Филогенез нервной системы и психики

Филогенезом (от греч. phyle — род, племя и genesis — рождение, происхождение) называется процесс развития всего живого (от растений к животным, а от них — к человеку).

Психика – свойство мозга отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и деятельности.

Сознание – высшая, свойственная только человеку форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической Деятельности людей.

Существуют различные подходы к пониманию того, кому присуща психика:

антропсихизм (Р. Декарт) полагает, что психика присуща только человеку;

панпскшзм (французские материалисты) утверждает всеобщую одухотворенность природы. В соответствии с данной теорией психика присуща всей природе, всему миру (в том числе и камню);

согласно биопсихизму психика — свойство живой природы (т е. присуща и растениям);

нейропсихизм (Ч. Дарвин) считает, что психика свойственна только организмам, имеющим нервную систему;

мозгопсихизм (К. К. Платонов) находит психику только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе у насекомых психики нет, поскольку у них узелковая нервная система без выраженного головного мозга).

Согласно А.Н.Леонтьеву, критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности. Под чувствительностью понимается способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах и т,п.), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность), благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности выступает способность образовывать условные рефлексы — закономерную связь внешнего или внутреннего раздражителя через посредство нервной системы с той или иной деятельностью. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и, следовательно, существовать.

Выделяют три основные стадии развития психики у животных в филогенезе:

В психологии под филогенезом понимается процесс изменения психики человечества в процессе эволюции. И хотя видовые биологически-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности, социальной и культурной эволюции человечества. Материальная, духовная культура человечества — это объективная форма воплощения достижений психического развития человека.

Филогенезное развитие психики в отечественной психологии рассматривается на двух уровнях: физиологическом и элементарном психическом.


На уровне физиологического развития в эволюции психики выделяются несколько этапов.

1- этап. В самом начале зарождающейся на земле жизни наметились две основные формы изменчивости во взаимодействии элементарных организмов (прообразов нервных клеток) с окружающей средой. Они и определили уже у одноклеточных разделение на две самостоятельные ветви: реализуемых у растений и в животном мире. В основе этого разделения лежит присущая простейшему организму форма физиологического отражения окружающей среды - раздражимость, которая представляет собой изменение физиологического состояния организма под влиянием внешних воздействий (тепловых, световых, химических и др.), называемых раздражителями.

2 этап. В последующем раздражимость стала вызывать приспособительские процессы, уравновешивающие состояние организма со средой. Если растения остановились на физиологической форме отражения, заключающейся в изменении химического состава и физического состояния, то в животном мире процессы усовершенствования продолжались. У них формируется новый тип раздражимости - чувствительность, как общая способность организма к ощущению и защитному реагированию на действие раздражителя. Именно с ее появлением начинается эволюция, собственно, психического отражения окружающего мира.

3 этап. В его пределах появляются ощущения - отражение нервной клеткой конкретных температурных, световых, химических и т.р. характеристик, воздействующих на нее предметов и явлений объективного мира.

4 этап. Последующее объединение нервных ощущений в систему привело к образованию качественно нового вида физиологического отражения объективной действительности – восприятия, представляющего собой объединение различных видов ощущений в едином субъективном образе воздействующих на организм внешних предметов и явлений.
Дальнейшее объединение нервных клеток привело к образованию в организме мозговой трубки, а в последующем - спинного и головного мозга. Это был уже совершенный орган, позволивший наряду с физиологическим, появиться и психическому (субъективному) отражению мира.

Формирование элементарного психического уровня филогенезного развития психики может рассматриваться в рамках нескольких самостоятельных этапов.

1-й этап. В его пределах возникают простейшие психические реакции организма животного мира, получившие название рефлексов – закономерной ответной реакцией организма на действие определенного раздражителя. Как было экспериментально выявлено и доказано И.М.Сеченовым, все акты сознательной и бессознательной жизни по способу своего происхождения являются рефлексами. При этом они начинаются чувственным возбуждением, продолжаются определенным психическим актом и заканчиваются мышечным движением.

2-й этап. Происходит формирование однообразных рефлексивных действий на конкретные воздействия внешних или внутренних раздражителей. И.П.Павлов установил, что в основе нервной деятельности живого организма лежит рефлекс, представляющий не только физиологическое, но и психическое явление одновременно. При этом он назвал постоянную связь внешнего раздражителя с соответствующей реакцией на него живого организма - безусловным рефлексом, а временную - условным рефлексом.

3-й этап. Безусловные рефлексы закрепляются в организме и передаются по наследству, что привело к образованию инстинктов - совокупности врожденных компонентов психической деятельности человека и животных (безусловных рефлексов), проявляющихся в их поведении и обеспечивающих их существование. Формирование инстинктов на первых порах обусловливалось биологическими потребностями (питания, продолжения рода и так далее), а в последующем совершенствовалось и приобретало новое содержание - ориентировочное, защитное, поисковое. Но следует учитывать, что безусловные рефлексы и инстинкты обеспечивают взаимодействие организма только со стабильной средой. В изменчивой же среде одних только безусловных связей недостаточно. Этот пробел восполняется механизмами условных рефлексов.
Образование условных рефлексов является более сложным процессом в работе нервной системы. Они стали основой приспособления живого организма к изменчивой, подвижной, многообразной среде и могут вырабатываться на сигналы, связанные с безусловным раздражителем, но уже через второй, третий и так далее раздражители.

4-й этап. Последующее развитие нервной системы дало возможность в рефлексивном поведении опереться на сочетание различных реакций на одновременно действующие раздражители. Чем более совершенствуется организм, тем легче изменяющиеся условия среды снимают устаревшие инстинктивные формы поведения и формируют новые более совершенные. Появление способности легко менять формы поведения создало новый вид психической деятельности, называемый навыком.

Психика возникла на определенном этапе развития органического мира, как механизм активного взаимодействия живых существ с окр.средой.

Психика -особое свойство высокоорганизованной материи субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку и животным для ориентировки во внешнем мире и активного взаимодействия с ним, а на уровне человека необходимое для управления своим поведением.

Филогенез – это историческое развитие какого-либо явления на протяжении всего периода его существования. Когда мы говорим о филогенезе психики, то подразумеваем под этим историю развития психики на протяжении существования живых организмов.

Можно выделить несколько подходов к филогенезу психики:

1. материалистический (психика развивается как свойство высокоорганизованной материи), идеалистический (психика развивается как самостоятельная субстанция, которая дана из вне) и дуалистический (психика рассматривается как соединение земного, материального и неземного, идеального).

2. эволюционный (психика живых существ рассматривается в развитии от низших форм к высшим), не эволюционный (как изначально заданная из вне и неизменная) и смешанный (только в процессе жизни конкретного представителя того или иного вида, а перехода от одного к другому нет).

3. комбинации этих подходов.

Возникновение психики в филогенезе. Углубление в филогенетическую историю психики неизбежно подводит к вопросу о ее объективном критерии (т. е. такой внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, который позволяет утверждать, что у данного организма есть психика.). В качестве объективного критерия психики А. Н. Леонтьев предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Биологически нейтральные (другой термин "абиотические") воздействия - это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ. Если живой организм приобретает способность как отражать биологически нейтральные свойства, так и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, то возможности его выживания оказываются несравненно более широкими. Пример: Звуком не питается ни одно животное, равно как от звука обычной интенсивности животные не погибают. Но звуки в природе - важнейшие сигналы живой пищи или приближающейся опасности. Услышать их - значит иметь возможность пойти на сближение с пищей или избежать смертельного нападения.

Теперь нужно ввести два фундаментальных понятия, которые связаны с предложенным критерием: это понятия "раздражимость" и "чувствительность".

Раздражимость - это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия. Корни растения раздражимы по отношению к питательным веществам, которые содержатся в почве: при соприкосновении с раствором этих веществ они начинают их всасывать.

Чувствительность - это способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами. Когда речь идет о чувствительности, "отражение", согласно гипотезе А. Н. Леонтьева, имеет два аспекта: объективный и субъективный. В объективном смысле "отражать" - значит реагировать, прежде всего двига-тельно, на данный агент. Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении, данного агента. Раздражимость же субъективного аспекта не имеет.

Следующее важное положение Леонтьева звучит так, что ощущение как элементарная форма психического - это не эпифеномен, т. е. не явление, которое надстраивается над условно-рефлекторными процессами и не имеет никакой функции. Наоборот, оно составляет необходимое звено условного приспособительного акта. Функция этого "звена" - ориентировать организм относительно значимых условий среды, опосредетоеать его витальные приспособительные акты.

Все сказанное выше подготовило ответ на вопрос, почему в ходе биологической эволюции возникла психика? Материалистическое естествознание отвечает на него так: потому что психика обеспечивает более эффективное приспособление к среде. По существу, такой ответ означает, что возникновение и развитие психики в животном мире подчинялось действию общего закона эволюции, согласно которому закреплялось то, что было биологически полезно.

Развитие психики - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных и качественных и структурах преобразованиях. Развитие психики характеризуется способностью к накапливанию изменений и их закономерным характером. Развитие психики реализуется в форме филогенеза и онтогенеза.

Прежде, чем перейти к характеристике отдельных стадий эволюционного развития психики, остановимся на двух важных общих положениях.

Первое положение: как показал Леонтьев, каждая новая ступень психического развития начинается с усложнения деятельности, практически связывающей животное с окружающим миром. Новая же форма психического отражения возникает вслед за этим усложнением деятельности, и, в свою очередь, делает возможным ее дальнейшее развитие. То есть, Леонтьев для объяснения возникновения психики в филогенезе выдвигает принцип деятельности (под деятельностью он понимает процессы, осуществляющие активное отношение субъекта к действительности).

Так, по мнению Леонтьева, в период зарождения психики деятельность животных сначала складывается в вещно-оформленной среде и должна была подчиняться объективным связям между различными свойствами вещей. Одн

Филогенезом(от греч. phyle — род, племя и genesis — рождение, происхождение) называется процесс развития всего живого (от растений к животным, а от них — к человеку).

Филогенез - это процесс исторического развития вида. Филогенез нервной системы - история. Формирования и совершенствования ее структур.

Психика – свойство мозга отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и деятельности.Сознание – высшая, свойственная только человеку форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической деятельности людей.Существуют различные подходы к пониманию того, кому присуща психика:

· антропсихизм (Р. Декарт) полагает, что психика присуща только человеку;

· панпскшзм (французские материалисты) утверждает всеобщую одухотворенность природы. В соответствии с данной теорией психика присуща всей природе, всему миру (в том числе и камню);

· согласно биопсихизму психика — свойство живой природы (т е. присуща и растениям);

· нейропсихизм (Ч. Дарвин) считает, что психика свойственна только организмам, имеющим нервную систему;

· мозгопсихизм (К. К. Платонов) находит психику только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе у насекомых психики нет, поскольку у них узелковая нервная система без выраженного головного мозга).

Филогенез нервной системы в кратких чертах сводится к следующему. У простейших одноклеточных организмов (амеба) нервной системы еще нет, а связь с окружающей средой осуществляется при помощи жидкостей, находящихся внутри и вне организма.

В дальнейшем, когда возникает нервная система, появляется и другая форма регуляции - нервная. По мере развития нервной системы нервная регуляция все больше подчиняет себе гуморальную, так что образуется единая нейрогуморальная регуляция при ведущей роли нервной системы.

Последняя в процессе филогенеза проходит ряд основных этапов:

I этап - сетевидная нервная система. На этом этапе (кишечнополостные) нервная система, например гидры, состоит из нервных клеток, многочисленные отростки которых соединяются друг с другом в разных направлениях, образуя сеть, диффузно пронизывающую все тело животного. При раздражении любой точки тела возбуждение разливается по всей нервной сети и животное реагирует движением всего тела. Отражением этого этапа у человека является сетевидное строение интрамуральной нервной системы пищеварительного тракта.

II этап - узловая нервная система. На этом этапе (беспозвоночные) нервные клетки сближаются в отдельные скопления или группы, причем из скоплений клеточных тел получаются нервные узлы - центры, а из скоплений отростков - нервные стволы - нервы. При этом в каждой клетке число отростков уменьшается и они получают определенное направление..

Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных. Ее главная отличительная особенность — наличие сознания. Ведущими факторами возникновения сознания были труд и язык.

К психическим функциям относятся и простейшие реакции типа отдергивания руки при прикосновении к горячему чайнику и такие сложные внутренние процессы как размышления по поводу решения научной проблемы.

В онтогенезе повторяются основные этапы филогенеза. Благодаря этому параллельное и сравнительное рассмотрение онтогенеза с филогенезом дает возможность более детально и более глубоко рассмотреть ступени индивидуального развития, а также на основании аналогий предсказать или подтвердить наличие некоторых свойств, характерных для этих этапов.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

2. Сущность различий психики животных и человека.

3. Структура сознания и бессознательное в психике человека.

Основные термины: среда обитания, животное, рецептор, высший тип нервной деятельности, “язык “ животных, “язык” человека, структура сознания, низшие уровни психики, бессознательное, менталитет, блокадное сознание, семейная стриптизация, чувства, нервная сеть, тропизм, узловая нервная система, трубчатая нервная система, ханжеская десексуализация.

1. Психика и эволюция нервной системы

Если бы среда обитания живых субъектов была повсюду одинаковой, то земля была бы населена одним видом живых организмов. В действительности среда обитания разнообразна – это вызвало дифференциацию живой материи, землю населяет больше миллиона различных видов животных. На Земле существуют различные физические изменения: годовые циклы погоды, смена дня и ночи, смена температуры и т. д. Всё живое приспосабливается к существующим условиям среды при помощи развившихся рецепторов.

Например, зрительный рецептор развивался у животных в связи с приспособлением к отражению рассеянного света солнца.

1. У одноклеточных, так же как и у простейших многоклеточных, кишечно-полостных можно наблюдать лишь общую реакцию на свет – фототропизм. У земляного червя в эпидермии имеются светочувствительные клетки, которые способны отличать наличие или отсутствие света.

2. У моллюска “блюдце” уже встречаются группы светочув­ствительных клеток, как бы выстилающие мешок, погруженный в его тело. Такое устройство органа зрения позволяет животному улавливать не только присутствие или отсутствие света, но и то, с какой стороны падает свет.

3. У насекомых устройство глаз позволяет видеть форму мелких предметов.

4. У большинства позвоночных животных глаз имеет светопреломляющую линзу (хрусталик), при помощи которой возможно видеть очертания предмета.

Развитие рецепторов сочетается с развитием определенного типа нервной системы.

Уровень развития органов чувств и нервной системы определяет уровень и формы психического отражения.

У живых организмов, стоящих на низшей ступени развития (кишечно-полостные) нервная система представляет собой систему, состоящую из разбросанных по всему организму нервных клеток с переплетающимися между собой отростками. Это сетевидная нервная система.

Животные с сетевидной нервной системой реагируют тропизмами (греч. поворот, направление). Временные связи (нервные связи) у них образуются с трудом и плохо сохраняются.

На следующей стадии развития нервная система претерпевает ряд качественных изменений. Нервные клетки организуются не только в сети, но и в узлы (ганглии). Узловая, или ганглиозная нервная система позволяет получать и перерабатывать наибольшее количество раздражений, так как чувствующие нервные клетки находятся вблизи от раздражителей, что меняет качество анализа полученных раздражений. Наиболее примитивная ганглиозная нервная система у червей, у них сегментные ганглии по своим отражательным возможностям однородны и поэтому не позволяют осуществлять более тонкое отражение. Головной ганглий, представляющий собой соединение неоднородных по функциям и связям нервных клеток, получает и перерабатывает более разнообразные раздражения.

Усложнение узловой нервной системы наблюдается у высших беспозвоночных животных – насекомых. В каждой части тела ганглии сливаются, образуя нервные центры, которые взаимосвязаны между собой нервными путями. Особенно усложнен головной центр. Нервная система насекомых связывается со средой с помощью тонко организованных рецепторов, которые несут сигнальную функцию. Они отражают воздействие внешней среды, используя врожденные и приобретенные в индивидуальном опыте рефлексы. Врожденные рефлексы преобладают.

Высший тип нервной системы – трубчатая нервная система. Она представляет собой соединение организованных в трубку нервных клеток (у хордовых). В процессе эволюции у позвоночных возникают и развиваются спинной и головной мозг – центральная нервная система. Одновременно с развитием нервной системы и рецепторов развиваются и совершенствуются органы чувств животных, усложняются и формы психического отражения.

У животных возникают и совершенствуются появившиеся на более низкой ступени эволюции психические функции (ощущение, восприятие, память, мышление). Чем сложнее нервная система, тем совершеннее психика.

Особое значение в эволюции позвоночных имеет развитие головного мозга.

В головном мозгу образуются локализованные центры, представляющие разные функции. Эти центры взаимосвязаны через специальные нервные образования – ассоционные зоны. Чем выше организовано животное, тем совершеннее эти зоны. Животные, обладающие центральной нервной системой, наиболее адекватно отражают воздействие среды.

Эволюция психики идет не прямолинейно. В одной и той же среде обитают животные самых различных уровней отражения, и наоборот, в различных условиях обитания можно найти разные виды животных с близкими уровнями отражения.

Среда не есть нечто постоянное, как и всякая материя, она эволюционирует. К эволюционирующей среде приспосабливается животный вид, который в ней обитает. Изменение среды может воздействовать на развитие психических функций одних видов животных и в то же время не оказывать значительного влияния на развитие психических функций других видов животных.

2. Сущность различий психики животных и человека

Существует огромная разница между психикой человека и психикой самого высшего животного.

“Язык” животных отличается от “языка” человека.

Животное может лишь подать сигнал своим собраться по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией. Человек с помощью “языка” информирует других людей о прошлом, настоящем, будущем, может передавать им специальный опыт. Язык человеку дает возможность отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений. Разница в “языке” животных и человека определяет различие и в мышлении, так как чуждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.

Многими экспертами было показано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление (обезьяны). Абстрактные способы мышления у обезьян не наблюдал ни один исследователь.

Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться (отвлекаться) от данной конкретной ситуации и предвидеть последствия.

Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность же человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации.

Человек способен отражать не только непосредственные воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости – сознательно.

Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия.

Животное создает орудие в конкретной наглядно-действенной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Например, обезьяна пользовалась палкой как орудием для подтягивания плода с дерева, но через какое-то время она может изгрызть ее.

Орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно.

Человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет. Человек живет в мире относительно постоянных вещей, пользуется орудиями сообща с другими людьми, заимствует опыт, используя орудия у одних и передавая его другим.

Третье отличие – в чувствах.

Человек как высшее животное не остается “равнодушным” к происходящему вокруг. Приметы и явления действительности могут вызвать у животных и человека положительные или отрицательные эмоции. Но только человек может сопереживать горю и порадоваться с другим человеком, только человек может наслаждаться картинами природы или испытывать интеллектуальные чувства при осознании какого-либо жизненного факта.

Четвертое отличие психики человека от животных заключается в условиях их развития.

Развитие психики животного мира шло по законам биологической эволюции, а развитие человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам исторического развития.

Животное и человек имеют опыт, накопленный в виде интенсивных действий на определенного вида раздражитель. Они приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь.

Только человек присваивает общественный опыт, который в наибольшей мере развивает его психику. С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения. Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых человеческих чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность.

Общественные отношения людей изменили биологические потребности и породили новые. С развитием предметов труда родилась и потребность в них. Таким образом, труд послужил причиной развития человеческого общества, формирования человеческих потребностей, развития человеческого сознания, не только отражающего, но и преобразующего мира.

3. Структура сознания и бессознательное в психике человека

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание.

Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

Психологическая характеристика и структура сознания

Основная характеристика дана в самом термине – сознание, то есть совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания входят познавательные процессы, с помощью которых человек обогащает свои знания. Нарушение, расстройство любого психического процесса ведет к расстройству сознания.

Вторая характеристика сознания – закрепленное в нем отчетливое различие субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит “я” человека и его “не я”. Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него, противопоставивший себя ему, сохраняет в своем сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, то есть обратить психическую деятельность на исследование самого себя: человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение “я” от “не я” – путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. Появляются мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий, вносятся в него необходимые изменения. Невозможность осуществлять целеполагающую деятельность, ее изменять, направлять в результате болезни или по другим причинам рассматривается как нарушение сознания.

Четвертая характеристика сознания – наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется расстройством в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого очень любил, со злобой говорит о близких людях.

Обязательным условием формирования и проявления всех качеств сознания является язык.

Понятие “сознание” употребляется в психологии, психиатрии и других науках. Психиатры под сознанием понимают заключенные в психике данного человека возможности отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности. Человек, у которого сохранено ясное сознание, оценивает вновь поступающую в мозг информацию с учетом уже имеющихся у него знаний и выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к другим людям и к обстановке деятельности, на основе этих данных управляет своим поведением.

Понятие о бессознательном

Низший уровень психики образует бессознательное.

Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, в которых человек не дает себе отчета.

Являясь психическим, бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения.

В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна оценка их результатов.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения), ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями; движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся, стали неосознаваемыми. К бессознательным явлениям относятся некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации.

Явления бессознательного получают разные объяснения у представителей различных научных школ. З. Фрейд под бессознательным понимал влечения человека, которые ему не удавалось реализовать, так как они противоречили социальным нормам и человек вытеснил их в сферу бессознательного. Эти влечения обнаруживаются в обмолвках, оговорках, сновидениях

В духовном мире бессознательное выражено в феномене менталитета. Менталитет – это совокупность принятых и одобряемых обществом взглядов, мнений, стереотипов, форм и способов поведения, которая отличает его от других человеческих общностей.

Основные составляющие менталитета:

1) блокадное сознание;

2) семейная стриптизация;

3) ханжеская десексуализация.

Блокадное сознание. Политика, которой придерживалось государство с первых лет своего существования, формировало в сознании советских людей постоянное ощущение опасности, связанной с угрозой нападения внешнего врага (Англия, Германия, США, Финляндия, Япония, Китай и др.). До начала 90-х годов в менталитете советского общества сохранялось напряженное ожидание “неспровоцированного нападения” на страну. Страх перед ядерной войной в сознании каждого человека обеспечивал готовность выдержать и оправдать любые тяготы и лишения во имя спасения детей и себя от надвигающейся угрозы “ядерного уничтожения” (Лишь бы не было войны). В настоящее время заметны изменения менталитета, и люди осознают, что ожидать не спровоцированного ядерного удара со стороны Запада нет оснований.

Семейная стриптизация. Особенностью советского общества являлось обнажение интимного мира семейных взаимоотношений – то, что можно назвать условно семейной стриптизацией (от англ. Strip-tease – обнажать, раздевать). Семья рассматривалась как ячейка общества, общество идентифицировалось с государством, в менталитете “советского человека” считалось естественным правом государства и его партийного руководства управлять и командовать семьей как любой государственной структурой. В случае измены мужа женщина считала для себя возможным обратиться в официальные партийные или административные органы с просьбой, требованием вернуть супруга в семью. Разведенному полагалось писать в некоторых официальных документах: “Состою в разводе с гражданкой Н. Причины развода известны парторганизации”. Партийные комитеты обсуждали и принимали меры к родителям, которые допускали ошибки в воспитании детей. При этом считалось вполне допустимым использование стенной печати, заводского радио, разборов на партийных собраниях.

Ханжеская десексуализация сложилась к началу 30-х годов.

Мир интимных чувств человека, уводящий его в сторону от служения общественному идеалу, был изначально враждебен идеологии тоталитарного общества. В наибольшей степени это относилось к сексуальным отношениям. Идеологическое табу на протяжении десятков лет накладывалось на все, что было связано с отношением полов, особенно на физиологическую сторону этих отношений. В кинематографе запрещался показ обнаженного тела, за исключением классических образов. В педагогике налагалось табу в отношении любых вопросов, относящихся к половой жизни.

В период перестройки были сняты идеологические запреты, в сознании людей стала появляться другая крайность – терпимое отношение и активное оправдание грубой порнографии, примирительное отношение к проституции.

В настоящее время баланс между ханжескими запретами и сексуальной вседозволенностью в сознании людей еще не установился.

Контрольные вопросы 1. Рецепторы. Их значение для человека и животных. Фототропизм.

2. Нервная сеть. Тропизм.

3. Узловая нервная система. Структура.

4. Трубчатая нервная система. ЦНС.

5. Головной мозг. Его функции. Асоциальные зоны.

6. Сущность различий психики животных и человека.

7. “Язык” человека. Способность абстрагировать.

8. Способность человека создавать и сохранять орудия труда.

10. Психика человека и законы исторического развития.

11. Структура сознания и психическая характеристика.

12. Понятие о бессознательном.

13. Менталитет, его основные составляющие.

14. Блокадное сознание.

15. Семейная стриптизация.

16. Ханжеская дисексуализация.

Антропология: Хрестоматия / Ред.-сост. Бахолдина В.Ю., Дерягина М.А. – М.: Рос. психол. общество, 1997.

Белоус В.В. Опыт разработки интегративной психологии развития // Вопр. психологии. 1998. № 2.

Введение в психологию. Тексты. Вып. X. Раздел III. Эволюционное введение в психологию. Часть 4. Психофизиологическая проблема / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. – М.: Рос. психол. общество, 1998.

Выготский Л.С. Лурия А.Р. Этюды по истории поведения обезьяны. Примитив. Ребенок. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. – М.: Мир, 1996.

Зараковский Г.М., Степанова Г.Б. Психологический потенциал индивида и популяции // Человек. 1998. № 3.

Основы психофизиологии / Отв. ред. Ю.И. Александров. – М.: ИНФРА-М, 1997.

Рыжов В. Экономия сознания // Компьютер-ПРЕСС. 1998. № 7.

Сухарев В.А. Психология интеллекта. – Донецк: Сталкер, 1997.

Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии: Учеб. пособие для студентов факультетов психологии / Под ред. Н.Н. Мешковой, Е.Ю Федорович. – М.: Рос. психол. общество, 1997.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.