Формирование свойств нервной системы


Все люди абсолютно разные. У каждого свои слабые и сильные стороны, все по-своему реагируют на одну и ту же ситуацию. Во многом особенности характера человека зависят от свойств нервной системы. Так давайте же разберемся, какие они бывают и как влияют на формирование личности.

Что это такое?

Свойства нервной системы - это термин, предложенный русским ученым И. П. Павловым, который характеризует прирожденные черты реагирования и функционирования нервной системы. Эти черты определяют то, как она реагирует на условия окружающей среды, поведение человека.

Совокупность всех свойств нервной системы получило название фенотипа. Именно на основании данного понятия ведет работу с человеком психолог. Хотя фенотип и является генетически обусловленным, он может меняться в зависимости от условий окружающей среды.


Основные свойства нервной системы

И. П. Павлов в своей классификации изначально охарактеризовал три основных свойства:

  • сила;
  • уравновешенность;
  • подвижность.

При дальнейшем изучении нервной системы к этим свойствам добавили еще три новых:

  • динамичность - способность головного мозга быстро реагировать на меняющиеся условия окружающей среды, а именно на процессы возбуждения и торможения его структур; основная его характеристика - быстрота формирования условных рефлексов у индивидуума;
  • лабильность - скорость, с которой появляется и прекращается новый процесс;
  • активность - обозначает, насколько легко в головном мозге активируются процессы торможения и возбуждения.


Сила нервных процессов

Одним из главных свойств нервной системы, определяющих дальнейшее развитие характера и темперамента, является сила нервных процессов. Это свойство показывает, насколько нервная система может противостоять действию раздражителей извне.

Основная характеристика силы нервных процессов - как долго нервная система может продержаться без запредельного торможения при длительно воздействующем на нее внешнем раздражителе. Такой должна быть нормальная реакция по отношению к возбудителю.

Если же речь идет о тормозящем нервную систему процессе, тогда основной характеристикой силы будет способность выдерживать продолжительное воздействие этого раздражителя.

Помимо того, физиологи утверждают, что сила характеризуется не продуктивной деятельностью человека, а теми способами, которыми он может добиться наибольшей своей активности.

На основе этого свойства формируются такие черты характера человека, как:

  • выносливость;
  • смелость;
  • способность адаптироваться, то есть приспосабливаться, к меняющейся внешней среде;
  • впечатлительность.


Уравновешенность и подвижность нервных процессов

Двумя другими основными составляющими природных свойств нервной системы являются уравновешенность и подвижность.

Уравновешенность - это баланс, или равновесие, между возбуждением и торможением (основными нервными процессами). Если реакция человека динамична, ему легко успокоиться, отрешиться от ненужных мыслей. Для таких людей не составляет труда побороть глупые желания и трезво оценить ситуацию. Уравновешенность плавно сочетает в себе такие черты характера человека, как концентрация внимания и отвлекаемость.

Подвижность - это скорость появления новых и исчезновения старых нервных процессов. Способность определяется ее возможностью быстро адаптироваться к новым изменениям окружающей среды, менять одни условные рефлексы на другие.

Человеку с подвижными нервными процессами легче избавляться от старых стереотипов, ярлыков, проще открывать себя чему-то новому. У таких людей очень хорошая память, им свойственна быстрая речь. При низкой подвижности процессов индивидууму нелегко находится в незнакомой для него ситуации, обретать новые навыки. Он предпочитает находится в родной для него среде обитания.

Основные уровни

В психологии выделяют отдельную иерархическую классификацию свойств нервной системы. Всего выделяют три уровня:

  • верхний - свойства всего головного мозга, его влияние на весь организм;
  • средний - свойства отдельных структур мозга и целостных групп, которые образуют эти структуры;
  • нижний - свойства отдельных нервных клеток (нейронов).

Все эти уровни не изолированы, а находятся в постоянном взаимодействии между собой. Мало изучено, как каждый из них связан с характером человека и его психическими процессами.


Типы нервной системы

На основе различных комбинаций нервных процессов охарактеризованы четыре типа свойств нервной системы человека:

  • сильный безудержный - его нервные процессы несбалансированные, при чем возбуждение значительно преобладает над торможением;
  • сильный живой - отличается неуравновешенной и крайне подвижной реакцией, возбуждение быстро переходит в торможение, и наоборот;
  • сильный спокойный - его нервные процессы уравновешенны, однако, практически неподвижны;
  • слабый - возбуждение, как и торможение, развиты слабо; клетки коры характеризуются низкой работоспособностью.

Лучше всего изучен первый тип, так как именно в нем наиболее ярко выражены все свойства нервной системы. А хуже поддается исследованию, соответственно, слабый тип.


Особенности характера при разных типах нервной системы

Как же меняется поведение индивидуума в зависимости от его характеристики свойств нервной системы? Человек с сильной нервной системой способен быть работоспособным на протяжении длительного времени, даже выполняя действительно тяжелую работу. Устав, он не требует много времени на отдых. Такой человек быстро восстанавливается, в критических ситуациях не паникует, а трезво оценивает обстановку.

Индивидуум со слабым темпераментом - более чуткий и эмоционально лабильный, то есть реагирует даже на незначительные стимулы. Такому типу людей легче выполнять однообразную работу, так им проще запоминать информацию. У них есть возможность развиваться - устойчивость у такой личности приобретается со временем. Однако если двух динамично натренированных людей сильного и слабого типа поставить в одни и те же условия, генетическая предрасположенность даст о себе знать.


Типы темперамента

Типы нервной системы, перечисленные выше, соответствуют четырем видам темперамента:

  • холерик - с сильными и безудержными нервными процессами;
  • сангвиник - обладает стойкими и живыми функциональными характеристиками;
  • флегматик - сильный и спокойный тип нервных процессов;
  • меланхолик - наиболее слабый.

Кроме того, помимо перечисленных выше типов нервной системы, выделяют также другую ее классификацию:

  • мыслительный тип;
  • художественный тип.

В основу этого разделения положено взаимодействие двух сигнальных систем человека. Именно это служит ведущим фактором того, в каком направлении будет развиваться индивидуум. Так, для мыслительного типа характерна преимущественная активность второй сигнальной системы, а для художественного - первой. Люди, рожденные с хорошей выработкой условных рефлексов, имеют больше шансов стать математиками, филологами, физиками и другими учеными. У личностей с художественным типом чаще наблюдается талант к писательству, музыке или живописи, то есть это люди творческой профессии.

Итак, наш характер, то, как мы реагируем на определенные ситуации, какие решения принимаем, во многом зависит от унаследованных от родителей свойств нервной системы. Однако, какой бы тип рефлекторных реакций ни был закодирован в нашем ДНК, любой из этих процессов более или менее эластичен. Их меняют воспитание, привычки, ситуации, в которые мы попадаем. Все, что с нами происходит, оставляет в нас определенный отпечаток, меняя функционирование всей нашей нервной системы.

Свойства нервной системы - ее природные, врожденные особенности, влияющие на индивидуальные различия в формировании способностей и характера (Павлов).
Основные свойства нервной системы (Павлов):
1) Сила нервной системы - показатель работоспособности, выносливости нервных клеток при воздействии на них повторяющихся или сверхсильных раздражителей. Основной признак силы нервной системы по отношению к возбуждению - способность нервной системы выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, длительное или часто повторяющееся возбуждение. Чем больше сила нервной системы, тем выше пороги чувствительности. Основной признак силы нервной системы по отношению к торможению - способность выдерживать длительное или часто повторяющееся действие тормозного раздражителя.
Теплов: сила нервной системы проявляется не в том, какова продуктивность деятельности данного человека, а в том, какими способами и при каких условиях он достигает наибольшей продуктивности.
2) Уравновешенность (или баланс нервных процессов) - соотношение основных нервных процессов (возбуждения и торможения), вовлеченных в выработку положительных или отрицательных условных рефлексов.
3) Подвижность нервных процессов - скорость переделки знаков раздражителей и скорость возникновения и прекращения нервных процессов. Способность нервной системы быстро реагировать на изменения среды, способность перехода от одних условных рефлексов к другим в зависимости от среды.
Основной признак этого свойства - быстрота выработки условных рефлексов и дифференцировок. Также из свойства подвижность выделяют свойство лабильность - скорость возникновения и прекращения нервного процесса.

Характеристика отдельных свойств нервной системы: сила нервной системы.

Сила нервной системы — одно из основных свойств нервной системы, отражающее предел работоспособности клеток коры головного мозга, то есть их способность выдерживать, не переходя в тормозное состояние (торможение), либо очень сильное, либо длительно действующее (хотя и не сильное) возбуждение.

Согласно Теплову и Небылицыну. Сила нервной системы характеризуется также чувствительностью анализаторов: более слабая нервная система является и более чувствительной, то есть она способна реагировать на стимулы более низкой интенсивности, чем сильная. В этом заключается преимущество слабой нервной системы перед сильной. Ценность подобного подхода состоит в том, что он снимает существовавшее ранее оценочное отношение к свойствам нервной системы, то есть приписывание одному полюсу свойства положительного, другому — отрицательного значения. На каждом полюсе признается наличие и положительных, и отрицательных сторон. Исследованиями Небылицына из синдрома силы нервной системы был выделен синдром нового свойства нервной системы — динамичность.

Характеристика отдельных свойств нервной системы: подвижность, лабильность и баланс нервных процессов.

­Выделенное Павловым свойство подвижности нервных процессов стало в дальнейшем, как отмечал Теплов, оцениваться как более многозначное. Поэтому он выделил следующие особенности нервной деятельно­сти, характеризующие быстроту функционирования нервной системы:

1) быстроту возникновения нервного процесса;

2) быстроту движения нервного процесса (иррадиация и концентрация);

3) быстроту исчезновения нервного процесса;

4) быстроту смены одного нервного процесса другим;

5) быстроту образования условного рефлекса;

Изучение взаимосвязи между этими проявлениями быстроты функциониро­вания нервной системы, проведенное в лаборатории Теплова, позволило выделить два главных фактора: лёгкость переделки значения условных раздра­жителей (положительного на отрицательный и наоборот) и быстроту возникновения и исчезновения нервных процессов. За первым фактором Теплов оставил название подвижность, а второй обозначил как лабильность.

В последние два десятилетия больше изучаются показатели группы лабильности, т. е. быстрота развития и исчезновения нервных процессов. Исходя из того, что лабильность предполагает быстроту развития нервного процесса и быстроту его исчезновения, наметились три методических подхода в изучении функциональной подвижности (лабильности):

1) выявление быстроты возникновения возбуждения и торможения;

2) выявление быстроты исчезновения возбуждения и торможения;

3) выявление максимальной частоты генерации нервных импульсов, завися­щей как от первого, так и от второго.

Изучение быстроты развития нервных процессов значительно усложнено тем, что она зависит от уровня активации покоя, т. е. от того, какова нервная система у обследуемого ­ слабая или сильная.

Баланс нервных процессов

В психологии при измерении баланса нервных процессов у человека используются: число переводов и недоводов при воспроизведении на основе проприорецепции (при выключении зрения) амплитуды движений, а также временных отрезков. Наличие переводов свидетельствует о преобладании возбуждения, а наличие недоводов — о преобладании торможения.

Особенностью изучения баланса между возбуждением и торможением по их величине является то, что о нем судят по интегральной характеристике, результирующей противоборства этих двух процессов (или систем реагирования — возбудительной и тормозной). Таким образом, у разных людей сравниваются не выраженность возбуждения или торможения, а какой из процессов берет верх над другим. Поэтому теоретически одна и та же типологическая особенность у двух субъектов (например, преобладание возбуждения над торможением) может базироваться на разных уровнях выраженности того и другого. Так, у одного субъекта преобладание возбуждения над торможением происходит при высокой интенсивности обоих, а у второго преобладание возбуждения может наблюдаться при слабой их выраженности.

Было обнаружено, что баланс, как и сила нервной системы, связан с уровнем активации покоя. Однако если для силы нервной системы такая связь имеет линейный характер (чем слабее нервная система, тем выше активация в покое), то для баланса — криволинейный: уровень активации выше у лиц с уравновешенностью возбуждения и торможения и ниже у лиц с преобладанием возбуждения и торможения.

Какое соотношение между возбуждением и торможением проявится у данного человека, зависит от его типа реагирования на ситуацию: у одних типичная — возбудительная реакция, у других — тормозная, у третьих же возникает индифферентная реакция или вообще таковая отсутствует, поэтому у них проявляется базовое соотношение между возбуждением и торможением, т. е. их уравновешенность.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 610 ;

Еще одна важнейшая проблема, которая разрабатывалась в дифференциальной психофизиологии сотрудниками Б. М. Те- плова, — выяснение происхождения основных свойств нервной системы, путей их формирования. Как уже говорилось, Павлов рассматривал тип нервной системы как генотип, прямо указывая, таким образом, на его наследственную природу. Теплов называл типологические свойства природными, имея в виду, что они не обязательно наследственные, а могут быть результатом внутриутробного развития, а также условий развития в начальный период жизни.

На современном этапе развития генетики генотипом принято называть индивидуально-специфическое сочетание генов организма. Любая индивидуальная особенность организма и личности (в том числе и свойства нервной системы) является фенотипической, т. е. представляет собой результат взаимодействия генотипа и средовых влияний. Следовательно, с позиций современной науки вопрос заключается не в том, наследственное то или иное свойство нервной системы или прижизненно сформированное, а в выяснении доли наследственности в его проявлении.

Нейрофизиологические процессы, будучи материальным субстратом психики, опосредуют влияние генотипических особенностей на поведение и психическое развитие человека. В реальной жизни человека генетические влияния настолько перекрываются влиянием условий его развития и его собственной деятельности, что выявить их чрезвычайно сложно. Другое дело — физиологические свойства материального субстрата психики, которые могут кодироваться в геноме. Однако и эти особенности, развиваясь по генетической программе, формируются в определенных средовых условиях и потому являются итогом взаимодействия генетических и паратипических факторов.

Систематические экспериментальные исследования близнецовым методом, проводившиеся под руководством ученицы Б. М. Теплова И. В. Равич-Щербо, показали наличие значительного генетического контроля в референтных показателях силы, лабильности, подвижности, динамичности и баланса по динамичности [35].

Но вопрос о происхождении (наследственной обусловленности) основных свойств нервной системы должен быть связан с вопросом об их развитии и формировании. Генетический контроль не означает, что свойства нервной системы проявляются с момента рождения. Многочисленные исследования на животных, а также на человеке показали, что типологические свойства становятся стабильными лишь с определенного периода жизни, когда заканчивается формирование морфологического субстрата высшей нервной деятельности. При этом разные функциональные характеристики нервной системы, в том числе и разные основные свойства, развиваются в определенной закономерной последовательности. Так, известно, что специфические особенности нервной системы преддо- школьного и дошкольного возраста — слабость и инертность нервных процессов. Но возрастное развертывание основных свойств нервной системы во времени характеризует лишь одну сторону их развития. Более сложный и неоднозначный вопрос об онтогенетической динамике их развертывания, определяемой реализацией генетической программы, еще требует своего решения.

РАЗВИТИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА

ФОРМИРОВАНИЕ МОЗГА ОТ МОМЕНТА ОПЛОДОТВОРЕНИЯ ДО РОЖДЕНИЯ

После слияния яйцеклетки со сперматозоидом (оплодотворения) новая клетка начинает делиться. Через некоторое время из этих новых клеток образуется пузырек. Одна стенка пузырька впячивается внутрь, и в результате образуется зародыш, состоящий из трех слоев клеток: самый внешний слой – эктодерма, внутренний – эндодерма и между ними – мезодерма. Нервная система развивается из наружного зародышевого листка – эктодермы. У человека в конце 2-й недели после оплодотворения обособляется участок первичного эпителия и образуется нервная пластинка. Ее клетки начинают делиться и дифференцироваться, вследствие чего они резко отличаются от соседних клеток покровного эпителия (рис. 1.1). В результате деления клеток края нервной пластинки приподнимаются и появляются нервные валики.

В конце 3-й недели беременности края валиков смыкаются, образуя нервную трубку, которая постепенно погружается в мезодерму зародыша. На концах трубки сохраняются два нейропора (отверстия) – передний и задний. К концу 4-й недели нейропоры зарастают. Головной конец нервной трубки расширяется, и из него начинает развиваться головной мозг, а из оставшейся части – спинной мозг. На этой стадии головной мозг представлен тремя пузырями. Уже на 3–4-й неделе выделяются две области нервной трубки: дорсальная (крыловидная пластинка) и вентральная (базальная пластинка). Из крыловидной пластинки развиваются чувствительные и ассоциативные элементы нервной системы, из базальной – моторные. Структуры переднего мозга у человека целиком развиваются из крыловидной пластинки.


В течение первых 2 мес. беременности образуется основной (среднемозговой) изгиб головного мозга: передний мозг и промежуточный мозг загибаются вперед и вниз под прямым углом к продольной оси нервной трубки. Позже формируются еще два изгиба: шейный и мостовой. В этот же период первый и третий мозговые пузыри разделяются дополнительными бороздами на вторичные пузыри, при этом появляется 5 мозговых пузырей. Из первого пузыря образуются большие полушария головного мозга, из второго – промежуточный мозг, который в процессе развития дифференцируется на таламус и гипоталамус. Из оставшихся пузырей формируются мозговой ствол и мозжечок. В течение 5–10-й недели развития начинается рост и дифференцировка конечного мозга: образуются кора и подкорковые структуры. На этой стадии развития появляются мозговые оболочки, формируются ганглии нервной периферической вегетативной системы, вещество коры надпочечников. Спинной мозг приобретает окончательное строение.

В следующие 10–20 нед. беременности завершается формирование всех отделов головного мозга, идет процесс дифференцировки мозговых структур, который заканчивается только с наступлением половозрелости (рис. 1.2). Полушария становятся самой большой частью головного мозга. Выделяются основные доли (лобная, теменная, височная и затылочная), образуются извилины и борозды больших полушарий. В спинном мозге в шейном и поясничном отделах формируются утолщения, связанные с иннервацией соответствующих поясов конечностей. Окончательный вид приобретает мозжечок. В последние месяцы беременности начинается миелинизация (покрытие нервных волокон специальными чехлами) нервных волокон, которая заканчивается уже после рождения.


Головной и спинной мозг покрыты тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой. Головной мозг заключен в черепную коробку, а спинной мозг – в позвоночный канал. Соответствующие нервы (спинномозговые и черепные) покидают ЦНС через специальные отверстия в костях.

В процессе эмбрионального развития головного мозга полости мозговых пузырей видоизменяются и превращаются в систему мозговых желудочков, которые сохраняют связь с полостью спинномозгового канала. Центральные полости больших полушарий головного мозга образуют боковые желудочки довольно сложной формы. Их парные части имеют в своем составе передние рога, которые находятся в лобных долях, задние рога, находящиеся в затылочных долях, и нижние рога, расположенные в височных долях. Боковые желудочки соединяются с полостью промежуточного мозга, которая является III желудочком. Через специальный проток (сильвиев водопровод) III желудочек соединяется с IV желудочком; IV желудочек образует полость заднего мозга и переходит в спинномозговой канал. На боковых стенках IV желудочка находятся отверстия Люшки, а на верхней стенке – отверстие Мажанди. Благодаря этим отверстиям полость желудочков сообщается с подпаутинным пространством. Жидкость, заполняющая желудочки головного мозга, называется эндолимфой и образуется из крови. Процесс образования эндолимфы протекает в специальных сплетениях кровеносных сосудов, (они называются хороидальными сплетениями). Такие сплетения находятся в полостях III и IV мозговых желудочков.

Венозная кровь собирается в специальные лакуны и покидает пределы головного мозга по яремным венам. Кровеносные сосуды головного мозга вмонтированы в мягкую мозговую оболочку. Сосуды многократно ветвятся и в виде тонких капилляров проникают в мозговую ткань.

Головной мозг человека надежно защищен от проникновения инфекций так называемым гематоэнцефалическим барьером. Этот барьер формируется уже в первую треть срока беременности и включает в себя три мозговые оболочки (самая внешняя – твердая, затем паутинная и мягкая, которая прилежит к поверхности мозга, в ней находятся кровеносные сосуды) и стенки кровеносных капилляров мозга. Другой составляющей частью этого барьера являются глобальные оболочки вокруг кровеносных сосудов, образованные отростками клеток глии. Отдельные мембраны клеток глии тесно прилегают друг к другу, создавая щелевые контакты между собой.

В головном мозге есть участки, где гематоэнцефалический барьер отсутствует. Это район гипоталамуса, полость III желудочка (субфорникальный орган) и полость IV желудочка (area postrema). Здесь стенки кровеносных сосудов имеют специальные места (так называемый фенестрированный, т.е. продырявленный, эпителий сосудов), в которых из нейронов головного мозга в кровеносное русло выбрасываются гормоны и их предшественники. Подробнее эти процессы будут рассмотрены в гл. 5.

Таким образом, с момента зачатия (слияние яйцеклетки со сперматозоидом) начинается развитие ребенка. За это время, которое занимает почти два десятка лет, развитие человека проходит несколько этапов (табл. 1.1).


Вопросы

1. Этапы развития центральной нервной системы человека.

2. Периоды развития нервной системы ребенка.

3. Что составляет гематоэнцефалический барьер?

4. Из какой части нервной трубки развиваются сенсорные и моторные элементы центральной нервной системы?

5. Схема кровоснабжения головного мозга.

Литература

Коновалов А. Н., Блинков С. М., Пуцило М. В. Атлас нейрохирургической анатомии. М., 1990.

Моренков Э. Д. Морфология мозга человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978.

Оленев С. Н. Развивающийся мозг. Л., 1979.

Савельев С. Д. Стереоскопический атлас мозга человека. М.: Area XVII, 1996.

Шаде Дж., Форд П. Основы неврологии. М., 1976.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

индивидуальные особенности личности

Индивидуальные особенности протекания в центральной нервной системе двух основных процессов – возбуждения и торможения – лежат в основе типа высшей нервной деятельности (ВНД) человека. Согласно взглядам И.П. Павлова, создателя учения о типах ВНД, ведущими являются три свойства нервных процессов: сила процессов возбуждения и торможения; уравновешенность процессов возбуждения и торможения; лабильность (подвижность) процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессовсвязана с уровнем работоспособности нервных клеток. Слабые нервные процессы характеризуются не­способностью нервных клеток выдерживать сильные и длительные нагрузки, следовательно, эти клетки обладают низким уровнем работоспособности. Сильные нервные процессы связаны, соответствен­но, с высоким уровнем работоспособности нервных клеток.

Уравновешенность нервных процессов определяется их соотно­шением. Возможно преобладание одного из нервных процессов (например, возбуждения над торможением) или их уравновешенность.

Лабильность нервных процессов характеризуется скоростью возникновения возбудительного и тормозного процессов и способ­ностью нервных клеток переходить из состояния возбуждения в тормозное и наоборот. Следовательно, нервные процессы могут быть высоко подвижными или инертными.

Различные люди характеризуются различными соотношениями всех перечисленных свойств, которые в конечном итоге и опреде­ляют тип их нервной системы и ВНД.

В настоящее время в дифференциальной психологии сложилась 12-мерная классификация свойств нервной системы человека (В.Д. Небылицын). В нее входят 8 первичных свойств (сила, по­движность, динамичность и лабильность по отношению к возбужде­нию и торможению) и четыре вторичных свойства (уравновешенность по этим основным свойствам) [1].

Нервная система является частью целостного организма, и поэтому формирование ее основных свойств находится в зависи­мости от общих конституционных свойств организма. Следователь­но, те факторы, которые определяют развитие организма в целом (наследственность и среда), оказывают влияние на формирование типов ВНД. Наследственность определяет пределы изменчивости типологических свойств нервной системы, а от среды зависит степень их развития. Многочисленные экспериментальные данные свидетельствуют, что одно или другое свойство нервной системы мо­жет быть выражено в минимальном или максимальном варианте в зависимости от условий воспитания.

Свойства нервной системы – это физиологические свойства, поэтому их никак нельзя отождествлять с психическими свойства­ми личности. “Свойства нервной системы не предопределяют ни­каких форм поведения, но образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее – другие”, – писал Б.М. Теплов. [2] Он отмечал, что о силе нервной системы нельзя судить по продуктивности работы. Продуктивность деятельности человека обусловлена такими факторами, как его отношение к труду, его интересы, его знания и навыки, его умение организовывать свою работу. Все эти факторы не зависят от силы нервной системы. Поэтому человек со слабой нервной системой может давать высокую продуктивность работы. О силе и слабости нервной системы говорит не продуктивность деятельности, а то, как про­текает эта деятельность, сколь быстро и в чем проявляется утом­ление, какие способы помогают человеку бороться с утомлением, какой режим работы для него наиболее благоприятен. Короче гово­ря, сила нервной системы проявляется не в том, какова продук­тивность деятельности данного человека, а в том, какими спосо­бами и при каких условиях он достигает наибольшей продуктивности.[3]

Развивая в этом плане идеи Б.М. Теплова, В.Д. Небылицын высказал мысль о том, что особое сочетание основных свойств нервной системы, т.е. каждый ее тип, имеет свои достоинства и недостатки. В условиях, например, монотонной работы лучшие результаты показывают люди со слабым типом нервной системы, а при переходе к работе, связанной с большими и неожиданными на­грузками, напротив, люди с сильной нервной системой.

Одинаковые педагогические воздействия на учащихся с раз­личными типами ВНД не будут для каждого из них адекватными. То, что посильно ученику с сильным типом нервной системы, мо­жет оказаться не под силу ученику со слабым типом. Ученик с инертными нервными процессами будет удивлять учителя своей медлительностью, а ученик с преобладанием процессов возбужде­ния и их высокой подвижностью всегда будет непоседливым. Учебно-воспитательная работа с такими детьми должна строиться с учетом их биологических особенностей и быть направлена на воспитание у них положительных качеств. У ученика со слабой нервной системой педагог, постепенно увеличивая нагрузки, должен повышать работоспособность его нервных клеток, у ученика с инертными нервными процессами – воспитывать быстроту реакции, у ученика с неуравновешенным типом нервной системы – тренировать процессы торможения и т.д.

Основные свойства нервной системы человека до­вольно устойчивы, поэтому практическая задача их изучения заключается не в поиске способов их изменений, а в создании оптимальных условий деятельности и применении адекватных методов воздействия на человека.

Глава 3. Личность, деятельность, сознание

3.1. Понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность. Человек как индивид, личность, индивидуальность. Обзор теорий личности. Классификация теорий личности. Социализация как условие и механизм формирования личности.

3.2. Структура личности. Различные подходы к структуре личности в отечественной психологии: А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов.

3.3. Сознательное и бессознательное в структуре личности. Понятие и психологическая характеристика сознания человека. Бессознательное, предсознание и подсознание.

3.4. Самосознание личности. Понятия: Я-концепция; самооценка; рефлексия; уровень притязаний; локус контроля. Защитные механизмы. Волевая саморегуляция личности и самоконтроль.

3.5. Понятия: активность, поведение, деятельность. Поведение и деятельность как формы активности. Сравнительный анализ активности и поведения животных и человека.

Структура деятельности. Мотивы и потребности в структуре деятельности. Операции и действия в структуре деятельности. Внешние и внутренние компоненты деятельности. Интериоризация. Умения и навыки в структуре деятельности. Механизмы формирования привычки.Основные виды деятельности: игра, учение, труд. Понятие ведущей деятельности.

3.1. Понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность. Структура личности

Согласно традиции, сложившейся в отечественной психологии, понятие личность не отождествляется с понятиями человек, индивид и индивидуальность.

Наиболее общим является понятие человек, которое определяется как “биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида homo sapiens, наделенное сознанием, т. е. способностью познавать сущность как внешнего мира, так и свою собственную природу, и благодаря этому поступать и действовать разумно”[]. (Ковалев, с 15).

Индивид – это единичный представитель вида homo sapiens, отдельный представитель человеческой общности [](сл. 128).

Человек рождается индивидом, наделенным совокупностью свойств, и лишь в условиях социального взаимодействия через некоторое время он становится личностью. Иначе говоря, индивидные свойства – врожденные и приобретенные – являются необходимыми, но недостаточными предпосылками формирования и развития личности.

Под личностью в психологии понимается “человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены; проявляются в общественных по природе связях и отношениях; являются устойчивыми; определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих” [Немов, 336]. Отличие конкретного человека от других проявляется в чертах его индивидуальностисвоеобразии психики и личности индивида, его неповторимости [сл. 129].

В большинстве теорий личность рассматривается как сложное структурное образование. В российской психологии существует несколько подходов как к личности в целом, так и к ее структуре. Кратко рассмотрим некоторые из них.

В рамках теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым, личность понимается одновременно как условие и как продукт деятельности. Исходными единицами анализа личности являются деятельности субъекта. Первое основание личности составляет богатство связей человека с миром. Второе основание – степень иерархизированности деятельностей, соотношение мотивов.

Самостоятельные смысловые единицы жизни личности образуются иерархиями мотивов. Структура личности, таким образом, представляет собой конфигурацию мотивационных линий. При высокой степени иерархических соотношений имеется главный мотив, подчиняющий большую часть смысловых единиц жизни [хр. Стр. 188-196].

По мнению А.В. Петровского, в структуре личности выделяются три подсистемы: внутрииндивидная (интраиндивидная), интериндивидная и метаиндивидная (надиндивидная)[Петр. 201-203].

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.