Факторы влияющие на нервно психическое развитие ребенка

1.Тема: Нервно-психическое развитие детей (НПР). Подготовка детей к поступлению в детское дошкольное учреждение (ДДУ) и школу

Студент должен знать:

· морфо-функциональные особенности нервной системы детей разного возраста;

· показатели НПР детей разного возраста, их динамику

· методы оценки НПР детей

· факторы, влияющие на НПР

· элементы воспитания (физическое, нравственное, эстетическое, умственное)

Студент должен уметь:

· устанавливать психологический и речевой контакт с детьми разного возраста и их родителями

  • целенаправленно собрать и оценить анамнез с выделением факторов риска, влияющих на нервно-психическое развитие ребенка;

· оценить НПР детей разного возраста и описать результаты исследования в рабочих тетрадях

· подобрать игрушки для детей разного возраста

3.Вопросы для самоподготовки

1. Морфологические особенности головного мозга в возрастном аспекте: особенности головного мозга у новорожденных; число нервных клеток головного мозга у новорожденных по сравнению со взрослым; особенности кровоснабжения мозга и отток крови у детей раннего возраста; проницаемость гематоэнцефалического барьера у детей.

2. Порядок миелинизации различных путей в центральной нервной системе.

3. Темп увеличения массы и размеров спинного мозга по сравнению с головным мозгом.

4. Возрастные особенности состава спинномозговой жидкости.

5. Закономерности формирования двигательной активности детей (развитие статики и моторики).

6. Условно-рефлекторная деятельность, развитие эмоций.

7. Этапы развития речи (гуление и лепет – сенсорная речь – моторная речь).

8. Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни, их динамика: (зрительный анализатор (Аз); слуховой анализатор (Ас); эмоции (Э); движения общие (До); движения руки и действия с предметами (Др); речь активная (Ра); понимание речи (Рп); навыки и умения в процессах (Н).

9. Показатели нервно-психического развития детей второго и третьего года жизни, их динамика: (сенсорное развитие, движения, игра и действия с предметами, активная речь, навыки).

10. Качественно-количественная оценка психического развития детей 1-2-3 года жизни.

11. Показатели НПР детей старше 3-х лет, их динамика: мышление и речь, внимание и память, социальные контакты, моторика, нервно-психическое здоровье (вегетативный статус, эмоциональный статус, психомоторная стабильность, особенности личности).

12. Оценка НПР детей старше 3-х лет.

13. Факторы, влияющие на нервно-психическое развитие: генетические, гипоксия плода и новорожденного, внутричерепная родовая травма, вскармливание на первом году жизни, нейроинфекции, воспитание.

14. Подготовка детей к поступлению в детское дошкольное учреждение (ДДУ)

15.Критерии готовности ребенка к обучению в школе.

4.Основные понятия темы: нервно-психическое развитие, дети, статика, моторика, эмоции, гуление, лепет, сенсорная речь, моторная речь, анализаторы, сенсорное развитие, навыки, игровая деятельность, мышление, память, внимание, социальные контакты, вегетативный статус, особенности личности, факторы НПР.

5.Рекомендуемая литература

2. Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. Р.Р. Кильдияровой, В.И. Макаровой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 680 с.

3. Нервно-психическое развитие детей: учебное пособие для студентов. – Оренбург, 2011. – 43с.

1.Запруднов А.М., Григорьев К.И. Общий уход за детьми: учебное пособие. – 4-е изд, доп. и перераб. – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2009, 2011. – 416 с.

2. Пропедевтика детских болезней: Практикум / Под ред. В.В.Юрьева. – СПб: Питер, 2003.-352 с

3.Участковый педиатр: Справочное руководство / Под ред. М.Ф. Рзянкиной, В.П. Молочного. – 3-е изд., - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 313 с.

4. Уход за здоровым и больным ребенком: учебное пособие под ред. А.С. Калмыковой. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 208 с.

6. Самостоятельная работа студентов при подготовке к занятию

  • Работа с учебной литературой
  • Работа с тестовыми заданиями для контроля качества подготовки к занятию
  • Выполнение письменного задания в рабочих тетрадях по характеристике показателей НПР детей разного возраста и группам НПР детей раннего возраста.
  • Составление конспекта по критериям готовности детей к обучению в школе
  • Написание рефератов, подготовка реферативных сообщений

Темпы созревания личности малышей различны, но по нескольким параметрам они не должны отклоняться от нормы. Педиатры определяют нервно-психическое развитие у детей, руководствуясь различными критериями.

Родители могут проследить за ребенком, ориентируясь по представленной ниже таблице нормальных показателей в разные возрастные периоды жизни.


Развитие нервной системы в раннем возрасте

Личность человека начинает формироваться с самого раннего возраста. Функциональная незрелость головного мозга новорожденного обусловлена незаконченным развитием его тканей. Деятельность нервной системы у грудничка базируется на подкорковых центрах. По мере созревания коры головного мозга расширяются его функции. Совершенствование мышления происходит в процессе знакомства с окружающей средой.

При рождении вес мозга составляет в среднем 350 грамм. Уже к первому году жизни он увеличивается в 2,5 раза, а к 3-летнему возрасту достигает трехкратного размера.

Нейроны у грудных детей имеют мало отростков, что обусловливает их недостаточную функциональную активность. Дифференцировка клеток активизируется к 6 месяцам, а заканчивается в 8-летнем возрасте. Большие полушария формируются позже – к 10 годам. Спинной мозг достигает созревания к 2 годам жизни.

Нервно-психическое развитие детей (НПР) – это показатель зрелости мозговой деятельности. Проявляется условными рефлексами, двигательной активностью, приобретением навыков речи.

Мышечное развитие начинается сверху.

  1. Сначала ребенок учится удерживать взор на предметах.
  2. Затем появляется способность держать голову.
  3. Постепенно малыш приобретает навыки координации конечностей.
  4. Позже формируется движения тела.


Формирование детской психики

Взаимодействие ребенка с внешней средой происходит путем приобретения мыслительных, двигательных навыков, отличающихся в рамках каждого периода жизни.

Развитие психики претерпевает 4 этапа.

  1. Моторный период продолжается в грудном возрасте.
  2. Сенсорный этап – основа формирования психических реакций – сознания, мышления, внимания. Тянется от 1 до 3 лет. Привычки, приобретенные на протяжении первого года, сохраняются всю жизнь.
  3. Так называемый эффективный отрезок времени сохраняется от 3 до 12 лет, когда созревает индивидуальная личность. Совершенствуются моторные навыки. Усложняется речь. Дети приобретают знания из книг и фильмов, осваивают навыки труда – конструирование, лепку.
  4. Идеаторный этап длится с 12 до 14 лет и характеризуется формированием личных умозаключений, суждений. Преобладает абстрактное мышление.

Переход от одной стадии к другой сопровождается повышением чувствительности психики, ранимости личности. Кризисы отмечаются в 2–4 года, 7–8 лет и в пубертатном периоде. Эти фазы характеризуются возрастанием риска психических отклонений. Особое внимание необходимо уделить подросткам: выработка половых гормонов сопровождается эмоциональными всплесками, некоторые отличаются агрессивным поведением.


Показатели НПР ребенка до года

Показатели нормального развития детей от 10 дней до 3-летнего возраста оцениваются по основным линиям:

  • сенсорное;
  • двигательное;
  • эмоциональное;
  • речевое;
  • навыки, умения.

Критерии нормального развития ребенка – в таблице:

При поддержке мамы упирается ножками о пол.

Может переворачиваться. Ест с ложки кашу любой консистенции

Выполняет плясовые движения под веселую музыку Ползает навстречу другому ребенку. Передвигается по кроватке. Звенит погремушкой, стучит игрушками. Пьет из чашки, ест с ложки. Грызет корочку, которую удерживает рукойРеагирует на свое имя. Подолгу лепечет.

Держась за перила, поднимается на небольшую горку. Пытается делать первые шаги.

В возрасте до 1 года с малышом происходят большие изменения. Уже через 2 недели после рождения он учится улыбаться. Через месяц умеет держать голову, а к полугодию сидит. В конце первого года ребенок начинает ходить.

Во время ухода с грудничками надо разговаривать соответственно возрасту. Нервная система быстрее развивается у детей, с которым общается мать и другие члены семьи.


Наблюдение за ребенком до года

Оценка нервно-психического развития детей проводится с учетом функций:

  • безусловные рефлексы – глотание, сосание;
  • слуховые, зрительные, пищевые рефлексы;
  • эмоциональные факторы – улыбка, узнавание мамы, лепет.

Матери малыша на протяжении первого года следует обращать внимание на способность слышать и видеть, а также моторику пальцев. Если ребенок в своем возрасте отстает по 2–3 и более показателям из таблицы, не теряйте время.

Чем раньше обратиться к педиатру, тем эффективнее будет лечение. Комплексная терапия позволяют восстановить состояние детей любого возраста.


Критерии развития деток 1–2 лет

На втором году жизни специалисты ориентируются по 6 линиям, определяющих здоровье детей. Самым важным критерием является активная речь.

Показатели развития малышей представлены в таблице ниже.

Малыш от года до 2 лет уже накопил некоторые знания об окружающем мире, узнает знакомые места и людей. Приобретенные навыки он использует для познания жизни. Стремиться понюхать, попробовать на вкус, прощупать ручкой. Так он узнает качество предметов. Позвольте ребенку свободно действовать, не забывая об опасности в любой момент, особенно на улице.

Детям необходима помощь родителей для правильного нервно-психического здоровья. Ребенок развивается гораздо быстрее, если с ним общаются родители, родственники.

Новые слова дети запоминают в процессе познания. Показывая предмет, назовите его несколько раз и поясните, зачем он нужен. Одевая малыша, разговаривайте с ним. Например, скажите, что шапка нужна, чтобы согреть голову на улице. У папы есть такая же, но она большая, потому что он тоже большой.


Как определить здоровье ребенка от 2 до 3 лет?

Критерии здоровья помогут разобраться, как развивается ваш малыш. Здоровье детей оценивается по 6 главным линиям. Таблица определяет степень активности ребенка 2–3 лет по нескольким параметрам.


Как помогают родители?

Обучающие песенки в игровой форме сильно облегчают запоминание многих слов и выражений. Несколько раз повторяя, малыши позже могут сами допеть, услышав знакомую мелодию.

Незаменимым помощником развития малышей были раньше и остаются по сей день книги. Читайте не только перед сном, но и днем. Обсуждайте прочитанный текст. Задавайте вопросы, правильно ли поступил герой сказки. Таким путем вы совершенствуете речь, воображение, умение логически мыслить.

В раннем возрасте малыши отличаются подвижностью, проявляют активный интерес к окружающему миру. Уже в 2 года и 5 месяцев дети стремятся общаться со сверстниками. Игры, с научной точки зрения, сильно влияют на психическое развитие малышей. Физические движения не только развивают тело, но и напрямую влияют на умственные способности. Играйте с малышом в догонялки, прятки – вы увидите поразительный результат.

Самостоятельные действия малыша с игрушками, даже очень интересными, мало чему научат. Присоединившись к игре, создадите благоприятную почву для совершенствования детских способностей.

Детям важно тренировать мелкую моторику пальцев. Для этого подходит лепка из пластилина, рисование. Ребенку интересны творческие виды деятельности – вырезание, склеивания бумаги. Эти действия развивают воображение. Пальчиковые игры совершенствуют мелкую моторику, улучшают движения кисти. Кроме того, такие упражнения связаны с центром речи в мозге – совершенствуется способность разговаривать.


Наблюдение за развитием детей старше 2 лет

В этом возрасте важен контроль психического развития. Маме рекомендуется обращать внимание на поведение и настроение ребенка. Если, ориентируясь по таблице, вы заметили отклонения по нескольким параметрам, обязательно сообщите участковому педиатру.

Наблюдение за формированием психики ребенка 2–3 лет осуществляет также медсестра кабинета здоровья в поликлинике. При этом уровень развития оценивается по 4 группам:

  1. дети без отклонений или с опережающими навыками по 1–2 критериям;
  2. отстающие на 1 эпикризный срок или по 2–3 параметрам;
  3. с задержкой на 2 периода;
  4. отстающие от сверстников на 3 эпикризных периода.

Первые три группы означают развитие без отклонений от нормы, а четвертая считается пограничной. После результатов оценки педиатры дают родителям рекомендации по соответствующей линии. Это может быть обучение определенным навыкам, движениям, работа на эмоциональном уровне.

Некоторые дети нуждаются в усилении моторики рук – умения захватывать предметы. При отставании слуха рекомендуются игрушки со звуком. Если малыш плохо ползает, ему следует больше находиться в манеже или просто на полу.

При определении нервно-психического статуса у детей школьного возраста врачи ориентируются по специальным шкалам и таблицам. Подростку предлагается ответить на ряд вопросов соответственно возрасту. Результаты опроса сопоставляются с мнением родителей и патронажных медсестер.

Развитие ребенка в каждом возрасте имеет свои особенности. Дети отличаются между собой по степени активности, однако если малыш отстает по нескольким показателям соответственно таблице, посетите педиатра. После выполнения рекомендаций специалистов нервно-психический статус, как правило, восстанавливается.

зав. кафедрой педиатрии,

Методические
рекомендации для студентов по теме:

Критерии оценки
нервно-психического развития детей и
подростков. Этапы становления статики,
моторики. Развитие речи эмоций, форм
общения. Факторы, влияющие на НПР.
Понятие об умственной отсталости,
энцефалопатия.

Вид
занятия: практическое

Продолжительность
занятия 2 часа

Цель занятия: Изучить особенности
и методику оценки нервно-психического
развития детей различного возраста.
Освоить навыки определения безусловных
рефлексов, выявления стигм дисэмбриогенеза
и основных симптомов и синдромов
поражения нервной системы.

Студент должен знать:

Факторы, влияющие на нервно-психическое
развитие детей

Закладка и развитие нервной системы
плода

Анатомические, морфологические и
функциональные особенности головного
и спинного мозга у детей

Рост и дифференцировка структур
центральной и периферической нервной
системы после рождения ребенка

Особенности кровоснабжения мозга и
гематоэнцефалического барьера у детей,
биохимический состав нервной ткани

Исследование ликвора. Возрастные
особенности состава спинномозговой
жидкости

Методика оценки нервно-психического
развития

Развитие моторики и статики у детей

Безусловные рефлексы новорожденных

11 Оценка безусловных рефлексов

12. Закономерности формирования
двигательной активности

13. Условнорефлекторная
деятельность, развитие эмоций и форм
общения

14. Развитие речи
(подготовительный этап, этап
возникновения моторной

15. Зрение и слух у детей в различные
возрастные периоды

17. Обоняние и вкус у детей в различные
возрастные периоды

18. Чувствительность кожи у детей

19. Семиотика нарушений:

б) болезнь Дауна

в) детский церебральный паралич

г) мененгиальный
синдром, менингизм, судороги.

Студент должен уметь:

Уметь правильно оценить факторы влияющие
на нервно-психическое развитие

Овладеть методами оценки нервно-психического
развития

Уметь определять и оценивать безусловные
рефлексы

Оценить этап развития речи у ребенка

Определять стигмы дисэмбриогенеза

Правильно оценить симптомы и синдромы
поражения нервной системы

Вопросы для самостоятельной работы
студентов:

самостоятельная курация больных

этапы становления НПР

К моменту рождения ребенка
его нервная система по сравнению с
дру­гими органами и системами наименее
развита и дифференцирована. В то же
время именно к этой системе предъявлены
самые большие требования. Нервная
система обеспечивает приспособление
организма к условиям ок­ружающей
среды, она регулирует жизненно важные
функции внутренних органов и обеспечивает
их согласованную деятельность. Нервная
система, с одной стороны, осуществляет
координацию физиоло­гических и
метаболических процессов, происходящих
в различных тканях, ор­ганах и системах,
а с другой — при ее посредстве
устанавливается связь орга­низма в
целом с окружающей средой. В онтогенезе
различные отделы нервной системы
интегрируют в единую функциональную
систему, деятель­ность которой с
возрастом совершенствуется и усложняется.
В развитии нервной системы выделяют
критические периоды развития, среди
которых выделяют ряд отягощающих
факторов. Если при
вынашивании на плод повлияли патологические
факторы, то поврежденный мозг хуже
переносит даже нормальные роды
(антенаталь­ное
повреждение). Кроме
того, возможно травмирование мозговой
ткани при осложненных родах (интранатальное
повреждение). Тяжелые
воспали­тельные заболевания (сепсис,
менингит, энцефалит и т.п.), травма черепа,
неполноценное питание могут привести
к постнатальным
повреждениям.

Основные антенатальные факторы риска:

разнообразные хронические заболевания
матери (анемия, гиперто-­
ническая
болезнь, хронический гломерулонефрит,
пороки сердца, са­-
харный диабет,
токсоплазмоз, ревматизм и др.); острые
инфекцион­-
ные заболевания матери
во время беременности, а также прием
на
фоне этого медицинских препаратов:

внутриутробное инфицирование плода:

генетические дефекты (у умственно
отсталых родителей вероятность
рождения
аналогично неполноценных детей в 2 раза
выше, чем среди
здоровой популяции);

— алкоголь, курение родителей:

профессиональные вредности (тяжелый
физический труд, вибрация);

экзогенные тератогенные факторы
(повышенный радиационный
фон, химические
вещества и др.);

признаки отягощенного акушерского
анамнеза (рождение первого
ребенка
до 16-18 или после 30 лет, интервал между
родами меньше
2 лет, угроза прерывания
беременности, стрессовые состояния);

— несовместимость по
Rh-Фактору
и системе АВО:

переношенная беременность, многоплодие,
гипотрофия новорож­-
денного.

При отсутствии
повреждаю­щего фактора во время
беременности и нормальных родах ребенок
рожда­ется со здоровой нервной
системой. И. П. Павлов
подчеркивал, что характер высшей нервной
деятель­ности является синтезом
факторов наследственности и условий
воспитания. Полагают, что общее развитие
умственных способностей человека на
50% происходит в течение первых 4 лет
жизни, на ]/з
— между 4 и 8 годами, а на остальные 20%
—между 8 и 17 годами. Поскольку, по
приблизительным оценкам, за всю жизнь
мозг среднего человека усваивает 1015
(десять квадрил­лионов) бит информации,
то становится понятным, что именно на
ранний возраст падает наибольшая
нагрузка и именно в этот период
неблаго­приятные факторы могут
вызывать более тяжелые повреждения
центральной нервной системы.

Закладка нервной системы происходит
на 1-й неделе внутриутробного развития
в виде медуллярной пластинки, из которой
в дальнейшем форми­руется медуллярная
трубка. Передний конец ее на 2-й неделе
внутриутробного развития утолщается.
В результате роста передней части
медуллярной трубки на 5 —6-й неделе
образуются мозговые пузыри, из которых
в последующем формируются известные 5
частей головного мозга:

два полушария, свя­занные
мозолистым телом (telencephalon);

промежуточный мозг
(diencephalon);

средний мозг (mesencephalon);

продолговатый мозг
(myencephalon),
непосредственно переходящий в спин­ной
мозг.

Задняя часть медуллярной трубки остается
более тонкой, из нее образуется спинной
мозг. В дальнейшем происходит сложная
эволюция как формы отдельных, составляющих
мозг частей, так и тонкой внутренней
структуры нервной ткани и образований.

Наибольшая интенсивность
деления нервных клеток головного мозга
приходится на период от 10-й до 18-й недели
внутриутробного развития, что можно
считать критическим
периодом формирования центральной
нервной системы. Позднее
начинается ускоренное деление глиальных
клеток, которое будет продолжаться до
2-летнего возраста ребенка. Если число
нервных кле­ток мозга взрослого
человека принять за 100%, то к моменту
рождения ре­бенка сформировано только
25% клеток, к 6-месячному возрасту их будет
уже 66%, а к годовалому — 90-95%. Различные
отделы головного мозга имеют
собственные закономерности сроков и
темпа развития. Так как внутренний слой
мозговых пузырей растет значительно
медленнее, чем корковый, тоиз­быток роста
последнего ведет к образованию складок
и борозд. Развитие мозжечка начинается
сравнительно поздно. Рост и дифференцировка,
ядер ги­поталамуса, а также мозжечка
наиболее интенсивны на IV
—V
месяце вну­триутробного периода.
Развитие коры головного мозга особенно
активно лишь в последние месяцы
внутриутробного развития. Однако уже
на VI
меся­це внутриутробного развития
начинает отчетливо выявляться
функциональное превалирование высших
отделов над бульбоспинальными.

Сложный процесс формирования
головного мозга не заканчивается к
мо­менту рождения. Головной мозг у
новорожденных отличается относительно
большой величиной, крупные борозды и
извилины хорошо выражены, но имеют малую
высоту и глубину. Мелких борозд
относительно мало, и они появляются
после рождения. Размеры лобной доли
относительно меньше, чем у взрослого
человека, а затылочной, наоборот, больше.
Мозжечок развит слабо, характеризуется
малой толщиной, малыми размерами
полушарий и поверхностными бороздами.
Боковые желудочки относительно велики,
растянуты. У
новорожденных серое вещество плохо
дифференцировано от белого. Это
объясняется тем, что нервные клетки
лежат не только близко друг от друга по
поверхности, но и располагаются в
значительном количестве в преде­лах
белого вещества. Кроме того, практически
отсутствует миелиновая оболочка.

С возрастом изменяются топографическое
положение, форма, количество и размеры
борозд и извилин головного мозга.
Особенно интенсивно этот про­цесс
идет на первом году жизни ребенка. После
5 лет развитие борозд и изви­лин
продолжается, но гораздо медленнее
(табл. 1).

Сравнительные данные окружности,
длины борозд полушарий и площади
коры головного мозга у детей

Во сколько раз увеличивается

К рождению головной мозг
по своим размерам является наиболее
развитым органом. Однако, хотя имеются
все структуры и извилины, функциональные
возможности его снижены.К рождению ребенка
головной мозг относительно массы тела
большой. Интересны показатели массы
мозга на 1 кг массы тела: у новорожденно­го
1/8
– 1/9,
уребенка 1 года 1/11
– 1/12
,уребенка 5 лет — 1/13
– 1/14,
У взрос­лого 1/40.
Таким образом, на 1
кг массы новорожденного приходится
мозго­вого вещества 109 г, у взрослого
— всего 20 — 25 г.

С возрастом масса головного
мозга быстро увеличивается,
к 9 мес. масса мозга
удваивается, к 3 годам — утраивается, а
затем с 6 — 7 лет скорость нарастания
замедляется. Развитие нервных путей и
окончаний во внутриутробном периоде и
после рождения идет центростремительно
в цефало-каудалыюм направлении.

Процесс дифференциации
нервных клеток сводится к значительному
росту аксонов, их миелинизации, росту
и увеличению разветвленности дендритов,
образованию непосредственных контактов
между отростками нервных клеток (так
называемых межневральных синапсов).
Темп развития нервной системы происходит
тем быстрее, чем меньше ребенок. Особенно
энергично он протекает в течение первых
3 мес. жизни. Дифференцировка нервных
клеток достигается к 3
годам, а к 8 годам кора головного мозга
по строению по­хожа на кору взрослого
человека. Развитие миелиновой оболочки
происходит от тела нервных клеток к
периферии.

Миелинизация различных
путей в центральной нервной системе
обычно происходит в таком же порядке,
в каком они развиваются в филогенезе,
при­чем их функциональная активность
проявляется аналогичным способом и в
онтогенезе. Так, например, вестибуло-спинальный
путь, являющийся наибо­лее примитивным,
начинает обнаруживать миелинизацию с
VI
мес. внутриу­тробного развития,
руброспинальный — с VII—VIII
мес., а кортико-спинальный — лишь после
рождения. Наиболее интенсивно миелинизация
происходит в конце 1-го — начале 2-го
года после рождения, когда ребенок
начинает хо­дить. В целом миелинизация
завершается только к 3 — 5 годам
постнатального развития. Однако и в
старшем детском возрасте отдельные
волокна в головном мозге (особенно в
коре) все еще остаются не покрытыми
миелиновой оболоч­кой. Окончательно
миелинизация нервных волокон заканчивается
в зрелом возрасте (например, миелинизация
тангенциальных путей коры больших
по­лушарий—к 30 — 40 годам). Незавершенность
процесса миелинизации нерв­ных волокон
определяет и относительно низкую
скорость проведения возбу­ждения по
ним. Некоторые авторы даже рекомендуют
определение внутриу­тробного возраста
у преждевременно рожденных детей по
регистрации скорости проведения нервного
импульса.

О количественном развитии нервных
окончаний судят по содержанию
ацетилнейраминовой кислоты, накапливающейся
в области сформированного нервного
окончания. Биохимические данные говорят
о преимущественно постнатальном
формировании большинства нервных
окончаний.

Кровоснабжение мозга у
детей лучше, чем у взрослых. Это объясняется
богатством капиллярной сети, которая
продолжает развиваться и после рож­дения.
Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает
потребность быстро ра­стущей нервной
ткани в кислороде. Ее потребность в
кислороде в 20 с лиш­ним раз выше, чем
мышц, причем 3/4
— 4/5
всего кровоснабжения приходится на
серое вещество. Однако отток крови от
головного мозга у детей первого года
жизни несколько отличается от такового
у взрослых, так как диплоические вены
образуются лишь после закрытия родничков.
Это создает условия, способствующие
большему аккумулированию токсических
веществ и метабо­литов при различных
заболеваниях, чем и объясняется более
частое возникно­вение у детей раннего
возраста токсических форм инфекционных
заболеваний. Этому также способствует
большая проницаемость гематоэнцефалического
барьера. В то же время вещество мозга
очень чувствительно к повышению
внутричерепного давления. Экспериментально
показано, что возрастание да­вления
ликвора вызывает быстрое нарастание
дегенеративных изменений нервных
клеток, а более длительное существование
гипертензии обусловливает их атрофию
и гибель. Это находит подтверждение у
детей, которые страдают внутриутробно
развившейся гидроцефалией.

Твердая мозговая оболочка у новорожденных
относительно тонкая, сра­щена с костями
основания черепа на большой площади.
Венозные пазухи тонкостенны и относительно
уже, чем у взрослых. Мягкая и паутинная
оболочки мозга новорожденных исключительно
тонки, субдуральное и субарохноидальное
пространства уменьшены. Цистерны,
расположенные на основании мозга,
напротив, относительно велики. Водопровод
мозга (сильвиев водопровод) шире, чем у
взрослых.

По мере развития нервной системы
существенно изменяется и химический
состав головного мозга (табл. 2). Уменьшается
количество воды, увеличивается содержание
белков, нуклеиновых кислот, липопротеидов
(при постепенном уменьшении уровня
нуклеопротеидов). Последнее касается
только белого вещества головного мозга
и отражает происходящие в нем процессы
миелинизации. Липиды составляют 50% сухой
массы мозга. Общее количество липидов
в белом веществе мозга увеличивается
на 1-м году жизни в 3 раза, а количество
цереброзидов — в 10 раз; при этом количество
лецитина почти не меняется. С возрастом
идет дальнейшее накопление в мозговой
ткани бел­ковых веществ.

Химический состав головного
мозга в зависимости от возраста
(в % от массы)

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.