Гиппократ о нервных болезнях

Гиппократ 12 причин возникновения заболеваний

1. ПСИХОЛОГИЯ. Неправильные установки, отсутствие веры, отсутствие серьезных мыслительных программ, касающихся саморазвития и самообразования. Когда наше тело начинает говорить с нами языком болезней, недомоганий и прочих физических проблем, оно хочет, чтобы мы осознали и изменили свой образ мыслей и действий. Если человек недоволен собой, если он никого не любит или его никто не любит, то отразится ли это на его здоровье? Конечно. Он будет испытывать смесь самых разрушительных эмоций: обиду, зависть, страх, злобу или гнев. У таких людей нет даже шансов быть здоровыми. Психология - это мощнейший фактор и надо начинать с него. Нужно определить жизненные приоритеты.

4. АБВГПП - АГРЕССИЯ БАКТЕРИЙ, ВИРУСОВ, ГРИБОВ, ПРОСТЕЙШИХ, ПАРАЗИТОВ. Хотите вы или нет - они есть, они живут и имеют такое же право на существование, как и вы. Убить их невозможно. Скорее они вас убьют, но у них нет такой цели. Их цель - эксплуатировать нас и получать продукты для своей жизнедеятельности.Если бы какие-то глисты хотели бы нас уморить, они бы давно это сделали. Им незачем разрушать большой корабль, они живут тихонечко. Другое дело, что мы не хотим с ними жить, значит, нам надо создать для них неблагоприятные условия. С бактериями, вирусами и грибами может справиться наш иммунитет, и только он. Другое дело - простейшие и гельминты. Для клеток иммунной системы - это крупные звери, поэтому для борьбы с ними мы должны применять конкретные действия.

6. МЕДИЦИНА. Даже если в развитие медицины вложить огромное количество денег, продолжительность жизни человеческой популяции не увеличится. Она не зависит от уровня развития медицины в стране. Продолжительность жизни зависит от культуры питания, образа жизни и любви к самому себе. Огромное количество лекарственных веществ, которые мы принимали в прошлом веке - анальгин, цитрамон, димедрол, уже давно сняты с производства в других странах мира из-за их токсического воздействия. Например, препарат декарис, который много лет использовался в качестве иммуномодулятора, вызывает рак крови у детей. Эти исследования проводились в США.Мы уже не говорим о бесконтрольном приеме нестероидных противовоспалительных средств, антибиотиков и препаратов, снижающих артериальное давление. Только вам решать, сколько и как долго вы будете принимать химические средства. Это колоссальный фактор, влияющий на ваше здоровье самым негативным образом.

8. ДВИЖЕНИЕ. В Китае и Японии очень мало врачей, которые занимаются проблемами суставов. Большинство видов восточных единоборств представляют собой плавные движения, больше похожие на хорошую гимнастику, чем на вид спорта. В нашей стране понятие о физической нагрузке у каждого свое. Простояв 8 часов вниз головой на даче, вы можете и не надеяться, что получили полезную физическую нагрузку. Движения должны быть гармонично распределены между всеми группами мыши и сопровождаться небольшим учащением пульса и потоотделением. Тогда эту нагрузку можно считать эффективной.

11. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ. Их больше, чем принято считать. Это не только алкоголизм, курение и наркомания. Это и чтение в транспорте, прослушивание громкой музыки в наушниках. Кстати, спать на животе тоже вредно, потому что шея поворачивается под углом 45%, то есть практически нарушается мозговое кровообращение. 12. ВРЕМЯ. Это то, чего не хватит, когда все уже будет. Неизбежный фактор, влияющий на наше здоровье.

Из книги "Философия здоровья" Степановой М.В.

БОЛЕЗНИ ИЗЛЕЧИВАЕТ ПРИРОДА, А НЕ ЛЕКАРСТВА

Глубочайший смысл этих слов стал полностью понятен мне лишь после того, как я открыл основные природные механизмы оздоровления, заложенные в человеческом организме.

Итак, вывод для меня был однозначен: лекарства очень опасны для здоровья, они могут временно помочь, снять боль или давление, но не должны использоваться для лечения постоянно. Ведь совершенно очевидно – чем больше больной принимает лекарств, тем больше он подрывает свое здоровье, а следовательно, сокращает жизнь. Поэтому лекарства ни в коем случае не могут рассматриваться в качестве универсального средства лечения, а современная медицина стоит именно на этом. Делать упор на лекарства – это губительный путь как для отдельных больных, так и для всего человечества в целом. Это тупиковый путь, ведущий род человеческий к вырождению и гибели.

Так впервые я обратил внимание на Природу. Возникла идея: в организм человека при его рождении Природа закладывает какие-то механизмы оздоровления. Следовательно, надо найти эти механизмы и понять, как они функционируют.

Взять хотя бы наших меньших братьев – собачек, кошечек. Организм устроен у них так же, как у человека (отличие состоит только в том, что человек в силу особенностей головного мозга способен к мыслительной деятельности). Но все они благополучно живут без лекарствивтожевремябодры, здоровы, жизнерадостны. Следовательно, они используют какие-то механизмы оздоровления. Но какие и как именно они это делают?

Однако попытка путем простого наблюдения за животными установить механизмы оздоровления и приемы их использования не увенчалась успехом. Я просто ничего не смог обнаружить, хотя никогда не сомневался, что механизмы оздоровления у животных и человека общие, так как человек все-таки вышел из животного мира. В дальнейшем это полностью подтвердилось, хотя путь к осознанию этого факта был обратным: вначале все механизмы оздоровления я обнаруживал у себя, а потом уже видел все то же самое у животных.

Из всех природных механизмов оздоровления мое внимание прежде всего привлек плач. В народе говорят: поплачь – полегчает. Это общеизвестный факт. Но никто не занимался исследованием этого феномена, никто не ответил на вопрос: в чем причина полезности плача?

Оказалось, что когда человек плачет, он начинает правильно дышать: и вдох и выдох делаются только ртом, выдох становится продолжительнее вдоха. Когда я стал так дышать, то уже через месяц у меня исчезли проблемы с сахарным диабетом, гипертонией, ишемией, и я стал практически здоровым человеком.

В дальнейшем были обнаружены и все другие природные механизмы оздоровления – импульсный самомассаж, естественный ночной отдых, естественное питание, естественное голодание. Стало ясно, что зевать, почесываться, потягиваться, дышать ртом очень полезно, так как все это и есть природные механизмы оздоровления. Когда-то человек, живя в Природе, активно использовал их и был здоровым без лекарств. Но когда возникло общество, были введены правила приличия и использование всех этих механизмов стало насильно подавляться. Вот почему люди стали болеть и вынуждены были обратиться к лекарствам: вначале использовались травы, теперь применяют химические препараты. Но Природа, создавая человека, не рассчитывала на лекарства, тем более на современную химию.

Когда я осознал, откуда появилась потребность в химических препаратах, для меня стало абсолютно ясно: лекарства человеку действительно не нужны, в соответствии с законами Природы мы в них вообще практически не нуждаемся. А если человек часто болеет и не проживает даже отведенного ему Природой срока (120 лет, по утверждению врачей), то лишь потому, что с момента рождения и до смерти его усиленно пичкают лекарствами, которые постепенно разрушают все органы и сокращают жизнь. Нельзя жить долго и не болеть, если всю жизнь принимать лекарства.

Я сам уже три десятилетия не принимаю никаких лекарств. И хотя мне уже 71 год, не испытываю никаких проблем со здоровьем. Точно так же чувствуют себя тысячи других людей, овладевших рыдающим дыханием и другими природными механизмами оздоровления.

Желаю читателям пополнить ряды здоровых людей и отказаться от ненужных и опасных химических препаратов.

“Природа - врач болезней. Природа сама находит пути без участия мысли. Природа, не обучаясь, сама по себе знает всё, делает то, что подобает”, - так говорил величайший врач-философ древней Греции, потомок бога Эскулапа, Гиппократ из Киоса. Лучше не скажешь. Короче не скажешь.

“…природу врач должен взять за образец своего искусства”.

Образы прошлого и силуэты некоторых военно-полевых хирургов. Из книги Сергея Сергеевича Юдина "Размышления хирурга"


«Язвину врач осмотрел, нанесенную острой стрелою.

Выгнал кровь и, искусный, ее врачествами осыпал,

В ходе сражений Махаон, врач-воин, сам ранен. К нему на помощь срочно высылают Нестора с ко­лесницей, дабы подобрать его с поля битвы и отвес­ти в безопасное место, на корабли ибо:

«Опытный врач драгоценней многих других человеков,

В той же песне ниже мы читаем место, где Патрокл, соперировав раненого Эврипида, применяет обезболивающее местное лечение:

«Там положивши героя, ножом он из лядвеи жало

Вырезал острой стрелы. Омыл с него теплой водою

Черную кровь и руками истертым корнем присыпал

Горьким, врачующим боли, который ему совершенно

Напомню в заключение, что у Эскулапа, помимо двух сыновей — Махаона и Подалириуса, была и дочь Hygieia — богиня здоровья, всюду сопровож­давшая своего отца. Она-то и кормила со своей руки ту самую змею, с которой Эскулапа всегда изобра­жают.

Вот в нескольких штрихах поэтическая родослов­ная нашей медицинской науки по греческой мифо­логии. Вернемся теперь к Гиппократу.

Однако, помимо индивидуальных заболеваний, Гиппократ часто и подробно останавливается на групповых, обусловленных либо местными вреднос­тями, либо появляющихся эпидемически. Этим те­мам посвящено несколько отдельных сочинений,

Коснувшись такого хирургического состояния, как перитонит, который во времена Гиппократа не мог быть объектом операции, замечу, что в целом хирургический раздел его творений и деятельности не менее замечателен, чем общемедицинский. Боль­ше того, компетентные критики считали, что Гип­пократ даже более замечателен как хирург, чем как врач. Мне как хирургу не более затруднительно оценивать заслуги Гиппократа в хирургии, чем в се­миотике, пропедевтике и клинике. И я полагаю, что общемедицинские заслуги Гиппократа все же важ­нее специально хирургических. Эти общие медицин­ские установки и директивы способствовали разви­тию хирургии в веках; на них хирургия зиждется и процветает теперь. Хирургическая техника есть неотъемлемая, важнейшая и незаменимая часть лечения в хирургической клинике, где исследо­вание больных, наблюдение за ними, уход и уста­новка предсказаний проводятся на общеклинических основаниях. Все эти разделы врачебной деятельнос­ти если не целиком созданы, то полностью и заново переработаны Гиппократом. И в этом отношении Гиппократ — не только первый в истории медицины, но и один из крупнейших реформаторов в науке. Хирургические его сочинения действительно пора­жают обширностью знаний, тщательностью наблю­дений и совершенно невероятной для тех далеких времен изобретательностью и полной целесообраз­ностью хирургических приемов.

Нужно ли подчеркивать, насколько эти указания Гиппократа справедливы и созвучны текущим собы­тиям нашей исторической эпохи. Примите их как завет отца медицины из глубины веков. Примите их из уст хирурга, который 29 лет тому назад, осенью 1914 г. , как Вы, с пятого курса университета уезжал прямо на войну, тоже против извечного на­шего врага — Германии. Vita brevis, ars longa! Жизнь краткотечна, но врачебный опыт накаплива­ется, фиксируя эмпирические закономерности, соб­ранные путем преемственных долголетних тщатель­ных наблюдений. Поэтому искусство—вечно.

Другой принцип Гиппократа, тоже классичес­кий, — это знаменитая формула contraria-contraris, т. е. лечение болезненных состояний, применяя и вызывая противоположные им состояния.

Третий принцип, впервые со всей ясностью вы­сказанный и продуманный Гиппократом, — это vis medicatrix naturae. Гиппократ отлично понял самое главное, а именно, что защитительные и всецелительные силы живого организма действительно огромны и что искусство врача должно лишь руково­дить и помогать этим природным свойствам и силам в их защитных усилиях. В разгадке этих целебных сил натуры Гиппократ подыскивал объяснение ес­тественного, научного порядка, но неизбежно прибе­гал и к философским, идеалистическим аргументам. Ведь у него не было ни микроскопа, ни чувствитель­ных химических реактивов. А ведь ни учение о фагоцитозе, ни иммунобиологические реакции и ника­кие новейшие блестящие достижения коллоидной химии до сих пор еще не исчернили этой темы, не закончили собой главы о лечебной самозащите орга­низма.

Гиппократ делал безошибочные заключения, пользуясь одной лишь гениальной наблюдатель­ностью у постели больного. Вот такую прозорливость можно, пожалуй, назвать интуицией. Intueri по-латыни значит взирать, вглядываться. Интуиция есть свойство высмотреть и осмыслить кое-что такое, ми­мо чего очень многие другие люди пройдут, не обра­тив внимания. Она чаще всего — плод громадного умственного напряжения и огромной любви к свое­му делу. Интуиция как непосредственное усмотрение истины, целесообразности или прекрасного не есть нормальный путь познания; ей обучить нельзя, а потому вести к ней и призывать не стоит. Но от­рицать ее тоже нельзя, хотя бы в искусстве, а пото­му допустимо восхищаться античными примерами интуиции в лице Гиппократа в области нашего вра­чебного искусства.

Так получалось тогда, когда увлечение все новы­ми и новыми открытиями грозило или действительно уводило не только диагностику, но и лечение из па­латы в лаборатории, рентгено- и электрокардиогра­фические кабинеты, в отделения сывороток, вакцин и т. п. Нелепо было бы отрицать прогрессивное и практическое значение большинства таких откры­тий. Лишь бы не переоценить их роли и значения и не дать им увести нас самих от постели больного, а нашу науку завести временно в тупик. Чувство меры нужно во всем, в каждом искусстве. В этом залог художественности.

Великий греческий врач Гиппократ жил на острове Косе в 460 – ок. 370 гг. до н.э. Под его именем до нас дошло множество сочинений по медицине, известных как Corpus Hippocraticum (около 130 произведений). Весьма дискуссионной остается проблема, какие произведения принадлежат ему лично, а какие были ему приписаны (самые поздние из сочинений корпуса датируются I в. н.э.). В любом случае они отражают накопленные в знаменитой косской врачебной школе знания о болезнях и способах их лечения. К одним из древнейших произведений Корпуса Гиппократа (рубеж V и IV вв. до н.э.) относятся публикуемые ниже фрагменты из сочинений “О воздухе, водах и местностях” (Περι áερων, νδáτων, τóπων) и “О болезнях” (Περι νονσων). В первом из них на примере скифов демонстрируется влияние климата на физическое строение человека, при этом сообщается масса сведений этнографического и антропологического характера, во втором описывается изготовление скифами пищи из кобыльего молока. Поскольку принадлежность этих сочинений Гиппократу оспаривается, обычно их называют Псевдо-Гиппократовыми (цитируются как Ps.-Hippocr.). Сведения о скифах и сарматах Псевдо-Гиппократа перекликаются с информацией Геродота, хотя и происходят, по-видимому, из независимого источника.

Издания: Oeuvres completes d’Hippocrate / Ed. E. Littre. Vol. 1-Х. Paris, 1839-1861 (единственное полное издание корпуса Гиппократа); Hippocratis Opera / Ed. J. Ilberg, H. Kuhlewein. Vol. I—II. Leipzig, 1894— 1902; Corpus medicorum Graecorum. I, 1 / Ed. J. L. Heiberg. Leipzig, 1927; Hippocrates. Pseudepigraphic Writings. Leiden et al., 1990.

Литература: Ростовцев 1925. С. 18-19; Куклина 1970; Edelstein 1931; Diller 1958.

20. Относительно [народов, живущих] направо от летнего восхода солнца 1 до озера Меотиды, составляющего границу Европы и Азии, можно сказать следующее. Эти народы в определенном отношении более отличаются друг от друга, чем те, о которых рассказано выше, по причине непостоянства климата и природных условий страны.

21. Я умолчу о тех народах, у которых отличия мало заметны, расскажу [только] о тех, которые [представляют] важные [особенности, происходящие] от природы или от обычаев. Прежде всего [скажу] о длинноголовых. Нет никакого другого народа, который имел бы подобную форму черепа. Первоначально важнейшею причиною удлиненной [формы] головы был обычай, а теперь и природа содействует обычаю, [происшедшему] от того, что они считают самыми благородными тех, у кого наиболее длинные головы. Обычай этот состоит в следующем: лишь только родится ребенок, пока еще [кости] его мягки, неотвердевшую его головку выправляют руками и принуждают расти в длину посредством бандажей и [других] подходящих приспособлений, вследствие которых сферическая форма головы портится, а длина ее увеличивается. Первоначально так делали по обычаю, так что такая форма придавалась голове насильственным способом; но с течением времени это вошло в природу, так что обычай уже не насиловал ее 2 …

24. В Европе есть скифский народ, живущий вокруг озера Меотиды и отличающийся от других народов. Название его — савроматы. Их женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики, [сидя] на конях, и сражаются с врагами, пока они в девушках; а замуж они не выходят, пока не убьют трех неприятелей, и поселяются на жительство с мужьями не прежде, чем совершат обычные жертвоприношения 3 . Та, которая выйдет замуж, перестает ездить верхом, пока не явится необходимость поголовно выступать в поход. У них нет правой груди, ибо еще в раннем их детстве матери их, раскалив приготовленный именно с этой целью медный инструмент, прикладывают его к правой груди и выжигают, так что она теряет способность расти, и вся сила и изобилие [соков] переходят в правое плечо и руку 4 .

25. Относительно внешнего вида прочих скифов, именно сходства их между собою и несходства с другими народами, можно сказать то же, что и об египтянах, исключая то, что у вторых это обусловливается знойностью [климата], а у первых — холодом. Так называемая “Скифская пустыня” 5 представляет собою равнину, изобилующую травою, но лишенную деревьев и умеренно орошенную: по ней текут большие реки, которые отводят воду с степей. Здесь-то и живут скифы; называются они кочевниками 6 потому, что у них нет домов, а живут они в кибитках, из которых наименьшие бывают четырехколесные, а другие — шестиколесные; они кругом закрыты войлоками и устроены подобно домам, одни с двумя, другие с тремя [отделениями]; они непроницаемы ни для воды, ни для света, ни для ветров. В эти повозки запрягают по две и по три пары безрогих волов: рога у них не растут от холода. В таких кибитках помещаются женщины, а мужчины ездят верхом на лошадях: за ними следуют их стада овец и коров и [табуны] лошадей. На одном месте они остаются столько времени, пока хватает травы для стад, а когда ее не [хватит], переходят в другую местность. Сами они едят вареное мясо, пьют кобылье молоко и едят “гиппаку” [это сыр из кобыльего молока] 7 . Таков образ жизни и обычаи скифов.

26. [Мы уже говорили] о климате 8 [Скифии] и о внешности [ее обитателей], — что скифское племя значительно отличается от прочих людей и похоже только само на себя, подобно египтянам; оно [также] весьма мало плодовито, в этой стране и животные водятся лишь очень немногие и небольшие. Это потому, что она лежит под самым севером и у подножия Рипейских гор, откуда дует северный ветер. Солнце приближается к ней только тогда, когда дойдет до летнего обхода, да и тогда греет [землю] короткое время и не сильно; ветры, дующие из теплых стран, проникают в эту страну лишь редко и с незначительной силой, а с севера, [напротив], постоянно дуют ветры холодные вследствие изобилия там снегов, льдов и вод: горы никогда не освобождаются от них и от этого необитаемы. Днем густой туман окутывает равнины, и в них живут [люди]; поэтому там вечная зима, а лето [продолжается лишь] несколько дней, также не очень [теплых]: дело в том, что равнины там возвышенны, обнажены, не увенчаны горами, а, [напротив], поднимаются по направлению к северу. Там и животные не бывают велики, так что могут прятаться в землю. [На их рост] вредно влияет [постоянная] зима и обнаженность страны, не представляющей поэтому никакой защиты от холода. Перемены погоды там не велики и не сильны: [она стоит почти] одинаково и мало изменяется. Поэтому-то [и обитатели страны] так похожи видом друг на друга: они всегда употребляют одну и ту же пищу, [носят] одну и ту же одежду летом и зимой, дышат сырым и густым воздухом, пьют снеговую и ледяную воду и не знают усталости: невозможно ведь закалять [в труде] ни тело, ни душу там, где [климатические] перемены не бывают значительны. Вследствие этих причин скифы отличаются толстым, мясистым, нечленистым, сырым и немускулистым телом; живот у них в нижней части отличается чрезвычайным изобилием влаги: ведь и невозможно, чтобы он был сух в стране, отличающейся такими природными свойствами и состоянием атмосферы. Благодаря тучности и отсутствию растительности на теле [обитатели] похожи друг на друга, мужчины на мужчин и женщины на женщин. Вследствие одинаковости температуры в разные времена года, при сгущении семенной жидкости не происходит никакой порчи и изменений, за исключением какого-нибудь насильственного случая или болезни.

27. Я представлю важное доказательство изобилия влаги [в их телах]: у большинства скифов, [именно] у всех кочевников, можно встретить прижигание плеч, рук, запястий, груди, бедер и лядвий; [они делают это] исключительно вследствие природного изобилия влаги [в теле] и его мягкости, так как [иначе] от сырости тела и слабости не могут ни натягивать луков, ни давать плечом толчок [при метании] дротика; а при прижигании излишек влаги высыхает в членах, и вследствие этого тело делается крепче, изобильнее питательными соками и членистее. Делаются же они сырыми и слабыми, во-первых, от того, что [в детстве] не пеленаются, подобно египтянам; [скифы] не имеют этого обычая из-за верховой езды, чтобы хорошо сидеть [на лошадях]; во-вторых, от сидячей жизни: [дети] мужского пола, пока не могут еще держаться на лошади, большую часть времени сидят в кибитках и мало ходят пешком вследствие [постоянных] перекочевок; женский же пол отличается удивительно сырою и слабою комплекцией.

28. [Все] скифское племя — рыжее, вследствие холодного климата, так как солнце не действует с достаточной силою, и белый цвет [как бы] выжигается от холода и переходит в рыжий. При таком физическом сложении народ не может отличаться плодовитостью: у мужчины не может быть значительного полового стремления вследствие сырости комплекции, мягкости и холодности живота, так как при таких условиях мужчина едва ли может отличаться сладострастием; сверх того, постоянные толчки при верховой езде производят в них половое бессилие. Таковы причины, действующие на мужчин, а у женщин — тучность и сырость тела, так как матка делается неспособною воспринимать семенную жидкость. Месячные очищения происходят у них не так, как следует, а лишь в небольшом количестве и через [большие] промежутки времени; устье матки закрывается жиром и не может воспринимать семени; [при этом] сами они не выносят трудов 9 , отличаются тучностью, живот у них холоден и мягок. Вследствие таких-то причин скифское племя не плодовито. Важное доказательство [справедливости этих замечаний] представляют рабыни 10 ; достаточно лишь одного сообщения с мужчиною, чтобы сделаться беременными; [это — прямое следствие] их трудовой жизни и сухости тела.

29. Сверх того между скифами встречается множество евнухов; они занимаются женскими работами и говорят по-женски; называются такие [мужчины] “энареями” 11 . Причину [такого явления] туземцы приписывают божеству 12 и [поэтому] чтут таких людей и поклоняются им, каждый боясь за себя. Мне кажется, что эта болезнь [настолько же] божественна, как и все остальные, что ни одна из них нисколько не божественнее и не человечнее другой, но все одинаковы и все божественны; каждое из таких [явлений] имеет свою естественную причину, и ни одно не происходит без таковых причин. Какими причинами, по моему мнению, обусловливается названная болезнь [скифов], я сейчас изложу. Верховая езда, при которой ноги постоянно висят по бокам лошади, производит у них опухоли; затем при сильном развитии этой болезни является растяжение бедер и хромота. Лечатся они [от этого] следующим образом: при первых признаках болезни разрезают с обеих сторон жилы позади ушей; когда прекратится кровотечение, [больные] от слабости впадают в дремоту и засыпают; затем пробуждаются одни здоровыми, другие — нет. Итак, мне кажется, что именно этот способ лечения вредно влияет на семенную жидкость: около ушей есть жилы, вследствие разрезывания которых лица, испытавшие эту операцию, делаются неспособными к оплодотворению: я думаю, что именно эти жилы они и разрезают. Если после этой [операции], приходя к женщинам, они оказываются бессильными, то в первый раз не обращают на это внимания и не беспокоятся; но если при повторении попытки два, три и более раз она оказывается не более успешною, то они решают, что в чем-нибудь провинились пред божеством, которому приписывают [причину болезни, затем] надевают женское платье, [открыто] признавая этим свое бессилие, усваивают женские привычки и вместе с женщинами занимаются их работами.

30. Этой болезни подвержены скифские богачи 13 , — не люди самого низкого происхождения, а [напротив], самые благородные и пользующиеся наибольшим могуществом 14 ; причина ее заключается в верховой езде; бедные люди менее [страдают ею], так как не ездят верхом 15 . Между тем, так как, [по мнению скифов], эта болезнь более происходит от божества, чем другие, то следовало бы [ожидать], чтобы она поражала не только самых благородных и богатых скифов, а всех одинаково или даже преимущественно бедняков, — если правда то, что богам приятно чествование и благоговение людей и они вознаграждают их за это. Ведь естественно, что люди богатые приносят богам много жертв и даров от своего избытка и чествуют их, тогда как бедняки жертвуют менее, [отчасти] по неимению [средств], а отчасти из-за неудовольствия на то, что боги не дают им богатства: стало быть, наказания за такие прегрешения скорее [должны были бы] постигать неимущих, чем богатых. Но, как я уже сказал и раньше, эта болезнь столько же происходит от божества, сколько и другие: каждая имеет свою естественную причину. И эта болезнь происходит у скифов от той причины, которую я объяснил. То же самое бывает и у остальных людей: где очень много и часто ездят верхом, там очень многие страдают опухолями, ломотою в бедрах и подагрою и очень равнодушны к половым удовольствиям. Эти болезни есть и у скифов, и они более всех страдают половым бессилием 16 по вышеуказанным причинам и [еще потому], что они постоянно носят штаны и большую часть времени проводят на лошадях, так что даже рукою не дотрагиваются до половых частей, а под влиянием холода и усталости не испытывают сладострастных желаний и нисколько не возбуждаются до потери половой способности. Таково положение скифского племени.

IV, 20…. Это (влияние жара на больной организм) похоже на то, что скифы делают из кобыльего молока 17 : влив молоко в деревянные сосуды, они встряхивают их; взбалтываемое [молоко] пенится и разделяется, причем жир, который они называют бутиром 18 , по своей легкости отделяется [и поднимается] вверх, а тяжелая и плотная часть оседает вниз; ее отделяют и сушат; когда она сгустится и высохнет, ее называют “гиппакою” 19 ; молочная сыворотка остается в середине.

(Перевод
В.В. Латышева из: ВДИ. 1947. 2. С. 294-298)


Дата публикации: 11.03.2019 г.

1
Если учесть, что летний восход солнца означает северо-восток ойкумены, то направо от него Азовское море может быть расположено только на карте (скорее всего ментальной) с югом наверху (ср. южноориентированную карту-схему ойкумены у Эфора).

2
Обычай удлинения формы черепа зафиксирован археологически у некоторых народов Восточной Европы, в частности у сарматов и готов.

3
Подобное описание савроматских женщин встречается уже у Геродота (см. выше Her. IV, 116-117).

4
Обычай прижигать правую грудь для удобства стрельбы из лука приписывается в античной литературе амазонкам. Здесь автор, не упоминая амазонок, рассказывает то же самое о савроматских женщинах, имея, очевидно, в виду рассказанную Геродотом легенду о происхождении савроматов от брака амазонок и скифов (см. выше Her. IV, 110-117).

5
Под этим названием подразумеваются степи между Дунаем и Северным Прикаспием.

6
Ниже следует классическое описание образа жизни скифских кочевников, воспроизводившееся на протяжении всей античности и позже.

7
Это уточнение, по мнению некоторых издателей, было внесено в текст позже. О приготовлении “гиппаки” см. ниже отрывок из другого произведения Гиппократова Корпуса “О болезнях”.

8
Дальнейший рассказ о влиянии климата на организм человека содержит много надуманного и схоластического.

9
Ср. выше Her. IV, 114 о скифских женщинах, которые “не делают ничего (в войне и охоте. — Сост.)… но, оставаясь в повозках, занимаются женским трудом, не выезжая на охоту и вообще никуда”.

10
Это место часто привлекается исследователями в дискуссии о существовании рабства в скифском обществе. Возможно, Псевдо-Гиппократ говорит о скифских рабынях-наложницах, о которых рассказывал и Геродот (см. выше Her. IV, 71).

11
До Псевдо-Гиппократа об энареях рассказал, хотя и немного по-другому, Геродот (см. выше I, 105 и IV, 67-69).

12
По Геродоту (IV, 67), энареи рассказывали, что пророческий дар им достался от Афродиты.

13
В этих словах часто видят свидетельство имущественного неравенства в скифском обществе, что говорит о развитом институте частной собственности (см.: Хазанов 1975. С. 92).

14
Аристотель считал, что эта болезнь была распространена среди скифских царей (Arist. Eth. Nic. VII, 7, 6; ср. Clem. Alex. Protrep. II, 24 о скифском царевиче Анахарсисе, который “сам сделался женоподобным в Элладе и стал учителем женской болезни для прочих скифов”).

15
Возможно, это — свидетельство наличия у скифов обнищавших кочевников, потерявших возможность заниматься кочевым скотоводством, что бывает во всех кочевых обществах.

17
О приготовлении молочных продуктов из молока кобылиц (возможно, кумыса) рассказывает также Геродот (IV, 2): “Выдоенное молоко скифы сливают в глубокие деревянные сосуды и, расставив вокруг сосудов слепцов, велят им взбалтывать молоко; поднимающиеся при этом на поверхность сливки снимаются и считаются более ценными, а остающееся внизу считается худшим сортом”.

18
Греч. βοντνρον, возможно, разновидность сыра.

Читайте также:

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.