Физические и нервно психические нагрузки условия труда

Наименование фактора Характеристика нагрузок
легкая средняя тяжелая очень тяжелая
Напряженность внимания:
число одновременных объектов наблюдения 0-5 6-10 11-25 Более 25
длительность сосредоточенного наблюдения (в % от общего времени работы) До 25 26-50 51 -75 Более 75
число движений в час До 360 361-720 721 -1080 Более 1080
Напряженность анализаторских функций:
а) зрение (категории точности работы) Грубая Малоточная Точная Высокая и особо точная
б) слух:
Нет Есть Есть Есть
наличие помех Более 2,5 2,5 2,0 1,5
слышимость речи (расстояние, м) 30 и менее
разборчивость слов, %
Эмоциональное напряжение Работа по заданной простой программе Работа по заданной программе с возможностью корректировки исполнителем Работа по сложной программе с необходимостью корректировки исполнителем То же, но при дефиците времени или при работе, сопряженной с личным риском или ответственностью за безопасность других людей

В происхождении несчастных случаев можно выделить две стороны: наличие травмоопасной ситуации и поведение в ее условиях Обе они тесно связаны с психической регуляцией поведения, дезорганизация которой по тем или иным причинам создает предпосылки несчастного случая.

Одной из причин несчастных случаев является временное снижение психофизиологических качеств человека. Такое снижение может происходить на фоне развивающегося утомления, которое возникает в результате длительной работы или под влиянием психофизиологических факторов производственной опасности. Об этом, в частности, свидетельствует график, приведенный на рис. 17[N19] .3 . из которого следует, что наибольшее число несчастных случаев происходит перед обеденным перерывом и в конце рабочего дня.

Однако объяснять причины производственного травматизма только развитием утомления было бы неправильным. Как показывают исследования, производственный травматизм в значительной мере обусловлен психологическими причинами.

Кроме того, с целью ограничения вредного влияния психофизиологических факторов производственной опасности мощно рекомендовать проведение следующих мероприятий:

* установление рационального режима труда и отдыха операторов;

* организация отдыха операторов в процессе работы;

* соблюдение предельно допустимых норм деятельности оператора ;

* установление переменной нагрузки (например, темпа предъявления информации, скорости движения конвейера, количества перерабатываемой информации и т. п.) в соответствии с динамикой работоспособности оператора;

* чередование различных рабочих операций или форм деятельности в течение рабочего дня;

* рациональное распределение функций между человеком и техническими устройствами;

* соответствие психофизиологических качеств оператора характеру и сложности выполняемых работ; это соответствие достигается путем профессионального отбора, учения и тренировок операторов.

Выполнение рассмотренных мероприятий позволяет ограничить величину нервно-психической нагрузки, которая может возникнуть в процессе труда Однако полностью оградить человека от нервно-психического напряжения они не могут. Поэтому большое значение имеет проведение мероприятий, способствующих снятию уже возникшего напряжения (эмоционально-волевая и физическая тренировка, воздействие на биологически активные точки человека, создание комнат психологической разгрузки на предприятиях и др.). Некоторые из этих мероприятий рассмотрены в следующих параграфах.

Под профилактикой неблагоприятных функциональных состояний понимается комплекс мероприятий, направленных на предупреждение развития или на ликвидацию (полную или частичную) уже возникших состояний.

В производственной ситуации любая оптимизационная работа, имеющая целью облегчение труда человека, может рассматриваться как профилактика неблагоприятных функциональных состояний.

Выделяются следующие направления такой работы:

- усовершенствование средств труда;

- рационализация рабочих мест;

- оптимизация режима труда и отдыха;

- использование чередования операций с нагрузкой на разные функциональные системы;

- нормализация факторов производственной среды;

- создание благоприятного социально-психологического климата.

А13.2. Оптимизация режима труда и отдыха

Высокая профессиональная подготовка операторов создает потенциальные возможности для качественной эксплуатации СЧМ. Однако для превращения этой возможности в действительность необходимо правильно организовать труд операторов. Важнейшей задачей организации труда является разработка рационального режима труда и отдыха. Рациональный режим труда и отдыха – чередование работы и перерывов, устанавливаемое на основе анализа работоспособности с целью обеспечения высокой производительности труда и сохранения здоровья работников.

В зависимости от конкретных условий работы операторов возможны три основных подхода к определению допустимой длительности рабочей смены.

При работе оператора в условиях действия профессиональных вредностей определяющим является время допустимого воздействия данной вредности.

В некоторых случаях характер трудового процесса не допускает смены людей до его окончания (например, экипажи самолетов в полете, водители междугороднего транспорта и т. п.). В этих случаях длительность смены определяется циклом рабочего процесса с последующим отдыхом персонала, рассчитанным на полную компенсацию утомления. В зависимости от конкретных условий функционирования СЧМ после окончания допустимой продолжительности непрерывного дежурства или должен планироваться обеденный перерыв, или (при непрерывном дежурстве) на дежурство должна заступать очередная смена операторов.

Третий подход основан на определении длительности рабочего дня исходя из общего трудового законодательства.

Одним из важных факторов, влияющих на процесс труда, являются перерывы в работе. Они необходимы для восстановления работоспособности и достижения равномерной производительности труда. Эти перерывы имеют также большое значение для нормализации психического и физиологического состояния человека. Перерывы в работе могут быть регламентированными и произвольными (специально не организованными).

Это направление эргономической работы должно опираться на анализ кривой работоспособности у данной категории пользователей [3]. Такой анализ позволяет выделить критические моменты, характеризующиеся значительным снижением производительности и ростом утомления. Время назначения перерыва должно приходиться на начальные периоды изменения состояния, т.е. предшествовать появлению выраженного сдвига на кривой работоспособности.

Нередко высказывается мнение, что благоприятный эффект коротких и частых пауз значительнее, чем в случае более продолжительных и редких. Действительно, для многих видов труда, особенно монотонных, наличие частых коротких перерывов для отдыха весьма желательно. Следует заметить, что не существует общего определения термина перерыв для разных видов выполняемой человеком деятельности. Перерыв можно интерпретировать и как время бездействия, и как особую фазу в выполнении задания, и как разрыв в работе, наконец, как особый период покоя. Некоторые авторы включают в перерывы и периоды бездействия, которые возникают на основе самой организации задания, например, время ожидания при работе за компьютером. Другие же причисляют такое бездействие к условиям, не облегчающим, а усложняющим деятельность. В большинстве деятельностей такое ожидание представляет организму определенный период покоя, однако не уменьшает общую нагрузку, которой подвержен пользователь. Это относится в первую очередь к тем периодам ожидания, которые влекут за собой психическую напряженность, т.к. их длительность трудно предсказуема, и они возникают в критические моменты функционирования системы "пользователь-компьютер".

Там, где предъявляются высокие требования к вниманию и точной координации движений, где велика нервно-психическая нагрузка, предпочтительнее короткие (5 – 10 мин), но частые перерывы. Если же работа связана с большими мышечными усилиями, предпочтительнее регламентированные перерывы большей длительности (до 20 мин.), но меньшей периодичности.

Если по каким-либо условиям возникает необходимость работы в условиях развивающегося утомления (проведение сверхурочных работ, отсутствие смены оператора при непрерывном дежурстве за пультом управления и т. п.), следует увеличивать как количество перерывов, так и их длительность. Однако в любом случае следует иметь в виду, что перерывы более 20 мин (не считая обеденного) нежелательны, так как они приводят к появлению дополнительных периодов врабатываемости.

При любых перерывах важное значение имеет способ их проведения. Наиболее предпочтительным в большинстве случаев является активный отдых, в процессе которого должны получать нагрузку мышцы и нервные центры, не работающие в процессе основной трудовой деятельности. Это способствует более активному отдыху уставших во время работы органов.

В отношении работы за дисплеем имеет смысл употреблять понятие перерыв только в случае паузы отдыха, завершающей период напряженности, возникшей на предыдущих отрезках работы. Характеристики этой напряженности и относительная величина физиологического и психического утомления изменяются в зависимости от особенностей предшествующего задания. Таким образом, время, в течение которого человек бездействует, но не в состоянии отрешиться от предыдущего задания, не может называться "перерывом". Это лишь пауза, чье значение для отдыха не определяется длительностью кажущегося бездействия.

Кроме перечисленных выше мероприятий, используют подход, называемый психопрофилактикой неблагоприятных функциональных состояний. В качестве методов психопрофилактики применяются:

2) оптимизация питания;

4) функциональная музыка;

5) аутогенная тренировка и гипноз;

6) массаж и самомассаж;

7) производственная гимнастика;

8) цветовое оформление помещений;

9) создание кабинетов психической разгрузки.

Для каждой конкретной производственной ситуации комплекс психопрофилактических мероприятий разрабатывается в результате значительной аналитической работы, предполагающей диагностику специфики конкретных неблагоприятных состояний и выбор наиболее эффективно действующих на них методов.

А13.3. Обучение охране труда и технике безопасности

Стандарт устанавливает порядок и виды обучения и проверки знаний по безопасности труда рабочих, служащих, руководителей и специалистов, а также учащихся, определяет требования к проведению обучения, инструктажа и проверки знаний. Содержит "Примерный перечень основных вопросов вводного инструктажа" (приложение 3).

Раздел А. Факторы рабочей среды. 1

А1. Классификация факторов рабочей среды. 1

А2. Освещенность. 4

Основные характеристики для оценки освещения. 4

А3.2. Инфразвук. 9

А5. Электромагнитные поля и излучения (неионизирующие). 10

А5.1. Электромагнитные поля радиочастот. 10

А5.2. Постоянные магнитные поля. 11

А5.3. Электрические поля промышленной частоты. 11

А5.4. Воздействие линий электропередач. 11

А5.5. Постоянные электрические поля. 13

А5.6. Лазерное излучение. 13

А5.7. Ультрафиолетовое излучение. 13

А6. Радиационная безопасность (ионизирующие излучения). 14

А7. Механическое движение машин и механизмов. 20

А8. Загрязненность воздуха. 20

А8.1. Механическое загрязнение. 20

А8.2. Химическое загрязнение. 21

А9. Профессиональные инфекции и биологические агенты. 21

А10. Микроклимат. 21

Системы обеспечения микроклимата. 22

А11. Рабочее место с персональным компьютером. 23

А12. Режимы труда и отдыха. 28

А12.1. Параметры функционального состояния оператора. 28

А12.2. Утомление. 30

А12.3. Монотония и психическое пресыщение. 31

А12.4. Напряжение. 31

А12.5. Стрессогенная ситуация. 33

А13. Безопасные и безвредные условия труда. 34

А13.1. Инженерно-психологические аспекты охраны труда. 34

А13.2. Оптимизация режима труда и отдыха. 39

А13.3. Обучение охране труда и технике безопасности. 41

* *) Примечание. В реакции организма на облучение можно выделить четыре фазы. Длительность первых трех фаз не превышает единиц микросекунд, в течение которых происходят различные молекулярные изменения, В четвертой медленной фазе эти изменения переходят в функциональные и структурные нарушения в клетках, органах и организме в целом.

Первая, физическая фаза ионизации и возбуждения атомов длится 10 -13 секунды. Во второй, химико-физической фазе, протекающей 10 -10 секунды, образуются высокоактивные в химическом отношении радикалы, которые взаимодействуют с различными соединениями и дают начало вторичным более долгоживущим радикалам. В третьей, химической фазе, длящейся 10 -6 секунды, образовавшиеся радикалы вступают в реакции с органическими молекулами клеток, что приводит к изменению биологических свойств молекул.

В четвертой, биологической фазе химические изменения молекул преобразуются в клеточные изменения. Наиболее чувствительным к облучению является ядро клетки, а наибольшие последствия вызывает повреждение ДНК, содержащей наследственную информацию. В результате облучения в зависимости от величины поглощенной дозы клетка гибнет или становится неполноценной в функциональном отношении. Время протекания четвертой фазы очень различно и, при определенных условиях, может растянуться на годы или даже на всю жизнь.

* Селье Г. Стресс без дистресса.: М., 1979.

* Психологические проблемы космических полетов. М., 1979.

[N4]Есть еще такие ГОСТы. Можно вставить. Куда?

Нервно-психические нагрузки, называемые еще напряженно­ стью труда, являются факторами трудового процесса и входят со­ ставной частью вместе с физическими перегрузками (тяжесть тру­ да) в понятие психофизиологических вредных производственных факторов.

Они характеризуются как фактор трудового или нетрудового процесса, который отражает нагрузку преимушественно на цент­ ральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу

человека. В связи с этим напряженность функций организма воз­ никает под влиянием интеллектуальной, сенсорной (на органы чувств), эмоциональной нагрузок, монотонности нагрузок, нера­ ционального режима работы.

Распространенность работ, различных ситуаций, при которых возникают нервно-психические нагрузки, очень велика. Примера- · ми могут быть трудовая деятельность нескольких миллионов води-

телей транспортных средств, преподавателей, врачей, операторов за пультами управления, людей, работающих на высоте, в ком­ мерции (бизнесменов, продавцов), в условиях повышенной опас­ ности травм и отравлений, участвующих в ликвидации пожаров, аварий, подвергаюшихся воздействию интенсивного шума, нера­ циональной освещенности, охлаждающего микроклимата. Экстре­ мальные бытовые ситуации (болезнь, смерть, криминальные си­ туации) также могут быть причиной нервно-психических пере­

Напряженность труда как вредный производственный фактор

нередко воздействует на работника совместно с другими факто­

рами (шумом, вибрацией, микроклиматом, физическими пере­

грузками и пр.). Одновременное влияние усиливает те неблаго­

приятные отклонения физиологического и патологического ха­

рактера, которые возникают при воздействии одних нервно- пси­

хических нагрузок. Напряженность трудового процесса как вред­

ный производственный фактор подлежит гигиеническому нор­

мированию (табл. 5.30).

В результате воздействия нервно-психических нагрузок у чело­

века могут возникнуть неблагаприятные физиологические реак­

ции и некоторые заболевания.

Основной удар на себя принимают такие важные системы орга­

низма как центральная нервная и сердечно-сосудистая. Субъек­

тивно это отражается в преждевременном наступлении утомления

(ослабление памяти и внимания, слуха и зрения, появление сла­

бости). При медицинском осмотре можно отметить повышение частоты пульса, кровяного давления, сухожильных рефлексов.

В дальнейшем не исключаются такие процессы как постепенная потеря массы тела, бессонница, беспокойство, эмоциональная неустойчивость, изменение потенции. Исследования иммунно-за­

щитных функций людей, имевших экстремальные нервно-психи­

ческие перегрузки, приводят к тому, что временно на 3-4 нед после ситуации в их организме наблюдается резкое снижение ука­ занной функции. Человек становится уязвимым для инфекцион­ ного начала, которое может быть как в окружающей среде, так и внутри организма. Такое Иммунодефицитное состояние может стать основой для возникновения и последуЮщего развития различных

Чрезмерная (экстремальная) перегрузка у отдельных лиц при­

водит к возникновению особого состояния, называемого стрессом.

Не исключаются смертельные случаи от чрезмерно высоких не­

рвно-психических перегрузок, в основе которых лежит острая сер­

Нервно-психические перегрузки являются своего рода толчком,

способствующим возникновению заболеваний неспецифического (а у работников- производственно обусловленного) и специфи-

Пою.\Затель наnряженности трудового npoiJ.ecca Оnтимальные (наnряжен1юстьтруда легкой стеnени) Доnустимые (наnряже1нюстьтруда средней стеnени) Вредные условия ·1руда (напряжснны i 1руд)
1-й стеnени 2-й стеnени
1. Интеллектуальные нагрузки
Содержание работы Отсутствует необходимость принятия решения Решение простых задач по инструкции Решение сложных Эвристическая (твор­ задач с выбором по ческая) деятельность, известным алгоритмам решения (работа по серии алгоритма, единолич­ инструкций) ное руководство в сложных ситуациях
Восприятие сигналов (информации) и их оценка Восприятие сигналов, но не требуется коррекция действий Восприятие сигналов с последующей коррекцией действий
и операций Обработка и выполне- Обработка, выполне- ние задания ние задания и его проверка

Восприятие сигналов последующим со­ ставлением фактиче-

Восприятие сигналов с последующей ком­

плексной оценкой свя-

тров с их номиналь- Комплексная оценка ными значениями. всей производствен-

Заключительная оцен- ной деятельности ка фактических

Обработка, выполне- Контрольи предвари- ние и контрольза тельная работа по выполнением задания распределению зада-

Характер выполняемой Работа по индиви- Работа по установлен- Работа в условиях Работа в условиях работы дуальному плану ному графику с воз- дефицита времени дефицита времени и

можной его коррекци- информации с повы-

ей по ходу шеиной ответствен-

деятельности ностью за конечный

2. Сенсорные нагрузки

Длительность сосре- До25 26-50 51-75 Более 75 доточенного наблю-

дения, % от времени смены

Плотность сигналов До 75 76-175 176-300 Более 300 (световых, звуковых)

и сообщений в сред- нем за 1 ч работы

Число производствен- До5 6-10 11-25 Более 25 ных объектов одновре-

Размер объекта разли- Более 5 мм- 100 % 5-1,1 мм- более 1-0,3 мм -более Менее 0,3 мм -более чения, мм, при рассто- 50%; 1-0,3мм -до 50%; менее 0,3 мм - 50%

янии от глаз работаю- 50%; менее 0,3 мм - 25-50%

щего до объекта разли- до25%

чения не более 0,5 м,

при длительности со-

Показатель напряженности трудового процесса Оптимальные (напряженность труда легкой степени) Допустимые (напряженностьтруда средней степени) Вредные условия труда (напряженный труд)
1-й степени 2-й степени
Работа с оптическими приборами при дли­ тельности сосредото­ ченного наблюдения, % времени смены До 25 26-50 51-75 Более 75
Наблюдение за экра­ нами видеотерминалов (часов в смену): при буквенно-циф­ ровом типе отобра­ жения информации при графическом типе отображения информации До2 До 3 2-3 3-5 3-4 5-6 Более 4 Более 6
Нагрузка на слуховой анализатор (при произ­ водственной необхо­ димости восприятия речи или дифференци­ рованных сигналов) Разборчивость слов и сигналов от 100 до 90%. Помехи отсутствуют Разборчивость слов и сигналов от 90 до 70%. Имеются помехи, на фоне которых речь Разборчивость слов и сигналов от 70 до 50%. Имеются помехи, на фоне Разборчивостьслов и сигналов менее 50%. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоя­ нии до 1,5 м
слышна на которых речьслышна расстоянии до 3,5 м на расстоянии до 2 м

Нагрузка на голосовой Доlб 16-20 20-25 Более 25аппарат (суммарное

количество часов, на- говариваемое в неделю)

3. Эмоцишюльпые нагрузки

Степень ответственно- Несет ответственность Несет ответственность Несет ответственность Несет ответственность сти за результат собст- за выполнение отдель- за функциональное ка- за функциональное ка- за функциональное ка- венной деятельности. ных элементов зада- честно вспомогатель- чество основной рабо- чество конечной про- Значимостьошибки ний. Влечет за собой ных работ (заданий). ты (задания). Влечет за дукции, работы, зада-

дополнительные Влечет за собой допол- собой исправления за ния. Влечет за собой

усилия в работе со нительные усилия со счет дополнительных остановкутехнологи•!е-

стороны работника стороны вышестоя- усилий всего коллекти- ского процссса, и шего руководства (бри- ва (группы, бригады и может возникнуть

гадира, мастера и т.п.) т.п.) опасностьдля жизни

Степень риска для Исключена Вероятна

Степень ответствен- Исключена Возможна

ности за безопасность другихлиц

4. Монототюсть нагрузок

Число элементов (прие- Более 10 9-6 5-3 Менее 3мов), необходимых

Нервно-психические нагрузки, называемые еще напряженностью труда, являются факторами трудового процесса и входят составной частью вместе с физическими перегрузками (тяжесть труда) в понятие психофизиологических вредных производственных факторов.

Они характеризуются как фактор трудового или нетрудового процесса, который отражает нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу человека. В связи с этим напряженность функций организма возникает под влиянием интеллектуальной, сенсорной (на органы чувств), эмоциональной нагрузок, монотонности нагрузок, нерационального режима работы.

Распространенность работ, различных ситуаций, при которых возникают нервно-психические нагрузки, очень велика. Примерами могут быть трудовая деятельность нескольких миллионов водителей транспортных средств, преподавателей, врачей, операторов за пультами управления, людей, работающих на высоте, в коммерции (бизнесменов, продавцов), в условиях повышенной опасности травм и отравлений, участвующих в ликвидации пожаров, аварий, подвергающихся воздействию интенсивного шума, нерациональной освещенности, охлаждающего микроклимата. Экстремальные бытовые ситуации (болезнь, смерть, криминальные ситуации) также могут быть причиной нервно-психических перегрузок.

Напряженность труда как вредный производственный фактор нередко воздействует на работника совместно с другими факторами (шумом, вибрацией, микроклиматом, физическими перегрузками и пр.). Одновременное влияние усиливает те неблагоприятные отклонения физиологического и патологического характера, которые возникают при воздействии одних нервно-психических нагрузок. Напряженность трудового процесса как вредный производственный фактор подлежит гигиеническому нормированию (табл. 5.30).

В результате воздействия нервно-психических нагрузок у человека могут возникнуть неблагоприятные физиологические реакции и некоторые заболевания.

Основной удар на себя принимают такие важные системы организма как центральная нервная и сердечно-сосудистая. Субъективно это отражается в преждевременном наступлении утомления (ослабление памяти и внимания, слуха и зрения, появление слабости). При медицинском осмотре можно отметить повышение частоты пульса, кровяного давления, сухожильных рефлексов. В дальнейшем не исключаются такие процессы как постепенная потеря массы тела, бессонница, беспокойство, эмоциональная неустойчивость, изменение потенции. Исследования иммунно-защитных функций людей, имевших экстремальные нервно-психические перегрузки, приводят к тому, что временно на 3 — 4 нед после ситуации в их организме наблюдается резкое снижение указанной функции. Человек становится уязвимым для инфекционного начала, которое может быть как в окружающей среде, так и внутри организма. Такое иммунодефицитное состояние может стать основой для возникновения и последующего развития различных заболеваний.

Чрезмерная (экстремальная) перегрузка у отдельных лиц приводит к возникновению особого состояния, называемого стрессом. Не исключаются смертельные случаи от чрезмерно высоких нервно-психических перегрузок, в основе которых лежит острая сердечно-сосудистая недостаточность.

Нервно-психические перегрузки являются своего рода толчком, способствующим возникновению заболеваний неспецифического (а у работников — производственно обусловленного) и специфи-

Класс условий труда по показателям напряженности трудового процесса

Показатель напряженности трудового процесса Оптимальные (напряженность труда легкой степени) Допустимые (напряженность труда средней степени) Вредные условия груда (напряженный труд)
1 -й степени 2-й степени
1. Интеллектуальные нагрузки
Содержание работы Отсутствует необходимость принятия решения Решение простых задач по инструкции Решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам (работа по серии инструкций) Эвристическая (творческая) деятельность, требующая решения алгоритма, единоличное руководство в сложных ситуациях
Восприятие сигналов (информации) и их оценка Восприятие сигналов, но не требуется коррекция действий Восприятие сигналов с последующей коррекцией действий и операций Восприятие сигналов с последующим составлением фактических значений параметров с их номинальными значениями. Заключительная оценка фактических значений параметров Восприятие сигналов с последующей комплексной оценкой связанных параметров. Комплексная оценка всей производственной деятельности
Распределение функций по степени сложности задания Обработка и выполнение задания Обработка, выполнение задания и его проверка Обработка, выполнение и контроль за выполнением задания Контроль и предварительная работа по распределению заданий другим лицам

Характер выполняемой работы Работа по индивидуальному плану Работа по установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности Работа в условиях дефицита времени Работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат
2. Сенсорные нагрузки
Длительность сосредоточенного наблюдения, % от времени смены До 25 26-50 51-75 Более 75
Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 ч работы До 75 76-175 176-300 Более 300
Число производственных объектов одновременного наблюдения До 5 6-10 11-25 Более 25
Размер объекта различения, мм, при расстоянии от глаз работающего до объекта различения не более 0,5 м, при длительности сосредоточенного наблюдения, % времени смены Более 5 мм — 100 % 5—1,1 мм — более 50%; 1—0,3 мм — до 50 %; менее 0,3 мм — до 25% 1 —0,3 мм — более 50 %; менее 0,3 мм — 25-50% Менее 0,3 мм — более 50%

при буквенно-цифровом типе отображения информации

Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю) До 16 16-20 20-25 Более 25
3. Эмоциональные нагрузки
Степень ответственности за результат собственной деятельности. 3 нач имость ошибки Несет ответственность за выполнение отдельных элементов заданий. Влечет за собой дополнительные усилия в работе со стороны работника Несет ответственность за функциональное качество вспомогательных работ (заданий). Влечет за собой дополнительные усилия со стороны вышестоящего руководства (бригадира, мастера и т.п.) Несет ответственность за функциональное качество основной работы (задания). Влечет за собой исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива (группы, бригады и т.п.) Несет ответственность за функциональное качество конечной продукции, работы, задания. Влечет за собой остановку технологического процесса, и может возникнуть опасностьдля жизни
Степень риска для собственной жизни Исключена Вероятна
Степень ответственности за безопасность других лиц Исключена Возможна
4. Монотонность нагрузок
Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях Более 10 9-6 5-3 Менее 3

Окончание табл. 5.30


ческого (профессионального) характера. К заболеваниям неспецифического характера следует отнести болезни сердечно-сосудистой системы: гипертоническую болезнь, ишемическую болезнь сердца, атеросклероз. Эндокринные заболевания, сахарный диабет могут быть обусловлены нервно-психическими перегрузками, а из желудочно-кишечных заболеваний в данном случае следует назвать язвенную болезнь, из заболеваний центральной нервной системы — астению, так называемые невротические реактивные состояния.

Из нервно-психических заболеваний специфического (профессионального) характера официально можно назвать лишь одно заболевание. Это невроз, который может развиться вследствие длительного и непосредственного обслуживания душевнобольных людей. Он диагностируется у медицинского персонала в психиатрических учреждениях, преподавателей и обслуживающего персонала спецшкол для психически неполноценных людей.

Невроз (невротическое состояние) — это не психическое расстройство. При его начале возможна депрессия (угнетение) в виде снижения настроения, появления чувства безысходности, нарушения сна, ухудшения аппетита, раздражительности, переживания неудач. Во время медицинского осмотра наблюдаются истерические реакции с возбуждением, отказом от еды, навязчивыми состояниями. Больной при этом полностью осознает свое состояние. Начальная стадия заболевания требует лечения, а при ухудшении состояния необходимо оставить работу с душевнобольными людьми и начать лечение под постоянным врачебным наблюдением.

Мероприятия по снижению нервно-психических нагрузок включают создание оптимального психологического межличностного климата в любой среде обитания человека (на работе, дома, на отдыхе, на рабочем месте), создание благоприятных условий труда в виде снижения параметров вредных производственных факторов.

Для ликвидации условий, ведущих к преждевременному утомлению, предусматриваются мероприятия по рационализации режимов труда и отдыха, производственная гимнастика, музыкальное вещание, комнаты психологической разгрузки. Медико-профилактические меры предусматривают предварительные и периодические (предрейсовые) медицинские осмотры, своевременное лечение заболеваний.

1. Что такое климат?

2. Что такое производственный охлаждающий и нагревающий микроклимат.

3. Назовите профессиональные заболевания от воздействия производственного микроклимата.

4. Какие заболевания ухудшаются у человека под влиянием небла приятных метеорологических условий?

5. Каковы основные меры оздоровления производственного охла ющего микроклимата?

6. Каковы основные меры оздоровления производственного нагрева щего микроклимата?

7. Какие физические факторы влияют на здоровье человека?

8. Какие заболевания могут быть от воздействия шума?

9. В каких единицах измеряется и нормируется шум?

10. Назовите физические характеристики шума, которые необходим учитывать при борьбе с ним. '

11. Назовите основные меры по снижению шума.

12. Инфразвук. Особенности воздействия на человека.

13. Какие источники ультразвука самые распространенные, и каю воздействие он оказывает на здоровье человека?

14. Назовите причины возникновения вибрационной болезни и стадии течения. Назовите возможные лечебно-профилактические мероприятия.

15. Перечислите источники электромагнитного загрязнения среды. Н зовите основные характеристики ЭМП.

16. Оцените риск пользования мобильным телефоном, компьютере

17. Каковы источники поступления ионизирующих излучений.

18. К каким последствиям приводит воздействие ионизирующих излу чений на людей?

19. Какие излучения называются неионизирующими. Влияют ли он на здоровье человека?

20. Назовите профессиональные заболевания при воздействии ИК- УФ-изл учений.

21. Назовите пути поступления химических веществ в организм че ловека.

22. Назовите заболевания химического происхождения у населения.

23. Какие органы и системы организма работников повреждаются химического фактора?

24. Какие вредные факторы усиливают неблагоприятное воздействи химического фактора?

25. Назовите основные причины возникновения негативного влияни химического фактора и меры борьбы с ним.

26. Назовите производство, где имеет место биологический вредны производственный фактор.

27. В каких единицах измерения выражается количество биологическо го вредного фактора?

28. Назовите основные заболевания, возникающие от воздействия био логического вредного фактора.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.