Физиологические основы темперамента тип высшей нервной деятельности и темперамент

Физиологическая основа темперамента раскрывается в учении И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Проводя экспериментальное исследование, И. П. Павлов обратил внимание, что подопытные животные в любых условиях (экспериментальных и обычных) ведут себя самым различным образом. Одни из них спокойны, другие агрессивны, раздражительны, у одних быстро вырабатываются условные рефлексы, у других – медленно и так далее.

Причина индивидуальных особенностей поведения животных обусловлена характером проявления и взаимоотношения двух основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Соотношения свойств этих нервных процессов и были взяты за основу определения типа высшей нервной деятельности. Среди особенностей высшей нервной деятельности И. П. Павлов выделил как основные следующие:

а) силу процессов возбуждения и торможения;

б) уравновешенность процессов возбуждения и торможения;

в) подвижность, то есть сменяемость, процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов означает способность нервных клеток переносить сильное возбуждение и длительное торможение, не обнаруживая запредельного торможения, то есть определяет выносливость, нервных клеток. Сила нервного процесса выражается в соответствующей реакции на сильные раздражители – сильные раздражения у сильной нервной системы вызывают сильные процессы возбуждения. Слабая нервная система характеризуется слабыми процессами возбуждения и торможения.

Уравновешенность процессов возбуждения и торможения предполагает пропорциональное соотношение данных нервных процессов. Преобладание процессов возбуждения над процессами торможения выражается в быстроте образования условных рефлексов и медленном их угасании. Преобладание процессов торможения над процессами возбуждения определяется замедленным образованием условных рефлексов и быстротой их угасания.

Подвижность нервных процессов характеризует собой способность нервной системы быстро, в ответ на требование условий внешней среды, сменять процесс возбуждения процессом торможения, и наоборот.

Своеобразие сочетания силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов возбуждения и торможения образует четыре основных типа высшей нервной деятельности. Три из них И. П. Павлов относил к сильному, один – к слабому.

1. Сильный, неуравновешенный (безудержный).

2. Сильный, уравновешенный, подвижный.

3. Сильный, уравновешенный, инертный (внешне более спокойный).

4. Слабый тип (характеризующийся слабостью процессов возбуждения и торможения).

Кроме названных в жизни встречается много смешанных и промежуточных типов.

Хотя установленные И. П. Павловым типы высшей нервной деятельности были выявлены в опытах с животными, их можно перенести и на людей.

Указанные типы нервной системы рассматриваются в психологии как физиологическая основа темперамента. Соотношение между типом высшей нервной деятельности и темпераментом следующее:

• сильный, уравновешенный, подвижный тип – сангвинический темперамент;

• сильный, неуравновешенный (безудержный) тип – холерический темперамент;

• сильный, уравновешенный, инертный тип – флегматический темперамент;

• слабый тип – меланхолический темперамент.

Темперамент

Вопрос 1: Понятие и структура темперамента

Темперамент – совокупность индивидуально – типологических свойств личности, характеризующих особенности динамики психической деятельности: интенсивности, скорости, темпа и ритма психических процессов и состояний, поведения и деятельности.

Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится прежде всего темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

Несмотря на то что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем современной психологической науки. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признает, что темперамент — это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.

Структура темперамента.

В структуре темперамента выделяют 3 компонента:

1) Активность – интенсивность и скорость взаимодействия человека со средой.

2) Эмоциональность – характеризует особенности возникновения, протекания и угасания эмоциональных состояний.

3) Моторный ( двигательный) – характеризует особенности двигательной сферы, а именно темп реакции, мышечный тонус, интенсивность, ритм и общее количество движений.

Вопрос 2: Типы темперамента, их психологическая характеристика.

Типы темперамента:

1. Холерик – невысокая сензитивность, высокая реактивность, высокая активность, преобладание реактивности, высокий темп, высокая эмоциональная возбудимость, невысокая тревожность, ригидность, экстраверсия.

2. Меланхолик – высокая сензитивность, низкая реактивность, низкая активность, низкий темп, высокая эмоциональная возбудимость, высокая тревожность, ригидность, интроверсия.

3. Флегматик – пониженная сензитивность, низкая реактивность, высокая активность (в плане волевой регуляции), низкий темп, низкая эмоциональная возбудимость, низкая тревожность, ригидность, интраверсия.

4. Сангвиник – низкая сензитивность, высокая реактивность, высокая активность, преобладание активности, высокий темп, высокая эмоциональная возбудимость, низкая тревожность, пластичность, экстраверсия.

Сангвиник – человек решительный, энергичный, быстро возбудимый, подвижен, впечатлителен, с ярким внешним выражением эмоций и легкой сменой их.

Флегматик – спокойный, медлительный, со слабым проявлением чувств, трудно переключается с одного вида деятельности на другой.

Холерик – вспыльчивый, с высоким уровнем активности, раздражительный, энергичный, с сильными, быстро возникающими эмоциями, ярко отражающимися в речи, жестах, мимике.

Меланхолик – имеет низкий уровень нервно-психической активности, унылый, тоскливый, с высокой эмоциональной ранимостью, мнительный, склонный к мрачным мыслям и с угнетенным настроением, замкнут, пуглив.

Вопрос 3. Физиологическая основа темперамента: свойства и типы высшей нервной деятельности.

Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения.

Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:

1)сила процессов возбуждения и торможения,

2)уравновешенность процессов возбуждения и торможения,

3)подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.

Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.

Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения.

Одно из основных свойств высшей нервной деятельности - подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.

Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.

Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов - преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.

Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.

Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека.

Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека - определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.

Темперамент − это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов темперамента, сразу подчеркнем, что нет лучших или худших темпераментов − каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его достоинств и нивелирование его отрицательных граней.

Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов − типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.

Флегматик − человек с сильной, уравновешенной, но инертной н/с, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Трудно точно ответить, какой тип темперамента у того или иного взрослого человека. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под действием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость. Например, среди детей преобладают холерики и сангвиники (они энергичны, веселы, легко и сильно возбуждаются; заплакав, через минуту могут отвлечься и радостно хохотать, т. е. присутствует высокая подвижность нервных процессов). Среди пожилых людей, наоборот, много флегматиков и меланхоликов.

Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например, сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, первого взгляда, но не столь устойчива.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.

В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать.

Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека.

Научное решение вопроса основ темперамента впервые дал И. П. Павлов в своем учении о типах нервной системы животных и человека. И. П. Павлов и его сотрудники, изучая условно-рефлекторные реакции собак, обращали внимание на индивидуальные различия в их поведении, которые проявляются прежде всего в скорости и точности движения условных реакций - положительных или тормозных, их интенсивности, способности адекватно реагировать на изменения раздражители, общей поведении в экспериментальных ситуациях. И. П. Павлов, доказывая наличие определенной закономерности в проявлении индивидуальных различий, выдвинул гипотезу о том, что в основе их лежат фундаментальные свойства нервных процессов - возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.

Сила нервной системы определяет ее работоспособность. Она проявляется прежде всего в функциональной выносливости, т.е. способности выдерживать длительные или кратковременные, но сильные возбуждения. Уравновешенность нервных процессов - это баланс между процессами возбуждения и торможения, а их подвижность - скорость смены возбуждения и торможения. Подвижность нервных процессов проявляется в способности изменять поведение в зависимости от условий, быстро переходить от пассивного состояния к активному, или наоборот. Противоположной подвижности качеством является инертность нервных процессов. Нервная система инертнее тогда, когда требуется больше времени и усилий для перехода от одного процесса к другому.

Эти качества нервных процессов образуют определенные системы, комбинации, которые и предопределяют тип нервной системы.

И. П. Павлов определил четыре основных типа нервной системы, близкие к традиционной типологии Гиппократа - Галена. Сравнивая свои типы нервной системы с типологии Гиппократа - Галена, великий русский физиолог описывает их так:

Сильный, уравновешенными, подвижный тип - сангвиник;

Сильный, уравновешенными, инертный тип - флегматик;

Сильный, неуравновешенный тип - холерик;

Слабый тип - меланхолики.

За И. П. Павловым, темперамент является главнейшей характеристикой нервной системы человека, которая так или иначе сказывается на всей деятельности каждого индивида. И. П. Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подвержен изменениям под воздействием окружения и воспитания. Он называл его генотипом.

На основе каждого типа формируются различные системы условных нервных связей. Сам процесс их формирования зависит от типа нервной системы. Тем самым тип нервной системы предоставляет своеобразия поведению человека, накладывает характерный отпечаток на всю сущность человека - определяет подвижность психических процессов, их устойчивость. Однако он не является решающим фактором поведения, поступков, убеждений, которые формируются в процессе индивидуальной жизни человека и в процессе воспитания.

Типология И. П. Павлова стала источником многих исследований темперамента. Так, в конце 50-х годов XX ст. были проведены лабораторные исследования под руководством Б. М. Теплова, В. Д. Небилицина, В. С. Мерлина, которые дополнили типологии И. П. Павлова новыми элементами. Разработано много приемов исследований нервной системы человека, которые дали возможность глубже понять роль индивидуальных особенностей темперамента в деятельности человека. Б. М. Теплов и В. Д. Небилицин, изучая силу нервных процессов, пришли к выводу, что между силой нервной системы относительно возбуждения (трудоспособностью) и чувствительностью существует тесная связь. Они раскрыли такие понятия, как лабильность, динамичность, способность к концентрации и другие черты темперамента.

Все типы темперамента можно охарактеризовать за такими основными качествами:

Лабильность - скорость возникновения и течения возбуждения и торможения;

Сенситивность - мера чувствительности к явлениям действительности;

Реактивность - сила эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители;

Активность - характеризуется тем, насколько человек деятельным во время преодоления препятствий;

Темп реакций - скорость протекания психических процессов и реакций;

Пластичность - гибкость, легкость приспособления к новым условиям;

Ригидность - инертность, нечувствительность к изменению условий;

Экстраверсия - направленность личности на окружающую среду, людей, предметы, события;

Интроверсия - фиксация личности на себе, на своих переживаниях и мыслях, склонность к самоанализа, замкнутость;

Эмоциональная возбудимость - характеризуется тем, какой силы нужен влияние, чтобы вызвать эмоциональную реакцию.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Среди вопросов физиологии ВНД человека особое значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса и разработки естественнонаучных теорий воспитания и обучения имеет учение о типах ВНД. Это связано с тем, что именно типологические особенности нервной системы детей и подростков и их ВНД являются той физиологической основой, на которой затем происходит формирование темперамента ребенка. Вполне очевидно, что знание типологических особенностей ВНД каждого ребенка способствовало бы более оптимальной организации учебно-воспитательной работы, а также более точному прогнозированию ее результатов.

Нервная деятельность представлена возбуждением и торможением, обладающими многочисленными свойствами. Физиологической основой типа ВНД является различное сочетание трех основных свойств возбуждения и торможения: силы, уравновешенности и подвижности. Тип ВНД представляет собой сплав врожденных и приобретенных особенностей нервной системы, влияющий на формирование индивидуальных различий, способностей и характера человека.

Выделяют четыре основных типа ВНД, общих для человека и животных:

1) сильный, уравновешенный, живой (подвижный);

2) сильный, уравновешенный, медленный (инертный);

3) сильный, неуравновешенный, сверхбыстрый;

Тип ВНД является физиологической основой темперамента. Соответственно четырем основным типам ВНД различают четыре вида темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический.

Как остроумно отмечает Н.М.Карамзин, «художники-поэты изображают темперамент таким образом:

Сердитый человек, который поднимает вверх голову и берется рукою за меч, представляет холерический темперамент. Подле него сидит петух.

Прекрасно одетый, веселый юноша, увенчанный цветами и держащий в руке большой кубок, есть сангвиник. Вокруг его разбросаны маски и музыкальные орудия, а подле него на розе сидит бабочка.

Толстый человек, с обрюзглым лицом, с большим брюхом и сонными глазами, лежащий на постели, в худом платье и в колпаке, есть символ флегматического темперамента. Подле него сидит черепаха.

Пожилой человек с печальным лицом, который одною рукою облокотился на стол, а другою держит кинжал, изображает меланхолика. Над ним порхают летучие мыши; у ног его лежат мешки с деньгами.

Ранее указанные типы ВНД в своем крайнем выражении едва ли существуют, это собирательное название теоретически возможных типов ВНД. Оказалось, что ограничиться четырьмя типами нельзя, поэтому стали выделять промежуточные типы.

На основе различного соотношения первой и второй сигнальных систем действительности, кроме четырех основных типов, выделены три частных (дополнительных) типа ВНД, характерных только для человека: художественный, мыслительный и средний (промежуточный).

Учение о типах ВНД имеет большое значение для понимания закономерностей формирования у детей и подростков таких важных психологических особенностей личности, как темперамент и характер.

Оказалось, что тип нервной системы является физиологической основой, на которой формируются особенности темперамента и характера ребенка. Свойства нервной системы не определяют свойства темперамента, а лишь способствуют или препятствуют их формированию. Например, инертность нервных процессов будет способствовать формированию флегматического темперамента. Однако в зависимости от условий воспитания на этой основе можно сформировать и свойства других темпераментов, но сделать это будет намного труднее.

Еще менее от свойств типа нервной системы зависит формирование характера, особенности которого определяются как свойствами типа нервной системы, так и системой временных связей, выработанных в процессе обучения и воспитания ребенка. На базе любого типа ВНД можно сформировать все общественно ценные качества характера, но их проявление будет своеобразным у представителей различных типов ВНД.

Таким образом, нельзя тип ВНД сводить к темпераменту, ибо тип ВНД – это физиологическое свойство личности, а темперамент – психологическое свойство личности и имеет отношение к динамической стороне психической деятельности человека. Следует помнить, что темперамент не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение человека, убеждения, взгляды, интересы и т.п.).

Следовательно, темперамент определяется типом ВНД и жизнедеятельностью, опытом человека. Поэтому И.П.Павлов считал, что темперамент есть сплав генотипа и фенотипа. Темперамент необходимо четко отличать от характера, формирующегося в результате воспитания. Характер представляет собой совокупность относительно устойчивых психических свойств человека, проявляющихся в его действиях и поступках.

Особенности типа ВНД и преобладающего темперамента образуют природную основу индивидуальной неповторимости личности.

Формирование типов ВНД у детей и подростков.Можно предполагать, что в формировании основных свойств нервной системы и типов ВНД в пренатальном периоде развития большое значение имеют наследственные факторы, а в постнатальном периоде развития – влияние окружающей среды. При этом наследственность определяет границы изменчивости типологических свойств нервной системы, а от среды зависит степень их развития. Имеются многочисленные экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что то или иное свойство нервной системы может быть выражено в минимальном или максимальном варианте в зависимости от условий воспитания.

Основные свойства нервной системы достигают своего нормального уровня развития, ограниченного типом нервной системы, только к моменту ее полного созревания, т.е. к 20-22 годам.

Особенности педагогического подхода к детям с различными типами ВНД.Каждый тип ВНД обладает своими положительными свойствами. Например, дети меланхолического типа (слабый тип) в сравнении с сильным типом имеют более низкий уровень работоспособности, но обладают более высокой чувствительностью, в том числе, к педагогическим воздействиям. У учащихся с сильной нервной системой лучше развита механическая память, а учащиеся со слабой нервной системой лучше усваивают осмысленный материал. Оказалось, что дети меланхолического типа медленнее запоминают учебный материал, но прочность запоминания у них выше, чем у детей холерического типа.

Как было сказано, типологические свойства человека ни в коей мере не характеризуют его мировоззрение, убеждения, взгляды и интересы. Кроме этого, они не являются показателями его ценности как личности. Нет плохих типов ВНД, и правильно организованная педагогическая работа с учащимися любого типа нервной системы способствует их полноценному развитию и позволяет добиваться им одинаковых успехов во многих видах человеческой деятельности. Исключение составляют лишь те виды деятельности, где требуются специфические физиологические качества человека. Например, специальность летчика требует от человека чрезвычайно быстрой реакции, и люди с инертными нервными процессами вряд ли подойдут для такой работы.

Свойства нервной системы, по мнению Б.М.Теплова, не предопределяют никаких форм поведения, но образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее – другие. Поэтому, основываясь только на поверхностном наблюдении, нельзя с полной уверенностью сказать, что та или иная особенность в поведении ребенка связана с типологическими особенностями его ВНД. Необходимо всегда допускать и вторую возможность – ее связь с воспитанием. Например, невыдержанность ребенка может быть связана и с преобладанием возбудительного процесса и просто с плохим воспитанием. Следовательно, в каждом конкретном случае необходимо длительное и внимательное наблюдение за учеником. Только на основе всестороннего изучения психологических и физиологических особенностей детей и подростков возможна оптимальная организация педагогических воздействий.

Учителя должны достаточно хорошо знать типологические особенности ВНД и темперамента учащихся. Например, некоторые дети отличаются подвижным вниманием и на уроке легко переходят от одного вида работы к другому. Им доставляет удовольствие работа, наполненная множеством разных дел. Учащимся инертного типа ВНД трудно начать выполнение задания, но нередко также и трудно отклониться от него и перейти к очередному виду работы. Они постоянно погружены в свои мысли и не сразу понимают обращенный к ним вопрос и т.д.

Следует помнить о том, что на картине поведения медлительных детей, кроме проявления особенностей типа ВНД и темперамента, может сказываться и медлительность как проявление несформированности учебных умений и медлительность как результат несобранности, постоянных отвлечений и ошибок.

Задача учителя помочь детям с учетом их типологических особенностей ВНД и темперамента сформировать наиболее оптимальный индивидуальный стиль работы по приобретению глубоких и прочных знаний при минимальных затратах сил и энергии, без чрезмерного напряжения и утомления.

Учителями могут стать люди с любым типом ВНД, но это будут учителя разного индивидуального стиля и почерка работы. Зная особенности своей нервной системы, учитель может сформировать свой стиль работы, рассчитывать свои возможности и оптимально строить свою практическую деятельность.

Педагоги, у которых преобладают черты художественного склада, более выразительны, эмоциональны, непосредственны и общительны, но они более уязвимы: у них обострено самолюбие, они чувствительны к мнениям окружающих и т.п.

Учителя с ярко выраженным мыслительным типом более склонны к рассудительности и объективности, не отличаются привязанностью к учащимся, сравнительно равнодушно относятся к их мнениям и отношениям, более расположены придерживаться определенной дистанции в отношениях с учащимися. Они не только более принципиальны и требовательны, но и менее чувствительны к внутренним состояниям учащихся. Из трех дополнительных типов ВНД предпочтительным является средний тип. Хотя учителя этого типа ВНД более умеренны в рассмотренных аспектах и менее выразительны как личности, однако, как правило, работают более добросовестно и эффективно.

Зная особенности своей нервной системы, учитель должен формировать свой стиль работы, рассчитывать свои возможности и оптимально строить свою практическую деятельность.

Необходимо учесть следующие основные пути приспособления типов ВНД и темперамента к требованиям профессии учителя:

1. Выбор педагогической деятельности в зависимости от типа ВНД и темперамента;

2. Индивидуализация требований к учителю;

3. Преодоление отрицательных проявлений типов ВНД и темперамента путем самовоспитания культуры чувств, выдержки и других необходимых учителю качеств;

4. Воздействие на тип ВНД и темперамент с помощью физического воспитания: повысить работоспособность слабого типа ВНД (меланхолика), повысить темп реакции и деятельности сильного, уравновешенного, инертного типа ВНД (флегматика), умерить резкость и поспешность сильного, неуравновешенного, сверхбыстрого типа ВНД (холерика);

5. Однако основной путь приспособления типа ВНД и темперамента – это выработка индивидуального стиля работы, творческого почерка учителя.

Учет типов ВНД и темперамента собеседника при беседе.Учет этих особенностей собеседника при беседе выражается в следующем. С сильным, неуравновешенным, сверхбыстрым типом ВНД (холериком) беседа строится и ведется по четкой структуре этапов. Из них исключаются факторы, способствующие обострению в разговоре, резкий тон, неприятные для собеседника вопросы и сведения.

С сильным, уравновешенным, подвижным типом ВНД (сангвиником) – беседу следует проводить по такому же плану, но желательно с юмором. Допустимы внезапные переходы с одной темы на другую. Он легко воспринимает не вполне логичную беседу, его можно зажечь ярким образом, удачным сравнением, увлечь интересной идеей.

С сильным, уравновешенным, инертным типом ВНД (флегматиком) – по плану, в котором последовательно и обстоятельно излагается суть разговора.

Со слабым типом ВНД (меланхоликом) – по плану, из которого исключается все, что может привести его в возбуждение, в состояние паники и т.п.

Сильный, уравновешенный, подвижный тип ВНД (сангвиник) и сильный, неуравновешенный, сверхбыстрый тип ВНД (холерик), оказавшись в трудной ситуации, быстро найдут выход из нее. Сильный, уравновешенный, инертный тип ВНД (флегматик) будет в тупике, а слабый тип ВНД (меланхолик) – в панике.

| следующая лекция ==>
Тема: Две сигнальные системы действительности | Понятие и задачи статистики населения

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.