Функциональная подвижность нервных процессов хильченко


  • Страна происхождения: Россия
  • Бренд: Медиком МТД

Комплектации

  • Устройство психофизиологического тестирования УПФТ-1/30 Психофизиолог по запросу
  • Дополнительный Модуль психомоторных тестов (МПТ) к УПФТ–1/30 Психофизиолог по запросу
  • Система сетевая сбора данных ССД на базе УПФТ-1/30 Психофизиолог по запросу

О товаре

Новые возможности для психологов и физиологов, исследующих различные аспекты профессиональной деятельности человека.

Эффективное сочетание методов психологического и психофизиологического тестирования с современными компьютерными технологиями.


УПФТ применяется для предсменного, предрейсового и предстартового контроля в спорте, силовых ведомствах, МЧС, авиации, энергетике и на транспорте, а также при отборе и оценке персонала.

Наличие типовых сценариев последовательности выполнения тестов для определённых возрастных, социальных и профессиональных групп ускоряет и упрощает работу психолога.

Результаты для оперативного анализа на УПФТ доступны сразу после окончания тестирования на жидкокристаллическом индикаторе. Анализ динамики изменения показателей испытуемого на протяжении длительного времени наблюдения доступен на персональном рабочем месте психолога.

Регистрация времени, затраченного на ответ, позволяет анализировать неосознаваемые или неконтролируемые реакции обследуемого, а также сознательную симуляцию в процессе тестирования, и оценить валидность исследования.

Пульт УПФТ представляет собой малогабаритное специализированное устройство, которое обеспечивает регистрацию частоты сердечных сокращений, времени реакции на световые стимулы, а также вариантов и времени ответов на вопросы психологических тестов.

УПФТ обеспечивает выполнение тестирования согласно сценарию исследования, который хранится в энергонезависимой памяти. Сценарий определяет последовательность исполняемых тестов и может включать любое сочетание из 16 психофизиологических и психодиагностических тестов.

Данные сохраняются и обрабатываются УПФТ, результаты тестирования отображаются на жидкокристаллическом дисплее.

Низкое энергопотребление прибора позволяет ему работать в непрерывном режиме без смены батарей до 200 часов.

Подсветка ЖК-индикатора обеспечивает работу в условиях низкой освещенности.

УПФТ применяется практически в любых условиях, благодаря возможности автономной работы прибора, а также его небольшим габаритам и весу.

Во внутренней памяти прибора сохраняются до 500 исследований.

Многолетний опыт использования

психологическая служба МЧС

Набор психофизиологических и психодиагностических тестов УПФТ

Примеры визуализации и анализа результатов тестирования на персональном рабочем месте психолога


Результаты анализа вариабельности сердечного ритма (ВКМ)

Результаты теста по простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР)


Результаты теста по сложной зрительно-моторной реакции (СЗМР)

Результаты ответов на опросник Леонгарда


Экран представления результатов по шкале реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина

Результаты ответов на опросник по делинквентному и аддиктивному поведению



Экран представления результатов теста САН

Представление суммарной текстовой интерпретации по всему исследованию

Набор психомоторных тестов МПТ

Результаты тестирования предъявляются в виде графика времени реакций и признака целевого стимула, таблицы расчетных показателей и вербальной интерпретации.

Примеры анализа результатов тестов МПТ на персональном рабочем месте психолога


Пример экранной формы с результатами тестирования СЗМР-СК на световую комбинацию

Методика ФПНП по А.Е. Хильченко. Пример с очень высокой функциональной подвижностью


Методика ФПНП по А.Е. Хильченко. Пример с очень низкой функциональной подвижностью


Теппинг-тест. Пример исследования с нисходящим типом частоты ударов по левой и правой руке

Теппинг-тест. Пример исследования с восходящим типом графика частоты ударов по левой и правой руке


Тремометрия статическая (3 мм). Пример исследования с низким уровнем координации движений

Тремометрия динамическая. Пример с низким уровнем координации движений

Экспресс-оценка психофизиологического состояния испытуемых (допусковый контроль)

Углубленное психологическое и психофизиологическое тестирование

Сетевая организация процесса тестирования до 20-ти испытуемых


В составе системы:

РМИ (Рабочее место испытуемого) – пульт испытуемого УПФТ с адаптером связи УПФТ и контроллер ССД.

РМВ (дополнительное рабочее место врача) – для углубленного индивидуального освидетельствования врачом.

Обеспечивается автоматизация проведения исследований в нескольких вариантах:

Оперативное тестирование (допусковый контроль) персонала (тесты ВКМ и СЗМР – см. выше);

Дополнительные медицинские исследования – измерение артериального давления, температуры и содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе.

Углубленное тестирование с использованием полного набора тестов пульта УПФТ (см. выше);

Дополнительное тестирование с использованием психомоторных тестов (модуль МПТ).

Полный набор психологических, психофизиологических и медицинских исследований.

Типовой вариант рабочего места испытуемого (РМИ)

Адаптер связи УПФТ обеспечивает обмен данными между пультом УПФТ и контроллером ССД, а также фото- или видеофиксацию испытуемого.

Пульт УПФТ обеспечивает психофизиологическое тестирование.

Инструкции для управления процессом тестирования и для выполнения тестов предъявляются на индикаторе пульта.

Для ответов и действий испытуемый использует необходимые кнопки на пульте УПФТ.


Дополнительные устройства, расширяющие диагностические возможности системы ССД-ПФС

Модуль психомоторных тестов МПТ - Подключается к пульту УПФТ

Анализатор паров этанола в выдыхаемом воздухе (алкотестер) - подключается к контроллеру ССД

Автоматический тонометр - подключается к контроллеру ССД

Инфракрасный термометр - для измерения врачом температуры испытуемого и ручного ввода в ПК ПРМП


Преимущества системы ССД-ПФС для тестирования групп испытуемых

Простое, интуитивно понятное размещение компонентов сетевой системы в помещении обеспечивает быстрый ввод в эксплуатацию. Компактность компонентов системы, а также их объединение в беспроводную сеть Wi-Fi обеспечивают возможность мобильного использования системы для внезапных выездных проверок персонала в отдельных подразделениях и филиалах.

Возможность оснащения РМВ или некоторых РМИ дополнительным оборудованием для измерения артериального давления, частоты пульса и содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе с целью обеспечения двухступенчатого контроля (психофизиологического и медицинского) и снижения риска допуска к деятельности испытуемых в ненадлежащем состоянии.

Испытуемый проходит тестирование в соответствии с текстовыми инструкциями, выводимыми на экране пульта УПФТ. Управление ходом тестирования на разных рабочих местах РМИ происходит индивидуально в интерактивном режиме.

Для верификации личности испытуемого, проходящего тестирование, производится периодическое фотографирование и передача фотографий на сервер ССД для биометрического сопоставления фото с базой данных.

Статистическая обработка результатов для постоянного контингента испытуемых и анализ данных позволяет врачу при необходимости вводить индивидуальные нормы для отдельных сотрудников по тому или иному виду тестирования (ВКМ, СЗМР, АД, ЧП), что увеличивает достоверность результатов предсменного контроля.

Анализ динамики изменения показателей испытуемого за отчётный период и частоты эпизодов, связанных с нарушениями режима, обеспечивает объективную информацию для технологических, кадровых и юридических решений.

Возможность использования расширенной батареи тестов в пульте УПФТ, в том числе с модулем МПТ, для углубленного тестирования некоторых категорий испытуемых, осуществляющих деятельность, связанную с повышенным риском или ответственностью, или для кадрового отбора.

Устройство психофизиологического тестирования УПФТ-1/30 Психофизиолог по отличной цене в Москве от компании EuroSMed. На нашем сайте представлены характеристики, описания и информация о покупке. Купите Медицинские диагностические системы с доставкой.

Модуль психомоторных тестов - дополнительное устройство

Регистрационное удостоверение ФСР 2007/00125

Новые возможности для психологов и физиологов, исследующих различные аспекты профессиональной деятельности человека.

Эффективное сочетание методов психологического и психофизиологического тестирования с современными компьютерными технологиями.

  • Пульт УПФТ представляет собой малогабаритное специализированное устройство, которое обеспечивает регистрацию частоты сердечных сокращений, времени реакции на световые стимулы, а также вариантов и времени ответов на вопросы психологических тестов.
  • УПФТ обеспечивает выполнение тестирования согласно сценарию исследования, который хранится в энергонезависимой памяти. Сценарий определяет последовательность исполняемых тестов и может включать любое сочетание из 16 психофизиологических и психодиагностических тестов.

Многолетний опыт использования

  • энергопредприятия
  • психологическая служба МЧС
  • транспорт
  • спорт
  • научные исследования

Набор психофизиологических и психодиагностических тестов УПФТ

Примеры визуализации и анализа результатов тестирования на персональном рабочем месте психолога


Результаты анализа вариабельности сердечного ритма (ВКМ)


Результаты теста по простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР)


Результаты теста по сложной зрительно-моторной реакции (СЗМР)


Результаты ответов на опросник Леонгарда


Экран представления результатов по шкале реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина


Результаты ответов на опросник по делинквентному и аддиктивному поведению


Экран представления результатов теста САН


Представление суммарной текстовой интерпретации по всему исследованию

Набор психомоторных тестов МПТ

Результаты тестирования предъявляются в виде графика времени реакций и признака целевого стимула, таблицы расчетных показателей и вербальной интерпретации.

Примеры анализа результатов тестов МПТ на персональном рабочем месте психолога


Пример экранной формы с результатами тестирования СЗМР-СК на световую комбинацию


Методика ФПНП по А.Е. Хильченко. Пример с очень высокой функциональной подвижностью


Методика ФПНП по А.Е. Хильченко. Пример с очень низкой функциональной подвижностью



Теппинг-тест. Пример исследования с нисходящим типом частоты ударов по левой и правой руке


Теппинг-тест. Пример исследования с восходящим типом графика частоты ударов по левой и правой руке


Тремометрия статическая (3 мм). Пример исследования с низким уровнем координации движений


Тремометрия динамическая. Пример с низким уровнем координации движений



  • Экспресс-оценка психофизиологического состояния испытуемых (допусковый контроль)
  • Углубленное психологическое и психофизиологическое тестирование
  • Сетевая организация процесса тестирования до 20-ти испытуемых

В составе системы:

Обеспечивается автоматизация проведения исследований в нескольких вариантах:

  • Оперативное тестирование (допусковый контроль) персонала (тесты ВКМ и СЗМР – см. выше);
    • Дополнительные медицинские исследования – измерение артериального давления, температуры и содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе.
  • Углубленное тестирование с использованием полного набора тестов пульта УПФТ (см. выше);
    • Дополнительное тестирование с использованием психомоторных тестов (модуль МПТ).
  • Полный набор психологических, психофизиологических и медицинских исследований.

МЕТОДИКА Н. С. ЛЕЙТЕСА (1956)

Физиологическое обоснование.Методика основана на измерении длительности последей­ствия стимулов.

Аппаратура, необходимая для исследования.Проекционное устройство, электросекун­домер, автоматически включающийся при появлении на экране определенных кадров. Это достигается системой контактов, которые замыкают цепь включения секундомера в тот мо­мент, когда в фильмовое окно проекционного устройства попадают участки киноленты со специальными вырезами. В момент, когда испытуемый нажимает на ключ, секундомер вы­ключается с помощью специального реле на несколько десятых долей секунды, а затем про­должает работать, пока стрелка не дойдет до нуля. В этот момент секундомер автоматически выключается.

Двигательная реакция испытуемого фиксируется специальным записывающим устрой­ством.

Процедура исследования.С помощью проекционного устройства перед испытуемым на экране демонстрируются изображения отдельных букв, по одной на кадре. Предъявляют 9 букв: А, В, И, К, Н, П, С, Т, X. Они располагаются в такой последовательности, чтобы какой-либо системы в их чередовании уловить было нельзя. Всего используется 780 кадров.

Буквы экспонируются в строго определенном темпе. На одни из них испытуемые должны реагировать, на другие — нет. Буквы, являющиеся положительными стимулами, отстоят друг от друга на различных интервалах, но всегда на определенном расстоянии от предшествую­щего предъявления какой-либо буквы. Таким образом, сохраняется ритмичность подачи раз­дражителей. Испытуемые непрерывно наблюдают за меняющимися раздражителями, поддер­живая необходимую сосредоточенность.

На положительные стимулы испытуемые нажимают на кнопку рефлексометра. Положи­тельным сигналом было появление буквы С, тормозным — НС. Буква С встречается в экспе­рименте 122 раза, Н — 120 раз, НС — 50 раз. Если букве С предшествовало сочетание НС (не­важно, за сколько других букв до появления С), нажимать на ключ не надо ни на НС, ни на последующую букву С.

Буква С отставляется в программе от сочетания НС на разное расстояние, что дает воз­можность измерять длительность последействия (в промежутке от 1 до 10 кадров).

Быстроту смены кадров можно регулировать: в одной серии кадры меняются через 1,5 с и на нее уходит 20 мин, в другой серии кадры меняются через 0,5 с и общее время эксперимента составляет 7 мин.

Критерии для диагностики.Изменение времени реакции (увеличение или полная задерж­ка), обусловленные действием предыдущего раздражителя (тормозного — НС на положитель­ный — С), служит показателем последействия тормозного процесса.

За исходное принимается время реакции на стимул, идущий через девять нейтральных букв, т. е. наиболее удаленный от предшествующего значимого (положительного или отрица­тельного) стимула. Для суждения о влиянии одного значимого стимула на другой время реак­ции на каждом интервале вычисляется в процентах к фоновому времени. Если время реакции увеличивается на 10 % и больше, то фиксируется наличие последействия. Длительность его измеряется путем умножения числа кадров между положительным и тормозным сигналами на длительность интервалов (1,5 или 0,5 с).

Могут наблюдаться три варианта изменения времени реакции на положительный стимул после отрицательного:

1) замедление времени реакции (длится 6-12 с),

2) сохранение прежней величины времени реакции,

3) укорочение времени реакции (длится 3 с).

Данная методика ввиду аппаратурной сложности не может использоваться вне лабора­торных условий, хотя затрачиваемое на обследование время относительное небольшое. Кро­ме того, методика дает возможность выявлять только влияние тормозного сигнала на возбу­дительный, т. е. функциональную подвижность торможения. Подвижность возбуждения ос­тается в этой методике без индикатора. Не ясно также, изучается ли данной методикой интегральное свойство или оно относится только ко второй сигнальной системе.

РЕФЛЕКСОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА К.М. ГУРЕВИЧА (1963)

Аппаратура, необходимая для исследования.Рефлексометр, магнитофон с записанными по определенной программе на магнитофонную пленку звуками, имеющими разное сигнальное значение; телефоны-наушники.

Процедура исследования.Сигналы с магнитофона подаются испытуемому в телефоны-наушники. Автоматически звуками с магнитофона осуществляется включение рефлексомет-ра. Программа записи на магнитофонную пленку для проведения исследования следующая. Положительным сигналом (на который испытуемый отвечает нажатием на кнопку рефлексо-метра, останавливая его) является звук высотой 800 Гц средней силы. Для изучения после­действия положительных раздражителей эти звуки подаются парами. Интервалы между ними составляют 0,5; 0,7; 1,0; 3,0; 5,0 с. Между парами сигналов интервалы постоянные и равны 12 с. Пары повторяются без определенной системы от 8 до 12 раз. Последействие тормозных раздражителей (звук высотой 3000 Гц) изучается при отставлении положительного сигнала от тормозного на интервал в 0,1 с. Положительные раздражители идут после тормозных всего пять раз (на фоне беспорядочного следования друг за другом как положительных, так и тор­мозных сигналов).

Сначала проводится тренировка обследуемого по различению положительного и тормоз­ного сигналов и по нажиму на кнопку рефлексометра только при появлении положительного сигнала.

Критерии для диагностики.Показателем подвижности—инертности нервных процессов служит время реакции на положительные раздражители после предшествования в одном слу­чае положительного сигнала, а в другом случае — отрицательного. Фоновое время реакции, по которому сравниваются сдвиги, высчитываются как среднее для данного обследуемого на сигнал, отделенный от предшествующего положительного сигнала на 12 с. В каждом исследо­вании учитывается не менее 50 фоновых реакций.

Последействие положительного раздражителя высчитывается из сравнения времени ре­акции на второй положительный раздражитель в каждой паре раздражителей (дается 10 по­пыток). Поскольку между положительными сигналами используются разные временные ин­тервалы, по сдвигам, выявленным при каждом интервале, можно судить о быстроте нервного процесса, вызываемого положительным раздражителем. Если последействие длительное, то последующий раздражитель вызывает возбуждение на фоне остаточного возбуждения от пред­шествующего раздражения, и они суммируются. Это приведет к уменьшению времени реак­ции. Если последействие имеет среднюю быстроту течения, то при коротких интервалах меж­ду двумя положительными сигналами будет наблюдаться суммация возбуждения и укороче­ние времени реакции, а при длинных интервалах — отрицательная последовательная индукция и увеличение времени реакции. Такая двухволновость изменения времени реакции свидетель­ствует, что за 5 с (время максимального интервала) следовые процессы прошли уже две фазы, в то время как в предыдущем случае — только одну. Наконец, если отрицательная фаза ин­дукции встречается уже при коротких интервалах между двумя положительными сигналами, то быстрота течения следовых процессов еще больше; в этом случае увеличение времени ре­акции будет уже при коротких интервалах между сигналами.

Субъектов с первым типом реакций можно отнести к инертным по возбуждению, а с тре­тьим типом реакций — к подвижным по возбуждению.

Показателем длительности -последействия тормозного раздражителя служит отношение времени реакции на положительный сигнал после тормозного к фоновому времени: если от­ношение больше единицы, то имеется инертность торможения, если меньше единицы (вслед­ствие положительной индукции), то имеется подвижность торможения.

Существенным недостатком данной методики является то, что подвижность возбуждения и торможения определяется в разных временных развертках: для последействия тормозного сигнала используется интервал 0,1 с, а для последействия положительного сигнала — 0,5 с и больше. Отсюда нельзя сравнить у одного и того же субъекта подвижность возбуждения с подвижностью торможения. Не идентичны и приемы определения подвижности того и дру­гого процессов: если влияние тормозного сигнала на положительный методика позволяет изу­чать, то влияние положительного сигнала на тормозный — нет.

Использование методики затруднено еще и по причине громоздкости и сложности аппа­ратуры, необходимой для исследования.

КИНЕМАТОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА (Е. П. ИЛЬИН, 1972)

Аппаратура, необходимая для исследования.Используется кинематометр Жуковского (луч­ше — разборный вариант для удобства транспортировки, рис. 3.7).

Основание прибора представляет собой металлический прямоугольник 10x10 см (1), к которому крепятся под прямым углом две граненые металлические полосы около 40 см дли­ной (2). К свободным концам этих полос прикрепляется дуга (из плотной фанеры) со шкалой от 0 до 90 угловых градусов (3). На металлической стойке (4) основания кинематометра по­мещена деревянная платформа (5), имеющая верхнюю поверхность в виде желоба, с тем что­бы предплечье обследуемого лежало на ней удобнее. Платформа движется в горизонтальной плоскости, вращаясь на металлической стойке без значительного сопротивления, и переме­щает за собой стрелку прибора (6), указывающую своим положением на шкале протяжен­ность выполняемого движения. Крепится стрелка на стойке с помощью диска (7), а фиксиру­ется к ложу кинематометра двумя металлическими стержнями, ограничивающими стрелку с двух сторон (8). Убрав левый стержень путем его вывинчивания, можно добиться того, что после каждого движения стрелка будет оставаться на том месте, куда ее привела рука обсле­дуемого. Это на первых порах облегчает съем показателей обследующему со шкалы кинема-


Рис.3.7. Кинематометр Жуковского (обозначения даны в тексте)

тометра, но вынуждает возвращать стрелку в исходное положение (на ноль). Ограничители, укрепленные с обеих сторон на полосах основания прибора (9), задерживают движение стрел­ки, а с ней и платформы за пределы шкалы и помогают фиксировать исходное положение руки обследуемого. Учитывая легкость кинематометра и его возможное смещение при дви­жениях обследуемого, он укрепляется к углу стола за металлические полосы двумя струбци­нами.

Процедура исследования.Обследуемый, сидя лицом к столу, помещает предплечье на платформе кинематометра, чтобы воображаемая ось локтевого сустава совпадала с осью вра­щения платформы. Высоту стула, на котором сидит обследуемый, необходимо отрегулиро­вать в зависимости от роста (особенно при обследовании низкорослых детей), чтобы поза была удобной для обследуемого. Движения рукой (сгибания в локтевом суставе) выполняются плавно в удобном для человека темпе. Ему предварительно дается возможность освоиться с прибором, почувствовать ход платформы, принять удобную позу. После этого ему объясняет­ся задание. При закрытых глазах обследуемый выбирает малую амплитуду движений (в преде­лах 20-30 угловых градусов) и, сделав сгибание руки на выбранную величину, запоминает ее, не открывая глаз и отводя руку в исходное положение. В следующем движении не открывая глаз он должен сделать движение с несколько большей амплитудой, чем при первом (эталон­ном) движении (по инструкции — на 1-2 градуса) и снова вернуть руку в исходное положе­ние. В третьем движении дается противоположное задание — уменьшить эталонную (выбран­ную) амплитуду на 1-2 градуса. Если, например, в первом движении амплитуда равнялась 24 градусам, то во втором надо сделать движение на 25-26 градусов, а в третьем — на 23-22 гра­дуса (в действительности и прибавление амплитуды, и ее уменьшение бывают большими).

На малой амплитуде эта процедура повторяется 4 раза, причем в двух попытках обследуе­мый после выбора амплитуды сначала прибавляет, а потом убавляет ее, а в двух других по­пытках — сначала убавляет, а затем прибавляет амплитуду. Важно, чтобы число тех и других попыток было одинаковым.

Та же процедура повторяется и на больших амплитудах (55-70 угловых градусов). Очень большую амплитуду выбирать не следует, так как при прибавлении обследуемый может пре-

Таблица 34 Протокол проведения эксперимента

Глава 9. Методические приемы психологического обследования

Использование конкретных методов психодиагностики для решения задач определения профессиональной пригодности должно основываться на данных об особенностях требований к личности и знаниях о диагностической (прогностической) ценности методик изучения, на оценке профессионально важных качеств личности. Опыт разработки системы профессионального психологического отбора и его проведения свидетельствует о наличии довольно обширного перечня методик профессиональной психодиагностики, которые в том или ином сочетании (в зависимости от особенностей вида деятельности) могут быть использованы для решения разнообразных задач оценки профессиональной пригодности. Ниже даны перечень и краткая аннотация этих методик. Полному их описанию посвящены оригинальные публикации, а также специальные руководства, справочники и пособия [10, 170, 218, 275, 308, 316 и др.].

9.1. Оценка основных свойств нервной системы

Условия жизни, воспитание, трудовая деятельность существенно влияют на формирование и развитие многих психологических качеств человека, однако некоторые из них имеют природную обусловленность. В связи с этим в процессе оценки профессиональной пригодности целесообразно бывает учитывать состояние достаточно устойчивых биологических функций организма, отражающих индивидуальные различия людей и возможную роль этих функций (степени их выраженности, особенности сочетания и т. п.) в предопределении успешности обучения и деятельности. Работы И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, К.М. Гуревича, В.М. Русалова и других исследователей основных свойств нервной системы установили типологические особенности и влияние указанных функций на целый ряд характеристик психики человека и его поведение (в том числе трудовую деятельность). Обоснованы и описаны (Н.В. Макаренко и др.) ряд методик исследования основных свойств нервной системы, а также особенности их использования в практике профессионального психофизиологического отбора ряда специалистов [165].

Сила нервных процессов

Подвижность нервных процессов

Уравновешенность нервных процессов

9.2. Оценка познавательных процессов

9.3. Оценка психомоторных процессов

9.4. Изучение свойств личности*

9.4.1. Личностные опросники

К опросникам такого же типа относится и опросник Г. и Ф. Оллпортов, направленный на изучение доминантности–подчиненности, опросник Л. и Т. Терстоунов, созданный для измерения невротических тенденций, и опросник Р. Бернрьютера для изучения склонностей.

Необходимо упомянуть также опубликованную в 1941 году Миннесотскую шкалу личности [311]. Авторы ее Дж. Дарли и

К. Мак-Нимара использовали метод факторного анализа для разработки многошкального личностного опросника Эта шкала не снискала себе особой популярности.

Интересным примером многошкального опросника является опросник для изучения ценностей Г. Оллпорта, П. Вернона и Дж. Линдси, построенный на основании типологии Шпрангера. Шкалы опросника давали возможность определить выраженность теоретических, экономических, эстетических, социальных, политических и религиозных интересов. Авторы разрабатывали этот опросник в период очень большой популярности факторного анализа, стремились создать его, исходя из определенных теоретических установок. В настоящее время этот опросник широко используется в прикладных исследованиях в Польше и Чехословакии.

Наиболее широкую известность в исследованиях, касающихся психологического отбора в авиацию, врачебно-лет-ной экспертизы летного состава и изучения индивидуально-психологических свойств личности пилотов и космонавтов, приобрели Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI), опросник Кэттелла и Айзенка.

Несмотря на сдержанное отношение к зарубежным личностным тестам, существует почти единодушное мнение, что они в принципе позволяют выявить многие внешне скрытые (или скрываемые) личностные характеристики за счет моделирования разнообразных ситуаций, которые невозможно сделать объектами непосредственного наблюдения в жизни или косвенного выявления иными методами. Надежность полученных личностных характеристик тем выше, чем более адекватны методические приемы задачам исследования и чем более объемно, всесторонне они характеризуют каждую из изучаемых черт личности. Именно поэтому для изучения личностных особенностей рекомендуется использовать комплекс тестов [8].

С формальной стороны опросники являются вариантом стандартизированной упорядоченной беседы, в которой методом косвенной самооценки зондируется широкий круг проблем, касающихся личности. В то же время очень большое значение имеет неявная, требующая раскрытия логика опросников. Возникает сложная методическая проблема: можно ли доверять информации, получаемой на основе субъективных оценок.

Адекватный перевод методик с одного языка на другой, адаптация их к социальным нормам страны, где проводится обследование, еще недостаточны для проведения научно обоснованного анализа. Необходима рестандартизация нормативных данных по шкалам опросников для соответствующей профессиональной группы.

В нашей стране адаптированный вариант методики используется и в целях клинической диагностики, при профессиональном отборе пилотов и врачебно-летной экспертизе, для решения проблем психодиагностики в спортивной психологии.

Создатели MMPI исходили из того, что эта шкала позволяет определить степень подобия испытуемого лицам, у которых причина трудностей адаптации заключается в неумении использовать жизненный опыт, в пренебрежении к общепринятым нормам социального поведения. Отсюда психолог, пользующийся этой методикой, обнаружив сходство ответов испытуемого с ответами критериальной группы, может утверждать, что в своем поведении испытуемый в определенной степени похож на этих лиц (настолько, насколько полно совпадают их ответы).

В-третьих, опросник позволяет в течение довольно короткого времени выявить личностные характеристики, определяющие уровень социально-психологической адаптации, что предполагает изучение всех аспектов личности как больного, так и здорового человека. На начальных этапах разработки этот опросник использовался лишь для уточнения некоторых вопросов клинической диагностики. Но получаемые эмпирические данные позволили выявить характеристики, коррелирующие с количественным результатом по той или иной шкале. В связи с этим методика стала использоваться именно как личностный опросник для изучения социально-психологической адаптации.

Следует подчеркнуть, что эмпирический и свободный от субъективизма метод разработки шкал обладает несомненными достоинствами, особенно при решении задач прикладного, а не теоретического характера, так как избавляет от необходимости определять сущность каждой измеряемой черты. Однако в опроснике есть целый ряд недостатков, наиболее существенный из которых состоит в том, что одни и те же ответы оказываются диагностичными для нескольких шкал. Создатели MMPI пришли к выводу, что это не скажется на валидности шкал, потому что отдельные шкалы связаны между собой и не являются однозначными по содержанию.

Некоторые авторы, например, считают недостаточным и способ оценки ответов. Ответ, соответствующий ключу, оценивается в один балл, несоответствующий – в ноль баллов. Никакая более дифференцированная система взвешивания ответов не использовалась. Безусловно, при таком большом количестве утверждений, какое содержится в

Первичные результаты, полученные по шкалам, преобразовывают в стандартные показатели – так называемые Т-баллы (или тены), что позволяет определить место отдельного испытуемого в группе. Средняя оценка по этой шкале составляет 50, а стандартное отклонение – 10 условных единиц. Перевод в тены осуществляется с помощью формулы

где, x i – первичный результат; М– среднее арифметическое по данной шкале; σ – стандартное отклонение.

Результаты от 30 до 70 тенов считаются областью обычных колебаний, поскольку в этом диапазоне (Μ±2σ) оказывается 95,4% всех наблюдаемых значений. Результат, превышающий 70 тенов по какой-либо шкале, не означает безусловного наличия патологии, требуется тщательный анализ данного случая.

Результаты, получаемые с помощью обследования, обычно бывают представлены в виде личностного профиля, который характеризуется уровнем результатов по шкалам, наклоном и рисунком профиля. Интерпретация профиля обычно начинается с анализа уровня результатов по отдельным шкалам и затем обобщается.

Содержание утверждений MMPI отражает картину самочувствия обследуемого, его привычки и особенности поведения, отношение к различным жизненным явлениям и ценностям, нравственную сторону его переживаний, специфику межличностных контактов, направленность интересов, уровень активности и настроения. Помимо общих сведений о характерологических особенностях индивида, социальной направленности личности, адаптивных и компенсаторных возможностях, проявляющихся при стрессе, с помощью методики выявляются особенности состояния субъекта: степень фрустрированности, напряженность защитных механизмов – близость к срыву или, напротив, хорошая компенсация за счет внутренних ресурсов личности.

В связи с реадаптацией методики и расширением сферы ее применения автором модифицированного варианта большинству базисных шкал методики приданы новые названия, соответствующие их психологической сущности:

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.