Этапы воздействия при афазии

1. Медицинское направление прямое восстановление пострадавшей функции с использованием медикаментозных средств (курс лечения назначается и проводится под наблюдением врача).

2. Логопедическое направление непосредственное восстановительное обучение на спец. организованных занятиях. Нужно начинать занятия как можно раньше, чтобы предотвратить возникновение вторичных нарушений и закрепление патологических проявлений. Восстановление речевой функции предусматривает восстановление пассивного и активного словарного запаса.

3. Коррекционно-педагогическая система занятий предполагает такой выбор приемов работы, который позволил бы восстановить первично нарушенную предпосылку (при ее неполной поломке), либо реорганизовать сохранные звенья речевой функции.

4. Независимо от того какая нейропсихологическая предпосылка оказывается нарушенной, при любой форме афазии, ведется работа над всеми сторонами речи: над экспрессивной, пониманием, письмом и чтением.

5. При всех формах афазии восстанавливается коммуникативная функция речи, развивается самоконтроль за ней. Лишь при понимании больным характера своих ошибок можно создать условия для его контроля за своей речью, за планом повествования.

6. При всех формах афазий ведется работа над восстановлением словесных понятий, включением их в различные сочетания.

При моторной афазии: отработка артикуляционных дифференцировок; отработка произношения слов с различной слоговой структурой; активизация лексического запаса и преодоление аграмматизма; формирование связной речи;

При сенсорной афазии: развитие фонематического восприятия; обучение понимания речи; воспитание наывка слухового контроля за собственной речью.

Основной задачей восстановительного обучения при акустико-гностической сенсорной афазии является преодоление дефектов дифференцированного восприятия звуков, восстановление фонематического слуха.

Приакустико-мнестической (амнестической) форме афазии центральная задача обучения – восстановление (расширение) объема акустического восприятия, преодоление дефектов слухо-речевой памяти и восстановление устойчивых зрительных образов-представлений предметов

В восстановительном обучении при семантической афазии обучение идет от восстановления пространственных взаимоотношений предметов с постепенным переводом действия на речевой уровень.

Центральная задача восстановительного обучения при моторной афферентной афазии – восстановление артикуляторной деятельности, а цель – восстановление устной экспрессивной речи. Основным методом восстановления речи при этой форме афазии является метод смысло-слуховой стимуляции слова. Данный метод предусматривает произношение не звука, а целого слова. Восстановление звуко-артикуляторного анализа и кинетической основы слова проводится на основе восстановленного активного и пассивного запаса слов.

При моторной эфферентной афазии основной задачей является преодоление патологической инертности и восстановление динамической схемы произносимого слова. Цель обучения – восстановление устной речи, письма, чтения. Реализация данной цели возможна при решении следующих задач: 1) общее растормаживание речи; 2) преодоление персевераций, эхолалий; 3) восстановление общей психической и вербальной активности. Три наиболее важные задачи восстановительного обучения при динамической афазии определены Л.С. Цветковой: 1) способность программирования и планирования высказывания; 2) предикативность речи (восстановление актуализации глаголов); 3) активность речи (восстановление активной фразы).

Большой вклад по разработке принципов и приемов преодоления афазии внесли Э. С. Бейн, М. К. Бурлакова (Шохор-Троцкая), Т. Г. Визель, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова.

В логопедической работе по преодолению афазии используются общие дидактические принципы обучения (наглядность, доступность, сознательность и т. п.), однако в связи с тем, что восстановление речевых функций отличается от формирующегo обучения, что высшие корковые функции уже говорящего и пишущего человека организованы несколько иначе, чем у начинающего говорить ребенка(А. Р. Лурия, 1969, Л. С. Выготский, 1984), при разработке плана коррекционно-педагогической работы следует придерживаться следующих положений:

3. Корреционно-педагогическая система занятий предполагает такой выбор приемов работы, который позволил бы либо восстановить первично нарушенную предпосылку (при ее неполной поломке), либо реорганизовать сохранные звенья речевой функции. Например, компенсаторное развитие акустического контроля при афферентной моторной афазии - это не просто замещение нарушенного кинестетического контроля акустическим для восстановления письма, чтения и понимания, а развитие сохранных периферийно расположенных анализаторных элементов, постепенное накопление возможности их использования для деятельности дефектной функции. При сенсорной афазии процесс восстановления фонематического слуха осуществляется путем использования сохранной оптической, кинестетической, а главное смысловой дифференциации слов, близких по звучанию.

4. Независимо от того, какая первичная нейропсихологическая предпосылка оказывается нарушенной, при любой форме афазии ведется работа над всеми сторонами речи: над экспрессивной речью, пониманием, письмом и чтением.

5. При всех формах афазии восстанавливается коммуникативная функция речи, развивается самоконтроль за ней. Лишь при понимании больным характера своих ошибок можно создать условия для его контроля за своей речью, за планом повествования за коррекцией литеральных или вербальных парафазий и т. п.

6. При всех формах афазии ведется работа над восстановлением словесных понятий, включением их в различные словосочетания.

7. В работе используются развернутые внешние опоры и постепенная их интериоризация по мере перестройки и автоматизации нарушенной функции. К таким опорам относятся при динамической афазии схемы предложения и метод фишек, позволяющие восстанавливать самостоятельное развернутое высказывание, при других формах афазии - схема выбора способов артикуляции при произвольной организации артикуляторных укладов фонем, схемы, используемые для преодоления импрессивного аграмматизма.

Динамика восстановления нарушенных речевых функций зависит от места и объема очага поражения, от формы афазии; сроков начала восстановительного обучения и преморбидного уровня больного.

При афазиях, возникших вследствие кровоизлияния в мозг, речь восстанавливается лучше, чем при тромбоэмболии сосудов головного мозга или обширных травмах мозга. Афазические расстройства у 5-6 летних детей (в большинстве случаев травматического происхождения) преодолеваются быстрее, чем у школьников и взрослых.

Коррекционно-педагогическая работа начинается с первых недель и дней с момента инсульта или травмы по разрешению врача и под его контролем. Раннее начало занятий предотвращает фиксацию патологических симптомов и направляет восстановление по наиболее целесообразному пути. Восстановление нарушенных психических функций достигается при длительных логопедических занятиях.

При афазии проводятся индивидуальные и групповые логопедические занятия. Индивидуальная форма работы считается основной, так как именно она обеспечивает максимальный учет речевых особенностей больного, тесный личный контакт с ним, а также большую возможность психотерапевтического воздействия. Длительность каждого занятия на раннем этапе после инсульта в среднем от 10 до 15 минут 2 раза в день, на поздних этапах - 30-40 минут не реже 3 раз неделю. Для групповых занятий (три - пять человек) с однотипными формами речевых расстройств и относительно одинаковой стадией восстановления речи время занятий 45-50 минут.

Логопед должен разъяснить родным особенности личности больного, связанные с тяжестью заболевания. На конкретных примерах объясняется обязательность его посильного участия в жизни семьи. Даются инструкции для работы по восстановлению речи.

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 792 ;

Диагностика

Афазия диагностируется следующими способами:

  1. Исключаются другие речевые расстройства, свойственные психическим патологиям, например, персеверация или логорея при шизофрении.
  2. Патопсихологическое исследование.
  3. Визуализация головного мозга.

Обычно при первом же контакте с больным врач может заподозрить дисфазию. Тут же необходимо отличить афазию от других расстройств коммуникации. Так, пациент может иметь нейросенсорную тугоухость, нарушение иннервации мышц и органов артикуляции.

Сенсорная дисфазия Вернике в первые 2-3 сутки может быть похожей на делирий из-за повышенной речевой продукции и невнятного разговора. Однако психотические состояния легко дифференцируются за счет наличия галлюцинаций и нарушения сознания. При афазии сознание сохранено.

Тестирование представляет собой экспресс-диагностику и логопедическое обследование:

  • спонтанная речь; она оценивается по скорости произношения, количеству слов в минуту;
  • номинативная функция; исследуется возможность больного называть предметы и явления по своему наименованию;
  • наличие повторов;
  • понимание обращенной речи;
  • сохранность навыков чтения и письма.

Методы коррекции

Восстановление расстройства речи требует комплексного вмешательства. В целом лечение состоит их двух этапов:

После основных двух этапов могут добавляться дополнительные, необязательные, для восстановления нормального психического состояния.

Для этого проводится психотерапия, например, при помощи животных (иппотерапия) или песочная терапия.


Медикаментозное лечение

Методы медикаментозного лечения – это набор мероприятий, которые направлены на устранение причины дисфазии и восстановление нормальной работы мозга. Основные направления: этиотропная, патогенетическая и симптоматическая терапия.

Этиотропная терапия – лечение, направленное на устранение причины заболевания. Зависит от того, что привело к афазии. В случае инсульта проводится коррекция водно-солевого баланса, кислотно-щелочного баланса, устраняется отек мозга, восстанавливается мозговое кровообращение. После этого назначаются нейротрофические, нейропротекторные средства и антигипоксанты. Такие препараты улучшают питание мозговой ткани и защищают их от кислородного голодания.

В случае острой инфекции, например, при менингите или энцефалите, назначается противовирусная или антимикробная терапия. Проводится дезинтоксикация и регидратация организма – из кровяного русла удаляются продукты жизнедеятельности инфекции, восстанавливается объем циркулирующей крови и уровень электролитов. Все это направлено на нормализацию работы мозга, без которой логопедические занятия проводить невозможно.

Симптоматическая и патогенетическая медикаментозная терапия зависит от ситуации. При нарушениях работы сердца – корригируют сердечную деятельность, при судорогах – вводят противоэпилептические средства.

Логопедическая помощь

Общие задачи восстановительного обучения – восстановить понимание и воспроизведение речи, попутно корригируя сопутствующие патологии артикуляционного аппарат. Коррекция афазии зависит от ее вида.

Восстановительное обучение при афазии начинается в остром периоде, после стабилизации больного. Чем быстрее начнется коррекционная работа, тем выше вероятность успеха и реабилитации речи.

Методики восстановления при смешанной сенсомоторной афазии

Главные задачи – уменьшение речевой продукции и привлечение слухового внимания. Для этого используются такие упражнения:

  • Больному нужно выполнить речевые инструкции. Врач озвучивает простую инструкцию, а больной их выполняет. Методика работы идет от простого к сложному. Например, первые фразы – откройте глаз, моргните левым глазом или сожмите руку в кулак. Более сложные фразы – укройтесь одеялом, возьмите чашку или ложку.
  • Пациенту показывают простые сюжетные картинки из одного действия. Его задача – назвать несколько простых действий или описать ситуацию на изображении. Например, художник рисует картину, мама обнимает ребенка.
  • Активизация внимания пациента. Врач задает вопрос, а больной на него отвечает, ассоциируя ответ с предметом. Например, врач спрашивает, болит ли у вас голова; пациент утвердительно кивает и прикасается к своей голове.

Методы восстановления при моторной афазии

Задачи – преодолеть трудность в переключении звуков. Используются такие упражнения:

Общие методы восстановления:

  • Логопедический массаж. Это механическое воздействие на мышцы, нервы и сосуды органов речевого аппарата. Массажные движения в области челюсти и шеи улучшают местный кровоток и лимфообращение, расслабляют мышцы и нормализуют дыхание.
  • Упражнения и игры. Игры в своей сути позволяют восстановить или научить больного правильно дышать при разговоре и улучшить произношение звуков. Правильная игра также развивает дыхательную систему, укрепляют мышцы губ и языка, улучшают фразовую речь на выдохе.
  • Методы стимуляции речи при афазии. Сегодня используются сенсорные методы стимуляции, среди которых тактильная и аудиовизуальная стимуляция. В основе тактильной стимуляции – прикосновение к телу больного пальцами или тупой иголкой, поглаживание. Зрительная стимуляция представляет собой привлечение визуального внимания пациента, слуховая стимуляция – привлечение слухового внимания.

Иппотерапия

Лечебная езда на лошади, или иппотерапия, – неспецифический метод восстановления тонуса организма. Относится к методам пет-терапии, то есть лечения при помощи животных. Верховая езда не оказывает конкретного влияния на артикуляционный аппарат или высшие корковые центры речи, но обладает терапевтическим свойством: улучшает координацию, чувство симметрии, укрепляет мышцы тела, синхронизирует части тела при движении и развивает мелкую моторику. Лечебная езда оказывает психотерапевтический эффект: снимает тревогу, стресс, расслабляет.

Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Афазия – это заболевание, для которого характерны проблемы с распознаванием речи и речевым общением, которые возникают вследствие повреждения участков мозга, отвечающих за речь. Афазия не является врожденным заболеванием. Она появляется внезапно после травм или заболеваний. Это может быть как травма головы, так и сердечный удар, инсульт, инфекция или маразм. Приобретенная афазия проявляется в виде полной или частичной неспособности воспринимать речь (устную и/или письменную) и говорить.

Существует различные классификации афазий: классическая, неврологическая классификация Вернике-Лихтгейма, лингвистические классификации Х.Хэда и других. В настоящее время общепринятой является нейропсихологическая классификация афазий А.Р. Лурии, который различает шесть форм афазий: акустико-гностическую акустико-мнестическую (возникает при поражении височных отделов коры головного мозга), семантическую и афферентную моторную афазии (возникает при поражении нижних отделов коры головного мозга), эфферентную моторную и динамическую афазии (возникает при поражении премоторных заднелобных отделов коры головного мозга).

Коррекционное воздействие при всех формах афазии складывается из двух направлений:

1. Медицинское направление — прямое восстановление пострадавшей функции с использованием медикаментозных средств. Курс лечения проводится по назначению и под наблюдением врачей.

2.Логопедическое направление — непосредственное восстановительное обучение на специально организованных занятиях.

Как показывают наблюдения, в детском возрасте эффективность занятий выше, чем во взрослом. Как правило, у взрослых речь не удается восстановить полностью, а у детей можно достигнуть нормы, причем в достаточно короткие сроки.

Логопедические занятия рекомендуется начинать как можно раньше, чтобы предупредить возникновение вторичных нарушений и закрепление патологических проявлений.

Существуют общие положения для восстановления речи у детей с моторной и сенсорной афазией.

Восстановление речевой функции предусматривает использование различных приемов по растормаживанию сохранившихся элементов речевой системы. Одно из ведущих направлений в работе — восстановление пассивного и активного словарного запаса.

По форме проведения логопедические занятия должны носить в основном индивидуальный характер, так как дети резко отличаются друг от друга по своим речевым и личностным особенностям. Кроме того, восстановление речи всегда протекает у разных детей по-разному.

На протяжении всего времени логопедической работы необходима помощь родителей, воспитателей, близких ребенка: они должны продолжать восстановительную работу, контролировать ее, вселять в ребенка веру в его собственные силы.

Поскольку полученные на занятиях речевые навыки весьма неустойчивы и быстро утрачиваются, необходимо в течение всего срока обучения неоднократно повторять и закреплять усвоенное

При афазии логопедическая работа включает в себя следующие направления:

Отработка артикуляторных дифференцировок.

Обучение детей пониманию речи. Это направление сливается с первым, и к ним присоединяется работа над произношением слов, сходных по звучанию, но разных по смыслу (клубок — комок, удочка — уточка).

3. Отработка произношения слов разной слоговой структуры.

4. Активизация лексического запаса и преодоление имеющегося аграмматизма.

5. Формирование связной речи и воспитание навыков связного рассказывания.

6. Воспитание у ребенка навыка слухового контроля за собственной речью и речью окружающих.

7. Устранение нарушений чтения и письма.

Содержание логопедической работы при всех формах афазии зависит от этиологии и объема органического нарушения, а также от возраста ребенка.

С первых же занятий параллельно с развитием фонематического слуха следует проводить работу по формированию у детей навыков звукового анализа. Необходимо научить детей выделять названный звук в словах, где он находится в разных позициях.

Работа по развитию произносительных навыков отличается большим своеобразием. Начинать ее рекомендуется с отработки сохранных звуков, поскольку главная задача — оживить утраченную способность речедвигательного анализатора.

Следующий этап — восстановление отсутствующих звуков. При этом внимание ребенка фиксируют не только на акустической характеристике звука, но и на артикуляторной, а также графической (если ребенок школьного возраста). Большую пользу приносят упражнения в сопряженном (совместном с логопедом) и отраженном (вслед за логопедом) повторении автоматизированных речевых рядов. В дальнейшем эти ряды необходимо преобразовывать в слова и короткие предложения.

Если ребенок до появления афазии обучался в школе, в процессе восстановительной работы необходимо использовать сохранные навыки письменной речи. Поэтому цикл занятий рекомендуется проводить в письменной форме (ребенок записывает числовые ряды, слова и предложения в тетради).

В процессе восстановления письменной речи проводятся звуко-буквенный анализ состава слов, а также различные варианты упражнений типа: вставить в слове пропущенную букву; дополнить подпись под картинкой; закончить начатое слово; ответить (письменно) на вопрос и т. п.

На начальных этапах применяют неречевые формы работы, помогающие организации деятельности детей. Широко используются различные неречевые игры, срисовывание, лепка по образцу.

Медицинское направление

При афазии проводят в стационарное комплексное, поэтапное и дифференцированное лечение в зависимости от основного заболевания, формы афазии, возраста, соматического и неврологического статуса больного. Восстановительную логопедическую терапию при непрогрессирующих заболеваниях и резидуальных состояниях продолжают в поликлинике.

Инструментальные исследования при афазии

КТ-сканирование или МРТ обычно определяют локализацию и природу поражения головного мозга. Ангиография помогает в точном определении специфических сосудистых синдромов.

Наиболее частой причиной возникновения того или иного вида афазии является окклюзия сонных артерий, приводящая к нарушению кровотока в бассейне внутренней сонной и средней мозговой артерии. В симптоматике данного нарушения выделяют 4 стадии: I стадия - бессимптомная, при артериографии выявляют стеноз артерии, опасность которого - тромбоэмболия, II стадия - высокая степень сужения сосуда с интермиттирующей ишемией с синкопальными, длящимися несколько минут гемипарезами, афазией, нарушением походки и чувствительности (транзиторная ишемическая атака). Осложнения - тромбоз мелких мозговых сосудов; III стадия - полная окклюзия артерии, проявляющаяся внезапной апоплексией с потерей сознания, полной картиной апоплексического инсульта; IV стадия - остающиеся неврологические знаки после перенесенного инсульта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бейн Э.С., Бурлакова М.К., Визель Т.Г. Восстановление речи у больных с афазией. М., 1982

Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии, М., 1989

Бурлакова М.К. Речи и афазия. М., 1997

Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1979

Оппель В.В. Восстановление речи при афазии. Л., 1968

Логопедия: учебник для студ. деф. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой – 5-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2008.-703 с.

Теоретической основой восстановительного обучения являются представления в психологии о ВПФ как функциональных системах, об их системной и динамической локализации, о прижизненном их формировании, об их общественно-историческом происхождении и опосредованном строении.

На основании этих теоретических позиций психологами в сотрудничестве с физиологами, невропатологами, логопедами был разработан и практически применен новый путь восстановления ВПФ – путь перестройки функциональных систем методом восстановительного обучения. Этот путь имеет 2 направления в практической работе:

1. Межсистемная перестройка: создание новых функциональных систем, включающих в работу новые звенья (афферентации), не принимавшие прежде прямого участия в реализации этой (теперь нарушенной) функции.

2. Использование резервной афферентации: нарушенное звено в психологической структуре функции замещается другим.

Такой подход к восстановительному обучению требует правильного формулирования задачи обучения. Задачи восстановительного обучения при афазии Л.С. Цветковой названы социально-психологическим аспектом восстановительного обучения. Данный аспект предполагает комплексное воздействие на речь, поведение и всю психическую сферу в целом. Такой подход требует решения следующих задач: 1) восстановление речи как психической функции, а не приспособление лица с афазией к своему дефекту; 2) восстановление деятельности речевого общения, а не изолированных частных сенсомоторных операций речи; 3) восстановление, прежде всего, коммуникативной функции речи, а не отдельных ее сторон; 4) возвращение лица с афазией в нормальную речевую среду, а не в упрошенную, то есть – возвращение к профессиональной деятельности.

Л.С. Цветкова сформулировала новые принципы восстановительного обучения, идущие в русле идей А.А. Лурия и основанные на вышеназванных научных представлениях. Правильно разработанные принципы – это основа эффективности восстановления речи у больных. Принципы условно разделены на психофизиологические, психологические и психолого-педагогические.

I. Психофизиологические принципы

1. Принцип квалификации дефекта.

2. Использование сохранных анализаторных систем в качестве опоры при обучении.

3. Создание новых функциональных систем на основе афферентаций (звеньев), не принимавших прежде прямого участия в отправлении пострадавшей функции.

4. Опора на разные уровни организации психических функций, в том числе и речи.

5. Опора при обучении на всю психическую сферу человека в целом, а также и на отдельные сохранные психические процессы – память, мышление, воображение и т.д.

6. Принцип контроля.

1. Принцип учета личности больного.

2. Принцип опоры на сохранные формы деятельности больного.

3. Принцип опоры на деятельности больного.

4. Принцип организации деятельности больного.

5. Принцип программированного обучения.

6. Принцип системного воздействия на дефект.

7. Принцип учета социальной природы человека.

III. Психолого-педагогические принципы

2. Принцип учета объема и степени разнообразия материала.

3. Принцип сложности вербального материала.

4. Эмоциональная сторона материала.

Основные принципы работы по восстановлению речи (по В.В. Оппель):

Основные направления методических разработок:

1. Использование методик, разработанных для обучения речи глухонемых детей. Здесь в основе лежит постановка звуков с дальнейшим, активно осознанным построением из звуков слогов и слов, а затем таким же построением предложений и прохождением грамматических правил, позволяющих сознательно корригировать правильность построения фразы.

2. Восстановительная работа с опорой в первую очередь на письменную речь, т.е. на ее зрительное восприятие. С самого начала больному дают механическое списывание букв и слов, закрепляя каждый произносимый больным звук зрительным образом буквы.

Этот последний путь представляется нам наиболее продуктивным. Он максимально использует все реальные речевые возможности больного и при достаточной настойчивости как больного, так и логопеда может привести в значительном числе случае к восстановлению речи в той или иной степени.

Однако этот путь, как показывает практика, требует соблюдения ряда условий:

1. Отношение к больному даже полностью потерявшему речь, как к потенциально говорящему человеку.

2. Использование всех реальных речевых возможностей больного.

3. Раннее начало работы по восстановлению речи при афазии.

4. Организация повседневной речевой работы с больным.

Одним из основных правил восстановления речи при афазии является возможно частое проведение занятий при систематическом участии в восстановительной работе окружающих и постепенном расширении круга лиц, с которыми общается больной.

5. Нахождение индивидуального оптимального интервала между речевым заданием и его выполнением, без соблюдения которого больной часто совершенно бессилен в речевом отношении. Эти интервалы крайне индивидуальны и колеблются, по нашим наблюдениям, от 4-5 до 30-35 секунд.

7. Важность предупреждения аграмматизма: длительный аграмматизм – результат неправильной организации начального периода восстановления речи.

8. Дифференцированный подход к работе по восстановлению чтения и письма.

Перечисленные принципы выдвигают ряд требований к методам, применяемых в практике обучения больных с афазией.

1-е требование к методам восстановления речи является их адекватность механизму нарушения речи. Восстановительное обучение должно идти не от симптома, а от его механизма.

2-е требование – обходность методов, воздействующих на нарушение не прямо, а в обход непосредственного дефекта, с целью его преодоления с опорой на сохранные уровни и звенья в структуре функции.

3-е требование – системность методов: методы должны быть не изолированными, а системными. Системность методов обеспечивает принцип системного воздействия и восстановлению не частных речевых операций, а вербального поведения в целом.

Системы методов восстановительного обучения как раз и предусматривают не только направленное, но и всестороннее воздействие. Эти системы методов имеют три особенности:

1) ведущий метод, выбор которого зависит от нарушенной функции и механизма ее нарушения;

Требования к проведению занятий:

1. Учет времени (длительность одного занятия). Продолжительность занятия зависит от состояния больного, от течения его болезни, от личностных характеристик. В начальном периоде – не выше 15 – 20 мин. В стабильный период течения заболевания – 1 ч.

2. Учет работоспособности и утомляемости больного. В занятии 1 – 2 паузы – 3-5 мин. активный отдых (движения с музыкальным сопровождением, пением, беседы, с положительными эмоциями) или 3-5-минутный пассивный отдых (прослушивание любимых музыкальных произведений, рассматривание картин, репродукций).

3. Учет настроения и самочувствия больного в период проведения занятия.

4. Учет формы организации занятия. Разные формы предусматривают работу над разными видами активности больного (общей, вербальной и невербальной) и используют разные виды (и степень) эмоционального состояния больного.

5. Учет комфортности условий проведения занятий: необходимо обеспечение тишины, отсутствие отвлекающих моментов (телефонные звонки, разговоры, посторонние люди).

Пособия, которые нужны логопеду для проведения занятий по восстановлению речи:

1. Настенное зеркало.

2. Набор бытовых предметов (очки, ложка, вилка, нож, тарелка, чашка, ручка, карандаш, спички, набор коробок, различных по величине, форме и цвету, тетрадь, книга, ключи различные, нитки различных цветов, платок, бумага, кружка, конверт, марка и др.).

4. Набор элементов букв печатного шрифта, вырезанный из фанеры или картона, с достаточным количеством каждого элемента.

5. Разрезная азбука с достаточным количеством отдельных букв и всевозможных слогов.

6. Наборы плакатиков с текстом, написанным печатным и письменным шрифтами.

7. Наборы букв, написанных разными шрифтами.

8. Наборы плакатиков со специальными слогосочетаниями для работы: а) над слоговым чтением; б) над переменным ударением; в) над дифференцировкой звуков, близких по произношению и близких по звучанию; г) над запоминанием звукового ряда.

9. Наборы плакатиков с пословицами и поговорками.

10. Наборы плакатиков для исследования тонкости семантического различения.

11. Слоговые таблицы для отработки дифференцировки звуков, близких по артикуляции, и звуков, близких по звучанию.

12. Наборы мелких предметов для восстановления восприятия посредством активного осязания.

13. Счетные палочки, связанные по десяткам.

14. Два набора одинаковых картинок и картинок, мало отличающихся друг от друга.

15. Два набора одинаковых предметов различной длины, ширины и толщины.

16. Набор букв печатного или письменного шрифта размером 15 х 10 см, нарисованных тушью или наклеенных на плотной бумаге размером 20 х 18 см (толщина основных линий 2 см, колосковых 0,5 см) для восстановления чтения у больных с атаксией взора.

17. Набор полосок плотной бумаги с прорезями различной длины для восстановления чтения у больных с атаксией взора.

18. Набор различных монет.

Все перечисленные наборы пособий должны быть портативны, чтобы их можно было разложить либо на постели, либо на столе перед больным. Крупные таблицы и картины, развешиваемые обычно на стене, неудобны для работы с больными, страдающими афазией.

Элементы букв (п. 4) следует иметь двух видов: однотонные и раскрашенные, причем каждый элемент всегда окрашен в один определенный цвет.

Для плакатиков (п. 6) используются отрезанные от картинок подписи к ним (если они напечатаны достаточно крупным шрифтом) или любые предложения, вырезанные из книг, журналов, газет и наклеенные на картон. Следует очень внимательно следить за тем, чтобы все плакатики, которыми пользуется логопед с данным больным в начале занятий, были напечатаны одним шрифтом и написаны одним почерком.

Если большинство перечисленных выше пособий постоянно и может быть использовано почти с любым больным, то набор (п. 6) обязательно индивидуализируется для каждого больного в зависимости от его конкретных интересов и возможностей произношения.

Коррекционное воздействие при всех формах афазии складывается из двух направлений:

1. Медицинское – прямое восстановление пострадавшей функции с использованием медикоментозных средств.

2. Логопедическое направление – непосредственное восстановительное обучение на специально организованных занятиях.

• Острый период (до 21 дня)

• Ранний восстановительный период (до 6 месяцев )

• Поздний восстановительный период (от 6 месяцев до 1 года)

• Резидуальный период (более одного года)

Два периода восстановительного обучения при афазии:

· острый – до двух месяцев после заболевания

· резидуальный – после двух и далее

Е.П. Марковская:

Продолжительность восстановительного обучения

- Реабилитация больного афазией продолжается от нескольких месяцев до 2-х лет, в среднем 6 мес.; отсутствие эффекта после ежедневных занятий на протяжении б мес. является показанием к прекращению речетерапии.

- По результатам отечественных и зарубежных специалистов отмечается, что наилучшая эффективность достигается при начале речевой реабилитации в первые 3 месяца, проводимые не менее 3 часов каждую неделю в течение 5 месяцев и более, и часто улучшение продолжается и сверх 6 месяцев до 2 лет, что и определяет длительность речевой реабилитации.

Дата добавления: 2015-09-04 ; просмотров: 4005 . Нарушение авторских прав

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.