Факторы дизонтогенеза нервной системы

Как известно, нарушения нервной системы могут быть вызваны как биологическими факторами, так и социальными.

Среди биологических факторов значительное место занимают так называемые пороки развития мозга, связанные с поражением генетического материала (хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена и др.). Большая роль отводится внутриутробным нарушениям (в связи с тяжелыми токсикозами беременности, токсоплазмозом, люэсом, краснухой и другими инфекциями, различными интоксикациями, в том числе гормонального и лекарственного происхождения), патологии родов, инфекциям, интоксикациям и травмам, реже — опухолевым образованиям раннего постнатального периода. При этом нарушения развития могут быть связаны с относительно стабильными патологическими состояниями нервной системы.

Незрелость развития мозга, слабость гематоэнцефалического барьера обусловливают повышенную восприимчивость центральной нервной системы ребенка к различным вредностям. Как известно, целый ряд патогенных факторов, не оказывающих влияния на взрослого, вызывает нервно-психические нарушения и аномалии развития у детей.

Большое значение имеет время повреждения. Объем поражения тканей и органов при прочих равных условиях тем более выражен, чем раньше действует патогенный фактор.

Характер нарушения также зависит от мозговой локализации процесса и степени его распространенности. Особенностью детского возраста является, с одной стороны, незрелость, а с другой — большая, чем у взрослых тенденция к росту и обусловленная ею способность к компенсации дефекта.

Поэтому при поражениях, локализованных в определенных центрах и проводящих путях, длительное время может не наблюдаться выпадения определенных функций.

Большое значение имеет интенсивность повреждения мозга. При органических поражениях мозга в детском возрасте, наряду с повреждением одних систем, наблюдается недоразвитие других, функционально связанных с поврежденной. Сочетание явлений повреждения с недоразвитием создает более обширный характер нарушений, не укладывающихся в четкие рамки топической диагностики.

Ряд проявлений дизонтогенеза, в целом менее грубых по степени выраженности и в принципе обратимых, связан и с влиянием неблагоприятных социальных факторов. И здесь чем раньше сложились для ребенка неблагоприятные социальные условия, тем более грубыми и стойкими будут нарушения развития.

К социально обусловленным видам непатологических отклонений развития относится так называемая микросоциально-педагогическая запущенность, под которой понимается задержка интеллектуального и в определенной мере эмоционального развития, обусловленная культуральной депривацией — неблагоприятными условиями воспитания, создающими значительный дефицит информации и эмоционального опыта на ранних этапах развития.

К социально обусловленным видам патологических нарушений онтогенеза относится так называемое патохарактерологическое формирование личности — аномалия развития эмоционально-волевой сферы с наличием стойких аффективных изменений, вегетативной дисфункции, вызванная длительными неблагоприятными условиями воспитания и возникшая в результате патологически закрепившихся реакций протеста, имитации, отказа, оппозиции и т. д.

Как известно, нарушения нервной системы могут быть вызваны как биологическими факторами, так и социальными.

Среди биологических факторов значительное место занимают так называемые пороки развития мозга, связанные с поражением генетического материала (хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена и др.). Большая роль отводится внутриутробным нарушениям (в связи с тяжелыми токсикозами беременности, токсоплазмозом, люэсом, краснухой и другими инфекциями, различными интоксикациями, в том числе гормонального и лекарственного происхождения), патологии родов, инфекциям, интоксикациям и травмам, реже — опухолевым образованиям раннего постнатального периода. При этом нарушения развития могут быть связаны с относительно стабильными патологическими состояниями нервной системы.

Незрелость развития мозга, слабость гематоэнцефалического барьера обусловливают повышенную восприимчивость центральной нервной системы ребенка к различным вредностям. Как известно, целый ряд патогенных факторов, не оказывающих влияния на взрослого, вызывает нервно-психические нарушения и аномалии развития у детей.

Большое значение имеет время повреждения. Объем поражения тканей и органов при прочих равных условиях тем более выражен, чем раньше действует патогенный фактор.

Характер нарушения также зависит от мозговой локализации процесса и степени его распространенности. Особенностью детского возраста является, с одной стороны, незрелость, а с другой — большая, чем у взрослых тенденция к росту и обусловленная ею способность к компенсации дефекта.

Поэтому при поражениях, локализованных в определенных центрах и проводящих путях, длительное время может не наблюдаться выпадения определенных функций.

Большое значение имеет интенсивность повреждения мозга. При органических поражениях мозга в детском возрасте, наряду с повреждением одних систем, наблюдается недоразвитие других, функционально связанных с поврежденной. Сочетание явлений повреждения с недоразвитием создает более обширный характер нарушений, не укладывающихся в четкие рамки топической диагностики.

Ряд проявлений дизонтогенеза, в целом менее грубых по степени выраженности и в принципе обратимых, связан и с влиянием неблагоприятных социальных факторов. И здесь чем раньше сложились для ребенка неблагоприятные социальные условия, тем более грубыми и стойкими будут нарушения развития.

К социально обусловленным видам непатологических отклонений развития относится так называемая микросоциально-педагогическая запущенность, под которой понимается задержка интеллектуального и в определенной мере эмоционального развития, обусловленная культуральной депривацией — неблагоприятными условиями воспитания, создающими значительный дефицит информации и эмоционального опыта на ранних этапах развития.

К социально обусловленным видам патологических нарушений онтогенеза относится так называемое патохарактерологическое формирование личности — аномалия развития эмоционально-волевой сферы с наличием стойких аффективных изменений, вегетативной дисфункции, вызванная длительными неблагоприятными условиями воспитания и возникшая в результате патологически закрепившихся реакций протеста, имитации, отказа, оппозиции и т. д.

В.В. Ковалев определяет дизонтогенез как нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства созревания структур и функций головного мозга.

Традиционно (например, Ушаков) выделяются два основных типа психического дизонтогенеза: ретардацию и асинхронию. В. В. Ковалев в дополнение выделяет третий тип дизонтогенеза, который может быть обозначен как регрессия.

Под ретардацией понимают запаздывание или приостановку психического развития. Ретардация может быть общей (тотальной) и частной (парциальной). В первом случае говорят о запаздывании или приостановке всего психического и личностного развития в целом. В последнем - о запаздывании или приостановке развития отдельных психических функций, компонентов психики, отдельных свойств личности.

Асинхрония определяется как искаженное, диспропорциональное, дисгармоническое психическое развитие. Она характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом /8/.

Регрессивный тип связан с механизмами высвобождения и фиксации более ранних онтогенетических форм нервно-психического реагирования. Сущность данного типа составляет временный возврат к незрелым формам нервно-психического реагирования.

Выделяются шесть типов дизонтогенеза (Лебединский):

1. Недоразвитие, под которым понимается общее стойкое отста­вание в развитии всех функций вследствие раннего органического поражения мозга. Пора­жение может иметь наследственную природу (эндогенную) или быть результатом внешних (экзогенных) факторов. Наи­более характерным примером недоразвития является олигофрения.

2. Задержанное развитие — замедление темпа всего психиче­ского развития, возникающее чаще всего в результате слабо вы­раженных органических поражений коры мозга или длительных и тяжелых сомати­ческих заболеваний.

3. Поврежденное развитие, представленное орга­нической деменцией — нарушением психического развития после трех лет вследствие массивных травм мозга,нейроинфекций, наследственных дегенеративных заболеваний. Во многих случаях органическая деменция имеет прогрессирующий характер.

4. Дефицитарное развитие. Наиболее ярко его представляют нарушения психического развития при недостаточности анализаторных систем — зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

5. Искаженное развитие — разные варианты слож­ных сочетаний общего недоразвития, задержанного, ускоренного и поврежденного развития. Причинами искаженного развития яв­ляются некоторые процессуальные наследственные заболевания, например шизофрения, врожденная недостаточность обменных процессов. Ранний детский аутизм — наиболее яркий пример это­го типа нарушенного психического развития.

6. Дисгармоническое развитие, связанное с наруше­нием формирования эмоционально-волевой сферы. К нему отно­сятся психопатии и случаи патологического развития личности вследствие крайне неблагоприятных условий воспитания.

В современных работах можно увидеть еще один тип – психосоматический дизонтогенез, который обусловлен соматическими заболеваниями.

Лебединский выделил параметры, определяющие характер психологического дизонтегенеза:

1. функциональная локализация дефекта: а) частный дефект обуславливается дифицитарностью отдельных психических функции – гнозиса, праксиса, речи. б) общий дефект связан с нарушением регуляторных систем – подкорковых (снижается уровень бодрствования, психической активности) и корковых (дефекты интеллектуальной деятельности, нарушения более сложных, специфически человеческих эмоций).

2. время повреждения

3. соотношения в структуре дефекта – Первичный дефект – нарушения непосредственно вытекающие из биологического характера болезни. Он может иметь характер недоразвития или повреждения. Первичный дефект + неблагоприятные социальные условия = вторичный дефект – возникающий опосредовано в процессе аномального социального развития.

4. нарушения межфункциональных взаимодействий – новые функции и их качества возникают в результате перестройки внутрисистемных отношений. К межфункциональным отношениям относят явления временной независимости функции, ассоциативные и иерархические связи. В дизонтегенезе временная независимость функции превращается в ее изоляцию, сама функция стереотипизируется, зацикливается в развитии. Ассоциативные связи характеризуются повышенной инертностью, в результате возникает их патологическая фиксация – трудности усложнения, перехода к иерархическим связям.

Биологические факторы дизонтогенеза:

1) генетические факторы (наследственные болезни, хромосомные аберрации, генные мутации, эндогенные заболевания и т. д.);

2) внутриутробные нарушения (токсикозы, инфекции, интоксикации и т. д.);

3) патология родов;

4) ранние заболевания с поражением центральной нервной системы (прогрессирующие гидроцефалии, опухоли головного мозга, энцефалиты и т. п.).

К социальнымфакторам дизонтогенеза относятся:

1) различные виды эмоциональной и социальной депривации;

2) разного рода социальные психологические стрессы.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 1867 ;

Положение о взаимосвязи биологического и социального в развитии индивидуума подтверждает тот факт, что нарушения нервной системы могут быть вызваны как биологическими (внутриутробные повреждения ГМ и т.д.), так и социальными факторами (микросоциальная педагогическая запущенность, патологическое формирование личности и др.).

Анализируя биологические факторы, большинство ученых подчеркивают наибольшую частотность так называемых пороков развития мозга, связанных с поражением генетического материала (хромосомные аберрации, генные мутации, наследственные дефекты обмена веществ и др.). Большая роль отводится внутриутробным нарушениям ЦНС, патологии родов, инфекциям, травмам раннего постнатального периода. Центральная нервная система ребёнка, по причине своей незрелости и слабости гематоэнцефалического барьера, чрезвычайно восприимчива к различным вредностям.

Микро-социальная запущенность, под которой понимается задержка интеллектуального и эмоционального развития, обусловлена информационной и эмоциональной депривацией на ранних этапах развития ребёнка.
Варианты патохарактерологического формирования личности (аномалия развития эмоционально-волевой сферы с наличием стойких аффективных изменений, вегетативной дисфункции) также относятся к социально обусловленным видам патологических нарушений онтогенеза.

Большие возможности для анализа возрастных закономерностей патогенеза и клиники психических заболеваний у детей и подростков дает теория периодизации, или этапности, индивидуального развития, разработанная отечественными физиологами (Орбели, 1961; Вол охов, 1983).

Значение критических периодов заключается не только в том, что они являются периодами ускоренного развития функций, но также и в том, что смена одних критических периодов другими задает определенную последовательность, ритм всему процессу психофизиологического развития в раннем возрасте.

Критический, или сензитивный (чувствительный) период, подготовленный структурно-функциональным созреванием отдельных мозговых систем, характеризуется избирательной чувствительностью к определенным средовым воздействиям (паттерну лица, звукам речи и т.п.). Это период наибольшей восприимчивости к обучению.

Второе базовое понятие — гетерохрония развития. Внешне психическое развитие выглядит как плавный переход от простого к сложному. Однако если обратиться к рассмотрению внутренних закономерностей, то оказывается, что каждый новый этап является результатом сложных межфункциональных перестроек. В результате гетерохронии между отдельными функциями возникают различные по своему характеру связи. В одних случаях они носят временный, факультативный, характер, другие становятся постоянными

Третье базовое понятие — асинхронияразвития. В норме межфункциональные связи складываются в процессе гетерохронии. В патологии же возникают различные диспропорции в развитии (раннее развитие речи (до года), но сильная задержка психомоторного развития при ранней детской шизофрении).

Классификация психического дизонтогенеза предложенная В.В. Лебединским имеет следующий вид:

  • Общее психическое недоразвитие;
  • Задержанное психическое развитие;
  • Поврежденное психическое развитие;
  • Дефицитарное психическое развитие;
  • Искаженное психическое развитие;
  • Дисгармоничное психическое развитие

Общее психическое недоразвитие - общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных), что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем. Более нарушены высшие психические функции (особенно интеллект, речь), чем элементарные (непроизвольное восприятие, память, моторика, элементарные эмоции). Наиболее типичной моделью психического недоразвития являются состояния олигофрении.

Задержанное психическое развитие - замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах. М.б. вызвано генетическими факторами, хроническими заболеваниями, инфекцией, интоксикацией, травмами мозга, психогенными факторами (неблагоприятными условиями воспитания) в период до 3-х летнего возраста. Задержка психического развития (ЗПР) выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, над определяемыми социальной ситуацией развития, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности, эмоциональной незрелости.

Поврежденное психическое развитие. Связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств. Характерной моделью поврежденного психического развития является органическая деменци.

Дефицитарное психическое развитие. Оно связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с детскими церебральными параличами), а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний (сердечно-сосудистой системы, например при тяжелых пороках сердца, дыхательной - при бронхиальной астме, ряде эндокринных заболеваний и т. д.). Первичный дефект анализатора либо определенной соматической системы ведет к недоразвитию функций, связанных с ними наиболее тесно, а также к замедлению ряда других, связанных с пострадавшей опосредованно.

Искаженное психическое развитие. Сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие в ряду качественно новых патологических образований, не присущих каждому из входящих в клиническую картину виду нарушенного развития. Искаженное развитие наблюдается при процессуальных расстройствах, раннем детском аутизме (РДА, или синдром Л. Каннера) и т. п.

исгармоническое психическое развитие. По своей структуре оно напоминает искаженное развитие. Однако, основой в данном случае является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий и отчасти так называемые патологические формирования личности. Шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, психастенические и в значительной части истерические психопатии.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Дизонтогенез. Определение. Факторы дизонтогенеза. Критические возрастные периоды.

Дизонтогенез. Определение. Факторы дизонтогенеза. Критические возрастные периоды.


То, что в современной дефектологии именуют аномалией развития, в зарубежной медицине называется дизонтогенез. Это заболевание представляет собой нарушение развития психики человека или ее компонентов, которое происходит по многим причинам. В разное время разными авторами изучалась данная проблема, сегодня этим термином принято обозначать разные формы расстройств психического онтогенеза, вызванные биологическими или социальными факторами.

Характеристика и описание проблемы

Дизонтогенез - это неправильное развитие психики, что возникает под влиянием патогенных факторов на организм человека и приводит к такому ущербу, при котором становится невозможным нормальное развитие без специальной помощи.


Важной составляющей постнатального (после рождения) онтогенеза выступает психический онтогенез, который заключается в психическом развитии человека. Самым важным периодом его становления является детский и подростковый возраст, когда формируются функции психики и сама личность. Дизонтогенез - это расстройство процесса становления психики на любом этапе индивидуального развития человека.

Причины развития патологии

Расстройства нервной системы могут быть спровоцированы многими причинами как биологического, так и социального характера.

Биологические факторы дизонтогенеза:

  1. Аномалии развития головного мозга в результате генных мутаций, наследственных дефектов, хромосомных аберраций.
  2. Родовые травмы.
  3. Инфекционные и воспалительные заболевания.
  4. Травмы и повреждения головы, интоксикация организма.
  5. Доброкачественные или злокачественные новообразования в раннем детском возрасте.

Важным моментом в этом случае является время повреждения головного мозга, локализация и интенсивность патологического процесса, а также степень его распространения.


Социальные факторы дизонтогенеза:

  1. Неправильное воспитание, например гипер- или гипоопека.
  2. Длительные стрессы и эмоциональные напряжения.
  3. Депривация разной этиологии.

Чувствительность психики к негативным воздействиям определяется, прежде всего, особенностями возрастного периода развития ребенка. Чем меньше ребенок, тем в большей степени проявляются признаки дизонтогенеза.

Классификация психического дизонтогенеза

В психологии и психиатрии принято выделять несколько форм дизонтогенеза:

  1. Регресс, который характеризуется возвратом психических функций на ранний период развития. Он может быть временным или стойким, сопровождающимся повреждением функций. Такое явление наблюдается при соматических патологиях в первые годы жизни, аутизме, сильной психической травме, остром развитии шизофрении. Чем сильнее поражена нервная система, тем стойче будет регресс, при этом возникает риск необратимого вытеснения функций из психики.
  2. Распад характеризуется выпадением психических функций, их дезорганизацией.
  3. Ретардация обуславливается задержкой психического развития. Она может быть тотальной или частичной. При частичной ретардации происходит приостановка развития только некоторых функций психики и отдельных свойств личности.
  4. Искажение (асинхрония) – нарушение гармоничности и пропорциональности психического развития, при котором происходит опережение развития некоторых функций и отставание созревания других свойств психики. Обычно такое явление происходит при перестройке отношений внутри системы.

Разновидности патологии


В психиатрии существует множество вариантов данной патологии. По Г. Е. Сухаревой выделяют три вида дизонтогенеза: задержанное развитие, поврежденное и искаженное. В. В. Лебединский утверждает, что нарушения в развитии происходят неравномерно. Сначала страдают те функции, что наиболее интенсивно развиваются на данный период времени и являются наиболее уязвимыми к негативным воздействиям. Потом начинают страдать те функции, которые связаны с ранее поврежденными. Поэтому у человека при нарушении психического развития одни функции сохраняются, другие повреждаются, а третьи задерживаются.

Виды психического дизонтогенеза по В. В. Лебединскому:

  1. Недоразвитие психики, в результате которого развивается олигофрения.
  2. Задержка психического развития.
  3. Повреждение развития, деменция.
  4. Нарушение развития анализаторных систем.
  5. Искажение развития, аутизм.
  6. Диасгармоничное развитие, в частности эмоционально-волевой сферы, психопатия.

Особенности патологии


В психиатрии многие авторы рассматривали особенности дизонтогенеза. Сегодня выделяют несколько параметров, которые определяют типы психических нарушений:

  1. Функциональное месторасположение дефекта. В данном случае может происходить расстройство взаимодействия коры и подкорки головного мозга, что проявляется в недостаточном развитии некоторых функций.
  2. Время поражения, от которого зависит характер нарушения развития психики, а также сила негативного воздействия.
  3. Взаимоотношения между первичными и вторичными нарушениями.
  4. Расстройство взаимодействия между функциями психики в результате протекания аномального системогенеза.

Закономерности аномального развития

Учитывая все вышеперечисленные факторы, дизонтогенез - это аномальное развитие психики, при котором у человека снижается способность к приему, переработке и хранению информации, возникает трудность передачи и принятия информации посредством речи, замедляется процесс формирования понятий. Детям с нарушением психического развития присущи следующие моменты:

- расстройство умственных способностей;

- нарушение развития речевой функции;

- недоразвитие двигательной активности.


Дизонтогенез - это процесс нарушения развития психики человека или ее составляющих, которое происходит в результате воздействия биологических и социальных негативных факторов. Патология может быть выражена в виде умственной отсталости, задержки психического развития, его искажения и иных расстройств, а также аутистических нарушений, акселерации, психического инфантилизма, соматопатий или гиперкинетического синдрома.

Точный диагноз и выявление структуры поражения дают возможность психологу или психиатру, а также родителям направить свои усилия на преодоление расстройства психического развития или адаптацию ребенка в социуме.

Дизонтогенез –нарушение темпов и содержания нормального развития в возрасте, когда морфофункциональные системы ещё не достигли зрелости.

Обобщение содержания работ Л.С.Выготского, А.Р.Лурии, Б.В.Зейгарник, а также исследований В.В.Лебединского, Г.Е.Сухаревой, М.С.Певзнер, Э.Г.Симерницкой и др., можно выделить основные факторы, влияющие на тип возникшей у ребёнка дизонтогении:

1. Возрастная и временная обусловленность дизонтогении (время и длительность воздействия повреждающих факторов). По В.В.Лебединскому это второй параметр дизонтогенеза, связанный со временем поражения. Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явление недоразвития. Чаще повреждаются функциональные системы с относительно коротким периодом развития.

2. Этиология повреждающих факторов.

3. Распространённость болезненного процесса (локальность или системность патогенного воздействия). По В.В.Лебединскому это первый параметр, связанный с функциональной локализацией и позволяющий выделять частный и общий дефекты.

4. Степень нарушения межфункциональных связей. По В.В.Лебединскому это четвёртый параметр характеризующий психический дизонтогенез. Новые функции и качества возникают в результате перестройки внутрисистемных отношений. К межфункциональным отношениям относят явления временной независимости функций, ассоциативные и иерархические связи.

Причиной дизонтогенезачаще всего являются локальные и системные нарушения ЦНС. К локальным можно отнести дефекты отдельных анализаторов. Сложные дефекты, например, умственная отсталость, являются системными.

Л.С.Выготский одним из первых предложил классификацию отклоняющегося развития. Она включала три типа дефектов: 1) повреждение или недостаток воспринимающих органов (слепота, глухота и пр.); 2) повреждение или недостаток частей ответного аппарата, рабочих органов (калеки); 3) недостаток или повреждение ЦНС (слабоумие).

Г.Е.Сухарева с позиций патогенеза выделяет три вида отклоняющегося развития: 1) задержанное развитие; 2) повреждённое развитие; 3) искажённое развитие.

Г.К.Ушакова и В.В.Ковалёва выделяют два основных вида психического дизонтогенеза:

1) ретардация; 2) асинхрония.

Наиболее полной в настоящее время считается классификация психического дизонтогенеза В.В.Лебединского. Автор выделяет следующие разновидности дизонтогенеза:

1. Психическое недоразвитие. Примером служит умственная отсталость. Характерно раннее поражение мозговых структур.

2. Задержанное психическое развитие (ретардация). Характеризуется замедленным темпом формирования познавательной и эмоциональной сфер.

3. Повреждённое психическое развитие. Локальное поражение какого-либо анализатора или струкрур головного мозга. Патологическое воздействие на мозг произошло в период, когда их морфологическое и функциональное созревание было практически завершено.

4. Искажённое развитие (асинхрония). Характерно патологически ускоренное асинхронное развитие отдельных психических функций. Примером служит ранний детский аутизм.

5. Дисгармоническое развитие это форма нарушения развития, при которой отмечается недостаточность развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, при относительной сохранности остальных структур. Примером служат психопатии.

6. Дефицитарное развитие. Характеризуется тяжёлым недоразвитием или повреждением отдельных анализаторных систем: слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и др.

Психопатии –аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности. В патопсихологии выделяют три основных критерия, характеризующих психопатию: 1). тотальность патологических черт характера; 2). относительную стабильность их проявлений в течение жизни; 3). социальная дезадаптация.

Рекомендуемая литература по теме:

Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей/ Под ред. Л.В.Занкова М., 1940.

Государев Н.А. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2008.

Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. М., 2003.

Специальная психология / Под ред. В.И.Лубовского. М., 2003.

Саенко Ю.В. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2006.

Сорокин В.М. Специальная психология. СПб., 2003.

Сорокин В.М. Практикум по специальной психологии. СПб., 2003.

Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. М., 2005.

Щербакова А.М. Воспитание ребёнка с нарушениями в развитии. М., 2001.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:14, доклад

Биологические факторы дизонтогенеза - пороки развития мозга, связанные с поражением генетического материала, внутриутробными нарушениями, патологией родов, инфекциями, интоксикациями и травмами, реже опухолевыми образованиями раннего постнатального периода.

Биологические и социальные факторы дизонтогенеза.doc

Биологические факторы дизонтогенеза - пороки развития мозга, связанные с поражением генетического материала, внутриутробными нарушениями, патологией родов, инфекциями, интоксикациями и травмами, реже опухолевыми образованиями раннего постнатального периода.
Незрелость развития мозга обусловливает повышенную восприимчивость ЦНС к различным патологическим воздействиям. Как известно, целый ряд патогенных факторов, не оказывающих влияния на взрослого, вызывает нервно-психические нарушения и аномалии развития у детей.
Большое значение имеет время повреждения. Одни и те же пороки развития могут возникать в результате действия различных внешних причин, но в один период развития, и, наоборот, одна и та же причина, действуя в разные периоды онтогенеза, может вызвать разные виды аномалий развития.
Характер нарушения также зависит от мозговой локализации процесса и степени его распространенности. Особенностью детского возраста является, с одной стороны, незрелость, а с другой тенденция к росту и обусловленная ею способность к компенсации дефекта (Т. Трамер, 1949; Г. Е. Сухарева, 1955; Г. Гельниц, 1970). При локальном поражении компенсация нарушений, как правило, значительно выше, чем при дефицитарности функции, возникшей на фоне общемозговой недостаточности.
Интенсивность повреждения мозга. При органических поражениях мозга в детском возрасте, наряду с повреждением одних систем, наблюдается недоразвитие других функционально связанных с поврежденной.
Ряд проявлений дизонтогенеза, в целом менее грубых по степени выраженности и в принципе обратимых, связан и с влиянием негативных социальных факторов-неблагоприятных социальных условий в виде гипер- и гипоопеки, жестокого отношения к детям, их эмоционального отвержения, повышенных моральных требований к детям и других видов неправильного воспитания.
К социально обусловленным видам непатологических отклонений развития относится так называемая микросоциально-педагогическая запущенность - задержка интеллектуального и в определенной мере эмоционального развития, обусловленная культуральной депривацией - неблагоприятными условиями воспитания, создающими значительный дефицит информации и эмоционального опыта на ранних этапах развития.
Как указывает В. В. Лебединский (1985), к социально обусловленным видам патологических нарушений онтогенеза относится так называемое патохарактерологическое формирование личности - аномалия развития эмоционально-волевой сферы с наличием стойких аффективных изменений, вегетативной дисфункции, вызванная длительными неблагоприятными условиями воспитания и возникшая в результате патологически закрепившихся реакций протеста, имитации, отказа, оппозиции и т. д.

Классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского

Классификация психического дизонтогенеза предложенная В.В. Лебединским имеет следующий вид:

· Общее психическое недоразвитие;

· Задержанное психическое развитие;

· Поврежденное психическое развитие;

· Дефицитарное психическое развитие;

· Искаженное психическое развитие;

· Дисгармоничное психическое развитие.

Общее психическое недоразвитие - общая стойкая задержка психического развития при наиболее ранних поражениях мозга (генетических, внутриутробных, родовых, ранних постнатальных), что обуславливает первичность и тотальность недоразвития мозговых систем. Более нарушены высшие психические функции (особенно интеллект, речь), чем элементарные (непроизвольное восприятие, память, моторика, элементарные эмоции).

Олигофрения - особая форма психического недоразвития, выражается в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие органического поражения головного мозга в перинатальный и ранний постнатальный периоды.

В зависимости от степени интеллектуальной недостаточности различают три группы состояний: наиболее тяжелая - идиотия, менее тяжелая - имбецильность и относительно легкая - дебильность. Если две первые (глубокая и выраженная) степени психического недоразвития нуждаются преимущественно в социальной опеке, то дебильность позволяет обучать такого ребенка по программе вспомогательной школы, проводить с ним воспитательную работу и профессиональную подготовку по несложным видам труда.

Задержанное психическое развитие - замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с фиксацией на более ранних возрастных этапах. М.б. вызвано генетическими факторами, хроническими заболеваниями, инфекцией, интоксикацией, травмами мозга, психогенными факторами (неблагоприятными условиями воспитания) в период до 3-х летнего возраста (пример - инфантилизм). ЗПР выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, над определяемыми социальной ситуацией развития, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности, эмоциональной незрелости.

ЗПР имеет относительно благоприятную динамику в плане обучения и воспитания такой категории детей. Многие из них при адекватном индивидуальном подходе способны удовлетворительно осваивать программу обучения массовой школы. Однако большая часть детей с ЗПР обучаются по рекомендации психолого-медико- педагогических консультаций (комиссий) по коррекционным программам в стенах массовой общеобразовательной школы.

Поврежденное психическое развитие. Связано с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга и отличается парциальностью расстройств. Для дифференциальной диагностики с олигофренией имеют принципиальное значение указание на первоначально правильное и своевременное развитие ребенка до периода перенесенной инфекции, интоксикации или травмы мозга и хронологическая связь психического снижения с перенесенной вредностью. В неврологическом статусе чаще отмечаются локальные знаки (парезы, параличи, судорожные припадки).

Характерной моделью поврежденного психического развития является органическая деменция. Структура дефекта при органической деменции определяется в первую очередь фактором повреждения мозговых систем в отличие от клинико-психологической структуры олигофрении, отражающей явления недоразвития. Здесь нет тотальности, нет иерархичности нарушения психических функций, характерных для олигофрении.

Дефицитарное психическое развитие. Оно связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, дети с детскими церебральными параличами), а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний (сердечно-сосудистой системы, например при тяжелых пороках сердца, дыхательной - при бронхиальной астме, ряде эндокринных заболеваний и т. д.). Первичный дефект анализатора либо определенной соматической системы ведет к недоразвитию функций, связанных с ними наиболее тесно, а также к замедлению ряда других, связанных с пострадавшей опосредованно.

Наиболее показательной моделью аномалий развития по дефицитарному типу является психический дизонтогенез, возникающий на почве поражений сенсорной либо моторной сферы.

Слепые дети - у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения или имеется светоощущение или остаточное зрение (острота зрения - 0,04 на лучше видящем глазу с применением очков).

Слабовидящие дети - обладающие остротой зрения на лучше видящем глазу с использованием обычных средств коррекции (очки) от 0,05 до 0,2, а также дети с более высокой остротой зрения, но имеющие некоторые другие нарушения зрительных функций (например, резкое сужение границ зрения).

Глухие дети - с глубокими, стойкими двусторонними нарушениями слуха, врожденными или приобретенными в раннем детстве. Среди глухих выделяют две категории детей: глухие без речи (ранооглохшие) и глухие, сохранившие речь (позднооглохшие).

Слабослышащие дети - с частичным снижением слуха, приводящим к нарушению речевого развития. К слабослышащим относятся дети с понижением слуха от 15-20 дБ до 75 дБ.

Искаженное психическое развитие. Сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие в ряду качественно новых патологических образований, не присущих каждому из входящих в клиническую картину виду нарушенного развития. Искаженное развитие наблюдается при процессуальных расстройствах, раннем детском аутизме (РДА, или синдром Л. Каннера) и т. п.

РДА - это болезненное состояние психики ребенка, характеризующееся сосредоточенностью на своих переживаниях, уходом от реального внешнего мира. При аутизме часто нарушается ориентировка во времени, появляется отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой в целом. Поведение аутичного ребенка характеризуется выраженной стереотипностью, однообразием. Прежде всего, это стремление к сохранению привычного постоянства в окружающем: есть одну и ту же пищу; носить одну и ту же одежду; гулять по одному и тому же маршруту и т. п. Попытки разрушить эти стереотипные условия жизни ребенка вызывают у него диффузную тревогу, агрессию либо самоагрессию.

Дисгармоническое психическое развитие. По своей структуре оно напоминает искаженное развитие. Однако, основой в данном случае является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий и отчасти так называемые патологические формирования личности.

Ядерную группу этих состояний составляют так называемые конституциональные психопатии, как правило имеющие наследственное происхождение. Сюда относятся шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, психастенические и в значительной части истерические психопатии. Большинство психопатий формируются как клинически выраженные варианты в юношеском и зрелом возрасте.

На практике часто имеют место сложные сочетания биологических (генетических и экзогенно-органических) и социальных факторов, которые могут приводить к нарушению индивидуального развития на протяжении всей жизни.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.