поглаживание от бровей к волосистой части головы;
• поглаживание от линии лба вокруг глаз;
• поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей;
• поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее;
• поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;
• легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;
• надавливающий массаж лица от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры:

• поглаживание верхней губы от углов рта к центру;
• поглаживание нижней губы от углов рта к центру;
• поглаживание верхней губы (движение сверху вниз);
• поглаживание нижней губы (движение снизу вверх);
• поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;
• точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке);
• легкое постукивание губ пальцами.

При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводим с гиперкоррекцией пораженной стороны, то есть на ней осуществлять большее число массажных движений.

2. Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры.

Осуществляется при гипотонии мышц с целью укрепления мышечного тонуса.

Приемы: Энергичные и быстрые движения.

Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры:

• поглаживание лба от середины к вискам;
• поглаживание лба от бровей к волосам;
• поглаживание бровей;
• поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны;
• поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;
• сжимание подбородка ритмичными движениями;
• разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);
• перетирание щечной мышцы (указатель¬ный палец во рту, остальные снаружи);
• пощипывание щек.

Укрепление губной мускулатуры:

• поглаживание от середины верхней губы к углам;
• поглаживание от середины нижней губы к углам;
• поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа;
• пощипывание губ;
• легкое покалывание губ.

3. Массаж язычной мускулатуры.

Массаж выполнять лёжа до еды или через 1.5- 2 часа после еды в течение 5 минут.

Массаж десен начинается с движений в горизонтальном направлении на одной стороне десны. Это усиливает слюнотечение, поэтому после 2-4 ослабляющихся движений ребенку надо дать возможность проглотить слюну. Затем аналогично проводится массаж с другой стороны десны. Далее десны массируются вертикальными движениями.

Небо массируется пальцем по средней линии, начиная спереди с легкого приподнимания мягкого неба. Это движение повторяется 10-15 раз. Во время массажа ребенок может произносить гласные А и Э.

Язык массируется в направлении спереди назад до зоны проявления рвотного рефлекса. При этом проводится поглаживание, легкое похлопывание, вибрация в течение 15 секунд.

Массаж для расслабления мышц языка:

- точечный массаж в области подчелюстной ямки, который проводят в течение 15 секунд, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;

- вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (15 секунд).

Движения используются прямые, спиралевидные, кругообразные, язык при этом держать пальцами одной руки, а пальцами другой выполнять массажные движения. Они должны быть направлены:

Работа по преодолению слюнотечения

1. Научить детей хорошо жевать — вначале с запрокинутой головой.

2. Научить подсасывать слюну и почаще проглатывать слюну одним толчком,
особенно перед выполнением упражнений.

3. Вращать языком в преддверии рта, затем сглотнуть слюну.

Желаем вам успехов.

Логопедический массаж язычной мускулатуры с речевым сопровождением

Массаж языка сопровождаем прочтением потешки, скороговорки, стихотворения. Движения пальцев имитируют происходящие в стихотворении события, действия. Это отвлекает ребенка от возможных неприятных ощущений.

Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи
— Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще.

От города дорога в гору,
А из города — с горы.
Из деревни дорога с горы,
А в деревню — в гору.

Большие ноги
Шли по дороге: Топ, топ, топ, Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке: Топ, топ, топ, Топ, топ, топ.

На дворе — трава,
На траве — дрова:
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Не руби дрова
На траве двора!

Хлещет, хлещет дождь.
Скрылся волк под хвощ.
Хвост под хвощом,
А сам под дождем.

Щеткой чищу я щенка.
Щекочу ему бока.

Милая Мила
Мылилась мылом.
Намылилась, смыла
— Так мылилась Мила.

Маленькая болтунья
Молоко болтала, болтала,
Болтала, болтала,
Да не выболтала.

У барана рога
Скручены — перекручены,
Вверчены — переверчены.

Веселый Парамошка
Играет на гармошке.

Ужа оса ужалила.
Ежу ужасно жаль его.

Змея ползет по травке,
Змея везет подарки:
Змеенку и змеючке
Зелененькие брючки.

Обрадован баран
— У барана барабан,
И баран в барабан барабанит,
Барабанит баран в барабан.
И баран гремел, стучал
— Вдруг порвался барабан!

Ярко молнии сверкают,
Тучи стрелы посылают.
Небо светится огнем,
Искры сыплются дождем.

На горе Арарат
Рвет Варвара виноград.

Валя веником метет,
Валя песенку поет:
— Я мету, мету, мету,
Быть неряхой не хочу!

Съел молодец
Тридцать три
Пирога,
Да все с творогом.

В лесу родилась елочка,
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная
Зеленая была.

Шлепают гуськом
Гусак за гусаком.
Смотрят свысока
Гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока
Гусак у гусака.

Совмещение нескольких массажных движений

Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать. Точечное покалывание языка указательным пальцем.
А за ней цыплятки
- Малые ребятки.
— Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зернышки ищите.
Соскальзывающие скребущие движения от середины языка к краям.

Боря борщ варил, варил
Да не доварил. Круговые движении указательным пальцем по центру языка.
Боря борщ солил, солил
Да недосолил. Пощипывание языка указательным и большим пальцами одной руки.
Толя борщ варил, варил
Да переварил. Круговые движения пальцем.
Толя борщ солил, солил
Да пересолил. Пощипывание языка.

Массаж, направленный на растягивание подъязычной уздечки

Во дворе горка, Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.
Под горой норка. Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.
В этой норке
Крот стережет норку. Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.