Физиология центральной нервной системы и сенсорных систем хрестоматия

  • Медицина

Описание книги

Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы на скачивания.

  • Медицина


Ни одной рецензии нет












  • ТОП-15 лучших книг 2020 года
  • Что в имени тебе моем.
  • Заразительное одиночество
  • Все дороги ведут домой
  • 75 ракурсов Победы. ТОП-ВОВ-75 от ведущих издательств
  • Юмор всему голова
  • ТОП-20 Новинки ведущих издательств
  • Самоизоляция. Как провести время, чтобы оно не провело тебя. Советы от Book24 и Litres
  • Вирусы. Пограничники жизни
  • Вирус-вдохновитель
  • Читаем первыми. ТОП-15 новейших книг 2020 года
  • От классического до военного. Заведи свой роман
  • интригующее, странное, необъяснимое
  • детская литература
  • Сказки и мифы
  • Феминизм
  • О любви
  • юмор
  • ветеринария
  • Исторические книги
  • 10 книг, которые помогут разобраться в медицине
  • Нумизматика
  • рисование
  • Биографии
  • F.A.Q.
  • О проекте
  • Пользовательское соглашение
  • Помощь и контакты
  • Все 0
  • Друзья 0
  • Похожие 0

Если у Вас возникли вопросы по работе сайта - напишите нам!




Для восстановления обратитесь к администратору

Уважаемые пользователи!

На нашем сайте происходят большие изменения: мы усиленно работаем над улучшением дизайна и логики сайта, а также пополняем базу новыми книгами.

Администрация сайта приносит свои глубочайшие извинения всем пользователям.

Эта книга представляет собой сборник очерков, посвященных разбору идейного наследия Эвальда Васильевича Ильенкова — едва ли не единственного представителя советской философии, идеи которого не только пережили советскую эпоху, но и, судя по тому, что работы его продолжают все активнее переиздаваться. (Подробнее)

Неужели человек — это только электричество между нейронами, биологическая машина, социальное животное? Являются ли наши ценности — вера, любовь, надежда и свобода — всего лишь очень убедительной иллюзией? Неужели современная нейронаука права, и я — это мой мозг?

В своей ломающей стереотипы книге. (Подробнее)

Одни предлагают верить в то, что никакого коронавируса не существует или что его создали искусственно, чтобы обвалить мировую экономику. Другие – что это совершенно невиданный ранее вирус. (Подробнее)

Перед Вами — блистательное исследование чилийских ученых-биологов Умберто Матураны и Франсиско Варелы. В нем представлены основы альтернативной теории познания, главные положения которой противопоставлены классической теории отображения действительности (репрезентационизму).

Сюжетом этой книги. (Подробнее)

В последние 30 лет на передовых рубежах научного знания формируется принципиально новый взгляд на феномен жизни, в рамках которого жизнь предстает как системное явление. Все больше внимания уделяется вопросам, связанным с теорией сложности, с понятиями сетей и моделей организации, что. (Подробнее)

Книга посвящена изучению биосферы и общества как единой системы. В ней дается развернутое изложение мирового эволюционного процесса. Показана общность процессов, протекающих в неживой материи, в биоте и обществе. Значительное место в книге занимает проблема места информатики и вычислительной. (Подробнее)

Т. 1. Процесс производства капитала. 910 с.

Т. 2. Процесс обращения капитала. 648с.

Т. 3 (части 1,2). Процесс капиталистического производства, взятый в целом. 784 с. Издание, подготовленное Ф. Энгельсом. Т. 3, Часть 1, 508с.; Т. 3, Часть 2, 574с.

Эта в своем роде революционно новая книга дает основу для невероятно богатого и глубокого подхода к психике, основанного на объективном знании того, как перевести смысл образов (сновидений, фантазий, образов из фильмов, литературы, искусства и даже последних новостных заголовков) на язык, который. (Подробнее)

Вниманию читателя предлагается книга, в которую включены Конституция СССР (последняя редакция, с изменениями и дополнениями, внесенными Законом СССР от 1 декабря 1988 года), Конституция РСФСР (последняя редакция, с изменениями и дополнениями, внесенными законами РСФСР 1989 и 1990 годов). (Подробнее)

Перед читателями — научный бестселлер американского писателя Джона Дербишира, удостоенный премии имени Эйлера за лучшее популярное изложение математической проблемы. Книга посвящена великой догадке немецкого математика Бернхарда Римана, выдвинутой им в работе «О числе простых чисел, не превышающих. (Подробнее)

Выберите страну доставки

Для получения полной информации о книгах
нужно указать страну доставки
Вашего возможного заказа:

  • ISBN: 978-5-9770-0482-4
  • 576 страниц
  • август 2009
  • МПСИ
  • 494 г

Хрестоматия служит учебным пособием для студентов биологических, психологических и социальных факультетов университетов и институтов. В книгу включены как классические, так и современные работы ведущих российских и зарубежных авторов.


2009, август:книга на бумаге "Физиология центральной нервной системы и сенсорных систем. Хрестоматия. 4-е изд., стер", ISBN: 978-5-9770-0482-4, издательство "МПСИ", 576 стр., твёрдая обложка, тираж 3000 экземпляров


2007, июль:книга на бумаге "Физиология центральной нервной системы и сенсорных систем. Хрестоматия", ISBN: 978-5-9770-0126-7, издательство "МПСИ", 576 стр., твёрдая обложка, тираж 5000 экземпляров

Издательство: МПСИ
Дата выхода: август 2009
ISBN: 978-5-9770-0482-4
Тираж: 3 000 экземпляров
Объём: 576 страниц
Масса: 494 г
Размеры(высота, ширина, толщина), см: 20 x 13 x 4
Обложка: твёрдая








Исследование Джеймса Нэрмора — это уникальная по энциклопедичности и глубине книга об одном из величайших кинорежиссеров ХХ века. Стэнли Кубрик — мегаломан, драматург, изобретатель, знаток литературы, философии и истории — предстает в этой книге художником, которого по праву можно назвать создателем особого и незабываемого мира. Переводчик: Елена Микерина.

Издательство: Rosebud Publishing
Дата выхода: декабрь 2018


Издательство: Альпина Паблишер
Дата выхода: ноябрь 2017


Иисус Христос был — но не один. Их было много. Едва ли не каждый адепт раннего христианства мог видеть и знать своего Христа. В продолжении бестселлера "Иисус. Историческое расследование" писатель и журналист Юлия Латынина ставит перед читателями новые неожиданные вопросы: чему именно учил настоящий Мессия, и почему его апостолы так быстро стали переделывать его учение? Книга превращает безликие.

Издательство: Эксмо
Дата выхода: ноябрь 2019


Издательство: Вита Нова
Дата выхода: декабрь 2018


Издательство: Азбука
Дата выхода: май 2018


Китайско-русский визуальный словарь содержит около 4500 слов и словосочетаний и более 3000 картинок, помогающих быстро и легко запомнить информацию. Подробно представлены 14 самых нужных тем, среди них Дом, Люди, Здоровье, Работа, Обучение, Покупки, Транспорт, Досуг, Спорт, Окружающая среда. Впервые в издании подобного рода все китайские слова даны с транскрипцией, выполненной в международных фонетических.

Издательство: АСТ
Дата выхода: декабрь 2018


Издатель: МПСИ

ISBN: 9785977004824

Книги: Медико-биологические дисциплины

ID: 1831523

Описание

Видео обзоры (3)




Характеристики (4)

ПараметрЗначение
Автор(ы)Россолимо Т., Москвина-Тарханова И., Рыбалов Л.
ПереплетТвердая бумажная
ИздательМПСИ
Год издания2009

Цены на Яндекс.Маркет

Цены (1)

Цена от 327 руб до 327 руб в 1 магазинах

- Круглосуточно работает call-центр

Минимальные сроки доставки

Бесплатная доставка от 2 499 ₽

  • Балашиха
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Жуковский
  • Зеленоград
  • Коломна
  • Королёв
  • Красногорск
  • Люберцы
  • Мытищи
  • Ногинск
  • Одинцово
  • Октябрьский
  • Орехово-Зуево
  • Подольск
  • Пушкино
  • Раменское
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Троицк
  • Химки
  • Щербинка
  • Щёлково
  • Электросталь

Сервисы для жителей г.Москва

заказать еду
КомпанияПредложение
General Food

General Food – фудтех компания, занимающаяся производством и доставкой здорового питания на весь день (или рациона на 6 дней) в Москве.

Мы готовим и привозим вам домой ежедневный рацион правильного питания, разложенный по коробочкам, по доступной цене.

Купить в кредит

заявка на карту
КомпанияПредложение
Кредитная карта Альфа-Банк

Беспроцентный период - до 100 дней. Выпуск кредитной карты - бесплатно

Сумма кредита - до 300 000 рублей. Беспроцентный период - до 55 дней!

До 12 месяцев - период рассрочки на покупки у партнеров; 0% - процент на покупки в рассрочку; Бесплатно - оформление и обслуживание карты; 40 000 магазинов партнеров.

До 10% на остаток по счету; Бесплатное снятие наличных в любом банкомате мира; Cashback до 30% за покупки по спецпредложениям; Для граждан любых стран.

Кредит наличными в Совкомбанк: Сумма кредита - от 5 000 до 100 000 рублей; Срок кредита - 12 месяцев; Процентная ставка - от 12% годовых; Возраст - от 35 до 85 лет.

Cashback: - от 2 до 10% — на 2 выбранные категории - 1% — на остальные покупки в зависимости от общей суммы с начала месяца

ЛокоБанк Потребительские Кредиты: Кредит до 5 000 000 рублей; Ставка от 9,4%; Срок до 7 лет;

  • формат doc
  • размер 9.59 МБ
  • добавлен 11 апреля 2010 г.


Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – "Психология". - М.: Российское психологическое общество, 1998. - 360 с.

Курс "Анатомия центральной нервной системы" открывает раздел биологических дисциплин, составляющих фундамент естественнонаучной подготовки психологов. Традиционной основой отечественного естествознания является неразрывное единство структурного и функционального анализа.


Жуков В.В.,Пономарева Е.В. Анатомия нервной системы

  • формат doc
  • размер 31.32 МБ
  • добавлен 02 апреля 2010 г.


Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы

  • формат djvu
  • размер 23.81 МБ
  • добавлен 09 ноября 2010 г.


Контрольная работа по анатомии ЦНС


Пивоварчик М.В. Анатомия и физиология центральной нервной системы

  • формат doc
  • размер 574.5 КБ
  • добавлен 22 ноября 2011 г.


Реферат - Продолговатый мозг


Савельев С.В., Негашева М.А. Практикум по анатомии мозга человека: Учебное пособие для студентов вузов

  • формат pdf
  • размер 16.36 МБ
  • добавлен 21 ноября 2010 г.


Тишевской И.А. Анатомия центральной нервной системы (ЦНС)

  • формат doc
  • размер 719 КБ
  • добавлен 30 декабря 2010 г.


Хомутов А.Е. Анатомия центральной нервной системы

  • формат pdf
  • размер 39.38 МБ
  • добавлен 26 января 2012 г.

Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 315с Общая Нейрология Филогенез нервной системы Отделы нервной системы Нервная ткань Нейрон Нейроглия Синапс Онтогенез нервной системы Частная Нейрология Спинной мозг Головной мозг Автономная нервная система Сенсорные Системы Рецепторы Зрительная система Слуховая система. Вестибулярный аппарат Обонятельная система Вкусовая система Краткий словарь латинских терминов Т.

14.1.1. Деятельность центральной нервной системы и сенсорных систем

Для организма женщин характерны специфические особенности деятельности мозга. Доминирующая роль левого полушария у них проявляется в меньшей степени, чем у мужчин. Это связано с достаточно выраженным представительством речевой функции не только в левом, но и в правом полушарии. Женщин отличает высокая способность к переработке речевой информации, овладению родным и иностранным языком, синхронному переводу, а также словесно-аналитическая стратегия решений и высокая степень речевой регуляции движений. В процессе их обучения физическим упражнениям следует делать акцент на метод рассказа. Отмечено, что объяснение, словесный анализ движений, доведение до сознания отдельных их элементов, разъяснение ошибок существенно ускоряют овладение движением, формирование двигательных навыков. При запоминании слов женщины превосходят мужчин как по кратковременной, так и по долговременной вербальной памяти.

Но цифровая память и скорость переработки информации у женщин ниже, чем у мужчин. Они медленнее решают тактические задачи, больше времени затрачивают на арифметические вычисления. При этом женщины легче решают стереотипные, а мужчины – новые задачи, особенно в условиях дефицита времени. Вместе с тем более высокий уровень мотивации, а также лучшие показатели обучаемости женщин обусловливают достижение ими значительных успехов. Женщинам присуща более высокая эмоциональная возбудимость, эмоциональная неустойчивость и тревожность по сравнению с мужчинами. Они весьма чувствительны к поощрениям и замечаниям, что необходимо учитывать при педагогических воздействиях, особенно при работе с девочками-подростками.

Высокая чувствительность кожных рецепторов, двигательной и вестибулярной сенсорных систем, тонкие дифференцировки мышечного чувства способствуют развитию хорошей координации движений, их плавности и четкости. Устойчивость вестибулярных реакций особенно возрастает в период с 8 до 13–14 лет. В этом возрасте быстро совершенствуется двигательная сенсорная система, растет способность дифференцировать амплитуду движений. Важно использовать этот период развития организма для совершенствования координации движений, повышения устойчивости вестибулярного аппарата, овладения статическим и динамическим равновесием, формирования сложных двигательных навыков.

Женщины обладают острым зрением, высокой способностью различать цвета и хорошим глубинным зрением. Поле зрения у них шире, чем у мужчин. Зрительные сигналы быстрее достигают коры больших полушарий и вызывают более выраженную реакцию. Все это обусловливает совершенство глазодвигательных реакций, уверенную ориентацию движений в пространстве. Способность называть цвета развивается у девочек раньше, чем у мальчиков (уже с 4 лет), нарушения цветного зрения у женщин встречаются много реже (в 0,5 % случаев), чем у мужчин (в 8 % случаев). К 12 годам завершается основной период развития зрительной сенсорной системы. В зрительной области коры больших полушарий устанавливается четкий ритм биопотенциалов взрослого мозга – около 10 колебаний в 1 секунду.

Слуховая система отличается большей чувствительностью к высоким частотам звукового диапазона, с возрастом это отличие женщин становится более заметным. Музыкальный слух у женщин в 6 раз лучше, чем у мужчин, что облегчает их движения под музыку.

1. Физиология центральной нервной системы: учебное пособие/Т. В.Алей­никова , В. Н.Думбай, Г. А. Кураев, Г. П. Фельдман. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.

2. Антонов В. Ф., Черныш А. М., Пасечник В. И. и др. Биофизика. - М.-Владос, 2000.

3. Атлас по нормальной физиологии /Под ред. С.В.Чесноковой и Н.А.Агад-жаняна. -М.: Высшая школа, 1986.

4. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум поведение. - М.: Мир, 1988.

5. Буреш Я., Бурешова О., Хьюстон Д. П. Методики и основные эксперимен­ты по изучению мозга и поведения. - М.: Высшая школа, 1991.

6. Грин Н.,СтаутУ., Тейлор Д. Биология. -М.: Мир, 1990.

7. Костюк П. Г. - Физиология центральной нервной системы. - Киев: Вица школа, 1977.

8. Нормальная физиология/Под ред. К. В.Судакова.- М.: Медицинское инфор­мационное агентство, 1999.

9. Общий курс физиологии человека и животных / Под ред. А. Д. Ноздрачё-ва.- В 2 томах. - М.: Высшая школа, 1991.

10. Основы физиологии/Под ред. П.Стёрки,- М.: Мир, 1984.

11. Основы физиологии человека / Под ред. Б. И. Ткаченко. - В 3 томах. -СПб.: Международный фонд науки, 1994.

12. Физиология человека / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса.- В 3 томах. - М .: Мир, 1996.

13. Физиология человека: Compendium/ Под ред. Б.И. Ткаченко и В.Ф. Пя­тина. -Спб.: 1996.

14. Физиология человека/ Под ред. В. И.Покровского и Г. Ф.Коротько. - М.: Медицина, 1997.

16. ШепердГ. Нейробиология. В2томах. -М.: Мир, 1987.

17. Шульговский В. В. - Основы нейрофизиологии: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000.

Дополнительная литература

1. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии актив­ности. -М., 1966.

2. Гранит Р. Основы регуляции движений. - М.: Мир, 1973.

3. Дельгадо X. Мозг и сознание. - М.: Мир, 1971.

4. Клиническая нейрофизиология: Руководство по физиологии. - Л.: Наука, 1972.

5,КуффлерС.,НиколъД. От нейрона к мозгу.-М.: Мир, 1979.

6. Кэндел Э. Клеточные основы поведения. - М.: Мир, 1980.

7. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. - М.: МГУ, 1984.

8. Мозг: Сборник статей. - М.: Мир, 1984.

9. Общая физиология нервной системы: Руководство по физиологии. -Л,: Наука, 1979.

10. ПрибрамК. Языки мозга. -М.: Прогресс, 1975.

11. Физиология вегетативной нервной системы: Руководство по физиоло­гии.-Л.: Наука, 1981.

12. Физиология движений: Руководство по физиологии. -Л.: Наука, 1976.

13. Частная физиология нервной системы: Руководство по физиологии. -Л.: Наука, 1983.

14. ШеррингтонЧ. Интегративная деятельность центральной нервной сис­темы.-Л.: Наука, 1989.

1. А 41 Д 81.Г 121. В 161.Г 201 Б
2. Г 42. Б 82. Б 122. Г 162. В 202. В
3. Б 43. В 83. Д 123. Б 163. Д 203. Г
4. Д 44 Г 84. А 124. Г 164. Г 204. Г
5. Д 45. А 85. Б 125. А 165.Д 205. А
6. Б 46. Б 86. В 126. Д 166. А 206. Г
7. Д 47. Г 87. А 127. В 167. А 207. В
8. Б 48. Д 88. Г 128. Г 168. Г 208. А
9. В 49. Г 89. Б 129. Д 169. Г 209. А
10. В 50. В 90. В 130. В 170. Д 210.А
11. Д 51.Д 91.А 131.Д 171.Б 211.Д
12. Г 52. Б 92. Г 132. В 172. В 212. Б
13. Б 53. А 93. А 133. Г 173. А 213.Б
14. Г 54. Г 94. В 134.Д 174. Б 214.А
15. Д 55. В 95. В 135.Д 175. Б. 215.Б
16. В 56 Д 96. Б 136. В 176. Г 216. Б
17.Д 57. Б 97. А 137. Д 177. Б 217.Г
18.Д 58. В 98. Б 138. А 178. В 218.Д
19 .А 59. Б 99. Б 139.Д 179. Б 219. В
20.Б 60. Б 100. В 140. Г 180. Г 220. В
21 Д 61.Б 101.В 141.А 181.Д 221.Д
22. Г 62. В 102. А 142. А 182. Г 222. Г
23. А 63. Д 103. Б 143. Г 183.А 223. В
24 Г 64. Д 104.Д 144. Б 184. В 224. Г
25. В 65. А 105. Г 145. Г 185. Г 225. Б
26. Б 66. В 106. Г 146. В 186. Б
27. А 67. В 107. В 147. Г 187. Г
28. Г 68. Г 108. Д 148. Б 188. А
29. Д 69. А 109. А 149. А 189. Б
30. Б 70. Г ПО. В 150. Б 190. А
31. Д 71. В 111.В 151.Б 191.Г
32. Г 72. Д 112.Д 152.Д 192. В
зз. д 73. А 113.А 153.Д 193. Г
34. А 74. Д 114. В 154. А 194. Б
35. А 75. Д 115. Б 155.Д 195. Г
36. Б 76 Б 116.В 156. А 196-Д
37. Б 77. Г 117. Г 157.А 197. Б
38. В 78. Б 118.Д 158. В 198. А
39. Г 79. А 119.А 159.Б 199. В
40. Б 80. Д 120. Б 160 Г 200. Б

Дата публикования: 2014-12-30 ; Прочитано: 352 | Нарушение авторского права страницы

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Физиология сенсорных систем

Допущено Учебно-методическим объединением

по направлениям педагогического образования

Министерства образования Российской Федерации

в качестве учебно-методического пособия для

преподавателей и студентов высших учебных заведений

Рецензенты: доктор психологических наук профессор Посохова С.Т.

(Санкт-Петербургский государственный университет), кандидат биологических наук, доцент Коваленко Р.И. (Санкт-Петербургский государственный университет)

Глава 1.Общая физиология сенсорных процессов (5)

1.1.Структурно-функциональная организация сенсорных систем (5)

1.2.Восприятие, ощущение, законы психофизики (9)

1.3.Переработка информации в сенсорных системах (13)

1.4.Тестовые задания для проверки усвоения материала (20)

Глава 2. Зрительная сенсорная система (24)
2.1.Свет и его восприятие (24)
2.2.Периферический отдел зрительной системы (25)

2.3.Физиология путей и центров зрительной системы (32)

2.4.Зрительные функции и ощущения (35)

2.5.Цветовое зрение (43)

2.6.Тестовые задания для проверки усвоения материала (51)

Глава 3.Слуховая сенсорная система (54)

3.1.Звук как физический стимул (54)

3.2.Периферический отдел слуховой системы (55)

3.3.Центральные отделы слуховой системы (59)

3.4.Характеристики слуховых ощущений (63)

3.5.Тестовые задания для проверки усвоения материала (66)

Глава 4.Вестибулярная сенсорная система (68)

4.1.Периферический отдел вестибулярной системы (68)

4.2.Центральные механизмы вестибулярной системы (70)

4.3.Тестовые задания для проверки усвоения материала (72)

Глава 5.Соматосенсорная система (74)

5.1.Тактильная и температурная чувствительность (74)

5.2.Скелетно-мышечная (проприоцептивная) чувствительность (78)

5.3.Переработка тактильной и проприоцептивной

информации в ЦНС (80)

5.4.Болевая чувствительность (82)

5.5.Тестовые задания для проверки усвоения материала (86)

Глава 6.Вкусовая сенсорная система (89)

6.1.Вкусовые ощущения (89)

6.2.Преобразование вкусовой информации в рецепторах и ЦНС (91)

6.3.Тестовые задания для проверки усвоения материала (93)

Тема 7.Обонятельная сенсорная система (95)

7.1.Виды запахов и обонятельные ощущения (95)

7.2.Переработка обонятельной информации (97)

7.3.Тестовые задания для проверки усвоения материала (101)

Эталоны ответов к тестовым заданиям (102)

Приложение. Рисунки (106)

Роль специализированных образований, называемых сенсорными системами, в жизнедеятельности человека трудно переоценить. Для того, чтобы осуществлять приспособительные реакции, организм должен получать информацию о характере изменений, происходящих в нем самом и в окружающем мире. Именно эту функцию осуществляют сенсорные системы. Их работа лежит в основе формирования разнообразных ощущений, восприятия окружающего мира и собственного состояния индивида, регуляции деятельности отдельных систем организма и целостных поведенческих реакций. Человеку присуще разнообразие сенсорных систем и относительно широкий диапазон их чувствительности, что позволяет анализировать различные виды информации. Сведения о функционировании сенсорных систем служат естественнонаучной основой для психологии чувственного познания, имеют непосредственно отношение к философской проблеме взаимосвязи объективного и субъективного.

Учебно-методическое пособие содержит современные представления о сенсорных системах человека. Здесь рассматривается широкий круг вопросов, начиная от структурно-функциональной организации сенсорных систем, до характеристик ощущений, возникающих на основе их деятельности. Наибольшее внимание уделено зрительной системе в связи с ее значимостью в восприятии человеком окружающего мира. Многие свойства зрительной системы иллюстрируют общие закономерности поэтапной переработки информации, применимые ко всем сенсорным системам. Объем и форма изложения материала в пособии рассчитаны на студентов, владеющих основами знаний по анатомии и физиологии нервной системы. Однако латинские термины даются в ограниченном объеме, в основном, для тех процессов, в наименовании которых в психологической литературе обычно используются латинские корни.

В конце каждой главы приводится комплекс тестовых заданий для проверки усвоения материала. В каждой теме тестовые задания расположены в соответствии с логической последовательностью изучения материала. Основная функция тестовых заданий - обучающая и контролирующая. Преподаватели могут их использовать для проверки знаний студентов. Студенты - с целью усвоения и закрепления нового материала, используя методы самоконтроля и самопроверки.

Учебно-методическое пособие составлено на основе курса лекций, прочитанных на психолого-педагогическом факультете РГПУ им. А.И. Герцена. Предложенные тестовые задания апробированы при проведении занятий со студентами дневного и заочного отделений этого факультета.

Глава 1. Общая физиология сенсорных процессов

1.1.Структурно-функциональная организация сенсорных систем

Интенсивное накопление сведений о строении и функциях органов чувств, механизмах возникновения ощущений началось с XIX века. В классических трудах Э. Вебера, Г. Гельмгольца, Э. Геринга, И. Мюллера, Г. Фехнера и других ученых были получены выдающиеся научные результаты, качественно и количественно характеризующие деятельность органов чувств человека. Такие исследования положили начало естественнонаучному изучению тех функций мозга, которых называют психическими.

Продолжая сеченовские традиции, И.П. Павлов создал учение об анализаторах, как совокупности чувствительных образований, воспринимающих и анализирующих разнообразные раздражители. Открытие и развитие И.П. Павловым метода условных рефлексов дало возможность систематического исследования многих характеристик органов чувств и роли различных отделов центральной нервной системы, в первую очередь коры больших полушарий, в процессе различения и восприятия свойств сигналов. На основе таких исследований И.П. Павлов рассматривал анализатор как сложный нервный механизм, начинающийся с воспринимающей (рецепторной) поверхности и заканчивающийся в высших отделах мозга, трансформирующий энергию раздражителей в процесс нервного возбуждения и осуществляющий проведение его в центральную нервную систему. Согласно представлениям И.П. Павлова, любой анализатор состоит из трех частей: периферической, проводниковой и центральной (корковой). Корковый отдел играет особую роль, так как здесь завершаются аналитико-синтетические процессы по оценке биологической значимости раздражителя.

Общими свойствами СС являются - количественный и качественный анализ сигналов, адекватность отражения объективной реальности в форме субъективных ощущений. Важным свойством является также способность СС приспосабливаться (адаптироваться ) к действующим раздражителям, путем изменения чувствительности. При понижении интенсивности стимула происходит повышение чувствительности, при повышение – снижение. Длительно действующие раздражители могут перестать восприниматься, например, не чувствуется запах в комнате, одежда на теле и др. Адаптационные процессы охватывают все уровни СС: происходит их настройка на оптимальное восприятие сигналов в изменившихся условиях.

Таким образом, СС выполняют функции приема, передачи и анализа информации о внешней и внутренней среде организма. В этом сложном процессе выделяют несколько этапов:

1.возбуждение рецепторов в ответ на действие адекватного раздражителя

2.передача нервного возбуждения от рецепторов в высшие отделы ЦНС

3.анализ сенсорных сигналов в высших центральных отделах и выделение биологически значимой информации

4.опознание, классификация, идентификация стимула, принятие решения и формирование ответной реакции организма.

Принцип многоуровневости и многоканальности. Современная сенсорная психофизиология рассматривает анализатор как сложную систему, состоящую из большого числа следующих друг за другом промежуточных уровней переработки информации. Биологический смысл этого заключается в поэтапной переработке информации, причем на каждом этапе происходит переработка каких-либо отдельных параметров информационного сигнала. В пределах одного уровня действуют локальные сети, которые расширяют или ограничивают число нейронов вовлеченных в общий процесс.

Принцип многоканальности означает параллельное проведение сенсорной информации по нескольким нервным путям. Например, в зрительной систем можно выделить чувствительные пути пространственно распределенные в мозговых структурах и передающие информацию о разных характеристиках предмета, его яркости, цвете и др. На более высоких уровнях СС, как правило, обособляются специфический (проекционный), ассоциативный и неспецифический каналы передачи информации. По специфическим каналам передается информация о физических параметрах стимула, по ассоциативным – сведения о его биологической значимости, и наконец, неспецифические пути служат для активации, регуляции тонуса и своеобразной настройки центральных структур на восприятие информации.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.